Психологическая диагностика в судебной экспертизе.

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Психодиагностика
  • 33 33 страницы
  • 17 + 17 источников
  • Добавлена 25.04.2023
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание
Введение 2
Глава 1. Понятие и содержание психологической экспертизы 4

Фрагмент для ознакомления

Анкета - это серия вопросов, каждый из которых должен быть логически связан с основной проблемой исследования. Формулировка вопроса сильно влияет на содержание ответа. По форме вопросы делятся на открытые и закрытые. Первое предполагает свободный ответ, а второе, по их собственным словам, представляет собой четкий ответ. Существует два типа закрытых вопросов: дихотомия, которая предполагает 2 возможных ответа, и альтернативный метод, который предполагает 1 из 2 возможных ответов. К анкете предъявляется несколько требований.Они должны быть пригодны для статистической обработки, допускать интерпретацию, быть надежными (предполагать согласованность результатов при повторном применении их к тому же субъекту) и валидными (они должны быть пригодны для измерения того, для чего они предназначены).В нашем случае, психологические особенности личности).В практике специалистов стала популярной личностная анкета ХансаЙ.Айзенка, которая состоит из 2 параллельных форм A и B, позволяющих проводить повторное исследование и исключающих возможность запоминания ответов, данных ранее. Анкета содержит 57 вопросов, на которые требуется альтернативный ответ "да" или "нет". Существует версия анкеты для детей, и она состоит из 60 вопросов.Опросник Айзенка содержит "шкалу лжи", с помощью которой вы можете выявить тенденции у субъектов сокрытия, обмана и симуляции.Айзенк считает, что структура личности складывается из 3 факторов: экстраверсия-интроверсия, невроз-эмоциональная стабильность и духовность-нормальность. Сфера их способностей исключена из структуры личности. Каждый фактор представляет собой непрерывный континуум от одного полюса к другому.Несмотря на плохо доказанные утверждения Айзенка о типе ВНД и типе назначенного им совпадения, его метод в сочетании с другими методами может позволить установить важные черты личности и быть очень полезным для профессиональных психологов.Одним из наиболее широко используемых в практике судебно-психологической экспертизы является многофазность. Многоступенчатый личностный опросник, разработанный и выпущенный психологами Университета Миннесоты (MMPI). Он состоит из 550 положительных утверждений, и испытуемый отвечает "верно", "неточно" или "Я не могу сказать". Этот опрос предназначен для людей старше 16 лет. Содержание вопросов охватывает такие области личности, как здоровье (психосоматика, невропатия и двигательные расстройства), сексуальные, политические и социальные отношения, образование, семья, работа, а также наиболее известные формы невротического и психотического поведения (маниакальные состояния, галлюцинации, фобии, садистские и мазохистские наклонности). Анкета характеризуется такими утверждениями, как "не устаю сразу", "беспокоюсь о гендерных проблемах" и "Я думаю, что они замышляют что-то против меня". С помощью MMPI можно получить показатели по 10 основным шкалам, отражающим наиболее важный комплекс симптомов, указывающих на патологические отклонения в умственной деятельности, а также 3 так называемые шкалы валидности, отражающие, как проверить отношение к небрежности, непониманию, симуляции, анкете.Опросник Р.Кеттела применим и для психологического исследования специалистов, по планам его создателей, можно установить 16 факторов, характеризующих структуру личностных опросников А и В, каждый из которых содержит 187 вопросов, с аббревиатурой С и детским вариантом.Вопросы в опросе Кеттела сгруппированы по содержанию вокруг конкретных характеристик, которые содержатся в том или ином факторе. При анализе выполненных заданий по шкале отдельных профилей подсчитываются баллы, которые раскрывают насыщенность определенными факторами.В судебно-психологической экспертизе этот опросник применим к обследованию психически больных и лиц, находящихся в педагогической безнадзорности. Полученные с его помощью данные являются индивидуальными характеристиками, пригодными для описания индивидуально-психологических особенностей.В отличие от анкет, проективные методы фокусируются на изучении неосознаваемых или полностью бессознательных симптомов личности с помощью неопределенных (слабо структурированных) стимулов. Эти стимулы позволяют нам косвенно моделировать некоторые жизненные ситуации и отношения и исследовать личные реакции на них.Одним из наиболее распространенных методов прогнозирования является тест Роршаха. В качестве стимулирующего материала используются 10 таблиц, половина из которых черно-белая, а другая половина - разноцветная. На каждой таблице напечатаны двусторонние симметричные пятна, отличающиеся друг от друга. Каждая таблица предъявляется испытуемому 4 раза: нормальное положение, правая сторона, инверсия, левая сторона. Следуя инструкциям, испытуемому задают вопрос: "Что бы это было?" На что это похоже?". Полученные ответы дословно заносятся в журнал. После этого эксперты формализуют ответ по 5 категориям.