Занимательные задания по разделу «Начала программирования» (базовый язык Python)

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Методика преподавания технических дисциплин
  • 43 43 страницы
  • 32 + 32 источника
  • Добавлена 24.06.2023
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение 2
Глава 1. Теоретические аспекты применения занимательных заданий для обучения школьников программированию 4
1.1 Понятие занимательности в психолого-педагогической литературе 4
1.2 Анализ педагогического опыта использования занимательных заданий для обучения школьников программированию 10
Глава 2. Методические аспекты обучения разделу «Начала программирования» (базовый язык Python) с использованием занимательных заданий 16
2.1 Особенности языка Python в качестве школьного языка программирования 16
2.2 Составление занимательных заданий по разделу «Начала программирования» (базовый язык Python) 20
2.3 Методические рекомендации по проведению занятий с использованием занимательных заданий по разделу «Начала программирования» (базовый язык Python) 29
Заключение 33
Список источников 34
Приложение 38

Фрагмент для ознакомления

Учитель мог бы также дать краткое введение в задачу, объяснив, что задача включает в себя написание программы, которая просит пользователя ввести основную сумму, процентную ставку и период времени, а затем вычисляет простые проценты.Примером отрывка из урока для дифференцированной работы над этим заданием может быть:Учитель: "Теперь, когда вы выполнили основную задачу, у меня есть дополнительная задача для тех из вас, кто хочет еще больше развить свои навыки программирования. Эта задача включает в себя создание программы, которая вычисляет простые проценты. Программа должна попросить пользователя ввести основную сумму, процентную ставку и период времени. Затем он должен вычислить процент и отобразить результат. Эта задача потребует от вас использования арифметических операторов и переменных."Ученик: "Какова формула для вычисления простых процентов?"Учитель: "Формула для вычисления простых процентов такова: (основная сумма * процентная ставка * временный_период) / 100, где основная сумма - начальная сумма, процентная ставка - годовая процентная ставка, а временный_период - время в годах".Ученик: "Можем ли мы использовать ту же программу, которую мы создали для основной задачи?"Учитель: "Вы можете использовать те же концепции программирования, которые вы изучили в основном задании, но вам нужно будет изменить программу, чтобы включить пользовательский ввод и формулу для вычисления процентов. Это прекрасная возможность бросить вызов самому себе и применить свои навыки программирования к новой задаче ".Затем учитель может оказать дополнительную поддержку и руководство по мере необходимости, пока учащиеся работают над дифференцированным заданием.ПриложениеТема: Тема: Занимательные задачи на языке Python.Тип урока: отработка навыков.Цель урока: отработать навыки решения задач на языке Pyton; научиться писать простейшие программы; познакомить учащихся с занимательными задачами на языке Pyton.Задачи урока:Образовательные:отработать у учащихся навыки программирования на языке Python.Воспитательные:развивать информационную культуру учащихся; способность к самостоятельной и коллективной деятельности.Развивающие:совершенствование умения анализировать, сравнивать, систематизировать и обобщать, развитие коммуникативных умений обучающихся.Планируемые результаты:Предметные:владение информацией о языке программирования Python, представление об особенностях языка; владение понятиями «Python».Личностные:сформированность навыков сотрудничества со сверстниками; готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию.Метапредметные:умениеконтролировать и корректировать учебную деятельность.Форма обучения: практикум.Этапы урока:Организационный этап.Проверка домашнего задания.Практикум.Сообщение домашнего задания.Рефлексия.Ход урока:Организационный этап.Приветствие класса, проверка готовности. Фиксация отсутствующих.Тема нашего занятия «Решение занимательных задач на языке Pyton».Проверка домашнего задания.Проверка домашнего задания проводится в виде фронтального опроса.1.Как можно представить программу? Программу можно представить как набор последовательных команд (алгоритм) для объекта (исполнителя), который должен их выполнить для достижения определенной цели. 2.Чем характеризуются языки программирования. Языки программирования характеризуются синтаксической однозначностью (например, в них нельзя менять местами определенные слова) и ограниченностью (строго определенный набор слов и символов).3.Этапы развития языков программирования. Машинный язык; ассемблер; рассвет языков высокого уровня; объектно-ориентированные языки программирования. 4.Что такое трансляторы? Трансляторы — специальные программы, преобразующие программный код с языка программирования в машинный код.5.Что происходит при компиляции? При компиляции весь исходный программный код (тот, который пишет программист) сразу переводится в машинный. Создается так называемый отдельный исполняемый файл, который никак не связан с исходным кодом. 5.Что происходит при интерпретации?При интерпретации выполнение кода происходит последовательно (можно сказать, строка за строкой). Операционная система взаимодействует с интерпретатором, а не исходным кодом.Практикум.Задача 1Преобразование температуры Напишите программу, которая просит пользователя ввести температуру в градусах Цельсия и конвертирует ее в градусы Фаренгейта. Затем программа должна отобразить преобразованную температуру.