Проектирование системы управления образовательным учреждением с использованием информационных технологий

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Образовательная политика
  • 32 32 страницы
  • 15 + 15 источников
  • Добавлена 27.04.2023
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретический экскурс в проблему исследования…………….....6
1.1. Сущность и основные понятия в области информационных технологий…………………………………………………………………………6
1.2. Специфика процесса управления в дошкольном образовательном учреждении: методы и приемы руководства ДОУ…………………………….11
Выводы по Главе 1. ……………………………………………………………...17
Глава 2. Модель проекта «Информационные технологии в управлении дошкольной образовательной организацией» ……………………………..18
2.1. Общая характеристика и описание специфики функционирования МБДОУ 1 (г. Москва) …………………………………………………………………..18
2.2. Содержание проекта «Информационные технологии в управлении дошкольной образовательной организацией» ………………………………...24
Выводы по Главе 2. ……………………………………………………………...28
Заключение……………………………………………………………………….29
Список использованной литературы……………………………………………31
Фрагмент для ознакомления

– Образовательная программа – документ, в котором фиксируется и логически аргументируется цель учебно-воспитательного процесса, тематический и учебный планы, способы и методы их реализации.– Учебно-воспитательный план. Регламентирует распределение учебной нагрузки по группам.– Должностные инструкции. Определяют функциональные обязанности работников, права по должности, ответственность.– Правила внутреннего трудового распорядка. Способствуют организации труда на высокой педагогической основе, рациональному использованию рабочего времени, высокому качеству учебно-воспитательной работы.Основные направления социально-педагогической деятельности:Деятельность по профилактике явлений дезадаптации (социальной, педагогической, психологической), при которой происходит повышение уровняДеятельность по социальной реабилитации детей, которые имеют какие-либо отклонения от нормы.В связи с тем, что проблема ребенка требует разрешения и направлена на работу личностных и внешних аспектов, социально-педагогическая деятельность обычно вбирает в себя две составляющие:а) работа с ребенком;б) работа со средой, в которой пребывает ребенок.Социально-педагогическая деятельность необходима в том случае, если наблюдается какое-либо отклонение от нормы развития того или иного ребенка, подопечного.Если характер отношения с окружающей действительностью у подопечного подвергается риску, либо выходит за положительные рамки, то именно в этом случае нужна работа социального педагога.В связи с этим можно выделить такие виды социально-педагогической работы, которые имеют свои особенности и специфику:Социально-педагогическая деятельность в образовательных учреждениях.Социально-педагогическая деятельность в детских общественных объединениях и организациях.Социально-педагогическая деятельность в учреждениях творчества и досуга детей.Социально-педагогическая деятельность в местах летнего отдыха детей.Социально-педагогическая деятельность в конфессиях.В управленческой деятельности дошкольного отделения можно выделить следующие виды документов:– организационные документы (устав, структура и штатная численность, штатное расписание, должностные инструкции);– распорядительные документы (приказы по основной деятельности, распоряжения, указания, решения);– информационно-справочные документы (акты, письма, справки, докладные и служебные записки, протоколы);– документы по личному составу;– финансово-бухгалтерские документы, технико-технологические документы и иные документы.Таким образом, все документы, образующиеся в деятельности дошкольного отделения, можно разделить на две большие группы: организующие деятельность отделения (устав, свидетельство о государственной регистрации, лицензия на право ведения образовательной деятельности, свидетельство о государственной аккредитации и т.д.) и управляющие данной деятельностью (приказы по основной деятельности, личному составу, распоряжения руководителя и т.д.).2.2. Содержание проекта «Информационные технологии в управлении дошкольной образовательной организацией»Данный проект разработан на базе МБДОУ №1 (г. Москва). Актуальность данного проекта обусловлена необходимостью повышения качества управления образовательным учреждением, остро нуждающегося в разработке новых технологий управления информационными потоками.Проблема проекта: определить, каковы условия и механизмы использования в управлении МБДОУ №1 информационных технологий.Цель проекта: создание условий для внедрения информационных технологий в управление дошкольным образовательным учреждением.Задачи проекта:1. Анализ информационной среды МБДОУ №1 на наличие ТСО.2. Оценка уровня информатизации системы управления МДОУ №1.2. Разработка основных этапов реализации проекта.В первую очередь нами была осуществлена оценка уровня применения ИКТ в МБДОУ №1.К основным техническим средствам на базе ИКТ, активно применяемых в деятельности данного ДОУ, мы отнесли ряд следующих ТСО (см. рисунок 1):Рис.1. ТСО на базе ИКТ в МБДОУ №1 (г. Москва)Среди базовых прикладных программных средств нами были выделены следующие средства в МБДОУ №1, которыми активно пользуются как педагоги детского сада, так и его руководящий состав:- текстовые и табличные процессоры,- почтовые клиенты и другие средства связи,- поисковые системы.В таблице 2 нами приведена оценка уровня информатизации системы управления МБДОУ №1, которая показала сравнительно невысокие результаты в применении и активном использовании ИТ в управлении ДОУ.Таблица 1Оценка уровня информатизации системы управления МБДОУ №1Исходя из представленной аналитической работы и выявленных сравнительно невысоких результатов в области применения ИТ в управлении МБДОУ №1, нами предложены основные этапы проекта «Информационные технологии в управлении дошкольной образовательной организацией (на базе МБДОУ №1 г. Москва)»:Этап №1 – Подготовительный (2023 г.):анализ состояния информационного обеспечения образовательного учреждения;выявление уровня сформированности информационной культуры педагогов;определение приоритетных потребностей педагогов в овладении информационными технологиями и потребностей образовательного учреждения в информационном обеспечении;актуализация проблемы информатизации и мотивация всех субъектов учебно-воспитательного процесса;формирование управленческой команды и распределение обязанностей и полномочий членов команды;разработка программы деятельности.