Образ подростка в современной литературе (на примере рассказов Н. Дашевской).

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Литература
  • 33 33 страницы
  • 20 + 20 источников
  • Добавлена 01.06.2023
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Образ подростка в современной литературе (на примере рассказов Н. Дашевской).
Содержание
Введение………………………………………………………………………..2
Глава 1. Традиции образа подростка в отечественной литературе XIX -XX веков……………………………………………………………………………4
1.1.Традиции изображения подростков в русской литературе XIX века….4
1.2.Образ подростка в отечественной литературе XX века………………..8
Выводы по Главе 1…………………………………………………………..14
Глава 2. Подростки в рассказах Н. Дашевской «Наушники», «Весенняя соната», «Промельк», «Грошик», «Лук»…………………………………16
2.1. Образ подростка в рассказе «Наушники»……………………………...16
2.2. Изображение представителя подрастающего поколения в рассказе «Весенняя соната»…………………………………………………………….19
2.3. Подростки в рассказе «Промельк»……………………………………...22
2.4. Особенности изображения молодежи в рассказе «Грошик»…………..24
2.5. Образ главного героя в рассказе «Лук»…………………………………27
Выводы по Главе 2…………………………………………………………29
Заключение…………………………………………………………………..30
Список литературы…………………………………………………………31

