Деятельность Вооруженных Сил Российской Федерации по обеспечению военно-экономической безопасности государства
Заказать уникальную дипломную работу- 68 68 страниц
- 58 + 58 источников
- Добавлена 25.04.2023
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение……………………………………………………………………………...3
1. Сущность и содержание военно-экономической безопасности государства…8
1.1. Сущность военно-экономической безопасности и основные угрозы ее обеспечению в современных условиях…………………………………………….8
1.2. Вооруженные силы Российской Федерации как ключевой фактор обеспечения военно-экономической безопасности государства………………..17
2. Общая характеристика результатов вооруженных конфликтов применительно к обеспечению военно-экономической безопасности государства……………...25
2.1 Ретроспективный анализ вооруженных конфликтов России с иностранными государствами и военно-экономическая безопасность…………………………. 25
2.2 Военно-экономический анализ достижения целей обеспечения военно-экономической безопасности в ходе специальной военной операции…………33
3 Совершенствование военно-экономической безопасности государства на основе социально-экономического развития освобожденных в ходе специальной военной операции регионов………………………………………………………..42
3.1 Роль и значение военно-экономической безопасности в обеспечении экономической безопасности страны: региональный аспект…………………….42
3.2 Предложения по социально-экономическому развитию новых субъектов Российской Федерации в целях обеспечения военно-экономической безопасности государства………………………………………………………….49
Заключение………………………………………………………………………….58
Список литературы…………………………………………………………………61
Приложения……….………………………………………………………………..68
Так, например, Н.М. Шум анализирует пути совершенствования экспортного потенциала Хабаровского края, в том числе в реалиях введенных санкций из-за проведения СВО. Мероприятия направлены на модернизацию и совершенствование лесотехнического комплекса региона (подготовка кадров, развитие технической базы, развитие ресурсной составляющей, совершенствование экономического потенциала).Таким образом, ввиду беспрецедентного санкционного давления на экономику страны, тема развития экспорта РФ является крайне актуальной. Увеличение доли экспорта скажется также и на уровне ВВП, что обеспечит рост конкурентоспособности РФ на международном рынке и позволит обеспечить экономическую безопасность государства.Ввиду ограничений Федеральной таможенной службы на предоставление внешнеторговой статистики за 2022 г., сложно оценить реальные масштабы изменения внешнеторговой динамики РФ, поэтому для анализа экспорта РФ были использованы данные за 2021 г. В таблице 1 представлены данные относительно объема экспорта РФ за период с 2012 по 2021 гг.Таблица 1 – Динамика объема экспорта РФ с 2012 по 2021 гг.ГодОбъем экспорта, млрд долл. США2012524,62013527,22014497,82015343,52016285,72017357,82018449,62019424,42020336,42021491,2Экспорт за период с января по декабрь 2021 г. составил 491,2 млрд долл. США, что практически на 31 % выше аналогичного периода за 2020 г. (336,4 млрд.долл. США). Данные показатели экспорта являются рекордными с 2014 года. Настолько высокие показатели могут быть связаны, в том числе и с отсроченными экспортными отгрузками, вызванные пандемией COVID-19. Между тем можно наблюдать, что доля экспорта существенно снизилась в сравнении с 2012 г.Основные товарные группы экспорта в 2021 г. представлены на рис.6.Рисунок 6 – Основные товарные группы экспортаТаким образом, показатели экспорта РФ за 2021 г. являются одними из рекордных за последние семь лет. Страна сумела преодолеть коронавирусный кризис 2020 г., когда падение экспорта составило более 21 %. Значительным рынком сбыта российской продукции являются страны ЕС – Нидерланды, Германия, Польша, Италия; страны Азии – Южная Корея, Тайвань, Япония; США, которые наложили санкции на импорт, и частично на экспорт продукции из РФ. Поэтому экспортная динамика 2022 г., по сравнению с 2021 г., может показать более значительное падение, чем во времена коронавирусных ограничений.Стоит отметить, что в научной литературе была проведена оценка субъектов РФ на предмет их участия в доле экспорта товаров. По итогам данной оценки все субъекты РФ разделены на несколько кластеров (Приложение 1).Как видно из представленных в Приложении 1 данных, в отдельных регионах доля экспорта довольно низкая. 1. Кластер низких значений (LL Cluster): Адыгея; Алтай; Бурятия; Дагестан; Ингушетия; Северная Осетия-Алания; Тыва; Хакасия; Кабардино-Балкарская Республика; Карачаево-Черкесская Республика; Чеченская Республика; Чукотский автономный округ; Еврейская автономная область; Калмыкия; Крым; Саха (Якутия); г. Севастополь и др.2. Кластер высоких значений (HH Сluster): г. Санкт-Петербург; Пермский край; Нижегородская, Вологодская, Липецкая, Ленинградская (Гатчина), Московская (Коломна) области. К этому кластеру относятся пространственные кластеры с высоким значением исследуемого показателя. Указанные территории испытывают на себе влияние полюсов роста и располагаются рядом с ними.3. Территории, испытывающие на себе влияние кластеров высоких значений и полюсов роста (LH Outlier): Башкортостан; Карелия; Коми; Марий Эл; Мордовия; Удмуртия; Чувашия; Ненецкий автономный округ; Ямало-Ненецкий автономный округ; Архангельская, Белгородская, Брянская, Владимирская, Воронежская и др.4. Полюса роста (HL Outlier): Республика Татарстан; Иркутская, Кемеровская, Свердловская, Челябинская, Ростовская, Сахалинская области; Красноярский, Краснодарский края; Ханты-Мансийский автономный округ – Югра; Москва. К этим территориям относятся территории с отрицательной пространственной автокорреляцией и характеризуются как зоны с высокой концентрацией ресурс.