Проблемный метод при изучении типов подчинительной связи

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Русский язык
  • 38 38 страниц
  • 20 + 20 источников
  • Добавлена 19.04.2023
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение……………………………………………………………………2
Глава 1. Особенности и функции проблемного обучения…………..4
1.1.Понятие «Проблемное обучение» в современной педагогике……..4
1.2.Функции проблемного обучения…………………………………….9
Выводы по Главе 1………………………………………………………14
Глава 2. Проблемный метод и его применение на уроках русского языка………………………………………………………………………16
2.1.Изучение типов подчинительной связи на уроках русского языка..16
2.2.Использование проблемного метода при изучении типов подчинительной связи на уроках русского языка………………………………………….18
Выводы по Главе 2……………………………………………………….35
Заключение………………………………………………………………..36
Список литературы………………………………………………………37
Фрагмент для ознакомления

На электронной доске появляется проблемный вопрос: Что такое словосочетание?5.Актуали-зация опорных знанийИ добрая душа продолжаланеутешно рыдать о своем злополучном друге.-ответы учеников-сочетание подлежащего и сказуемого.-сочетание предлога и существительного- глагольные словосочетания.-именные словосочетания-ответы учащихся.- ответы учеников.-Наречное.Давайте запишем предложение.Выпишите из этого предложения как можно больше словосочетаний.Сколько словосочетаний у вас получилось?Какая пара слов в этом предложении не является словосочетанием?Назовите словосочетания, в которых главным словом является глагол. Как называются такие словосочетания?-Назовите словосочетания, в которых главным словом является существительное. Как называются такие словосочетания?-Найдите в данном предложении словосочетание, где главным словом является наречие? Есть ли такое слово? (Нет).Придумайте словосочетание, где главным словом является наречие.Как называется такое словосочетание?Одного из учащихся, выписавших максимальное количество словосочетаний, попросить зачитать все словосочетания6.Изучение новой темы— Это типы словосочетаний.-Ответы учеников.Мой (чей?) дом, хорошая (какая?) подруга, сломанное (какое?) печенье.-ответы учеников.Моего дома, моему дому.Хорошей подруги, хорошей подруге.Сломанного печенья, сломанному печенью.-Зависимое слово изменилось вслед за главным.Новые дома, хорошие подруги, сломанные печенья. -Зависимое слово изменилось вслед за главным.Сломанный дом, хорошее печенье, новая подруга-Оно уподобилось ему в роде.-Главное слово выражено существительным, зависимое – местоимением, прилагательным или причастием.-Зависимые слова изменяются вслед за главными в роде числе и падеже и уподобляются им.— Это согласование.Мечта ( о ком?)о тебе,прийти (без чего?)без портфеля; играя (с чем?) с огнем; отвечающий (с чем?) со смехомРазговор о тебе,убежать без портфеля; идти с огнем; говорящий со смехом-Остаются без изменения.Главное слово выражено существительным, деепричастием, причастием или глаголом.-Зависимые слова выражены существительным в косвенном падеже, они не изменяются при изменении главного слова.— Этоуправление.-примыканиеПосмотрев (куда?)вверх, поздно(когда?) ночью, сказал (как?)не подумав.Главные слова выражены деепричастием, наречием или глаголом. Зависимые слова также могут быть выражены наречием деепричастием и глаголом.- В примыкании главные слова выражены деепричастием, наречием или глаголом. Зависимые слова также могут быть выражены наречием деепричастием и глаголом. От главного слова к зависимому можно задать вопросы где? как? когда? и т.д.-Эти слова что-нибудь говорят вам? Чем они отличаются друг от друга?Давайте разберемся!-Запишем словосочетания. Найдем главное и зависимое слово.Какое слово здесь главное, а какое – зависимое? Какой вопрос задается от главного слова к зависимому?Какими частями речи выражены главные и зависимые слова?-А теперь поставьте главное слово словосочетания в Р.п. и Д.п. Выделите окончания. Что произошло с зависимым словом после изменения падежной формы главного?А теперь поставьте главное слово во множественное число. Что произошло с зависимым словом после изменения числа главного слова?Давайте обобщим А теперь поменяем главные слова в словосочетаниях местами. Что у вас получилось?Что произошло с зависимым словом после изменения рода главного слова?Давайте обобщим то, что у нас получилось. Какими частями речи выражены главные и зависимые слова?Как меняются зависимые слова при изменении главных в роде числе и падеже? Как называется такой тип связи?Как называется такой тип словосочетания?Запишем еще словосочетания. Найдем главное и зависимое слово.Какое слово здесь главное, а какое – зависимое? Какой вопрос задается от главного слова к зависимому?Какими частями речи выражены главные и зависимые слова?