Фрагмент для ознакомления

Но его ещё надо обжить. А мне не хочется».Героиню-рассказчицу можно назвать эскаписткой – ей нравится «убегать» от реальности в мир грез, о чем свидетельствуют ее домыслы о бывших одноклассниках, позволявшие отвлечься от проблем повседневности: «было на что отвлечься... как будто сбежать».Со своим одноклассником Леней Кифером героиня начала общаться, поскольку он был единственным человеком, оставшимся в классе после того, как его расформировали и там появились новые ребята. Ощущение девочкой одиночества и потерянности в новом коллективе подталкивает ее начать общение Леней, из которого она узнает, что подросток тоже видел «промельк» и нарисовал его, чтобы не забыть. В конце рассказа читатель видит, как героиня боковым зрением пытается запомнить лицо Лени Кифера, единственного человека, которому удалось увидеть ту же красоту, что и ей. Это позволяет читателю прийти к выводу, что рассказчица начала испытывать определенную симпатию к однокласснику.Таким образом, в рассказе «Промельк» перед читателем предстает впечатлительный и тонко чувствующий герой-подросток, который при этом стремится «убежать» от реального мира в мир своих фантазий и «миражей». Он одинок, не имеет друзей, но не сильно тяготится своим одиночеством, но все же в глубине души стремится найти близкого по духу собеседника.2.4. Особенности изображения молодежи в рассказе «Грошик»Рассказ«Грошик» является частью сборника «Второй», в котором затрагивается стремление подростков постоянно сравнивать себя с кем-то лучшим. Исследуемый рассказ посвящен мальчику Матвею Грошевскому, переживающему из-за поступления в новую школу, а также из-за своей жизни в целом: он кажется себе недостаточно успешным на фоне его старших братьев, недостаточно умным, недостаточно красивым. И только поездка с матерью к ее подруге Майке меняет его отношение к себе: подросток учится ценить себя и наслаждаться настоящим, не тревожась за будущее.Название рассказа «Грошик» восходит к прозвищу главного героя, которымего называют из-за его фамилии и которое он сам использует, когда думает о своей ничтожности, бесполезности: «Медный грош, ломаного гроша не стоит, пропасть ни за грош. Видно, дёшево он выглядит, раз прозвище сразу прилипает к нему».Главной идеей исследуемого текста является следующая: только живя настоящим, человек сможет научиться любить себя и трезво оценивать свои возможности, пустые тревоги и постоянное сравнение себя с окружающими способны этому только помещать.Экспозиция рассказа представляет собой сцену в аэропорту, куда главный герой приехал с матерью. Здесь же читателю становится известно прозвище героя, а также то, что он собирается лететь на море и не разуется этому. Также читатель узнает, что Грошик перешел в восьмой класс сдал вступительные экзамены в лицей и переживает об их результатах, думая при этом, что даже в новой школе он не будет успешным и вряд ли сможет добиться каких-либо значимых результатов.Из завязки читатель узнает, что Грошик, не слишком хорошо сдал вступительные экзамены и практически потерял надежду на поступление в лицей. Тревога героя настолько сильна, что даже мысли о предстоящей поездке на море не помогаю ему отвлечься. Таким образом, завязка целиком посвящена тревогам и переживаниям Грошика по поводу его будущей жизни. Развитие действия представляет собой отдых Грошика на море. Тогда герой знакомиться с подругой своей матери, Майкой, ее детьми, Черешенками; стараниями Майки меняет прическу, из-за чего его самооценка повышается.Кульминацией становится диалог Грошика с Майкой, в ходе которого он узнает, что он на самом деле яркий, сильный и смелый юноша: «. Девчонки мои видят, с кем дело имеют. Поверь им». В результате герой становится более уверенным в себе, начинает больше ценить себя.В развязке читатель узнает, что герой сдал вступительные экзамены в лицей и готов к встрече с новыми трудностями.Главным героем рассказа является подросток Матвей Грошевский. В начале произведения он предстает тревожным и неуверенным в себе подростком, который не знает себе цену и постоянно сравнивает себя с более успешными старшими братьями. Из-за желания быть таким же успешным, как и они, герой сдает вступительные экзамены в лицей.Герой озабочен вопросом выбора жизненного пути, однако его неуверенность в себе становится помехой в его размышлениях о собственном будущем: «Может, мне стать лётчиком?» – подумал он тихонько и сам себя засмеял за эту мысль. Кому лётчиком, тебе, Грошику?»Матвей стесняется находиться рядом с матерью, поскольку его тревожит мысль, что окружающие подумают, будто он маленький ребенок. Грошик стремится как можно скорее сепарироваться от родителей, стать самостоятельным.Грошик умеет находить общий язык с детьми, что показано на примере его отношений с Черешенками. Находясь на море, герой поначалу сравнивает себя с более спортивными и хорошо сложенными волейболистами, но вскоре переключает свое внимание на общение с Черешенками, а потом и вовсе вовлекает в игру по строительству замка из песка других детей: «к вечеру Матвей организовал крупные строительные работы: в их отряде было уже человек десять».