Негосударственное пенсионное обеспечение в Российской Федерации
Заказать уникальную дипломную работу- 47 47 страниц
- 52 + 52 источника
- Добавлена 26.05.2023
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ 5
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НЕГОСУДАРСТВЕННЫХ ПЕНСИОННЫХ ФОНДОВ 8
1.1. Развитие негосударственных пенсионных фондов в РФ: историко-правовой аспект 8
1.2. Зарубежный опыт развития негосударственных пенсионных фондов 15
ГЛАВА 2. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НЕГОСУДАРСТВЕННЫХ ПЕНСИОННЫХ ФОНДОВ В РФ 23
2.1 Правовые основы деятельности и виды деятельности негосударственных пенсионных фондов 23
2.2. Проблемы правового регулирования деятельности негосударственных пенсионных фондов 28
2.3. Перспективы развития негосударственных пенсионных фондов в России……………………………………………………………………………….33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 41
ПРИЛОЖЕНИЯ 47
Однако решение правительства об увеличении страховой части пенсии и переносе накопительной части на другие виды пенсионного страхования может оказаться нецелесообразным. В частности, накопительная часть пенсий может находиться под управлением государства. Кроме того, эта часть пенсии может передаваться по наследству.В последние годы спрос на услуги НПФ (и в первую очередь на ОПС) вырос. Это говорит о необходимости сохранения накопительной части в системе ОПС. Исходя из опыта других стран, целесообразно гарантировать минимальный размер пенсионных выплат с накопительных счетов и минимальную процентную ставку. Следует также развивать корпоративные и частные пенсионные схемы. Все это в определенной степени мотивирует сотрудников и улучшает имидж социально ответственной компании и лояльность работников.Как отмечает Е.В. Красильников, наряду с созданием Фонда гарантирования пенсионных накоплений необходимо ввести страхование риска банкротства отдельных НПФ с целью повышения их финансовой устойчивости [3]. Одним из страховых случаев может стать предложение об отзыве лицензии у НПФ (на основании того, что фактический объем пенсионных накоплений занижен, что НПФ не может самостоятельно определить свои обязательства перед пенсионерами за свой счет и других причин, связанных с неплатежеспособностью НПФ). Это позволит повысить эффективность и результативность государственного контроля. Это, в свою очередь, обеспечит большую прозрачность деятельности фондов и укрепит сам рынок пенсионных выплат, акционирование НПФ повысит заинтересованность вкладчиков (страхователей) и инвесторов [31, 95].Как отмечает Е.В. Кравченко по данным Банка России, участниками системы негосударственного пенсионного обеспечения на конец 2019 года являются 6 165,9 тыс. чел., или 3,5% от общей численности пенсионеров, состоящих на учете в ПФР, получают негосударственные пенсии более 1 578,4 тыс. чел., что на 0,6% выше показателя 2018 года (6131,6 тыс. чел.) Пенсионные резервы составили 1 382,5 млрд руб., на выплату пенсий направлено 70,2 млрд руб.[30, 958]«Согласно представленным данным, пенсионные резервы в 2019 году увеличилось на 9% по сравнению с 2018 годом, однако объем средств, собранных в рамках системы негосударственного пенсионного обеспечения (НПФ), почти в два раза меньше объема средств, собранных в рамках системы обязательного пенсионного страхования (ОПС), что связано с недоверием населения к НПФ и системе в целом, финансовой неграмотностью населения и равнодушным отношением населения к созданию добровольных пенсионных накоплений. Еще одной весомой причиной является нежелание работодателей стимулировать своих работников к участию в системе негосударственного пенсионного обеспечения, что объясняется чаще всего невозможностью работодателя позволить это себе в условиях макроэкономической нестабильности»[28, 2663].Анализ деятельности НПФ в РФ за 2020–2022 гг. свидетельствует о положительной динамике основных ключевых показателей. Снижение наблюдается в количестве застрахованных лиц, что объясняется введением Правительством РФ моратория на перечисление страховых взносов в накопительную часть пенсии. При этом объемы формируемых пенсионных резервов и пенсионных накоплений в НПФ оцениваются в 1,5 трлн руб. и 3,0 трлн руб. соответственно[43, 537]. В данной связи следует также изучить статические данные, которые приводит Банк России [51]. См. приложение 3.Вместе с этим следует отметить и итоги 2022 года и в целом перспективы деятельности НПФ в России.