Тема детства в произведениях «Бедные люди» Ф.М. Достоевского и «Мартышка» Ф. Мориака

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Литература
  • 30 30 страниц
  • 24 + 24 источника
  • Добавлена 09.05.2023
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ФЕНОМЕН ДЕТСТВА В ЛИТЕРАТУРЕ 6
1.1. Предпосылки воплощения темы детства в литературе 6
1.2. Образы детства у русских и зарубежных писателей……………………9
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1………………………………………………………...13
ГЛАВА 2. КОНЦЕПЦИЯ ДЕТСТВА У ДОСТОЕВСКОГО И МОРИАКА 14
2.1 Образы «оборванного» детства в «Бедных людях» 14
2.2.Тема детства «Мартышке» 21
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2………………………………………………………...26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 28
Фрагмент для ознакомления

Но в силу своей тупости и упорности, она не замечает очевидных вещей и не знает своего ребенка.Как отмечали литературные критики, Франсуа Мориак создал особый мир в своих произведениях и поручил ему роль исцеления душ, их очищения. Мир Мориака - это чистилище. [19, с. 63] В своё чистилище он допускает только людей, пришедших из ада земного, людей грешных, страдающих. Недаром, в своей нобелевской речи писатель сказал о себе: «Я - специалист по уродам»[20, с.5].Будучи глубоко верующим человеком,Мориак остро интересовался проблемой зла в современном ему обществе, поэтому исследовал жизни своих героев, чтобы найти истоки и причины их злодеяний, корни всеразъедающей безнравственности. Где-то в глубине души он знал, что есть путь спасения если не тела человека, то хотя бы его души. И на страницах книг старался показать, как легко быть счастливым, радоваться жизни. И каждый человек независимо от возраста и психо-физиологических особенностей достоин счастья. Однако достичь полной гармонии и счастья человек может, только ощущая, что он любим. Особенно, по мнению Мориака, любовь жизненно необходима людям с ограниченными возможностями в силу их особого статуса. Система образов в произведении очень тесно переплетена. Описывая страдания мальчика, автор дает нам и описание его злобной матери, для которой сын выступает в роли «козла-отпущения», благодаря которому общество или отдельные его представители пыталось разрядить агрессию и снять напряжение, и как полагалось, через данное культовое действо излечиться. И это легко объяснимо, потому что козел издревле считался одним их традиционных жертвенных животных которым стали заменять человеческие жертвы.Согласно рассуждениям Р. Жирара, «жертва представляется как своего рода заместитель того или иного индивида, который аккумулирует в себе накопившийся среди людей негатив и агрессию, защищающую общество от собственного насилия, «лечит общество» и поэтому часто становится объектом почитания» [21, с.45]. Это своего рода низвергнутый идол, прошедший путь с вершин величия, богатства и могущества до сокрушительной катастрофы, ведущей его к неминуемой погибели.В книге Иова, «козел отпущения» - это невинный человек, притягивающий к себе всеобщую ненависть и агрессию. Более того, Иов становится первым отверженным среди отверженных, «козлом отпущения» всех «козлов отпущения», жертвой всех жертв. Он испытывает не только физические, но так же еще более мучительные душевные страдания [22, c.10]. Ф. Мориак был реалистом и понимал, что всех людей, в том числе и мать мальчика, спасёт только покаяние, к которому придут лишь единицы из них. Только через любовь к ближнему, человек познаёт Бога, находит потерянный смысл своего существования, и в этом Франсуа Мориаку видится спасение человека.Но Мориак не был бы большим современным писателем, если бы он просто пристроился к католицизму. Актуальность Франсуа Мориака приоткрывается через органическую связь его, на первый взгляд, архаического творчества с самыми больными вопросами современности, которые современны и для нашего общества, ведь как правило, люди с отклонениями и по сей день подвергаются насмешкам и издевательствам из-за своей ущербности. Хотя остается только предполагать, кто из всех этих оппонентов болен по-настоящему и неизлечимо: либо человек с физическими особенностями, либо человек, у которого больна душа. Подобно Достоевскому, Мориак в каждом грешнике стремится разглядеть праведника. Лишь мертвые души, неподвластные страданию и сомнению, бесповоротно потеряны, тем более, когда это касается души матери, проявляющей полное безразличие к собственному ребенку. Героиня Поль выступает одновременно в роли палача и жертвы, мученицы и преступницы. Вырвавшись из нищеты и выскочив замуж за аристократа, она ненавидит своего слабоумного мужа и недоразвитого сына и, на горе себе, выходит победительницей. Думая только о себе, о своей действительно тяжелой доле, она отказывается увидеть искру божью в своем мальчике, тонком, начитанном, талантливом, способном радовать не только мать, но и окружающих. Она в силу своей безграмотности и недальновидности не способна понять его заботы, разделить его горести. Поль не хочет воспринимать мужа и сына как полноценных людей, отказывает им в праве на существование — и тем самым толкает их на самоубийство. С одной стороны, совершаемый отцом и ребенком акт самоубийства можно рассматривать как акт самопожертвования, осознанно пошедших на такой шаг.