В связи с этим для развития экспорта регионов Российской Федерации, предлагается обратить особое внимание на территории Low-High Outlier, которые являются зонами влияния полюсов роста и кластеров высоких значений экспорта. Подавляющее большинство таких регионов сосредоточено в центральной части России (Тамбовская, Тверская, Тульская, Ярославская области и др.), имеют выход к морю (Архангельская, Мурманская области, Ненецкий автономный округ и др.) и обладают высокими запасами полезных ископаемых (Ямало-Ненецкий автономный округ, Томская область и др.). Ввиду тесного географического соседства с полюсами роста, которые обладают высоким экономическим и экспортным потенциалом, данные территории могут образовывать социально-экономические агломерации, наращивая производственный, кадровый, инновационный потенциал, что крайне актуально, в условиях санкционных ограничений, и необходимости в импортозамещении.Далее необходимо изучить уровень развития ОПК в регионах страны. Оборонный комплекс имеет большое значение для развития экономики и обеспечения национальной безопасности России, т.к. создает условия для защиты ее независимости, государственной и территориальной целостности, суверенитета, и предотвращает угрозы военной агрессии. В связи с этим государство заинтересовано в развитии оборонно-промышленного комплекса, внедрении нового и модернизации старого вооружения и военной техники, поддержании военно-технического потенциала Вооруженных Сил Российской Федерации (ВС РФ) на высоком уровне.Специальная военная операция российских войск и новая политическая и социально-экономическая реальность, которая создаётся на наших глазах, ставят перед региональными руководителями целый спектр задач. Главам регионов придётся столкнуться с необходимостью сохранения социальной поддержки граждан и дальнейшего развития инфраструктурных проектов, но в совершенно изменившихся условиях.В современных условиях наблюдается переход работы органов власти регионов в мобилизационный режим работы. Например, оперативный штаб мониторинга всех сфер деятельности создан в Саратовской области. Предполагается, что штаб будет рассматривать вопросы обеспечения устойчивого функционирования предприятий, проводить мониторинг торговых запасов продовольственных, непродовольственных товаров, лекарств, ГСМ, стройматериалов, контролировать работу транспортного комплекса.Системообразующие центры ОПК Российской Федерации представлены в Приложении 2 к настоящей выпускной квалификационной работе. При проведении СВО многие субъекты нарастили объема производства вооружения, а также заключили различные контракты на экспорт военной продукции. Так, например, Рособоронэкспорт начал продвижение на внешний рынок разработанных в контуре Госкорпорации Ростех современных технических средств обучения экипажей самолета-заправщика Ил-78МК-90А и военно-транспортного самолета Ил-76МД-90А(Э). Кроме того, компания получила возможность предлагать иностранным партнерам новый комплекс средств автоматизированного управления артиллерии, комплекс радиотехнического контроля, вертолетный комплекс радиолокационной разведки наземных целей.Необходимо также отметить, что экономическое развитие региона зависит от показателей валового регионального продукта (таблица 2). Таблица 2. Валовый региональный продукт на душу населения по федеральным округамНаименование округаВРП на душу населения (в текущих основных ценах - руб.)2017201820192020Центральный федеральный округ711 031,6792 780,9835 858,8854 978,4Северо-западный федеральный округ632 995,7706 615,6752 847,2762 356,7Южный федеральный округ354 937,6384 256,8400 883,7407 280,4Северо-Кавказский федеральный округ208 423,1219 381,6232 012,9241 662,5Приволжский федеральный округ399 551,8452 352,1480 457, 9468 462,3Уральский федеральный округ889 254,41 055 243,51 070 596,6945 711,8Сибирский федеральный округ422 538,2505 859535 321529 091Дальневосточный федеральный округ529 935,3682 108,5730 107,7741 938,3Исходя из представленных данных, отметим, что благосостояние граждан РФ по показателям с 2017 года выросло в среднем на 20%. Наиболее высокий показатель наблюдается в Уральском федеральном округе, поскольку регион разнообразен и уникален природными ресурсами, обладает развитой энергетической, транспортной инфраструктурой, высоким экспортом продукции. Валовой региональный продукт отражает достигнутый уровень экономического роста, то есть увеличение масштабов производства экстенсивным способом за счет увеличения количества используемых факторов производства, либо интенсивным способом – улучшение качества факторов производства.Таким образом, региональные власти постепенно приходят к осознанию необходимости взять под контроль ситуацию в экономике. Решения властей некоторых субъектов о создании специальных штабов реагирования в этой ситуации представляется наиболее верным. 3.2. Предложения по социально-экономическому развитию новых субъектов Российской Федерации в целях обеспечения военно-экономической безопасности государстваСейчас важно понимать, что на первый план в определении приоритетов социально-экономического развития выходят не только вопросы обеспечения социально-экономического развития и экономической безопасности как таковой, но и необходимость формирования параметров оценки и методов достижения комплексной – экономической, социальной и ментальной – «безопасности суверенного российского государства».Одним из промежуточных итогов протекающего в рамках СВО военно-силового, финансово-экономического и информационно-идеологического противостояния стало решение о принятии в состав Российской Федерации четырех новых ее субъектов – Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, а также Запорожской и Херсонской областей. Ранее более двух столетий эти территории осваивались и развивались в геополитическом контуре Российской империи (СССР), в едином пространстве русской культуры, выступали неотъемлемой составляющей Русского мира.Суммарная площадь этих образований достигает 110 тыс. км² (табл. 3), что составляет 19,1 % всех украинских земель по состоянию до 21.02.2022** (но при этом эквивалентно лишь 0,64 % территории в современной российской юрисдикции).