Такзаместитель председателя Совета Национальной ассоциации негосударственных пенсионных фондов (НАПФ) Александр Зарецкий отметил, что главным положительным результатом 2022 года стало сохранение и дальнейший рост интереса российского населения к пенсионным программам. Этому росту способствовало несколько факторов. Во-первых, спектр финансовых продуктов и инструментов на финансовом рынке резко сузился, в основном за счет продуктов, связанных с глобальными рынками (ПИФы, деривативы). В результате на рынке появилось больше места и возможностей для продуктов пенсионных фондов. Во-вторых, играет роль и тот факт, что пенсионные фонды ограничили свою инвестиционную политику на российском финансовом рынке. Продукты пенсионных фондов не привязаны к иностранным биржам или кастодиальным институтам, поэтому они проще для понимания клиентов и, следовательно, вызывают больший интерес.Статистика также подтверждает этот вывод. По данным регулятора, по итогам первого полугодия членство в добровольных пенсионных программах увеличилось, хотя и более медленными темпами (в среднем на 0,2%). Показатели СберНПФ, крупнейшего негосударственного пенсионного фонда, также демонстрируют эту тенденцию. Количество частных пенсионных планов, выданных в этом году (более 35 000), не дало таких же показателей на 2021 год.Прогресс наблюдается и в законодательной сфере. Законопроект, внесенный в Государственную Думу РФ, предусматривает систему гарантирования прав членов негосударственных пенсионных фондов (НПФ) в рамках АСВ. На практике законопроект вводит ту же систему страхования негосударственных пенсий, которая в настоящее время действует через пенсионные накопления и банковские вклады. В случае финансовых трудностей и банкротства негосударственных пенсионных фондов пенсионные накопления в размере до 1,4 млн. рупий будут застрахованы. В целом, это положительный фактор для отрасли и повысит доверие российского общества к негосударственным пенсионным фондам.Второй законопроект - поправки в Налоговый кодекс, которые отменяют НДФЛ на пенсионные программы, открытые на ближайших родственников, таких как неработающие супруги и родители. Облагать такие программы налогом на доходы физических лиц неправильно. Это связано с тем, что они представляют собой перевод денег между семьями, а другие финансовые инструменты не облагают НДФЛ переводы между семьями. И третий законопроект позволит расширить виды деятельности, которыми могут заниматься негосударственные пенсионные фонды. По действующему закону они ограничены только двумя направлениями: обязательное пенсионное страхование и негосударственное пенсионное обеспечение. Необходимо предлагать дополнительные продукты и услуги, которые вписываются в пенсионную схему, как пазл. Например, защита через страхование, ДМС, телемедицинские услуги и бесплатная доставка лекарств и др. [52]Таким образом анализируя перспективы развития негосударственного пенсионного обеспечения в РФ следует отметить, что согласно статистике количество граждан, вступающих в данные пенсионные программы каждый год растет. Что может свидетельствовать о росте заинтересованности граждан в своих будущих пенсионных накоплениях, а также осознании той меры ответственности, которую каждый гражданин берет за свою пенсию и свое финансовое состояние в указанный период нетрудоспособности. Вместе с этим и государство поддерживает данное направление, например, одобряя законопроекты, нацеленные на страхование денежных средств граждан, содержащихся в НПФ на случай банкротства фонда, по аналогии с банковскими вкладами. Тем самым можно говорить о том, что государство предпринимает все возможные меры, для того, чтобы поднять инвестиционную привлекательность данных пенсионных программ, а также максимально по возможности защитить финансовые сбережения граждан, которые будут находится в управлении указанных фондов. Потому что добровольные отчисления, которые будут перечисляться работающим гражданином на добровольной основе в будущем послужат как дополнительная доплата к пенсии, выплачиваемой государством и тем самым в определенной степени будет служить улучшению финансового положения лица, пенсионного возраста.ЗАКЛЮЧЕНИЕПо итогам изучения темы исследования можно говорить о том, что мы в полноймере выполнили все поставленные цели и задачи.