ИЗУЧЕНИЕ ОСОСБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ ЗРИТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Дефектология
  • 59 59 страниц
  • 27 + 27 источников
  • Добавлена 18.05.2023
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление

Введение 3
Глава 1. Теоретико-методологические основы изучения особенностей развития зрительного восприятия детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения 5
1.1. Психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения 5
1.2. Характеристика методов коррекционно-педагогической работы с детьми старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения 12
Выводы по Главе 1 24
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа, направленная на развитие зрительного восприятия детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения 25
2.1. Диагностика особенностей развития зрительного восприятия у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения 25
2.2. Программа коррекции зрительного восприятия у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения 33
Выводы по Главе 2 40
Заключение 41
Список используемой литературы 43
Приложения 47
Фрагмент для ознакомления

Что надо сделать, чтобы узнать какая дорога длиннее, а какая – короче (наложить одну полоску на другую)? Какая дорожка длиннее? 14. «Нарядим кукол».Цель: закреплять умения детей сравнивать предметы по длине и находить равные, упражнять в завязывании ленточек.Ход игры: воспитатель предлагает детям нарядить своих кукол, ведь скоро они отправятся в гости к другим ребятам. Их надо причесать и завязать красивые ленточки. Но вот здесь в коробке так много разных ленточек, так что сначала нужно навести порядок: в одну сторону отложить ленточки одной длины, в другую – ленточки другой длины. После того как дети справятся с заданием, они с помощью воспитателя завязывают куклам бантики, играют с ними.15. «Кто внимательнее».Цель: закреплять знания детей о способах сравнения предметов по ширине, воспитывать желание довести начатое до конца.Ход игры: воспитатель показывает детям 2 коробочки разного цвета. Они одинаковые по высоте и длине, но разные по ширине, ребенок прикладывает ленточки по длине, убеждается, что они одинаковые по длине. Воспитатель предлагает проверить одинаковые ли ленточки по ширине, какая из них шире, а какая – уже. «Обведи по пунктирной линии контур».Цель: учить детей обводить по контуру, не отрывая руки, продолжать учить классифицировать предметы по их прямому назначению.Ход упражнения: воспитатель предлагает детям обвести по пунктирной линии контур, определить, что изображено на рисунке. (Детиназывают предметы одежды, обуви, головных уборов, называют обобщающее слово).«Что обуваем».Цель: уточнить знания детей об обуви.Оборудование: картинки с временами года, картинки с обувью.Ход игры: Педагог показывает детям картинки с разными временами года, нужно подобрать обувь к различным погодным условиям.«Моя любимая одежда».Цель: уточнить знания детей об одежде, уточнить цвет и фактуру материала.Оборудование: мяч.Ход игры: Дети передают друг другу мяч. Педагог произносит слова:Ты катись веселый мячик, Быстро, быстро по рукам…У кого веселый мячик, Про любимую одеждуБыстро все расскажет нам. Раз, два, три – говори.Дети по очереди рассказывают о своей любимой одежде, уточняя цвет и фактуру материала.«Помогите детенышам найти свою маму».Цель: развивать соотносить взрослых животных с их детенышами.Ход игры: воспитатель говорит детям –«Ребята, животные со своими детками гуляли на лужайке, малыши заигрались и потерялись. Помогите детенышам найтисвоих мам и назовите их».«Кто что ест?».Цель: умение соотносить животных и то, чем они питаются.Ход игры: Педагог предлагает детям по картинкам определить, чем питаются животные.