Самопожертвование в человеческой личности формируются в силу определенных качеств, которыми наделен тот или иной субъект, как следствие уверенности в правоте дела, великих идеалов добра и справедливости. Это высочайшее состояние духа, нравственного здоровья, стремление к справедливости, поиск истины, развитое чувство совестливости и ответственности.Идеалы героизма посредством самопожертования развивались на протяжении многовековой истории человечества, запечатлеваясь первоначально в формах стихийно складывающегося массового нравственного сознания, устного народного творчества (в героическом эпосе), а в дальнейшем становясь предметом художественной литературы и искусства, специальных теоретических дисциплин науки психологии.Природа самопожертвования всегда, оказывается, тесно связана с проявлением сознательного выбора своей судьбы, самоотверженностью и готовностью взять на себя обязательства, далеко превосходящее обычную человеческую норму, силы и способности рядового человека. При этом ценность самопожертвования всегда тем выше, чем труднее препятствия и чем успешнее они преодолеваются, чем больше человек проявитволи, настойчивости, умения и мужества, чтобы исполнить свой нравственный долг.При этом оценка совершенного деяния как героического определяется уже не только предметным результатом содеянного, но, прежде всего его мотивацией, духовным результатом свершения, значением и примером, которое оно подает. Сегодня выходит немало публикаций и книг о природе самопожертвования, но все они содержат личное отношение автора к данному феномену. Их авторы глубоко проникают в истоки и суть героического поступка, понимая под этим такой поступок человека, когда сознательно делается шаг, выходящий за привычные нормы поведения и в чем-то это как раз и напоминает жертву, которая пошла против общественных устоев, чтобы доказать свою правоту. Суть данного поступка сводится к разрешению жизненного противоречия, которое в данный момент не может быть разрешено обычными, повседневными средствами. Особое значение в данном случае придается содержанию побудительного мотива поступка, его соответствию духовному настрою, идейным убеждениям и требованиям обстановки.Из вышеуказанных определений следует, что самопожертвование — это особая, исключительная, форма человеческого поведения, оцениваемая моральным сознанием как подвиг, т.е. осуществление выдающейся по своим масштабам и трудностям задачи, которая требует от человека предельного напряжения всех сил и связано с преодолением необычайных трудностей и обстоятельств, зачастую угрожающих самой человеческой жизни, что доказывает всю силу и мощь совершаемого деяния, расширяющего рамки представлений о человеческих возможностях.С другой стороны, можно рассматривать их поступок, как единственный выход из ситуации, когда исчерпаны все человеческие силы терпеть унижения и оскорбления.ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2Роман «Бедные люди» представляет собой прекрасный пример трагичной судьбы и жертвенности героев фоном для изображения которой как раз и стали исторические события того времени. Достоевский не случайно помещает своих персонажей именно в данную историческую эпоху, чтобы доступнее показать всю гамму чувств и переживаний, которые они испытывали по мере развития сюжета. И весь трагизм судеб каждого из них лишь подчеркивается событиями, происходящими в общественной жизни.Детские образы «Бедных людях», еле намеченные в романе,не просто часть общей картины жизни «бедных людей», это восприятие мировой трагедии через муки ни в чём не повинных детей, чистых ангельской чистотой.Начиная с «Бедных людей» из произведения в произведение кочуют у Достоевского маленькие нищие, те самые дети, которые «снятся и мерещатся». Ребёнок сам по себе, его внутренний мир, особенности его развития остаются пока за пределами этого романа Достоевского, хотя этот особый мир всегда привлекал его внимание.Иная интерпретация детства представлена в «Мартышке» Сориака. Совсем другая история жизни ребенка можно, так сказать из благополучной семьи. Но это не изменило его положения, потому что, будучи от рождения с отклонениями, он испытывает такие же страдания, как и дети у Достоевского.