Пенсионное обеспечение граждан выступает как важнейший механизм для всего государства и для отдельного гражданина, в частности. Связано это с тем, что в силу физиологических особенностей каждый человек в определенный момент вступает в тот возраст, когда уже не может в полной мере осуществлять полноценную трудовую деятельность и как следствие самостоятельно поддерживать свое финансовое состояние на должном уровне, достаточном для полноценной жизнедеятельности. Именно поэтому во всех развитых государствах предусмотрена система пенсионного обеспечения граждан, достигших преклонного возраста. Условно всю систему пенсионного обеспечения можно разделить на государственную и добровольную. Государственное пенсионное обеспечение гарантируется каждому гражданину, если в течении жизни он осуществлял трудовую деятельность и работодатель вносил за него в пенсионный фонд определенные отчисления. В то время как добровольная форма пенсионного обеспечения напротив зависит уже от самого гражданина и не гарантируется со стороны государства. Во втором случае пенсия формируется за счет добровольных пенсионных отчислений гражданина.Негосударственное пенсионное обеспечение наиболее распространено в развитых странах, ярким примером может служить США, где у населения высокие доходы, вследствие чего они могут самостоятельно формировать свою будущую пенсию. В тоже самое время, несмотря на активный рост данного направления в России, по нашему мнению, основным видом пенсионного обеспечения для граждан является все-таки государственная пенсия. Связано это в первую очередь с низкими доходами населения и невозможностью перечислять дополнительные денежные средства в негосударственные пенсионные фонды, а также недоверием в НПФ и системе в целом, низкой финансовой грамотностью граждан и невысоким уровнем информированности о деятельности НПФ. Помимо этого, по нашему мнению, еще одним фактором недоверия граждан к данной системе является недостаточное правовое регулирование. Следует отметить, что в последние годы, особенно в прошлом 2022 г., были предприняты определенные шаги в отношении правового регулирования данной сферы, которые, однако, не могут в полной мере гарантировать гражданам полную защиту.Так, как отмечалось ранее, в Государственную Думу был внесен законопроект, относительно того, что средства граждан в НПФ подлежат обязательному страхованию, по аналогии с банковскими вкладами, в том случае если фонд будет находится состоянии банкротства. Это будетслужить дополнительной гарантией для граждан. Вместе с этим следует отметить, что срок давности для привлечения к административной ответственности в случае нарушения законодательства о негосударственном пенсионном обеспечении составляет всего один год. Что на практике приводит к тому, что ответственность за противоправные действия фондов в большинстве случаев не наступает, вследствие истечения сроков давности.Именно поэтому, по нашему мнению, часть граждан предпочитает хранить пенсионные сбережения на банковских вкладах, исходя их того, что указанная сфера им более понятна и правовое регулирование в ней более отточено и совершено.Исходя из этого представляется необходимым и дальше регулировать данную сферу и вместе с этим поднимать престиж и доверие граждан.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВНормативно-правовые актыФедеральный закон «О негосударственных пенсионных фондах» от 07.05.1998 N 75-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации от 11 мая 1998 г. N 19 ст. 2071Федеральный закон от 24 июля 2002 г. № 111-ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации от 29 июля 2002 г. N 30 ст. 3028Федеральный закон «О гарантировании прав застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования Российской Федерации при формировании и инвестировании средств пенсионных накоплений, установлении и осуществлении выплат за счет средств пенсионных накоплений» от 28.12.2013 N 422-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации от 30 декабря 2013 г. N 52 (часть I) ст. 6987Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ // Российская газета от 31 декабря 2001 г. N 256Постановление Правительства РФ от 04.11.2003 N 669 (ред. от 03.11.2018) «Об уполномоченном федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем государственное регулирование деятельности негосударственных пенсионных фондов по негосударственному пенсионному обеспечению, обязательному пенсионному страхованию» // Собрание законодательства Российской Федерации от 10 ноября 2003 г. N 45 ст. 4388Стратегия долгосрочного развития пенсионной системы // Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 25.12.2012 № 2524-р // Российская газета, 31 декабря 2012 годаО государственных пенсиях: закон СССР от 14.07.1956 г. // Свод законов СССР, т.2, с. 532, 1990О пенсиях и пособиях членам колхозов: закон СССР от 15.07.1964 г. // Ведомости ВС СССР, 1964, N 29, ст. 340О первоочередных мерах по организации работы промышленности РСФСР: указ Президента РСФСР от 03.12.1991 № 255 // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР от 5 декабря 1991 г., N 49, ст. 1737О создании страхового общества «Наука» и Страхового пенсионного фонда работников науки: Постановление Совмина СССР от 08.12.1990 г. № 1235 // СПС «Консультант плюс»О негосударственных пенсионных фондах: указ Президента РСФСР от 16.09.1992 г. № 1077 // Российская газета от 23.09.1992, №210Литература (книги, учебники, монографии)Бончик В.