- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
Оглавление
1. Субъект 3
2. Эпистема 4
3. Психическое заболевание 5
4. Археология 7
5. Дискурс. 7
Список использованной литературы 8
Фрагмент для ознакомления
В таком контексте традиционный психоанализ представляет собой индивидуальную археологию, а учение К.Г. Юнга, например – коллективную, при этом методологически, идейно, М. Фуко был ближе ко второму варианту.
Резюмируя, можно сказать следующее. Археология – это термин Фуко, который используется для обозначения метода анализа эпистемы в определенный исторический период. Археология позволяет раскрыть скрытые правила, понятия и методы, которые лежат в основе производства знания в данной эпистеме. Археология Фуко не сводится к исследованию исторических фактов, а скорее к анализу того, как эти факты были интерпретированы и организованы в рамках конкретной эпистемы. Археология Фуко помогает понять, какие идеи и знания были признаны важными и достойными внимания в определенный период времени, и как они были использованы для создания новых знаний.
Дискурс.
Понятие дискурса как такового представляется одним из центральных в рамках структурализма и постмодернистской мыслительной традиции в целом.
Мишель Фуко рассматривал дискурс как средство формирования знаний и власти в обществе. Он утверждал, что дискурс не только отражает социальные отношения и структуры, но и активно создает их.
Фуко считал, что дискурс является инструментом власти, который используется для создания определенных норм и стандартов поведения, а также для подавления и контроля определенных групп людей. Он подчеркивал, что дискурс не только формирует наши знания и представления о мире, но также определяет наши мысли, поведение и самоощущение.
Фуко также говорил о том, что дискурс является конкурентным полем, где различные группы борются за власть и доминантную позицию. Он подчеркивал важность критического осмысления дискурса и его воздействия на наши жизни и социальную действительность.
Таким образом, для Фуко дискурс является ключевым понятием для понимания социальной власти и формирования знаний в обществе. Он подчеркивал важность критического осмысления дискурса и его влияния на нашу жизнь и личность. Дискурс рассматривается как порожденное знаковое сообщение, обычно вербального характера, хотя мы вполне можем представить себе и дискурс, основанный на невербальной семиотике. Дискурс – это всегда высказывание, но не всякое высказывание представляет собой дискурс.
Можно с определённой степенью уверенности утверждать, что Мишель Фуко в своих работах говорит о том, что дискурс не просто передает информацию, а является механизмом формирования и контроля социальных отношений и представлений. Дискурс включает в себя систему знаний, понятий, языковых конструкций и правил, которые определяют, как мы видим и интерпретируем мир вокруг нас. Фуко подчеркивает, что дискурс не является нейтральным или объективным, а всегда связан с определенными интересами и властными отношениями. Он также говорит о том, что дискурс может быть использован как инструмент контроля и манипуляции людьми, а также как средство борьбы за власть и изменения социальной реальности.
Список использованной литературы
Делёз Ж. Фуко. Пер. Е.В. Сёминой. – М.: Изд-во гуманитарной литературы, 1998.
Стретерн П. Философы за 90 минут просто о сложном – К.: Psylib, 2009.
Фуко М. Психическая болезнь и личность. – СПб.: Гуманитарная Академия, 2009.
Делёз Ж. Фуко. Пер. Е.В. Сёминой. – М.: Изд-во гуманитарной литературы, 1998. С. 80.
Фуко М. Психическая болезнь и личность. – СПб.: Гуманитарная Академия, 2009. С. 111.
8
Список использованной литературы
1. Делёз Ж. Фуко. Пер. Е.В. Сёминой. – М.: Изд-во гуманитарной литературы, 1998.
2. Стретерн П. Философы за 90 минут просто о сложном – К.: Psylib, 2009.
3. Фуко М. Психическая болезнь и личность. – СПб.: Гуманитарная Академия, 2009.