Эволюция жанра ток-шоу на российском телевидении
Заказать уникальную курсовую работу- 31 31 страница
- 30 + 30 источников
- Добавлена 15.05.2023
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ 2
1 Ток-шоу как популярное явление современного развлекательного телевидения 5
1.1 Сущность ток-шоу и причины его популярности 5
1.2Исторический аспект развития жанра ток шоу 9
1.3Виды и тематика ток шоу 14
2 Тематический анализ ток шоу 17
2.1 Виды и характер ток шоу 17
2 2Комплексный анализ конкретных примеров российских ток-шоу 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 31
А в выпуске от 29 марта 2022 года в эфире телеканала «Россия-1» новый выпуск передачи «Вечер с Владимиром Соловьевым». Темы: Специальная военная операция на Украине. Возможное контрнаступление ВСУ. Гонения на монахов Киево-Печерской лавры. Переговоры между Россией и Ираном. Интервью Владимира Зеленского для американского издания Associated Press News.В выпуске от 26.04.2020 Соловьев предлагает полярные точки зрения по вопросу «Что делать?» с ограничениями по коронавирусу. Выслушивались мнения на тему «Кто виноват в пандемии коронавируса?»,К примеру, в этом выпуске эксперты — политологи и вирусологи — начали высказывать свои мнения по поводу, как быть с ограничениями по коронавирусу, перешли к проблемам, которые здравоохранению нужно решить в первую очередь, а потом — к методам лечения коронавирусной инфекции и так далее.В выпуске про COVID-19 Телеведущий Владимир Соловьев в эфире своего YouTube-канала резко высказался о людях, которые отрицают существование коронавирусной инфекции.Он заявил, что сейчас практически нет ни одного человека, у которого бы никто из знакомых не переболел коронавирусом, а кто-то даже умер.Начало (заявка) по сюжету характеризуется дискуссией приглашенных экспертов, как правило, весьма оживленной. В процессе этой дискуссии они отталкиваются от озвученного в экспозиции вопроса (как правило, это «Кто виноват?» или «Что делать?») и развивают его по мере появления новых вводных от кого-то из них. Информационный поток, который генерируют эксперты, находится под управлением ведущего, поскольку он в нужный момент меняет ракурс (например, когда эксперты прояснили ситуацию по предыдущему вопросу). В кульминации проводятся важные идеи вроде того, что российское правительство не оставляет своих граждан в беде, система поддержки работает по кредитам, по налогам и т.д. (в выпуске от 26.04.2020). Также в кульминации Соловьев подключает другой жанр, который используется в рамках формата «Воскресного вечера» — интервью — для получения более обстоятельных сведений по обсуждаемой теме. Например, в программе от 24.05.2020 он беседует один на один с Анной Поповой, главным государственным санитарным врачом РФ, о снятии ограничений по коронавирусу. После кульминации (по завершению первых 1,5ч эфира) сюжету дают новый поворот (кардинально новый ракурс старой темы или вбрасывается другая проблема) и перипетии по сценарию происходят вокруг новой темы.Для того, чтобы удержать внимание уже соскучившихся по новым лицам зрителей, приходят другие эксперты. Как правило, чтобы не снижать градус накала, после кульминации гости подбираются для конфликта на более глубоком уровне — по национальному признаку (русские против украинцев), в то время как в первой части программы конфликта между экспертами на уровне идентичности не происходит.Порой именно пламенной речью эксперта ставится точка в выпуске, ведущий только добавляет, что эфир завершен и прощается со зрителями (эпилог). Однако, это происходит не всегда, например, в выпуске от 26.04.2020 финальный пассаж принадлежал В. Соловьеву. Оппонентами, которым была адресована язвительная речь ведущего, были украинские эксперты — депутат Гордей Белов и политолог Василь Вакаров.Таким образом, мы видим, что удержание зрительского интереса к передаче длительностью в 2,5ч зависит от двух вещей — сценария, который включает правильно подобранных экспертов, и ведущего, в данном случае Владимира. Соловьева, который должен направлять внимание зрителей на определенные вещи. Что касается приемов манипуляций со стороны В. Соловьева, то мы отметили два: эмоциональное заряжение посыла и формирование образа врага. Вероятно, этого достаточно для того, чтобы передачу не сочли слишком уж тенденциозной.Эксперты выражаются свободно и с юмором, используют стилистически сниженную лексику, правда, от матерных оборотов их удерживает ведущий Е. Попов, предупредивший, что передачу смотрят дети. Потом эти юмористические комментарии техники выводят на экран .Однако, юмор юмором, а в сценарии программы и поведении ведущих заложены определенные информационные посылы для россиян.Так, например, на фразах Соловьева о том, что в России «единственный в мире ледокольный флот» или об отсутствии связи между захватом Голанских высот и Крыма, зал громко зааплодировал — вероятно, режиссер поставил тем самым ударение, что именно зритель должен одобрить по сюжету, как в комедии смехом подчеркивают места, где нужно смеяться. Некоторые особо важные мысли ведущие повторяют дважды. Например, о том, что Крым вернулся в Россию в результате мирного волеизъявления граждан, а не аннексии.