Коррупция как социально правовое явление

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Право
  • 62 62 страницы
  • 85 + 85 источников
  • Добавлена 13.07.2023
2 500 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ КОРРУПЦИИ КАК СОЦИАЛЬНОГО ЯВЛЕНИЯ 6
1.1 Научные подходы к анализу коррупции как социального явления 6
1.2 Социальная структура коррупционных отношений в современном обществе 16
ГЛАВА 2. МЕХАНИЗМ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ БОРЬБЫ С НЕЙ В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ 27
2.1 Средства противодействия коррупции в системе государственной власти 27
2.2 Зарубежный опыт борьбы с коррупцией в системе государственной власти 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 62

Фрагмент для ознакомления

Именно это государство выступило в качестве первопроходца по принятию федерального закона, положения которого предусматривали нормы, касающиеся государственной защиты свидетелей. Этим законодательным актом был Закон о контроле над организованной преступностью, который был принят еще в 1970 г.На основании положений действующего американского законодательства, Генеральный прокурор обладает полномочием, суть которого состоит в оказании поддержки в переселении свидетеля на новое место жительства, а также в обеспечении его иными защитными средствами в том случае, если речь ведется о показаниях свидетеля в пользу ранее приведенного закона или Правительства штата в процессе официального разбирательства в суде, которое касается преступности организованного характера или иного существенного преступления. Также Генеральным прокурором определяется, что в отношении свидетеля по такому разбирательству может быть осуществлена реализация противозаконного действия, которое под собой предполагает преступление с использованием силы.Наиболее существенным аспектом рассматриваемого вида защиты считается действие Нью-Йоркской специализированной телефонной линии связи. Она была целенаправленно создана для лиц, которые пострадали от совершения коррупционного преступления иными лицами. Посредством осуществления звонка на данную линию у пострадавшего лица есть возможность уточнения срока, места отбывания наказания того лица, которое причинило определенные вред, а также время его освобождения. Пользователями данной телефонной линии могут также свидетели и адвокаты, которые принимали непосредственное отношение в судебных разбирательствах.В настоящий временной период осуществление программы защиты свидетелей производится под руководством специализированной Службы маршалов США. Этой структуре подведомственны представительства таковой на региональном уровне, а также отделы полиции каждого города данного государства, на базе которого ведением деятельности занимается инспектор по вопросам свидетельской защиты. Аналогичный департамент осуществляет свое действие в рамках ФБР. При возникновении каждого отдельного обстоятельства, принятие окончательного решения, касающегося участия гражданина в программе защиты свидетелей принимается со стороны министра юстиции США. Оно основывается на запросах и рекомендациях штатных прокуроров.Практическое использование происходит исключительно к тем лицам, что нуждаются в получении защиты уже вне пределов рассмотрения по уголовному делу в суде, а также исключительно в тех случаях, когда использование других защитных средств считается недостаточным или малоэффективным.5. Тем не менее, опыт приведенных выше стран не может сравниться с опытом Южной Кореи, так как в данном государстве имеет место наибольший уровень прозрачности ведения борьбы с таким явлением, как коррупция, а также активно применяется система ведения онлайн-контроля в отношении рассмотрения обращений, поданных со стороны населения. Поэтому введение в российскую антикоррупционную систему аналога той, что применяется в Южной Корее, окажет положительный эффект в отношении сложившейся в РФ коррупционной ситуации, сделав ее более прозрачной. Указанная программа предоставит российским гражданам вести контроль за процессом рассмотрения поданных ими обращений в органы государственной власти в режиме онлайн. Существует предложение назвать данную программу «Прозрачная власть». Суть таковой состоит в практическом применении сети интернет в режиме онлайн для того, чтобы достигнуть максимального уровня прозрачности в рамках деятельности органов МСУ.Приведенная система способна предотвратить возникновение задержек в рассмотрении обращения, а также принятие несправедливого решения в процессе рассмотрения дел служащими органов государственной власти. В силу того, что на территории российского государства актуальностью обладает активная подача гражданами обращений, рассматриваемый вид системы в обязательном порядке должен базироваться на деятельности онлайн-сайта, а также предоставлять гражданам беспрепятственный доступ к его работе, для осуществления контроля за деятельность должностных для в процессе рассмотрения вопросов о санкционировании или выдаче разрешения по определенному делу в том случае, когда имеет место проявление коррупционного явления.Первый этап практического внедрения приведенной выше программы представляет собой формирование специализированной экспертной комиссии, участники которой должны являться обладателями весомого опыта в сфере инспектирования и аудита для того, чтобы быстро и грамотно выявлять те дела, что должны подлежать всеобщей огласке. После тщательного консультирования соответствующих департаментов со стороны комиссии должен быть изучен и проанализирован весь перечень поступивших к ним обращений от граждан, касающихся предоставления санкционирования или разрешения на ведение определенного вида деятельности в соответствии с названиями проектов, характерных черт процедуры процессуального характера, возможным коррупционным ситуациям, а также нарушений, которые были допущены со стороны государственных служащих.В результате, после проведенной работы, логичным является выявление наиболее проблематичных сфер, в пределах которых наиболее часто происходит возникновение коррупционных правонарушений в процессе рассмотрения обращений граждан, а также обладающих наиболее сложной процедурой рассмотрения. Указанное необходимо для публичного размещения в сети интернет таких дел с целью отражения алгоритма действий государственных служащих. Наиболее оптимальное количество членов комиссии по развитию программы «Прозрачность власти» составляет три человека, на которых будет возлагаться ответственность за проведение анализа рассматриваемых обращений, а также девять человек, являющихся разработчиками и техниками данной программы. В соответствии с тем опытом, который был сформирован на территории Южной Кореи, где к непосредственным обязанностям чиновников относится выдача разрешений, контроль и утверждение проектов, ознакомление состава комиссии со спецификой осуществляемой деятельности, в том числе объяснение сущность и цель, на основании которой осуществляется подача заявок, комиссия, в свою очередь, обязана уяснить информацию какого рода и в каком виде она должно передать публичной огласке.Следовательно, в рамках государственной антикоррупционной политики должна быть:разработана и введена в действие схема потоков информационного характера поступающих обращений;стандартизированы форматы по вводу информации;разработана специализированная компьютерная программа для обеспечения деятельности такой системы.Осуществление программных разработок должно проводиться совместно с анализом гражданских обращений, а также должно предусматривать принятие классификации всех заявок, в том числе и исследование процедуры рассмотрения каждого дела в индивидуальном формате. Для того чтобы существенно упростить процедуру информационной обработки, для служащих органов государственной власти должны быть разработаны стандартные формы для введения необходимых данных.Главенствующая задача рассматриваемой системы состоит в предоставлении обратившимся гражданам всего комплекса необходимых информационных данных.