Таблица 3 – Новые субъекты Российской Федерации: некоторые территориально-структурные параметрыПлощадь территории, тыс. гаДНРЛНРХерсонская областьЗапорожская областьВсего, в том числе:2651,72668,32966,02718,3не контролируемые Украиной до 24.02.20223031,30,00,0контролируемые на октябрь 2022 г. российскими вооруженными силами, %*62987775Необходимо выделить значимый, компонент пространственной структуры – приморские территории с их селитебной и хозяйственной спецификой (включая портовые комплексы Мариуполя, Бердянска, Херсона, а также целый ряд приуроченных к приморским поселениям рекреационных зон), оконтуривающие четверку регионов по всему их южному периметру (от г. Новоазовска до Днепровского лимана). Крайне важно также подчеркнуть, что вновь присоединенные территории в составе Украины обладали наиболее значимым индустриальным потенциалом, исходя из показателей валового регионального продукта (ВРП). В Таблице 4 представлены показатели ВРП новых субъектов РФ.Таблица 4 – Новые российские регионы в экономической структуре Украины за 2020 г.ОбластьУровень ВРП, грнУровень экспорта,млн.долл.Донецкая50 1246401,7Луганская20 29749,8Запорожская99 7382302,8Херсонская66 973269,9Регионы юго-востока перманентно утрачивали (для территориально-хозяйственной системы страны и в еще большей мере – ее властей) свое общеэкономическое значение; на этом фоне в «посткрымский период» возрастала их роль как арены антироссийского противостояния.Разумеется, и на современном этапе профильная промышленность сохраняет свое стрежневое значение для новых российских территорий, причем в первую очередь для ДНР (где основой производственной деятельности остается угледобыча, в ощутимой мере пострадавшая от военных действий, с превысившим два-три нормативных срока износом оборудования) и Запорожской области, до начала СВО генерировавшей до 43 % (2019 г.) всей производимой на территории Украины электроэнергии.Новые регионы не только укрепляют геостратегические позицииРоссии в Северном Причерноморье (в том числе расширяя возможности ресурсного и транспортного обеспечения Крыма), но и в целом позволяют нарастить демографический (ориентировочно на 3–4 %) и ресурсно-хозяйственный потенциал нашей страны (в посевных площадях – на 6 %, электрогенерации – на 5–6 %, добыче каменного угля – на 10 %, производстве зерновых – примерно на 4 %, подсолнечника – на 20 %, овощей – на 18–19 % и др.).Однако важно понимать, что неотъемлемым аспектом должно стать социально-экономическое развитие новых регионов с целью обеспечения экономической безопасности нашего государства. Проведенный анализ позволяет констатировать, что новые субъекты обладают существенным потенциалом по объему природных ресурсов, территорий, возможностей для развития различных секторов экономики.Необходимая послевоенная реабилитация (означающая также подтягивание новых субъектов к социальным стандартам Российской Федерации) напрямую связана с всемерным, планомерным (но при этом бережным, учитывающим общественно-географические реалии) включением экономических систем четырех территорий в российское пространство.Таким образом, можно структурировать сильные и слабые стороны макрорегиона, а также возможности и угрозы для его развития (Таблица 5).Таблица 5 – SWOT-анализ экономики регионов, включенных в состав России в 2022 годуСильные стороныСлабые стороны- колоссальные запасы природных ресурсов; - большое число промышленных и производственных предприятий; - энергетическая независимость (Запорожская АЭС); -высокий потенциал развития сельского хозяйства; - взаимодополняемость экономических потенциалов регионов.- продолжающиеся военные действия в пределах территорий новых регионов России; - разрушенная инфраструктура, в т.ч. и транспортная; - неопределенный международных статус регионов; - высокая зависимость регионов от экономической поддержки со стороны России; - недостаток социально-экономических связей между ЛДНР и Запорожской/Херсонской областями.Возможности Угрозы- потенциал формирования транспортного коридора «Крым-Азия»; - высокая востребованность энергоресурсов на мировом рынке; - существенный потенциал формирования диверсифицированной и независимой экономики макрорегиона за счет разности отраслей специализации 4 новых субъектов; - создание благоприятных условий для российских инвесторов в рамках СЭЗ; - приоритетный характер федеральной поддержки в сравнении с другими регионами России.- продолжение военного конфликта в долгосрочной перспективе с временными периодами «заморозки»; - продолжающаяся экономическая блокада макрорегиона; - введение санкций против компаний и инвесторов, осуществляющих деятельность на территории макрорегиона; - необходимость длительной интеграции макрорегиона в административную и финансовую систему России; - сложности для реализации экспортного потенциала Донбасса, в первую очередь в отношении экспорта энергоресурсов.Эффективное использование сильных и нивелирование слабых стороны интегрированных территорий возможно только при реализации комплексного стратегического планировании на пространстве всего макрорегиона, которое позволит объединить потенциалы всех четырех новых субъектов РФ. Итак, на наш взгляд, социально-экономическое развитие новых территорий возможно сразу в нескольких направлениях, но с обязательным учетом современных геополитических и экономических условий.Во-первых, процессы восстановления инфраструктуры и производственного потенциала новых территорий должны быть максимально сопряжены и взаимоувязаны между собой за счет приоритетной опоры на собственную (имеющуюся в каждом регионе) ресурсно-производственную базу.