ЗАКЛЮЧЕНИЕВ ходе проведенного исследования темы детства в романе Ф.М. Достоевского «Бедные люди» и Ф. Мориака «Мартышка» выполнены поставленные в начале исследования задачи, а именно обозначены социально-психологические факторы детства, как особого периода жизни каждого человека. Выделены характерные черты образов детства в литературных произведениях русских и зарубежных авторов.Проведен анализ темы детства в романе Ф. М. Достоевского «Бедные люди» и прозе Ф. Мориака «Мартышка» путем выделения особенностей этих произведений. Отмечены основные особенности и различия в изображении темы детства в этих произведениях.В целом цель исследования достигнута.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫКрупенина М.И. Концепция детства в литературе, электронная библиотека КиберЛенинка, код доступа: https://www.cyberleninka.ru(дата обращения 30.03.2023).Арзамасцева И.Н. Подвижники детского чтения, электронная библиотека КиберЛенинка, код доступа:https: //www.cyberleninka.ru (дата обращения 30.03.2023).Концептуальные подходы к феномену «детство»: аксиологический аспект [Текст] : хрестоматия / авт.-сост. С. О. Ларионова ; ФБГОУ ВПО «Урал.гос. пед. ун-т». – Екатеринбург, 2014. – 104 с.Осорина М.В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых. [Текст] / М. В. Осорина. - 2-е изд. - Санкт-Петербург и др.: Питер, 2000. – 277с.Осорина, М.В. О стратагемах детской субкультуры / М.В. Осорина // Традиционная культура и мир детства: материалы междунар. науч. конф. «XI Виноградовские чтения». — Ульяновск, 1998. – 10 с. Черная курица, или Подземные жители - Художественная литература (azbyka.ru) (дата обращения 30.03.2023).Ланьи Ли Образ «Детства» в литературе XIX века, электронная библиотека КиберЛенинка, код доступа: https://www.cyberleninka.ru (дата обращения 30.03.2023).Денисова Е.А. Биографическое и художественное в романе М. Ю. Лермонтова «Княгиня Лиговская» и драме «Два брата», электронная библиотека КиберЛенинка, код доступа: https://www.cyberleninka.ru (дата обращения 30.03.2023).Научная статья «Идеи В.Г. Белинского о специфике детской литературы», электронный ресурс, код доступа: https:// art-talant.org (дата обращения 30.03.2023).Ж. Верн Дети капитана Гранта (Жюль Верн), электронная библиотека КиберЛенинка, код доступа: https://www.cyberleninka.ru (дата обращения 30.03.2023).Емец Д. Произведения для детей и о детях в творчестве русских писателей второй половины XIX века (Л. Н. Толстой, А. П. Чехов, А. И. Куприн). – М.: Скорпион, 2001. – 129 с.Веселовский А.Н.Историческая поэтика / А. Н. Веселовский; [Вступ. ст. И. К. Горского, с. 11-31; Коммент.В. В. Мочаловой]. - М. :Высш. шк., 1989. - 404с. Безрукова Т.В. Социология детства в романах Ф.М. Достоевского, электронная библиотека КиберЛенинка, код доступа: https://www.cyberleninka.ru (дата обращения 30.03.2023).Достоевский Ф. М. Дневник писателя. / Сост., комментарии А. В. Белов / Отв. ред. О. А. Платонов. — М.: Институт русской цивилизации, 2010. — 880 с.Cергеева И.С. Мотив оборванного детства в романе Ф.М. Достоевского «Бедные люди»//Уральский филологический Вестник, 2012, № 1.Третьякова О.В. Феномен «роман в письмах» в русской литературе конца XVIII–первой трети ХIX веков:автореф. дис…канд. филол.наук/Урал. гос.пед.ун-т Екатериндург, 2012. – 21 с.Бедные люди, электронный ресурс, код доступа: https:// 100bestbooks.ru (дата обращения 30.03.2023).Силантьев И. В. Теория мотива в отечественном литературоведении и фольклористике: Очерк историографии / И. В. Силантьев; Отв. ред. Е. К. Ромодановская; Ин-т филологии Сиб. отд-ния Рос.акад. наук. - Новосибирск : ИДМИ, 1999. - 103 с. Бахтин М.М. Формы времени и хронотопа в романе (msu.ru) (дата обращения 30.03.2023).Шаламова А.О. Роль веры и воспитания в произведениях Франсуа Мориака и Ивлина Во, электронная библиотека КиберЛенинка, код доступа: https://www.cyberleninka.ru (дата обращения 30.03.2023).Франсуа Мориак. Горькие и жестокие романы Мориака, электронный ресурс, код доступа: https://www.Jaaj.Club (дата обращения 30.03.2023).«Писатель и его создания». НОБЕЛЕВСКАЯ РЕЧЬ ФРАНСУА МОРИАКА /Электронный ресурс: Мой онлайн Универ, код доступа: https://www. moyuniver.net (дата обращения 30.03.2023). Михайлов Г.П. Рене Жирар. Жертвоприношение как перформативный феномен современной поп-культуры –научная статья в электронной библиотеке КиберЛенинка (cyberleninka.ru) (дата обращения 30.03.2023)Книга Иова в русском переводе с кратким объяснением - архиепископ Агафангел (Соловьев) - читать, скачать (azbyka.ru) (дата обращения 30.03.2023)

