Портрет библиотекаря XXl века:тенденции развития профессии
Заказать уникальную курсовую работу- 25 25 страниц
- 18 + 18 источников
- Добавлена 27.04.2023
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ГЛАВА 1. БИБЛИОТЕЧНАЯ ПРОФЕССИЯ: ОБЩИЕ АСПЕКТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 5
1.1 Профессия библиотекаря: содержание и особенности 5
1.2 История развития статуса библиотекаря 6
1.3 Подготовка библиотечных кадров в современном обществе 8
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ОБРАЗА СОВРЕМЕННОГО БИБЛИОТЕКАРЯ 12
2.1 Имидж современного библиотекаря на примере Хужирской сельской библиотеки МКУК «Центр Хужирского МО» 12
2.2 Перспективы развития библиотечной профессии 15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 20
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 23
Как отмечает, Алешин Л.И. среди основных причин, способствующих непривлекательности имиджу библиотек, библиотекарей и библиотечной профессии, следует назвать политические, экономические, профессиональные, образовательные, психологические, функциональные, морально-нравственные, педагогические, статистические и литературно-художественные [5, C. 186]. Самой серьезной преградой на пути улучшения имиджа библиотек являются существующие на уровне субъективных настроений установки и возникающие на их основе стереотипы.
Современное библиотечно-информационное обслуживание в его культурно-цивилизационном варианте существенно расширяет взаимодействие с педагогикой в соответствии с ее новейшей личностно ориентированной концепцией. Педагогические технологии общения, содействия, поддержки входят в прикладные разработки библиотековедения и в практику обслуживания читателей. Интернет-технологии не заменят живой речи, личного контакта и помощи в выборе книги, которые возможны лишь при непосредственном общении библиотекаря и пользователя. Представляется, что две профессиональные черты, а именно: способность работать на уровне метазнаний и диалогичность мышления библиотекаря, составляют тот скрытый ресурс, который дополняет универсальную профессиограмму.
Ключевыми вопросами в профессии становятся объемы обработки информации; степень программируемости труда; уровень абстракции, необходимый для выполнения задач, обязанностей. Отсюда логически вытекает вывод о необходимости не только беспрерывности образования как формы совершенствования, но и педагогики как содержательной составляющей саморазвития человека, помогающей состояться ему как личности в новых условиях общественной жизни. Следовательно, очевидна необходимость реальной задачи развития педагогической направленности библиотечной профессии, в качестве миссии которой является содействие развитию читателя как личности.
Таким образом, высокопрофессиональный специалист в области библиотечно-информационной деятельности является неотъемлемым, ведущим компонентом системы «библиотека». Под влиянием инновационных направлений, активно преобразующих библиотечно-информационную практику, библиотекари в силу развития цивилизационного процесса, а также своей профессиональной подготовки, осваивают деятельность, принципиально присущую им, но как будто бы выходящую за пределы компетенции традиционной библиотеки.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Библиотека является информационным, культурным и образовательным учреждением, деятельность которой основана на нравственных ценностях и моральных принципах профессии библиотекаря. Профессия библиотекаря и первоначальные этические представления о ней возникли с зарождением первых библиотек. Уже тогда, в храмовых книгохранилищах, действовали нравственные нормы для «выдавальщиков книг», которые первоначально носили «охранительный характер» по отношению к книгам. Прошли столетия, и нормы этического поведения библиотекаря сложились в профессиональную этику библиотечного специалиста.
В настоящее время профессия библиотекаря включает, как выполнение рутинных технологических операций, так и осуществление творческих заданий. Также современному библиотечному специалисту отдела обслуживания необходимо владеть навыками работы с информацией и умением ориентироваться в информационных потоках, знанием электронных информационных ресурсов и методикой информационного поиска онлайн.
На наш взгляд, библиотеки были и остаются одними из самых востребованных учреждений в обществе. А библиотекарь остаётся важнейшим посредником между студентом и потоком информации. Именно библиотекари обучают основным навыкам поиска информации и служат «проводниками» на пути молодёжи к качественной исследовательской работе, что обуславливает необходимость грамотной подготовки кадров библиотечного дела. На данный момент в разработке находится Стандарт подготовки специалистов библиотечного дела, который позволил бы специалистам применять теоретические навыки и знаний на практике, обеспечения исполнение отраслевых программ [17].
