Традиционные и современные средства обучения географии
Заказать уникальную курсовую работу- 39 39 страниц
- 15 + 15 источников
- Добавлена 15.04.2023
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты традиционных и современных средств обучения географии 5
1.1 Характеристика традиционных средств обучения географии 5
1.2 Сущность современных средств обучения географии 9
1.3 Сравнительный анализ традиционных и современных средств обучения географии 14
Глава 2. Организация опытного обучения школьников и его результаты 19
2.1 Методические условия организация опытного обучения 19
2.2 Диагностический инструментарий опытного обучения 23
2.3 Результаты опытного обучения 24
Заключение 28
Список используемых источников 30
Приложения 32
Особое внимание уделялось разработке групповых заданий, так как при анализе образовательного уровня коммуникативных УУД было установлено, что у учеников низкие показатели по критерию - организация учебного сотрудничества.На контрольном этапе был обработан и систематизирован материал, полученный в рамках комплекса занятий, направленных на повышение качества знаний и получение новых образовательных результатов.По окончании опытного обучения в 8 «Б» классе качество обучения стало следующим: 7 учащихся на «5», 15 учащихся на «4», 7 учащихся на «3». Рассчитываем по формуле качество обученности = (7+15)*100/29=75,8%. На этапе наблюдения качество обученности составило 58,6%.Можно сделать вывод, что проведенная работа позволила повысить качество обучения на 17,2%. На этапе мониторинга также определялся уровень мотивации учеников.Ученики заполняли те же анкеты, что и на этапе наблюдения. На основании заполненных анкет была составлена диаграмма (рис.9) (приложение 5)[14].На основании полученных данных мы обнаруживаем, что уровень сильной мотивации увеличился на 17,3%. Показатель хорошей мотивации увеличился на 27,6%. Средний уровень мотивации на 17,2% выше, чем на этапе наблюдения. Уровень низкой мотивации значительно снизился.Анализ анкеты позволяет сделать вывод о том, что больше школьникам нравится предмет география. Ребята в анкетах отметили, что эта тема стала им интересна, и они хотят участвовать в олимпиадах и конкурсах по этой теме (рис. 10) (приложение 5)[14]. На контрольном этапе исследования также неоднократно заполнялась анкета тренировочного исследования УУД.Полученные результаты свидетельствуют о том, что нормативные УМС большинства учащихся 8 «Б» классов сформированы на среднем уровне. Это значительно выше, чем на этапе наблюдения (рис.11) (приложение 6)[14].Уровень сформированности познавательных УУД показывает, что практически все критерии сформированы у учеников на среднем уровне. Наивысшим показателем критерия является смысловое чтение. 25,9% учащихся владеют смысловым чтением на высоком уровне (рис.12) (приложение 6)[14].Анализ результатов показывает, что коммуникативных УУД у обучающихся в основном сформированы на среднем уровне. В ходе проведенной работы отметим, что комплекс апробированных уроков дал положительные результаты. Обучающиеся стали работать в сформированных группах, совместно принимать решения и прислушиваться к мнению других членов группы, согласовывать свои действия.Таким образом, проанализировав результаты опытно-промышленных работ, мы пришли к следующим выводам. Для восьмиклассников разработан комплекс уроков из региональной части физической географии России с использованием современных образовательных технологий. На этапе наблюдения исследования анализировались следующие показатели: качество образования, уровень подготовки, учебная мотивация и управление знаниями.На обучающем этапе исследования был апробирован комплекс занятий с использованием современных образовательных технологий. На контрольном этапе исследования, после ряда извлеченных уроков, вышеуказанные показатели были повторно проанализированы. Качество обучения повысилось на 17,2%, достигнут уровень мотивации большинства обучающихся. Критерии сформированности УУД: регулятивные, когнитивные и коммуникативные стали выше по всем показателям. Комплекс занятий, доказал свою эффективность и практическую актуальность.ЗаключениеВ современном образовательном процессе важно использование различных средств и методов обучения для повышения эффективности и качества обучения. В данной курсовой работе были рассмотрены традиционные и современные средства обучения географии, а также их преимущества и недостатки.