Таким образом, предполагается, что представленная программа коррекционной работы основанной на подборе заданий, направленных на развитие зрительного восприятия у детей старшего дошкольного возраста, имеющих нарушение зрения, поспособствует зрительному восприятию у детей. При этом важно задания подбирать так, чтобы заинтересовать ребенка, так как у детей с нарушениями зрения снижен познавательный интерес.Выводы по Главе 2Мы провели констатирующий эксперимент в сентябре 2022 года, на базе детского сада компенсирующего вида №2356 города Москвы. Была использована методика на определение цвета, формы, величины, восприятие изображений по автору Е.Н. Подколзиной. В соответствии с проведенной диагностикой и определением уровней развития зрительного восприятия, выделеннымиЛ.Б.Осиповой, получили следующие результаты: – по результаты диагностики определения восприятия цвета у детей-участников эксперимента, средний уровень наблюдается у 20% детей, низкий у 80% детей. Высокий уровень у детей не выявлен;– по результаты диагностики определения восприятия формы у детей-участников эксперимента, средний уровень наблюдается у 20% детей, низкий у 80% детей. Высокий уровень у детей не выявлен;– по результатам диагностики определения восприятия величины у детей-участников эксперимента, средний уровень наблюдается у 10% детей, низкий у 90% детей. Высокий уровень у детей не выявлен;– по результатам диагностики определения восприятия изображений у детей-участников эксперимента, средний уровень наблюдается у половины детей (50%), вторая половина детей (50%) имеет низкий уровень. Высокий уровень у детей не выявлен.Мы составили программу коррекционной работы, направленную на развитие зрительного восприятия у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения, которая состоит из дидактических игр. Всего в программе использовано 20 игр направленных на развитие восприятие цвета, формы, величины и воображений у детей имеющих нарушение зрения.ЗаключениеМы дали психолого-педагогическую характеристику детям дошкольного возраста с нарушениями зрения, особенность которых заключаются в том, что ребенок с нарушением зрения не имеет полноценной возможности опираться на зрительное восприятие в своей деятельности. Из-за отсутствия полноценной информации об окружающем мире, опаски столкнуться с каким-либо объектом в процессе передвижения, невозможности получить полноценную информацию об окружающих предметах, у ребенка снижается интерес к познанию, появляется отставание в развитии, ребенок испытывает трудности в восприятии окружающих объектов. Для таких детей характерно наличие качественных изменений системы взаимоотношений анализаторов, возникают специфические особенности в процессе формирования образов, понятий, речи, в соотношении образного и понятийного в мыслительной деятельности, в ориентировке в пространстве и т.д. При этом у детей с нарушением зрения наблюдается, из-за недостаточности информации об окружающем мире, снижение познавательного интереса, нарушается эмоционально-поведенческое отношение детей к различным сферам деятельности. Мы проанализировали методы коррекции зрительного восприятия детей дошкольного возраста, которые необходимы для развития зрительного восприятия, так как ребенку с нарушением зрения необходима помощь со стороны научной медицины и тифлопедагога, которые будут воздействовать на зрительную систему ребенка, помогая достигнуть максимальной остроты зрения и восприятия окружающих его объектов в реальном мире. Методы коррекционно-педагогической работы с детьми старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения должны быть направлены на компенсацию недостатков зрения и развитие оставшихся функций, а также на формирование позитивного отношения к своим возможностям и к себе как к личности.Нами была проведена диагностика, которая была основана на методике на определение цвета, формы, величины, восприятие изображений по автору Е. Н.