Опыт и эксперимент, как метод экологического воспитания детей дошкольного возраста
Заказать уникальную курсовую работу- 35 35 страниц
- 32 + 32 источника
- Добавлена 13.04.2023
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 3
1. Экологические воспитание детей дошкольного возраста 5
2. Особенности опытно-экспериментальной работы в разных возрастных группах 12
3. Особенности экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста посредством экспериментальной деятельности 18
4. Возможности опытно-экспериментальной деятельности 21
5. Методические рекомендации по организации опытно-экспериментальной деятельности по экологическому воспитанию старших дошкольников 26
Заключение 29
Список использованных источников 31
Приложение 34
Естественно, что веб-квест нуждается в непосредственной связи с предыдущей и последующей познавательной деятельностью учащихся.Цель - четкое и интересное описание процесса выполнения и формы конечного результата:проблема или головоломка, которую необходимо решить; позиция для формулирования и защиты;продукт, который будет создан в результате квеста;различные виды творческих результатов.Задача должна быть проблемной, четко сформулированной и иметь познавательную ценность.Виртуальные экскурсии – новый подход к организации исследовательской работы старших дошкольников в рамках экологического воспитания. При этом с помощью интернет-технологий дети могут совершать виртуальные путешествия не только «в пространстве», но и «во времени», т.е. перемещаясь на определённый исторический этап развития территории.Современная виртуальная экскурсия – это мероприятие, которое характеризуется рядом признаков, прописанных в документах ФГОС ДО:- главная цель экскурсии – развить каждую детскую личность в процессе обучения и воспитания;- реализация на экскурсии личностно-ориентированного подхода к обучению;- реализация деятельностного подхода к обучению;- динамичность и вариативность в организации занятия;- использование современных информационных и педагогических технологий [17].Темы виртуальных экскурсий могут быть самыми разными. Они могут быть посвящены экологии родного края («Виртуальная экскурсия по области»), глобальным экологическим проблемам («Изменение климата на планете», «Освоение Арктики»), путешествиям с целью ознакомления с необычными природными объектами («На берегу Слоновой кости»).Подготовка к виртуальной экскурсии включает несколько этапов:1. Постановка цели. По ФГОС ДО цель экскурсии – достичь личностные (принятие новых ценностей или нравственных норм), метапредметные (освоить способы деятельности, навыки самоорганизации), предметные (приобрести знания и умения) результаты образования.Задачами экскурсии выступают определенные шаги, помогающие в достижении цели, то есть что нужно сделать, чтобы достичь результата.2. В современной виртуальной экскурсии должно быть отражено владение классической структурой на фоне активного применения собственных творческих наработок.3. Технологический процесс подготовки современной виртуальной экскурсии основывается на известных любому педагогу этапах. Но на сегодняшний день педагогу на каждом этапе экскурсии необходимо критически оценивать выбор форм и методов работы, содержания, способов организации деятельности детей, так как главной особенностью является изменение характера деятельности педагога и детей в процессе экскурсии. Педагог лишь руководит деятельностью детей, а знания школьники добывают самостоятельно [5].Методические рекомендации по организации опытно-экспериментальной деятельности по экологическому воспитанию старших дошкольниковВ рамках данного исследования разработан исследовательский проект «Защитники природы», в основу который был нацелен на: – включение в образовательный процесс группы исследовательской деятельности экологической направленности; – ориентацию при выборе проблематики проектов на возрастные особенности и интересы детей; – привлечение к проектно-исследовательской деятельности детей их родителей, осуществлении совместных «семейных» проектов. Нами был разработан экологический проект «Защитники природы». Задачи проекта: – расширить представления детей о природе родного края, её разнообразии; – сформировать эмоционально-положительное отношение к природе, понимание её ценности, умение