У Грошика в школе нет друзей, и он убежден, что не является интересным человеком, однако общение с Майкой меняют его представления о себе. В результате подросток понимает, что он является не грошиком, но сильным, смелым, ярким и интересным человеком. А когда по возвращении домой он узнает, что поступил в лицей, его уверенность в себе укрепляется, что появляется в изменении способа называния персонажа. В начале рассказа автор для обозначения героя использует прозвище Грошик, а уже в конце имя – Матвей.Таким образом, «Грошик» — это рассказ о духовной эволюции подростка, о становлении личности и обретении уверенности. Главный герой, будучи тревожными человеком, постоянно привыкшим сравнивать себя с окружающими и из-за этого обесценивающий себя, попадает в новые и непривычные для него обстоятельства, в результате чего меняется, обретая уверенность в себе, силу и смелость – качества, характерные для взрослой личности. Следовательно, рассказ «Грошик» — это еще и произведение о становлении личности подростка, о взрослении, а также о том, как слово, сказанное нужным человеком в правильное время и в правильном месте, способно вселить уверенность, подарить надежду на то, что человек является ценным сам по себе, без сравнения с окружающими.2.5. Образ главного героя в рассказе «Лук»Рассказ «Лук» также входит в сборник «Второй». В нем главный герой, мечтательный Илюха Волохов, случайно услышав «Крейцерову сонату» Бетховена в придорожном киоске, вдруг почувствовал, что провалился «в совершенно другую реальность», в результате этого начал бродить по городу и фотографировать те места, «где встречаются два мира», а потом узнал от отца, что тот в детстве был таким же мечтательным человеком, нестандартно видевшим мир.Название рассказа «Лук» связано со сценой диалога отца и сына на кухне во время резки лука, когда Илюха узнает о мечтательности отца. Лук оказался тем, благодаря чему случился диалог между отцом и сыном. Идея текстасвязана с преемственностью поколений: отец, с детства привыкший мечтать, смог контролировать это, о чем сообщил сыну, который также пытался найти баланс между воображением и реальностью; впоиске такого баланса также связана идея этого текста.Экспозицией текста является знакомство читателя с главным героем Илюхой. Здесь указывается чрезмерная мечтательность подростка, уход его в мир грез: «Среди самого обычного течения дня он вдруг выпадал из реальности».В завязке подробно описывается привычка Илюхи «выпадать из реальности».В развитии действия рассказывается о походе с классом на экскурсию, в ходе которой Илюха случайно слышит «Крейцерову сонату» Бетховена в придорожной киоске и осознает, насколько тонка грань в его создании между воображением и реальностью.Кульминацией рассказа является диалог с Илюхи с отцом, когда мальчик узнает, что отец так же, как и он, в детстве постоянно погружался в мир своего воображения, но со временем научился контролировать себя.Развязка текста – размышления Илюхи о том, нужно ли отделять воображение от реальности.Главным героем рассказа является подросток Илюха Волохов, особенностью личности которого является способность (которую он, к тому же, практически не контролирует), заключающаяся в «выпадении» из реальности и мысленный переход в мир грез: «Будто кто ставил жизнь на паузу и в это время показывал ему совсем другое кино». Такая способность существовала у Илюхи с самого его детства. Илюха немного научился управлять своими грезами, например, когда делал какую-либо механическую работу.Героя можно назвать впечатлительным человеком: когда он услышал «Крейцерову сонату», звучащую из придорожного ларька, он еще долго не мог понять, иллюзия ли это или реальность, после чего долго ходит по городским улицам, фотографируя места, где встречаются два мира: «старая колонка для воды (как сохранилась ещё?!) – а за ней небоскрёб. Или лучше всего окна, проёмы. Арки, дырки в пространстве».Близко общаясь с отцом, Илюха узнал, что и он в детстве и юности «проваливался» в грезы, но считал это не болезнью, а талантом: «И нужно научиться его использовать». Такой талант позволял отцу Илюхи видеть красоту в обыденных предметах, и в финале произведения эту красоту начинает видеть и главный герой.Таким образом, в рассказе «Лук» перед читателем предстает впечатлительный и мечтательный подросток, который учится видеть красоту мира, учится понимать, осознавать себя, принимать свои особенности и жить с ними.Выводы по Главе 2В Главе 2 настоящей курсовой работы были рассмотрены образы подростков в рассказах Н. Дашевской «Наушники», «Весенняя соната», «Промельк», «Грошик», «Лук». На основании этого были сделаны следующие выводы:1.Герои рассказов Н. Дашевской являются выходцами из благополучных семей, их любят и понимают родители. Они стараются поддерживать своих детей, делятся с ними жизненным опытом, который те охотно принимают. Иными словами, у подростков, описываемых в рассказах Н. Дашевской гармоничные и теплые отношения с родителями.2.Н. Дашевская изображает подростков в своих произведениях как умных и талантливых людей: у каждого из героев рассказов этой писательницы есть какие-либо хобби, таланты, интересы. Благодаря этому подростки произведений Н. Дашевскойтонко чувствуют красоту окружающего мира, а также близких по духу и интересам людей, проявляют нетерпимость к жестокости и несправедливости. 