Помимо этого, указанная система в обязательном порядке должна предусматривать размещение информационных данных о соответствующем административном отделе, а также о тех лицах, которые ответственны за рассмотрение конкретного дела, контактов таковых, а также сведения о сроке и методе оформления документации в отношении конкретного вопроса.Также, для работы с рассматриваемой открытой системой, персонал государственных органов должен пройти специализированную подготовку. Сотрудники департаментов, администраций, управлений, префектур и так далее, должны самостоятельно пройти указанную подготовку в классах информатики для того, чтобы полноценно изучить сущность системы, принцип ввода и видоизменения определенных данных. При завершении обучения каждый сотрудник должен получить на руки персонифицированный пароль и номер, являющийся допуском к программе по вводу информационных данных в рамках своего подразделения.Также следует обратить внимание на тот факт, что разработка системы должна осуществляться таким способом, чтобы каждый служащий государственного органа власти, обладал беспрепятственной возможностью оперирования таковой. Для достижения такого эффекта следует произвести разработку методического пособия для работников рассматриваемой сферы с отражением простого и подробного описания всех манипуляций.Более того, существует потребность разработки специализированной программы, предоставляющей возможность автоматического контроля и предупреждения задержки любого рода в ходе практического рассмотрения обращений граждан и при вводе информационных данных. Для того чтобы гражданам было проще ориентироваться в сроках рассмотрения их обращений, в обязательном порядке должна быть отражена ожидаемая дата дальнейшей процедуры при продвижении документации на каждом этапе.Те служащие, которые несут полную ответственность за инспектирование и аудит, получат возможность:проверки состояния срока, установленного для реализации конкретной процедуры; требования соответствующего подразделения сведений о том, были ли введены в системы необходимые данные; обоснования причины возникшей задержки, введение новых сведений о сроке, в случае несвоевременного отражения сведений в системе;незамедлительного обновления информационных данных на сайте.Система «Прозрачная власть» способна предоставить возможность отслеживания задержек в рассмотрении обращения любого рода при помощи установления сравнения между датой введенных данных с датой фактического рассмотрения обращения по существу на каждом из этапов со стороны любого государственного служащего.На основании проведения анализа всего приведенного выше иностранного опыта по борьбе с коррупционным явлением в сравнении с опытом российского государства, удалось прийти к выводу о том, что не существует универсальных антикоррупционных методов. В связи с указанным каждое государство, основываясь на собственных особенностях и реалиях, придерживается собственной индивидуальной стратегии и действует исходя из сформированной системы мер антикоррупционного характера.Несмотря на это, существует необходимость исследования зарубежного опыта борьбы с коррупцией. Приведенный опыт не может быть скопирован для применения на территории РФ, но при верном понимании и применении некоторых концепций зарубежного антикоррупционного опыта в качестве основания разработки собственных мер по борьбе с коррупционным явлением, они могут принести пользу, выражающуюся в сокращении до минимума коррупционного уровня в каждой сфере деятельности.Приведенный выше ряд антикоррупционных мер, в том числе и система «Прозрачной власти», которая способна гарантировать прозрачность отношений и взаимодействия между государственными служащими и российскими гражданами, представляет собой примерный перечень мер, который не является исчерпывающим. Логично предположить, что введение ограничений в отношении коррупционного явления должно осуществляться всесторонне, комплексно.В силу того, что государственная антикоррупционная политики встречает преграды ее реализации на различных уровнях государственной власти, существует потребность периодического пересмотра законодательства в отношении антикоррупционных мер с целью выявления пробелов и устранения таковых.ЗАКЛЮЧЕНИЕВ заключение данного исследования можно прийти к ряду основных выводов:1. Коррупционной основой является нарушение формальных поведенческих норм прямыми носителями властных полномочий, которое находится в непосредственной взаимосвязи со стремлением таковых получить определенные материальные блага. Коррупция представляет собой предмет экономического, правового, культурологического и социологического изучения. В целях полноценного и верного понимания коррупционного явления на территории современного российского государства необходимо конкретизировать ход изменений, которые были произведены в стране. На сегодняшний день на территории российского государства, производится очередная модернизация. Более того, РФ может быть приравнена к тем государства, которые находятся в процессе «стабилизированного переходного периода». 2. Коррупционные отношения возникают в случае принятия должностным лицом того решения, которое выступает в качестве нарушения неписанных общественных норм или законодательных положений, при наличии обоюдного согласия сторон, которые становятся получателями противозаконной выгоды и, в связи с этим, совершают необходимые действия для того, чтобы скрыть данное обстоятельство.Возникновение коррупционных отношений может произойти там, где имеет место человек, во введении которого существует возможность распоряжения теми ресурсами, которые ему не принадлежат, посредством принятия или отказа от принятия определенных решений. Если таким человеком признается служащий государственных органов власти, то такая коррупция именуется государственной. Данная разновидность способна нанести наиболее существенный вред не только государству, но и обществу.Основная структура коррупционных правоотношений основана на субъекте таких отношений, который занимается злоупотреблением присущего ему служебного положения. Такая структура состоит из следующих видов: государственная коррупция, коммерческая коррупция, политическая коррупция.3.Несмотря на расположение в последней трети рейтинга ИВК, на территории российского государства в настоящий временной период ведется серьезная антикоррупционная работа.В процессе уже проведенной антикоррупционной деятельности были притворены в жизнь следующие мероприятия:российское государство стало участником международных конвенций, действующих в рамках рассматриваемой области;было осуществлено принятие перечня нормативных актов, ставших базисом российской антикоррупционной политики;при совершении муниципальными и государственными служащими органов государственной власти преступных деяний коррупционного характера, данные лица подвергаются увольнению с занимаемого поста по причине утраты к ним доверия;все лица, которые находятся на службе в государственном органе, сотрудники правоохранительных органов, а также военнослужащие лица в обязательном порядке осуществляют декларирование своего имущества и доходов. Информационные данные, которые отражаются в декларациях, подвергаются тщательной проверке, а итоги данных проверок изучаются специализированными комиссиями.4. На основании проведения анализа всего приведенного выше иностранного опыта по борьбе с коррупционным явлением в сравнении с опытом российского государства, удалось прийти к выводу о том, что не существует универсальных антикоррупционных методов. В связи с указанным каждое государство, основываясь на собственных особенностях и реалиях, придерживается собственной индивидуальной стратегии и действует исходя из сформированной системы мер антикоррупционного характера.Несмотря на это, существует необходимость исследования зарубежного опыта борьбы с коррупцией. Приведенный опыт не может быть скопирован для применения на территории РФ, но при верном понимании и применении некоторых концепций зарубежного антикоррупционного опыта в качестве основания разработки собственных мер по борьбе с коррупционным явлением, они могут принести пользу, выражающуюся в сокращении до минимума коррупционного уровня в каждой сфере деятельности.