Финансовый капитал в современной рыночной экономике

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Экономика
  • 67 67 страниц
  • 43 + 43 источника
  • Добавлена 17.05.2023
2 500 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
Введение 3
1 Ресурсная база экономического субъекта (предприятия) 5
1.1 Предприятие как финансово-хозяйственная система: имущество предприятия (активы) и источники имущества (пассивы), структура пассивов предприятия в разрезе источников их формирования 5
1.2 Цели использования пассивов предприятия (создание внеоборотных активов и формирование оборотных средств) 11
1.3 Способы удовлетворения потребностей предприятия в пассивах 15
2 Содержание, структура и предназначение финансового капитала 20
2.1 Природа денег, деньги и денежный капитал 20
2.2 Ссудный капитал (банковские ссуды) 25
2.3 Инвестиционный капитал 27
3 Институциональная организация современных рынков капитала 31
3.1 Фондовый рынок как рынок инвестиционного капитала и его основные игроки 31
3.2 Ценные бумаги (акции и облигации) как титулы субъектов финансовых рынков 34
4 Финансовый капитал и новая российская реальность 38
4.1 Антироссийские санкции: содержание и направленность 38
4.2 Особенности рынка капитала в России в 2022 году 46
4.3 Задачи и пути развития российского финансового рынка 54
Список использованной литературы 63
Фрагмент для ознакомления

Планируется что экономические результаты функционирования банков и информация о капитале и ресурсах банков, состав банковских операций — в более упрощённом виде, чем раньше, — будет раскрываться[41].Экономические ограничения,связанные с функционированием государственного долга России, подразумевает введение Соединенными Штатами запрета на осуществление операций с государственными облигациями, эмитированных после 1 марта 2022 года. А такжегражданам Соединенных Штатовне разрешается приобретение облигаций следующих ведущих компаний: Сбербанк, Альфа-Банк, Газпромбанк, РЖД,Россельхозбанк, Газпром, Газпромнефть, Совкомфлот,Транснефть, Русгидро,Ростелеком, АЛРОСА и МКБ [34, 16].Евросоюз в марте 2022 года ввели запрет на продажу, поставку, передачу или экспорт банкнот евро в Россию, том числе государственным институтам, гражданам и организациям, за исключением — передачи банкнот физическим лицам, приезжающим в Россию для туристической поездки. Также, Соединенные Штаты 11 марта 2022 года запретили экспортировать, продавать или поставлять, в явном или неявном виде банкноты в долларах США российским гражданам и организациям, правительству или любому лицу, находящемуся в России. По причине экономических ограничений на территории России прекратили действовать международные платежные системы - Visa и MasterCard. Операции по картам, выпущенным в данных платежных системах,более не осуществляются за пределами Российской Федерации после 10 марта, а карты, этих платежных систем эмитированные за границей, не действуют в России. Карты платежных систем Visa и MasterCard, выпущенные до ввода в действие санкцийпродолжат действовать внутри страны, как и раньше. Также о подобных запретах объявили другие международные платежные системы такие как American Express, JCB,Apple Pay и Google Payвели запрет на платежи для держателей карт этих банков, либо для оплаты через платежные терминалы этих банков [34, 17]. Были введены меры, ограничивающие деятельность Банка России. Данные меры также влияют на субъекты, которые имеют право действовать от имени и по поручению Центрального Банка России. США и ЕС заблокировали активыБанка Россииобщей стоимостьюсвыше 300 миллиардов долларов. Некоторые операции с Центральным банком Российской Федерации могут быть разрешены если это будет осуществляться для финансовой стабилизации Евросоюза.Блокировка валютных резервов Банка России ослабляет механизмы внутреннего денежно–кредитного регулирования финансового рынка страны. В полномочия Центробанка входит осуществление регулирования внутреннего валютного рынка в случаях кризисных явлений, которые выступают угрозой финансовой стабильности. Подобно ситуации, возникшей в конце февраля 2022 года, когда значительно сократилась ликвидность внутреннего валютного рынка, повысился спрос на иностранную валюту, повысились финансовые риски. Но замораживание валютных активов лишила Банк России возможностиосуществления операций с долларами и евро на внутреннем валютном рынке. По этой причине реализовывались другие меры для регулирования финансового рынка России, такие как:введение ограничений на движение капитала;повышение ключевой ставки до 20 %;остановка торгов на Московской Биржи на короткий период. Осуществляемые мероприятия повысили стабилизационные процессы на рынке капитала и в ближайшем будущем постепенно создали среду, позволяющую снизить ключевую ставку.