Функция локализации (независимо от того, является ли ответ глобальным или частью изображения, относящимся к деталям).Определяемость, или характеристики "качества" ответа, определение того, что предпочитает испытуемый — форму изображения или цвет, полутона, движение созданного изображения.Символ формы (положительный или отрицательный, в зависимости от того, как текущая форма отражена в созданном изображении).Учитывайте содержание ответа испытуемого, которое может быть самым разнообразным (изображение может быть интерпретировано как человек.Животные, облака и т.д.Дополнительные факторы, прежде всего, оригинальность, популярность или нормальность ответа, а также факторы, не имеющие специально разработанной системы обозначения (настойчивость вместо толкования, объяснения и т.д.).Основным недостатком теста является то, что вербальные способности испытуемого, которые влияют на некоторые показатели, интерпретируются как показатели личностных характеристик. Но использование этого теста позволяет получить ценный диагностический материал, который следует интерпретировать на основе теоретических положений советской психологии.В отличие от метода чернильных клякс Роршаха, в тематическом тесте на восприятие (TAT) стимульный материал более структурирован и требует более сложной и значительно организованной вербальной реакции.Материал "Морской конек" содержит 19 карточек с неопределенной черно-белой фотографией и пустую карточку. Испытуемого просят сочинить историю на основе картинки, что привело к изображенному событию, что произошло в данный момент, что чувствуют, думают персонажи и как они представляют пустую карточку, и испытуемого просят представить картинку, объяснить ее и рассказать историю о ней. Фотография представляется субъекту в 2 этапа: 10 — в один день и 10 — на следующий день. Во время осмотра могут быть заданы вопросы: о чем сейчас думает человек, изображенный на картинке, какова его профессия и т.д.К некоторым недостаткам этого метода относится тот факт, что фактическая мотивация и эмоциональное состояние испытуемого влияют на ответы в неструктурированных тестовых ситуациях.Чувствительность этого метода к переходным условиям затрудняет выявление устойчивых черт личности. Диагностическая ценность этого метода заключается в том, что он помогает определить потенцию, тенденции и установки человека и является важным информационным материалом для гипотез, выдвигаемых экспертами-психологами.Метод визуальной проекции включает в себя тест Розенцвейга, который описан под названием "Методы, связанные с живописью". Целью этого метода является изучение особого аспекта личности - реакции на фрустрацию. Тест Роенцвейга - это серия из 24 условных рисунков, в которых один действующий персонаж каким-то образом нарушает планы другого действующего персонажа. Персонаж слева изображен произносящим слова, которые должны вызвать разочарование у персонажа справа. Последний изображен таким образом, что на нем есть пустой квадрат, в который испытуемый должен ввести свой собственный ответ. Ответы испытуемых классифицированы по типу агрессивности, и им мешают такие особенности, как оборонительное намерение, самозащита, необходимость найти конструктивное решение конфликтной ситуации.Следует иметь в виду, что, используя тест Розенцвейга, он интерпретирует понятие фрустрации очень широко (на клеточном, биологическом и психическом уровнях). В советской психологии фрустрация определяется как состояние человека, вызванное непреодолимыми препятствиями на пути достижения целей или выполнения задач, проявляющееся в характерных переживаниях и действиях.Однако тест Розенцвейга может быть применен в практике судебно-психологических тестов, связанных с несовершеннолетними, в комплексных психолого-психиатрических и медико-психологических тестах.Для изучения воображения, с целью профессионального изучения психологических особенностей личности можно использовать метод "незаконченных предложений", который уже применялся в 1911 году в экспериментальной психологической лаборатории клиники Бехтерева. В нем испытуемый должен завершить предложение, начинающееся со слов "моя профессия"...", "Будущее...", "Моя тайная мечта..." и так далее.Существует множество вариантов этого метода. Наиболее применимым в 1 судебно-психологической экспертизе является вариант Сакса, который содержит 60 незаконченных предложений, которые можно разделить на 15 групп, характеризующих систему отношений субъекта в семье, его самого или представителей противоположного пола, сексуальные проблемы, его начальников и т.д. Для каждой группы утверждений выводятся характеристики, которые определяют эту систему отношений как положительную, отрицательную или индифферентную. Этот метод применим к различным типам психологических тестов. Его использование в судебно-психологической экспертизе дает положительный результат.