Этап №2 – Формирование информационной среды МБДОУ №1 (2023-2024 гг.)1) формирование материальной базы: приобретение аппаратных средств, приобретение и создание программного обеспечения, устройство сетевых коммуникаций, создание локальной сети, освоение www-пространства;2) формирование информационной культуры субъектов учебно-воспитательного процесса:организация изучения ИКТ всеми педагогами образовательного учреждения;3) создание и организация работы информационной среды МБДОУ №1.Этап №3 – Аналитический (2025 г.)мониторинг состояния информационной среды МБДОУ №1;подведение итогов и анализ результатов;определение жизнеспособности проекта.Выводы по Главе 2В рамках настоящей главы представлен фундамент модели проекта «Информационные технологии в управлении дошкольной образовательной организацией (на базе МБДОУ №1 г. Москва)». Нами в полной мере был осуществлен анализ функционирования и специфики управления МБДОУ №1, определены характерные особенности ДОУ, специфика педагогического и управленческого штата ОУ. На базе данных сведений проведена оценка уровня информатизации системы управления детским садом, которая показала невысокие результаты и необходимость повышения качества управления образовательным учреждением посредством разработки новых технологий управления информационными потоками.В связи с этим в данной главе представлена модель проекта, в основе которой нами выделены 3 основных этапа, с общей продолжительностью 2 года реализации (2023 – 2025 гг.): 1) подготовительный этап (2023 г.);2) этап формирования информационной среды МБДОУ №1 (2023-2024 гг.);3) аналитический этап (2025 г.).В рамках данного проекта мы предполагаем, что активное применение информационных технологий в управлении МБДОУ №1 положительно скажется не только на целеполагании, но и на таких управленческих функциях, как планирование, руководство и контроль, с точки зрения эффективности и снижения затрат всех видов обеспечивающих ресурсов.ЗаключениеВ настоящей работе рассмотрен вопрос специфики проектирования системы управления образовательным учреждением с использованием информационных технологий. В результате изучения различных научных и методических источников по теме данного исследования мы пришли к следующим выводам.Информационные технологии в образовании повышают качество образования и активность воспитанников/учащихся в процессе воспитания, обучения и познания, оптимизируется поиск необходимой информации, развивается мышление деятельности и все субъекты образовательной организации овладевают навыками работы с информацией и различными программными продуктами в образовательном процессе обучающихся.Было определено, что одним из самых важных гарантов успешной инновационной педагогической деятельности на сегодняшний является кадровое обеспечение. Социально психологический климат коллектива является существенным фактором жизнедеятельности организации. В свою очередь, сам социально психологический климат зависит от большого числа факторов. Сегодняшний день требует от руководителя ДОУ применения на практике многих разработок управленческой науки наряду с уместным использованием всех качеств личности управленца.В практической части настоящего исследования представлен фундамент модели проекта «Информационные технологии в управлении дошкольной образовательной организацией (на базе МБДОУ №1 г. Москва)». Нами в полной мере был осуществлен анализ функционирования и специфики управления МБДОУ №1, определены характерные особенности ДОУ, специфика педагогического и управленческого штата ОУ. На базе данных сведений проведена оценка уровня информатизации системы управления детским садом, которая показала невысокие результаты и необходимость повышения качества управления образовательным учреждением посредством разработки новых технологий управления информационными потоками.В связи с этим в данной главе представлена модель проекта, в основе которой нами выделены 3 основных этапа, с общей продолжительностью 2 года реализации (2023 – 2025 гг.): 1) подготовительный этап (2023 г.);2) этап формирования информационной среды МБДОУ №1 (2023-2024 гг.);3) аналитический этап (2025 г.).Мы утверждаем, что активное применение информационных технологий в управлении МБДОУ №1 положительно скажется не только на целеполагании, но и на таких управленческих функциях, как планирование, руководство и контроль, с точки зрения эффективности и снижения затрат всех видов обеспечивающих ресурсов.Таким образом, цель исследования достигнута, выдвинутые задачи реализованы. Список использованной литературы:Абросимова М.А. Информационные технологии в государственном и муниципальном управлении: Учебное пособие / М. А. Абросимова. – М.: КноРус, 2013. – 248 c.Акперов И.Г. Информационные технологии в менеджменте: учебник / И. Г. Акперов, А. В. Сметанин, И. А. Коноплева. – М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. – 400 c.Балдин К. В. Информационные технологии в менеджменте / К. В. Балдин. – М.: Академия, 2012. – 283 с.Бэрри Б., Бауэр Д.М., Гай П., Ким Д.Х., Мут Т. Преимущества и проблемы информационных технологий. – 2019. – С. 121.Гончаров М.А. Основы менеджмента в образовании: учебное пособие. – М.: КНОРУС, 2008. – 480 с.Журавлев А.Л. Стиль руководства и организация соревнования. – М., 2010. – 415 с.Конюшенко С.М. Информационная грамотность учителя через призму концепции человека. индивидуальность // Информатика и образование. – 2014. – №1. – С.102-105.Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. – М.: АПКиПРО, 2002. – 12 с.Кормакова В.Н. Проектирование стратегии образовательного процесса как фактор профессионального и личностного развития // Образование и общество. – 2018. – №3.– С. 99-103.Лузянин А.Г. Оптимизация деятельности руководителя образовательного учреждения с использованием информационно-коммуникационных технологий / А. Г. Лузянин // Педагогические науки. – 2013. – № 1. – С.7-11.Машбиц Е.И. Психолого-педагогические проблемы компьютеризации обучения / Е. И. Машбиц. – 7-е изд., доп. и перераб. – М.: Педагогика, 2020. – 192 с.Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. – М., Издательство «Дело», 1997. – 704 с.Регалова Т.В. Использование информационно-коммуникационных технологий в образовательном учреждении / Т. В. Регалова // Нижегородское образование. – 2012. – №3. – С.104-110.Симонов В.П. Педагогический менеджмент. Ноу-хау в образовании: учебное пособи. – М.: Высшее образование: Юрайт-Издат, 2011. – 357 с.Футс Д.Т. Исследования в области компьютеров и образования: прошлое, настоящее и будущее. [Электронный ресурс]. – URL: http://www.esd189.org/tlp/images/ (Дата обращения: 27.03.2023 г.)