3. Подростки в произведениях Н. Дашевской показаны впечатлительными людьми, остро реагирующими на все прекрасное и безобразное, что происходит в окружающем мире. Любое слово, сказанное им нужным человеком в правильное время и в правильном месте, способно вселить уверенность, подарить надежду на то, что человек является ценным сам по себе, без сравнения с окружающими.4. Юные герои в произведениях Н. Дашевской изображены фантазирующими людьми. Им присущ эскапизм: они стремятся убежать от реальности в мир собственных фантазий, не имеют друзей и, кажется, не очень хотят их заводить.5. Подростки в рассказах Н. Дашевской показаны людьми, личность которых претерпевает постоянные изменения: они бунтуют, пытаются найти себя, формируют правильное представление о себе, учатся выстраивать отношения с окружающим миром.ЗаключениеВ соответствии с целями и задачами настоящего исследования был рассмотрен образ подростка в современной литературе на примере рассказов Н. Дашевской«Наушники», «Весенняя соната», «Промельк», «Грошик», «Лук»; рассмотрены традиции образа подростка в отечественной литературе XIX -XX веков. На основании этого были сделаны следующие выводы:В русской литературе XIX века начинает проявляться интерес к личности подростка. Писатели в своих произведениях уделяют внимание становлению представителей подрастающего поколения, в особенности становлению их духовного мира, взглядов и интересов. Подросток в произведениях XIX - XX веков — этофигура, находящаяся в развитии; его личность пластичная, она находится в процессе становления, на которое влияет окружающий мир; он учится обретать самостоятельность, формировать определенные отношения с окружающим миром, искать жизненный путь, делать нравственный выбор.В произведениях современной литературы подростки также показаны как люди, личность которых претерпевает постоянные изменения: они бунтуют, пытаются найти себя, формируют правильное представление о себе, учатся выстраивать отношения с окружающим миром. Они показаны впечатлительными людьми, остро реагирующими на все прекрасное и безобразное, что происходит в окружающем мире. Им присущ эскапизм: они стремятся убежать от реальности в мир собственных фантазий, не имеют друзей и, кажется, не очень хотят их заводить.Представители подрастающего поколения, если они показаны в художественных произведениях выходцами из благополучных и интеллигентных семей, являются умными и талантливыми людьми. Благодаря этому они тонко чувствуют красоту окружающего мира, а также близких по духу и интересам людей, проявляют нетерпимость к жестокости и несправедливости. Список литературыБожкова Г.Н. Типы героев-подростков в современной юношеской прозе / Г.Н. Божкова, З. Ибришевич // Цифровая наука. – 2021.– №3.– С. 80-95.Галимуллина А.Ф. Образы подростков в повести В. В. Корчагина "Тайна реки Злых Духов" // Читатель в поиске. – М.: Библиомир, 2018. – 10 с. Глухова О.Ю. Экзистенциональный анализ образа подростка на уроках литературы (на материале романа Ф.М. Достоевского «Подросток) // Наука и образование. – Томск: ТГПУ, 2017. – С.15-19.Гутрина Л.Д. Современная проза на уроках литературы: книга Н. Дашевской «Около музыки» // Филологический класс. –2015. – № 4 (42). – С. 52-54.Золотухина А.В. Эволюция образа подростка в русской детской литературе 1930-х-1970-х годов : автореф. дис. ...канд. филол. наук. –Москва, 2018. – 18 с. Ковалева Н.Б. Образ героя в представлениях подрастающего поколения в контексте проблемы становления их идентичности // Психологические науки. – 2018. – №3(24). – С. 317-321.Козлова В.В. Образ подростка в русской литературе XIII и XIX веков / В.В. Козлова, В.П. Лазаренко, А.Н. Славинская // Комплексные исследования детства. – 2022. – №2. – С. 94-104.Кон И.С. Ребенок и общество. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – С. 8-12.Кутейникова Н.Е. Одарённые дети в реалиях жизни и художественной литературе XXI века: Нина Дашевская. «День числа Пи» : VII-IX классы // Литература в школе.– 2019.– №2. – С.37-40.Муравьева И.В. Типология и специфика российского фильма с героемподростком на современном этапе // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. – 2010. – № 124. – С. 272-277.Полковникова И.В. К вопросу о проблематике современной литературы для подростков (тема семьи и семейных ценностей в контексте литературной истории и социологии детства) // Вестник Псковского государственного университета. Серия: Социальногуманитарные науки. – 2009. – № 7. – С. 98-102.Роман Ф.М. Достоевского «Подросток»: современное состояние изучения. – Москва : Институт мировой литературы им. Горького, 2022.Сосновская О.А. Профессора стенографии П. М. Ольхин и Ю.-В. Цайбиг, знакомые Ф. М. и А. Г. Достоевских // Неизвестный Достоевский. – 2018. – №4. – С.206-223.Перунов А.Ю. Роль идеала в становлении образа подростка // Шаг в науку. – 2018. – №1. – С.68-69.Талалаева А.Г. Образ подростка в советской детской литературе и его воспитательное значение: автореф. дис. …канд. пед. наук. – Ташкент, 1969. – 26 с.Таньчева И.В. Образ мира подростка // Евразийский союз ученых.– 2015. – №1-4(18).– С.87-89.Хомич Э.П. — Подросток в литературе нового типа // Литература в школе. 2015. – № 7. – С. 17-20.Чернобровкина С.В. Образ героя современных подростков // Вестник ОмГУ: Психология. – 2013. – № 2. – С. 23-32.Чудинова В.П. «Гарри Поттер» и проблемы оценки содержания художественной литературы для детей и подростков // От Года литературы - к веку чтения. – М.: Межрегиональный центр библиотечного сотрудничества, 2016.Эпштейн М. Образы детства/ М. Эпштейн, Е. Юкина // Новый мир. – 1979. – №12. – С. 25-38.