М. Негосударственные пенсионные фонды. Финансовая устойчивость и актуарные расчеты // Москва изд. - Дашков и Ко. 2018 206 с. Вайсфельд Л.Д. Пенсионное обеспечение в СССР. Сборник официальных материалов. М.: Государственное издательство юридической литературы, 1957. 350 с.Непп А.Н. Возможность применения реформирования системы пенсионного обеспечения Германии к Российским условиям: дис. … канд. экон. наук. - Екатеринбург, 2005. 207 с.Чудовская Г.В. Негосударственные пенсионные фонды в Российской Федерации: дис. … канд. экон. наук. - М., 2007. 160 с.Шайхатдинова В.Ш. Право социального обеспечения.3-е изд.М.: Юрайт, 2014. 717 с.Статьи из периодических изданий (научные журналы, газеты) и сборников статейАкбулатов, Р. С. Пенсионное обеспечение в СССР в 80-е гг. XX века. Основные причины реформирования / // Молодой ученый. 2012. № 7 (42). С. 203-208.Баева Д. С. Мировой опыт развития негосударственного пенсионного обеспечения // Молодой ученый. 2016. № 6.6 (110.6). С. 56-58 Барбасова С. Обзор государственной политики СССР в области пенсионного обеспечения граждан // Вестник БИСТ. 2009. № 4(4). С. 108–112Борцова Т.А. Правовое регулирование негосударственных пенсионных фондов // Политика, государство и право. 2015. № 6. URL: https://politika.snauka.ru/2015/06/3060 (дата обращения: 06.03.2023).Вязовская Т.Н. Исторический опыт становления негосударственных пенсионных фондов России в 1991-2004 гг. // Преподаватель ХХI век. 2009. №2-2. С. 255-262Гирич Е.А., Цечоев В.К. Общая характеристика пенсионного обеспечения в Российской Федерации // Образование и право. 2019. №10. С. 139-143Дегтярь, Л.С. Пенсионные реформы в развитых странах: новейшие тенденции и выводы для России // Проблемы прогнозирования. 2012.№ 2. С. 101–111Ерофеева С.С. Институциональные особенности пенсионной системы Российской Федерации: история и современность // Вестник Санкт-Петербургского университета. Социология. 2010. №3. С. 318-324Игнатов А.А. Государственное регулирование частных пенсионных систем в США // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2013. №2. С. 1-5Кешикова Н.В. Управление социальной сферой через призму системного подхода // Пролог: журнал о праве. 2019. №1. С. 46-52Климова Ю.А. Проблемы негосударственного пенсионного обеспечения в России // Вестник магистратуры. 2016. №6-5 (57). С.64-65Козлова О.Н., Черней Д.О. Участие страховых компаний в развитии пенсионного страхования в РФ // Финансы и кредит. 2019. № 11. С. 2658-2674Колобаев О. М. Развитие негосударственных пенсионных фондов – период «беззакония» // Пенсионное обозрение. − 2017 г. № 1 (29) C. 22-26Кравченко Е.В. Развитие системы негосударственного пенсионного обеспечения как фактор повышения устойчивости пенсионной системы // Экономика труда. 2020. №10. С. 953-966Красильников Е.В. Перспективы развития негосударственных пенсионных фондов в России // Вестник науки. 2020. №6 (27). С. 94-97Криулин В. А., Босердт Н. Ю., Халина В. А. Оценка уровня достаточности финансового обеспечения пенсионного фонда РФ. Политика, экономика и инновации. 2018. № 1. С. 1-9Кулаков А.В. Пенсионное обеспечение: история и современность // Научные записки молодых исследователей. 2022. №1. С. 5-15Лавренова Е.С. Деятельность негосударственных пенсионных фондов по негосударственному пенсионному обеспечению в рамках российской пенсионной системы // Juvenisscientia. 2016. №1. С. 82-86Ломтатидзе О. В. Проблемы регулирования деятельности негосударственных пенсионных фондов // Финансы и кредит – Выпуск 27 (411). С.45-50Мухаметова А.Р., Сираева Р.Р. Пенсионная система Франции // NovaInfo.Ru - №29, 2014 г. С. 189-191Напалкова М.О., Суслякова О.Н. Выбор системы пенсионного страхования в Российской Федерации // Новая наука: стратегии и вектор развития: Международное научное периодическое издание по итогам 290 52 Международной научно-практической конференции (19 октября 2015 г, г. Стерлитамак). - Стерлитамак: РИЦ АМИ, 2015. С.159-163 Некипелов И.