Введение ограничений на движение капитала включало новые правила осуществления платежей в отношении резидентов из некоторых стран и введение требования об безусловной продаже 80% валютной выручки экспортерами. Введение ограничений на движение капитала — это важный инструмент политики Центробанка в кризисный период обострившегося санкционного давления для поддержания стабильности на внутреннем рынке капитала. Также антироссийские санкции включили блокировку счетов российских частных компаний и гражданвСоединенных Штатах, Европейском союзе, Великобритании и др. Это также становится фактором давления на внутренний финансовый рынок России и стало причиной укрепления рубля относительно валют данных стран, не имеющей связи с ростом ключевой ставки. Все это создало ситуацию для инвесторов из России, в которой они стали переводить иностранные активы в российские, а для организаций – заменять кредиты в валюте на рублевые [35]. В связи с обострившимися геополитическими событиями, 24 февраля 2022 г. ознаменовалось для фондового рынка России сильным падением, индекс Мосбиржи резко упал по результатам основной сессии на 33% до 1681,11 пунктов(см. рисунок 6) [34, 18].Рисунок 6 – Динамика Индекса ММВБ в феврале – марте 2022 г.За один день рыночная капитализация трех ведущих компаний российского рынка таких как Газпром, Роснефть и Сбербанк опустилась почти на 3 трлн руб. Рыночная стоимостькомпании Роснефть упала на 1 трлн руб. до отметки - 4,96 трлн. руб., капитализация Сбербанка упала на 970 млрд руб. - до 4,9 трлн. руб., а Газпрома – на 850 млрд. руб. до 6,5 трлн. руб. Смаксимальных значений ноября 2021 года индекс Мосбиржа упал к концу февраля 2022 года на 35%. Это рекордное значение падения за всю историю российского фондового рынка, прошлое максимальное падениена 20,81%былозафиксировано в 1997 году.В этот кризисный период российский рубль значительно упал,достигнув отметки 120,38 руб. по курсу Банка России за 1 доллар, однако после этого, благодаря мерам поддержки со стороны Банка России, начал немного укрепляться[34, 18]. По распоряжению Банка России торговля на Московской бирже была приостановлена с 25 февраля 2022 года. Торги на бирже облигациями федерального займа были возобновлены с 21 марта 2022 года. Сконца марта2022 года Центральный банк РФ снял все ограничения на Мосбирже.Динамика пары российский рубль к доллару США в 2022 году представлена на рисунке 7 [34, c. 19].Рисунок 7 – Динамика пары Российский рубль / Доллар СШАв 2022 годуЗначимым фактором для финансового рынка России в этот период сталаполитика Банка России по резкому поднятию ключевой ставки 28 февраля с 9,5 % до 20 %. Повышение ставки запустило механизм регулирования валютного курса, приостановив отток капитала из банковского сектора и помогло восстановить контроль над инфляцией. Ключевымэлементомдля стабилизации российского рынка капиталаявлялись меры в сфере минимизации последствий валютных ограничений.Санкции, регламентирующие действия российских хозяйственных субъектов на международных финансовых рынках и дисбаланс логистических связей, будут иметь негативное воздействиена экономическое положение российских компаний. Кризисный период, сопровождающийся нарушением стабильности на финансовых рынках, спровоцировал некоторые российские компаний на отмену или приостановление выплатдивидендов. Это относится к таким компаниям как Евраз, Черкизово, Энел, Русагро и др. В перспективе ослабевший рубль укрепился под воздействием введенных Центральным банкоммер, однако резкие колебания курса в феврале – марте 2022 г. все же привнесли потери участникам российского финансового рынка [34, 19]. В период санкционного давления увеличилось количество транзакций в рублях по той причине, что активы в долларах и евро были заморожены для определенных государственных институтов и некоторых граждан. В итоге больше внимания стало уделяться использованию российских рублей в международных расчетах. В общем, российский фондовый рынок показал за 2022 год отрицательную динамику, падение на 44%. Российский фондовый рынок 24 февраля упал на 33, 3%. По итогам 2022 года капитализация фондового рынка в России упала на 7,6 трлн. руб. Причины такого сильного падения российского рынка заключались в геополитических событиях, а эти события стали причиной экономических ограничений против России, которые стали причиной [38]:сокращения объемов экспорта сырьевых компаний;снижения показатели финансового рынка, из-за потерь связанных с переоценкой валютных ценностей;отмены дивидендных выплат некоторых российских компанийпо причине рыночной неопределенности;резкого повышения ключевой ставки;высокой волатильности российского рубля;снижения выручки экспортеров после укрепления курса рубля;заморозкироссийских активов и фактической заморозки активов нерезидентов в России;резкого снижения объемов операций на финансовом рынке;введения дополнительных налогов;сокращения точек роста из-за усугубления геополитических событий.По причине этих событий с российского рынка ушли крупные участники. В начале 2022 года на долю частных инвесторов на Московской бирже приходилось около 40% дневного оборота, к концу года этот показатель достиг 80%, тогда как дневной объем торгов при этом сократился до 10 раз. Финансовый сектор за 2022 год упал на 49 % [38]. Динамика индекса Мосбиржи с 2000 годов по начало 2023 года представлена на рисунке 8.