Подколзинойу детей-участников эксперимента, на базе детского сада компенсирующего вида №2356 города Москвы. Данный эксперимент был проведен в сентябре 2022 года. Цель диагностики заключается в том, чтобы выявить уровень зрительного восприятия у детей с нарушением зрения через определение уровней восприятия цвета, формы, величины, изображений. Результаты диагностики позволяют формировать коррекционные программы, направленные на развитие зрительного восприятия у детей с нарушениями зрения.На основании проведенной диагностики нами была сформирована программа коррекционной работы, направленная на развитиезрительного восприятия у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения, которая состоит из дидактических игр. Всего в программе использовано 20 игр направленных на развитие восприятие цвета, формы, величины и воображений у детей имеющих нарушение зрения.При этом мы руководствовались особенностями подхода к детям, имеющим нарушениязрения, которое основано на том, что на каждом этапе коррекционной работы упражнения подбираются для целенаправленного воздействия на орган зрения в соответствии с поставленной на этапе задачей. Игры подбирались средней сложности, ребенок, выполняя их,преодолевал возникшие при выполнении трудности. Так как развитие зрительного восприятия у детей с нарушением зрения процесс длительный, занимающий нескольких лет – игры подбирались достаточно интересными, с той целью, чтобы ребенок был заинтересован не только в процессе выполнения задания, но и в достижении конечного результата.Таким образом, цели нашей работы достигнуты, задачи решены. Список используемой литературыМонографическая литератураБабина Е.С.Развитие пространственных представлений в системелогопедической работы по формированию лексики у дошкольников сфункциональным нарушением зрения. Бабина Е.С. //Дошкольное воспитание. – 2012. – №10. – С 101-108.Волков Б.С Психология дошкольного возраста : учебник. – 6-е изд., перераб. и доп. – М: КНОРУС, 2017. – 270 с.Волокитина Т.В. Коррекция нарушений зрительного восприятия у слабовидящих детей: учебно-методическое пособие. КИРА, Архангельск 2013. – 175с.Денискина, В. З. Учимся улыбаться. – М: Рос.гос. б-ка для слепых. 2008. – 44 с.Дружинина Л.А. Занятия по развитию зрительного восприятия у дошкольников с нарушениями зрения: пособие. Изд-во Марины Волковой: АЛИМ, Челябинск 2007. – 119 с.ДружининаЛ.А., Осипова Л.Б., Плаксина Л.И. Психолого-педагогическое сопровождение дошкольников с нарушениями зрения в условиях инклюзивного образования – учебно-методическое пособие. Челябинск: Изд-во Юж.-Урал. гос. гуман. пед. ун-та, 2017. – 254 с.Ермаков В.П., Якунин Г.А. Основы тифлопедагогики: Развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями зрения - Учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. – 240 с.Литвак А.Г. Психология слепых и слабовидящих - Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. СПб. 2006. – 336 с.Лысова А.А. Методика развития пространственной ориентировки детей снарушениями зрения: учебно-методическое пособие. – Челябинск: Рекпол2011. – 29 c.Малева З.П. Подготовка детей дошкольного возраста с нарушениемзрения к плеопто-ортоптическому лечению. – М.: Издательство ПАРАДИГМА, 2009. – 127 с.Осипова, Л.Б. Психолого-педагогическое (тифлопедагогическое) обследование дошкольников с нарушениями зрения - Методическое пособие. Челябинск, 2015. – 59 с.Осипова, Л.Б.Условия развития осязания и мелкой моторики как средства компенсации зрительной недостаточности – монография.– Челябинск, Цицеро, 2011. – 112 с.Плаксина Л.И. Психолого-педагогическаяхарактеристика детей с нарушениемзрения - Учебное пособие. М.: РАОИКП, 1999. – 39 с.Подколзина Е. Н.Тифлопедагогическая диагностика дошкольника с нарушением зрения. Подколзина Е. Н. – М.: Обруч, 2014. – 72 с.Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушением зрения). Программы детского сада. Коррекционная работа в детском саду /Под ред. Л.И. Плаксиной. М.: Издательство «Экзамен», 2013. – 173 с.Солнцева Л.И.Тифлопсихология детства. – М.: «Полиграф сервис», 2000. – 250 с.Специальная психология: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. В. И. Лубовского. – 2-е изд., испр. – М.: Изд. центр «Академия», 2015. – 464 с.