Во-вторых, восстанавливать и реконструировать структуру экономики (и в особой мере это относится к Донбассу, к северу Запорожской области) необходимо, принимая во внимание «колею инерции» (и одновременно потенциал) выстраиваемых на базе угледобычи, электрогенерации и смежных с ними производств территориально-производственных комплексов (представляющих собой «глубокое производственное (технико-экономическое) сочетание различных отраслей хозяйства... в первую очередь вокруг того стержня, каким является энергетика»).В-третьих, важно сполна учитывать неизбежность воздействия геополитических детерминант и ограничений на последующее экономическое развитие четырех регионов, вынужденных столкнуться как с минимизацией возможностей собственной внешнеэкономической деятельности (появлением дополнительных трансакций и транспортных издержек, снижающих ее эффективность), так и с замедленным, селективным освоением региональных ресурсов и рынков крупным российским бизнесом. Необходимо в связи с этим реализовывать в пределах ДНР, ЛНР, Запорожской и Харьковской областей стратегию трех контуров (относительно самостоятельных цепочек, сегментов хозяйствования, товарных групп) регионального производства: внутреннего (замкнутого на локальных рынках в логике энергопроизводственных циклов), общероссийского (не зависящего от внешних санкций и ограничений), а также экспортоориентированного, включенного в транспортно-логистические и финансово-банковские схемы локализованного в пределах «остальной России» бизнеса.В-четвертых, приоритетное значение для новых территорий, безусловно, имеет фактор соседства, т.е. связи Херсонской области с регионами Крыма, а ДНР, ЛНР и Запорожья – с Ростовской областью. Важно сполна задействовать (и наращивать) потенциал последней (ее юго-запада и запада) как основного «хаба» (и опорной базы, включая и научно-образовательный компонент) для решения восстановительных, коммуникационных и модернизационных задач применительно к рассматриваем четырем регионам.На рассматриваемых территориях можно также использовать определённые новации, в течение многих лет адаптированные в Российской Федерации. В этой связи целесообразно рассмотреть создание оправдавших себя «локомотивов» роста - особых экономических зон (далее - ОЭЗ (СЭЗ)) и свободных портов (далее - СП). Учитывая прежнюю специализацию новых территорий (до 2014 г.), здесь возможно формирование 2-3-х промышленно-производственных ОЭЗ на территории Донбасса вблизи региональных столиц - гг. Донецк и Луганск; одной ОЭЗ - промышленной и портовой - на территории Северного Причерноморья в границах и вблизи г. Херсон со специализацией «судостроение, судоремонт и портовое хозяйство». Важное значение может иметь туристско-рекреационная ОЭЗ.Если обратиться к особенностям экономического потенциала этих территорий, можно отметить, что они заключаются в правильном сопряжении исторических традиций в размещении производительных сил с целесообразностью изменения хозяйственной специализации для последующего наращивания ресурсной базы в национальном пространстве России. В связи с постановкой данного вопроса специализация промышленного Донбасса как единого хозяйственного комплекса должна быть сохранена в максимально разумных пределах. Это, главным образом, угольная, металлургическая, машиностроительная (производство горного, металлургического, транспортного оборудования, а также металлообработка), нефтехимическая (химическая) отрасли, функционирующие ранее мощности лёгкой промышленности и развитое портовое хозяйство в разрезе отдельных сфер и многочисленных смежных отраслей. Представленная структура производственной деятельности даёт основание прогнозировать развитие двусторонних экономических связей межрегионального и внешнеторгового направлений.В условиях санкционного давления и изоляции новых субъектов от возможности реализации международной торговли, крайне важно обеспечить экономическое развитие региона в пределах РФ, а также обеспечить возможность экспорта производимой в новых субъектах продукции в дружественные страны.Однако, на наш взгляд, добиться максимальной эффективности в данном вопросе возможно при помощи института государственно-частного партнерства (ГЧП), особенно учитывая снижение экономических показателей РФ в целом. По своей сути, государственно-частное партнерство представляет собой совокупность форм и средне и долгосрочного взаимодействия в целях решения общественно-значимых задач, построенного на взаимовыгодных условиях.Партнёрство государства и бизнеса сейчас – это в первую очередь колоссальная экономия ресурсов (времени и бюджета) для публичной стороны. ГЧП для инвестора – гарантия того, что вложенные деньги окупятся, пусть и в долгосрочной перспективе. Процесс функционирования ГЧП оказывает важное влияние на экономику, обеспечивая следующие моменты: - повышает эффективность реализации проектов при помощи участия в них частного бизнеса, который может более эффективно решать вопросы производственного и управленческого характера в условиях рынка. - наращивает качество обслуживания конечных потребителей, а также процесс реализации общественных проектов в более короткие сроки. - снижает уровень нагрузки на государственный бюджет при помощи привлечения частного сектора и переложения части затрат на пользователей.- привносит дополнительные возможности для развития системы предпринимательства, что в перспективе может способствовать решению проблем занятости, так как на рынке труда может повышаться спрос на высококвалифицированные профессии.На рисунке 5 представлены статистические данные относительно сфер деятельности, в которых наиболее развито ГЧП.Рисунок 5. Структура отраслей по количеству ГЧП-проектов, в %Как видно из представленных данных, в наибольшей степени государственно-частное партнерство проявляется в коммунально-энергетической сфере. Затем идет социальная инфраструктура и транспортная. Однако, как было подчеркнуто, новые субъекты РФ характеризуются множеством отраслей, где государственно-частное партнерство как раз могло бы стать эффективным решением в развитии экономического потенциала региона.