Особенности развития мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста с ОВЗ посредством пальчиковой гимнастики
Заказать уникальную курсовую работу- 30 30 страниц
- 20 + 20 источников
- Добавлена 08.04.2023
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Теоретические подходы в исследования влияния пальчиковой гимнастики на развитие мелкой моторики дошкольников с ОВЗ 6
1.1. Психомоторика старших дошкольников старших дошкольников с ДЦП………………………………………………………………………………...6
2.2. Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики дошкольников с ОВЗ 9
Глава 2. Методика опытно-экспериментальной работы по развитию мелкой моторики младших дошкольников с ОВЗ на основе пальчиковой гимнастики 13
2.1 Организация проведения констатирующего эксперимента 13
2.2. Комплекс упражнений для развития мелкой моторики на основе пальчиковой гимнастики 16
2.3. Оценка эффективности комплекса упражнений 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24
СПИСОЕ ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 26
Приложение 1 30
Была обогащена развивающая предметно-пространственная среда оборудованием для развития мелкой моторики рук, была организована совместная деятельность педагога и детей по развитию мелкой моторики рук у детей 3-4 лет посредством использования пальчиковых игр, мы разработали и внедрили занятия на основе пальчиковой гимнастики в режимные моменты. Гипотеза исследования доказана.Выводы по главе 2. На констатирующем этапе психомоторное развитие большинства дошкольников с церебральным параличом, принявших участие в эксперименте, находится на низком уровне. Мы также обнаружили низкие показатели по основным психическим процессам (память, воображение, мелкая моторика рук). Только у двух испытуемых были самые высокие показатели по этим параметрам. Хуже всего, что эти навыки и психические процессы формируются у испытуемых со средней степенью тяжести двигательных расстройств. Для организации коррекционной работы по развитию мелкой моторики у дошкольников с церебральным параличом мы отобрали практический материал, представляющий собой набор пальчиковых упражнений, составленный в соответствии с тематическим планированием образовательного учреждения, а также список дидактических игр с предметами, которые могут быть использованы как в рамках непосредственной образовательной деятельности и в свободной деятельности детей. Также важно отметить, что представленный материал может быть использован не только учителями образовательных учреждений, но и родителями дома. На контрольном этапе коррекционная работа, проведенная с использованием пальчиковой гимнастики, показала свою эффективность. Таким образом, в рамках нашего исследования поставленные задачи можно считать выполненными, а цель работы достигнута.ЗАКЛЮЧЕНИЕВ результате изучения теоретической литературы по проблеме исследования мы выяснили, что в работах отечественных и зарубежных психологов и дефектологов отмечается задержка развития психомоторных функций у детей с церебральным параличом, особенно на ранних этапах перинатального онтогенеза. Особенность двигательных нарушений при детском церебральном параличе заключается в том, что они существуют с рождения, тесно связаны с сенсорными нарушениями, особенно с отсутствием ощущений собственных движений. Наряду с патологией моторно-кинестетической функциональной системы, сенсорные, интеллектуальные и речевые расстройства, наблюдаемые у этих пациентов, играют существенную роль в недоразвитии восприятия.