Рисунок 8 – Динамика годовой доходности индекса Мосбиржи [39]Таким образом, особенности рынка капитала в России в 2022 году характеризуется воздействием санкций на финансовый рынок России. Антироссийские санкции стали причиной кризисных явлений на финансовом рынке. Произошел резкий отток ликвидности с российского финансового рынка, были введены ограничение на деятельность Банка России с валютными ценностями, также были заблокированы счета российских организаций и граждан, находящиеся на территории недружественных стран. Все это вызвало резкое падение различных сегментов рынка капитала. Для регулирования этих кризисных процессов Центробанк был вынужден осуществить ряд мер для стабилизации финансового рынка России.3.3Задачи и пути развития российского финансового рынкаПути совершенствования российского финансового рынка во многом зависят от единой денежно-кредитной политики, осуществляемом Банком России. Одной из важных направлений политики Банка России является поддержание стабильности банковской системы, финансового рынка, национальной платежной системы. В связи с санкциями, введенными в отношении финансового рынка России в 2022 году, в условиях повышения рисков и существенногоповышения неопределенности,согласование мероприятий по разным направлениям функционирования Центрального Банка России усилилась.В ближайший период экономике России ожидается пройти путь изменений, опираясь на внутренние ресурсы, поскольку внешнее финансирование будет недоступно. Ключевую роль в этом этапе будет играть финансовый рынок. В конце лета 2022 года Центробанк России в своемдокладе «Финансовый рынок: новые задачи в современных условиях»раскрыл наиболее перспективные значимые задачифинансового рынка России и пути их достижения.К основным задачам развития российского финансового рынка, по мнению Банка России, следует отнестиследующие [40].Первый комплекс мер должен быть направлен на поддержание стабильностифункционирования кредитных организаций, а именно:введены послабления для институтов банковской системы введенные в условиях санкционного давления может оказать негативное воздействие на стабильность финансовых рынков. Выход из сложившейся ситуации необходимо осуществлять поэтапно, с регулированием рисков в финансовой сфере. Чтобы у кредитных организаций возросли финансовые ресурсы для кредитования возможно стоит сократить надбавки к капиталу. Одновременно необходимы меры по сокращению объемов рискованных кредитов при помощи макропруденциальных мер;Центробанк допустил возможность утверждения нового регламента учета активов и обязательстве российских компаний перед гражданами и юридическими лицами недружественных стран и посчитал допустимым формирование резервов под заблокированные средства в более длительном временном промежутке;предполагалось ввести корректировки в структуру и в формы публикуемой финансовыми и кредитными организациями отчетности для трансформации финансовой информации в более агрегированную и упрощённую форму с целью минимизации санкционных рисков, связанных с чрезмерно открытой и детализированной финансовой информацией.Следующий комплекс мер должен затрагивать банковского сектор в части его присутствия на валютном рынкеи участия в финансировании экономического развития. Согласно немуодним из естественных последствий санкций является отказа использования валют стран, которые внесли санкции против экономики России. Центробанк намерен поддерживать естественное движение сокращения объема банковских операций в долларах и евро при помощи регулирующих мероприятий для уменьшения объема банковских сделок в «токсичных» валютах.для того, чтобы кредитные организации активно финансировали в развитие экономики страны Банк России, планирует новые механизмы минимизации рисков при помощи поддержания банковского сектора государственными гарантиями и поручительствами, а также за счет эмиссии обеспеченных ценных бумаг. Центральный банк РФ запланировал проведение мероприятий для расширения потенциала региональных банков и приумножения их ресурсной базы для расширения кредитования, возможно при помощи создания банковских групп.В рамках третьего комплекса мер должно осуществляться совершенствование инструментов дляобеспечения долгосрочных сбережений граждан, а именно:запланировано усовершенствовать систему негосударственного пенсионного обеспечения с целью создания механизмов для расширения объемов добровольных пенсионных накоплений, посредством системы софинансирования добровольных пенсионных накоплений, увеличения инвестиционных возможностей негосударственным пенсионных фондов (НПФ) посредством новых критериев определения состава их инвестиционных портфелей;также планировалось сформировать новыефинансовые инструменты, расширяющиеинвестиционные возможности НПФ.