Детские издания второй половины 19 века

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Журналистика
  • 25 25 страниц
  • 25 + 25 источников
  • Добавлена 11.04.2023
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание

Введение 3
Глава 1. Общие представления о детских изданиях 5
1.1. История детской периодики второй половины XIX века 5
1.2. Особенности потребления контента детьми разного возраста 12
Глава 2. Характеристика детских журналов в России во второй половине XIX века 17
2.1. Развитие журнала «Подснежник» 17
2.2. Особенности детского журнала «Звездочка» 19
Заключение 22
Список использованной литературы 23
Фрагмент для ознакомления

Автор писал о том, что журнал должен стать «непрерывным, беспрестанно наполняющимся и разнообразным источником чтения, которое служит правильным, периодическим дополнением и развитием преподаваемых детям и юношам урокам по всем частям знаний». Другим примером служит первый номер «Подснежника», в котором рассматривались принципы изучения истории, эстетические вопросы окружающего мира. Еще один из приемов привлечения внимания к «Подснежнику» – размещение на титульном листе цензурное дозволение с указанием даты и имени цензора, а также одобрение Министерства народного просвещения. Такой метод повысил статус издания, укрепил имидж и лояльность взрослой аудитории. Поскольку журнал выполнял просветительскую функцию, в 1859 году в «Журнале министерства народного просвещения» опубликовали сообщениеминистра народного просвещения России, в котором значилось, что «Подснежник» и его авторы заслуживают особого признания, поэтому должны быть включены в программу образования и должны быть доступны всем желающим. Одной из тенденций второй половины XIX века была анонимность. Несмотря на это, авторы «Подснежника» подчеркивали уникальность каждого произведения и оставляли свою подпись.Тем не менее, главный редактор В.Н. Майков практически в каждом номере заострял внимание на профессионализме и авторском уровне сотрудников журнала. Для каждой рубрики он подбирал свой состав авторов, которые специализировались на определенных темах.В «Подснежнике» был отдельный блок, посвященный рекламе литературных произведений. Например, в выпуске № 8 в статье «От редакции» описана подготовка номеров «Подснежника» на основе рассказов Н. Готорна. Значимость подчеркивается словами: «редакция надеется, что эти повести, исполненные юмора и глубокой нравственности, написанные изящным языком, будут иметь у нас такой же успех».Таким образом, журнал «Подснежник» является ярким примером детской периодики второй половины XIX века.2.2. Особенности детского журнала «Звездочка»Журнал «Звездочка» – российский журнал XIX века для детей. Основной аудиторией считались воспитанницы институтов благородных девиц (см.рис.2).Рисунок 2 – Журнал «Звездочка»Впервые журнал был выпущен в 1842 году в Санкт-Петербурге и просуществовал до 1863 года. с 1845 по 1849 гг. журнал выходил для детей младшего и старшего возрастов. Редактором издания являлась А.О. Ишимова. Главными авторами издания стали А.О. Ишимова, причем большинство ее публикаций выходило без подписи автора, филолог Я. Грот, детские писательницы А. Зонтаг и А. Воронова. Привлечение авторов различной специальности делали материал журнала привлекательным для разных возрастов.Также в «Звездочке» публиковались иностранные авторы, например, Евгения Фоа «Снежки, или Маленький король» (о детстве Людовика XV), «Мария Лещинская» (о жизни польской принцессы — супруги Людовика XV), «Сцены из жизни маленького Шекспира».А.И. Ишимова отмечает, что особый интерес у читательниц имело произведение «Мэри и Флора». В каждом номере журнала размещались рекомендации русской и иностранной литературы для изучения, а также книги религиозно-монархического характера. С целью привлечения юных читателей, авторы использовали такие формы повествования, как беседа с читателем, беседа матери и ребенка, переписку детей, «дорожный журнал», который предназначен для публикации впечатлений о путешествиях и интересных фактов. С начала существования журнала была сформирована четкая структура содержания, в который вошли разделы: словесность (рассказы, стихи), наука (очерки по истории, географии), новые книги, материалы для самых маленьких читателей. Главной целью «Звездочки» было воспитание будущих матерей, хозяек дома.Некоторые исследователи отмечали, что журнал и деятельность А.О. Ишимовой не отвечала тенденциями развития литературы и детской периодики XIX века. Тем не менее, заслугой автора является точное освещение николаевской эпохи, цензуры в литературе, а также трудности, связанные с работой редакции в данной периоде времени.  