Проведенное исследование работы «Централизованной библиотечной системы МО «Тункинский район», в том числе Хужирской библиотеки, продемонстрировали положительный имидж у населения. Библиотечная сеть выступает центром сбора для населения Республики. Таким образом, библиотеки ЦБС, включая Хужирскую библиотеку, выступают центром доступа к правовой и социально-значимой информации, полноценными центрами, обеспечивающими любые информационные запросы, продолжали активно содействовать образовательному процессу и оставались навигатором по правовым вопросам. Особенность библиотек района заключается в том, что люди приходят в библиотеку не только за книгами, но и за советом, поддержкой, делясь своими бедами и проблемами. Исходя из этого, библиотека оказывает консультационную помощь пенсионерам, ветеранам, инвалидам, представляя фактографическую информацию (куда обратиться, где получить помощь и т.д.) Особое внимание уделяется правовому воспитанию подрастающего поколения, именно им важно показать сложность политических отношений, невозможность сведения к простым истинам тех процессов, которые связаны с лидерством, отношениями с большими социальными группами.
На сегодняшний день наблюдается позитивный момент – обеспечение библиотек района персоналом, отвечающим технологическим и информационным вызовам времени. Среди проблемных вопросов деятельности ЦБС отметим: отсутствие притока молодых специалистов с профессиональным высшим образованием или средне-специальным профессиональным образованием. Возможность повышения уровня профессиональной компетенции сдерживается отсутствием финансирования для участия в профессиональных мероприятиях республики и за пределами региона.
Таким образом, на наш взгляд, ключевым направлением в развитии статуса библиотекаря выступает информационная составляющая, в которую закладывается умения не только аналитико-синтетической переработки информации, но и систематизации, оценивания, упорядочения, накопления, выявления и использования таких знаний. Именно поэтому работодатели замечают не только трудолюбие и неприхотливость библиотекарей, но и глубокие навыки работы с разнообразными документами, знаниями, информацией. Так, специалисты библиотек должны обладать креативностью, под которой подразумевается умение находить оригинальные решения не только типовых, но и нетривиальных задач, стоящих перед современными и будущими библиотекарями. Одновременно такие специалисты должны обладать достаточно широкими компетенциями в таких областях, как психология и педагогика, информатика, социология, аналитика, социально-культурная деятельность и пр. Причем в сфере педагогических знаний и умений библиотечным специалистам требуется обладать коммуникативностью, уметь владеть гуманистическими, личностными подходами к любым категориям пользователей для оказания библиотеками самых разных услуг, так как в XXI веке продолжают активно трансформироваться социальные взаимоотношения между библиотекарями и пользователями библиотек.
Ключевыми вопросами в профессии становятся объемы обработки информации; степень программируемости труда; уровень абстракции, необходимый для выполнения задач, обязанностей. Отсюда логически вытекает вывод о необходимости не только беспрерывности образования как формы совершенствования, но и педагогики как содержательной составляющей саморазвития человека, помогающей состояться ему как личности в новых условиях общественной жизни. Следовательно, очевидна необходимость реальной задачи развития педагогической направленности библиотечной профессии, в качестве миссии которой является содействие развитию читателя как личности.
Таким образом, высокопрофессиональный специалист в области библиотечно-информационной деятельности является неотъемлемым, ведущим компонентом системы «библиотека». Под влиянием инновационных направлений, активно преобразующих библиотечно-информационную практику, библиотекари в силу развития цивилизационного процесса, а также своей профессиональной подготовки, осваивают деятельность, принципиально присущую им, но как будто бы выходящую за пределы компетенции традиционной библиотеки.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 г.) // Российская газета. 1993. № 237; Официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru). 2022. № 0001202230060013.
Федеральный закон от 29 декабря 1994 г. № 78-ФЗ «О библиотечном деле» // СЗ РФ. 1995. № 1. Ст. 2.
Указ Президента РФ от 30 декабря 2021 г. № 745 «О проведении в РФ Года культурного наследия народов России» // Официальный интернет-портал правовой информации. – URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202112310115
Постановление Администрации Муниципального образования «Тункинский район» Республика Бурятия от 06.12.2010 г. № 486 «Об утверждении Стандартов качества бюджетных услуг в области культуры, библиотечного обслуживания, административного регламента МУК Тункинский отдел культуры» // Тункинская ЦБС. – URL: https://cbs-kyren.bur.muzkult.ru/media/2018/08/24/1229638014/Standart_kachestva.pdf
Алешин, Л.И. Библиотековедение. История библиотек и их современное состояние: учебное пособие / Л.И. Алешин – М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2023. – 239 с.