Еще один комплекс мер был нацелен на расширение состава инструментов рынка капитала для мобилизации ресурсов, стимулирующих экономическое развитие. Он предполагалрасширение перечня финансовых инструментов, улучшающих качество инвестиций и позволяющих работать в рамках льготных режимов эмиссии ценных бумаг для субъектов хозяйствования, участвующих в трансформации экономики России и действующих в передовых отраслях. Поддерживающими рычагами могут быть предоставление гарантий от государства и институтов развития, поддерживающие программы для выхода на рынок ценных бумаг;уведомление физических лиц о возможности участия в совершенствовании экономики России при помощи мобилизации финансовых ресурсов посредством вложения денежных средств в ценные бумаги, такие как акции и облигации российских организаций, а также в совершенствование системы социального софинансирования;реализацию возможности совершать прямые продажи финансовых инструментов с длительным сроком обращения физическим лицам непосредственно эмитентами с использованием финансовых платформ и паевых инвестиционных фондов. Соответствующие меры были направлены на защиту неквалифицированного розничного инвестора, что предполагало осуществление следующих мероприятий:поддержка интересов неквалифицированных инвесторов путем развития возможностей выхода на рынок капитала. Чтобы это осуществить следует законодательно определить критерии отнесения лиц к квалифицированным инвесторам и порядок регламентации финансовых инструментов, обращающихся доступных только для них. планировалось сократить максимально доступный размер кредитного плеча для неквалифицированных инвесторов, а в случаи раздельного учета средств розничного инвестора брокером – предусмотреть меры для повышениязащищенности активов неквалифицированного инвестора;также предполагалось повысить требования к финансовым посредникам за нарушение регламента.Особое внимание было уделено финансированию устойчивого развития российской экономики, что предполагало:усиление внимания Центрального банка Российской Федерациик совершенствованию системы устойчивого развития, в особенности касательно инфраструктурных проектов, а также развитие новых инструментов их финансирования,учет ESG-факторов при осуществлении корпоративного управления;в среднесрочной перспективе главным регулятором финансовых рынков предполагалось проработать вопросы регулирования и контроля источников интеграции ESG-рисков.Внимание было уделено совершенствованию национальной системы индикаторов для финансовых и товарных рынков, для чего Центробанкбудет должен сформировать инфраструктуру для развития национальных информационных и рейтинговых агентств, основным предназначением которых является формирование финансовых индикаторови совершенствование устойчивой национальной рейтинговой системы на финансовом рынке России. Особое внимание будет уделено используемой методологии, на основе которой формируются рейтинги и на качествореализации рейтингового процесса.Определенное внимание предполагалось уделить развитию рынка производных финансовых инструментов. Для его становленияБанк России планировалпринять меры по стимулированию развития информационных сервисов, торговых площадоки др. В случаях заключения структурирования сделок или осуществления хеджирующих сделок на финансовом рынке с производными инструментами предлагается уточнить требования к банкам касательно достаточности капитала. Также планируется расширить перечень базисных активов для производных инструментов и внести поправки в налоговое законодательство касательноналогообложения операций с инструментами хеджирования.В части совершенствования рынка страховых услуг предполагалосьсоздание условий для функционирования конкурентоспособного перестраховщика и секьюритизация перестрахования. Также указывалось, что на развитие страховой и перестраховочной деятельности окажут положительное влияние совершенствование системы национальных рейтингов, а также установление партнерских отношений с страховыми рынкамидружественных стран.Определенные меры намечались в сфере регулирования экосистем и платформ, а именно:разработка мероприятий по разностороннему регламентированию деятельности экосистем как активно развивающегося нового направления развития бизнеса. Предполагалось, что функционирование экосистем должно осуществляться на основе пропорциональности их деятельности, больше требований будет предъявляться к крупным интернет–платформам;для создание конкурентоспособной сферы предусматривалась вероятность введения повышенных требований для крупных субъектов цифрового рынка;регламентация деятельности цифрового рынка увязывалась со сферой экономической деятельности и его социально-экономической ценностью.В области развитияи реализация цифровых платежных проектов главный регулятор финансового рынка в будущем планировал преобразование и развитие платежной системы «Мир» в рамках международной финансовой системы, совершенствование Системы быстрых платежей для физических и юридических лиц посредством расширенияи упрощения сервиса для пользователей и создание системы трансграничных переводов, в первую очередь на территории ЕАЭС. Кроме этого, в рамках активной цифровизации финансовых услуг предполагалась совершенствование системы регистрации биометрических данных, а также активизация деятельностипо созданию и внедрению цифрового рубля.