Приведенный выше ряд антикоррупционных мер, в том числе и система «Прозрачной власти», которая способна гарантировать прозрачность отношений и взаимодействия между государственными служащими и российскими гражданами, представляет собой примерный перечень мер, который не является исчерпывающим. Логично предположить, что введение ограничений в отношении коррупционного явления должно осуществляться всесторонне, комплексно. В силу того, что государственная антикоррупционная политики встречает преграды ее реализации на различных уровнях государственной власти, существует потребность периодического пересмотра законодательства в отношении антикоррупционных мер с целью выявления пробелов и устранения таковых.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ1. Международные нормативно-правовые актыКонвенция Организации Объединенных Наций против коррупций [электронный ресурс]: принята в г. Нью-Йорке резолюцией Генеральной Ассамблеи21.11.2003 // СПС «Гарант» (Дата обращения: 10.03.2023 г.) – URL – http://base.garant.ru/2563049/Декларация организации объединенных наций в борьбе с коррупцией и взяточничеством в международных коммерческих операциях // СПС «Гарант» (Дата обращения: 10.03.2023 г.)– URL – http://base.garant.ru/2565428/2. Нормативно-правовые акты Российской ФедерацииКонституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.) // «Российская газета» от 4 июля 2020 г. № 144Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации от 17 июня 1996 г. № 25 ст. 2954Федеральный закон от 17 июля 2009 г. № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» // Собрание законодательства Российской Федерации, 12 декабря 2022 г. № 50 (часть III) ст. 8792Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» // Собрание законодательства Российской Федерации, 20 марта 2023 г.№ 12 ст. 1883Федеральный закон от 8 марта 2006 г. № 40-ФЗ «О ратификации Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции» // Собрание законодательства Российской Федерации от 20 марта 2006 г. № 12 ст. 1231Указ Президента РФ от 8 июля 2013 г. №  613 «Вопросы противодействия коррупции» // Собрание законодательства Российской Федерации от 15 июля 2013 г. № 28 ст. 38132. Учебные пособия и монографииАртемьев, А.Б. Антропология коррупции / АБ. Артемьев. – Москва: Издательство юридического института (Санкт-Петербург), 2019. – 272 c.Афанасьев, К.С. Государственное регулирование экономики как средство экономической политики: моногр. / К.С. Афанасьев, А.С. Казеннов, М.В. Попов. – Москва: Издательство Ленинградского университета Издательство ЛГУ им. А. С. Пушкина, 2019. – 148 c.Братановский, С.Н. Административно-правовые аспекты борьбы с коррупцией в системе исполнительной власти в РФ / С.Н. Братановский, М.Ф. Зеленов. – Москва: Проспект, 2020. – 256 c.Волженкин, Б.В. Коррупция / Б.В. ВолженкинС.-Петерб. юрид. ин-т генер. прокуратуры РФ. – Санкт-Петербург: СПбЮИ, 1998. – 43 сГлазкова, Л.В. Государственный чиновник: история коррупции в России / Л.В. Глазкова. – Москва: Общество с ограниченной ответственностью «Проспект», 2021. – 112 с. Голик, Ю.В. Коррупция как механизм социальной деградации / Ю.В. Голик. – Москва: Юридический центр, 2021. – 867 c.Епихин, А.Ю. ВЧК-ОГПУ в борьбе с коррупцией в годы новой экономической политики / А.Ю. Епихин, О.Б. Мозохин. – Москва: Кучково поле, Гиперборея, 2021. – 528 c.Игры экономических убийц. Тайный мир международных махинаций и сеть глобальной коррупции: моногр. / Под редакцией Стивена Хайата. – Москва: Претекст, 2018. – 448 c.Информационное письмо Волгоградской областной прокуратуры от 19.11.2018 № 86/3-13н-2018 // Архив Генеральной прокуратуры Российской Федерации. – Москва: 2018. – 13 с. Кирпичников, А.И. Взятка и коррупция в России / А.И. Кирпичников. – Москва: Альфа, 2019. – 350 c. Киселев, И.А. Грязные деньги. Уголовная ответственность за отмывание преступных доходов и ее применение в борьбе с преступностью и коррупцией: моногр. / И.А. Киселев. – Москва: Юриспруденция, 2021. – 152 c.Коррупция в современной России: проблемы теории и практики: монография / под общ. ред. Т.Л. Козлова. – Москва: Юрлитинформ., 2020. – 296 с.Костенников, М.В. Административный запрет как средство противодействия коррупции в системе государственной службы / М.В. Костенников, А.В. Куракин. – Москва: Юнити-Дана, Закон и право, 2019. – 128 c.Красноусов, С.Д. Коммерческий подкуп как форма коррупции в частном секторе (понятие и противодействие) / С.Д. Красноусов. – Москва: Проспект, 2022. – 300 c.Кроливецкая, В.Э. Деньги как фактор глобального экономического роста. Теория и практика / В.Э. Кроливецкая. – Москва: Алетейя, 2020. – 292 c.Кузьминов, Я.И. Тезисы о коррупции / Я.И. КузьминовГос. ун-т. Высш. шк. экономики. – Москва: Гос. ун-т. Высш. шк. экономики, 2000. – 37 с.Леонов, Н. Коррупция / Н. Леонов. – Москва: Эксмо, 2022. –389 c.Макаренков, С.М. Джордж Сорос и другие... о коррупции, власти и безупречности / С.М. Макаренков. – Москва: Рипол Классик, 2022. – 352 c.Мировой финансовый кризис и экономическая безопасность России: анализ, проблемы и перспективы / В.С. Аксенов, М.И. Гельвановский, Ю. Н. Нестеренко [и др.]. – Москва: 2019. – 204 с. Пашковская, М.В. Международная экономическая безопасность. Учебник / М.В. Пашковская. – Москва: Синергия, 2020. – 410 c.Противодействие коррупции: учебник и практикум для бакалавриата и специалитета / под ред. Е.В. Охотского. – 3-е изд. – Москва: Юрайт, 2019. – 427 сПротиводействие коррупции: новые вызовы: монография / С.Б. Иванов, Т.Я. Хабриева, Ю.А. Чиханчин [и др.]; отв. ред. Т.Я. Хабриева. – Москва: Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации: ИНФРА-М, 2018. – 384 с.Роуз-Аккерман, С. Коррупция и государство. Причины, следствия, реформы / С. Роуз-Аккерман. – Москва: Логос, 2018. – 356 c.Румянцева, Е.Е. Противодействие коррупции: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / Е.Е. Румянцева. – Москва: Издательство Юрайт, 2020. – 267 с. Рябцева, Е.В. Регулирование конфликтов правовых интересов в судебной деятельности России / Е.В. Рябцева. – Москва: Издательство «Юрлитинформ» 2021. – 240 с. Сулакшин, С.С. Доктрина государственной политики противодействия коррупции и теневой экономике в РФ (макет-проект): Монография / С.С. Сулакшин. – Москва: Научный эксперт, 2018. – 218 с.Сюкияйнен, Л.Р. Большой юридический словарь / Р.Л. Сюкияйнн, В.Е. Крутских, В.Н. Додонов; под ред. А.Я. Сухарева. – 4-е изд., доп. и перераб. – Москва: ИНФРА-М, 2019. – 858 с.Филатов, С.А. Антикоррупционная экспертиза: практика и проблемы реализации / С.А. Филатов // Законность. – 2019. - № 9. – 132 с. Филиппова, Е.М. Взятка. Победит ли коррупция Россию? / Е.М. Филиппова. – Москва: Вектор, 2020. – 810 c.Чашин, А. Коррупция в России / А. Чашин. – Москва: Дело и сервис (ДиС), 2020. – 920 c.Широкорад, А.Б. Коррупция в армии. От Меншикова до ХХI века: моногр. / А.Б. Широкорад. – Москва: Вече, 2020. – 463 c.Шлыков, В.В. Комплексное обеспечение экономической безопасности предприятия: моногр. / В.В. Шлыков. – Москва: Алетейя, Санкт-Петербургский университет МВД России, Рязанский институт права и экономики МВД России, 2020. – 144 c.3. СтатьиАлександрова, Л.З. Зарубежный опыт противодействия коррупции в органах государственной власти и органах местного самоуправления / Л.З. Александрова. // Молодой ученый. – 2019. – № 31 (269). – С. 81-83. Афанасьев, А.Н. Профилактика коррупционных проявлений в высшей школе / А.Н. Афанасьев, Н.Н. Пахомов // Высшее образование сегодня. – 2020. – № 3. – С. 65-72. Бараненкова, И.В. О некоторых проблемах осуществления контроля за расходами госслужащих / И.В. Бараненкова // Российская криминологическая ассоциация. – 2019. – С. 281-289. Биряева, А.В. Коррупция как социально-правовое явление (теоретико-правовой анализ) / А.В. Биряева, К.С. Лобашкина // . – 2021. – № 75-3. – С. 13-16. Бут, Н.