Теперь изменим род, число и падеж главного слова и запишем получившиеся сочетания. Как меняются зависимые слова при изменении главных.Давайте обобщим то, что у нас получилось. Какими частями речи выражены главные и зависимые слова?Как меняются зависимые слова при изменении главных в роде числе и падеже? Как называется такой тип связи?Итак, мы с вами рассмотрели согласование и управление. Какой тип связи остался? Все верно! Давайте выявим его особенности. Для этого запишем примеры. Найдем главное и зависимое слова, зададим вопрос.Чем выражены главные и зависимые слова?Очень хорошо. Теперь давайте сделаем обобщение и назовем отличительные особенности примыкания:Отлично! А теперь давайте перейдем к закреплению материала.На электронной доске появляются термины: согласование, управление, примыкание.7.Закрепление изученногоСогласование:некий Беликов, греческого языка, хорошую погоду.Управление: умер в городе, умер у нас,слышали о нем,замечателен тем,выходил в калошах, выходил с зонтиком, пальто на вате.Примыкание:умер месяца два назад, очень хорошую, выходил всегда, выходил в очень хорошую погоду.Сказал с грустью, рассмеялся без совести.-Словосочетания со связью управление.Березовая кора, лебяжий пух, рыбный суп.У словосочетаний с одним типом связи есть синонимичные с другим типом связи. Чтобы подобрать такие, необходимо заменить зависимое слово.Учитель дает пояснение к тексту. Разделите тетрадь на три колонки и найдите как можно больше словосочетаний со связью согласование, управление и примыкание.Замените в следующих словосочетаниях зависимое слово с наречия на существительное с предлогом: сказал грустно, бессовестно рассмеялся.- Словосочетания с какой связью у вас получились? А теперь замените в следующих словосочетаниях зависимое слово с существительного на прилагательное:кора березы, пух лебедя, суп из рыбы.Давайте ответим на вопрос, представленный на доске.На электронной доске появляется проблемный вопрос, который одновременно с этим является и заданием. Согласование, управление, примыкание: «Мы спрятались в тексте! Сможешь найти нас?»Под проблемным вопросом появляется текст:Да вотмесяца два назад умер у нас в городе некий Беликов, учитель греческого языка. Вы о нем слышали. Он был замечателен тем, что всегда, даже в очень хорошую погоду, выходил в калошах и с зонтиком и непременно в теплом пальто на вате. На электронной доске появляется еще один проблемный вопрос: Есть ли у словосочетаний с одним типом связи синонимичные с другим типом связи?8.Итог урокаОтветы учащихсяИтак, давайте подведем итог урока.-Что такое словосочетание?-Какие типы словосочетаний вы вспомнили?-Как они друг от друга отличаются?- Как заменитьсловосочетания с одним типом связи на синонимичные с другим типом связи?-9.Домамшнее заданиеУчитель диктует домашнее задание: упражнение в учебнике10.РефлексияОтветы учащихсяОцените свои знания по теме «Типы подчинительной связи в словосочетании». Что нового вы узнали? Было ли интересно? Было ли трудно? Что вы поняли? Чему научились?Ожидается, что при использовании проблемного метода на уроках русского языка при изучении подчинительной связи качество знаний учащихся и эффективность усвоения материала повысится. Выводы по Главе 2В Главе 2 настоящей курсовой работы был рассмотрено применение проблемного метода на уроках русского языка, также было рассмотрено изучение типов подчинительной связи на уроках русского языка, был составлен конспект урока по теме « На основании этого были сделаны следующие выводы: 1.Подчинительная связь изучается на протяжении всего курса русского языка в начальной, средней и старшей школе. В ходе этого учащиеся знакомятся с понятием «словосочетание», рассматривают его виды, синонимы. Формируют навык нахождения данных словосочетаний в предложении и в тексте. Для этих целей педагог использует различные типы уроков, которые помогают школьникам сформировать знания, умения и навыки по данной теме. 2.К задачам проблемного метода на уроках русского языка относятся: подбор и апробация наиболее эффективных приемов проблемного обучения;рассмотрение комплекса приемов, которые направлены на развитие творческих способностей учащихся;проведение системы упражнений, формулирующих проблемную ситуацию и способствующих формированию знаний, умений и навыков учащихся по рассматриваемой теме.3.Проблемный метод при изучении типов подчинительной связи на уроках русского языка превращает учебный процесс в творческий, что позволяет повысить мотивацию школьника в ходе учебной деятельности на уроке, повысить эффективность успешность этой деятельности, а также успешность учащихся, которая зависит от того, насколько они стали самостоятельными в своей работе на уроках, в планировании и реализации своей деятельности.