Н Роль негосударственных пенсионный фондов в экономическом развитии России // Научные труды Вольного экономического общества России. 2009. С. 67-87Обухов А.А. К вопросу о добровольном пенсионном страховании // Пробелы в российском законодательстве. 2018. №3. С. 200-202Пудовкин А.В. Анализ системы пенсионного обеспечения в СССР // Вестник МГИМО. 2015. №2 (41). С. 217-223Реутова И.М. Государственное регулирование рынка пенсионных накоплений в Российской Федерации // Вестник ОмГУ. Серия: Экономика. 2019. №2. С. 58-70Русаков Н.С., Сираева Р.Р. Пенсионная система Германии // NovaInfo.Ru - №28, 2014 г. С. 219-222Сидоров И.Ю., Калачева Е. А. Инвестиционная деятельность российских негосударственных пенсионных фондов: тенденции, возможности и перспективы // Вестник Кемеровского государственного университета. Серия: Политические, социологические и экономические науки. 2022. №4 (26). С. 536-548Скурова А.В. Перспективы негосударственного пенсионного обеспечения в Великобритании // Российский внешнеэкономический вестник. 2014. №6. С. 44-55Смирнова В.В., Казакова Д.С., Невежин В.П. Проблемы пенсионной системы Российской Федерации и зарубежных стран // Хроноэкономика. 2018. №5 (13). С. 48-57Солодкова Т.А. Особенности функционирования негосударственных пенсионных фондов // Вестник науки. 2019. №2 (11). С. 24-29Старцева С.В., Поветкина Я.И. Место и роль негосударственных пенсионных фондов и системе пенсионного обеспечения // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2021. №11-4. С. 150-153Фатхлисламова Г.Ф. Конкуренция между негосударственными пенсионными фондами на российском пенсионном рынке // Финансовый журнал. 2019. №4 (50). С. 9-23Юдина Е.В. Юридический контроль деятельности негосударственных пенсионных фондов // Проблемы экономики и юридической практики. 2017. №5. юдС. 141-144Яковенко Н.А. Негосударственные пенсионные фонды: перспектива развития в России // Право и практика. 2022. №1. С. 191-196Интернет-источникиhttps://cbr.ru/ - Официальный сайт Банка Россииhttps://www.vedomosti.ru/ - Официальный новостной портал «Ведомости»ПРИЛОЖЕНИЯПриложение 1Системы пенсионного обеспечения в РФОбязательная пенсионная системаВсе трудоспособные лица формируют страховую пенсию за счет обязательных взносов в Пенсионный фонд Российской ФедерацииГосударственное пенсионное обеспечениеОпределенные категории граждан, такие как государственные служащие и военнослужащие, получают государственную пенсию.Негосударственное пенсионное обеспечениеПозволяет всем гражданам самостоятельно увеличить свой доход при выходе на пенсию за счет дополнительных взносов в негосударственные пенсионные фонды или другие организации, предоставляющие подобные услуги. Страховые компании, предлагающие своим клиентам программы добровольного пенсионного страхования, также могут относиться к таким структурам.Приложение 2Структура инвестиционного портфеля НПФ Структура инвестиционного портфеляМаксимальная доля в инвестиционном портфелеЦенные бумаги одного эмитента или группы связанных эмитентовНе более 10%Облигации одного эмитентаНе более 20%Акции одного эмитентаНе более 10%Депозиты в кредитной организации и ценные бумагиНе более 25%Ценные бумаги, эмитированных аффилированными лицами управляющей компании и специализированного депозитарияНе более 10%Ценные бумаги одного эмитентаНе более 50%Депозиты, размещенные в кредитных организациях, являющихся аффилированными лицами управляющей компанииНе более 20%Приложение 3Динамика основных показателей деятельности негосударственных пенсионных фондов по негосударственному пенсионному обеспечениюИнституциональные характеристики НПФЕд. изм30.06.202030.09.202031.12.202031.03.202130.06.202130.09.202131.12.202131.03.202230.06.202230.09.2022Количество НПФЕд.43434343414141404040Количество НПФ, осуществляющих деятельность по ОПСЕд29292929282828282828Количество НПФ, осуществляющих деятельность по НПОЕд.40404040393939383838Количество застрахованных лиц (ОПС)Чел.37 249 56437 196 21837 144 03037 031 75636 976 11636 912 91436 849 34036 733 14336 680 86336 628 104Количество участников (НПО)Чел.6 164 2656 151 3236 176 3716 185 7326 191 8376 202 5366 205 3076 208 5146 216 6956 226 595Количество действующих пенсионных договоров на конец отчетного периодаЕд.2 617 9242 624 7842 644 5062 663 3812 681 0872 704 3472 728 1892 741 6902 751 9422 767 447с физическими лицамиЕд.2 534 2982 541 4702 561 9532 581 7952 601 5342 626 2922 653 0482 667 3532 677 9532 693 589с юридическими лицамиЕд.83 62683 31482 55381 58679 55378 05575 14174 33773 