восхищаться природными объектами, развить у детей бережное отношение к экологии не только в родном крае, но и во всем мире; – сформировать у детей представления о необходимости бережного отношения к природе, стремления её защищать; воспитать у детей убеждение, что красота природы бесценна, в результате чего ее нужно сохранять; – научить практическим навыкам бережного и заботливого отношения к родной природе. Проект реализовывался поэтапно. На первом этапе мы стремились активизировать познавательный интерес детей к объектам родной природы. С этой целью мы использовали наблюдения за сезонными изменениями в природе, чтение художественной литературы, рассказы, просмотр видео фильмов о природе с последующей беседой об увиденном. Детям были прочитаны такие книги, как: «История одной елочки (экологическая сказка)»; «История маленького лягушонка»; «Все живое нуждается в воде»; «Знакомство с грибами», «Подводный мир»; «Растения»; «Земля»; «Животные врачи»; «Удивительные растения России» и др. В процессе работы мы старались формировать у детей активную позицию защитников природы, разъясняя им важность данной работы и воспитывая чувство восхищения природными объектами. Затем воспитатель провела беседу с детьми «Нужно ли защищать природу и как это делать?». После беседы детям было дано задание, расспросить дома родителей о том, как можно помочь природе? Что можно сделать, чтобы защитить её прямо сейчас. На следующий день в группе прошло обсуждение способов помощи природе, которые предлагали дети после разговоров с родителями. Нами был разработан проект «Защитники природы», который предполагал ряд мероприятий: – проведение субботника на участке дошкольной организации совместно с родителями; – уход за растениями на участке детского сада; – уход за растениями и животными дома (дети должны были принести фотографии своих растений или животных), после чего была организована выставка «Мой друг – природа!»; – в группе был создан и регулярно заполнялся «Календарь защитника природы», куда дети с воспитателем вписывали свои поступки по охране природы. – в рамках проекта была проведена беседа «Природные ресурсы и почему их нужно беречь?». – в заключительной части проекта был проведен праздник, где дети вместе с родителями рисовали природоохранные плакаты и развешивали на территории дошкольной организации. – была проведена выставка детских рисунков «Берегите нашу природу!»Стоит подчеркнуть, что со стороны родителей было проявлено активное участие в проводимых мероприятиях: организовывались экскурсии, принималось участие в подготовке к праздникам, субботникам. Воспитание правильного отношения к природе, умение бережно относиться к живым существам стало одним из важнейших направлений воспитательной работы, проводимых в группе.ЗаключениеКак показывают исследования психологов, осуществление экологического воспитания детей необходимо начинать с раннего возраста. В дошкольном образовании данная деятельность также должна стать частью педагогического процесса. Осуществление экологического воспитания предполагает создание педагогом определённой среды. Педагог может осуществлять развивающую и воспитательную деятельность посредством использования различных форм. Одной из актуальных форм образовательной, воспитательной и исследовательской деятельности, которая способствует активному развитию, является исследовательская деятельность. В ходе подготовки и реализацииисследовательского проекта ребёнок может проявить заложенные в нём склонности и способности, выявить собственные возможности и развивать их в выбранном направлении. Следует отметить, что исследовательская деятельность является интересной для детей, в связи с чем формирует в них мотивацию к развитию своих способностей. Для повышения эффективности экологического воспитания детей целесообразным является непосредственное изучение объектов в природе, исследование их естественных свойств. В дошкольном возрасте дети должны иметь понятия об объектах неживой и живой природы, их основных свойствах и роли в жизни человека. Однако знаний, которые они получают только в результате наблюдений, недостаточно, в связи с чем необходимо проводить работу, в которой они знакомятся и с такими объектами и явлениями, которые не смогут увидеть непосредственно. При этом важным инструментом становятся проекты.