Баринова, Е.Б. Библиотечно-педагогическая деятельность в образовательной организации в условиях реализации ФГОС: учебное пособие для вузов / Е.Б. Баринова. – М.: Издательство Юрайт, 2023. – 147 с.
Ежегодный доклад о деятельности библиотека Тункинского района Республики Бурятия за 2022 год // Тункинская ЦБС. – URL: https://cbs-kyren.bur.muzkult.ru/media/2023/01/28/1291211565/Ezhegodny_j_doklad_za_2022_god.pdf
Каримова, Х. Профессиональная этика библиотечного специалиста / Х. Каримова // INFOLIB: информационно-библиотечный вестник. – 2021. – № 4. – С. 35-37. Кудрина, Е.Л. Стратегия профессионального взаимодействия в подготовке специалистов библиотечно-информационной сферы / Е.Л. Кудрина, Н.Л. Голубева // Научные и технические библиотеки. – 2020. – № 2. – С. 79-90.
Кондратенко, Г.А. Необходимость библиотечного образования в современных реалиях / Г.А. Кондратенко, Д. Ф. Романенко // Библиотека. Культура. Общество: материалы II международной научно-практической конференции, Орёл, 17–18 марта 2022 года. – Орёл: Орловский государственный институт культуры, 2022. – С. 198-206.
Мельникова, И.Д. место профессии библиотекаря в современном мире / И.Д. Мельникова // НАУКА и ИННОВАЦИИ в XXI ВЕКЕ: АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ, ОТКРЫТИЯ и ДОСТИЖЕНИЯ: сборник статей XVII Международной научно-практической конференции, Пенза, 20 февраля 2020 года. – Пенза: "Наука и Просвещение" (ИП Гуляев Г.Ю.), 2020. – С. 206-210.
Модельный стандарт Минкультуры России «Модельный стандарт общедоступной библиотеки Рекомендации органам государственной власти субъектов РФ и органам муниципальной власти» (утв. В.Р. Мединским 31.10.2014 года) // Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов. – URL: https://docs.cntd.ru/document/420364098?section=text
Муродова, Г.Б. Современные библиотеки и цифровые технологии / Г.Б. Муродова // Вестник науки и образования. – 2022. – № 1. – С. 11-14.
Плешкевич, Е.А. Развитие библиотечного дела: методология моделирования направлений как инструмент прогнозирования / Е.А. Плешкевич // Вестник ЧГАКИ. – 2021. – № 1. – С. 32-41.
Резонова, В.М. Экология библиотечной профессии: от понятия к смыслам / В.М. Резонова // Румянцевские чтения-2020. Сборник статей. – Саранск: Издательство «Пашков дом», 2020. – С. 225-229.
Соколов, А. В. Российские библиотеки на пороге постсовременности / А. В. Соколов // Научные и технические библиотеки. – 2020. – № 5. – С. 15-32.
Сущность профессии библиотекаря нового поколения / К.С. Гордеев, Н.А. Дубровин, М.А. Абросимова [и др.] // Трибуна ученого. – 2021. – № 11. – С. 296-299.
Федеральная целевая программа «Культура России: официальный сайт. – URL: http://fcpkultura.ru
Централизованная библиотечная система «Муниципальное бюджетное учреждение культуры МО «Тункинский район»: официальный сайт. – URL: https://cbs-kyren.bur.muzkult.ru/huzhiri_mer
2
2. Федеральный закон от 29 декабря 1994 г. № 78-ФЗ «О библиотечном деле» // СЗ РФ. 1995. № 1. Ст. 2.
3. Указ Президента РФ от 30 декабря 2021 г. № 745 «О проведении в РФ Года культурного наследия народов России» // Официальный интернет-портал правовой информации. – URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202112310115
4. Постановление Администрации Муниципального образования «Тункинский район» Республика Бурятия от 06.12.2010 г. № 486 «Об утверждении Стандартов качества бюджетных услуг в области культуры, библиотечного обслуживания, административного регламента МУК Тункинский отдел культуры» // Тункинская ЦБС. – URL: https://cbs-kyren.bur.muzkult.ru/media/2018/08/24/1229638014/Standart_kachestva.pdf
5. Алешин, Л.И. Библиотековедение. История библиотек и их современное состояние: учебное пособие / Л.И. Алешин – М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2023. – 239 с.