Учитель может представить концепцию преобразования температуры в классе, объяснив различия между шкалами Цельсия и Фаренгейта и их применение в реальных сценариях. Учитель также может продемонстрировать, как вручную преобразовать температуры между двумя шкалами, используя формулу преобразования. Затем учитель может представить идею использования программирования Python для автоматизации процесса преобразования температуры.На доске учитель показывает метод решения задачи преобразования температуры в Python:Попросите пользователя ввести температуру в градусах Цельсия с помощью функции input() и сохранить ее в переменной, например, celsius_temp.Преобразуйте температуру из градусов Цельсия в градусы Фаренгейта по формуле fahrenheit_temp = (celsius_temp * 9/5) + 32 и сохраните ее в переменной, например, fahrenheit_temp.Отобразите преобразованную температуру в градусах Фаренгейта пользователю с помощью функции print() и форматированной строки, например, print("Температура в градусах Фаренгейта: {:.2f}".format(fahrenheit_temp)).Далее полный код программы преобразования температуры на Python ученики вводят в программу:Рис. 1 – Задача 1Преподаватель может объяснить учащимся каждую строку кода и продемонстрировать, как работает программа, запустив ее и протестировав с различными входными значениями. Учитель также может предложить учащимся изменить код и поэкспериментировать с различными входными значениями, чтобы лучше понять процесс преобразования температуры и то, как его можно реализовать с помощью программирования на Python.Задача 2 Простой калькулятор процентовНапишите программу, которая просит пользователя ввести основную сумму, процентную ставку и период времени, а затем вычисляет простые проценты. Затем программа должна отобразить рассчитанный процент.Учитель может ввести понятие простых процентов в классе, объяснив разницу между простыми и сложными процентами и их применение в реальных сценариях. Учитель также может продемонстрировать, как рассчитать простые проценты вручную, используя формулу. Затем учитель может представить идею использования программирования Python для автоматизации процесса расчета процентов.Чтобы рассчитать простые проценты, мы используем формулу:simple_percentage = (основная сумма * ставка * время) / 100где основная сумма - это начальная сумма, ставка - это процентная ставка, а время - это период времени.Вот код Pythonдля реализации приведенной выше формулы:В этом коде мы сначала предлагаем пользователю ввести основную сумму, процентную ставку и период времени с помощью input() функции. float() Функция используется для преобразования входных значений в числа с плавающей запятой, которые являются десятичными числами, которые могут обрабатывать десятичные разряды.Затем мы вычисляем простой процент, используя упомянутую выше формулу, и сохраняем результат в simple_percentage переменной.Наконец, мы используем print() функцию для отображения пользователю рассчитанного процента.Задача 3 Генератор паролей: Напишите программу, которая генерирует случайный пароль для пользователя. Программа должна запросить у пользователя желаемую длину пароля, а затем сгенерировать пароль, состоящий из случайных букв, цифр и символов.В этой задаче мы будем писать программу, которая генерирует случайный пароль для пользователя. Программа должна запросить у пользователя желаемую длину пароля, а затем сгенерировать пароль, состоящий из случайных букв, цифр и символов. Пароль - это секретный код, который мы используем для защиты наших учетных записей или информации, и важно, чтобы наши пароли были надежными и их было трудно угадать. Написание подобной программы может помочь нам быстро и легко создавать надежные и защищенные пароли.Объяснение кода:Сначала мы импортируем модули random и string, которые будем использовать для генерации нашего пароля.Затем мы запрашиваем у пользователя желаемую длину пароля с помощью input() функции и преобразуем ее в целое число с помощью int() функции.Затем мы определяем строку символов на выбор, которая включает прописные и строчные буквы, цифры и символы препинания. Мы делаем это с помощью string модуля, который предоставляет заранее определенные наборы символов.Затем мы используем for цикл для генерации пароля, состоящего из length случайных символов, выбранных chars с помощью random.choice() функции. Мы объединяем каждый символ вместе, используя join() функцию, которая создает единую строку из списка строк.Наконец, мы печатаем сгенерированный пароль с помощью print() функции.Учитель предлагает учащимся самостоятельно написать данную программу. Сообщение домашнего задания.Для домашнего задания рекомендуются следующие задачи.Задача 1 Камень, ножницы, бумага: напишите программу, позволяющую пользователю играть в игру «камень, ножницы, бумага» против компьютера. Программа должна запрашивать у пользователя его выбор, генерировать случайный выбор для компьютера, а затем отображать победителя игры.Задача 2 Средство проверки палиндрома: напишите программу, которая запрашивает у пользователя слово или фразу и проверяет, является ли это палиндромом (т. Затем программа должна отображать, является ли ввод палиндромом или нет.Задача 3 Таблица умножения: Напишите программу, которая создает таблицу умножения для заданного диапазона чисел. Программа должна запрашивать у пользователя начальные и конечные числа, а затем отображать таблицу умножения для этих чисел.Рефлексия.Подведение итогов урока. Учащиеся задают вопросы, выражают своем мнение по поводу урока.