Пальчиковые игры способствуют развитию речи, развивают умственные способности дошкольников, подготавливают руку к письму. Есть все основания рассматривать руку как орган речи – такой же, как артикуляционный аппарат. В результате эксперимента мы пришли к следующим выводам:На констатирующем этапе психомоторное развитие большинства дошкольников с церебральным параличом, принявших участие в эксперименте, находится на низком уровне. Мы также обнаружили низкие показатели по основным психическим процессам (память, воображение, мелкая моторика рук). Только у двух испытуемых были самые высокие показатели по этим параметрам. Хуже всего, что эти навыки и психические процессы формируются у испытуемых со средней степенью тяжести двигательных расстройств.Для организации коррекционной работы по развитию мелкой моторики у дошкольников с церебральным параличом мы отобрали практический материал, представляющий собой набор пальчиковых упражнений, составленный в соответствии с тематическим планированием образовательного учреждения, а также список дидактических игр с предметами, которые могут быть использованы как в рамках непосредственной образовательной деятельности и в свободной деятельности детей. ТакжеНа контрольном этапе коррекционная работа, проведенная с использованием пальчиковой гимнастики, показала свою эффективность. Таким образом, в рамках нашего исследования поставленные задачи можно считать выполненными, а цель работы достигнута.Важно отметить, что представленный материал может быть использован не только учителями образовательных учреждений, но и родителями дома. Потребность в гимнастике для пальцев сегодня актуальна для всех, поскольку потребность в балансе в мире информационного бума очевидна. Пальчиковая гимнастика позволяет находиться в состоянии гармонии, интуитивного познания как детям, так и взрослым. А также позволяет вам быть творческими, гармоничными, уравновешенными, созидательными и здоровыми. С помощью пальчиковой гимнастики человек использует большую часть заложенных в нем природных ресурсов, развивая свое сознание.СПИСОЕ ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ1. Анищенкова, Е. С. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников: пособие для родителей и педагогов: [программа детского сада] / Е. С. Анищенкова; Е. С. Анищенкова. – М. : АСТ, 2007. – 61 с. 2. Архипова Е.Ф. Ранняя диагностика и коррекция проблем развития. Первый год жизни ребенка. Современный образовательный стандарт. – М.: 2012. – 160 с.3. Бачина, О. В. Пальчиковая гимнастика с предметами: определение ведущей руки и развитие навыков письма у детей 6-8 лет: практическое руководство для учителей и родителей / О. В. Бачина, Н. Ф. Коробова; О. В. Бачина, Н. Ф. Коробова. – М. : АРКТИ, 2007. – 85 с. – (Развитие и образование). 4. Гавришева, Л. Б. Логопедические песнопения, музыкальная пальчиковая гимнастика и подвижные игры: в помощь педагогам дошкольных учреждений для детей с нарушениями речи / Л. Б. Гавришева, Н.В. Нищева; Л. Б. Гавришева, Н.В. Нищева. – Санкт-Петербург : Детство-Пресс, 2005. – 28 с. 5. Джаббарова, Ч. Н. Гидрогимнастика как нетрадиционный вид пальчиковой гимнастики / Ч. Н. Джаббарова, А. А. Антонян, О. А. Тихомирова // Академическая журналистика. – 2022. – № 5-2. – с. 398-400.6. Евдокимова, Н.А. Роль пальчиковой гимнастики в развитии мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста / Н.А. Евдокимова // Духовные ценности в воспитании детей и молодежи : МАТЕРИАЛЫ II МЕЖДУНАРОДНОЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ, Москва, 24 апреля 2014 г. / Ответственный редактор Т.А. Семенова. – М.: Издательский дом "Спутник+", 2014. – с. 133-138. 7. Ержанова, С. Е. Использование пальчиковой гимнастики как одного из средств развития детской речи / С. Е. Ержанова, А. А. Жумабекова, Г. С. Дынгырова // Актуальные вопросы современной педагогики : Материалы VI Международной научной конференции, Уфа, 20-23 марта 2015 г. – Уфа: Лето, 2015. – с. 57-59.8. Кононова И., Ежкова Н. Подготовка детей к самостоятельной деятельности. [текст]// Дошкольное образование. – 2014. – № 6. – с. 11-14.9. Кутовая, Е. В. Развитие мелкой моторики рук с помощью пальчиковой гимнастики у детей младшего дошкольного возраста / Е. В. Кутовая, И. Н. Евдокимова // Приоритетные направления развития науки и образования : Сборник материалов Международной научно-практической конференции, Чебоксары, 13 августа 2018 г. / Редакция Правление: О.