Для выявления скрытых эмоциональных комплексов с помощью стимулирующих слов при судебно-психологической экспертизе может быть использован ассоциативный тест (эксперимент). В этом тесте испытуемый должен как можно быстрее отреагировать на слова, представленные в первом пришедшем на ум слове. Этот метод позволяет выявить ассоциации, связанные со специально подобранными и совершенными преступными словами - стимулами, размещенными внутри значительного количества нейтральных слов. В нашей практике при использовании этого метода были случаи, когда обвиняемый, отрицая свою вину, называл объект или ситуацию, непосредственно связанные с совершенным преступлением, в зависимости от слов раздражителя. Например, в одном случае субъект, обвиняемый в изнасиловании и убийстве, который отрицал свою вину, ответил "голова" в ответ на стимулирующее слово "молоток", а "молоток" ответил на стимулирующее слово "кровь" (молоток был орудием преступления). Понятно, что метод словесных ассоциаций не имеет никаких преимуществ перед другими методами психодиагностики, и его результаты не могут служить доказательством вины.ЗаключениеВ деятельности следователя очень важно учитывать психологические особенности потерпевших, свидетелей, подозреваемых и обвиняемых в ходе предварительного следствия. Одним из таких условий является законное назначение судебно-психологической экспертизы. Направляя подследственного, потерпевшего или свидетеля на судебно-психологическую экспертизу, следователь должен следить за тщательностью исследования этого лица и достоверностью выводов. Для этого вам необходимо ориентироваться в методах и формах работы психолога и уметь правильно задавать вопросы специалисту во время судебно-психологической экспертизы.В юридической литературе высказываются различные точки зрения по вопросу о моменте назначения судебно-психологической экспертизы. Некоторые авторы считают, что судебно-психологическая экспертиза эмоциональных состояний (влияние, стресс и т.д.). Ее следует назначать на начальном этапе расследования, когда внешние признаки воздействия наиболее полно сохраняются в сознании свидетеля, а кроме того, следы пережитого воздействия остаются в его психике, таким образом, это состояние может быть установлено путем психологического обследования обвиняемого.Важнейшим этапом при назначении судебно-психологической экспертизы является четкое определение проблемы, которая должна быть решена путем исследования специалистами-судебно-психологами. Вопросы с разрешения специалиста-психолога должны определять направление и объем судебно-психологической экспертизы и предъявлять определенные требования. Прежде всего, эти вопросы должны иметь специальные символы, четко сформулированы и расположены в логическом порядке.Список использованных источниковАврамцев В.В. Судебно-психологическая экспертиза в уголовном процесс : лекция / В. В. Аврамцев ; Нижегор. правовая акад. — Н. Новгород : Нижегор. правовая акад., 2021;Ануфриев, А.Ф. Психодиагностика: основы решения диагностических задач / А.Ф. Ануфриев. - М.: Ось-89, 2019. - 144 c.;Глуханюк, Н.С. Психодиагностика: Учебник / Н.С. Глуханюк. - М.: Академия, 2018. - 272 c.;Деревянко, Ю.П. Судебно-психологическая экспертиза : учебное пособие / Ю. П. Деревянко, О. Л. Ковалева ; Минобрнауки России, Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Белгородский государственный национальный исследовательский университет». — Белгород: Белгород : НИУ «БелГУ», 2019.;Енгалычев В.Ф., Шипшин С.С. Судебно-психологическая экспертиза. Методическое руководство. Калуга, 2020;Иванова Т.В. Судебно-психологическая экспертиза в судопроизводстве: Изучение практики назначения, пр-ва и использования судеб.-психол. экспертизы в уголов. процессе, граждан. процессе, адм. юстиции: проблемы, перспективы, возможности / Т.В. Иванова, Е.Н. Холопова. — Калининград :Калинингр. лаб. судеб. экспертизы МЮ РФ : Калинингр. воен. ин-т ФПС РФ, 2018;Коченов М.М., Судебно-психологическая экспертиза, М.-, 2021;Коченов М.М., Теоретические основы судебно-психологической экспертизы, М.- 2020.;Кудрявцев И. А., Судебная психолого-психиатрическая экспертиза, М.- 2020.;Михайлова В. П. Юридическая психология/ учебное пособие / В. П. Михайлова, Н. И. Корытчекова, Л. А. Александрова. — 3-е изд. — Москва : ФЛИНТА, 2019. — 392 с.;Нагаев В.В. Основы судебно-психологической экспертизы: Учебное пособие для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА; Закон и право, 2020 г. – 217 с.;Носс, И.Н. Психодиагностика: Учебник для академического бакалавриата / И.Н. Носс. - Люберцы: Юрайт, 2019. - 500 c.;Одинцова, О.В. Психодиагностика: Учебник / О.В. Одинцова. - М.: Academia, 2018. - 352 c.;Перепелкина, Н.О. Психодиагностика: Учебное пособие для бакалавров / Н.О. Перепелкина, Е.П. Мутавчи и др. - М.: Дашков и К, 2019. - 224 c.;Саковская, О.Н. Судебно-психологическая экспертиза: текст лекций для студентов, обучающихся по направлению Психология / О. Н. Саковская ; М-во образования и науки Российской Федерации, Ярославский гос. ун-т им. П. Г. Демидова. — Ярославль :ЯрГУ, 2018;Сорокотягин И. Н. Судебная экспертиза /учебник и практикум для вузов / И. Н. Сорокотягин, Д. А. Сорокотягина. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 288 с.;Шипшин С.С., Судебно-психологическая экспертиза: компетенция, возможности и порядок назначения, Ростов-на-Дону.-2019.