Д. Противодействие коррупции при осуществлении надзора за исполнением законодательства о государственной службе в правоохранительных органах / Н.Д. Бут // Российская криминологическая ассоциация. – 2019. – С. 268-276. Вородюхин, С.Е. Коррупция как социальное явление и меры борьбы с ней / С.Е. Вородюхин // Вестник Белгородского юридического института МВД России имени И.Д. Путилина. – 2020. – № 4. – С. 42-47.Голосенко, И.А. Феномен «русской взятки»: очерк истории отечественной социологии чиновничества / И.А. Голосенко // Журнал социологии и социальной антропологии. – 1999. – Т. 2, № 3. – С. 105-119. Голубых, Н.В. Современное состояние коррупционной преступности / Н.В. Голубых // Вестник Уральского юридического института МВД России. – 2022. – №2 (34). – С.112-115.Гришин, Д.А. Вопросы противодействия коррупции в органах государственной власти / Д.А. Гришин, А.Э. Верховых // Вопросы управления. – 2021. – № 2 (32). – С. 21-24.Грызлов, К.А. Коррупционная преступность как фактор дестабилизации национальной безопасности России / К.А. Грызлов, Д.С. Гусева // Государственная власть и управление: проблемы и перспективы: Материалы IV Всероссийской научно-практической конференции, Саранск, 26 февраля 2021 года. – Саранск: ЮрЭксПрактик, 2021. – С. 34-38. Давранов, Х.Б. Зарубежный опыт противодействия коррупции / Х.Б. Дарванов // ORIENSS. – 2021. – №9. – C.238-245.До, Ю.П. Коррупция в органах государственной власти / Ю.П. До. // Молодой ученый. – 2020. – № 17 (307). – С. 191-193.Долгова, А.И. Реагирование на коррупцию: практика противодействия в России и направления оптимизации борьбы / А.И. Долгова // Коррупция: состояние противодействия и направления оптимизации борьбы, Москва, 27-28 января 2019 года / Российская криминологическая ассоциация. – Москва: Общероссийская общественная организация «Российская криминологическая ассоциация», 2019. – С. 7-24. Загарских, Т.А. Сущность и классификация коррупции для целей финансового контроля / Т.А. Загарских, Л.П. Домрачева // Общество. Наука. Инновации (НПК-2018): сборник статей XVIII Всероссийская научно-практическая конференция: в 3 томах, Киров, 02-28 апреля 2018 года / Вятский государственный университет. Том 3. – Киров: Вятский государственный университет, 2018. – С. 1247-1255. Иванец, Г.И. Правовой аспект коррупции / Г.И. Иванец // Наука и образование сегодня. – 2020. – № 5(52). – С. 63-65. Игнатов, А.Н. Коррупция в органах публичной власти как системное явление / А.Н. Игнатов, А.А. Кашкаров // Российская криминологическая ассоциация. – Москва: Общероссийская общественная организация «Российская криминологическая ассоциация», 2019. – С. 161-164. Кадакоева, М.М. Некоторые проблемы квалификации субъекта и объективной стороны коррупционных преступлений и пути их решения (взгляд судьи) / М.М. Кадакоева // Российская криминологическая ассоциация. – 2019. – С. 243-252. Китова, Д.А. Отношение населения к коррупции и коррупционным правонарушениям: эмпирический анализ / Д.А. Китова // Институт психологии Российской академии наук. Социальная и экономическая психология. – 2019. – Т. 1, № 4(4). – С. 145-167. Коррупция в современной России: проблемы теории и практики: монография / под общ. ред. Т.Л. Козлова. – М.: Юрлитинформ., 2020. – С. 199-203.Купцова, А.А. Зарубежный опыт противодействия коррупции / А.А. Купцова, Д.Ю. Рютов // Интерактивная наука. – 2020. – № 12(22). – С. 100-102. Макогон, И.В. Коррупция и меры борьбы с ней / И.В. Макогон // Российская криминологическая ассоциация. – 2019. – С. 85-93.Маслов-Удачин, К.П. Противодействие коррупции на государственной службе / К.П. Маслов-Удачин // . – 2022. – Т. 4, № 7(52). – С. 39-45. Малько, А.В. Современные пути борьбы с проявлениями коррупции в системе органов публичной власти / А.В. Малько, Р.С. Маркунин // Всероссийский криминологический журнал. – 2018. – Т. 12, № 5. – C. 678-688.Минеева, В.Н. Проблема коррупции в России на современном этапе / В.Н. Минеева. // Молодой ученый. – 2021. – № 50 (392). – С. 276-278.Новоченко, Е.М. Зарубежный опыт борьбы с коррупцией / Е.М. Новоченко // Коррупция в современной России: состояние и проблемы противодействия: материалы межвузовской научно-практической студенческой конференции, Белгород, 04 декабря 2020 года. – Белгород: Белгородский государственный технологический университет им. В.Г. Шухова, 2020. – С. 282-289. Номоконов, В.А. Антикоррупционная политика: проблемы остаются / В.А. Номоконов, Е.В. Петрова // Коррупция: состояние противодействия и направления оптимизации борьбы, Москва, 27-28 января 2019 года / Российская криминологическая ассоциация. – Москва: Общероссийская общественная организация «Российская криминологическая ассоциация», 2019. – С. 30-38. Помазан, С.В. Проблемы правовой регламентации противодействия коррупции: отечественный и зарубежный опыт / С.В. Помазан // / Российская криминологическая ассоциация. – 2019. – С. 262-267. Предупреждение коррупции в органах государственной власти российской Федерации: сборник научных статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции, Симферополь, 19 мая 2021 года. – Симферополь: Общество с ограниченной ответственностью «Издательство Типография «Ариал», 2020. – 220 с. Радаев, В.В. Коррупция и формирование российских рынков: отношения чиновников и предпринимателей / В.В. Радаев // Мир России. Социология. Этнология. – 1998. – Т. 7 –№ 3. – С. 57-90. Рейтинг коррупции в мире [электронный ресурс] // Официальный интернет сайт «Трансперенси Интернешнл Россия». Центр антикоррупционных исследований и инициатив. – URL: http://transparenсy.оrg.ru/nashi-publikatсii/о-nas-.Россия и коррупция: кто кого. Аналитический доклад. Доклад подготовлен Региональным общественным фондом «Информатика для демократии» (Фондом ИНДЕМ) – Москва: 1998 г. – 62 с. // [электронный ресурс] – URL: – https//indem.ru/indemfond/indfp2_r.html (Дата обращения:17.04.2023 г.) Сажаева, М.А. Негативные последствия коррупции / М.А. Сажаева // Российское право: образование, практика, наука. – 2019. – № 5(95). – С. 56-58. Семенова, Ф.О. Основные теоретические подходы к исследованию коррупции в отечественной и зарубежной литературе / Ф.О. Семенова, А.У. Салпагарова // Гуманизация образования. – 2020. – № 3. – С. 14-23.Соснина, С.А. Коррупция как социально-правовое явление / С.А. Соснина. // Молодой ученый. – 2021. – № 48 (390). – С. 351-354.Сувернева, В.А. К вопросу о понятии коррупции / В.А. Сувернева // Символ науки: международный научный журнал. – 2020. – № 12-2. – С. 67-70. Тулегенов, В.В. Коррупция и криминальный профессионализм / В.В. Тулегенов // Российская криминологическая ассоциация. – 2019. – С. 103-108. Фиалковская, И.Д. Коррупция: понятие, признаки, виды / И.Д. Фиалковская // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. – 2018. – № 1. – С. 137-142. Чапурко, Т.М. О современных политико-правовых направлениях трансформации антикоррупционных действий в России / Т.М. Чапурко, В.А. Зелик // Российская криминологическая ассоциация. – 2019. – С. 112-117. Чебоксаров, П.А. Коррупция: криминологический и правовой аспекты / П.А. Чебоксаров // Следователь. – 2020. – № 2 (142). – С. 60-62.Чуганов, Е.Г. Коррупция как угроза государственной безопасности: вопросы нормативной проработанности / Е.Г. Чуганов // Российская криминологическая ассоциация. – 2019. – С. 236-239. Шкабин, Г.С. Понятия провокации преступления и провокации взятки в законодательстве и судебной практике / Г.С. Шкабин // Российская криминологическая ассоциация. – 2019. – С. 239-243. 4. Материалы судебной практикиАпелляционное постановление № 22-1743/2022 от 16 августа 2022 г. по делу № 4/16-111/2022 // СПС «Гарант» (Дата обращения: 10.03.2023 г.)Решение № 30-2-270/2022 от 29 апреля 2022 г. по делу № 30-2-270/2022 // СПС «Гарант» (Дата обращения: 10.03.2023 г.)Решение № 2-1103/2021 2-90/2022 2-90/2022(2-1103/2021;)~М-1001/2021 М-1001/2021 от 17 февраля 2022 г. по делу № 2-1103/2021 // СПС «Гарант» (Дата обращения: 10.03.2023 г.)Решение № 12-18/2021 от 2 июня 2021 г. по делу № 12-18/2021 // СПС «Гарант» (Дата обращения: 10.03.2023 г.)

