«Коммуникативная компетентность молодых специалистов как один из важнейших софт-скиллов на рынке труда (на примере социологов)»
Заказать уникальную курсовую работу- 103 103 страницы
- 26 + 26 источников
- Добавлена 13.04.2023
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 3-10
Глава 1. Теоретико-методологические основы социологического анализа коммуникативной компетентности 8-25
1. Теоретические основы изучения софт-скиллов 8-15
2. Теоретические основы изучения коммуникативной компетентности 12-25
Глава 2. Эмпирический анализ коммуникативной компетентности молодых специалистов как одного из важнейших софт-скиллов на рынке труда 23-58
1. Требования к софт-скиллам молодых специалистов на рынке труда (контент-анализ сайтов рекрутмента и интернет-публикаций) 23-39
2. Характерные черты коммуникативной компетентности молодых специалистов как одного из важнейших софт-скиллов на рынке труда…………………………………………………………………………..39-58
Заключение……………………………………………………………………...60
Список литературы…………………………………………………………61-63
Приложения……………………………………………………………….…64-75
Приложение 1. Концептуальная модель……………………………………..64
Приложение 2. Структура анкеты…………………………………...……65-75
В качестве основной гипотезы для социологического опроса была выбрана такая:Самооценка коммуникативных навыков молодого специалиста-социолога говорит о том, что софт-скиллы молодых специалистов-социологов не соответствуют их ожиданиям, коррелирующим с требованиями рынка труда.В ходе социологического исследования было опрошено 402 респондента.1. Из них 51,6% - женщины;48,4% - мужчины.2. Возрастная структура респондентов: 100%–18-35 лет3. Структура респондентов по университету представлена на рисунке 2.Рисунок 2 - Структура респондентов по университету4. Структура респондентов по статусу обучения представлена на рисунке 3Рисунок 3 - Структура респондентов по статусу обучения5. Структура по форме занятости:41,9% - не работаю, только учусь29,2% - работаю, но не учусь27,2% - работаю и учусь1,7% - не учусь и не работаюРеспондентам нужно было ответить на вопрос о том, каких навыков больше всего не хватает молодому специалисту-социологу, чтобы быть конкурентоспособным на рынке труда и оценить их по шкале от 1 до 7, где 1 - достаточно сильно хватает, 7 - достаточно сильно не хватает. Для анализа данных было принято решение привести каждый пункт к одному виду с помощью вычисления среднего взвешенного значения.Рисунок 3 – Оценка респондентами того, каких коммуникативных навыков молодым специалистам-социологам не хватает больше всего, чтобы быть конкурентоспособными на рынке трудаСамые высокие оценки (4,1 и выше) среди респондентов набрали умение слушать и слышать (4,6), построение и поддержание бизнес-отношений (4,3), ведение переговоров (4,1), самопрезентация (4,3), публичные выступления (4,4) и клиентоориентированность (4,3).Респонденты считают, что молодые специалисты-социологи, в основном, владеют навыком проведения презентаций (3,6), однако умению выступать публично (4,3) и представлять себя (4,6) им нужно поучиться.Рисунок 3 - Оценка респондентами того, каких навыков самоменеджмента молодым специалистам социологам не хватает больше всего, чтобы быть конкурентоспособными на рынке трудаИз рисунка 3 видно, что, по мнению респондентов, молодые специалисты-социологи менее всего могут управлять эмоциями (4,2) и стрессом (4,5). Такие результаты можно объяснить программами высшего образования и курсами, которые преподаются в разных университетах. Помимо профильных дисциплин, это обычно иностранный язык, русский язык и культура речи, философия, история, экономика, правоведение, логика, безопасность жизнедеятельности, психология (социальная психология, психология и педагогика, общая и социальная психология). Иными словами, у молодых специалистов социологов, как правило, нет отдельных предметов по самоменеджменту, навыки управления эмоциями и стрессом приходится получать самостоятельно.Рисунок 4 – Оценка респондентами того, каких навыков эффективного мышления молодым специалистам-социологам не хватает больше всего, чтобы быть конкурентоспособными на рынке трудаИз рисунка 4 можно сделать вывод, о том, что, по мнению респондентов, молодым специалистам-социологам более всего не хватает навыка креативного мышления (4,2), но при этом у них хорошо развито системное и структурное мышление. Этот результат также можно объяснить тем, что в программах высшего образования этих университетов, как правило, нет дисциплин, направленных на развитие навыка креативного мышления. Приобретение данного умения может зависеть как от преподавателя, так и от самого студента, в зависимости от каждой конкретной ситуации.Далее респондентам было предложено ответить на вопрос о том, какие навыки у них развиты лучше всего и оценить их по шкале от 1 до 7, где 1 - не развиты, 7 - очень хорошо развиты. Для анализа данных было принято решение привести каждый пункт к одному виду с помощью вычисления среднего взвешенного значения.