Н. Широков [и др.]. – Чебоксары: Общество с ограниченной ответственностью "Центр научного сотрудничества "Интерактив плюс", 2018. – с. 63-64. 10. Миронова, А. О. Эффективность пальчиковой гимнастики в развитии психических и физических функций у детей с задержкой психического развития / А. О. Миронова, С. М. Косинцева // Оптимизация образовательного процесса в образовательных организациях физической культуры : Материалы XXX юбилейной региональной научно-методической конференции, посвященной 50-летию юбилей УралГУФК, Челябинск, 22 мая 2020 года. – Челябинск: Уральский государственный университет физической культуры, 2020. – с. 187-188. 11. Пальчиковая гимнастика как средство речевого развития детей дошкольного возраста / Р. В. Абасова, Е. В. Виллуд, Н.А. Гаркушова, Е. С. Коноваленко // Вестник научных конференций. – 2021. – № 10-4(74). – С. 10-11.12. Пудовнина, Е. Е. Развитие мелкой моторики с помощью пальчиковой гимнастики как способ стимулирования речевой активности дошкольников / Е. Е. Пудовнина // . – 2015. – № 3.5. – С. 16-17.13. Симонова Т.Н. Синергетическая модель психолого-педагогической помощи дошкольникам с тяжелыми двигательными нарушениями: автореф. дис. ... канд. пед. наук. ... доктор педагогических наук. – М.: 2011. - 42 с.14. Тасуева, М. М. Пальчиковая гимнастика как основной вид упражнений для развития устной и письменной речи дошкольников с синдромом Дауна / М. М. Тасуева, Е. Б. Смульская, М. Б. Желудко // Теория и методика инновационных направлений физического воспитания детей дошкольного возраста : материалы IV ВсероссийскойВсероссийская научно-практическая конференция с международным участием, Краснодар, 29 апреля 2014 г. / Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма. – Краснодар: Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, 2014. – с. 149-150. 15. Токарев, А. А. Значение пальчиковой гимнастики для развития познавательной активности у детей дошкольного возраста / А. А. Токарев // Мир современной науки. – 2012. – № 4(13). – С. 98-100.16. Уланова, Н.В. Развитие мелкой моторики рук у дошкольников с нарушениями речи с помощью пальчиковой гимнастики / Н.В. Уланова // Современные тенденции в образовании и науке : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции: в 26 частях, Тамбов, 31 октября., 2013. Том, часть 16. – Тамбов: ООО "Консалтинговая компания Юком", 2013. – с. 133-134. 17. Федяева, О. В. Развитие мелкой моторики рук с помощью пальчиковой гимнастики у детей дошкольного возраста / О. В. Федяева // Проблемы школьного и дошкольного образования: материалы VI регионального научно-практического семинара, Глазов, 03 - 10 марта 2015 г. – Глазов: Глазовский государственный педагогический институт им. В.Г. Короленко, 2015. – с. 96. 18. Фуряева Т.В., Бочарова Ю.Ю., Черкасова Ю.А. Социальная реабилитация семьи с особым ребенком: психолого-педагогический аспект: учебно-методическое пособие / Серия "Антропология и социальная практика"; Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. – Красноярск, 2010.19. Шипицына Л. М., Мамайчук И. И. Психология детей с нарушениями опорно—двигательного аппарата. - М.: ВЛАДОС, 2004. — 367 с.20. Якунина, Н.П. Пальчиковая гимнастика в работе с детьми с ограниченными возможностями / Н.П. Якунина // Вестник научных конференций. – 2015. – № 1-4(1). – С. 171-172.Приложение 1Методики диагностики сформированности мелкой моторики рук1.Методика: «Зашнуруй»Цель: выявление особенностей мелкой моторики, определение уровня развития зрительно-моторной координации.