Хватько И. Н.Дети с нарушением зрения. Восприятиеокружающего мира/ Хватько И.Н. Солдатова Л. В.,Коростелёва О. В. Молодой ученый - №46, ч 4, 2017. – 321 с.Описание электронных ресурсовДефектология Проф: Особенности психического развития слепых и слабовидящих детей. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.defectologiya.pro/zhurnal/osobennosti_psixicheskogo_razvitiya_slepyix_i_slabovidyashhix_detejДефектология Проф: Особенности работы с детьми с нарушениями зрения. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.defectologiya.pro/zhurnal/osobennosti_rabotyi_s_detmi_s_narusheniyami_zreniyaОбразовательная социальная сеть: Характеристика детей с нарушением зрения[Электронный ресурс] Режим доступа: https://nsportal.ru/detskii-sad/korrektsionnaya-pedagogika/2020/10/23/harakteristika-detey-s-narusheniem-zreniyaОбразовательная социальная сеть: Взаимосвязь лечебно-восстановительной работы и педагогической коррекции в детском саду для детей с нарушением зрения [Электронный ресурс] Режим доступа: https://nsportal.ru/detskiy-sad/zdorovyy-obraz-zhizni/2013/11/29/vzaimosvyaz-lechebno-vosstanovitelnoy-raboty-i Файловый архив студентов: лекция по тифлопедагогике. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://studfile.net/preview/7145512/page:18/Журнал педагог:Психолого-педагогической характеристика с нарушением зрения возрастных и психофизических особенностей ребенка с ОВЗ. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://zhurnalpedagog.ru/servisy/publik/publ?id=12958Школьный вестник: Азбука тифлопедагога: словарь-справочник. [электронный ресурс] Режим доступа: http://s-vestnik.ru/node/334 Электронное педагогическое издание: Педагогическая газета, Парменова И. А. Особенности мысленных операций у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://pedgazeta.ru/viewdoc.php?id=45378 Сборник игр и игровых упражнений для коррекционной работы с детьми дошкольного возраста с нарушением зрения в период плеопто-ортоптического лечения. [Электронный ресурс]Режим доступа: https://bskdou24.ru/sites/default/files/Методическая%20разработка%20СБОРНИК%20ИГР%20для%20детей%20с%20нарушением%20зрения.pdfПриложенияПриложение 1Таблица для заполнения данных по диагностике ребенкаДанные выполнения диагностических заданий ребенком 5-6 лет (старшая группа).Фамилия, имя ребенка______________________________________Группа№ __________________Дата проведения обследования _______________________________Зрительное восприятиеДиагностические заданияОсобенности выполнения ребенком заданийУровни выполненияМесяцСЯАСЯА«Подбери предметы по цвету и оттенкам. Назови цвета»«Назови цвет окружающих предметов»«Какого цвета животное?»«Назови цвет (овощи, фрукты, цветы)»«Предметы и их изображения: цветные, контурные и силуэтные»«Покажи и назови геометрическиефигуры, у которых есть углы»«Покажи и назови геометрическиефигуры, геометрические тела»«Найди в группе предметы такой формы, как предъявленная геометрическая фигура, геометрическое тело»«Подбери для каждого предметасвой домик»«Назови величину предмета»«Разложи предметы по величине»«Рассмотри картинку. Что нарисовано ближе к тебе? Что дальше оттебя? Какие предметы спряталисьза другими?»Выведение общего уровня выполнения по всем заданиямОсязание и мелкая моторикаДиагностические заданияОсобенности выполнения ребенком заданийУровни выполненияМесяцСЯАСЯА«Помоги другу надеть и застегнутьрубашку. Объясни, как ты это сделал»«Узнай игрушку. Назови все частии детали игрушки»«Найди названную игрушку средидругих»«Узнай предмет»«Найди названную фигуру, геометрическое тело»«Найди предмет с такой же поверхностью, как эта»«Выбери деревянные (металлические,пластмассовые и т.д.) предметы»«Найди предмет, который я назову.