Рисунок 4 - Самооценка респондентов: какие коммуникативные навыки у них развиты лучше всегоОценивая свои коммуникативные навыки, респонденты заявили, что наибольшим образом они нацелены на результат (5,4), а наименьшим – на построение и поддержание бизнес-отношений (4,1). Это может быть связано с отсутствием развития такого навыка в рамках университета; бизнес-отношения формируются в деловой среде.Рисунок 5 – Самооценка респондентов: какие навыки самоменеджмента у них развиты лучше всегоПо рисунку 5 видно, что лучше всего у респондентов, по их мнению, развиты навыки использования обратной связи (4,8) и управления собственным развитием (4,9). Рисунок 6 – Самооценка респондентов: какие навыки эффективного мышления у них развиты лучше всегоГоворя об оценке своих навыков эффективного мышления, респонденты чаще всего выбирали креативное мышление (5,1) и умение искать и анализировать информацию (5,1). Это может быть связано со спецификой профессии: важно не только описывать данные, но и простраивать взаимосвязи, включать воображение и находить ту информацию, которая может повлиять на результаты исследования.Разница между тем, как студенты-социологи воспринимают молодых специалистов и тем, как они оценивают собственные навыки, отражена в рис. 4 и рис. 6. Студенты-социологи отмечали, что у них отлично развито креативное мышление, но у молодых специалистов-социологов этого навыка не хватает более всего. Такой кажущийся диссонанс можно объяснить тем, что студенты не идентифицируют себя с молодыми специалистами и смотрят на них «со стороны».По результатам проведённого опроса мы собрали информацию о сильных и слабых сторонах студентов-социологов разных вузов (МГУ, НИУ ВШЭ, МГЛУ, МГПУ, МПГУ, Финансовый Университет, РЭУ им. Плеханова, РАНХиГС, РГСУ, РГГУ) и выявили, как молодые специалисты-социологи оценивают свои навыки с точки зрения достоинств и недостатков. Так, задача 1 и задача 2 были решены.Дополнительная гипотеза №1 о том, что самооценка коммуникативных навыков молодого специалиста-социолога говорит о том, что софт-скиллы молодых специалистов-социологов не соответствуют их ожиданиям, коррелирующим с требованиями рынка труда, частично подтвердилась. Таблица 3.1 – Каких навыков, на ваш взгляд, больше всего не хватает молодому специалисту-социологу, чтобы быть конкурентоспособным на рынке труда? – по формам занятостиНе работаю, только учусьНе учусь и не работаюРаботаю и учусьРаботаю, но не учусьУмение слушать и слышать4,54,64,64,7Убеждение и аргументация3,64,04,23,9Построение и поддержание бизнес-отношений4,24,34,54,2Ведение переговоров3,94,34,34,2Проведение презентаций3,53,13,73,7Базовые навыки продаж3,73,03,84,0Самопрезентация4,13,34,34,7Публичные выступления4,33,64,34,6Командная работа3,73,13,94,3Нацеленность на результат3,63,33,83,7Деловое письмо3,53,63,83,8Клиентоориентированность4,24,14,44,4Управление эмоциями4,03,64,44,4Управление стрессом4,33,64,64,7Управление собственным развитием3,43,44,14,0Планирование и целеполагание3,53,43,93,6Тайм-менеджмент3,84,04,14,0Рефлексия3,43,64,03,9Использование обратной связи3,33,74,13,9Системное мышление3,73,43,83,7Креативное мышление4,03,64,34,4Структурное мышление3,53,34,03,9Логическое мышление3,83,44,24,1Поиск и анализ информации3,84,14,23,9Выработка и принятие решений3,73,64,03,9Проектное мышление4,03,34,44,0Среднее значение3,83,64,14,1Из таблицы 3.1 видно, что люди, которые работают, но не учатся отмечают более высокое развитие навыков у молодых специалистов, причём эти навыки являются преимущественно коммуникативными. Так, в этой категории наибольшие баллы набрали такие «софт-скиллы», как умение слушать и слышать (4,7), самопрезентация (4,7) и публичные выступления (4,6).Таблица 3.2 – Как вы считаете, какие важные для профессии социолога качества развиты у вас хорошо? - по формам занятостиНе работаю, только учусьНе учусь и не работаюРаботаю и учусьРаботаю, но не учусьСреднее значение по вертикалиУмение слушать и слышать4,34,34,54,64,5Убеждение и аргументация4,94,35,05,04,8Построение и поддержание бизнес-отношений4,13,64,14,14,0Ведение переговоров4,83,44,64,44,3Проведение презентаций4,94,74,84,94,8Базовые навыки продаж4,24,34,34,54,2Самопрезентация4,54,04,54,74,4Публичные выступления4,74,14,74,74,5Командная работа4,74,14,44,74,5Нацеленность на результат5,54,95,35,55,3Деловое письмо4,43,64,24,54,2Клиентоориентированность4,53,74,54,74,3Управление эмоциями3,63,64,03,93,7Управление стрессом3,83,34,03,93,7Управление собственным развитием5,04,14,84,83,7Планирование и целеполагание4,24,34,64,54,4Тайм-менеджмент3,73,94,04,13,9Рефлексия4,03,74,34,24,0Использование обратной связи4,74,64,84,94,7Системное мышление5,04,14,74,54,6Креативное мышление5,34,05,14,94,8Структурное мышление5,14,34,94,84,7Логическое мышление5,13,64,84,74,5Поиск и анализ информации5,25,05,15,15,1Выработка и принятие решений4,54,14,64,54,4Проектное