Субъекты и участники обязательного медицинского страхования

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Право
  • 43 43 страницы
  • 45 + 45 источников
  • Добавлена 05.05.2023
2 500 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы

ВВЕДЕНИЕ 5
ГЛАВА 1. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ 8
1.1. Государственная политика в области социального страхования Российской Федерации: цели, задачи, основные направления 8
1.2. Обязательное медицинское страхование в системе социального страхования 13
ГЛАВА 2. СУБЪЕКТЫ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ 17
2.1. Застрахованные лица как субъекты обязательного медицинского страхования 17
2.2. Страхователи и федеральный фонд как субъекты обязательного медицинского страхования 24
ГЛАВА 3. УЧАСТНИКИ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ 31
3.1. Территориальные фонды как участники обязательного медицинского страхования 31
3.2. Медицинские организации как участники обязательного медицинского страхования 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 43

Фрагмент для ознакомления

В качестве медицинских организаций допускается ведение деятельности юридическими лицами любой организационно-правовой формы, а также индивидуальными предпринимателями. Однако ведение медицинской деятельности в качестве обязательного условия предполагает соблюдение процедуры лицензирования, то есть, предоставление сведений о соответствии требованиям закона, и получения лицензии. Приведенное определение медицинской деятельности дано в пункте 11 статьи 2 ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» [11]. В соответствии со статьей 15 ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»обязательным условием участия в ОМС медицинской организации является ее включение в единый реестр.При этом выделяются частные и публичные медицинские организации. Публичными являются организации, учредителем которых выступает государство или муниципальное образование. Частными организациями называют медицинские организации, в деятельности в части создания и управления которых не принимают участие публичные образования [30]. Частные и публичные медицинские организации различаются в зависимости от цели деятельности: публичные организации, основной организационно-правовой формой которых являются государственные (муниципальные) учреждения, являются некоммерческими, осуществление коммерческой деятельности такими организациями допускается только с целью финансирования некоммерческой деятельности, и частные медицинские организации, как правило, в качестве основной цели имеют цель получения прибыли, такими организациями оказываются медицинские услуги, которые отличаются от медицинской помощи [38]. Однако частные медицинские организации могут быть и некоммерческими, например, частные учреждения. Законодателем особо отмечено, что организация может оказывать медицинские услуги независимо от ее организационно-правовой формы. Субъектами, таким образом, могут выступать организации, которые платно или бесплатно оказывают медицинские услуги, в результате оказания которых пациенту может быть причинен вред. Необходимо отметить, что существует несколько вариантов предоставления медицинской помощи: бесплатно для граждан (на основании ОМС), в государственных или муниципальных медицинских организациях; на платной основе в тех же организациях; только платные медицинские услуги в частных или государственных (муниципальных) организациях [21]. Следует согласиться, что смешение предоставления одной организацией платных и бесплатных услуг, может привести к возникновению сложностей в выполнении нормативных требований к качеству услуг. Рассмотрение видов медицинских организаций имеет практическое значение в связи с тем, что в зависимости от организационно-правовой формы законом определяется объем ответственности юридического лица по его обязательствам. Первыми обратим внимание на государственные и муниципальные организации. Разница заключается только в субъекте, которым учреждена организация, и которым, соответственно, внесены средства для ведения ею деятельности. Следует отметить, что организации создаются публичными образованиями в форме государственных или муниципальных учреждений, особенность которых заключается в том, что такие организации не получают имущество в собственность.