Что касается развития ОПК на новых территориях, то данный вопрос в ближайшие годы полагаем нецелесообразно рассматривать по той причине, что Украина обладает вооружением довольно высокой степени дальности (по последним данным до 150 км.). Соответственно, будет иррациональным размещение каких-либо оборонно-промышленных предприятий в пределах территории присоединенных субъектов – данные предприятия могут стать военной целью для вооруженных сил Украины.В этой ситуации главными задачами социально-экономического развития России в ее новых границах на ближайшие три года должны стать разработка и реализация финансовых, бюджетных, ценовых, логистических и других соответствующих экономических механизмов, способных обеспечить минимизацию влияния санкционных угроз на развитие отечественной экономики и социальных структур поддержки населения на федеральном и субфедеральном уровнях.Чтобы быть лидером в мировой экономике в современном мире, нужно иметь превосходство в технологиях и создании новейших средств производств, а также необходимой для их производства компонентной базы. Поэтому считаем, что устойчивое и независимое развитие страны следует строить на собственной технико-технологической базе.ЗАКЛЮЧЕНИЕПодводя итог настоящей выпускной квалификационной работы, с учетом проведенного анализа положений действующего законодательства, а также научных исследований, сделаны следующие выводы.Экономическая безопасность любой страны является стержнем национальной безопасности, она обеспечивает экономическую независимость государства, защищенность его интересов в мире, поступательный рост валового внутреннего продукта, социально-экономическое развитие, повышение уровня жизни и политическую стабильность. В связи с этим исследование влияния финансов на экономическую безопасность страны как системы защищенности от вызовов, рисков и угроз должно осуществляться с учетом различных аспектов и раскрытием их сущности, структуры и составляющих элементов.Уровень военной безопасности оказывает непосредственное положительное влияние на социально-экономическое развитие страны и благосостояние ее населения. Национальная оборона страны не только защищает ее население и национальное богатство от уничтожения, захвата и т.п. Защищенность страны от военных угроз (как традиционных, так и современных, «гибридных») усиливает ее конкурентные позиции на рынках, исключая силовое принуждение к невыгодным для нее решениям и действиям.На настоящий момент в доктрине отсутствует единый подход, который бы однозначно определял, что непосредственно представляет собой военно-экономическая безопасность. В то же время, на основе проведенного исследования можно констатировать, что военно-экономическая безопасность –это определенное состояние оборонно-промышленного комплекса государства и его экономики, которые в совокупности образуют возможность РФ парировать любые военные угрозы внешнего и внутреннего характера или в максимальной степени сократить негативные последствия данных угроз, сведя их к минимум. Особую роль в обеспечении военно-экономической безопасности играют ВС РФ, поскольку именно на них возлагается важнейшая функция по обеспечению государства необходимым уровнем и качеством вооружения. ВС РФ в ходе своей деятельности, совместно с иными ведомствами, должно обеспечить разработку вооружения, отвечающего всем параметрам,необходимым для отражения угроз.Проведенный ретроспективный анализ показал, что военно-экономическая безопасность России далеко не всегда находилась на должном уровне. Особо остро данный факт был заметен в ходе Первой мировой войны, когда Россия не смогла одержать победу. Однако уже в период Второй мировой войны прежние ошибки были учтены и государству удалось в сжатые сроки наладить выпуск военной продукции.Начало специальной военной операции стало новым этапом в вопросе оценки военно-экономической безопасности РФ. Анализ показателей бюджета, уровня ВВП в сравнении с показателями Украины позволяет сделать вывод, что военно-экономическая безопасность на настоящий момент позволяет, пусть и не в полной мере, отразить ряд угроз, исходящих от недружественных стран. В условиях серьезного санкционного давления, заморозки российских активов, уходу с российского рынка десятков субъектов предпринимательской деятельности не изменило коренным образом экономическое состояние нашего государства. Между тем, несмотря на наличие возможности противостояния военным угрозам, нельзя не отметить ряд имеющихся проблемных аспектов. Во-первых, как было установлено, особую роль в обеспечении военно-экономической безопасности Российской Федерации играют ее субъекты, в большинстве из которых сосредоточены предприятия ОПК. Кроме того, нами также были рассмотрены показатели субъектов РФ в части экспорта производимой ими продукции. На основании проведенного анализа одним из перспективных направлений обеспечения военно-экономической безопасности должен стать рост экспортированной продукции, особенно в дружественные страны, с которыми на настоящий момент РФ ведет активное сотрудничество (прежде всего Китай и Индия). В этих целях необходимым элементом должно стать активное участие в различных международных выставках, форумах, заключение форм международного сотрудничества и пр.В целом необходимо подчеркнуть, что начало специальной военной операции привело к существенным и серьезным изменениям в военно-экономической безопасности РФ. Присоединение новых регионов также не могло не отразиться на безопасности страны. Между тем, одним из важнейших аспектов в части обеспечения должного уровня военно-экономической безопасности должно стать использование в полной мере потенциала регионов РФ, включая новые субъекты, которые, как показал анализ, обладают весомыми преимуществами, которое государство может использовать, в том числе, для обеспечения военно-экономической безопасности.