мышление4,84,44,84,74,6Среднее значение4,64,14,64,64,6Из таблицы 3.2 видно, что люди, которые и работают, и учатся отмечают высокое развитие навыков у себя. Так, в этой категории наибольшие баллы набрали такие «софт-скиллы», как убеждение и аргументация (5,0), проведение презентаций (4,9), использование обратной связи (4,9), креативное мышление (4,9), нацеленность на результат (5,5). Достаточно высокие баллы поставили себе и те респонденты, которые только учатся (креативное мышление – 5,3, структурное мышление – 5,1, логическое мышление – 5,1, поиск и анализ информации – 5,2, нацеленность на результат - 5,5). Возможно, это связано с тем, что люди, не получающие профессиональный опыт и не осознающие наличия у себя определённых навыков и компетенций, склонны оценивать ситуацию менее объективно. Таблица 4.1 – Каких навыков, на ваш взгляд, больше всего не хватает молодому специалисту-социологу, чтобы быть конкурентоспособным на рынке труда? - в зависимости от университетаМГЛУМГПУМГУМПГУНИУ ВШЭРАНХиГСРГГУРГСУРЭУ им. ПлехановаФинансовый университетДругиеСр. значениеУмение слушать и слышать4,34,04,64,24,74,74,54,65,24,66,04,6Убеждение и аргументация3,33,34,23,74,13,93,73,54,54,14,43,9Построение и поддержание бизнес-отношений4,24,04,34,44,74,34,34,04,44,34,64,3Ведение переговоров3,64,14,73,94,54,13,93,94,24,25,34,2Проведение презентаций3,13,23,74,13,83,63,23,53,93,93,93,6Базовые навыки продаж3,23,94,24,03,83,73,73,83,84,03,63,8Самопрезентация3,74,24,24,54,24,64,34,05,24,64,84,0Публичные выступления4,14,04,34,14,54,34,54,34,84,74,94,8Командная работа3,33,54,24,53,73,83,83,94,44,24,13,9Нацеленность на результат3,43,14,03,63,93,53,53,64,23,74,53,7Деловое письмо3,53,53,64,13,73,43,63,54,24,03,44,3Клиентоориентированность4,14,14,64,44,93,64,44,24,54,25,84,3Управление эмоциями4,13,64,44,14,43,84,64,14,64,25,54,3Управление стрессом4,34,04,74,34,34,34,94,74,64,75,34,5Управление собственным развитием3,03,24,24,04,23,83,93,84,03,84,13,8Планирование и целеполагание3,53,53,93,73,73,43,73,73,83,74,43,7Тайм-менеджмент3,93,64,23,83,93,93,54,04,24,24,44,0Рефлексия3,23,23,64,14,33,33,93,54,14,04,33,8Использование обратной связи3,53,03,73,93,93,53,43,64,43,93,43,6Системное мышление3,93,23,54,24,13,73,43,54,23,83,33,7Креативное мышление3,83,94,14,24,63,64,64,15,04,35,54,3Структурное мышление3,33,43,43,94,13,93,43,44,53,94,43,8Логическое мышление3,73,44,04,24,53,63,73,64,64,25,04,0Поиск и анализ информации3,33,53,94,24,04,13,73,94,74,04,54,0Выработка и принятие решений3,63,23,84,03,73,63,73,54,94,05,03,9Проектное мышление3,63,74,34,24,13,83,84,04,64,45,04,1Среднее значение3,63,64,14,14,23,83,93,84,44,14,64,0Из таблицы 4.1 видно, что статистически значимых различий в зависимости от университета нет.Таблица 4.2 – «Как вы считаете, какие важные для профессии социолога качества развиты у вас хорошо?» - в зависимости от университета МГЛУМГПУМГУМПГУНИУ ВШЭРАНХиГСРГГУРГСУРЭУ им. ПлехановаФинансовый университетДругиеСр. знач.Умение слушать и слышать4,64,73,94,94,83,84,74,14,74,45,04,5Убеждение и аргументация4,95,34,55,05,34,85,14,75,14,85,65,0Построение и поддержание бизнес-отношений4,03,93,64,34,64,04,33,84,34,25,34,2Ведение переговоров4,64,04,45,04,84,74,74,54,84,66,04,7Проведение презентаций4,75,04,65,25,14,95,24,35,34,85,14,9Базовые навыки продаж4,44,43,94,24,34,34,74,04,44,54,64,3Самопрезентация4,74,54,14,84,84,24,84,15,04,74,44,5Публичные выступления4,74,94,45,04,84,24,84,35,24,54,94,7Командная работа4,95,14,24,75,14,54,43,95,54,34,44,6Нацеленность на результат5,45,64,95,55,65,05,55,45,85,55,65,4Деловое письмо4,64,24,04,54,84,34,23,84,94,54,64,4Клиентоориентированность4,54,54,24,85,14,34,54,05,14,35,04,6Управление эмоциями3,43,43,54,74,73,14,13,43,93,94,43,8Управление стрессом3,93,63,64,44,53,64,03,84,03,83,83,9Управление собственным развитием4,94,94,75,15,44,64,74,55,14,95,44,9Планирование и целеполагание4,64,63,94,65,03,74,84,24,34,54,54,4Тайм-менеджмент3,94,13,94,54,63,24,03,54,23,73,43,9Рефлексия4,03,73,94,64,83,84,34,04,24,24,04,1Использование обратной связи5,05,14,05,15,63,85,14,55,04,85,54,9Системное мышление4,64,74,65,04,74,64,84,74,84,75,94,8Креативное мышление5,25,25,55,55,45,34,74,85,14,76,05,2Структурное мышление4,85,25,15,05,15,05,04,94,74,65,85,0Логическое мышление4,64,75,35,35,04,84,94,84,84,16,04,9Поиск и анализ информации5,15,65,35,45,05,05,15,25,34,85,05,2Выработка и принятие решений4,24,64,75,14,84,24,74,74,14,44,54,5Проектное мышление4,64,84,85,44,64,54,85,04,74,63,84,7Среднее значение4,64,64,44,94,94,34,74,34,84,54,94,0Из таблицы 4.2 видно, что статистически значимых различий в зависимости от университета нет. Самыми востребованными навыками становятся: поиск и анализ информации, структурное мышление, креативное мышление, нацеленность на результат, убеждение и аргументация.Так, наличия зависимости практических навыков от университета не было выявлено. Задача 4 была решена.