При создании учреждения публичное образование в лице государственных органов или органов местного самоуправления передает медицинской организации имущество на праве оперативного управления (автономное, бюджетное или казенное учреждение). Это значит, что у медицинской организации возникает ограниченное вещное право на переданное и приобретаемое имущество, сущность которого заключается в ограничении права пользования (только в определенных целях) и распоряжения имуществом (как правило, только с согласия собственника). Существование медицинской организации в форме бюджетного учреждения предполагает наличие таких признаков, как ответственность по обязательством всем имуществом, принадлежащим ей на праве оперативного управления (исключая недвижимость и особо ценное движимое имущество). На наш взгляд, законодателем в указанной норме закреплено положение, которое в наибольшей мере гарантирует соблюдение интересов граждан. Так, ч. 5 ст. 123.22 ГК РФ устанавливает, что при недостаточности названного выше имущества, принадлежащего указанным организациям, обязательства в субсидиарном порядке переходят к тому публичному образованию, которое выступает учредителем организации и, соответственно, является собственником предоставленного организации для ведения деятельности имущества. Отдельное направление представляет собой деятельность автономных учреждений, которые согласно пункту 6 статьи 123.22 Гражданского кодекса РФ являются формой ведения деятельности некоммерческих организаций. Одним из направлений деятельности таких организаций является сфера здравоохранения. Автономные учреждения в рамках своей деятельности несут ответственность по обязательством тем имуществом, которое его собственником передано учреждению в оперативное управление. исключение из указанного правила составляет недвижимость и иное ценное имущество. По обязательствам из причинения вреда человеку субсидиарно отвечает учредитель. Вторую группу субъектов составляют частные медицинские организации, для которых предоставление государственного или муниципального финансирования не свойственно. Как правило, частные медицинские организацию создаются с целью получения прибыли в результате деятельности, однако, законодательство формально не запрещает и создание таких организаций в форме некоммерческих организаций, например, частных учреждений (статья 123.23 Гражданского кодекса РФ). Необходимо обратить внимание, что законодателем не закреплены положения, которые бы определяли организационно-правовые формы, которые недопустимы для сферы оказания медицинских услуг, что позволяет говорить о возможности существования медицинских организаций в любых допускаемы законом формах. В то же время право на оказание медицинских услуг опосредовано соблюдением требования законодательства о лицензировании медицинской деятельности.Согласимся с тем, что необходимость лицензирования медицинской деятельности обусловлена важностью оказываемых услуг для каждого человека, необходимостью соблюдения обязательных требований безопасности при оказании медицинской помощи [32]. Поэтому лицензирование медицинской деятельности представляет собой процесс осуществления государством контроля за безопасностью деятельности в данной сфере.Медицинская деятельность относится к лицензируемой в соответствии с нормами ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» [10], а также в соответствии с положениями, закрепленными Постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 № 291 [15], которым установлены специальные требования к лицензированию деятельности в сфере оказания медицинских услуг. Необходимо отметить, что лицензирование предполагает проверку на соответствие медицинской организации определенному кругу требований к помещениям, сотрудникам, соответствию санитарным нормам, противопожарным требованиям и др. На наш взгляд, на сегодняшний день одним из пробелов законодательства в рассматриваемой сфере является недостаточность правового регулирования лицензирования медицинской деятельности индивидуальных предпринимателей, которые приравниваются к медицинским организациям. Вместе с тем, особенности правового положения этих субъектов ставит под вопрос возможность применения к ним норм, регулирующих лицензирование медицинской деятельности.