6. Баринова, Е.Б. Библиотечно-педагогическая деятельность в образовательной организации в условиях реализации ФГОС: учебное пособие для вузов / Е.Б. Баринова. – М.: Издательство Юрайт, 2023. – 147 с.
7. Ежегодный доклад о деятельности библиотека Тункинского района Республики Бурятия за 2022 год // Тункинская ЦБС. – URL: https://cbs-kyren.bur.muzkult.ru/media/2023/01/28/1291211565/Ezhegodny_j_doklad_za_2022_god.pdf
8. Каримова, Х. Профессиональная этика библиотечного специалиста / Х. Каримова // INFOLIB: информационно-библиотечный вестник. – 2021. – № 4. – С. 35-37. Кудрина, Е.Л. Стратегия профессионального взаимодействия в подготовке специалистов библиотечно-информационной сферы / Е.Л. Кудрина, Н.Л. Голубева // Научные и технические библиотеки. – 2020. – № 2. – С. 79-90.
9. Кондратенко, Г.А. Необходимость библиотечного образования в современных реалиях / Г.А. Кондратенко, Д. Ф. Романенко // Библиотека. Культура. Общество: материалы II международной научно-практической конференции, Орёл, 17–18 марта 2022 года. – Орёл: Орловский государственный институт культуры, 2022. – С. 198-206.
10. Мельникова, И.Д. место профессии библиотекаря в современном мире / И.Д. Мельникова // НАУКА и ИННОВАЦИИ в XXI ВЕКЕ: АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ, ОТКРЫТИЯ и ДОСТИЖЕНИЯ: сборник статей XVII Международной научно-практической конференции, Пенза, 20 февраля 2020 года. – Пенза: "Наука и Просвещение" (ИП Гуляев Г.Ю.), 2020. – С. 206-210.
11. Модельный стандарт Минкультуры России «Модельный стандарт общедоступной библиотеки Рекомендации органам государственной власти субъектов РФ и органам муниципальной власти» (утв. В.Р. Мединским 31.10.2014 года) // Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов. – URL: https://docs.cntd.ru/document/420364098?section=text
12. Муродова, Г.Б. Современные библиотеки и цифровые технологии / Г.Б. Муродова // Вестник науки и образования. – 2022. – № 1. – С. 11-14.
13. Плешкевич, Е.А. Развитие библиотечного дела: методология моделирования направлений как инструмент прогнозирования / Е.А. Плешкевич // Вестник ЧГАКИ. – 2021. – № 1. – С. 32-41.
14. Резонова, В.М. Экология библиотечной профессии: от понятия к смыслам / В.М. Резонова // Румянцевские чтения-2020. Сборник статей. – Саранск: Издательство «Пашков дом», 2020. – С. 225-229.
15. Соколов, А. В. Российские библиотеки на пороге постсовременности / А. В. Соколов // Научные и технические библиотеки. – 2020. – № 5. – С. 15-32.
16. Сущность профессии библиотекаря нового поколения / К.С. Гордеев, Н.А. Дубровин, М.А. Абросимова [и др.] // Трибуна ученого. – 2021. – № 11. – С. 296-299.
17. Федеральная целевая программа «Культура России: официальный сайт. – URL: http://fcpkultura.ru
18. Централизованная библиотечная система «Муниципальное бюджетное учреждение культуры МО «Тункинский район»: официальный сайт. – URL: https://cbs-kyren.bur.muzkult.ru/huzhiri_mer
Вопрос-ответ:
Какие аспекты включает в себя профессия библиотекаря?
Профессия библиотекаря включает в себя следующие аспекты: обеспечение доступа к информации, сбор, хранение и организацию библиотечных ресурсов, работу с читателями, проведение информационно-библиографической работы, а также популяризацию чтения и культуры.
Какова история развития статуса библиотекаря?
История развития статуса библиотекаря охватывает множество эпох и изменений. Изначально библиотекари были ассоциированы с хранителями книг и библиотечных ресурсов. В последующие годы их роль стала меняться, и библиотекари стали рассматриваться как специалисты по информационному обслуживанию и помощи в поиске информации. В современном обществе библиотекари часто являются центральными фигурами в формировании общественного мнения, проведении образовательных мероприятий и оказании помощи пользователем в использовании информационных ресурсов.
Каковы особенности подготовки библиотечных кадров в современном обществе?