Список литературы
Божкова Г.Н. Типы героев-подростков в современной юношеской прозе / Г.Н. Божкова, З. Ибришевич // Цифровая наука. – 2021. – №3. – С. 80-95.
Галимуллина А.Ф. Образы подростков в повести В. В. Корчагина "Тайна реки Злых Духов" // Читатель в поиске. – М.: Библиомир, 2018. – 10 с. 
Глухова О.Ю. Экзистенциональный анализ образа подростка на уроках литературы (на материале романа Ф.М. Достоевского «Подросток) // Наука и образование. – Томск: ТГПУ, 2017. – С.15-19.
Гутрина Л.Д. Современная проза на уроках литературы: книга Н. Дашевской «Около музыки» // Филологический класс. – 2015. – № 4 (42). – С. 52-54.
Золотухина А.В. Эволюция образа подростка в русской детской литературе 1930-х-1970-х годов : автореф. дис. ...канд. филол. наук. –Москва, 2018. – 18 с. 
Ковалева Н.Б. Образ героя в представлениях подрастающего поколения в контексте проблемы становления их идентичности // Психологические науки. – 2018. – №3(24). – С. 317-321.
Козлова В.В. Образ подростка в русской литературе XIII и XIX веков / В.В. Козлова, В.П. Лазаренко, А.Н. Славинская // Комплексные исследования детства. – 2022. – №2. – С. 94-104.
Кон И.С. Ребенок и общество. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – С. 8-12.
Кутейникова Н.Е. Одарённые дети в реалиях жизни и художественной литературе XXI века: Нина Дашевская. «День числа Пи» : VII-IX классы // Литература в школе. – 2019. – №2. – С.37-40.
Муравьева И.В. Типология и специфика российского фильма с героем подростком на современном этапе // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. – 2010. – № 124. – С. 272-277.
Полковникова И.В. К вопросу о проблематике современной литературы для подростков (тема семьи и семейных ценностей в контексте литературной истории и социологии детства) // Вестник Псковского государственного университета. Серия: Социальногуманитарные науки. – 2009. – № 7. – С. 98-102.
Роман Ф.М. Достоевского «Подросток»: современное состояние изучения. – Москва : Институт мировой литературы им. Горького, 2022.
Сосновская О.А. Профессора стенографии П. М. Ольхин и Ю.-В. Цайбиг, знакомые Ф. М. и А. Г. Достоевских // Неизвестный Достоевский. – 2018. – №4. – С.206-223.
Перунов А.Ю. Роль идеала в становлении образа подростка // Шаг в науку. – 2018. – №1. – С.68-69.
Талалаева А.Г. Образ подростка в советской детской литературе и его воспитательное значение: автореф. дис. …канд. пед. наук. – Ташкент, 1969. – 26 с.
Таньчева И.В. Образ мира подростка // Евразийский союз ученых. – 2015. – №1-4(18). – С.87-89.
Хомич Э.П. — Подросток в литературе нового типа // Литература в школе. 2015. – № 7. – С. 17-20.
Чернобровкина С.В. Образ героя современных подростков // Вестник ОмГУ: Психология. – 2013. – № 2. – С. 23-32.
Чудинова В.П. «Гарри Поттер» и проблемы оценки содержания художественной литературы для детей и подростков // От Года литературы - к веку чтения. – М.: Межрегиональный центр библиотечного сотрудничества, 2016.
Эпштейн М. Образы детства / М. Эпштейн, Е. Юкина // Новый мир. – 1979. – №12. – С. 25-38.