1. Pyton. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.pyton.helpov.net// (дата обращения: 19.03.2023).
2. Абрамов В.Г. Введение в язык Pyton [Текст]: учебное пособие / В.Г. Абрамов, Н.П.Трифонов, Т.Н. Трифонова. — Москва: Наука, 2014. — 232 с.
3. Алексеева М.Б. Технология использования систем мультимедиа [Текст]: учебное пособие / М.Б. Алексеева. — Санкт Петербург: «Бизнес-пресса», 2015. — 230 с.
4. Аубакиров Г.Д. К вопросу об использовании интерактивных средств обучения в учебно-воспитательном процессе вуза [Текст] / Г. Д. Аубакиров. — Вестник Карагандинского университета. Сер. Педагогика. 2018. — №4. – С. 52.
5. Башмаков А.И. Разработка компьютерных учебников и обучающих систем / А. И. Башмаков, И. И Башмаков. - Москва: Информационно-издательский дом «Филинъ», 2013. - 616с.
6. Босова Л.Л. Информатика : учебник для 7 класса / Л. Л. Босова, А. Ю. Босова. – Москва: БИНОМ, 2013. – 118 с.
7. Босова Л.Л. Информатика : учебник для 8 класса / Л. Л. Босова, А. Ю. Босова. – Москва: БИНОМ, 2013. – 155 с.
8. Босова Л.Л. Информатика : учебник для 9 класса / Л. Л. Босова, А. Ю. Босова. – Москва: БИНОМ, 2013. – 167 с.
9. Бурцева Г. А. Графика в обучении программированию / Г. А. Бурцева // Информатика и образование. – 2012. – №6. – С. 45.
10. Герасимова, А.С. Мотивация учения в контексте деятельностного подхода: учеб. пособие / А. С. Герасимова. - Белгород: Изд-во БелГУ, 2017. – 49 с.
11. Глобалтека — Дидактические требования к электронным учебникам [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://globalteka.ru/order/13716.html (дата обращения: 19.03.2023).
12. Голицына О. Л. Основы алгоритмизации и программирования [Текст]: учебник / О. Л. Голицына, И. И Попов. — Москва: Форум, 2018. — 432 с.
13. Демидович Е.М. Основы алгоритмизации и программирования: язык СИ [Текст]: учебное пособие /М. Демидович. — 2-е изд. испр. и доп. — Санкт – Петербург.: БХВ – Петербург, 2008. — 440 с.
14. Информатика и информационные технологии [Текст]: учебник для 10-11 классов/ Н.Д.Угринович. — 6-е издание-Москва: БИНОМ лаборатория знаний, 2017. — 511 с.
15. Кадырова Г. Р. Основы алгоритмизации и программирования: [Текст]: учебное пособие / Г. Р. Кадырова. — Ульяновск: УлГТУ, 2014. — 95 с.
16. Кравченко А.И. Психология и педагогика [Электронный ресурс]: учебник / А.И. Кравченко. – М.: ИНФРА-М, 2013. – 400 с. – (Высшее образование). – Режим доступа: http://znanium.com/bookread.php?book=394126 (ЭБС Znanium).
17. Лапчик М.П. Методика преподавания информатики: учебник / М. П. Лапчик. – Москва : Академия, 2003. – 125 с.
18. Лойченко Л.Н. Интерактивные технологии в образовательном процессе СПО / Л.Н. Лойченко [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://m.tt-et.ru/wp-content/uploads/2014/05/Interaktivnye-tekhnologii-v-obr.- processe-SPO_Lojjchenko.pdf (дата обращения: 20.03.2023).