Реализуемые проекты должны соответствовать возрастным и индивидуальным особенностям детей, и лишь в этом случае они могут стать эффективными.В данной исследовательской работы показаны возможности использования проекта «Защитники природы» для формирования экологических знаний и бережного отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста.Список использованных источников Приказ Минобрнауки России № 655 от 23 ноября 2009 года «Об утверждении и введении в действие Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования»;Белая К.Ю. Инновационная деятельность в ДОУ: Методическое пособие. - М.: ТЦ «Сфера», 2005. - 164 с.;Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. - М.: ТЦ Сфера, 2011. - 211 с.;Васильева А.И. Учите детей наблюдать природу. - М.: Академия 2008 – 350 с. Виноградова М.Р. Воспитание положительного отношения к природе. – М. Педагогический поиск, 2009 – 196 с. Виноградова Н.А., Микляева Н.В., Кодачигова Ю.В. Образовательная программа детского сада: Согласование с федеральными требованиями.- М.: АРКТИ, 2011. - 184 с.;Витман С.Л. Педагогика (в вопросах и ответах): учебное пособие - М.: Корн, 2001. - 114 с.;Выготский, Л.С. Педагогическая психология: учебное пособие для студентов средних учебных заведений/ Л.С. Выготский. - М.: издательский центр "Смысл", 2013. - 486с.;Гусева Г.С., Ситникова Е.А. Инновационные педагогические технологии. - М.: АРКТИ, 2011. - 71 с.;Глушкова Е.С. Гигиенические требования к занятиям для дошкольников - М.: УГЛ, 2004. - 199 сГригорьев Д.В., Кулешова И.В., Степанов П.В. Воспитательная система детского сада: от А до Я. - М.: ГЛК Бук, 2011. - 100 с.Давыдов В.В. Теория развивающего обучения.- М., Интор, 1996 –544с.Дерябо С.Д. Экологическая психология. Диагностика экологического сознания дошкольников. – М.: Академия, 2008 – 400 с. . Иванов С.А. Современные образовательные программы для дошкольных учреждений: учебное пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. - М: Академия, 2000. - 151 с.;Кадимкович Е.А. Педагогический анализ.- Минск: Красико-Принт, 2007. - 193 сКозлова, С. А. Дошкольная педагогика: учебное пособие для студентов сред. пед. учеб. Заведений. - М.: Академия, 2002. - 75 с.Кочемасова Е. Е. Пособие по ознакомлению с окружающим миром для самых маленьких. - М.: Баласс, 2000. - 63 сКуликов, Л.В. Психологические исследования: Методические рекомендации по проведению.- СПб.: Речь, 2001,-184 с.Куликова Т.А. Экскурсия в природу с детьми дошкольного возраста – М., Академия 2007– 305 с.Майер А.А., Давыдова О.И. Основная образовательная программа дошкольного образования: конструирование и реализация в ДОУ: Методическое пособие. - СПб.: Детство - ПРЕСС, 2011 - 154 с.;Марковская М.М. Уголок природы в детском саду (пособие для воспитателя). – М., Педагогический поиск, 2008, - 197 с.Маханева М.Д., Козлова Т.М., Скворцова О.В. Основная общеобразовательная программа детского сада - начальной школы. - М.: ТЦ Сфера, 2011. - 254 с.;Менуйлов Ю.С. Средовый подход в воспитании. – М., Педагогический поиск, 2009 – 218 с. Методика ознакомления детей с природой в детском саду (учебное пособие) под редакцией Дороновой Т.А. – М. Педагогический поиск, 2010 – 193 с.Педагогическая диагностика развития детей перед поступлением в школу / под ред. Т.С. Комаровой, О.А. Соломенниковой. - М.: Мозаика - Синтез, 2011. - 174 с.;Поливанова К.Н., Бугрименко Е.А. Рекомендации к построению перехода от дошкольного возраста к младшему школьному возрасту.- Красноярск, 1997.- 31с.Прима Е. В. Развитие социальной уверенности у дошкольников: пособие для педагогов дошкольных учреждений М.: ВЛАДОС, 2002. - 224 с.;Программа воспитания и обучения в детском саду / под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. - М.: Мозаика-Синтез, 2009. - 74 с.;Саморукова П.Г. О природе и воспитании и маленьких детях. – М., Академия 2009– 279 с. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: учебное пособие. - М.: Книгомир, 2004. - 155 с.;Селевко Г.К. Авторские программы, педагогические технологии, инновационные школы: Методические рекомендации по разработке - Ярославль: ИРО, 1997. - 23 с.;Степанова М.