Таким образом, для участия в ОМС правовая форма медицинской организации не имеет значения. Например, по Московской области в реестре Федерального фонда значатся такие организации, как Медицинское частное учреждение «Нефросовет-Москва», ООО «Хорошее настроение», Международное учреждение здравоохранения и дополнительного образования научно-исследовательский институт клинической медицины. Права и обязанности медицинских организаций перечислены в ст. 20 Закона об ОМС, основным правом является право получения средств за оказанную медицинскую помощь, а также право на обжалование заключений страховой медицинской организации. Обязанности медицинских организаций связаны, прежде всего, с оказанием бесплатной медицинской помощи застрахованным лицам, а также с предоставлением сведений Федеральному фонду и территориальным фондам. На основании изложенного моно сделать вывод о том, что медицинские организации относятся к участникам обязательного медицинского страхования. Данные участники правоотношений непосредственно участвуют в оказании бесплатной медицинской помощи застрахованным лицам – субъектам ОМС. Для участия в ОМС медицинские организации должны соответствовать установленным законом требованиям и быть включены в единый реестр соответствующих медицинских организаций. ЗАКЛЮЧЕНИЕВ заключении исследования сформулированы следующие выводы и предложения.Обязательноемедицинское страхование является элементом системы обязательного страхования, которая, в свою очередь, включена в общую систему страхования. Обязательное социальное страхование представляет собой часть государственных гарантий гражданам, реализация которых обеспечивается за счет регулярно производимых отчислений субъектами, на которых законом возложена соответствующая обязанность. Государственная политика в данной сфере направлена на обеспечение нормальной жизнедеятельности граждан в случаях непредвиденного изменения материального или социального положения. Действующие нормы статьи 10 ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»не вполне четко отграничивают права граждан РФ и иных физических лиц как участников ОМС. Проставляется, что предоставление ряда возможностей, обусловленных ОМС, обуславливает необходимость четкого определения перечня и правового положения застрахованных лиц. Кроме того, открытый перечень лиц, перечисленных в п. 5 части 1 свидетельствует об отсутствии необходимости такого перечисления.В связи с изложенным предлагается внести изменения в статью 10 ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»путем разграничения правового положения граждан РФ и иных физических лиц. исходя из толкования статьи в действующей редакции, застрахованными лицами являются все граждане РФ, за исключением названных в статье. Такого указания достаточно для определения перечня застрахованных лиц – граждан РФ. Что касается иностранных граждан и лиц без гражданства, то в норме следует сохранить формулировку абзаца 1 части 1, дополнив ее указанием на временно пребывающих на территории России физических лиц. Субъектами обязательного медицинского страхования являются лица, которые выступают обязательными участниками правоотношений, принимают непосредственное участие в указанных правоотношениях. Рассматриваемые отношения не могут существовать и реализовывать основные их функции при отсутствии хотя бы одного из субъектов ОМС, к которым относятся застрахованные лица, страховщики (работодатели и органы власти субъектов государства), страховщики, которым в настоящее время является Федеральный фонд. Представляется, что данные признаки субъектов обязательного медицинского страхования должны быть отражены в нормах закона. В настоящее время как субъекты,так и участники ОМС просто перечислены в ст. 9 ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации», в то же время не названы критерии, отличающие их от участников. Для устранения выявленного недостатка предлагаем закрепить приведенное определение субъектов обязательного медицинского страхования в части 1 статьи 9 ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации». Территориальные фонды являются участниками системы обязательного медицинского страхования и соответствующих правоотношений, при этом в законе не закреплено понятие участников ОМС В соответствии с действующими нормами ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»территориальные фонды не отнесены к числу субъектов ОМС. Однако анализ деятельности и полномочий территориальных фондов свидетельствует об их значимости, что говорит о необходимости отнесения территориальных фондов к числу субъектов. Для этого предлагаем включить в часть 1 статьи 9 ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»пункт 4 «территориальные фонды», исключив пункт 1 из части 2 статьи 9 ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»; дополнить часть 2 статьи 9 ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»определением и указанием признаков участников ОМС. Также, основываясь на перечне и направленности контрольных функций государства, считаем, что часть из них по отношению к территориальным фондам может осуществляться исключительно Федеральным фондом, как специализированной организацией, другая часть – органами исполнительной власти субъектов государства. Соответствующее разграничение необходимо закрепить в статье34 ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»Медицинские организации относятся к участникам обязательного медицинского страхования. Данные участники правоотношений непосредственно участвуют в оказании бесплатной медицинской помощи застрахованным лицам – субъектам ОМС. Для участия в ОМС медицинские организации должны соответствовать установленным законом требованиям и быть включены в единый реестр соответствующих медицинских организаций. Проведенное исследование свидетельствует о то, что в отношениях по обязательному медицинскому страхованию принимают участие налоговые органы, которым в настоящее время предоставлены полномочия в сфере поступления страховых взносов на ОМС от страхователей. Налоговыми органами также регулируется порядок предоставления отчетности страхователями в связи с уплачиваемыми взносами. Однако законодателем данному обстоятельству не уделено достаточное внимание. Представляется, что налоговые органы должны быть включены в число участников обязательного страхования, в связи с чем следует дополнить часть 2 статьи 9 ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» соответствующим пунктом. В этом случае правовое регулирование субъектов и участников ОМС, а также их правоотношения, взаимного исполнения прав и обязанностей, будет более полным. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВНормативно-правовые актыКонституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (ред. от 04.10.2022) // Собрание законодательства РФ. – 2014. – № 31. – Ст. 4398.Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ // Собрание законодательства РФ. – 1996. – № 5. – Ст. 410.Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ (ред. от 01.01.2022) // Собрание законодательства РФ. - 1996. № 5.- Ст. 410.Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 02.07.2021) // Российская газета. - № 148-149. - 06.08.1998.Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ (ред. от 17.02.2023) // Собрание законодательства РФ. - 2000. - № 32. - Ст. 3340.Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ // Российская газета. – 2001. –№ 256.Федеральный закон от 29.11.2010 № 326-ФЗ (ред. от 19.12.2022) «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» // Российская газета. - 2010. - № 274.Федеральный закон от 08.08.2001 № 129-ФЗ (ред. от 02.07.2021, с изм. от 02.12.2021) «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» // Российская газета. - № 153-154. - 10.08.2001.Федеральный закон от 25.07.2002 № 115-ФЗ (ред. от 24.02.2021) «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2- 9.07.2002. - № 30. Ст. 3032.Федеральный закон от 04.05.2011 № 99-ФЗ (ред. от 31.07.2020) «О лицензировании отдельных видов деятельности» // Российская газета. - № 97. - 06.05.2011.Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (ред. от 22.12.2020) // Российская газета. - № 263. - 23.11.2011.Федеральный закон от 14.07.2022 № 237-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2022. № 29 (часть I). Ст. 5204.Закон РФ от 27.11.1992 № 4015-1 (ред. от 01.14.2022) «Об организации страхового дела в Российской Федерации» // Российская газета. - 1993. - № 6.Постановление Правительства РФ от 21.07.2021 № 1230 «Об утверждении Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права» // Официальный интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru, 23.07.2021.Постановление Правительства РФ от 16.04.2012 № 291 (ред. от 28.11.2020) «О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково»)» // Собрание законодательства РФ. - 23.04.2012. - № 17.- Ст. 1965.Приказ Минздравсоцразвития России от 21.01.2011 № 15н (ред. от 07.10.2013) «Об утверждении Типового положения о территориальном фонде обязательного медицинского страхования» // Российская газета. - 2011. - № 29.Приказ ФНС России от 29.09.2022 № ЕД-7-11/878@ «Об утверждении форм расчета по страховым взносам и персонифицированных сведений о физических лицах, порядков их заполнения, а также форматов их представления в электронной форме» // Официальный интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru, 27.10.2022.Решение Малого Совета Московского областного совета народных депутатов совместно с Администрацией Московской области от 09.06.1993 № 7/49 «О создании Московского областного фонда обязательного медицинского страхования» [Электронный ресурс]. URL: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&prevDoc=112018423&backlink=1&&nd=112016453 (дата обращения: 14.03.2023).Определение Конституционного Суда РФ от 25.05.2017 № 1048-О [Электронный ресурс] URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 19.02.2023).