Расскажи, как ты узнал его»«Расскажи, как руки помогают тебе виграх, на занятиях, в домашних делах»«Найди предмет (игрушку), которыйназову. Расскажи, что ты о нем узнал»Выведение общего уровня выполнения по всем заданиямОриентировка в пространствеДиагностические заданияОсобенности выполнения ребенком заданийУровни выполненияМесяцСЯАСЯА«Назови части своего тела»«Покажи на кукле и назови, что у нее вверху (внизу), впереди (сзади), справа (слева)»«Покажи стороны игрушки: правуюи левую, переднюю и заднюю, верхнюю и нижнюю»«Покажи стороны шкафа: правую илевую и т.д.»«Покажи мне, как пройти до кухни,до кабинета врача, логопеда и т. д.»«Найди на участке и покажи, чтонаходится справа (слева), впереди(сзади) от тебя»«Иди по указанным ориентирам» «Покажи рукой в сторону звучащегопредмета»«Найди предмет в названном направлении»«Иди вперед. Поверни направо (на-лево)...»«Сравни и опиши расположениеигрушек на столе»«Модель кабинета»«Пройди путь по схеме»«Найди предметы по плану»«Расскажи, как расположены частитвоего тела»«Назови направления "от себя"»«С какой стороны от тебя расположены игрушки?»«Расскажи, как идти от кабинетатифлопедагога до группы»Выведение общего уровня выполнения по всем заданиямСоциально-бытовая ориентировкаДиагностические заданияОсобенности выполнения ребенком заданийУровни выполненияМесяцСЯАСЯА«Назови свое имя, отчество, фамилию»«Назови имена и отчества своих родителей»«Назови свой адрес, телефон»«Расскажи о своей семье»«Назови окружающие предметы.Объясни их назначение»«Люди каких профессий нарисованы?»«Расскажи, что делает повар (врач,дворник, шофер и т. д.)?»«Выбери картинки, на которых профессии твоих родителей, бабушки,дедушки»«Выбери нужную картинку: 1) тебенужна помощь врача; 2) ты хочешькупить продукты; 3) тебе нужно по-стричься... и т. д.»«Назови домашних, диких животных(по картинкам). Объясни, почемуони так называются»«Назови времена года (по картинкам)»«Когда это бывает?»«Распредели предметы на группы.Назови каждую группу общим словом»«Расскажи все о предмете. Какие органы чувств помогли тебе узнать о нем?»«Рассмотри картинку. О чем она рас-сказывает? Как ты думаешь, правильно поступает герой этого сюжета?»«Как ты поступишь в такой ситуации? Почему?»Выведение общего уровня выполнения по всем заданиямДанные выполнения диагностических заданий ребенком 6-7 лет (подготовительная группа).Фамилия, имя ребенка______________________________________Группа№ __________________Дата проведения обследования _______________________________Зрительное восприятиеДиагностические заданияОсобенности выполнения ребенком заданийУровни выполненияМесяцСЯАСЯА«Назови цвета радуги»«Какого цвета предметы, игрушки,картинки?»«Подбери карточки по оттенкамцветов»«Найди в группе предметы такого жецвета, как и карточка»«Предметы и их изображения»«Предмет и его контур, силуэт»«Покажи и назови геометрическиефигуры, у которых есть углы»«Покажи и назови геометрическиефигуры, геометрические тела»«Найди в кабинете (группе) предметы такой формы, как эта фигура»«Найди предметы названной формы»«Подбери к предметам соответствующие геометрические фигуры, геометрические тела»«Найди в кабинете по два предметаодинаковой величины. Назови величину предметов»«Поставь елочки по высоте»«От самого маленького до самогобольшого»«Назови все предметы, которые видишь на картине (растения, животных и т. д.)»«Объясни сюжет»«Покажи предметы, которые ближек тебе (дальше от тебя)»«Найди предметы, которые спрятались за другими»Выведение общего уровня выполнения по всем заданиямОсязание и мелкая моторикаДиагностические заданияОсобенности выполнения ребенком заданийУровни выполненияМесяцСЯАСЯА«Обследуй игрушку по плану»«Узнай предметы»«Найди среди игрушек куклу, машину, мячик»«Найди геометрические фигуры. Назови их»«Найди геометрические тела. Назови их»«Расскажи, что ты узнал об игрушке спомощью осязания»«Найди на столе предмет, который яназову»«Расположи геометрические фигуры(тела), как я скажу»«Расскажи, как расположены геометрические фигуры (тела)»«Продень нитку в иголку»«Покажи, как руки могут передаватьотношение к другому человеку»«Найди игрушку, которую я назову. Объясни, что ты