Таблица 5.1 – Каких навыков, на ваш взгляд, больше всего не хватает молодому специалисту-социологу, чтобы быть конкурентоспособным на рынке труда? - в зависимости от курса обучения 1 курс бакалавриата2 курс бакалавриата3 курс бакалавриата4 курс бакалавриата1 курс магистратуры2 курс магистратурыОконченное высшееСр. знач.Умение слушать и слышать4,65,04,64,34,04,34,74,5Убеждение и аргументация4,14,03,83,53,63,73,83,8Построение и поддержание бизнес-отношений4,54,54,14,14,34,14,34,3Ведение переговоров4,34,44,33,93,53,84,24,0Проведение презентаций3,64,13,53,53,33,43,63,6Базовые навыки продаж3,74,23,73,93,43,44,03,7Самопрезентация4,15,04,24,23,74,04,64,2Публичные выступления4,64,64,24,23,94,04,54,2Командная работа4,13,84,14,13,43,34,13,8Нацеленность на результат3,94,23,43,73,23,43,63,6Деловое письмо4,13,73,63,53,63,23,83,6Клиентоориентированность4,34,74,14,44,04,14,54,3Управление эмоциями4,54,33,94,33,93,94,54,2Управление стрессом4,74,74,24,94,04,04,74,4Управление собственным развитием3,63,94,04,13,23,44,03,7Планирование и целеполагание3,73,93,94,23,43,23,63,7Тайм-менеджмент4,14,14,03,93,83,54,03,9Рефлексия3,53,93,83,83,73,33,93,7Использование обратной связи3,73,63,53,83,63,33,73,6Системное мышление3,84,03,93,73,83,33,73,7Креативное мышление3,74,24,44,24,34,24,44,2Структурное мышление3,63,93,93,43,53,83,83,7Логическое мышление3,74,14,24,03,64,04,14,0Поиск и анализ информации3,44,14,64,23,64,03,84,0Выработка и принятие решений3,74,04,23,83,63,63,93,8Проектное мышление3,84,54,64,33,93,94,04,1Среднее значение4,04,24,04,03,73,74,13,9Из таблицы 5.1 видно, что статистически значимых различий в зависимости от курса обучения нет.Наиболее значимые навыки, которые не хватает молодому специалисту-социологу выявлены: использование обратной связи, деловое письмо, нацеленность на результат, проведение презентаций.Таблица 5.2 – «Как вы считаете, какие важные для профессии социолога качества развиты у вас хорошо?» - в зависимости от курса обучения 1 курс бакалавриата2 курс бакалавриата3 курс бакалавриата4 курс бакалавриата1 курс магистратуры2 курс магистратурыОконченное высшееСр. знач.Умение слушать и слышать4,24,54,54,84,73,94,74,4Убеждение и аргументация4,55,45,05,25,04,74,95,0Построение и поддержание бизнес-отношений4,04,04,24,14,34,13,94,0Ведение переговоров4,64,74,84,94,75,04,24,7Проведение презентаций4,65,05,35,04,94,64,94,6Базовые навыки продаж4,24,44,14,24,44,24,34,2Самопрезентация4,64,64,54,64,74,24,63,8Публичные выступления4,74,94,84,94,54,44,73,00Командная работа4,54,74,84,84,44,34,74,6Нацеленность на результат5,45,65,45,55,45,05,45,4Деловое письмо4,24,14,44,44,34,64,44,3Клиентоориентированность4,64,34,44,74,54,44,64,5Управление эмоциями3,33,73,84,34,13,83,93,8Управление стрессом3,54,13,74,33,94,13,94,0Управление собственным развитием4,54,95,25,15,24,74,74,9Планирование и целеполагание4,14,63,94,84,74,14,64,4Тайм-менеджмент3,63,73,64,44,03,94,23,9Рефлексия4,14,04,04,54,24,24,14,1Использование обратной связи4,75,04,35,05,14,44,94,8Системное мышление4,94,84,75,15,14,64,54,8Креативное мышление5,05,45,35,15,35,54,95,2Структурное мышление4,85,34,95,35,15,04,85,0Логическое мышление4,55,35,04,84,95,34,64,9Поиск и анализ информации5,25,45,35,44,94,95,25,1Выработка и принятие решений4,24,74,55,14,64,64,64,6Проектное мышление4,94,84,95,24,44,54,84,8Среднее значение4,44,74,64,84,74,54,64,5Из таблицы 5.2 видно, что статистически значимых различий в зависимости от курса обучения нет.Таблица 6.1 – Каких навыков, на ваш взгляд, больше всего не хватает молодому специалисту-социологу, чтобы быть конкурентоспособным на рынке труда? - в зависимости от пола женскиймужскойСр. знач.Умение слушать и слышать4,44,84,6Убеждение и аргументация3,73,93,8Построение и поддержание бизнес-отношений4,24,44,3Ведение переговоров4,04,24,1Проведение презентаций3,63,63,6Базовые навыки продаж3,73,93,8Самопрезентация4,34,44,35Публичные выступления4,34,44,35Командная работа4,03,93,95Нацеленность на результат3,53,83,65Деловое письмо3,83,63,7Клиентоориентированность4,34,44,35Управление эмоциями4,14,34,2Управление стрессом4,34,74,5Управление собственным развитием3,63,93,75Планирование и целеполагание3,53,93,7Тайм-менеджмент3,84,24,0Рефлексия3,63,93,75Использование обратной связи3,63,83,7Системное мышление3,83,73,75Креативное мышление4,14,44,25Структурное мышление3,63,83,7Логическое мышление3,94,03,95Поиск и анализ информации3,84,13,95Выработка и принятие решений3,74,03,85Проектное мышление3,94,34,1Среднее значение3,94,13,5Из таблицы 6.1 видно, что по Z-тесту при уровне значимости в 95% различия в средних значениях между женщинами и мужчинами можно назвать незначимыми.Таблица 6.2 – «Как вы считаете, какие важные для профессии социолога качества развиты у вас хорошо?» - в зависимости от пола женскиймужскойСр. знач.