Нормативно-правовые акты
1. Федеральный закон от 06.12.2021 N 390-ФЗ «О федеральном бюджете на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов» // Собрание законодательства РФ. 2021. № 50 (часть I). Ст. 8397.
2. Указ Президента РФ от 13.05.2017 № 208 «О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года» // Собрание законодательства РФ. 2017. № 20. Ст. 2902.
3. Указ Президента РФ от 02.07.2021 № 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2021. № 27 (часть II). Ст. 5351.
4. Военная доктрина Российской Федерации (утв. Президентом РФ 25.12.2014 N Пр-2976) // Российская газета. № 298. 2014.
5. Послание Президента Федеральному Собранию. Владимир Путин обратился с Посланием к Федеральному Собранию. Церемония оглашения прошла в Москве, в Центральном выставочном зале «Манеж» // Rremlin.ru. Официальный сайт президента РФ. 2021. 21 апр. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/transcripts/messages/65418 (дата обращения: 06.02.2023).
Научная литература
6. Бузницкая А. О. Финансово-экономическая безопасность регионов как составляющая национальной безопасности страны // Экономика и бизнес: теория и практика. – 2022. – №. 8. – С. 49-52.
7. Варнавский В. Г. Государственно-частное партнёрство: некоторые вопросы теории и практики // Мировая экономика и международные отношения. – 2015. – № 9. – С. 30-39.
8. Васильева Л. П. Экономическая безопасность: определения и сущность // Журнал прикладных исследований. – 2020. – №. 3. – С. 6-13.
9. Викулов С.Ф., Бабенков В.И. Военно-экономическая безопасность системы материально-технического обеспечения Вооруженных Сил // Вестник Военной академии материально-технического обеспечения им. генерала армии А.В. Хрулева. – 2016. – № 3 (7). – С. 117-120.
10. Гегечкори И. М. Роль экономических санкций в укреплении внешнеэкономической безопасности России на современном этапе // Образование. Наука. Научные кадры. – 2022. – №. 1. – С. 130-132.
11. Громова, Е. А. Государственно-частное партнерство и его правовые формы: учеб. пособие. – М. : Юстицинформ, 2019. – 184 с.
12. Даврушев М. Ш., Махотенко М. А. Правовое регулирование государственно-частного партнерства. Тенденции развития // Интеллектуальные ресурсы-региональному развитию. – 2019. Т. 5. – №. 3. – С. 40-49.
13. Джанджугазова Е. А. Экономика войны //Российские регионы: взгляд в будущее. – 2020. – Т. 7. – №. 2. – С. 22-33.
14. Долгов С. И. и др. Возможности противодействия санкциям в международной торговле // Российский внешнеэкономический вестник. – 2022. – №. 4. – С. 36-54.
15. Дружинин А.Г. «Южный вектор» геостратегии Российской Федерации в современном глобаль¬ном и евразийском контексте: системные факто¬ры актуализации // Научная мысль Кавказа. – 2022. – № 1. – С. 5-16.
16. Жекамухов А. М. Современные международные конфликты с участием Вооруженных сил России // Общество: политика, экономика, право. – 2022. – №. 11 (112). – С. 42-47.
17. Идрисов Р.Ф., Синицын И.М. Обеспечение экономической безопасности в Вооруженных Силах Российской Федерации // Вестник военного права. – 2018. – № 3. – С. 47-55
18. Информационно-аналитический обзор «экономическое развитие Украины с 1991 по 2021 годы. военно-экономический потенциал Украины сегодня». – М. 2022. – 23 с.
19. История мировой экономики: учебник для вузов / под ред. Г.Б. Поляка, А.Н. Марковой. – М.: ЮНИТИ, 2004. – 727 с.
20. Караваева И.В. Национальная экономическая безопасность в теоретических исследованиях института экономики РАН // Вестник Института экономики Российской академии наук. – 2020. – № 2. – С. 27-42.
21. Красных С. С. Развитие экспорта регионов России в условиях санкционных ограничений // Вестник университета. – 2022. – №. 9. – С. 96-102.
22. Кудряшов В. С. Роль импортозамещения в экономике России // Российские регионы: взгляд в будущее. – 2018. – Т. 5. – №. 3. – С. 12-27.
23. Кудусов Л. Инновации как фактор развития импортозамещения // Управление социально-экономическими системами: теория, методология, практика. – 2021. – С. 290-297.
24. Кусков А. Н. Исследование военной и экономической безопасности России и направлений ее обеспечения // Экономика и бизнес: теория и практика. – 2022. – №. 2 (84). – С. 106-108.
25. Кускова А.П., Попова Е.А., Штанько Е.Ю. Военная и экономическая безопасность россии: основные подходы к ее обеспечению // В сборнике: Современные технологии: актуальные вопросы, достижения и инновации сборник статей XXIX Международной научно-практической конференции. Пенза. – 2019. – С. 108-111.
26. Кюнг П.А. Мобилизация экономики и частный бизнес в России в годы Первой мировой войны. – М.: РГГУ, 2012. – 240 с.
27. Матвиенко Е.А., Васильчук Е.О., Морозов И.Л. Особенности институционально-правового обеспечения противодействия экстремизму в Украине // Вестник Воронежского института МВД России. – 2013. – № 3. – С. 117–122.
28. Микитчук В.П. Проблемы и перспективы устойчивого развития территорий, включенных в состав России в 2022 году // Региональная экономика. – 2022. – № 11. – С. 6-12.