узнал о ней»Выведение общего уровня выполнения по всем заданиямОриентировка в пространствеДиагностические заданияОсобенности выполнения ребенком заданийУровни выполненияМесяцСЯАСЯА«Покажи правую и левую руки (ноги)у стоящего напротив тебя ребенка»«Покажи и назови стороны шкафа,стула, письменного стола»«Путешествие по детскому саду» (ребенок находит заданные объекты)«Путешествие по участку группы итерритории детского сада»«Узнай, где ты находишься, по звукам, запахам, температурным ощущениям, с помощью осязания»«Расставь предметы, как я скажу»«Найди игрушку, которая слева(справа) от шкафа»«Иди до стола. Поверни направо.Иди до окна.. и т.д. .»«Срисуй геометрические фигуры собразца»«Сравни свой рисунок с образцом иопиши расположение фигур»«Создай по памяти модель группы»«Создай по памяти модель участкасвоей группы»«Составь план кукольной комнаты»«Покажи, где на плане передняя, задняя, левая и правая стены, где расположено окно, дверь, кукольная мебель»«Нарисуй схему пути до своей группы»«Расскажи, как расположены пред-меты»«С какой стороны от тебя названыйпредмет?»Выведение общего уровня выполнения по всем заданиямСоциально-бытовая ориентировкаДиагностические заданияОсобенности выполнения ребенком заданийУровни выполненияМесяцСЯАСЯА«Назови свое имя, отчество, фамилию»«Назови свой адрес, телефон»«Расскажи о своей семье»«Расскажи о своем друге»«Для чего нужны эти предметы?»«Кто кем работает?»«Что делает человек этой профессии?»«Выбери нужную картинку: 1) тебенужна помощь врача; 2) ты хочешькупить продукты; 3) тебе нужно постричься... и т. д.»«Найди домашних, диких животных,зимующих и перелетных птиц»«Объясни, почему они так называются?»«Назови предметы общим словом»«Найди основные признаки каждоговремени года»«Составь рассказ по картинке»«Назови свои органы чувств»; «Расскажи, что мы может узнать об окружающем мире с помощью зрения,слуха и т. д.»Тифлопедагог: «Я буду рассказыватьтебе о разных ситуациях, а ты должен сказать, как поступишь: 1) твойдруг заболел; 2) ты не справляешься с каким-то делом; 3) вы с мамойидете домой; 4) у мамы тяжелыесумки; 5) у бабушки день рождения... и т. д.»Выведение общего уровня выполнения по всем заданиямПриложение 2Дидактические игры и упражнения для активизации, стимуляции зрительных функций у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зренияПлеоптический период (повышение остроты зрения)Нанизывание бус.Обводка сюжетных картин через кальку, освещенный экран.Мозаика.Конструкторы.Плетение Шнуровка.Лото (целое из частей), пазлы.Лабиринты.Электрифицированные игрушки.Игры на выделение формы, цвета, величины предметов, их силуэтных, контурныхизображений.Ортоптический период (восстановление сенсорно-моторных механизмов, обеспечивающих объединенную деятельность обоих глаз; развитие фузионной способности)Накладывание одного изображения на другое.Сравнение одинаковых предметов.Чтение графических изображений.Игры на прослеживание движущихся объектов.Стереоптический период (закрепление результатов лечения косоглазия, стереоскопическое зрение)Настольные игры: "футбол", "бильярд", "колпачки", "кольцеброс", "гвоздики" и тд.Мозаика.Конструкторы.Стереоскоп."Волшебный глаз".Подвижные игры, включающие элементы поиска.Игры с мячом, метание в цель, прокатывание.Бег по заданному направлению, перешагивание через препятствие.Приложение 3Упражнения для диагностики уровня развития зрительного восприятия«Цветная рыбалка»Детям предлагается поймать рыбку, и в зависимости от цвета пойманной рыбки положить в соответствующее по цвету ведерко.Дидактическая игра на восприятие величины В ходе игры детям предлагается разложить рыбки в соответствии с размером аквариума (большой, средний и маленький)Приложение 4Игры и задания для коррекционной программы«Собери капельки»«Собери цветик–семицветик»«Подбери пару»«Какие шарики улетели?»«Волшебный мешочек»«Построй башню»«Волшебные коробочки»«Обведи по пунктирной линии контур»«Помогите детенышам найти свою маму»