19. Ломовцева Н.В. Аспекты применения инструментов и сервисов электронного обучения в вузе России [Текст] / Н. В. Ломовцева, Е. В, Чубаркова // Новые образовательные технологии в вузе: сборник тезисов докладов участников конф., 18-20 февраля 2014 г., г. Екатеринбург / Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования Уральский Федеральный Университет им. Первого Президента России Б.Н. Ельцина (Екатеринбург). — Екатеринбург, 2014. — С. 918-926.
20. Макарова Н.В. Информатика и ИКТ практикум, 7-9 класс: учеб. пособие / Н. В. Макарова. – Москва: Текст, 2016. – 89 с.
21. Малаев В. В. Общая методика преподавания информатики: учеб. пособие / В. В. Малаев. – Воронеж: ВГПУ, 2013. – 271 с.
22. Павловская Т. А. Программирование на языке высокого уровня [Текст]: учебник для вузов / Т. А. Павловская. — Санкт – Петербург.: Питер, 2007. — 393 с.
23. Педагогика: учебник для бакалавров: по гуманитарным направлениям и специальностям / под общ. ред. Л.С. Подымовой, В.А. Сластенина; Моск. пед. гос. ун-т. – Москва: Юрайт, 2014. – 332 с.
24. Петров А.В. Вычислительная техника и программирование [Текст]: учебное пособие / А.В. Петров, В.Е. Алексеев, А.С. Ваулин. — Москва: Высшая школа, 2002. — 167 с.
25. Полат. Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие / Е. С. Полат . – Москва : Академия, 2011. – 117 с.
26. Поляков, Д.Б. Программирование в среде Pyton [Текст]: учебное пособие / Д.Б.Поляков, И.Ю. Круглов — Москва: МАИ, 2002. — 146 с.
27. Семакин И. Г. Основы алгоритмизации и программирования [Текст]: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / И. Г. Семакин, А. П . Шестаков. — 3-е изд., стер. — Москва: «Академия», 2012. — 400 с.
28. Семакин И. Г. Основы алгоритмизации и программирования. Практикум: [Текст]: учебное пособие для студ. учреждений сред. проф. образования / И. Г. Семакин, А. П. Шестаков. — 3-е изд., стер. — Москва: «Академия», 2013 — 144 с.
29. Семакин И. Г. Основы программирования: [Текст]: учебное пособие для студ. учреждений сред. проф. образования / И. Г. Семакин, А. П. Шестаков. - 3-е изд., стер. — Москва: Мастерство, 2012. — 432с.
30. Токарева М. А. Методика обучения информатике: методические указания / М. А. Токарева. – Оренбург: ОГУ, 2017. – 20 с.
31. Угринович Н.Д. Преподавание курса «Информатика и ИКТ» в основной и старшей школе: методическое пособие. – Москва : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014. – 165 с.
32. Электронный научный журнал. Информационно-коммуникационные технологии в педагогическом образовании — Электронные учебные пособия, и их важность в учебном процессе [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://journal.kuzspa.ru/articles/87/ (дата обращения: 22.03.2023).