Умение слушать и слышать4,34,64,45Убеждение и аргументация4,85,14,95Построение и поддержание бизнес-отношений4,04,24,1Ведение переговоров4,64,64,6Проведение презентаций4,75,04,85Базовые навыки продаж4,24,44,3Самопрезентация4,44,74,55Публичные выступления4,54,94.7Командная работа4,54,84.65Нацеленность на результат5,35,55.4Деловое письмо4,34,44.25Клиентоориентированность4,44,74.55Управление эмоциями3,83,83.8Управление стрессом3,93,93.9Управление собственным развитием4,84,94.85Планирование и целеполагание4,44,44.4Тайм-менеджмент3,93,93.9Рефлексия4,14,14.1Использование обратной связи4,74,94.8Системное мышление4,64,94.75Креативное мышление5,05,25.1Структурное мышление4,95,04.95Логическое мышление4,84,94.85Поиск и анализ информации5,15,25.15Выработка и принятие решений4,64,54.55Проектное мышление4,74,84.7Среднее значение4,54,74.6По Z-тесту при уровне значимости в 95% различия в средних значениях между женщинами и мужчинами можно назвать незначимыми.Не было выявлено зависимости наличия навыков от курса обучения, однако в ходе опроса выяснилось, что мужчины оценивают, как свои навыки, как и навыки молодых специалистов, в целом, выше, чем женщины. Кроме того, обнаружилась зависимость от формы занятости. Люди, которые и работают, и учатся выше оценивают необходимость наличия коммуникативных навыков по сравнению с остальными респондентами. Так, задача 3 была решена.В рамках данного социологического опроса также было предложено респондентам оценить, проверял ли работодатель во время приёма на работу наличие социальных навыков (см. рисунок 8.1). Оказалось, что примерно в 72% случаев на них обращается внимание при трудоустройстве: в более, чем 30% из них работодатель оценивал речь и поведение, спрашивал про опыт работы и реализованные проекты (см. рисунок 8.2).Рисунок 8.1 - Самооценка востребованности навыков softskills при поиске работы (наличие социальных навыков)Рисунок 8.2 – Самооценка востребованности навыков softskills при поиске работы (проверка социальных навыков)Выводы:В данном исследовании было необходимо проанализировать софт-скиллы молодых специалистов-социологов и коммуникативную компетентность как один из гибких навыков. В рамках проведения контент-анализа и социологического опроса были получены следующие выводы:При приёме на работу обращают внимание на речь и поведение, спрашивают про опыт и реализованные проекты;Многие работодатели запрашивают наличие коммуникативных навыков как таковых, не конкретизируя;Коммуникативные навыки являются неотъемлемым требованием к соискателю наравне с аналитическими способностями;Среди коммуникативных навыков, которыми должны обладать молодые специалисты, работодатели выделяют грамотную устную и письменную речь, умение вести деловую коммуникацию, проводить презентации, писать и редактировать тексты;Требования к соискателю напрямую зависят от вакансии;Самооценка софт-скиллов молодых специалистов-социологов частично соответствует их ожиданиям, коррелирующим с требованиями рынка труда.ЗаключениеНастоящее исследование было направлено на изучение коммуникативной компетентности молодых специалистов как одного из важнейших софт-скиллов на рынке труда, так как было важно понимать, соответствует ли современное образование, а именно получаемые студентами навыки и компетенции заявленным в требованиях работодателями. Выяснилось, что в большинстве случаев работодатели ждут от соискателей конкретных коммуникативных навыков (умения аргументировать информацию, грамотную речь, умения составлять деловые письма и, в целом, владеть деловой коммуникацией); сами коммуникативные навыки проверяются работодателями на собеседованиях, что, во многом, упрощает им выбор нужных сотрудников.В рамках данной работы была достигнута цель: изучить характерные черты коммуникативной компетентности как одного из софт-скиллов молодых специалистов на рынке труда (на примере социологов).Кроме того, были решены следующие задачи:Проанализировать теоретические подходы к коммуникативной компетентности как к одному из софт-скиллов молодых специалистов на рынке труда;Сформулировать авторское определение характерных черт коммуникативной компетентности как одного из важнейших софт-скилов молодых специалистов на рынке труда;Построить авторскую концептуальную модель коммуникативной компетентности как одного из софт-скиллов молодых специалистов на рынке труда;Выявить характерные черты коммуникативной компетентности как одного из софт-скиллов молодых специалистов на рынке труда;Собрать информацию о требованиях рынка труда к молодым специалистам-социологам;Оценить место коммуникативных навыков среди других требований к соискателям (молодым специалистам-социологам);Выявить конкретные коммуникативные навыки, которые в данный момент наиболее востребованы на рынке труда, среди молодых специалистов-социологов;Собрать информацию о сильных и слабых сторонах студентов-социологов разных вузов (МГУ, НИУ ВШЭ, МГЛУ, МГПУ, МПГУ, Финансовый Университет, РЭУ им. Плеханова, РАНХиГС, РГСУ, РГГУ);Выявить, как молодые специалисты-социологи оценивают свои навыки с точки зрения достоинств и недостатков; Оценить наличие зависимости коммуникативных навыков от занятости, пола и курса обучения; Оценить наличие зависимости получения практических навыков студентами в зависимости от университета.