29. Николаев А. Е. Военно-экономическая безопасность как следствие деятельности эффективного государства: исторический опыт мировых войн // Научная мысль. – 2018. – Т. 5. – №. 3. – С. 119-125.
30. Новые международные отношения: основные тенденции и вызовы для России / под ред. А. В. Лукина. – М. : Международные отношения, 2018. – 344 с.
31. Орлов С. Л., Строев П. В. О некоторых особенностях вхождения в национальное пространство России и об экономическом потенциале новых территориальных образований // Вестник экономики, права и социологии. – 2022. – №. 4. – С. 39-43.
32. Половян А.В., Лепа Р.Н., Гриневская С.Н. Экономика территорий с вновь образованной государственностью – Донецкая Народная Республика // Проблемы прогнозирования. – 2018. – № 1. – С. 99-107.
33. Репников Д. А. Возможности формирования новой модели развития военно-технического сотрудничества России с зарубежными странами в условиях санкций и актуальных геополитических рисков // E-Management. – 2022. – Т. 5. – №. 4. – С. 99-105.
34. Романченко Л. Н. Экономическая безопасность государства. Уроки истории // Гражданская оборона на страже мира и безопасности. Материалы IV Международной научно-практической конференции, посвященной Всемирному дню гражданской обороны. В 3-х частях, Москва, 28 февраля 2020 года. Том Часть III. 2020. – С. 237-250.
35. Сальман А. А., Вангородская А. В. Важен комплексный подход основные аспекты преподавания вопросов военно-экономической безопасности государства как составляющей национальной безопасности страны // Вестник военного образования. – 2022. – №. 1 (34). – С. 104-107.
36. Смирнов Е. Н. Эволюция международной практики применения антироссийских экономических санкций // Российский внешнеэкономический вестник. – 2022. – №. 4. – С. 7-35.
37. Топоров А.В., Бабенков В.И. Анализ угроз военно-экономической безопасности системы материально-технического обеспечения // Научные проблемы материально-технического обеспечения. – 2018. – № 4 (10). – С. 9-15.
38. Фадеев А. С., Ничипор В. И. Военные конфликты современности, перспективы развития способов их ведения. Прямые и непрямые действия в вооруженных конфликтах XXI века //Военная мысль. – 2019. – №. 9. – С. 33-41.
39. Целыковских А.А., Бабенков А.В. Военно-экономический анализ системы материально-технического обеспечения Вооруженных сил // Научный вестник Вольского военного института материального обеспечения. – 2018. – № 3 (47). – С. 9-12.
40. Шелухина Е. А., Румачик Н. А., Мезенцева Е. С. Сущностная характеристика и ключевые составляющие системы экономической безопасности государства // Журнал прикладных исследований. – 2022. – Т. 9. – №. 6. – С. 801-810.
41. Шигалин Г.И. Военная экономика в первую мировую войну. – М.: Воениздат, 1956. – 332 с
42. Шум Н. М. Направления усовершенствования развития экспортного потенциала Хабаровского края // Экономическое развитие России. – 2022. – Т. 29. – №. 5. – С. 51-58.
43. Экономика Донецкой Народной Республики: состояние, проблемы, пути решения: научный доклад / под науч. ред. А.В. Половяна, Р.Н. Лепы. – Донецк: Ин-т экономических исследований, 2017. – 84 с.
44. Mihai N. Problems and prospects of development of seaports logistic infrastructure in Ukraine // Three Seas Economic Journal. – 2020. Vol. 1, – № 1. – Р. 53-59.
Электронные ресурсы
45. Ru-Stat. Экспорт и импорт России по товарам и странам. Итоги внешней торговли России. Аналитика за 2021 год. URL:https://ru-stat.com/analytics/9114/ (дата обращения: 20.02.2023).
46. В Стокгольмском институте назвали крупнейших экспортеров оружия в мире. URL: https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/14057331?ysclid=la5fsqdidu954595287(дата обращения: 15.02.2023).
47. В ФСВТС сообщили, что СВО повысила интерес зарубежных партнеров к российскому оружию. URL: https://tass.ru/armiya-i-opk/17091351(дата обращения: 15.02.2023).
48. ВВП России. URL: https://gogov.ru/articles/vvp-rf (дата обращения: 14.02.2023).
49. Вторая мировая в цифрах и фактах. URL: https://tass.ru/spec/wwii https://tass.ru/spec/wwii (дата обращения: 17.02.2023).
50. Данные по ВВП. URL: Украины https://take-profit.org/statistics/gdp/ukraine/ (дата обращения: 15.02.2023).
51. Западная военная помощь Украине почти сравнилась с оборонным бюджетом России. URL: https://ura.news/news/1052617240 (дата обращения: 07.02.2023).
52. Каким будет бюджет России на оборону в 2023 году. URL: https://iz.ru/1412792/2022-10-20/kakim-budet-biudzhet-rossii-na-oboronu-v-2023-godu (дата обращения: 14.02.2023).
53. Расходы на национальную оборону в этом году вырастут на треть URL: https://www.vedomosti.ru/economics/articles/2022/09/23/942188-rashodi-na-natsionalnuyu-oboronu (дата обращения: 14.02.2023).