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Международные нормативно-правовые акты
1. Конвенция Организации Объединенных Наций против коррупций [электронный ресурс]: принята в г. Нью-Йорке резолюцией Генеральной Ассамблеи 21.11.2003 // СПС «Гарант» (Дата обращения: 10.03.2023 г.) – URL – http://base.garant.ru/2563049/
2. Декларация организации объединенных наций в борьбе с коррупцией и взяточничеством в международных коммерческих операциях // СПС «Гарант» (Дата обращения: 10.03.2023 г.) – URL – http:// base.garant.ru/2565428/

2. Нормативно-правовые акты Российской Федерации
3. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.) // «Российская газета» от 4 июля 2020 г. № 144
4. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации от 17 июня 1996 г. № 25 ст. 2954
5. Федеральный закон от 17 июля 2009 г. № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» // Собрание законодательства Российской Федерации, 12 декабря 2022 г. № 50 (часть III) ст. 8792
6. Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» // Собрание законодательства Российской Федерации, 20 марта 2023 г. № 12 ст. 1883
7. Федеральный закон от 8 марта 2006 г. № 40-ФЗ «О ратификации Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции» // Собрание законодательства Российской Федерации от 20 марта 2006 г. № 12 ст. 1231
8. Указ Президента РФ от 8 июля 2013 г. № 613 «Вопросы противодействия коррупции» // Собрание законодательства Российской Федерации от 15 июля 2013 г. № 28 ст. 3813