И. 18. Педагогический контроль в процессе воспитания. - М.: Книгомир, 2009. - 110 сПриложениеУровни сформированности экологической воспитанности у старших дошкольниковКритерииУровни и показатели сформированностиВысокийСреднийНизкий Знания о природе: а) об объектах живой природы; б) об объектах неживой природыребенок знает основные признаки живого и объектов неживой природы, устанавливает связи между состоянием живых существ, средой обитания и соответствием условий потребностям. Знания носят обобщенный, системный характер.ребенок различает большое количество объектов живой и неживой природы, вычленяет характерные и — под руководством педагога — существенные признаки. Знает признаки живого. Устанавливает частные и некоторые общие связи. Умеет сравнивать объекты по признакам различия и сходства. Недостаточно овладел общими понятиями и общими связями.ребенок различает и называет большое количество животных, растений вычленяет их особенности. Знает некоторые их потребности (во влаге, в пище). Устанавливает частные связи, сравнивает объекты по отдельным характерным признакам. В выделении общих признаков испытывает затруднения. Имеет представление о некоторых объектах неживой природы. Не всегда правильно называет их основные свойства, признаки. Отношение к природеСамостоятельно, по собственной инициативе проявляет интерес к знакомым и незнакомым живым объектам. Достаточно уверенно ориентируется в правилах поведения в природе, старается их придерживаться. Бережно, заботливо, гуманно относится к природе. Готов оказать помощь в случае необходимости. Эмоционально воспринимает природу, видит ее красоту.Проявляет интерес к знакомым и приятным для него живым объектам.По собственной инициативе не проявляет интереса к живым объектам. Проявление гуманного отношения ситуативно. Познавательное отношение неустойчиво, связано с яркими, привлекающими внимание событиями.
1. Приказ Минобрнауки России № 655 от 23 ноября 2009 года «Об утверждении и введении в действие Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования»;
2. Белая К.Ю. Инновационная деятельность в ДОУ: Методическое пособие. - М.: ТЦ «Сфера», 2005. - 164 с.;
3. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. - М.: ТЦ Сфера, 2011. - 211 с.;
4. Васильева А.И. Учите детей наблюдать природу. - М.: Академия 2008 – 350 с.
5. Виноградова М.Р. Воспитание положительного отношения к природе. – М. Педагогический поиск, 2009 – 196 с.
6. Виноградова Н.А., Микляева Н.В., Кодачигова Ю.В. Образовательная программа детского сада: Согласование с федеральными требованиями.- М.: АРКТИ, 2011. - 184 с.;
7. Витман С.Л. Педагогика (в вопросах и ответах): учебное пособие - М.: Корн, 2001. - 114 с.;
8. Выготский, Л.С. Педагогическая психология: учебное пособие для студентов средних учебных заведений/ Л.С. Выготский. - М.: издательский центр "Смысл", 2013. - 486с.;
9. Гусева Г.С., Ситникова Е.А. Инновационные педагогические технологии. - М.: АРКТИ, 2011. - 71 с.;
10. Глушкова Е.С. Гигиенические требования к занятиям для дошкольников - М.: УГЛ, 2004. - 199 с
11. Григорьев Д.В., Кулешова И.В., Степанов П.В. Воспитательная система детского сада: от А до Я. - М.: ГЛК Бук, 2011. - 100 с.
12. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения.- М., Интор, 1996 –544с.
13. Дерябо С.Д. Экологическая психология. Диагностика экологического сознания дошкольников. – М.: Академия, 2008 – 400 с.
14. . Иванов С.А. Современные образовательные программы для дошкольных учреждений: учебное пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. - М: Академия, 2000. - 151 с.;
15. Кадимкович Е.А. Педагогический анализ.- Минск: Красико-Принт, 2007. - 193 с
16. Козлова, С. А. Дошкольная педагогика: учебное пособие для студентов сред. пед. учеб. Заведений. - М.: Академия, 2002. - 75 с.
17. Кочемасова Е. Е. Пособие по ознакомлению с окружающим миром для самых маленьких. - М.: Баласс, 2000. - 63 с
18. Куликов, Л.В. Психологические исследования: Методические рекомендации по проведению.- СПб.: Речь, 2001,-184 с.
19. Куликова Т.А. Экскурсия в природу с детьми дошкольного возраста – М., Академия 2007– 305 с.
20. Майер А.А., Давыдова О.И. Основная образовательная программа дошкольного образования: конструирование и реализация в ДОУ: Методическое пособие. - СПб.: Детство - ПРЕСС, 2011 - 154 с.;
21. Марковская М.М. Уголок природы в детском саду (пособие для воспитателя). – М., Педагогический поиск, 2008, - 197 с.