Вопрос-ответ:

Какие понятия из психолого-педагогической литературы связаны с занимательностью?

В психолого-педагогической литературе занимательность связывается с такими понятиями, как мотивация, интерес, игровой характер заданий. Занимательные задания должны быть интересными и стимулировать учеников к активной деятельности.

Какой педагогический опыт показывает эффективность занимательных заданий при обучении программированию?

Анализ педагогического опыта показывает, что использование занимательных заданий при обучении программированию способствует более активной и глубокой усвоительной деятельности учеников. Занимательные задания мотивируют учеников и создают благоприятную обстановку для обучения.

Какие методические аспекты нужно учитывать при обучении программированию с использованием занимательных заданий?

При обучении программированию с использованием занимательных заданий необходимо учитывать возрастные особенности учеников, создавать задания, которые будут интересны и понятны для них. Важно также структурировать материал, использовать пошаговые инструкции и обратную связь для поддержки учеников.

Какие примеры занимательных заданий могут быть использованы при обучении программированию?

Примерами занимательных заданий при обучении программированию могут быть создание игр, программирование роботов, решение логических задач, создание анимации и многое другое. Важно, чтобы задания были интересными и позволяли ученикам проявить свою творческую мысль.

Какие преимущества имеют занимательные задания при обучении программированию?

Занимательные задания при обучении программированию имеют ряд преимуществ. Они мотивируют учеников и стимулируют интерес к изучению предмета. Также, занимательные задания помогают развивать логическое мышление, креативность и проблемное мышление учеников. Использование занимательных заданий также способствует самостоятельной работе и саморазвитию учеников.

Что такое понятие занимательности в психолого-педагогической литературе?

Занимательность - это способность учебного материала привлекать внимание и заинтересовывать учащихся, создавая положительные эмоции и мотивацию к обучению. В психолого-педагогической литературе занимательность рассматривается как важный фактор успешного обучения, который позволяет учащимся лучше усваивать и запоминать информацию.

Какой педагогический опыт использования занимательных заданий для обучения школьников программированию?

Использование занимательных заданий для обучения школьников программированию имеет положительный педагогический опыт. Он позволяет учащимся развивать логическое мышление, алгоритмическое мышление, творческое мышление, а также способствует развитию устойчивого интереса к программированию. При использовании занимательных заданий ученики легче понимают основные концепции и принципы программирования, а также лучше усваивают практические навыки программирования.

Какие методические аспекты используются при обучении разделу "Начала программирования базовый язык Python" с использованием занимательных заданий?

При обучении разделу "Начала программирования базовый язык Python" с использованием занимательных заданий используются следующие методические аспекты: выбор интересных и понятных заданий, активное использование визуальных средств обучения, разделение сложных задач на более простые подзадачи, использование игровых элементов и соревнований, поддержка учащихся в процессе обучения, создание возможностей для творчества и самостоятельного решения задач. Эти методические аспекты позволяют сделать процесс обучения более интересным и эффективным.