Основная гипотеза о том, что коммуникативная компетентность молодых специалистов является одним из важнейших софт-скиллов на рынке труда, была подтверждена.Дополнительные гипотезы были тоже проверены:1)Самооценка навыков молодого специалиста-социолога говорит о том, что софт-скиллы молодых специалистов-социологов не соответствуют их ожиданиям, коррелирующим с требованиями рынка труда – частично подтвердилась;2) Коммуникативные навыки входят в востребованные среди молодых специалистов-социологов софт-скиллы на рынке труда – подтвердилась.Список литературы:1.Виноградова, И.А. Коммуникативная компетентность в социализации личности: Автореф.дисс. канд.социол.наук: 22.00.04 / И.А.Виноградова. Н.Новгород, 2002. - 23 с.2.Вяткина Г. В. Организация самостоятельной работы студентов // Аграрное образование и наука. 2012. No 2.3.Вяткина Г .В., Пономарев А. Б. Современные тенденции интеграции науки и образования // Интеграция науки и образования в современном мире : сб. материалов международной научно-практической конференции. Екатеринбург, 2014. С. 27–32.4.Дорошенко Т.В. Эмпатия как фактор мотивации в профессиональном становлении личности: дисс. к.псих.н. Х., 2007. 205 с.5.Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. Авторская версия. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 20046.Зимняя, И.А. Ключевые компетенции новая парадигма результата образования / И.А. Зимняя //Высшее образование сегодня. - 2003. -№5. - С.34-42.7.Жулина Елена Викторовна Коммуникативная компетентность как условие успешной социализации и профессиональной адаптации выпускников вузов // Вестник НГТУ им. Р. Е. Алексеева. Серия «Управление в социальных системах. Коммуникативные технологии». 2014. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kommunikativnaya-kompetentnost-kak-uslovie-uspeshnoy-sotsializatsii-i-professionalnoy-adaptatsii-vypusknikov-vuzov (дата обращения: 19.09.2022).8.Исакова А. А. Ретроспектива формирования коммуникативной компетенции // Интеграция образования. 2017. Т. 21, № 1. С. 46–53. DOI: 10.15507/1991-9468.086.021.201701.046-0539.Кружкова Т. И., Рущицкая О. А. Проблемы качества подготовки бакалавров и маги-стров в условиях реформирования системы образования // Аграрное образование и наука. 2013. No 1.10.Ю.В. Сорокопуд, Е.Ю. Амчиславская, А.В. Ярославцева SOFT SKILLS («МЯГКИЕ НАВЫКИ») И ИХ РОЛЬ В ПОДГОТОВКЕ СОВРЕМЕННЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ // МНКО. 2021. №1 (86). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/soft-skills-myagkie-navyki-i-ih-rol-v-podgotovke-sovremennyh-spetsialistov (дата обращения: 19.09.2022).11.Хижная Анна Владимировна, Быстрова Наталья Васильевна, Шарыгина Екатерина Николаевна РАЗВИТИЕ SOFT SKILLS ("ГИБКИХ НАВЫКОВ") ДЛЯ УСПЕШНОЙ КАРЬЕРЫ ВЫПУСКНИКОВ ВУЗА // Проблемы современного педагогического образования. 2019. №65-2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-soft-skills-gibkih-navykov-dlya-uspeshnoy-kariery-vypusknikov-vuza (дата обращения: 19.09.2022).12.Book H.E. Empathy: Misconceptions and misuses in psychotherapy // American Journal of Psychia- try. 1988. No145. Р. 420–424.13.Branch W.T. The ethics of caring and medical education // Academic Medicine. 2000. No75. Р. 127–132.14.Carmel S., Glick S.M. Compassionate-empathic physicians: Personalitytraits and social- organizational factors that enhance or inhibit this behavior pattern // Social Science and Medicine. 1996.No 43. Р. 1253–12615.Code of the Republic of Kazakhstan On Marriage and Family, Chapter 1, Article 2 [Electron. re- source]. Access mode: https://online.zakon.kz/Docu- ment/?doc_id=31102748 (date of the application: 30.12.2021).16.Davidova V. Listening, speaking and negotiat- ing: what are soft skills and how to develop them [Elec- tron. resource]. Access mode: http://theor-yandprac- tice.ru/posts/11719-soft-skills (date of the application: 30.12.2021).17.Fedosova A. What are soft skills and why do they really need to learn? [Electron. resource]. Access mode: https://academy.yandex.ru/posts/chto-takoe- soft-skills-i-zachem-im-nuzhno-uchitsya-na-samom- dele (date of the application: 30.12.2021).18.Hard и soft skills: What are they needed for.[Electron. resource]. Access mode: https://proektoria.online/catalog/media/articles/hard-i- soft-skills-zachem-oni-nuzhny (date of the application: 30.12.2021).19.Ratkovskaya I. Soft skills: the training of specialists for the digital economy //International Scientific-Practical Conference “Business Cooperation as a Resource of Sustainable Economic Development and Investment Attraction”(ISPCBC 2019). – Atlantis Press, 2019. – С. 122-126.20.Shipilov V. List of soft skills and ways of their development. [Electron. resource]. Access mode: https://www.cfin.ru/management/people/dev_val/soft- skills.shtml (date of the application: 30.12.2021).21.Schulz, B. (2008). The importance of soft skills: Education beyond academic knowledge. Nawa Journal of Communication, 2(1), 146-154.22.Stepanova L.N., Zeer E.F. Soft Skills as Predic- tors of Students’ Life Self-Fulfillment. The Education and science journal. 