ЗаключениеДетская журналистика имеет богатую историю, основной особенностью является художественность, оптимизм, правдивость. Поскольку основная аудитория – дети в различном возрасте, авторы должны придерживаться принципов морали и нравственности.Функциями детских изданий являются просветительская, информационная, воспитательская, эстетическая, социальная и развлекательная. Выяснили, что во второй половине XIX века наблюдалось активное развитие детских изданий и появление новых тенденций в журналистике. Особое внимание авторы начинают уделять тематике, форме подачи контента, а также особенностям читательской аудитории, в которую входили не только дети, но и их родители. Также в конце рассматриваемого периода в детских журналах начали появляться иллюстрации, некоторые издания выходили в цвете. В отдельных журналах формируются постоянные рубрики. Еще одной особенностью детских изданий второй половины XIX века является привлечение различных специалистов, которые способны повлиять на мировоззрение ребенка.На примере журналов «Подснежник» и «Звездочка» выявили основные характеристики и тенденции развития журналистики рассматриваемого периода. Можно считать, что деятельность авторов данных изданий способствовали развитию детской журналистики в настоящее время.Список использованной литературыАлексеева М.И. Советская детская журналистика. – М.: Университет, 1992. – 133 с.Антонова С.Г. Редакторская подготовка зданий. – М.: Логос, 2004. – 468 с.Арзамасцева И.Н. Детская литература. – М.: Академия, 2007. – С.52.Бабушкина А.П. История русской детской литературы. – М., 1948. – 574 с.Балашова Ю. Б. Школьная журналистика серебряного века. – СПб, 2007. – 114 с.Большая Советская Энциклопедия: Издание III. 8 т. М., 1972. – 456 с.Ветлугина Н.А. Нравственно-эстетическое воспитание ребенка. – М.: Айрис-Пресс, 2012. – 79 с.Гребенкина Ю.В. Риски социализации подрастающего поколения, связанные с медиасредой: девиантологический аспект / Ю.В. Гребенкина, С.В. Книжникова // Концепт. – 2015. – Т. 37. – С. 16-20.Детские журналы России (1785—1917): учеб.-метод. комплект / Л. Н. Колесова. — Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 2014. – 260 с.Добролюбов Н.А. Обзор детских журналов / В.Г. Белинский, Н.Г. Чернышевский, Н.А. Добролюбов // О детской литературе. – М., 1954. – 325 с.Звездочка // Энциклопедический словарь. — СПб.: Брокгауз — Ефрон, 1894. — Т. XII. — 489 с.Калейдоскоп. Еженедельная газета для русских детей среднего возраста. – СПб., I860. – № 1.Киселев В.С. Читатель в метатекстовой коммуникации / В.С. Киселев // Статьи по теории и истории метатекста (на материале русской прозы конца XVIII первой трети XIX века). – Томск, 2004. – С. 23-28.Кондаков А.М. Духовно-нравственное воспитание в структуре Федеральных государственных стандартов образования / А.М. Кондаков // Педагогика. – 2014. – № 9. – С. 13-20.Кулакова Л.Н. Детские и подростковые периодические издания в структуре медиахолдингов: автореферат дис.…канд.филол.наук / Л.Н. Кулакова. – Екатеринбург, 2017. – 231 с.Культуросфера отечественной периодики для детей и юношества 50-80-х годов XIX века: монография / Е.В. Гайманова; Федеральное гос. бюджетное образовательное учреждение высш. проф. образования «Московский гос. ун-т культуры и искусства». – М.: Аналитик, 2014. – 264 с.Махова К.А. Журнал «Звездочка» А.О. Ишимовой / К.А. Махова // Текст научной статьи по специальности «История и археология». – 2013. – № 1. – С. 34-43.Олешко В.Ф. Психология журналистики. – М.: Михайлова В.А., 2006. – 240 с.Орлова В.В. У истоков детской журнальной периодики / В.В. Орлова // Вестник БГУ. Серия 4, Филология. Журналистика. Педагогика. – Минск: БГУ. – 2013. – № 2. – С. 77.Подснежник: журнал для детского и юношеского возрастов / изд. В.Н. Майков. – Санкт-Петербург. 1858–1862.Романенко А.Р. Мир сказочный и мир реальный. – М.: Художественная литература, 1987. – 128 с.Солдатова Е.Л. Возрастно-психологические особенности восприятия как критерий эффективности массовой коммуникации / Е.Л. Солдатова // Вестник ЮУрГУ. Серия: Лингвистика. – 2013. – № 1. – С. 1-6.Ткач В. П. Социальные аспекты медиапотребления подростков // Социология и общество: глобальные вызовы и региональное развитие / РОС, ИС РАН, АН РБ, ИСППИ. – М.: РОС, 2012. – 422 с.Филатова О.Г. Социология массовой коммуникации. – М., 2016. – 303 с.Цымбаленко С.Б. Информационное пространство российского подростка в постсоветский период / Цымбаленко С.Б., Шариков А.В., Щеглова С.Н. – М.: НИИ Школьных технологий, 2014. – 128 с.