Список использованных источников
Аврамцев В.В. Судебно-психологическая экспертиза в уголовном процесс : лекция / В. В. Аврамцев ; Нижегор. правовая акад. — Н. Новгород : Нижегор. правовая акад., 2021;
Ануфриев, А.Ф. Психодиагностика: основы решения диагностических задач / А.Ф. Ануфриев. - М.: Ось-89, 2019. - 144 c.;
Глуханюк, Н.С. Психодиагностика: Учебник / Н.С. Глуханюк. - М.: Академия, 2018. - 272 c.;
Деревянко, Ю.П. Судебно-психологическая экспертиза : учебное пособие / Ю. П. Деревянко, О. Л. Ковалева ; Минобрнауки России, Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Белгородский государственный национальный исследовательский университет». — Белгород: Белгород : НИУ «БелГУ», 2019.;
Енгалычев В.Ф., Шипшин С.С. Судебно-психологическая экспертиза. Методическое руководство. Калуга, 2020;
Иванова Т.В. Судебно-психологическая экспертиза в судопроизводстве: Изучение практики назначения, пр-ва и использования судеб.-психол. экспертизы в уголов. процессе, граждан. процессе, адм. юстиции: проблемы, перспективы, возможности / Т.В. Иванова, Е.Н. Холопова. — Калининград : Калинингр. лаб. судеб. экспертизы МЮ РФ : Калинингр. воен. ин-т ФПС РФ, 2018;
Коченов М.М., Судебно-психологическая экспертиза, М.-, 2021;
Коченов М.М., Теоретические основы судебно-психологической экспертизы, М.- 2020.;
Кудрявцев И. А., Судебная психолого-психиатрическая экспертиза, М.- 2020.;
Михайлова В. П. Юридическая психология / учебное пособие / В. П. Михайлова, Н. И. Корытчекова, Л. А. Александрова. — 3-е изд. — Москва : ФЛИНТА, 2019. — 392 с.;
Нагаев В.В. Основы судебно-психологической экспертизы: Учебное пособие для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА; Закон и право, 2020 г. – 217 с.;
Носс, И.Н. Психодиагностика: Учебник для академического бакалавриата / И.Н. Носс. - Люберцы: Юрайт, 2019. - 500 c.;
Одинцова, О.В. Психодиагностика: Учебник / О.В. Одинцова. - М.: Academia, 2018. - 352 c.;
Перепелкина, Н.О. Психодиагностика: Учебное пособие для бакалавров / Н.О. Перепелкина, Е.П. Мутавчи и др. - М.: Дашков и К, 2019. - 224 c.;
Саковская, О.Н. Судебно-психологическая экспертиза: текст лекций для студентов, обучающихся по направлению Психология / О. Н. Саковская ; М-во образования и науки Российской Федерации, Ярославский гос. ун-т им. П. Г. Демидова. — Ярославль : ЯрГУ, 2018;
Сорокотягин И. Н. Судебная экспертиза / учебник и практикум для вузов / И. Н. Сорокотягин, Д. А. Сорокотягина. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 288 с.;
Шипшин С.С., Судебно-психологическая экспертиза: компетенция, возможности и порядок назначения, Ростов-на-Дону.- 2019.