ЗаключениеВ соответствии с целями и задачами исследования в настоящей работе был рассмотрен проблемный метод при изучении типов подчинительной связи, дано определение понятию «проблемное обучение», перечислены его основные функции, составлен конспект урока, на примере которого рассмотрено применение проблемного метода на уроках русского языка. На основании этого были сделаны следующие выводы:1.Проблемное обучение представляет собой дидактическую систему, в соответствии с которой педагог организует деятельность учащихся путем создания проблемных ситуаций совместного поиска решений для них, что способствует как усвоению обучающимися нового материала, так и формированию, развитию их самостоятельной деятельности [Бим-Бад 2002: 218]. Концепция проблемного обучения предполагает подход не от знания к проблеме, а от проблемы к знанию. Вследствие этого характер знания, полученного школьником в процессе проблемного обучения, отличается от знания, которое он получил бы в готовом виде: оно сохраняет сам ход получения и эффективнее закрепляется в сознании учащегося. 2.Наиболее существенными функциями проблемного обучения являются: усвоение обучающимися совокупности знаний и путей интеллектуальной деятельности; формирование когнитивной деятельности и творческих способностей обучающихся; развитие навыков творческого усвоения знаний; развитие творческого подхода к использованию полученных знаний в решении учебных проблем; аккумулирование опыта творческой деятельности.3.Проблемный метод при изучении типов подчинительной связи на уроках русского языка превращает учебный процесс в творческий, что позволяет повысить мотивацию школьника в ходе учебной деятельности на уроке, повысить эффективность успешность этой деятельности, а также успешность учащихся, которая зависит от того, насколько они стали самостоятельными в своей работе на уроках, в планировании и реализации своей деятельности.Список литературыАмирджанян Ю.А. Проблемное обучение : Учеб. пособие. – Ереван : АПИ, 1984. – 67 с.Бабанский Ю.К. Проблемное обучение как средство повышения эффективности учения школьников. – Ростов-на-Дону: Рос. н/Д гос.пед. ун-т, 1970. – 31 с.Барахоева Ж.М. Проблемное обучение как средство повышения творческих способностей учащихся начальных классов / Ж.М. Барахоева, Е.М.-Б. Алиева // Мир науки, культуры, образования. – 2019. – №1 (74). – С.167-189.Бим-Бад Б.М. Проблемное обучение [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://pedagogical_dictionary.academic.ru (Дата обращение: 17.03.2023).Геращенко И.Г. Роль инноваций в спортивной педагогике / И.Г. Геращенко, Ю.А. Зубарев, А.И. Шамардин // Теория и практика физической культуры. – 1998. – №4. – С. 12-13.Дейкина А.Д. Урок в VIII классе на тему «Виды подчинительной связи в словосочетаниях» //Русский язык в школе. – 2017. – №8. – С.32-34.Кудрявцев В.Т. Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы. – М.: Знание, 1991. – 80 с.Курвитс В.Э. Проблемное обучение / В. Курвитс, Х. Пурье, Л. Саулин. – Таллинн: Валгус, 1983. – 208 с.Льноградская О.И. Применение методов проблемного обучения на уроке производственного обучения с учетом учебных возможностей учащихся // Татищевские чтения: актуальные проблемы науки и практики. – Тольятти: Волжский университет имени В.Н. Татищева, 2016. – С.158-162.Махмутов М.И. Организация проблемного обучения в школе. – М.: Просвещение, 1977. – 240 с.Мешкова Г.А. Проблемное обучение как одно из современных технологий обучения // Modernscience. – 2019. –№4. – С.98-101.Митькина А.Д. Развивающее обучение: технология проблемного обучения // Гуманитарный трактат. – 2018. – № 32. – С.32-33.Проблемное обучение: прошлое, настоящее, будущее : коллективная монография / А.М. Матюшкин, Е. В. Ковалевская. – Нижневартовск: Изд-во Нижневартовского гос. гуманитарного ун-та, 2010. – 298 с.Проблемное обучение: Учеб.-метод. указания. – Москва : Б. и., 1984. – 22 с.Снапковская С.В. Проблемное обучение как средство интенсификации педагогического процесса в системе работы кафедры педагогики и психологии [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://vgmu.vitebsk.net/intconf/sect4/10.htm (Дата обращение: 17.03.2023).Столяренко Л.Д. Педагогическая психология. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2003. – 548 с.Ульзутуева С.А. Проблемное обучение как целостная система в парадигме развивающего обучения // Современные технологии в физико-математическом образовании. – Челябинск: Институт развития Забайкальского края, 2015. – С.67-72.Устюжнина Н.В. Проблемное обучение. – Свердловск: СГИ, 1982. – 22 с.Холодная М.А. Задачи интеллектуального воспитания учащихся в условиях современной школы [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://fp.nsk.fio.ru/works/022/mpi/psihol_2_2.htm (Дата обращение: 17.03.2023).Хуторской А.В. Эвристическое обучение: Теория, методология, практика. – М.: Международная педагогическая академия, 1998. – 266 с.