54. Регионы России в новых условиях: путь к мобилизационной экономике? URL: https://regnum.ru/news/polit/3521786.html (дата обращения: 01.03.2023)
55. Рособоронэкспорт начал продвижение 15 новых образцов продукции российского производства в 2022 г. URL: roe.ru/press-centr/press-relizi/rosoboroneksport-nachal-prodvizhenie-15-novykh-obraztsov-produktsii-rossiyskogo-proizvodstva-v-2022/?from_main (дата обращения: 10.03.2023).
56. Совещание с руководством Минобороны и представителями ОПК // Кremlin.ru. Официальный сайт президента РФ. 2021. 25 мая. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/ 65653 (дата обращения: 01.02.2023).
57. Стокгольмский институт исследования проблем мира (SIPRI) опубликовал доклад о продажах обычных вооружений в 2017–2021 годах. Согласно этим данным, экспорт оружия из России сократился на 26% по сравнению с 2012-2016 годами. Россия удерживает второе место по объему экспорта военной техники. Стратегически положение основных игроков не меняется: следом за стабильно первыми США (39% рынка) – вторая Россия (19%). // https://sipri.org/sites/default/files/2022-03/sipri_at_press_release_rus.pdf
58. Структура вооруженных сил РФ. Электронный ресурс. Режим доступа: https://forma-odezhda.com/encyclopedia/struktura-vooruzhennyh-sil-rf/ (дата обращения: 03.02.2023).
Вопрос-ответ:
Что такое военно-экономическая безопасность государства?
Военно-экономическая безопасность государства - это комплекс мер, направленных на обеспечение устойчивого функционирования экономики страны в условиях вооруженного конфликта и минимизации угроз, которые могут нанести ущерб национальной экономике.
Какие основные угрозы могут нанести ущерб военно-экономической безопасности государства?
Основные угрозы военно-экономической безопасности государства включают в себя экономический шпионаж, кибератаки на объекты критической инфраструктуры, нарушение поставок энергоресурсов, блокаду суши и моря, террористические акты и другие.
Как Вооруженные Силы Российской Федерации обеспечивают военно-экономическую безопасность государства?
Вооруженные Силы Российской Федерации выполняют широкий спектр задач по обеспечению военно-экономической безопасности государства, включая защиту объектов экономической инфраструктуры, обеспечение безопасности транспортных коммуникаций, контроль за экспортом и импортом товаров двойного назначения, борьбу с терроризмом и экономическими преступлениями и другие.
Какую роль играют Вооруженные Силы Российской Федерации в обеспечении военно-экономической безопасности государства?
Вооруженные Силы Российской Федерации являются ключевым фактором в обеспечении военно-экономической безопасности государства. Они выполняют важные задачи по защите экономической инфраструктуры, обеспечению безопасности экспорта и импорта товаров, борьбе с терроризмом. Кроме того, они осуществляют контроль за экспортом и импортом товаров двойного назначения и участвуют в разработке мер по укреплению военно-экономической безопасности страны.
Что такое военно-экономическая безопасность государства и какую роль она играет?
Военно-экономическая безопасность государства - это состояние, при котором экономика страны обеспечивает выполнение оборонных потребностей и гарантирует достаточное экономическое развитие для поддержания эффективности и силы вооруженных сил. Она является одной из основных составляющих общей безопасности государства, так как от экономической стабильности зависит способность страны к обороне и выполнению военных задач.
Какие угрозы могут препятствовать обеспечению военно-экономической безопасности государства в современных условиях?
В современных условиях главной угрозой для военно-экономической безопасности государства является экономическая зависимость от других стран, особенно в сферах оборонного комплекса и энергетики. Также существуют угрозы в виде международных конфликтов, террористической активности, кибератак и информационных воздействий на экономическую инфраструктуру страны.
Какую роль играют Вооруженные силы Российской Федерации в обеспечении военно-экономической безопасности государства?
Вооруженные силы Российской Федерации являются ключевым фактором обеспечения военно-экономической безопасности государства. Они обеспечивают защиту страны от внешних угроз, защищают экономическую инфраструктуру и при необходимости осуществляют принуждение к обеспечению интересов России в мировом экономическом пространстве.
Какие меры предпринимаются Вооруженными силами Российской Федерации для обеспечения военно-экономической безопасности государства?
Вооруженные силы Российской Федерации осуществляют ряд мер по обеспечению военно-экономической безопасности государства. Это включает создание и поддержку собственного военно-промышленного комплекса, содействие развитию национальных отраслей экономики, обеспечение суверенитета и защиты государственных институтов, а также участие в международном сотрудничестве по обеспечению военно-экономической безопасности.
Что такое военно-экономическая безопасность государства?
Военно-экономическая безопасность государства - это состояние, при котором экономическая система, ресурсы и производственные возможности страны защищены от военных угроз и способны обеспечить эффективное функционирование в условиях военного конфликта или приготовления к нему.
Какие угрозы могут возникнуть для военно-экономической безопасности государства?
Основные угрозы для военно-экономической безопасности государства в современных условиях включают экономическую и военную блокаду, противодействие экономическим и военным давлениям, киберугрозы, ограничение доступа к ресурсам, системный сбой в экономике, угрозу терроризма и угрозу распространения массового оружия.
Какую роль играют Вооруженные Силы Российской Федерации в обеспечении военно-экономической безопасности государства?
Вооруженные Силы Российской Федерации являются ключевым фактором в обеспечении военно-экономической безопасности государства. Они выполняют ряд задач, включающих защиту экономики страны от военных угроз, обеспечение безопасности критической инфраструктуры, защиту транспортных коммуникаций и государственных границ, а также участие в противодействии терроризму и киберугрозам.