Вопрос-ответ:

Что такое психологическая экспертиза?

Психологическая экспертиза - это процесс, в рамках которого психолог проводит анализ психологических данных и информации с целью определения психического состояния и характеристик личности объекта исследования для использования в судебном процессе.

Какие типы вопросов бывают в анкете при психологической экспертизе?

В анкете при психологической экспертизе могут быть как открытые вопросы, предполагающие свободный ответ со стороны объекта исследования, так и закрытые вопросы, которые требуют четкого ответа в собственных словах.

Как формулировка вопроса влияет на содержание ответа при психологической экспертизе?

Формулировка вопроса при психологической экспертизе может влиять на содержание ответа, так как она может направлять взгляд исследуемого на определенные аспекты проблемы или влиять на его эмоциональное состояние и, как следствие, на содержание ответа.

Какие типы закрытых вопросов существуют в психологической экспертизе?

В психологической экспертизе существуют два типа закрытых вопросов: дихотомические вопросы, предлагающие выбрать один из двух вариантов ответа, и вопросы с множественным выбором, где исследуемому предлагается выбрать один ответ из предложенных вариантов.

Для чего проводится психологическая экспертиза в судебных процессах?

Психологическая экспертиза проводится в судебных процессах с целью получения психологической экспертизы важной информации о психическом состоянии и характеристиках личности объекта исследования, которая может быть использована в качестве доказательства или помощи при принятии судебного решения.

В чем заключается роль психологической диагностики в судебной экспертизе?

Психологическая диагностика в судебной экспертизе выполняет функцию выявления и описания психического состояния лица, его личностных особенностей, а также оценку влияния психических факторов на поведение и принимаемые решения. Она помогает определить, есть ли связь между психическим состоянием и совершенным преступлением, а также способностью лица осознавать свои действия и нести ответственность за них.

Что представляет собой анкета в психологической экспертизе?

Анкета в психологической экспертизе - это серия вопросов, направленных на выявление определенных психологических характеристик и личностных особенностей исследуемого лица. Ответы на вопросы анкеты помогают эксперту сформировать представление о психическом состоянии и поведенческих реакциях субъекта исследования.

Какими бывают формы вопросов в психологической экспертизе?

В психологической экспертизе используются открытые и закрытые вопросы. Открытые вопросы предполагают свободный ответ и позволяют исследуемому выразить свои мысли и чувства. Закрытые вопросы требуют конкретного ответа из предложенного списка вариантов ответов.

Что такое дихотомия в контексте закрытых вопросов?

Дихотомия - это тип закрытых вопросов, который предлагает исследуемому выбрать один из двух противоположных вариантов ответа. Например, "да" или "нет", "согласен" или "не согласен". Этот тип вопросов помогает получить ясные и четкие ответы исследуемого.

Как вопросы анкеты влияют на содержание ответа?

Формулировка вопроса сильно влияет на содержание ответа. Если вопрос сформулирован точно и конкретно, то ответ исследуемого будет таким же. Неправильно составленный вопрос может привести к неоднозначности или неполным ответам. Поэтому важно тщательно подбирать слова при составлении вопросов, чтобы получить нужную информацию от исследуемого.