Исходя из результатов обзора литературы и анализа данных, можно сделать следующие выводы:1. Традиционные средства обучения, такие как учебники, карты и лекции, продолжают оставаться важными и эффективными в обучении географии.2. Современные технологии, такие как ГИС, виртуальные экскурсии и игры, могут быть более интерактивными и привлекательными для учеников и способствовать более глубокому пониманию материала.3. Важно выбирать оптимальные средства и методы обучения географии в зависимости от целей и задач преподавания, а также потребностей учеников.4. Необходимо учитывать доступность средств обучения для всех учеников, включая тех, кто находится в отдаленных регионах или имеет ограниченный доступ к технологиям.5. Преподаватели географии должны постоянно совершенствовать свои знания и навыки в использовании современных технологий и методов обучения.Таким образом, использование как традиционных, так и современных средств обучения географии является важным аспектом в образовании. Выбор оптимальных средств и методов обучения должен основываться на целях и задачах преподавания, потребностях учеников и их доступности.Кроме того, использование современных технологий и средств обучения географии имеет ряд преимуществ, таких как повышение интереса учеников к предмету, более глубокое и понятное освоение материала, а также развитие навыков работы с современными технологиями.Однако, необходимо учитывать и недостатки современных средств обучения, такие как их зависимость от технического обеспечения, доступность к которому может быть ограничена, а также необходимость дополнительной подготовки преподавателей и учеников к использованию новых технологий.Таким образом, для повышения эффективности и качества обучения географии необходимо использовать разнообразные средства и методы, сочетая традиционные и современные подходы, а также учитывая индивидуальные потребности и возможности каждого ученика.Список используемых источников1. Бакирова А.А. Технологии преподавания географии в условиях цифровой трансформации образования. / А.А. Бакирова. - Уфа: Башкирский государственный университет, 2021. - 188 с.2. Богатырева И.А. Традиционные и современные методы обучения географии / И.А. Богатырева - Ростов-на-Дону: Южный научный центр РАН, 2018. - 156 с.3. Коновалова О.И. Использование виртуальных экскурсий в обучении географии. / О.И. Коновалова – М.: Просвещение, 2019. - 160 с.4. Крылова О.В. Использование современных геоинформационных технологий в обучении географии. / О.В. Крылова - Ярославль: ЯрГУ им. П.Г. Демидова, 2017. - 140 с.5. Логинова Н.В. Современные методы преподавания географии в школе. / Н.В. Логинова - Екатеринбург: Уральский университет, 2017. - 208 с.6. Макеева Т.А. Современные образовательные технологии в преподавании географии. / Т.А. Макеева – М.: Академия естествознания, 2019. - 156 с.7. МаньковаЕ.А. Использование информационно-коммуникационных технологий в обучении географии / Е.А. Манькова – М.: МГПУ, 2018. - 168 с.8. Николаева Н.А. Использование электронных средств обучения в географическом образовании. / Н.А. Николаева - Иркутск: Иркутский государственный университет, 2021. - 116 с.9. Парамонова Е.А. Технологии обучения географии в условиях реализации ФГОС. / Е.А. Парамонова - Рязань: РГПУ им. С.А. Есенина, 2021. - 128 с.10. Попова Е.В. Технологии обучения географии в условиях цифровой школы. / Е.В. Попова – М.: Новая школа, 2020. - 320 с.11. Попова М.В. Современные методы обучения географии на уроках и во внеурочной деятельности. / М.В. Попова - СПБ: Лань, 2019. - 192 с.12. Родионов А.В. Эффективность использования компьютерных технологий в обучении географии. / А.В. Родионов - СПБ: Издательство СПбГУ, 2018. - 88 с.Электронные ресурсы13.Гальперин, П.Я. Лекции по психологии. -URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01002582971(дата обращения 13.03.2023)14.МБОУ Школа № 121 г. Нижний Новгород. -URL: http://www.sch121.edusite.ru/(дата обращения 13.03.2023)15.Селевко, Г.К. Энциклопедия образовательных технологий.-URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01002883676 (дата обращения 13.03.2023)ПриложенияПриложение 1Таблица 1. Верные – неверные утверждения «Кавказ»УтвержденияДаНетЧтение текстаСеверный Кавказ – самые высокие горы РоссииНаивысшая точка – гора КазбекРасположены на границе умеренного и субтропического поясовОсновным источников влаги является Индийский океанОдно из бедствий Северного Кавказа – это черные буриТаблица 2. «Тонкие» и «толстые» вопросы «Урал»«Тонкие» вопросы«Толстые» вопросыПриведите примеры, как называли «Урал» раньше?Почему XVIII век можно назвать веком расцвета горнозаводской промышленности?Как называется сама высокая точка Уральских гор, ее высота?Почему именно Урал получил звание «Опорный край державы, ее добытчик и кузнец?»Кто является основателем города Екатеринбурга?Почему Урал богат полезными ископаемыми?