Оборудование: два домика с дырочками, шнурками.Проведение обследования: ребёнка просят зашнуровать, как на образце.Оценивается: соответствие образцу.Оценка в баллах:1 балл: задание принимает, но не может воспроизвести образец.3 балла: незначительные искажения, осуществляется незначительный зрительный контроль.5 баллов: точное и правильное воспроизведение образца, зрительный контроль достаточный.2.Динамическая координация и соразмерность движений (тест«Лабиринт»).Перед испытуемым на столе лежал «лабиринт»; в правую руку испытуемый брал карандаш и по звуковому сигналу начинал вести непрерывную линию, пока не доходил до выхода из «лабиринта». После этого, не дожидаясь другой команды, переходил ко второму лабиринту. Переворачивать бумагу, на которой были нарисованы лабиринты, не разрешалось.После перерыва в 30 секунд то же самое (на другом листе бумаги с аналогичными «лабиринтами») проделывалось левой рукой. Тест ограничивался временем: для правой руки — 1 мин. 30 сек., для левой руки - 2 мин. 30 сек.3. Скорость движений (тест «Укладывание монет»).Небольшая картонная коробка ставилась перед испытуемым на таком расстоянии, чтобы он, сидя свободно, доставал до нее полусогнутой в локте рукой. Перед коробкой в беспорядке (кучкой) лежали 20 монет диаметром около 1 см. По звуковому сигналу испытуемый с максимальной скоростью начинал укладывать в коробку монеты (по одной) сначала правой, затем левой рукой. В коробке монеты могли быть сложены одна на другую или в беспорядке. Монетки надо было укладывать, а не бросать. Учитывалось время, за которое испытуемый уложил в коробку все монеты. 4. Одновременность движений (тест «Складывание спичек»).Перед испытуемым на столе кучка из 40 спичек. По звуковому сигналу испытуемый с максимальной скоростью брал правой рукой по одной спичке и раскладывал их на кучки. Кучки располагались по углам квадрата, стороны которого равны 15 сантиметрам. По две спички сразу брать было нельзя. Порядок укладывания спичек в кучки при оценке не имел значения. После 30-секундного перерыва то же самое проделывалось левой рукой. Оценивалось количество сложенных спичек за 35 и 45 секунд - для правой и левой руки, а также время, затраченное на выполнение всего задания правой и левой рукой.
1. Анищенкова, Е. С. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников: пособие для родителей и педагогов: [программа детского сада] / Е. С. Анищенкова; Е. С. Анищенкова. – М. : АСТ, 2007. – 61 с.
2. Архипова Е.Ф. Ранняя диагностика и коррекция проблем развития. Первый год жизни ребенка. Современный образовательный стандарт. – М.: 2012. – 160 с.
3. Бачина, О. В. Пальчиковая гимнастика с предметами: определение ведущей руки и развитие навыков письма у детей 6-8 лет: практическое руководство для учителей и родителей / О. В. Бачина, Н. Ф. Коробова; О. В. Бачина, Н. Ф. Коробова. – М. : АРКТИ, 2007. – 85 с. – (Развитие и образование).
4. Гавришева, Л. Б. Логопедические песнопения, музыкальная пальчиковая гимнастика и подвижные игры: в помощь педагогам дошкольных учреждений для детей с нарушениями речи / Л. Б. Гавришева, Н.В. Нищева; Л. Б. Гавришева, Н.В. Нищева. – Санкт-Петербург : Детство-Пресс, 2005. – 28 с.
5. Джаббарова, Ч. Н. Гидрогимнастика как нетрадиционный вид пальчиковой гимнастики / Ч. Н. Джаббарова, А. А. Антонян, О. А. Тихомирова // Академическая журналистика. – 2022. – № 5-2. – с. 398-400.
6. Евдокимова, Н.А. Роль пальчиковой гимнастики в развитии мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста / Н.А. Евдокимова // Духовные ценности в воспитании детей и молодежи : МАТЕРИАЛЫ II МЕЖДУНАРОДНОЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ, Москва, 24 апреля 2014 г. / Ответственный редактор Т.А. Семенова. – М.: Издательский дом "Спутник+", 2014. – с. 133-138.