Список использованной литературы

1. Алексеева М.И. Советская детская журналистика. – М.: Университет, 1992. – 133 с.
2. Антонова С.Г. Редакторская подготовка зданий. – М.: Логос, 2004. – 468 с.
3. Арзамасцева И.Н. Детская литература. – М.: Академия, 2007. – С.52.
4. Бабушкина А.П. История русской детской литературы. – М., 1948. – 574 с.
5. Балашова Ю. Б. Школьная журналистика серебряного века. – СПб, 2007. – 114 с.
6. Большая Советская Энциклопедия: Издание III. 8 т. М., 1972. – 456 с.
7. Ветлугина Н.А. Нравственно-эстетическое воспитание ребенка. – М.: Айрис-Пресс, 2012. – 79 с.
8. Гребенкина Ю.В. Риски социализации подрастающего поколения, связанные с медиасредой: девиантологический аспект / Ю.В. Гребенкина, С.В. Книжникова // Концепт. – 2015. – Т. 37. – С. 16-20.
9. Детские журналы России (1785—1917): учеб.-метод. комплект / Л. Н. Колесова. — Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 2014. – 260 с.
10. Добролюбов Н.А. Обзор детских журналов / В.Г. Белинский, Н.Г. Чернышевский, Н.А. Добролюбов // О детской литературе. – М., 1954. – 325 с.
11. Звездочка // Энциклопедический словарь. — СПб.: Брокгауз — Ефрон, 1894. — Т. XII. — 489 с.
12. Калейдоскоп. Еженедельная газета для русских детей среднего возраста. – СПб., I860. – № 1.
13. Киселев В.С. Читатель в метатекстовой коммуникации / В.С. Киселев // Статьи по теории и истории метатекста (на материале русской прозы конца XVIII первой трети XIX века). – Томск, 2004. – С. 23-28.
14. Кондаков А.М. Духовно-нравственное воспитание в структуре Федеральных государственных стандартов образования / А.М. Кондаков // Педагогика. – 2014. – № 9. – С. 13-20.
15. Кулакова Л.Н. Детские и подростковые периодические издания в структуре медиахолдингов: автореферат дис.…канд.филол.наук / Л.Н. Кулакова. – Екатеринбург, 2017. – 231 с.
16. Культуросфера отечественной периодики для детей и юношества 50-80-х годов XIX века: монография / Е.В. Гайманова; Федеральное гос. бюджетное образовательное учреждение высш. проф. образования «Московский гос. ун-т культуры и искусства». – М.: Аналитик, 2014. – 264 с.
17. Махова К.А. Журнал «Звездочка» А.О. Ишимовой / К.А. Махова // Текст научной статьи по специальности «История и археология». – 2013. – № 1. – С. 34-43.
18. Олешко В.Ф. Психология журналистики. – М.: Михайлова В.А., 2006. – 240 с.
19. Орлова В.В. У истоков детской журнальной периодики / В.В. Орлова // Вестник БГУ. Серия 4, Филология. Журналистика. Педагогика. – Минск: БГУ. – 2013. – № 2. – С. 77.
20. Подснежник: журнал для детского и юношеского возрастов / изд. В.Н. Майков. – Санкт-Петербург. 1858–1862.
21. Романенко А.Р. Мир сказочный и мир реальный. – М.: Художественная литература, 1987. – 128 с.
22. Солдатова Е.Л. Возрастно-психологические особенности восприятия как критерий эффективности массовой коммуникации / Е.Л. Солдатова // Вестник ЮУрГУ. Серия: Лингвистика. – 2013. – № 1. – С. 1-6.
23. Ткач В. П. Социальные аспекты медиапотребления подростков // Социология и общество: глобальные вызовы и региональное развитие / РОС, ИС РАН, АН РБ, ИСППИ. – М.: РОС, 2012. – 422 с.
24. Филатова О.Г. Социология массовой коммуникации. – М., 2016. – 303 с.
25. Цымбаленко С.Б. Информационное пространство российского подростка в постсоветский период / Цымбаленко С.Б., Шариков А.В., Щеглова С.Н. – М.: НИИ Школьных технологий, 2014. – 128 с.