2. Учебные пособия и монографии
9. Артемьев, А.Б. Антропология коррупции / АБ. Артемьев. – Москва: Издательство юридического института (Санкт-Петербург), 2019. – 272 c.
10. Афанасьев, К.С. Государственное регулирование экономики как средство экономической политики: моногр. / К.С. Афанасьев, А.С. Казеннов, М.В. Попов. – Москва: Издательство Ленинградского университета Издательство ЛГУ им. А. С. Пушкина, 2019. – 148 c.
11. Братановский, С.Н. Административно-правовые аспекты борьбы с коррупцией в системе исполнительной власти в РФ / С.Н. Братановский, М.Ф. Зеленов. – Москва: Проспект, 2020. – 256 c.
12. Волженкин, Б.В. Коррупция / Б.В. Волженкин
С.-Петерб. юрид. ин-т генер. прокуратуры РФ. – Санкт-Петербург: СПбЮИ, 1998. – 43 с
13. Глазкова, Л.В. Государственный чиновник: история коррупции в России / Л.В. Глазкова. – Москва: Общество с ограниченной ответственностью «Проспект», 2021. – 112 с.
14. Голик, Ю.В. Коррупция как механизм социальной деградации / Ю.В. Голик. – Москва: Юридический центр, 2021. – 867 c.
15. Епихин, А.Ю. ВЧК-ОГПУ в борьбе с коррупцией в годы новой экономической политики / А.Ю. Епихин, О.Б. Мозохин. – Москва: Кучково поле, Гиперборея, 2021. – 528 c.
16. Игры экономических убийц. Тайный мир международных махинаций и сеть глобальной коррупции: моногр. / Под редакцией Стивена Хайата. – Москва: Претекст, 2018. – 448 c.
17. Информационное письмо Волгоградской областной прокуратуры от 19.11.2018 № 86/3-13н-2018 // Архив Генеральной прокуратуры Российской Федерации. – Москва: 2018. – 13 с.
18. Кирпичников, А.И. Взятка и коррупция в России / А.И. Кирпичников. – Москва: Альфа, 2019. – 350 c.
19. Киселев, И.А. Грязные деньги. Уголовная ответственность за отмывание преступных доходов и ее применение в борьбе с преступностью и коррупцией: моногр. / И.А. Киселев. – Москва: Юриспруденция, 2021. – 152 c.
20. Коррупция в современной России: проблемы теории и практики: монография / под общ. ред. Т.Л. Козлова. – Москва: Юрлитинформ., 2020. – 296 с.
21. Костенников, М.В. Административный запрет как средство противодействия коррупции в системе государственной службы / М.В. Костенников, А.В. Куракин. – Москва: Юнити-Дана, Закон и право, 2019. – 128 c.
22. Красноусов, С.Д. Коммерческий подкуп как форма коррупции в частном секторе (понятие и противодействие) / С.Д. Красноусов. – Москва: Проспект, 2022. – 300 c.
23. Кроливецкая, В.Э. Деньги как фактор глобального экономического роста. Теория и практика / В.Э. Кроливецкая. – Москва: Алетейя, 2020. – 292 c.
24. Кузьминов, Я.И. Тезисы о коррупции / Я.И. Кузьминов
Гос. ун-т. Высш. шк. экономики. – Москва: Гос. ун-т. Высш. шк. экономики, 2000. – 37 с.
25. Леонов, Н. Коррупция / Н. Леонов. – Москва: Эксмо, 2022. –389 c.
26. Макаренков, С.М. Джордж Сорос и другие... о коррупции, власти и безупречности / С.М. Макаренков. – Москва: Рипол Классик, 2022. – 352 c.
27. Мировой финансовый кризис и экономическая безопасность России: анализ, проблемы и перспективы / В.С. Аксенов, М.И. Гельвановский, Ю. Н. Нестеренко [и др.]. – Москва: 2019. – 204 с.
28. Пашковская, М.В. Международная экономическая безопасность. Учебник / М.В. Пашковская. – Москва: Синергия, 2020. – 410 c.
29. Противодействие коррупции: учебник и практикум для бакалавриата и специалитета / под ред. Е.В. Охотского. – 3-е изд. – Москва: Юрайт, 2019. – 427 с
30. Противодействие коррупции: новые вызовы: монография / С.Б. Иванов, Т.Я. Хабриева, Ю.А. Чиханчин [и др.]; отв. ред. Т.Я. Хабриева. – Москва: Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации: ИНФРА-М, 2018. – 384 с.
31. Роуз-Аккерман, С. Коррупция и государство. Причины, следствия, реформы / С. Роуз-Аккерман. – Москва: Логос, 2018. – 356 c.
32. Румянцева, Е.Е. Противодействие коррупции: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / Е.Е. Румянцева. – Москва: Издательство Юрайт, 2020. – 267 с.
33. Рябцева, Е.В. Регулирование конфликтов правовых интересов в судебной деятельности России / Е.В. Рябцева. – Москва: Издательство «Юрлитинформ» 2021. – 240 с.
34. Сулакшин, С.С. Доктрина государственной политики противодействия коррупции и теневой экономике в РФ (макет-проект): Монография / С.С. Сулакшин. – Москва: Научный эксперт, 2018. – 218 с.
35. Сюкияйнен, Л.Р. Большой юридический словарь / Р.Л. Сюкияйнн, В.Е. Крутских, В.Н. Додонов; под ред. А.Я. Сухарева. – 4-е изд., доп. и перераб. – Москва: ИНФРА-М, 2019. – 858 с.
36. Филатов, С.А. Антикоррупционная экспертиза: практика и проблемы реализации / С.А. Филатов // Законность. – 2019. - № 9. – 132 с.
37. Филиппова, Е.М. Взятка. Победит ли коррупция Россию? / Е.М. Филиппова. – Москва: Вектор, 2020. – 810 c.
38. Чашин, А. Коррупция в России / А. Чашин. – Москва: Дело и сервис (ДиС), 2020. – 920 c.
39. Широкорад, А.Б. Коррупция в армии. От Меншикова до ХХI века: моногр. / А.Б. Широкорад. – Москва: Вече, 2020. – 463 c.
40. Шлыков, В.В. Комплексное обеспечение экономической безопасности предприятия: моногр. / В.В. Шлыков. – Москва: Алетейя, Санкт-Петербургский университет МВД России, Рязанский институт права и экономики МВД России, 2020. – 144 c.