Вопрос-ответ:

Какие традиции использовались при изображении образа подростка в русской литературе XIX века?

В русской литературе XIX века традиционно изображался образ подростка как идеалистический герой, который стоит на пересечении между детством и взрослением. Обычно это были воспитанные и умные юноши, часто с идеальными моральными качествами. Важным элементом традиции было построение героев подростковского возраста в контексте общественных проблем и инициатив.

Как изменился образ подростка в отечественной литературе XX века?

В отечественной литературе XX века основными изменениями в образе подростка стало увеличение внимания к психологическим аспектам в развитии персонажей. Образ подростка стал более реалистичным и сложным, с отражением реальных проблем и непростых ситуаций, с которыми сталкиваются подростки. Авторы начали рассматривать подростков в контексте социального окружения и их собственных внутренних конфликтов.

Какие выводы можно сделать по Главе 1 статьи?

Изучение традиций образа подростка в русской литературе XIX и XX веков показало, что с течением времени образ подростка становится все более реалистичным и сложным. От идеальных идеалистических героев XIX века мы переходим к более правдивому изображению подростковского возраста, с его проблемами, внутренними конфликтами и поиском своего места в обществе.

Какие традиции использовались при изображении подростков в русской литературе XIX века?

В русской литературе XIX века традиционно изображались подростки как герои, стоящие на пересечении детства и взрослости. Герои обычно были воспитанными и умными юношами, с высокой моралью и чувством долга. Они часто исследовали мир, их размышления были насыщены философскими и этическими вопросами.

Какие рассказы Н. Дашевской используются в статье?

В статье используются рассказы Н. Дашевской, чтобы исследовать образ подростка в современной литературе.

Какие традиции в изображении подростков в русской литературе XIX века обсуждаются в статье?

Статья обсуждает традиции изображения подростков в русской литературе XIX века и представляет различные аспекты их образования.

Какие рассказы Н. Дашевской используются для исследования образа подростка в отечественной литературе XX века?

В статье используются рассказы Н. Дашевской для исследования образа подростка в отечественной литературе XX века и анализируются различные аспекты этого образа.

Какие выводы сделаны в Главе 1 статьи?

В Главе 1 статьи сделаны выводы о традициях образа подростка в отечественной литературе XIX-XX веков. Здесь представлены результаты исследования и анализа образа подростка в разных литературных произведениях.

Какие аспекты подросткового образа в рассказах Н. Дашевской рассматриваются в статье?

В статье рассматриваются разные аспекты подросткового образа в рассказах Н. Дашевской, чтобы понять, как они вписываются в современную литературу и отражают особенности подросткового периода.

Какие традиции существовали в образе подростка в отечественной литературе XIX и XX веков?

В отечественной литературе XIX и XX веков существовали различные традиции в изображении образа подростка. В XIX веке подростки часто представлялись как романтические и идеалистические герои, часто страдающие от непонимания взрослых. В XX веке образ подростка стал более реалистичным, с учетом социальных и политических изменений.