Определенное внимание было уделено выстраиванию системы внешнеторговых и финансовых расчетов, для чего планировалось расширение территориальных масштабов использования национальной валюты, для чего должны были формироваться правила,позволяющиев трансграничных расчетах использовать российскийрубль. Подчеркивалась необходимость продолжения деятельности по совершенствованию платежно-расчетной инфраструктуры с важными торговыми партнерами из дружественных стран и рассмотрение путей двухстороннего и многостороннего межбанковского взаимодействия российских банков с банками таких стран.В части регламентации валютного регулирования и использования ограничений на движение капитал в качестве важнейшей задачи называлось стимулирование перехода на расчетные отношения в российских рублях и в валютах дружественных стран, а также сокращениев расчетах валют недружественных стран.В случаях валютных запретов и ограничений должен был применяться принцип взаимности и планировалось вводить смягчающие мерыв связи с административной ответственностью за нарушения правил валютного законодательства, связанных с антироссийскими санкциями.Таким образом, задачи и пути развития российского финансового рынкамногосторонние и будут реализовываться Центральным банком РФ. Основные направления совершенствования финансового рынка формируются под воздействием экономических ограничений в отношении российского финансового рынка, как ответная реакция на кризисные явления в финансовом рынке для его поддержания и включения механизмов стабилизации. ЗаключениеФинансовый капитал как ключевая категория современной экономической теории отражает результат сращивания промышленного капитала, перешедшего порог меры в процессе своей концентрации, с адекватным ему в качественном отношении банковским капиталом.До тех пор, пока мировая экономика основывается на денежном обращении, исследования и дискуссии на тему денег не перестанут быть актуальными. Возможно, в будущем мы придем к единым выводам, но, как представляется, скоро может начаться новый этап эволюции денег: мировая экономика потребует новых способов определения стоимости, а вместе с этим – и новой сущности денег, что породит и новые проблемы.Формирующийся в российской экономике финансовый капитал выражает отношения между крупными корпоративными структурами и остальными экономическими субъектами по поводу присвоения «некапиталистического дохода» (в форме политической и спекулятивной ренты). Его развитие ограничивается огосударствлением финансового капитала. При этом воспроизводство государственного финансового капитала в большей степени, чем частный финансовый капитал, зависит от внешних факторов или факторов, создаваемых государством: системы государственных преференций, системы формальных институтов.Выполнение российским финансовым капиталом роли общественного капитала, в силу его недостаточной зрелости в этом качестве, ограничено отдельными отраслями и секторами национальной экономики. Будучи сосредоточенным в одних отраслях, российский финансовый капитал присваивает стоимость, созданную другими секторами экономики, блокируя, тем самым, формирование отечественного промышленного капитала.Развитие финансового капитала и формирование на его основе сектора крупных предприятий предполагает его дальнейшую экспансию и, соответственно, усиление монополизации экономики (которое служит механизмом поддержания конкурентоспособности российского финансового капитала в мировой экономике). Вместе с тем, экспансия российского финансового капитала должна основываться не только на процессах централизации капитала, что предполагает формирование соответствующих институтов, стимулирующих инвестиционную активность крупных корпораций как организационно-экономической формы финансового капитала.Современное состояние финансового капитала России формируется под воздействием экономических санкций, введенных в отношении российского финансового рынка. Антироссийские санкции имеют разностороннюю направленность. К основным направлениям влияния антироссийских санкций на экономику России можно отнести:изоляция России от мировой финансовой системы, воздействие на объемы входящих в страну иностранных инвестиций, влияние на объем создаваемой валовой продукции внутри страны, негативное воздействие на цены и доходы населения, ограничение внешней торговли страны.Все это вызвало резкое падение различных индикаторов рынка капитала: падение индекса Мосбиржи достигло рекордных значений, курс рубля резко упал по отношению к доллару, произошел резкий отток ликвидности с российского финансового рынка, сокращение объёма поступающих в страну прямых инвестиций.