7. Ержанова, С. Е. Использование пальчиковой гимнастики как одного из средств развития детской речи / С. Е. Ержанова, А. А. Жумабекова, Г. С. Дынгырова // Актуальные вопросы современной педагогики : Материалы VI Международной научной конференции, Уфа, 20-23 марта 2015 г. – Уфа: Лето, 2015. – с. 57-59.
8. Кононова И., Ежкова Н. Подготовка детей к самостоятельной деятельности. [текст]// Дошкольное образование. – 2014. – № 6. – с. 11-14.
9. Кутовая, Е. В. Развитие мелкой моторики рук с помощью пальчиковой гимнастики у детей младшего дошкольного возраста / Е. В. Кутовая, И. Н. Евдокимова // Приоритетные направления развития науки и образования : Сборник материалов Международной научно-практической конференции, Чебоксары, 13 августа 2018 г. / Редакция Правление: О.Н. Широков [и др.]. – Чебоксары: Общество с ограниченной ответственностью "Центр научного сотрудничества "Интерактив плюс", 2018. – с. 63-64.
10. Миронова, А. О. Эффективность пальчиковой гимнастики в развитии психических и физических функций у детей с задержкой психического развития / А. О. Миронова, С. М. Косинцева // Оптимизация образовательного процесса в образовательных организациях физической культуры : Материалы XXX юбилейной региональной научно-методической конференции, посвященной 50-летию юбилей УралГУФК, Челябинск, 22 мая 2020 года. – Челябинск: Уральский государственный университет физической культуры, 2020. – с. 187-188.
11. Пальчиковая гимнастика как средство речевого развития детей дошкольного возраста / Р. В. Абасова, Е. В. Виллуд, Н.А. Гаркушова, Е. С. Коноваленко // Вестник научных конференций. – 2021. – № 10-4(74). – С. 10-11.
12. Пудовнина, Е. Е. Развитие мелкой моторики с помощью пальчиковой гимнастики как способ стимулирования речевой активности дошкольников / Е. Е. Пудовнина // . – 2015. – № 3.5. – С. 16-17.
13. Симонова Т.Н. Синергетическая модель психолого-педагогической помощи дошкольникам с тяжелыми двигательными нарушениями: автореф. дис. ... канд. пед. наук. ... доктор педагогических наук. – М.: 2011. - 42 с.
14. Тасуева, М. М. Пальчиковая гимнастика как основной вид упражнений для развития устной и письменной речи дошкольников с синдромом Дауна / М. М. Тасуева, Е. Б. Смульская, М. Б. Желудко // Теория и методика инновационных направлений физического воспитания детей дошкольного возраста : материалы IV ВсероссийскойВсероссийская научно-практическая конференция с международным участием, Краснодар, 29 апреля 2014 г. / Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма. – Краснодар: Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, 2014. – с. 149-150.
15. Токарев, А. А. Значение пальчиковой гимнастики для развития познавательной активности у детей дошкольного возраста / А. А. Токарев // Мир современной науки. – 2012. – № 4(13). – С. 98-100.
16. Уланова, Н.В. Развитие мелкой моторики рук у дошкольников с нарушениями речи с помощью пальчиковой гимнастики / Н.В. Уланова // Современные тенденции в образовании и науке : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции: в 26 частях, Тамбов, 31 октября., 2013. Том, часть 16. – Тамбов: ООО "Консалтинговая компания Юком", 2013. – с. 133-134.
17. Федяева, О. В. Развитие мелкой моторики рук с помощью пальчиковой гимнастики у детей дошкольного возраста / О. В. Федяева // Проблемы школьного и дошкольного образования: материалы VI регионального научно-практического семинара, Глазов, 03 - 10 марта 2015 г. – Глазов: Глазовский государственный педагогический институт им. В.Г. Короленко, 2015. – с. 96.