22. Маханева М.Д., Козлова Т.М., Скворцова О.В. Основная общеобразовательная программа детского сада - начальной школы. - М.: ТЦ Сфера, 2011. - 254 с.;
23. Менуйлов Ю.С. Средовый подход в воспитании. – М., Педагогический поиск, 2009 – 218 с.
24. Методика ознакомления детей с природой в детском саду (учебное пособие) под редакцией Дороновой Т.А. – М. Педагогический поиск, 2010 – 193 с.
25. Педагогическая диагностика развития детей перед поступлением в школу / под ред. Т.С. Комаровой, О.А. Соломенниковой. - М.: Мозаика - Синтез, 2011. - 174 с.;
26. Поливанова К.Н., Бугрименко Е.А. Рекомендации к построению перехода от дошкольного возраста к младшему школьному возрасту.- Красноярск, 1997.- 31с.
27. Прима Е. В. Развитие социальной уверенности у дошкольников: пособие для педагогов дошкольных учреждений М.: ВЛАДОС, 2002. - 224 с.;
28. Программа воспитания и обучения в детском саду / под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. - М.: Мозаика-Синтез, 2009. - 74 с.;
29. Саморукова П.Г. О природе и воспитании и маленьких детях. – М., Академия 2009– 279 с.
30. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: учебное пособие. - М.: Книгомир, 2004. - 155 с.;
31. Селевко Г.К. Авторские программы, педагогические технологии, инновационные школы: Методические рекомендации по разработке - Ярославль: ИРО, 1997. - 23 с.;
32. Степанова М.И. 18. Педагогический контроль в процессе воспитания. - М.: Книгомир, 2009. - 110 с
Вопрос-ответ:
Какой метод используется для экологического воспитания детей дошкольного возраста?
Для экологического воспитания детей дошкольного возраста используется метод опыта и эксперимента.
В чем заключается особенность опытно-экспериментальной работы с детьми разных возрастных групп?
Особенностью опытно-экспериментальной работы с детьми разных возрастных групп является учет особенностей и интересов каждой группы, а также выбор соответствующих заданий и материалов.
Как можно проводить экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста с помощью экспериментальной деятельности?
Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста может осуществляться с помощью различных экспериментов, например, исследований растений или животных, изучения свойств воды или почвы и т.д.
Какие возможности предоставляет опытно-экспериментальная деятельность в экологическом воспитании?
Опытно-экспериментальная деятельность предоставляет возможность развития у детей наблюдательности, логического мышления, творческого подхода к решению задач, а также формирования экологического сознания и ответственности за окружающую среду.
Какими методическими рекомендациями можно организовать опытно-экспериментальную деятельность по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста?
Методические рекомендации по организации опытно-экспериментальной деятельности по экологическому воспитанию могут включать выбор подходящих заданий и материалов, проведение интересных экспериментов, создание атмосферы любопытства и открытия, а также обсуждение и обобщение полученных результатов.
Какой метод используется для экологического воспитания детей дошкольного возраста?
Методом экологического воспитания детей дошкольного возраста является опытно-экспериментальная деятельность.
Какие возможности предоставляет опытно-экспериментальная деятельность в экологическом воспитании детей дошкольного возраста?
Опытно-экспериментальная деятельность предоставляет детям возможность получить практический опыт и знания об окружающей среде, развить наблюдательность, творческое мышление и экологическую культуру.
Какие особенности опытно-экспериментальной работы в разных возрастных группах детей дошкольного возраста?
В разных возрастных группах детей дошкольного возраста есть свои особенности при проведении опытно-экспериментальной работы. Например, у младших дошкольников требуется более наглядные и простые эксперименты, а у старших дошкольников можно использовать более сложные и изучать зависимости в экосистеме.
Какие методические рекомендации можно дать по организации опытно-экспериментальной деятельности по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста?
При организации опытно-экспериментальной деятельности по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста следует учитывать их возрастные особенности, использовать наглядные материалы, проводить интересные эксперименты с использованием природных материалов и организовывать экскурсии на природу.