Подготовка библиотечных кадров в современном обществе включает не только получение специального образования, но и навыки работы с компьютерными технологиями, умение ориентироваться в новых информационных ресурсах и базах данных. Также акцент делается на развитии коммуникативных навыков, так как важная часть работы библиотекаря связана с взаимодействием с читателями и оказанием помощи в обслуживании.
Каков имидж современного библиотекаря на примере Хужирской сельской библиотеки МКУК Центр Хужирского МО?
Имидж современного библиотекаря на примере Хужирской сельской библиотеки МКУК Центр Хужирского МО характеризуется высоким профессионализмом, знанием современных информационных технологий, обширными знаниями в различных областях знания. Библиотекари предоставляют высококачественное обслуживание читателям, организуют различные мероприятия и акции, способствующие популяризации чтения и культуры в сельской местности.
Какие особенности имеет профессия библиотекаря?
Профессия библиотекаря имеет ряд особенностей, таких как работа с книгами, организация доступа к информации, обслуживание посетителей библиотеки и помощь им в поиске нужной информации.
Как изменялся статус библиотекаря на протяжении истории?
Статус библиотекаря изменялся на протяжении истории. Вначале библиотекарь считался простым хранителем книг, затем его роль стала активней, включая организацию работы библиотеки и помощь посетителям. В современном обществе статус библиотекаря связан с профессиональными навыками и знаниями в области информационных технологий.
Как происходит подготовка библиотечных кадров в современном обществе?
В современном обществе для подготовки библиотечных кадров используются различные образовательные программы. Будущие библиотекари получают специальное образование, включающее изучение теоретических и практических аспектов работы в библиотеке, а также овладение навыками работы с информационными ресурсами и технологиями.
Какими предполагаются перспективы развития библиотечной профессии?
Перспективы развития библиотечной профессии связаны с развитием информационных технологий и возможностей доступа к информации. Библиотекари все больше становятся не только хранителями книг, но и экспертами в области информации, которые помогают посетителям находить и оценивать информацию, а также развивают новые формы работы, такие как проведение мероприятий и образовательных программ.
Каков имидж современного библиотекаря?
Имидж современного библиотекаря может различаться в зависимости от конкретной библиотеки. Например, в Хужирской сельской библиотеке современный библиотекарь выполняет роль организатора мероприятий и проводит образовательные программы для посетителей. В целом, современный библиотекарь представляет собой профессионала, обладающего знаниями в области информационных технологий, коммуникативных навыков и способного помогать людям в поиске и использовании информации.
Какие особенности и содержание профессии библиотекаря в XXI веке?
В XXI веке профессия библиотекаря стала более разнообразной и комплексной. Основными задачами библиотекаря являются организация и поддержание работы библиотеки, сбор и обработка информации, а также обслуживание пользователей. Они также занимаются популяризацией чтения и культуры, проводят различные мероприятия и программы для посетителей библиотеки. Библиотекарь должен обладать широким кругозором и навыками работы с информацией в разных форматах. Однако, с развитием интернета и цифровых технологий, библиотекари сталкиваются с новыми вызовами и должны быть готовыми к использованию новых инструментов и технологий в своей работе.
Какая история развития статуса библиотекаря?
История развития статуса библиотекаря насчитывает множество этапов. Вначале библиотекари были просто хранителями книг, на сегодняшний день они выполняют гораздо более широкий спектр задач. В период Возрождения идей Реформации началась профессионализация библиотекарей, при которой им предоставлялся статус оплачиваемых служащих. В XIX веке библиотекари сформировались как профессиональное сообщество и начали организовывать союзы и ассоциации. В XX веке статус библиотекаря немного упал из-за необходимости приспосабливаться к постоянно меняющейся технологии, однако с развитием информационного общества он снова стал актуальным и востребованным.
Какими особенностями обладает профессия библиотекаря?
Профессия библиотекаря характеризуется рядом особенностей. Во-первых, библиотекарь должен быть хорошо ориентирован в различных областях знания и иметь широкий кругозор. Во-вторых, библиотекарь должен обладать навыками организации и управления информацией. Он должен уметь организовать работу с книгами и другими информационными ресурсами, а также обеспечивать доступ к ним для читателей. В-третьих, библиотекарь должен обладать коммуникативными навыками и уметь общаться с различными людьми, помогать им в поиске необходимой информации. Наконец, библиотекарь должен быть ответственным и надежным сотрудником, так как его работа связана с сохранностью и сохранением ценных документов.