Литература (книги, учебники, монографии)Административное право России. Общая часть: учебник для высших учебных заведений / под ред. П.И. Кононова. — Вятка: Дом печати, 2006. С. 254.Гадаборшев М.И., Левкевич М.М., Рудлицкая Н.В. Организация, оценка эффективности и результативности оказания медицинской помощи. - М: НИЦ Инфра-М, 2016. – 228 с.Макарейко, Н. В.  Административное право : учебное пособие для вузов / Н. В. Макарейко. — 12-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 309 с.Трудовое право : учебник для бакалавриата / под ред. В.М. Лебедева. — 2-е изд., перераб. — Москва : Норма : ИНФРА-М, 2022. — 368 с.Бендюрина, С. В. Конституционное право России : учебник для бакалавров / С. В. Бендюрина, М. В. Гончаров, Д. М. Евстифеев ; отв. ред. А. Н. Кокотов, М. С. Саликов. - Москва : Норма : ИНФРА-М, 2022. - 448 с.Владимирова, О. А. Право социального обеспечения : учебно-методическое пособие / О. А. Владимирова, Л. Е. Логунова. - Самара : Самарский юридический институт ФСИН России, 2021. - 116 с.Статьи из периодических изданий (научные журналы, газеты) и сборников статейБыстренко В.И. Россия как социальное государство: миф или реальность // Идеи и идеалы. - 2018. - № 4 (38). - С. 26-48.Демурчиева М.П., Аветисян Н.А. Особенности заключения трудового договора // Вестник магистратуры. – 2018. – № 12-5 (87). – С. 96-97.Зубарев С.М. О правоохранительных аспектах контроля и надзора // Уголовно-исполнительное право. - 2017. - № 4. - С. 417-421.Корнеева О.В., Лысенко Т.И., Танага А.Н., Чебунин А.В., Беляев М.А., Томтосов А.А., Котухов С.А., Слесарев С.А. Комментарий к главе 48 «Страхование» Гражданского кодекса Российской Федерации (часть вторая) от 26 января 1996 г. № 14-ФЗ (постатейный) // СПС КонсультантПлюс. – 2017.Косарев К.В. Субъекты гражданско-правовой ответственности за причинение вреда здоровью пациента // Вестник Томского государственного университета. - 2012. - № 363. - С. 131-134.Куренной А.М. Некоторые актуальные проблемы правового регулирования трудовых отношений // Российское право: образование, наука, практика. - 2020. № 18. - С. 3.Лошкарев А.В., Гусарова Е.А. Процесс лицензирования медицинской деятельности в Российской Федерации // Евразийский Союз Ученых. - 2019. - № 4-8 (61). - С. 20-21.Михайленко Ю. Денежные выплаты в социальном обеспечении: трансформация законодательства и научных подходов к определению используемых понятий // Юрислингвистика. - 2021. - № 22 (33). - С. 33-37.Михеева Т.Н. «обновленная модель» местного самоуправления // Северо-Кавказский юридический вестник. - 2022. - № 1. - С. 89Мусина З.Ф., Наумова Е.В. Российский федерализм и теоретико-правовые аспекты организации и осуществления государственной власти в субъектах Российской Федерации // E-Scio. - 2021. - № 12 (63). - С. 425.Савин В.Т. К вопросу о понятии работодателя – юридического лица (организации) как субъекта трудовых отношений // Пробелы в российском законодательстве. - 2013. - №6. - С.146-151.Синюков В.И. Законодательство в России: проблемы социальной интеграции // LexRussica. - 2018. - № 10 (143). - С. 18-29.Соловьев В.Н. Отношения собственности и иные вещные отношения с участием некоммерческих организаций в социальной сфере. М.: Юрист, 2008. С. 40. Подробнее о соотношении медицинских услуг и медицинской помощи см. п. 2.2.Терех К.С. Понятие и правовое регулирование гражданства в Российской Федерации // Вестник Московского финансово-юридического университета. - № 3.- 2014.- С. 62-67.Ходулина Ю.А. Трудовой договор - основной инструмент управления персоналом / Ю.А. Ходулина // Юридическая наука. – 2018. – № 6. – С. 42-45.Ресурсы Интернет:Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства. Статистика [Электронный ресурс]. URL: https://ofd.nalog.ru/index.html (дата обращения: 14.03.2023).Парламентская газета. Кто заплатит за лечение неработающих [Электронный ресурс]. URL: https://www.pnp.ru/social/kto-zaplatit-za-lechenie-nerabotayushhikh.html (дата обращения: 14.03.2023).Федеральный фонд обязательного медицинскогострахования (официальный сайт) [Электронный ресурс]. URL: https://www.ffoms.gov.ru/ (дата обращения: 14.03.2023).Решение Малого Совета Московского областного совета народных депутатов совместно с Администрацией Московской области от 09.06.1993 № 7/49 «О создании Московского областного фонда обязательного медицинского страхования» [Электронный ресурс]. URL: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&prevDoc=112018423&backlink=1&&nd=112016453 (дата обращения: 14.03.2023).Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Московской области [Электронный ресурс]. URL: http://www.mofoms.ru/fond/about/ (дата обращения: 14.03.2023).