1. Крупенина М.И. Концепция детства в литературе, электронная библиотека КиберЛенинка, код доступа: https://www.cyberleninka.ru (дата обращения 30.03.2023).
2. Арзамасцева И.Н. Подвижники детского чтения, электронная библиотека КиберЛенинка, код доступа: https: //www.cyberleninka.ru (дата обращения 30.03.2023).
3. Концептуальные подходы к феномену «детство»: аксиологический аспект [Текст] : хрестоматия / авт.-сост. С. О. Ларионова ; ФБГОУ ВПО «Урал. гос. пед. ун-т». – Екатеринбург, 2014. – 104 с.
4. Осорина М.В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых. [Текст] / М. В. Осорина. - 2-е изд. - Санкт-Петербург и др. : Питер, 2000. – 277с.
5. Осорина, М.В. О стратагемах детской субкультуры / М.В. Осорина // Традиционная культура и мир детства: материалы междунар. науч. конф. «XI Виноградовские чтения». — Ульяновск, 1998. – 10 с.
6. Черная курица, или Подземные жители - Художественная литература (azbyka.ru) (дата обращения 30.03.2023).
7. Ланьи Ли Образ «Детства» в литературе XIX века, электронная библиотека КиберЛенинка, код доступа: https://www.cyberleninka.ru (дата обращения 30.03.2023).
8. Денисова Е.А. Биографическое и художественное в романе М. Ю. Лермонтова «Княгиня Лиговская» и драме «Два брата», электронная библиотека КиберЛенинка, код доступа: https://www.cyberleninka.ru (дата обращения 30.03.2023).
9. Научная статья «Идеи В.Г. Белинского о специфике детской литературы», электронный ресурс, код доступа: https:// art-talant.org (дата обращения 30.03.2023).
10. Ж. Верн Дети капитана Гранта (Жюль Верн), электронная библиотека КиберЛенинка, код доступа: https://www.cyberleninka.ru (дата обращения 30.03.2023).
11. Емец Д. Произведения для детей и о детях в творчестве русских писателей второй половины XIX века (Л. Н. Толстой, А. П. Чехов, А. И. Куприн). – М.: Скорпион, 2001. – 129 с.
12. Веселовский А.Н. Историческая поэтика / А. Н. Веселовский; [Вступ. ст. И. К. Горского, с. 11-31; Коммент. В. В. Мочаловой]. - М. : Высш. шк., 1989. - 404с.
13. Безрукова Т.В. Социология детства в романах Ф.М. Достоевского, электронная библиотека КиберЛенинка, код доступа: https://www.cyberleninka.ru (дата обращения 30.03.2023).
14. Достоевский Ф. М. Дневник писателя. / Сост., комментарии А. В. Белов / Отв. ред. О. А. Платонов. — М.: Институт русской цивилизации, 2010. — 880 с.
15. Cергеева И.С. Мотив оборванного детства в романе Ф.М. Достоевского «Бедные люди»//Уральский филологический Вестник, 2012, № 1.
16. Третьякова О.В. Феномен «роман в письмах» в русской литературе конца XVIII – первой трети ХIX веков: автореф. дис…канд. филол.наук/Урал. гос.пед.ун-т Екатериндург, 2012. – 21 с.
17. Бедные люди, электронный ресурс, код доступа: https:// 100bestbooks.ru (дата обращения 30.03.2023).
18. Силантьев И. В. Теория мотива в отечественном литературоведении и фольклористике: Очерк историографии / И. В. Силантьев; Отв. ред. Е. К. Ромодановская; Ин-т филологии Сиб. отд-ния Рос. акад. наук. - Новосибирск : ИДМИ, 1999. - 103 с.
19. Бахтин М.М. Формы времени и хронотопа в романе (msu.ru) (дата обращения 30.03.2023).
20. Шаламова А.О. Роль веры и воспитания в произведениях Франсуа Мориака и Ивлина Во, электронная библиотека КиберЛенинка, код доступа: https://www.cyberleninka.ru (дата обращения 30.03.2023).
21. Франсуа Мориак. Горькие и жестокие романы Мориака, электронный ресурс, код доступа: https://www.Jaaj.Club (дата обращения 30.03.2023).
22. «Писатель и его создания». НОБЕЛЕВСКАЯ РЕЧЬ ФРАНСУА МОРИАКА /Электронный ресурс: Мой онлайн Универ, код доступа: https://www. moyuniver.net (дата обращения 30.03.2023).
23. Михайлов Г.П. Рене Жирар. Жертвоприношение как перформативный феномен современной поп-культуры – научная статья в электронной библиотеке КиберЛенинка (cyberleninka.ru) (дата обращения 30.03.2023)
24. Книга Иова в русском переводе с кратким объяснением - архиепископ Агафангел (Соловьев) - читать, скачать (azbyka.ru) (дата обращения 30.03.2023)