Для регулирования этих кризисных процессов государственные структуры осуществили ряд мер для стабилизации финансового рынка: Банк России повысил ключевую ставку с 9,5% до 20,0% годовых, былисформированы и реализованы система мероприятий для поддержания и контроля движения капитала, для стабилизации ситуации на валютном рынке были введены требования об обязательной продаже экспортерами 80% валютной выручки и сокращены возможности нерезидентов по выводу активов из страны, также для регулирования банковского сектора Центральный банк РФ принял ряд мер.Для противостояния последствий санкционного давления на экономику России, Банк России как ключевой регулятор финансового рынка планирует реализовать комплекс мероприятий для поддержания и развития финансового рынка России. К данным мерам относятсяподдержание стабильности функционирования кредитных организаций, меры по участию банковв финансировании экономического развития, совершенствование инструментов для обеспечения долгосрочных сбережений граждан, расширение состава инструментов рынка капитала для мобилизации ресурсов, стимулирующих экономическое развитие, совершенствование принципов устойчивого развития российской экономики, совершенствование национальной системы индикаторов для финансовых и товарных рынков, развитие рынка производных финансовых инструментов и страховых услуг, меры в сфере регулирования экосистем и платформ, преобразование и развитие платежной системы «Мир» в рамках международной финансовой системы, расширение территориальных масштабов использования национальной валюты.Таким образом, задачи и пути развития российского финансового рынка многосторонние и будут реализовываться Центральным банком РФ. Основные направления совершенствования финансового рынка формируются под воздействием экономических ограничений в отношении российского финансового рынка, как ответная реакция на кризисные явления в финансовом рынке для его поддержания и включения механизмов стабилизации. Список литературыФедеральный закон от 27.06.2011 № 161-ФЗ «О национальной платежной системе» / (дата обращения 01.11.2021 г.)Федеральный закон «О национальной платежной системе». от 27.06.2011 N 161-ФЗ (последняя редакция). – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://base.garant.ru// (дата обращения 01.11.2021 г.)Указание Банка России от 03.07.1998 № 277-У «О порядке выдачи регистрационных свидетельств кредитным организациям — резидентам на осуществление эмиссии предоплаченных финансовых продуктов» / (дата обращения 01.11.2021 г.))Абрамова, М.А. Деньги, кредит, банки. Денежный и кредитный рынки / под ред. Абрамова М.А. Александрова Л.С. – Издательство Юрайт, 2021. – 378- 401 с.Авакова Н.И. Электронные деньги на российском финансовом рынке // Вестник Таганрогского института управления и экономики. 2017. № 10. С. 40–45. Алехин Б. И. Рынок ценных бумаг: учебник и практикум для академического бакалавриата – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Юрайт, 2018. – С. 17-19Андреев В.К. Проблемы правового регулирования рынка ценных бумаг. //Государство и право, 2007. № 3Балашев Н.Б., Суслова О.А. Бесконтактные платежи и их использование в России и Европе // Вестник Тульского филиала Финуниверситета. – 2019. – № 1-2. – С. 19-21.Балашова О.Б., Балашев Н.Б. Сущность и виды банковских карт // Вестник Тульско го филиала Финуниверситета. – 2018. – № 1. – С. 27-30Бочаров В.В., Корпоративные финансы. – СПб.: Питер, 2008 – 272с.Борецкий Е.А., Егорова М.С. Эволюция взглядов на сущность денег и их виды // Молодой ученый. – 2019. – №10. – С. 246-248, 365-395. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://moluch.ru/archive/90/18783/ Брейли Р., Майерс С. Принципы корпоративных финансов: Пер. с англ. М.: ОлимпБизнес, 2009. - 1008 с.Иванов В.Ю. Проблемы правовой квалификации расчетов «электронными деньгами» // Банковское право. 2020. № 3. С. 33–37.Иванов Г.Г. Экономика организации (торговля) - ИД «Форум» - ИНФАМ 2012. – 351c.Концепция цифрового рубля. Апрель 2021 г./Банк России – М., 2021. – 30 с.Коробейникова О.М. Предметный анализ сущности электронных денег как платежных инструментов электронных платежных систем // Системное управление. – 2021. – №1(22). – С. 3-5. Левченко Л.В., Иванова Н.И. Экономическая теория: учебное пособие. Самара. 2020. С.121.ЛэнСяожуй, Юрьева Л.В. Правовая регламентация бухгалтерского учета КНР // XI Международная конференция «Российские регионы в фокусе перемен». – 2022. С. 718-720.Никонова Ю. С., Власенко Р. Д. Анализ структуры и динамики денежной массы России // Молодой ученый. - 2019. - №10. – С. 197-201. Овсейко С.А. Юридическая природа электронных денег // Юрист. 2017. № 9. С. 140–143.Покидченко, М.Г. История экономических учений: Учебное пособие / М.Г. Покидченко, И.Г. Чаплыгина. - М.: Инфра-М, 2020. - 160 c. Статкевич, Д. А. Сравнение бухгалтерского учета активов в Республике Беларусь и Китае / Д. А. Статкевич // Бухгалтерский учет и анализ. - 2020. - № 11. - С. 35-39.Челноков, В.А. Деньги. Кредит. Банки : учеб. пособие / В.А. Челноков. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2019. – 481 с. Челноков, В.А. Эволюция денег, кредита и банков / В.А. Челноков. – М. : Финансы и статистика, 2019. – 256 с. Шишкин, М.В. История экономических учений: учебник для бакалавров / М.В. Шишкин, Г.В. Борисов, С.Ф. Сутырин. - Люберцы: Юрайт, 2019. - 383 c. Chinese Accounting vs. International Financial Reporting Standards: What Are the Main Differences? – [Электронныйресурс]. – Режимдоступа: https://www.hawksford.com/knowledge-hub/china-business-guides/chinese-accounting-standards-vs-ifrs (датаобращения 07.03.2023)TheGlobalFinancialCentresIndex [Электронныйресурс] – Режимдоступа: https://www.longfinance.net/programmes/financial-centre-futures/global-financial-centres-index/gfci-30-explore-data/gfci-30-rank/ (датаобращения 07.03.2023)Московская биржа – [Электронный ресурс] – Режим доступа:https://report2020.moex.com/ru/2/1/index.html(датаобращения 09.03.2023)29. Молчанов Н.Н. Экономические санкции и финансовая система России // Финансы: теория и практика. – 2017. - Т. 21, № 5. – С.50 - 6130. Афанасьев М.П., Фам Тхи Дан Чуон, Шаш Н.Н. Перспективное регулирование государством финансового сектора (на примере экономики России) // Вопросы государственного и муниципального управления. - 2022.- № 3. – С.87 – 113 31. Прилепский И.В. Финансовые санкции: влияние на потоки капитала и экономический рост РФ // Журнал НЭА. – 2019. - №3 (43). – С. 163–17232. Платонова И.Н. Влияние финансовых санкций на привлечение иностранных инвестиций в российскую экономику // Инвестиционный, финансовый и управленческий анализ. – 2019.- № 3 том 9. – С.117 - 12133. Казанцев С.В. Антироссийские санкции: оценка ущерба. – Новосибирск: ООО «Офсет-ТМ». - 2021. – С.10 – 3434. Евсин М.Ю. Оценка влияния санкций на финансовый рынок России // ЭФО: Экономика. Финансы. Общество. - 2022. - №2. - С.14-2135. Центральный банк Российской Федерации. Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2023 год и период 2024 и 2025 годов. Одобрено Советом директоров Банка России 01.11.2022. – М.: Банк России, 2022. 36. Центральный банк Российской Федерации. Обзор финансовой стабильности IV квартал 2021 – I квартал 2022 года. – М.: Банк России, 31 мая 2022 года37. Центральный банк Российской Федерации. Обзор финансовой стабильности II – III кварталы 2022 года. – М.: Банк России, 1 декабря 2022 года38. Российский фондовый рынок: итоги 2022 года - https://fingeniy.com/rossijskij-fondovyj-rynok-itogi-2022-goda/39. Российский рынок. Обзор трендов 2022–2023 гг.- https://bcs-express.ru/novosti-i-analitika/rossiiskii-rynok-obzor-trendov-2022-2023-gg40. Центральный банк Российской Федерации. Финансовый рынок: новые задачи в современных условиях. Документ для общественного обсуждения. – М.: Банк России, 2022. 41. Интервью первого заместителя Председателя Центрального банка Российской Федерации Дмитрия Тулина - http://www.cbr.ru/press/event/?id=14129

1. Федеральный закон от 27.06.2011 № 161-ФЗ «О национальной платежной системе» / (дата обращения 01.11.2021 г.)
2. Федеральный закон «О национальной платежной системе». от 27.06.2011 N 161-ФЗ (последняя редакция). – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://base.garant.ru// (дата обращения 01.11.2021 г.)
3. Указание Банка России от 03.07.1998 № 277-У «О порядке выдачи регистрационных свидетельств кредитным организациям — резидентам на осуществление эмиссии предоплаченных финансовых продуктов» / (дата обращения 01.11.2021 г.))
4. Абрамова, М.А. Деньги, кредит, банки. Денежный и кредитный рынки / под ред. Абрамова М.А. Александрова Л.С. – Издательство Юрайт, 2021. – 378- 401 с.
5. Авакова Н.И. Электронные деньги на российском финансовом рынке // Вестник Таганрогского института управления и экономики. 2017. № 10. С. 40–45.
6. Алехин Б. И. Рынок ценных бумаг: учебник и практикум для академического бакалавриата – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Юрайт, 2018. – С. 17-19
7. Андреев В.К. Проблемы правового регулирования рынка ценных бумаг. //Государство и право, 2007. № 3
8. Балашев Н.Б., Суслова О.А. Бесконтактные платежи и их использование в России и Европе // Вестник Тульского филиала Финуниверситета. – 2019. – № 1-2. – С. 19-21.
9. Балашова О.Б., Балашев Н.Б. Сущность и виды банковских карт // Вестник Тульско го филиала Финуниверситета. – 2018. – № 1. – С. 27-30
10. Бочаров В.В., Корпоративные финансы. – СПб.: Питер, 2008 – 272с.
11. Борецкий Е.А., Егорова М.С. Эволюция взглядов на сущность денег и их виды // Молодой ученый. – 2019. – №10. – С. 246-248, 365-395. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://moluch.ru/archive/90/18783/
12. Брейли Р., Майерс С. Принципы корпоративных финансов: Пер. с англ. М.: ОлимпБизнес, 2009. - 1008 с.
13. Иванов В.Ю. Проблемы правовой квалификации расчетов «электронными деньгами» // Банковское право. 2020. № 3. С. 33–37.
14. Иванов Г.Г. Экономика организации (торговля) - ИД «Форум» - ИНФАМ 2012. – 351c.
15. Концепция цифрового рубля. Апрель 2021 г./Банк России – М., 2021. – 30 с.