Список используемой литературы

Монографическая литература
1. Бабина Е.С. Развитие пространственных представлений в системе логопедической работы по формированию лексики у дошкольников с функциональным нарушением зрения. Бабина Е.С. // Дошкольное воспитание. – 2012. – №10. – С 101-108.
2. Волков Б.С Психология дошкольного возраста : учебник. – 6-е изд., перераб. и доп. – М: КНОРУС, 2017. – 270 с.
3. Волокитина Т.В. Коррекция нарушений зрительного восприятия у слабовидящих детей: учебно-методическое пособие. КИРА, Архангельск 2013. – 175с.
4. Денискина, В. З. Учимся улыбаться. – М: Рос. гос. б-ка для слепых. 2008. – 44 с.
5. Дружинина Л.А. Занятия по развитию зрительного восприятия у дошкольников с нарушениями зрения: пособие. Изд-во Марины Волковой: АЛИМ, Челябинск 2007. – 119 с.
6. Дружинина Л.А., Осипова Л.Б., Плаксина Л.И. Психолого-педагогическое сопровождение дошкольников с нарушениями зрения в условиях инклюзивного образования – учебно-методическое пособие. Челябинск: Изд-во Юж.-Урал. гос. гуман. пед. ун-та, 2017. – 254 с.
7. Ермаков В.П., Якунин Г.А. Основы тифлопедагогики: Развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями зрения - Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. – 240 с.
8. Литвак А.Г. Психология слепых и слабовидящих - Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. СПб. 2006. – 336 с.
9. Лысова А.А. Методика развития пространственной ориентировки детей с нарушениями зрения: учебно-методическое пособие. – Челябинск: Рекпол 2011. – 29 c.
10. Малева З.П. Подготовка детей дошкольного возраста с нарушением зрения к плеопто-ортоптическому лечению. – М.: Издательство ПАРАДИГМА, 2009. – 127 с.
11. Осипова, Л.Б. Психолого-педагогическое (тифлопедагогическое) обследование дошкольников с нарушениями зрения - Методическое пособие. Челябинск, 2015. – 59 с.
12. Осипова, Л.Б. Условия развития осязания и мелкой моторики как средства компенсации зрительной недостаточности – монография. – Челябинск, Цицеро, 2011. – 112 с.
13. Плаксина Л.И. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушением зрения - Учебное пособие. М.: РАОИКП, 1999. – 39 с.
14. Подколзина Е. Н. Тифлопедагогическая диагностика дошкольника с нарушением зрения. Подколзина Е. Н. – М.: Обруч, 2014. – 72 с.
15. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушением зрения). Программы детского сада. Коррекционная работа в детском саду / Под ред. Л.И. Плаксиной. М.: Издательство «Экзамен», 2013. – 173 с.
16. Солнцева Л.И. Тифлопсихология детства. – М.: «Полиграф сервис», 2000. – 250 с.
17. Специальная психология: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. В. И. Лубовского. – 2-е изд., испр. – М.: Изд. центр «Академия», 2015. – 464 с.
18. Хватько И. Н. Дети с нарушением зрения. Восприятие окружающего мира/ Хватько И.Н. Солдатова Л. В., Коростелёва О. В. Молодой ученый - №46, ч 4, 2017. – 321 с.

Описание электронных ресурсов
19. Дефектология Проф: Особенности психического развития слепых и слабовидящих детей. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.defectologiya.pro/zhurnal/osobennosti_psixicheskogo_razvitiya_slepyix_i_slabovidyashhix_detej
20. Дефектология Проф: Особенности работы с детьми с нарушениями зрения. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.defectologiya.pro/zhurnal/osobennosti_rabotyi_s_detmi_s_narusheniyami_zreniya
21. Образовательная социальная сеть: Характеристика детей с нарушением зрения [Электронный ресурс] Режим доступа: https://nsportal.ru/detskii-sad/korrektsionnaya-pedagogika/2020/10/23/harakteristika-detey-s-narusheniem-zreniya
22. Образовательная социальная сеть: Взаимосвязь лечебно-восстановительной работы и педагогической коррекции в детском саду для детей с нарушением зрения [Электронный ресурс] Режим доступа: https://nsportal.ru/detskiy-sad/zdorovyy-obraz-zhizni/2013/11/29/vzaimosvyaz-lechebno-vosstanovitelnoy-raboty-i
23. Файловый архив студентов: лекция по тифлопедагогике. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://studfile.net/preview/7145512/page:18/
24. Журнал педагог: Психолого-педагогической характеристика с нарушением зрения возрастных и психофизических особенностей ребенка с ОВЗ. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://zhurnalpedagog.ru/servisy/publik/publ?id=12958
25. Школьный вестник: Азбука тифлопедагога: словарь-справочник. [электронный ресурс] Режим доступа: http://s-vestnik.ru/node/334
26. Электронное педагогическое издание: Педагогическая газета, Парменова И. А. Особенности мысленных операций у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://pedgazeta.ru/viewdoc.php?id=45378
27. Сборник игр и игровых упражнений для коррекционной работы с детьми дошкольного возраста с нарушением зрения в период плеопто-ортоптического лечения. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://bskdou24.ru/sites/default/files/Методическая%20разработка%20СБОРНИК%20ИГР%20для%20детей%20с%20нарушением%20зрения.pdf

Вопрос-ответ:

Какие особенности развития зрительного восприятия наблюдаются у детей старшего дошкольного возраста с нарушениям зрения?

У детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения наблюдаются ряд особенностей развития зрительного восприятия. Они могут испытывать трудности с фокусировкой взгляда, определением формы и размера предметов, а также с ориентацией в пространстве.