2019;21(8):65-89.23.The TOP SkillS Companies Need Most in 2020 – And how to Learn Them [Electron. resource]. Access mode: https://www.linkedin.com/business/learn- ing/blog/top-skills-and-courses/the-skills-companies- need-most-in-2020and-how-to-learn-them (date of the application: 30.12.2021).24.Typical curriculum of the general educational discipline "Kazakh (Russian) language" for organiza- tions of higher and (or) postgraduate education dated October 31, 2018.25.Qizi K. N. U. Soft skills development in higher education //Universal journal of educational research. – 2020. – Т. 8. – №. 5. – С. 1916-1925.26.Waldeck J. et al. Communication in a changing world: Contemporary perspectives on business communication competence //Journal of Education for Business. – 2012. – Т. 87. – №. 4. – С. 230-240.Приложение 1. Концептуальная модельПриложение 2. Структура анкеты
1. Виноградова, И.А. Коммуникативная компетентность в социализации личности: Автореф.дисс. канд.социол.наук: 22.00.04 / И.А.Виноградова. Н.Новгород, 2002. - 23 с.
2. Вяткина Г. В. Организация самостоятельной работы студентов // Аграрное образование и наука. 2012. No 2.
3. Вяткина Г .В., Пономарев А. Б. Современные тенденции интеграции науки и образования // Интеграция науки и образования в современном мире : сб. материалов международной научно-практической конференции. Екатеринбург, 2014. С. 27–32.
4. Дорошенко Т.В. Эмпатия как фактор мотивации в профессиональном становлении личности: дисс. к.псих.н. Х., 2007. 205 с.
5. Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. Авторская версия. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004
6. Зимняя, И.А. Ключевые компетенции новая парадигма результата образования / И.А. Зимняя //Высшее образование сегодня. - 2003. -№5. - С.34-42.
7. Жулина Елена Викторовна Коммуникативная компетентность как условие успешной социализации и профессиональной адаптации выпускников вузов // Вестник НГТУ им. Р. Е. Алексеева. Серия «Управление в социальных системах. Коммуникативные технологии». 2014. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kommunikativnaya-kompetentnost-kak-uslovie-uspeshnoy-sotsializatsii-i-professionalnoy-adaptatsii-vypusknikov-vuzov (дата обращения: 19.09.2022).
8. Исакова А. А. Ретроспектива формирования коммуникативной компетенции // Интеграция образования. 2017. Т. 21, № 1. С. 46–53. DOI: 10.15507/1991-9468.086.021.201701.046-053
9. Кружкова Т. И., Рущицкая О. А. Проблемы качества подготовки бакалавров и маги- стров в условиях реформирования системы образования // Аграрное образование и наука. 2013. No 1.
10. Ю.В. Сорокопуд, Е.Ю. Амчиславская, А.В. Ярославцева SOFT SKILLS («МЯГКИЕ НАВЫКИ») И ИХ РОЛЬ В ПОДГОТОВКЕ СОВРЕМЕННЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ // МНКО. 2021. №1 (86). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/soft-skills-myagkie-navyki-i-ih-rol-v-podgotovke-sovremennyh-spetsialistov (дата обращения: 19.09.2022).
11. Хижная Анна Владимировна, Быстрова Наталья Васильевна, Шарыгина Екатерина Николаевна РАЗВИТИЕ SOFT SKILLS ("ГИБКИХ НАВЫКОВ") ДЛЯ УСПЕШНОЙ КАРЬЕРЫ ВЫПУСКНИКОВ ВУЗА // Проблемы современного педагогического образования. 2019. №65-2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-soft-skills-gibkih-navykov-dlya-uspeshnoy-kariery-vypusknikov-vuza (дата обращения: 19.09.2022).
12. Book H.E. Empathy: Misconceptions and misuses in psychotherapy // American Journal of Psychia- try. 1988. No145. Р. 420–424.
13. Branch W.T. The ethics of caring and medical education // Academic Medicine. 2000. No75. Р. 127–132.
14. Carmel S., Glick S.M. Compassionate-empathic physicians: Personalitytraits and social- organizational factors that enhance or inhibit this behavior pattern // Social Science and Medicine. 1996.No 43. Р. 1253–126
15. Code of the Republic of Kazakhstan On Marriage and Family, Chapter 1, Article 2 [Electron. re- source]. Access mode: https://online.zakon.kz/Docu- ment/?doc_id=31102748 (date of the application: 30.12.2021).
16. Davidova V. Listening, speaking and negotiat- ing: what are soft skills and how to develop them [Elec- tron. resource]. Access mode: http://theor-yandprac- tice.ru/posts/11719-soft-skills (date of the application: 30.12.2021).
17. Fedosova A. What are soft skills and why do they really need to learn? [Electron. resource]. Access mode: https://academy.yandex.ru/posts/chto-takoe- soft-skills-i-zachem-im-nuzhno-uchitsya-na-samom- dele (date of the application: 30.12.2021).