16. Коробейникова О.М. Предметный анализ сущности электронных денег как платежных инструментов электронных платежных систем // Системное управление. – 2021. – №1(22). – С. 3-5.
17. Левченко Л.В., Иванова Н.И. Экономическая теория: учебное пособие. Самара. 2020. С.121.
18. Лэн Сяожуй, Юрьева Л.В. Правовая регламентация бухгалтерского учета КНР // XI Международная конференция «Российские регионы в фокусе перемен». – 2022. С. 718-720.
19. Никонова Ю. С., Власенко Р. Д. Анализ структуры и динамики денежной массы России // Молодой ученый. - 2019. - №10. – С. 197-201.
20. Овсейко С.А. Юридическая природа электронных денег // Юрист. 2017. № 9. С. 140–143.
21. Покидченко, М.Г. История экономических учений: Учебное пособие / М.Г. Покидченко, И.Г. Чаплыгина. - М.: Инфра-М, 2020. - 160 c.
22. Статкевич, Д. А. Сравнение бухгалтерского учета активов в Республике Беларусь и Китае / Д. А. Статкевич // Бухгалтерский учет и анализ. - 2020. - № 11. - С. 35-39.
23. Челноков, В.А. Деньги. Кредит. Банки : учеб. пособие / В.А. Челноков. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2019. – 481 с.
24. Челноков, В.А. Эволюция денег, кредита и банков / В.А. Челноков. – М.: Финансы и статистика, 2019. – 256 с.
25. Шишкин, М.В. История экономических учений: учебник для бакалавров / М.В. Шишкин, Г.В. Борисов, С.Ф. Сутырин. - Люберцы: Юрайт, 2019. - 383 c.
26. Chinese Accounting vs. International Financial Reporting Standards: What Are the Main Differences? – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.hawksford.com/knowledge-hub/china-business-guides/chinese-accounting-standards-vs-ifrs (дата обращения 07.03.2023)
27. The Global Financial Centres Index [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.longfinance.net/programmes/financial-centre-futures/global-financial-centres-index/gfci-30-explore-data/gfci-30-rank/ (дата обращения 07.03.2023)
28. Московская биржа – [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://report2020.moex.com/ru/2/1/index.html (дата обращения 09.03.2023)
29. Молчанов Н.Н. Экономические санкции и финансовая система России // Финансы: теория и практика. – 2017. - Т. 21, № 5. – С.50 - 61
30. Афанасьев М.П., Фам Тхи Дан Чуон, Шаш Н.Н. Перспективное регулирование государством финансового сектора (на примере экономики России) // Вопросы государственного и муниципального управления. - 2022.- № 3. – С.87 – 113
31. Прилепский И.В. Финансовые санкции: влияние на потоки капитала и экономический рост РФ // Журнал НЭА. – 2019. - №3 (43). – С. 163–172
32. Платонова И.Н. Влияние финансовых санкций на привлечение иностранных инвестиций в российскую экономику // Инвестиционный, финансовый и управленческий анализ. – 2019.- № 3 том 9. – С.117 - 121
33. Казанцев С.В. Антироссийские санкции: оценка ущерба. – Новосибирск: ООО «Офсет-ТМ». - 2021. – С.10 – 34
34. Евсин М.Ю. Оценка влияния санкций на финансовый рынок России // ЭФО: Экономика. Финансы. Общество. - 2022. - №2. - С.14-21
35. Центральный банк Российской Федерации. Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2023 год и период 2024 и 2025 годов. Одобрено Советом директоров Банка России 01.11.2022. – М.: Банк России, 2022.
36. Центральный банк Российской Федерации. Обзор финансовой стабильности IV квартал 2021 – I квартал 2022 года. – М.: Банк России, 31 мая 2022 года
37. Центральный банк Российской Федерации. Обзор финансовой стабильности II – III кварталы 2022 года. – М.: Банк России, 1 декабря 2022 года
38. Российский фондовый рынок: итоги 2022 года - https://fingeniy.com/rossijskij-fondovyj-rynok-itogi-2022-goda/
39. Российский рынок. Обзор трендов 2022–2023 гг.- https://bcs-express.ru/novosti-i-analitika/rossiiskii-rynok-obzor-trendov-2022-2023-gg
40. Центральный банк Российской Федерации. Финансовый рынок: новые задачи в современных условиях. Документ для общественного обсуждения. – М.: Банк России, 2022.
41. Интервью первого заместителя Председателя Центрального банка Российской Федерации Дмитрия Тулина - http://www.cbr.ru/press/event/?id=14129
42. World Trade Organization – [Электронный ресурс] - https://www.wto.org/english/res_e/publications_e/wtsr_2022_e.htm (дата обращения 20.03.2023)
43. Официальный сайт Банка России - [Электронный ресурс] - https://cbr.ru/statistics/macro_itm/svs/ (дата обращения: 22.03.2023)