1. Амирджанян Ю.А. Проблемное обучение : Учеб. пособие. – Ереван : АПИ, 1984. – 67 с.
2. Бабанский Ю.К. Проблемное обучение как средство повышения эффективности учения школьников. – Ростов-на-Дону: Рос. н/Д гос.пед. ун-т, 1970. – 31 с.
3. Барахоева Ж.М. Проблемное обучение как средство повышения творческих способностей учащихся начальных классов / Ж.М. Барахоева, Е.М.-Б. Алиева // Мир науки, культуры, образования. – 2019. – №1 (74). – С.167-189.
4. Бим-Бад Б.М. Проблемное обучение [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://pedagogical_dictionary.academic.ru (Дата обращение: 17.03.2023).
5. Геращенко И.Г. Роль инноваций в спортивной педагогике / И.Г. Геращенко, Ю.А. Зубарев, А.И. Шамардин // Теория и практика физической культуры. – 1998. – №4. – С. 12-13.
6. Дейкина А.Д. Урок в VIII классе на тему «Виды подчинительной связи в словосочетаниях» //Русский язык в школе. – 2017. – №8. – С.32-34.
7. Кудрявцев В.Т. Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы. – М.: Знание, 1991. – 80 с.
8. Курвитс В.Э. Проблемное обучение / В. Курвитс, Х. Пурье, Л. Саулин. – Таллинн: Валгус, 1983. – 208 с.
9. Льноградская О.И. Применение методов проблемного обучения на уроке производственного обучения с учетом учебных возможностей учащихся // Татищевские чтения: актуальные проблемы науки и практики. – Тольятти: Волжский университет имени В.Н. Татищева, 2016. – С.158-162.
10. Махмутов М.И. Организация проблемного обучения в школе. – М.: Просвещение, 1977. – 240 с.
11. Мешкова Г.А. Проблемное обучение как одно из современных технологий обучения // Modern science. – 2019. – №4. – С.98-101.
12. Митькина А.Д. Развивающее обучение: технология проблемного обучения // Гуманитарный трактат. – 2018. – № 32. – С.32-33.
13. Проблемное обучение: прошлое, настоящее, будущее : коллективная монография / А.М. Матюшкин, Е. В. Ковалевская. – Нижневартовск: Изд-во Нижневартовского гос. гуманитарного ун-та, 2010. – 298 с.
14. Проблемное обучение: Учеб.-метод. указания. – Москва : Б. и., 1984. – 22 с.
15. Снапковская С.В. Проблемное обучение как средство интенсификации педагогического процесса в системе работы кафедры педагогики и психологии [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://vgmu.vitebsk.net/intconf/sect4/10.htm (Дата обращение: 17.03.2023).
16. Столяренко Л.Д. Педагогическая психология. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2003. – 548 с.
17. Ульзутуева С.А. Проблемное обучение как целостная система в парадигме развивающего обучения // Современные технологии в физико-математическом образовании. – Челябинск: Институт развития Забайкальского края, 2015. – С.67-72.
18. Устюжнина Н.В. Проблемное обучение. – Свердловск: СГИ, 1982. – 22 с.
19. Холодная М.А. Задачи интеллектуального воспитания учащихся
в условиях современной школы [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://fp.nsk.fio.ru/works/022/mpi/psihol_2_2.htm (Дата обращение: 17.03.2023).
20. Хуторской А.В. Эвристическое обучение: Теория, методология, практика. – М.: Международная педагогическая академия, 1998. – 266 с.