1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (ред. от 04.10.2022) // Собрание законодательства РФ. – 2014. – № 31. – Ст. 4398.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ // Собрание законодательства РФ. – 1996. – № 5. – Ст. 410.
3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ (ред. от 01.01.2022) // Собрание законодательства РФ. - 1996. № 5.- Ст. 410.
4. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 02.07.2021) // Российская газета. - № 148-149. - 06.08.1998.
5. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ (ред. от 17.02.2023) // Собрание законодательства РФ. - 2000. - № 32. - Ст. 3340.
6. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ // Российская газета. – 2001. –№ 256.
7. Федеральный закон от 29.11.2010 № 326-ФЗ (ред. от 19.12.2022) «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» // Российская газета. - 2010. - № 274.
8. Федеральный закон от 08.08.2001 № 129-ФЗ (ред. от 02.07.2021, с изм. от 02.12.2021) «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» // Российская газета. - № 153-154. - 10.08.2001.
9. Федеральный закон от 25.07.2002 № 115-ФЗ (ред. от 24.02.2021) «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2- 9.07.2002. - № 30. Ст. 3032.
10. Федеральный закон от 04.05.2011 № 99-ФЗ (ред. от 31.07.2020) «О лицензировании отдельных видов деятельности» // Российская газета. - № 97. - 06.05.2011.
11. Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (ред. от 22.12.2020) // Российская газета. - № 263. - 23.11.2011.
12. Федеральный закон от 14.07.2022 № 237-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2022. № 29 (часть I). Ст. 5204.
13. Закон РФ от 27.11.1992 № 4015-1 (ред. от 01.14.2022) «Об организации страхового дела в Российской Федерации» // Российская газета. - 1993. - № 6.
14. Постановление Правительства РФ от 21.07.2021 № 1230 «Об утверждении Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права» // Официальный интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru, 23.07.2021.
15. Постановление Правительства РФ от 16.04.2012 № 291 (ред. от 28.11.2020) «О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково»)» // Собрание законодательства РФ. - 23.04.2012. - № 17.- Ст. 1965.
16. Приказ Минздравсоцразвития России от 21.01.2011 № 15н (ред. от 07.10.2013) «Об утверждении Типового положения о территориальном фонде обязательного медицинского страхования» // Российская газета. - 2011. - № 29.
17. Приказ ФНС России от 29.09.2022 № ЕД-7-11/878@ «Об утверждении форм расчета по страховым взносам и персонифицированных сведений о физических лицах, порядков их заполнения, а также форматов их представления в электронной форме» // Официальный интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru, 27.10.2022.
18. Решение Малого Совета Московского областного совета народных депутатов совместно с Администрацией Московской области от 09.06.1993 № 7/49 «О создании Московского областного фонда обязательного медицинского страхования» [Электронный ресурс]. URL: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&prevDoc=112018423&backlink=1&&nd=112016453 (дата обращения: 14.03.2023).
19. Определение Конституционного Суда РФ от 25.05.2017 № 1048-О [Электронный ресурс] URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 19.02.2023).