Вопрос-ответ:

В чем заключается феномен детства в литературе?

Феномен детства в литературе заключается в особой роли, которую играет детство как тематический элемент. Оно становится объектом изучения и изображения, а также средством передачи авторских идей и эмоций. Детство раскрывает различные аспекты человеческой жизни, включая невинность, радость, страдания и травмы. В литературе детство может быть представлено различными образами и символами, которые помогают читателям глубже понять героев и их внутренний мир.

Какие предпосылки привели к воплощению темы детства в литературе?

Существует несколько предпосылок, которые привели к воплощению темы детства в литературе. Во-первых, детство является универсальным феноменом, которое касается каждого человека. Оно вызывает наиболее яркие и противоречивые эмоции, что делает его привлекательным для авторов. Во-вторых, детство часто ассоциируется с невинностью и чистотой, что может быть противопоставлено сложностям и проблемам взрослой жизни. Наконец, детство может быть периодом формирования личности, и в литературе можно описать этот процесс и его влияние на героев.

Какие образы детства можно найти у русских и зарубежных писателей?

У русских и зарубежных писателей можно найти разнообразные образы детства. В классической русской литературе, например, детство часто ассоциируется с счастьем и невинностью, как в романе "Бедные люди" Ф.М. Достоевского. Зарубежные писатели также описывают детство с разных сторон: отражают его радость, игры и приключения (например, в "Приключениях Тома Сойера" Марка Твена), а также проблемы и травмы, которые могут сопровождать раннее детство (как в романе "Мартышка" Ф. Мориака).

Какую тему разрабатывает статья?

Статья разрабатывает тему детства в произведениях "Бедные люди" Ф.М. Достоевского и "Мартышка" Ф. Мориака.

Какие предпосылки воплощения темы детства в литературе рассматриваются в статье?

В статье рассматриваются предпосылки воплощения темы детства в литературе, образы детства у русских и зарубежных писателей.

Какой тематикой занимаются образы детства в произведении "Бедные люди"?

В произведении "Бедные люди" Ф. М. Достоевского образы детства связаны с оборванным детством.

Как развивается тема детства в произведении "Мартышка"?

В произведении "Мартышка" Ф. Мориака развивается тема детства, но конкретные детали развития темы не указаны в статье.

Какие выводы можно сделать по главе 1 статьи?

Выводы по главе 1 статьи не указаны.

Какие произведения рассматриваются в статье?

В статье рассматриваются произведения "Бедные люди" Ф. М. Достоевского и "Мартышка" Ф. Мориака.