3. Статьи
41. Александрова, Л.З. Зарубежный опыт противодействия коррупции в органах государственной власти и органах местного самоуправления / Л.З. Александрова. // Молодой ученый. – 2019. – № 31 (269). – С. 81-83.
42. Афанасьев, А.Н. Профилактика коррупционных проявлений в высшей школе / А.Н. Афанасьев, Н.Н. Пахомов // Высшее образование сегодня. – 2020. – № 3. – С. 65-72.
43. Бараненкова, И.В. О некоторых проблемах осуществления контроля за расходами госслужащих / И.В. Бараненкова // Российская криминологическая ассоциация. – 2019. – С. 281-289.
44. Биряева, А.В. Коррупция как социально-правовое явление (теоретико-правовой анализ) / А.В. Биряева, К.С. Лобашкина // . – 2021. – № 75-3. – С. 13-16.
45. Бут, Н.Д. Противодействие коррупции при осуществлении надзора за исполнением законодательства о государственной службе в правоохранительных органах / Н.Д. Бут // Российская криминологическая ассоциация. – 2019. – С. 268-276.
46. Вородюхин, С.Е. Коррупция как социальное явление и меры борьбы с ней / С.Е. Вородюхин // Вестник Белгородского юридического института МВД России имени И.Д. Путилина. – 2020. – № 4. – С. 42-47.
47. Голосенко, И.А. Феномен «русской взятки»: очерк истории отечественной социологии чиновничества / И.А. Голосенко // Журнал социологии и социальной антропологии. – 1999. – Т. 2, № 3. – С. 105-119.
48. Голубых, Н.В. Современное состояние коррупционной преступности / Н.В. Голубых // Вестник Уральского юридического института МВД России. – 2022. – №2 (34). – С.112-115.
49. Гришин, Д.А. Вопросы противодействия коррупции в органах государственной власти / Д.А. Гришин, А.Э. Верховых // Вопросы управления. – 2021. – № 2 (32). – С. 21-24.
50. Грызлов, К.А. Коррупционная преступность как фактор дестабилизации национальной безопасности России / К.А. Грызлов, Д.С. Гусева // Государственная власть и управление: проблемы и перспективы: Материалы IV Всероссийской научно-практической конференции, Саранск, 26 февраля 2021 года. – Саранск: ЮрЭксПрактик, 2021. – С. 34-38.
51. Давранов, Х.Б. Зарубежный опыт противодействия коррупции / Х.Б. Дарванов // ORIENSS. – 2021. – №9. – C.238-245.
52. До, Ю.П. Коррупция в органах государственной власти / Ю.П. До. // Молодой ученый. – 2020. – № 17 (307). – С. 191-193.
53. Долгова, А.И. Реагирование на коррупцию: практика противодействия в России и направления оптимизации борьбы / А.И. Долгова // Коррупция: состояние противодействия и направления оптимизации борьбы, Москва, 27-28 января 2019 года / Российская криминологическая ассоциация. – Москва: Общероссийская общественная организация «Российская криминологическая ассоциация», 2019. – С. 7-24.
54. Загарских, Т.А. Сущность и классификация коррупции для целей финансового контроля / Т.А. Загарских, Л.П. Домрачева // Общество. Наука. Инновации (НПК-2018): сборник статей XVIII Всероссийская научно-практическая конференция: в 3 томах, Киров, 02-28 апреля 2018 года / Вятский государственный университет. Том 3. – Киров: Вятский государственный университет, 2018. – С. 1247-1255.
55. Иванец, Г.И. Правовой аспект коррупции / Г.И. Иванец // Наука и образование сегодня. – 2020. – № 5(52). – С. 63-65.
56. Игнатов, А.Н. Коррупция в органах публичной власти как системное явление / А.Н. Игнатов, А.А. Кашкаров // Российская криминологическая ассоциация. – Москва: Общероссийская общественная организация «Российская криминологическая ассоциация», 2019. – С. 161-164.
57. Кадакоева, М.М. Некоторые проблемы квалификации субъекта и объективной стороны коррупционных преступлений и пути их решения (взгляд судьи) / М.М. Кадакоева // Российская криминологическая ассоциация. – 2019. – С. 243-252.
58. Китова, Д.А. Отношение населения к коррупции и коррупционным правонарушениям: эмпирический анализ / Д.А. Китова // Институт психологии Российской академии наук. Социальная и экономическая психология. – 2019. – Т. 1, № 4(4). – С. 145-167.
59. Коррупция в современной России: проблемы теории и практики: монография / под общ. ред. Т.Л. Козлова. – М.: Юрлитинформ., 2020. – С. 199-203.
60. Купцова, А.А. Зарубежный опыт противодействия коррупции / А.А. Купцова, Д.Ю. Рютов // Интерактивная наука. – 2020. – № 12(22). – С. 100-102.
61. Макогон, И.В. Коррупция и меры борьбы с ней / И.В. Макогон // Российская криминологическая ассоциация. – 2019. – С. 85-93.
62. Маслов-Удачин, К.П. Противодействие коррупции на государственной службе / К.П. Маслов-Удачин // . – 2022. – Т. 4, № 7(52). – С. 39-45.
63. Малько, А.В. Современные пути борьбы с проявлениями коррупции в системе органов публичной власти / А.В. Малько, Р.С. Маркунин // Всероссийский криминологический журнал. – 2018. – Т. 12, № 5. – C. 678-688.
64. Минеева, В.Н. Проблема коррупции в России на современном этапе / В.Н. Минеева. // Молодой ученый. – 2021. – № 50 (392). – С. 276-278.
65. Новоченко, Е.М. Зарубежный опыт борьбы с коррупцией / Е.М. Новоченко // Коррупция в современной России: состояние и проблемы противодействия: материалы межвузовской научно-практической студенческой конференции, Белгород, 04 декабря 2020 года. – Белгород: Белгородский государственный технологический университет им. В.Г. Шухова, 2020. – С. 282-289.
66. Номоконов, В.А. Антикоррупционная политика: проблемы остаются / В.А. Номоконов, Е.В. Петрова // Коррупция: состояние противодействия и направления оптимизации борьбы, Москва, 27-28 января 2019 года / Российская криминологическая ассоциация. – Москва: Общероссийская общественная организация «Российская криминологическая ассоциация», 2019. – С. 30-38.
67. Помазан, С.В. Проблемы правовой регламентации противодействия коррупции: отечественный и зарубежный опыт / С.В. Помазан // / Российская криминологическая ассоциация. – 2019. – С. 262-267.
68. Предупреждение коррупции в органах государственной власти российской Федерации: сборник научных статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции, Симферополь, 19 мая 2021 года. – Симферополь: Общество с ограниченной ответственностью «Издательство Типография «Ариал», 2020. – 220 с.
69. Радаев, В.В. Коррупция и формирование российских рынков: отношения чиновников и предпринимателей / В.В. Радаев // Мир России. Социология. Этнология. – 1998. – Т. 7 – № 3. – С. 57-90.
70. Рейтинг коррупции в мире [электронный ресурс] // Официальный интернет сайт «Трансперенси Интернешнл Россия». Центр антикоррупционных исследований и инициатив. – URL: http://transparenсy.оrg.ru/nashi-publikatсii/о-nas-.
71. Россия и коррупция: кто кого. Аналитический доклад. Доклад подготовлен Региональным общественным фондом «Информатика для демократии» (Фондом ИНДЕМ) – Москва: 1998 г. – 62 с. // [электронный ресурс] – URL: – https//indem.ru/indemfond/indfp2_r.html (Дата обращения:17.04.2023 г.)
72. Сажаева, М.А. Негативные последствия коррупции / М.А. Сажаева // Российское право: образование, практика, наука. – 2019. – № 5(95). – С. 56-58.
73. Семенова, Ф.О. Основные теоретические подходы к исследованию коррупции в отечественной и зарубежной литературе / Ф.О. Семенова, А.У. Салпагарова // Гуманизация образования. – 2020. – № 3. – С. 14-23.
74. Соснина, С.А. Коррупция как социально-правовое явление / С.А. Соснина. // Молодой ученый. – 2021. – № 48 (390). – С. 351-354.
75. Сувернева, В.А. К вопросу о понятии коррупции / В.А. Сувернева // Символ науки: международный научный журнал. – 2020. – № 12-2. – С. 67-70.
76. Тулегенов, В.В. Коррупция и криминальный профессионализм / В.В. Тулегенов // Российская криминологическая ассоциация. – 2019. – С. 103-108.
77. Фиалковская, И.Д. Коррупция: понятие, признаки, виды / И.Д. Фиалковская // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. – 2018. – № 1. – С. 137-142.
78. Чапурко, Т.М. О современных политико-правовых направлениях трансформации антикоррупционных действий в России / Т.М. Чапурко, В.А. Зелик // Российская криминологическая ассоциация. – 2019. – С. 112-117.
79. Чебоксаров, П.А. Коррупция: криминологический и правовой аспекты / П.А. Чебоксаров // Следователь. – 2020. – № 2 (142). – С. 60-62.
80. Чуганов, Е.Г. Коррупция как угроза государственной безопасности: вопросы нормативной проработанности / Е.Г. Чуганов // Российская криминологическая ассоциация. – 2019. – С. 236-239.
81. Шкабин, Г.С. Понятия провокации преступления и провокации взятки в законодательстве и судебной практике / Г.С. Шкабин // Российская криминологическая ассоциация. – 2019. – С. 239-243.