Литература (книги, учебники, монографии)
20. Административное право России. Общая часть: учебник для высших учебных заведений / под ред. П.И. Кононова. — Вятка: Дом печати, 2006. С. 254.
21. Гадаборшев М.И., Левкевич М.М., Рудлицкая Н.В. Органи¬зация, оценка эффективности и результативности ока¬зания медицинской помощи. - М: НИЦ Инфра-М, 2016. – 228 с.
22. Макарейко, Н. В. Административное право : учебное пособие для вузов / Н. В. Макарейко. — 12-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 309 с.
23. Трудовое право : учебник для бакалавриата / под ред. В.М. Лебедева. — 2-е изд., перераб. — Москва : Норма : ИНФРА-М, 2022. — 368 с.
24. Бендюрина, С. В. Конституционное право России : учебник для бакалавров / С. В. Бендюрина, М. В. Гончаров, Д. М. Евстифеев ; отв. ред. А. Н. Кокотов, М. С. Саликов. - Москва : Норма : ИНФРА-М, 2022. - 448 с.
25. Владимирова, О. А. Право социального обеспечения : учебно-методическое пособие / О. А. Владимирова, Л. Е. Логунова. - Самара : Самарский юридический институт ФСИН России, 2021. - 116 с.


Статьи из периодических изданий (научные журналы, газеты)
и сборников статей
26. Быстренко В.И. Россия как социальное государство: миф или реальность // Идеи и идеалы. - 2018. - № 4 (38). - С. 26-48.
27. Демурчиева М.П., Аветисян Н.А. Особенности заключения трудового договора // Вестник магистратуры. – 2018. – № 12-5 (87). – С. 96-97.
28. Зубарев С.М. О правоохранительных аспектах контроля и надзора // Уголовно-исполнительное право. - 2017. - № 4. - С. 417-421.
29. Корнеева О.В., Лысенко Т.И., Танага А.Н., Чебунин А.В., Беляев М.А., Томтосов А.А., Котухов С.А., Слесарев С.А. Комментарий к главе 48 «Страхование» Гражданского кодекса Российской Федерации (часть вторая) от 26 января 1996 г. № 14-ФЗ (постатейный) // СПС КонсультантПлюс. – 2017.
30. Косарев К.В. Субъекты гражданско-правовой ответственности за причинение вреда здоровью пациента // Вестник Томского государственного университета. - 2012. - № 363. - С. 131-134.
31. Куренной А.М. Некоторые актуальные проблемы правового регулирования трудовых отношений // Российское право: образование, наука, практика. - 2020. № 18. - С. 3.
32. Лошкарев А.В., Гусарова Е.А. Процесс лицензирования медицинской деятельности в Российской Федерации // Евразийский Союз Ученых. - 2019. - № 4-8 (61). - С. 20-21.
33. Михайленко Ю. Денежные выплаты в социальном обеспечении: трансформация законодательства и научных подходов к определению используемых понятий // Юрислингвистика. - 2021. - № 22 (33). - С. 33-37.
34. Михеева Т.Н. «обновленная модель» местного самоуправления // Северо-Кавказский юридический вестник. - 2022. - № 1. - С. 89
35. Мусина З.Ф., Наумова Е.В. Российский федерализм и теоретико-правовые аспекты организации и осуществления государственной власти в субъектах Российской Федерации // E-Scio. - 2021. - № 12 (63). - С. 425.
36. Савин В.Т. К вопросу о понятии работодателя – юридического лица (организации) как субъекта трудовых отношений // Пробелы в российском законодательстве. - 2013. - №6. - С.146-151.
37. Синюков В.И. Законодательство в России: проблемы социальной интеграции // LexRussica. - 2018. - № 10 (143). - С. 18-29.
38. Соловьев В.Н. Отношения собственности и иные вещные отношения с участием некоммерческих организаций в социальной сфере. М.: Юрист, 2008. С. 40. Подробнее о соотношении медицинских услуг и медицинской помощи см. п. 2.2.
39. Терех К.С. Понятие и правовое регулирование гражданства в Российской Федерации // Вестник Московского финансово-юридического университета. - № 3.- 2014.- С. 62-67.
40. Ходулина Ю.А. Трудовой договор - основной инструмент управления персоналом / Ю.А. Ходулина // Юридическая наука. – 2018. – № 6. – С. 42-45.