98973 858Количество застрахованных лиц, получающих пенсию (на дату/за период с начала года)Чел.180 736433 214484 346142 490189 200429 109489 799161 882243 130509 154Институциональные характеристики НПФЕд. изм30.06.202030.09.202031.12.202031.03.202130.06.202130.09.202131.12.202131.03.202230.06.202230.09.2022Количество застрахованных лиц, получающих накопительную пенсию на конец отчетного периодаЧел.69 35372 19174 65076 05077 83779 71081 63182 40686 93690 255Количество застрахованных лиц, получающих срочные пенсионные выплаты, на конец отчетного периодаЧел.18 69320 03021 10021 87822 75823 70124 77125 71127 27228 693Количество застрахованных лиц, получивших единовременную выплату в отчетном периоде, в том числе дополнительные выплатыЧел.92 690340 993388 59644 56288 605325 698383 39753 765128 922390 206Количество участников, получающих пенсию (на конец отчетного периода)Чел.1 573 4211 569 8471 571 0411 560 3261 553 0171 544 7751 521 8791 512 1141 506 9291 505 488
Нормативно-правовые акты
1. Федеральный закон «О негосударственных пенсионных фондах» от 07.05.1998 N 75-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации от 11 мая 1998 г. N 19 ст. 2071
2. Федеральный закон от 24 июля 2002 г. № 111-ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации от 29 июля 2002 г. N 30 ст. 3028
3. Федеральный закон «О гарантировании прав застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования Российской Федерации при формировании и инвестировании средств пенсионных накоплений, установлении и осуществлении выплат за счет средств пенсионных накоплений» от 28.12.2013 N 422-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации от 30 декабря 2013 г. N 52 (часть I) ст. 6987
4. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ // Российская газета от 31 декабря 2001 г. N 256
5. Постановление Правительства РФ от 04.11.2003 N 669 (ред. от 03.11.2018) «Об уполномоченном федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем государственное регулирование деятельности негосударственных пенсионных фондов по негосударственному пенсионному обеспечению, обязательному пенсионному страхованию» // Собрание законодательства Российской Федерации от 10 ноября 2003 г. N 45 ст. 4388
6. Стратегия долгосрочного развития пенсионной системы // Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 25.12.2012 № 2524-р // Российская газета, 31 декабря 2012 года
7. О государственных пенсиях: закон СССР от 14.07.1956 г. // Свод законов СССР, т.2, с. 532, 1990
8. О пенсиях и пособиях членам колхозов: закон СССР от 15.07.1964 г. // Ведомости ВС СССР, 1964, N 29, ст. 340
9. О первоочередных мерах по организации работы промышленности РСФСР: указ Президента РСФСР от 03.12.1991 № 255 // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР от 5 декабря 1991 г., N 49, ст. 1737
10. О создании страхового общества «Наука» и Страхового пенсионного фонда работников науки: Постановление Совмина СССР от 08.12.1990 г. № 1235 // СПС «Консультант плюс»
11. О негосударственных пенсионных фондах: указ Президента РСФСР от 16.09.1992 г. № 1077 // Российская газета от 23.09.1992, №210
Литература (книги, учебники, монографии)
12. Бончик В.М. Негосударственные пенсионные фонды. Финансовая устойчивость и актуарные расчеты // Москва изд. - Дашков и Ко. 2018 206 с.
13. Вайсфельд Л.Д. Пенсионное обеспечение в СССР. Сборник официальных материалов. М.: Государственное издательство юридической литературы, 1957. 350 с.
14. Непп А.Н. Возможность применения реформирования системы пенсионного обеспечения Германии к Российским условиям: дис. … канд. экон. наук. - Екатеринбург, 2005. 207 с.
15. Чудовская Г.В. Негосударственные пенсионные фонды в Российской Федерации: дис. … канд. экон. наук. - М., 2007. 160 с.
16. Шайхатдинова В.Ш. Право социального обеспечения.3-е изд.М.: Юрайт, 2014. 717 с.
Статьи из периодических изданий (научные журналы, газеты)
и сборников статей
17. Акбулатов, Р. С. Пенсионное обеспечение в СССР в 80-е гг. XX века. Основные причины реформирования / // Молодой ученый. 2012. № 7 (42). С. 203-208.
18. Баева Д. С. Мировой опыт развития негосударственного пенсионного обеспечения // Молодой ученый. 2016. № 6.6 (110.6). С. 56-58
19. Барбасова С. Обзор государственной политики СССР в области пенсионного обеспечения граждан // Вестник БИСТ. 2009. № 4(4). С. 108–112
20. Борцова Т.А. Правовое регулирование негосударственных пенсионных фондов // Политика, государство и право. 2015. № 6. URL: https://politika.snauka.ru/2015/06/3060 (дата обращения: 06.03.2023).