18. Фуряева Т.В., Бочарова Ю.Ю., Черкасова Ю.А. Социальная реабилитация семьи с особым ребенком: психолого-педагогический аспект: учебно-методическое пособие / Серия "Антропология и социальная практика"; Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. – Красноярск, 2010.
19. Шипицына Л. М., Мамайчук И. И. Психология детей с нарушениями опорно—двигательного аппарата. - М.: ВЛАДОС, 2004. — 367 с.
20. Якунина, Н.П. Пальчиковая гимнастика в работе с детьми с ограниченными возможностями / Н.П. Якунина // Вестник научных конференций. – 2015. – № 1-4(1). – С. 171-172.
Вопрос-ответ:
Какие теоретические подходы используются в исследовании влияния пальчиковой гимнастики на развитие мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста с ОВЗ?
В исследовании влияния пальчиковой гимнастики на развитие мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста с ОВЗ используются различные теоретические подходы, такие как психомоторика старших дошкольников с ДЦП и пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики детей с ОВЗ.
В чем особенности развития мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста с ОВЗ?
У детей младшего дошкольного возраста с ОВЗ наблюдаются особенности в развитии мелкой моторики рук, такие как задержка двигательного развития, слабое развитие координации движений и затруднения в выполнении мелких и точных движений пальцами.
Как пальчиковая гимнастика может помочь в развитии мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста с ОВЗ?
Пальчиковая гимнастика представляет собой комплекс упражнений, направленных на развитие мелкой моторики рук. Она способствует улучшению координации движений пальцев, развитию силы и гибкости рук, а также улучшению точности движений. В результате практики пальчиковой гимнастики, дети младшего дошкольного возраста с ОВЗ могут улучшить свои навыки письма и работу с мелкими предметами.
Какие психомоторные особенности наблюдаются у старших дошкольников с ДЦП?
У старших дошкольников с ДЦП наблюдаются психомоторные особенности, такие как нарушение координации движений, затруднения в контроле мышц рук, трудности в выполнении мелких и точных движений. Это связано с повреждением нервной системы, которая контролирует движения и моторику.
Какие особенности развития мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста с ОВЗ выделены в статье?
В статье выделены особенности развития мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста с ОВЗ, связанные с нарушениями координации движений пальцев, снижением силы и точности сжимания и разжимания пальцев, а также с ограниченностью диапазона движений в суставах кисти и пальцев.
Какой подход к развитию мелкой моторики старших дошкольников с детским церебральным параличом обсуждается в статье?
В статье обсуждается подход, основанный на использовании пальчиковой гимнастики. Этот метод включает в себя выполнение специальных упражнений для развития двигательных навыков в пальцах и кисти, что способствует улучшению моторики рук у детей с детским церебральным параличом.
Каким образом пальчиковые игры могут помочь в развитии мелкой моторики у детей дошкольного возраста с ОВЗ?
Пальчиковые игры могут помочь в развитии мелкой моторики у детей дошкольного возраста с ОВЗ, так как они требуют активного использования пальцев для выполнения различных движений и действий. Это способствует развитию координации движений пальцев, улучшению силы и точности сжимания и разжимания пальцев, а также расширению диапазона движений в суставах кисти и пальцев.
Какая методика опытно-экспериментальной работы рассматривается в статье для развития мелкой моторики детей дошкольного возраста с ОВЗ?
В статье рассматривается методика опытно-экспериментальной работы, основанная на использовании пальчиковой гимнастики. Эта методика предусматривает проведение специальных занятий, включающих выполнение упражнений для развития моторики рук у детей с ОВЗ. Результаты эксперимента показали положительное влияние пальчиковой гимнастики на развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста с ОВЗ.
Что такое мелкая моторика рук детей младшего дошкольного возраста?
Мелкая моторика - это способность ребенка контролировать движения своих рук и пальцев с точностью и координацией. Дети младшего дошкольного возраста еще только учатся управлять своими руками, поэтому развитие мелкой моторики очень важно для них.