1. Абросимова М.А. Информационные технологии в государственном и муниципальном управлении: Учебное пособие / М. А. Абросимова. – М.: КноРус, 2013. – 248 c.
2. Акперов И.Г. Информационные технологии в менеджменте: учебник / И. Г. Акперов, А. В. Сметанин, И. А. Коноплева. – М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. – 400 c.
3. Балдин К. В. Информационные технологии в менеджменте / К. В. Балдин. – М.: Академия, 2012. – 283 с.
4. Бэрри Б., Бауэр Д.М., Гай П., Ким Д.Х., Мут Т. Преимущества и проблемы информационных технологий. – 2019. – С. 121.
5. Гончаров М.А. Основы менеджмента в образовании: учебное пособие. – М.: КНОРУС, 2008. – 480 с.
6. Журавлев А.Л. Стиль руководства и организация соревнования. – М., 2010. – 415 с.
7. Конюшенко С.М. Информационная грамотность учителя через призму концепции человека. индивидуальность // Информатика и образование. – 2014. – №1. – С.102-105.
8. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. – М.: АПКиПРО, 2002. – 12 с.
9. Кормакова В.Н. Проектирование стратегии образовательного процесса как фактор профессионального и личностного развития // Образование и общество. – 2018. – №3.– С. 99-103.
10. Лузянин А.Г. Оптимизация деятельности руководителя образовательного учреждения с использованием информационно-коммуникационных технологий / А. Г. Лузянин // Педагогические науки. – 2013. – № 1. – С.7-11.
11. Машбиц Е.И. Психолого-педагогические проблемы компьютеризации обучения / Е. И. Машбиц. – 7-е изд., доп. и перераб. – М.: Педагогика, 2020. – 192 с.
12. Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. – М., Издательство «Дело», 1997. – 704 с.
13. Регалова Т.В. Использование информационно-коммуникационных технологий в образовательном учреждении / Т. В. Регалова // Нижегородское образование. – 2012. – №3. – С.104-110.
14. Симонов В.П. Педагогический менеджмент. Ноу-хау в образовании: учебное пособи. – М.: Высшее образование: Юрайт-Издат, 2011. – 357 с.
15. Футс Д.Т. Исследования в области компьютеров и образования: прошлое, настоящее и будущее. [Электронный ресурс]. – URL: http://www.esd189.org/tlp/images/ (Дата обращения: 27.03.2023 г.)