Ресурсы Интернет:
41. Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства. Статистика [Электронный ресурс]. URL: https://ofd.nalog.ru/index.html (дата обращения: 14.03.2023).
42. Парламентская газета. Кто заплатит за лечение неработающих [Электронный ресурс]. URL: https://www.pnp.ru/social/kto-zaplatit-za-lechenie-nerabotayushhikh.html (дата обращения: 14.03.2023).
43. Федеральный фонд обязательного медицинского
страхования (официальный сайт) [Электронный ресурс]. URL: https://www.ffoms.gov.ru/ (дата обращения: 14.03.2023).
44. Решение Малого Совета Московского областного совета народных депутатов совместно с Администрацией Московской области от 09.06.1993 № 7/49 «О создании Московского областного фонда обязательного медицинского страхования» [Электронный ресурс]. URL: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&prevDoc=112018423&backlink=1&&nd=112016453 (дата обращения: 14.03.2023).
45. Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Московской области [Электронный ресурс]. URL: http://www.mofoms.ru/fond/about/ (дата обращения: 14.03.2023).

Вопрос-ответ:

Кто является субъектами обязательного медицинского страхования?

Субъектами обязательного медицинского страхования являются застрахованные лица, которые обязаны платить взносы в медицинский страховой фонд и имеют право на медицинскую помощь и компенсацию медицинских расходов.

Какова государственная политика в области социального страхования в Российской Федерации?

Государственная политика в области социального страхования в Российской Федерации направлена на обеспечение доступности и качества медицинской помощи для всех граждан. Основные задачи включают обеспечение равного доступа к медицинским услугам, повышение эффективности системы медицинского страхования и формирование устойчивого финансового плана для обязательного медицинского страхования.

Что такое обязательное медицинское страхование и как оно вписывается в систему социального страхования?

Обязательное медицинское страхование является одной из составляющих системы социального страхования. Оно предоставляет застрахованным лицам право на медицинскую помощь и компенсацию медицинских расходов. Страховые взносы, уплачиваемые застрахованными лицами, формируют медицинский страховой фонд, из которого осуществляется выплата медицинских услуг и компенсаций. Это помогает обеспечить финансовую устойчивость системы здравоохранения и равный доступ к медицинской помощи для всех застрахованных лиц.

Кто может быть застрахованным лицом в системе обязательного медицинского страхования?

Застрахованным лицом в системе обязательного медицинского страхования может быть любое физическое лицо, достигшее определенного возраста и зарегистрированное в органах социального страхования. Обычно это граждане Российской Федерации, иностранные граждане, проживающие на территории России, а также лица без гражданства, постоянно проживающие в Российской Федерации.

Кто является субъектами обязательного медицинского страхования?

Субъектами обязательного медицинского страхования являются все граждане Российской Федерации, а также иностранные граждане и лица без гражданства, являющиеся постоянными жителями России.

Какие цели и задачи проводит государство в области социального страхования?

Государство проводит государственную политику в области социального страхования с целью обеспечения граждан России доступным и качественным медицинским обслуживанием. Основные задачи включают защиту прав и интересов застрахованных лиц, обеспечение финансовой устойчивости системы обязательного медицинского страхования и развитие медицинской инфраструктуры.

Что такое обязательное медицинское страхование в системе социального страхования?

Обязательное медицинское страхование является частью системы социального страхования и представляет собой обязательную форму социального страхования, целью которой является обеспечение граждан доступным и качественным медицинским обслуживанием через финансирование из средств, собираемых в виде взносов с застрахованных лиц и работодателей.

Кто является застрахованными лицами в системе обязательного медицинского страхования?

Застрахованными лицами в системе обязательного медицинского страхования являются граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие на территории России, а также некоторые другие категории лиц, предусмотренные законодательством.

Какие граждане являются субъектами обязательного медицинского страхования?

Субъектами обязательного медицинского страхования являются все граждане Российской Федерации независимо от места проживания, а также иностранные граждане и лица без гражданства, являющиеся постоянными жителями России.

Какие лица являются субъектами обязательного медицинского страхования?

Субъектами обязательного медицинского страхования являются застрахованные лица, которые обязаны иметь медицинское страхование в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Какие лица считаются застрахованными в рамках обязательного медицинского страхования?

Застрахованными лицами в рамках обязательного медицинского страхования считаются граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, которые являются постоянными или временно проживающими на территории России. Также застрахованными могут быть иные категории лиц, определенные законодательством.

Каковы основные направления государственной политики в области социального страхования в России?

Основными направлениями государственной политики в области социального страхования в России являются: обеспечение социального защиты граждан в случае утраты трудоспособности, болезни, потери кормильца и других жизненных ситуаций; содействие доступности и качеству медицинской помощи; формирование общественного фонда для финансирования обязательного медицинского страхования.