18. Hard и soft skills: What are they needed for. [Electron. resource]. Access mode: https://proektoria.online/catalog/media/articles/hard-i- soft-skills-zachem-oni-nuzhny (date of the application: 30.12.2021).
19. Ratkovskaya I. Soft skills: the training of specialists for the digital economy //International Scientific-Practical Conference “Business Cooperation as a Resource of Sustainable Economic Development and Investment Attraction”(ISPCBC 2019). – Atlantis Press, 2019. – С. 122-126.
20. Shipilov V. List of soft skills and ways of their development. [Electron. resource]. Access mode: https://www.cfin.ru/management/people/dev_val/soft- skills.shtml (date of the application: 30.12.2021).
21. Schulz, B. (2008). The importance of soft skills: Education beyond academic knowledge. Nawa Journal of Communication, 2(1), 146-154.
22. Stepanova L.N., Zeer E.F. Soft Skills as Predic- tors of Students’ Life Self-Fulfillment. The Education and science journal. 2019;21(8):65-89.
23. The TOP SkillS Companies Need Most in 2020 – And how to Learn Them [Electron. resource]. Access mode: https://www.linkedin.com/business/learn- ing/blog/top-skills-and-courses/the-skills-companies- need-most-in-2020and-how-to-learn-them (date of the application: 30.12.2021).
24. Typical curriculum of the general educational discipline "Kazakh (Russian) language" for organiza- tions of higher and (or) postgraduate education dated October 31, 2018.
25. Qizi K. N. U. Soft skills development in higher education //Universal journal of educational research. – 2020. – Т. 8. – №. 5. – С. 1916-1925.
26. Waldeck J. et al. Communication in a changing world: Contemporary perspectives on business communication competence //Journal of Education for Business. – 2012. – Т. 87. – №. 4. – С. 230-240.
Вопрос-ответ:
Какие софт скиллы считаются одними из важнейших на рынке труда?
Одними из важнейших софт скиллов на рынке труда считаются коммуникативные навыки, умение работать в команде, лидерские качества, аналитическое и критическое мышление, способность к решению проблем и принятию решений, умение адаптироваться к изменениям и умение управлять временем.
Почему коммуникативная компетентность считается важной для молодых специалистов?
Коммуникативная компетентность считается важной для молодых специалистов, потому что успешное взаимодействие с коллегами, клиентами и партнерами является ключевым элементом эффективной работы в любой сфере. Хорошая коммуникация помогает строить отношения, решать проблемы, достигать результатов и привлекать новых клиентов.
Какие навыки входят в коммуникативную компетентность социологов?
Коммуникативная компетентность социологов включает в себя такие навыки, как умение эффективно слушать и давать обратную связь, умение выражать свои мысли и идеи четко и грамотно, умение адаптироваться к разным коммуникационным ситуациям и аудитории, умение работать в команде, умение решать конфликты и налаживать сотрудничество с разными людьми.
Как социологи могут развивать свою коммуникативную компетентность?
Социологи могут развивать свою коммуникативную компетентность путем практики коммуникации, участия в тренингах и курсах по развитию навыков коммуникации, чтения литературы по этой теме, общения с опытными коллегами, анализа своего коммуникативного поведения и постоянного самосовершенствования.
Как важность коммуникативной компетентности молодых специалистов влияет на рынок труда?
Важность коммуникативной компетентности молодых специалистов влияет на рынок труда таким образом, что все больше работодателей оценивают не только знания и навыки, но и способность четко и эффективно коммуницировать. Кандидаты с хорошими коммуникативными навыками получают преимущество при поиске работы, так как они могут легче установить контакт с клиентами, коллегами и руководством, а также принимать и реализовывать новые идеи и проекты.
Зачем молодым специалистам важно обладать коммуникативной компетентностью?
Молодым специалистам важно обладать коммуникативной компетентностью, потому что это один из важнейших софт скиллов на рынке труда. Коммуникативная компетентность позволяет эффективно общаться с коллегами, клиентами, руководством и другими участниками рабочего процесса. Она помогает установить хорошие отношения, решать конфликты, находить компромиссы и добиваться целей. Кроме того, коммуникативная компетентность способствует развитию лидерских качеств, улучшает самооценку и повышает шансы на карьерный рост.
Какие навыки входят в понятие «коммуникативная компетентность»?
Коммуникативная компетентность включает в себя широкий набор навыков и умений. Во-первых, это навык грамотной устной и письменной речи. Специалист должен уметь ясно и логично излагать свои мысли, использовать профессиональную терминологию и уметь адаптировать свою речь под разные аудитории. Во-вторых, это навык активного слушания и восприятия информации. Специалист должен уметь слушать собеседника, задавать уточняющие вопросы и адекватно реагировать на полученную информацию. Также важным навыком является умение работать в команде, устанавливать доверительные отношения с коллегами и эффективно сотрудничать с ними для достижения общих целей.
Каким образом коммуникативная компетентность влияет на карьерный успех молодых специалистов?
Коммуникативная компетентность имеет прямое влияние на карьерный успех молодых специалистов. Специалисты, обладающие хорошими коммуникативными навыками, часто получают предпочтение во время найма на работу. Работодатели ищут сотрудников, которые могут эффективно общаться с клиентами, партнерами и коллегами. Кроме того, коммуникативная компетентность помогает специалистам лучше справляться с конфликтными ситуациями, налаживать рабочие отношения и создавать благоприятную обстановку на работе. Это, в свою очередь, способствует повышению производительности и карьерному росту.