21. Вязовская Т.Н. Исторический опыт становления негосударственных пенсионных фондов России в 1991-2004 гг. // Преподаватель ХХI век. 2009. №2-2. С. 255-262
22. Гирич Е.А., Цечоев В.К. Общая характеристика пенсионного обеспечения в Российской Федерации // Образование и право. 2019. №10. С. 139-143
23. Дегтярь, Л.С. Пенсионные реформы в развитых странах: новейшие тенденции и выводы для России // Проблемы прогнозирования. 2012.№ 2. С. 101–111
24. Ерофеева С.С. Институциональные особенности пенсионной системы Российской Федерации: история и современность // Вестник Санкт-Петербургского университета. Социология. 2010. №3. С. 318-324
25. Игнатов А.А. Государственное регулирование частных пенсионных систем в США // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2013. №2. С. 1-5
26. Кешикова Н.В. Управление социальной сферой через призму системного подхода // Пролог: журнал о праве. 2019. №1. С. 46-52
27. Климова Ю.А. Проблемы негосударственного пенсионного обеспечения в России // Вестник магистратуры. 2016. №6-5 (57). С.64-65
28. Козлова О.Н., Черней Д.О. Участие страховых компаний в развитии пенсионного страхования в РФ // Финансы и кредит. 2019. № 11. С. 2658-2674
29. Колобаев О. М. Развитие негосударственных пенсионных фондов – период «беззакония» // Пенсионное обозрение. − 2017 г. № 1 (29) C. 22-26
30. Кравченко Е.В. Развитие системы негосударственного пенсионного обеспечения как фактор повышения устойчивости пенсионной системы // Экономика труда. 2020. №10. С. 953-966
31. Красильников Е.В. Перспективы развития негосударственных пенсионных фондов в России // Вестник науки. 2020. №6 (27). С. 94-97
32. Криулин В. А., Босердт Н. Ю., Халина В. А. Оценка уровня достаточности финансового обеспечения пенсионного фонда РФ. Политика, экономика и инновации. 2018. № 1. С. 1-9
33. Кулаков А.В. Пенсионное обеспечение: история и современность // Научные записки молодых исследователей. 2022. №1. С. 5-15
34. Лавренова Е.С. Деятельность негосударственных пенсионных фондов по негосударственному пенсионному обеспечению в рамках российской пенсионной системы // Juvenis scientia. 2016. №1. С. 82-86
35. Ломтатидзе О. В. Проблемы регулирования деятельности негосударственных пенсионных фондов // Финансы и кредит – Выпуск 27 (411). С.45-50
36. Мухаметова А.Р., Сираева Р.Р. Пенсионная система Франции // NovaInfo.Ru - №29, 2014 г. С. 189-191
37. Напалкова М.О., Суслякова О.Н. Выбор системы пенсионного страхования в Российской Федерации // Новая наука: стратегии и вектор развития: Международное научное периодическое издание по итогам 290 52 Международной научно-практической конференции (19 октября 2015 г, г. Стерлитамак). - Стерлитамак: РИЦ АМИ, 2015. С.159-163
38. Некипелов И.Н Роль негосударственных пенсионный фондов в экономическом развитии России // Научные труды Вольного экономического общества России. 2009. С. 67-87
39. Обухов А.А. К вопросу о добровольном пенсионном страховании // Пробелы в российском законодательстве. 2018. №3. С. 200-202
40. Пудовкин А.В. Анализ системы пенсионного обеспечения в СССР // Вестник МГИМО. 2015. №2 (41). С. 217-223
41. Реутова И.М. Государственное регулирование рынка пенсионных накоплений в Российской Федерации // Вестник ОмГУ. Серия: Экономика. 2019. №2. С. 58-70
42. Русаков Н.С., Сираева Р.Р. Пенсионная система Германии // NovaInfo.Ru - №28, 2014 г. С. 219-222
43. Сидоров И.Ю., Калачева Е. А. Инвестиционная деятельность российских негосударственных пенсионных фондов: тенденции, возможности и перспективы // Вестник Кемеровского государственного университета. Серия: Политические, социологические и экономические науки. 2022. №4 (26). С. 536-548
44. Скурова А.В. Перспективы негосударственного пенсионного обеспечения в Великобритании // Российский внешнеэкономический вестник. 2014. №6. С. 44-55
45. Смирнова В.В., Казакова Д.С., Невежин В.П. Проблемы пенсионной системы Российской Федерации и зарубежных стран // Хроноэкономика. 2018. №5 (13). С. 48-57
46. Солодкова Т.А. Особенности функционирования негосударственных пенсионных фондов // Вестник науки. 2019. №2 (11). С. 24-29
47. Старцева С.В., Поветкина Я.И. Место и роль негосударственных пенсионных фондов и системе пенсионного обеспечения // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2021. №11-4. С. 150-153
48. Фатхлисламова Г.Ф. Конкуренция между негосударственными пенсионными фондами на российском пенсионном рынке // Финансовый журнал. 2019. №4 (50). С. 9-23
49. Юдина Е.В. Юридический контроль деятельности негосударственных пенсионных фондов // Проблемы экономики и юридической практики. 2017. №5. юдС. 141-144
50. Яковенко Н.А. Негосударственные пенсионные фонды: перспектива развития в России // Право и практика. 2022. №1. С. 191-196
Интернет-источники
51. https://cbr.ru/ - Официальный сайт Банка России
52. https://www.vedomosti.ru/ - Официальный новостной портал «Ведомости»
Вопрос-ответ:
Какие основные характеристики негосударственных пенсионных фондов в Российской Федерации?