Вопрос-ответ:

Что такое информационные технологии?

Информационные технологии - это совокупность средств, методов и процедур, которые используются для сбора, хранения, обработки, передачи и использования информации.

Какие методы и приемы руководства используются в дошкольных образовательных учреждениях?

В дошкольных образовательных учреждениях используются различные методы и приемы руководства, такие как делегирование полномочий, менторство, коучинг, коллективное принятие решений и другие.

Какие основные понятия в области информационных технологий?

Основные понятия в области информационных технологий включают такие понятия, как база данных, информационная система, программное обеспечение, компьютерная сеть и другие.

Какое значение имеет процесс управления в дошкольных образовательных учреждениях?

Процесс управления в дошкольных образовательных учреждениях имеет огромное значение, так как он направлен на организацию и контроль всех аспектов работы учреждения, включая планирование, организацию, мониторинг, контроль и коррекцию деятельности.

Какая специфика процесса управления в дошкольных образовательных учреждениях?

Специфика процесса управления в дошкольных образовательных учреждениях заключается в том, что необходимо учитывать особенности развития детей дошкольного возраста, создавать комфортные условия для обучения и развития, обеспечивать безопасность и здоровье детей, а также сотрудничать с родителями и другими заинтересованными сторонами.

Какие основные понятия в области информационных технологий рассматривает статья?

Статья рассматривает понятия, связанные с проектированием системы управления образовательным учреждением с использованием информационных технологий.

Какие методы и приемы руководства в дошкольном образовательном учреждении обсуждаются в статье?

Статья обсуждает специфику процесса управления в дошкольном образовательном учреждении, включая методы и приемы руководства.

Какова сущность исследования, представленного в статье?

Сущность исследования состоит в проектировании системы управления образовательным учреждением с использованием информационных технологий.