Рис.1. Пример составления кластера по теме «Урал»Приложение 2Рис.2. Задание на интерактивной доске «Города двух равнин»Рис. 3. Задание на интерактивной доске «Моря и океаны»Рис. 4. Задание «Определение города, типа почвы и региона России»Приложение 3Регулятивные УУДБаллыКритерииФИО1. Постановка проблемы, целеполагание1принимает проблему, которую сформулировал педагог, определяет цель в процессе обсуждения с учителем2способен к анализу ситуации, в процессе обсуждения с педагогом выявляет проблему, может сформулировать цель работы совместно3самостоятельно формулирует проблему, анализ причин еѐ существования, самостоятельно определяет цель работы2. Определение учебных задач, последовательности действий1решает учебные задачи, поставленные педагогом2совместно с педагогом формулирует учебные задачи и последовательность действий3может самостоятельно определить учебные задачи и последовательность действий по их достижению3. Планирование учебной деятельности в соответствии с поставленной целью1работает только по предложенному плану действий для выполнения поставленной задачи, не способен распределить время на выполнение учебного задания, требует постоянного внимания со стороны педагога2определяет самостоятельно последовательность действий, планирует время для выполнения поставленных задач3Ищет возможные пути для выполнения поставленных задач, выбирает наиболее эффективный путь решения4. Оценивание учебных действий1может высказывать оценочное суждение о результатах проделанной работы, совместно с педагогом определяет соответствие результата поставленной цели2по алгоритму определяет правильность выполнения учебной задачи, оценивает соответствие результата поставленной цели, может высказать оценочное суждение3самостоятельно делает вывод о правильности суждения, сравнивает вариант решения с заданным алгоритмом, может высказать аргументированное суждение о соответствии результата поставленной цели5. Коррекция учебных действий в процессе решения1совместно с педагогом анализирует ошибки, выясняет причины их возникновения, определяет действия, которые необходимы для их устранения2анализирует допущенные ошибки, совместно с педагогом выясняет причины их возникновения3может самостоятельно определить причины которые вызвали затруднения, проводит анализ допущенных ошибок и находит причины их возникновения6. Определение причин успеха/неуспеха решения учебной задачи (рефлексия)1совместно с педагогом выясняет причину успеха/неуспеха при выполнении учебной задачи2самостоятельно способен определить причины успеха/неуспеха при выполнении учебной задачи3самостоятельно выясняет причины успеха или неуспеха при выполнении учебной задачи, а также логически действует в ситуации неопределенности или неуспехаИтого баллов1. Использование логических действий для выполнения учебной задачи (сравнения, анализа, синтеза, обобщения, индукции и дедукции, аналогии)1использует логические действия в соответствии с заданным алгоритмом для выполнения учебной задачи2совместно с педагогом устанавливает необходимость и целесообразность применения логических операций для выполнения поставленной задачи3самостоятельно выясняет необходимость и целесообразностьпроведения логических действий в соответствии с поставленнойучебной задачей2. Установление причинно-следственных связей1под руководством педагога определяет причины наблюдаемыхили изучаемых явлений2совместно с педагогом выясняет возможные причины наблюдаемых или изучаемых явлений, может самостоятельно устанавливать причинно-следственные взаимосвязи3самостоятельно устанавливает причинно-следственные связи, аргументировано и последовательно объясняет наблюдаемые или изучаемые явления, причины их возникновения3. Выбор основания и критериев для проведения сравнений, типологии, классификации1под руководством педагога может провести классификацию, типологию и сравнение с помощью критериев, которые были предложены2из перечисленного перечня выбирает основание или критерий для проведения анализа, сравнения3самостоятельно может определить основание или критерий для сравнений, классификаций и типологии4. Создание и использование знаков, моделей и символов для решения учебной задачи1использует знаки, символы или модели в соответствии с тем алгоритмом, который необходим для решения возникшей задачи2самостоятельно применяет знаки, символы или предложенные модели для выполнения учебной задачи3самостоятельно использует знаки, символы, а также создает и преобразует модели для успешного выполнения учебной задачи5. Смысловое чтение1выделяет главную мысль текста, способен выстроить последовательность прочитанных событий2определяет основную идею текста, способен выстроить последовательность описанных событий, применяет прочитанную информацию для успешного выполнения учебной задачи3выделяет основную