Негосударственные пенсионные фонды в России имеют свои особенности. Они создаются на добровольной основе и участвуют в накопительной системе пенсионного обеспечения. Главная задача таких фондов - формирование пенсионного капитала для будущего удовлетворения пенсионных потребностей граждан. Они не являются государственными организациями и функционируют на рыночных принципах.
Как развивались негосударственные пенсионные фонды в России?
Развитие негосударственных пенсионных фондов в России имеет свой историко-правовой аспект. Они начали появляться в 1990-х годах после принятия соответствующих законодательных актов. Сначала было немного таких фондов, но с течением времени их число стало расти. В настоящее время существует множество негосударственных пенсионных фондов, которые предлагают различные услуги и инвестиционные возможности.
Какой зарубежный опыт развития негосударственных пенсионных фондов в России?
Зарубежный опыт развития негосударственных пенсионных фондов может быть полезным для России. Многие страны уже имеют долгую историю работы таких фондов и накопительной пенсионной системы. Они активно используются в разных странах для формирования пенсионных накоплений граждан. Изучение и адаптация лучших практик из-за рубежа может помочь Российской Федерации улучшить работу негосударственных пенсионных фондов и повысить эффективность их деятельности.
Какое правовое регулирование деятельности негосударственных пенсионных фондов в России?
Деятельность негосударственных пенсионных фондов в России правово регламентируется. Для их создания и функционирования приняты соответствующие законы и нормативные акты. Конкретные правовые основы и виды деятельности негосударственных пенсионных фондов подробно описаны в законодательстве. Это позволяет обеспечивать контроль и защиту прав граждан и сохранность их пенсионных накоплений.
Что такое негосударственное пенсионное обеспечение в Российской Федерации?
Негосударственное пенсионное обеспечение в Российской Федерации - это система пенсионного обеспечения, которая функционирует параллельно с государственной пенсионной системой и осуществляется через негосударственные пенсионные фонды. Целью негосударственного пенсионного обеспечения является дополнительное формирование пенсионных накоплений для граждан, которые позволят им получать дополнительный источник дохода в период пенсионного возраста.
Какое было развитие негосударственных пенсионных фондов в России?
Негосударственные пенсионные фонды в России начали свою деятельность в 1991 году. В начале своего развития они функционировали в качестве добровольных пенсионных фондов, предлагающих свои услуги гражданам по формированию пенсионных накоплений. В 2002 году был принят федеральный закон, который урегулировал деятельность негосударственных пенсионных фондов и включил их в систему обязательного пенсионного страхования. С тех пор негосударственные пенсионные фонды стали являться конкурентами государственному пенсионному фонду и предлагать гражданам альтернативный вариант формирования пенсионных накоплений.
Какой зарубежный опыт развития негосударственных пенсионных фондов есть?
В разных странах мира существует разнообразный опыт развития негосударственных пенсионных фондов. Например, в США негосударственные пенсионные фонды (пенсионные фонды 401(к)) служат дополнительным источником пенсионного обеспечения для работников, которые имеют возможность самостоятельно формировать свои пенсионные накопления. В Швеции существует система обязательного пенсионного накопления в негосударственных пенсионных фондах, которая позволяет гражданам формировать свои пенсионные накопления и выбирать управляющую компанию. В других странах, таких как Германия, Франция, Япония и др., также есть свои особенности развития негосударственных пенсионных фондов.
Какова историческая основа развития негосударственных пенсионных фондов в России?
Негосударственные пенсионные фонды начали развиваться в России в конце 1990-х годов на основе законодательных изменений, связанных с приватизацией государственных предприятий и началом рыночных реформ. До этого момента, пенсионная система в России была полностью государственной, и негосударственные пенсионные фонды не существовали. Зарубежный опыт развития негосударственных пенсионных фондов также оказал значительное влияние на развитие данной отрасли в России.