Вопрос-ответ:

Какой метод используется при изучении типов подчинительной связи?

При изучении типов подчинительной связи используется проблемный метод.

Каковы особенности и функции проблемного обучения?

Особенности проблемного обучения состоят в активной роли учащегося, самостоятельном поиске решения проблемы, применении полученных знаний и навыков в новых ситуациях. Функции проблемного обучения включают формирование познавательных интересов, развитие критического мышления, умения решать проблемы и принимать решения.

Какие типы подчинительной связи изучаются на уроках русского языка?

На уроках русского языка изучаются типы подчинительной связи, такие как придаточные предложения времени, причины, цели, условия.

Каким образом применяется проблемный метод при изучении типов подчинительной связи?

Проблемный метод применяется при изучении типов подчинительной связи путем постановки учащимся проблемных задач, которые требуют анализа, синтеза, решения и обобщения информации о типах подчинительной связи.

Какие выведения можно сделать по Главе 1 статьи?

По Главе 1 статьи можно сделать вывод, что проблемное обучение является активным и эффективным методом в современной педагогике. Оно способствует формированию познавательных интересов и развитию критического мышления у учащихся.

Что такое проблемное обучение в современной педагогике?

Проблемное обучение - это метод обучения, основанный на постановке перед учащимися проблемных задач и развитии их творческих способностей при поиске решений этих задач.

Какие функции исполняет проблемное обучение?

Проблемное обучение выполняет несколько функций: формирует личности учащихся, развивает их интеллектуальные способности, воспитывает творческое мышление и обеспечивает активность учащихся на уроках.

Как применяется проблемный метод на уроках русского языка при изучении типов подчинительной связи?

Проблемный метод при изучении типов подчинительной связи на уроках русского языка может предусматривать постановку проблемной задачи, связанной с поиском и анализом предложений с разными типами подчинительной связи. Учащиеся могут самостоятельно исследовать тексты, выявлять типы подчинительной связи, а затем обсуждать свои выводы с учителем и одноклассниками.