Вопрос-ответ:

Какие были общие представления о детских изданиях во второй половине 19 века?

Во второй половине 19 века детские издания рассматривались как средство воспитания и образования, которое должно было предложить детям интересное и полезное чтение.

Как развивался журнал "Подснежник" в России во второй половине 19 века?

Журнал "Подснежник" во второй половине 19 века прошел значительное развитие, став одним из самых популярных детских журналов. Он предлагал разнообразные статьи, рассказы, стихи, загадки и пазлы для детей разных возрастов. Журнал активно развивал свои секции и проводил различные конкурсы для молодых читателей.

Какие особенности имел детский журнал "Звездочка" во второй половине 19 века?

Детский журнал "Звездочка" отличался своей непрерывностью и разнообразием. Он постоянно наполнялся новым контентом, предлагая детям интересные материалы для чтения. В "Звездочке" можно было найти не только рассказы и стихи, но и задачки, развивающие игры, сказки и многое другое. Журнал также активно работал над улучшением своего внешнего оформления, внедряя различные иллюстрации и цветные обложки.

Какие источники контента использовались в детских журналах?

В детских журналах во второй половине 19 века использовались различные источники контента. Это могли быть рассказы и стихи известных писателей, научно-популярные статьи, задачки, загадки, игры, сказки и многое другое. Журналы также активно взаимодействовали с читателями, проводя конкурсы и публикуя письма и отзывы своих молодых читателей.

Какие были особенности потребления контента детьми разного возраста во второй половине 19 века?

Во второй половине 19 века дети разного возраста потребляли контент детских журналов по-разному. Младшие дети охотно читали сказки и стихи, играли в развивающие игры и решали задачки. Старшие дети уже интересовались более серьезными статьями и рассказами. Однако все дети находили в журналах что-то для себя, ведь они предлагали разнообразный контент для разных возрастов.

Какие были особенности детских изданий во второй половине 19 века?

Детские издания во второй половине 19 века имели свои особенности, такие как использование разнообразных иллюстраций, включение развивающих и познавательных материалов, а также нацеленность на разные возрастные группы детей.

Какие представления были у детей о детских изданиях во второй половине 19 века?

Дети во второй половине 19 века имели представления о детских изданиях как о разнообразных и интересных источниках информации, которые могли развивать их интеллект и воображение. Они обращали внимание на иллюстрации и ждали новые выпуски журналов.

Какие журналы были популярны среди детей в России во второй половине 19 века?

Во второй половине 19 века популярностью среди детей пользовались журналы "Подснежник" и "Звездочка". Они отличались своей разнообразной и интересной информацией, привлекательными иллюстрациями и материалами, специально созданными для детской аудитории.