Какая психолого-педагогическая характеристика присуща детям старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения?

Дети старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения обладают специфическими психолого-педагогическими характеристиками. Они могут испытывать трудности сориентироваться в новой обстановке, иметь затруднения в коммуникации и социализации, а также испытывать недостаток мотивации для обучения.

Какие методы коррекционно-педагогической работы применяются с детьми старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения?

С детьми старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения применяются различные методы коррекционно-педагогической работы. К ним относятся специальные игры и упражнения, развивающие особенности зрительного восприятия, а также использование специальных обучающих материалов и технических средств, например, аудиозаписей и аудиокомментариев к изображениям.

Как влияют нарушения зрения на развитие детей старшего дошкольного возраста?

Нарушения зрения могут оказывать негативное влияние на развитие детей старшего дошкольного возраста. Это может приводить к задержке развития двигательных навыков, ухудшению коммуникативных и социальных навыков, а также к ограничениям в учебной деятельности.

Какие особенности развития зрительного восприятия наблюдаются у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения?

У детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения наблюдаются различные особенности развития зрительного восприятия. Они могут испытывать трудности с фокусировкой взгляда, ориентацией в пространстве, распознаванием предметов и лиц. Также возможны проблемы с восприятием цветов, контрастов и движений. Все эти особенности требуют коррекционно-педагогической работы для развития зрительных навыков и решения проблем, связанных с зрением.

Какова психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения?

Дети старшего дошкольного возраста с нарушением зрения имеют свои особенности в психолого-педагогической характеристике. Они могут испытывать трудности в общении со сверстниками и взрослыми из-за ограничений в визуальном восприятии. Также наблюдаются проблемы с ориентацией в пространстве и самообслуживании. Важно проводить индивидуальную коррекционно-педагогическую работу с такими детьми для развития их возможностей и преодоления трудностей.

Какие методы коррекционно-педагогической работы используются с детьми старшего дошкольного возраста с нарушением зрения?

С детьми старшего дошкольного возраста с нарушением зрения используются различные методы коррекционно-педагогической работы. Это включает в себя использование специальных обучающих материалов и игр, которые помогают развивать зрительные навыки и компенсировать ограничения в восприятии. Также применяются методы поощрения и мотивации для стимулирования интереса и активности ребенка. Важно адаптировать программы обучения к особенностям каждого ребенка и предоставить ему индивидуальную поддержку и помощь.

Какие особенности развития зрительного восприятия у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения?

Особенности развития зрительного восприятия у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения включают плохую остроту зрения, ограниченное поле зрения, нарушение цветового восприятия, снижение внимания и концентрации при визуальных заданиях, затруднение в распознавании и узнавании объектов, имеющих детали, а также проблемы с распознаванием характеристик движения и пространственных отношений.

Какая психолого-педагогическая характеристика у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения?

Дети старшего дошкольного возраста с нарушением зрения имеют психолого-педагогическую характеристику, которая включает когнитивные и эмоционально-поведенческие особенности. Когнитивные особенности проявляются в затрудненном восприятии, обработке и запоминании информации, а также в проблемах с визуальным вниманием. Эмоционально-поведенческие особенности связаны с трудностями в саморегуляции, низкой мотивацией к обучению и возможным негативным отношением к учебной деятельности.

Какие методы коррекционно-педагогической работы используются с детьми старшего дошкольного возраста с нарушением зрения?

С детьми старшего дошкольного возраста с нарушением зрения используются различные методы коррекционно-педагогической работы. Это включает использование специализированных образовательных программ, разработку индивидуальных учебных планов, применение методов коррекции зрения и улучшения зрительного восприятия, использование тактильно-коррекционных методик и тренировок, а также использование компьютерных и информационных технологий в обучении и реабилитации.

Какие основные методы используются для изучения особенностей развития зрительного восприятия у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения?

Для изучения особенностей развития зрительного восприятия у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения используются различные методы, включая наблюдение, тестирование, анкетирование, психологические эксперименты и другие.

Какие особенности характерны для детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения?

У детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения можно выделить такие особенности, как ограниченность зрительного восприятия, плохая координация взгляда, затруднения в ориентировке в пространстве, нарушения цветового зрения и другие.