4. Материалы судебной практики
82. Апелляционное постановление № 22-1743/2022 от 16 августа 2022 г. по делу № 4/16-111/2022 // СПС «Гарант» (Дата обращения: 10.03.2023 г.)
83. Решение № 30-2-270/2022 от 29 апреля 2022 г. по делу № 30-2-270/2022 // СПС «Гарант» (Дата обращения: 10.03.2023 г.)
84. Решение № 2-1103/2021 2-90/2022 2-90/2022(2-1103/2021;)~М-1001/2021 М-1001/2021 от 17 февраля 2022 г. по делу № 2-1103/2021 // СПС «Гарант» (Дата обращения: 10.03.2023 г.)
85. Решение № 12-18/2021 от 2 июня 2021 г. по делу № 12-18/2021 // СПС «Гарант» (Дата обращения: 10.03.2023 г.)

Вопрос-ответ:

Что изучает третья глава статьи?

Третья глава статьи изучает теоретико-методические основы исследования коррупции как социального явления.

Какие научные подходы анализируют коррупцию?

Научные подходы к анализу коррупции как социального явления описываются в первом разделе первой главы статьи.

Какова социальная структура коррупционных отношений в современном обществе?

Социальная структура коррупционных отношений в современном обществе исследуется во втором разделе первой главы статьи.

Что рассматривается во второй главе статьи?

Во второй главе статьи рассматривается механизм противодействия коррупции и перспективы борьбы с ней в системе государственной власти.

Какие средства противодействия коррупции существуют в системе государственной власти?

Средства противодействия коррупции в системе государственной власти описываются в первом разделе второй главы статьи.

Что такое коррупция?

Коррупция - это злоупотребление публичными полномочиями или доверенным положением в личных интересах с целью получения незаконной выгоды.

Какие научные подходы используются для анализа коррупции?

Для анализа коррупции используются различные научные подходы, такие как экономический, политико-правовой, социологический и психологический подходы.

Какие меры противодействия коррупции существуют в системе государственной власти?

Существуют различные меры противодействия коррупции в системе государственной власти, такие как разработка и принятие антикоррупционных законов, создание специализированных антикоррупционных органов, ужесточение наказания за коррупционные преступления, повышение прозрачности государственных закупок и т.д.