идею и контекст, а также использует и преобразует полученную информацию из прочитанного текста6. Формулирование выводов1совместно с педагогом может сформулировать выводы на основе полученной информации2формулирует вывод или присоединился к его формулировке на основе полученной информации и самостоятельно привел хотя бы один аргумент3высказывает аргументированный вывод на основе критического анализа текста, сопоставления разных точек зрения7. Поиск, сбор и представление информации в соответствии с учебной задачей1задает вопросы, которые указывают на отсутствие важной информации для выполнения поставленной задачи, совместно с педагогом выявляет необходимые действия для выполнения поставленной цели2устанавливает недостаточность установленной информации для выполнения учебной задачи, осуществляет сбор информации под руководством педагога3решает, что и в каком объеме необходимо для выполнения поставленной задачи, выполняет поиск информации самостоятельно8. Представление информации в сжатой или наглядно-символьной форме (в виде таблиц, схем, диаграмм)1совместно с педагогом составляет конспекты, тезисы и представляет информацию в наглядно-символьной форме2может самостоятельно составить тезисы, конспекты и представить информацию в наглядной форме3не только самостоятельно составляет тезисы, конспекты и представляет информацию в наглядно-символической форме, но может ее преобразовать и описатьИтого баллов1. Организация учебного сотрудничества при выполнении учебной задачи1по указанию педагога взаимодействует с другими членами группы либо выполняет задания самостоятельно2при работе в группе, взаимодействует только с теми, к кому проявляет симпатию, активно участвует в обсуждении3взаимодействует со всеми членами группы, предлагает идеи, обсуждают коллективно принятые решения2. Принятие совместных решений1высказывает свое мнение относительно идей других участников группы2высказывает мнение относительно идей других участников группы, предлагает свои идеи3высказывает мнение относительно идей других участников группы, предлагает свои идеи, принимает активное участие в принятии решений3. Координация действий, разрешение конфликтных ситуаций1при выполнении поставленной задачи обучающиеся не распределяют роли самостоятельно, все действия координирует педагог2выполняет свою часть задания, о чем предварительно договаривается, координирует свои действия с другими членами группы или педагогом3принимает активное участие в совместной работе, участвует в распределении функций между участниками группы, на основе согласования позиций других членов группы принимает решение, координирует действия партнера4. Использование речевых средств, в соответствии с учебной задачей1для выражения мыслей использует речевые средства, с помощью педагога строит монологическую речь2для выражения мыслей использует речевые средства, с помощью педагога строит монологическую речь, принимает участие в диалоге3для выражения мыслей осознанно использует речевые средства, с помощью педагога строит монологическую речь, принимает участие в диалогеИтого балловПриложение 4Рис. 5. Результаты исследования уровня учебной мотивации на констатирующем этапеРис. 6. Результаты исследования уровня сформированности регулятивных универсальных учебных действийРис. 7. Результаты исследования уровня сформированности познавательных универсальных учебных действийПриложение 5Рис. 8. Результаты исследования уровня сформированности коммуникативных универсальных учебных действийРис. 9. Сравнительные результаты исследования уровня учебной мотивацииРис. 10. Результаты исследования уровня сформированности регулятивных универсальных учебных действий на контрольном этапеПриложение 6Рис. 11. Результаты исследования уровня сформированности познавательных универсальных учебных действий на контрольном этапеРис. 12. Результаты исследования уровня сформированности коммуникативных универсальных учебных действий на контрольном этапе
1. Бакирова А.А. Технологии преподавания географии в условиях цифровой трансформации образования. / А.А. Бакирова. - Уфа: Башкирский государственный университет, 2021. - 188 с.
2. Богатырева И.А. Традиционные и современные методы обучения географии / И.А. Богатырева - Ростов-на-Дону: Южный научный центр РАН, 2018. - 156 с.
3. Коновалова О.И. Использование виртуальных экскурсий в обучении географии. / О.И. Коновалова – М.: Просвещение, 2019. - 160 с.
4. Крылова О.В. Использование современных геоинформационных технологий в обучении географии. / О.В. Крылова - Ярославль: ЯрГУ им. П.Г. Демидова, 2017. - 140 с.
5. Логинова Н.В. Современные методы преподавания географии в школе. / Н.В. Логинова - Екатеринбург: Уральский университет, 2017. - 208 с.
6. Макеева Т.А. Современные образовательные технологии в преподавании географии. / Т.А. Макеева – М.: Академия естествознания, 2019. - 156 с.
7. Манькова Е.А. Использование информационно-коммуникационных технологий в обучении географии / Е.А. Манькова – М.: МГПУ, 2018. - 168 с.
8. Николаева Н.А. Использование электронных средств обучения в географическом образовании. / Н.А. Николаева - Иркутск: Иркутский государственный университет, 2021. - 116 с.
9. Парамонова Е.А. Технологии обучения географии в условиях реализации ФГОС. / Е.А. Парамонова - Рязань: РГПУ им. С.А. Есенина, 2021. - 128 с.
10. Попова Е.В. Технологии обучения географии в условиях цифровой школы. / Е.В. Попова – М.: Новая школа, 2020. - 320 с.
11. Попова М.В. Современные методы обучения географии на уроках и во внеурочной деятельности. / М.В. Попова - СПБ: Лань, 2019. - 192 с.
12. Родионов А.В. Эффективность использования компьютерных технологий в обучении географии. / А.В. Родионов - СПБ: Издательство СПбГУ, 2018. - 88 с.
Электронные ресурсы
13.Гальперин, П.Я. Лекции по психологии. -URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01002582971 (дата обращения 13.03.2023)
14.МБОУ Школа № 121 г. Нижний Новгород. -URL: http://www.sch121.edusite.ru/ (дата обращения 13.03.2023)
15.Селевко, Г.К. Энциклопедия образовательных технологий.-URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01002883676 (дата обращения 13.03.2023)
Вопрос-ответ:
Какие традиционные средства обучения географии существуют?
Традиционные средства обучения географии включают учебники, карты, глобусы, атласы и другие наглядные пособия.
В чем состоит сущность современных средств обучения географии?
Современные средства обучения географии включают компьютерные программы, интерактивные доски, мультимедийные презентации и другие современные технологии, которые позволяют более эффективно и интерактивно изучать географию.
Каковы преимущества современных средств обучения географии перед традиционными?
Современные средства обучения географии обладают преимуществами в виде интерактивности, возможности визуализации сложных процессов, доступности большого количества информации и возможности обновлять содержание в режиме реального времени.
Какие методические условия необходимы для организации опытного обучения географии школьников?
Для организации опытного обучения географии школьников необходимо обеспечить доступность необходимого материала и оборудования, а также разработать методические материалы, которые позволят провести опытные занятия с участием школьников.
Какие инструменты используются для диагностики результатов опытного обучения географии школьников?
Для диагностики результатов опытного обучения географии школьников могут использоваться тесты, практические работы, проекты, презентации и другие формы работы, которые позволяют оценить навыки и знания учеников.
Какие традиционные средства обучения географии стоит использовать?
Традиционные средства обучения географии включают в себя учебники, карты, глобусы, атласы и другие материалы, которые уже давно используются в школьном образовании. Эти средства обучения помогают ученикам усвоить базовые знания о географии и понять основные концепции и принципы этого предмета.
Что является основой современных средств обучения географии?
Основой современных средств обучения географии являются компьютерные технологии и интерактивные программы. С помощью компьютеров, планшетов и интерактивных досок ученики могут исследовать различные географические явления, анализировать данные и взаимодействовать с информацией в новом формате, что делает процесс обучения более интересным и эффективным.
Каковы преимущества использования современных средств обучения географии?
Использование современных средств обучения географии позволяет ученикам получать доступ к большому объему информации, взаимодействовать с ней и создавать собственные представления об изучаемом материале. Это способствует развитии критического мышления, умения работы с информацией и проблемного мышления у учеников.
Чем современные средства обучения географии лучше традиционных?
В отличие от традиционных средств обучения географии, современные средства обладают большей интерактивностью и возможностью индивидуальной адаптации под каждого ученика. Это позволяет каждому ученику изучать географию в своем темпе, учитывая его индивидуальные особенности и потребности.
Какие результаты может принести организация опытного обучения географии для школьников?
Организация опытного обучения географии может принести школьникам множество положительных результатов. Во-первых, это позволяет им лучше усвоить изучаемый материал, так как они сами активно участвуют в процессе обучения. Во-вторых, это способствует формированию навыков исследовательской работы и самостоятельного познания мира. В-третьих, это помогает развить интерес к географии и мотивацию к ее изучению.