Тот же инфо-сценарий руководит и работой оператора. В тот момент, когда идут ожесточенные споры по принципу «кто кого перекричит», камера показывает про-российского выступающего. Его оппонента практически не слышно. Говоря об участниках ток-шоу с Владимиром Соловьевым отметим, что в программе главными действующими лицами являются приглашенные эксперты, а ведущие, в основном, подытоживают, направляют диалог, подбрасывают фактуру. Однако, здесь мы видим тонкий юмор ведущего и ироничный ракурс разбора ситуации в целом. ЗАКЛЮЧЕНИЕПодводя итоги нашего исследования, мы убедились в том, что телевидение является наиболее популярным средством массовой информации, так как способно привлечь аудиторию, остающуюся за границами влияния иных средств массовой информации.Интегративность функций ТВ наиболее ярко подчеркивается таким видом телевизионных программ, как «ток-шоу».Безусловно, интерес зрительской аудитории привел к тому, что этот формат заполнил большую часть телевизионного эфира, ежедневно выпуская политические, социальные и развлекательные ток-шоу в большом количестве.Ток-шоу призвано проецировать ситуации на зрителя, моделировать обстоятельства, склонять к переживаниям и тут же они решаются, что дает понять зрителю, что любую проблему можно разрешить .Ток-шоу раскрывает разные темы и вскрывает пороки: это может быть любовь и ненависть, деньги и власть, взлет и падение, жизнь и смерть. В процессе программы показаны разные характеры, судьбы – показаны реалии жизни, что придает популярности ток-шоу и завлекает тем самым зрителя.Именно в ток-шоу могут затрагиваться такие темы, которые решаемы, что часто может происходить с нами в жизни.В основном, формат передачи - это дискуссия, рассмотрение и обсуждение насущной темы, где участвуют эксперты и зрители.Для проведения ток-шоу необходимы:• актуальная тема, которая будет подниматься в программе, посредством заданных вопросов ведущим и полученных ответов;• участники дискуссии;• студия, предназначенная для проведения передачи;• регламент разговора (ограниченное определенное время и следование по сценарному плану);• техническое оборудование.Зритель у экрана ждет интересной информации, повода задуматься, поразмышлять, но порой делают шоу из ничего, обсуждая ориентацию артистов. Это не есть хорошо, хотя у таких программ тоже хороший рейтинг и есть свой зритель.Сценические приемы, которые применены в программе: роли всех участников передачи прописаны подробно в сценарии; главный участник должен быть популярным и быть авторитетом для зрительской аудитории.Ведущий - это центральная фигура в передаче. Именно через него проводятся действия и ведется беседа; зрители в студии дают реакцию на происходящее, там самым происходит динамика и встречаются «неожиданные» вопросы.Многое зависит от композиционного построения и подачи материала, ведь это основывается на фактах и правдивости, реальности сведений, которые обыгрывают в передаче через определенные жизненные ситуации, в которые попадал каждый зритель.Данная передача совмещает в себе дискуссию, интервью и игры. Рассматривается острая актуальная тема, которая притягивает внимание массового зрителя. Конечно, ведущий тоже должен привлекать зрителей своей находчивостью, умением выкрутиться из сложной ситуации, найти подход, продемонстрировать свое остроумие. А также харизму и обаяние. Он должен быть настолько эрудированным, грамотным, чтобы уметь оценивать ситуацию, анализировать полученные сведения, комфортно себя вести перед камерой, держать интригу, контролировать эмоции, моделировать и корректировать ситуации, а также снимать напряжение в аудитории.Команда, создающая программу такого характера, затрагивает темы, которые волнуют зрителей: политические ситуации, экономика, общественная жизнь, актуальные темы спорта, музыки и др. Необходимо постоянно учитывать интересы зрителя, ведь любая передача предусматривает его реакцию на сказанное и показанное. Наполнение содержанием в каждой программе определенной направленности должно меняться, а также быть актуальным в определенное время. Благодаря этому можно удержать зрителя и постоянно поддерживать его интерес.Ток-шоу на сегодняшний день – это рейтинговые программы, которые зрелищны и богаты разнообразием перипетий, конфликтов и приемов. Действительно ток-шоу помогает человеку понять, как быть в сложившейся ситуации, помогает проанализировать свои поступки и сделать вывод, то есть помогает смоделировать свое поведение.Российская телевизионная группа, выпуская свои первые авторские программы десять лет назад, рассчитывала на отображение национального характера в зрителе.Ведущему ток-шоу отводится особая роль при ведении ток-шоу, так как он задает темп и направляет передачу в нужное направление. Ведущий передачи должен привлекать зрителя своим обаянием, харизмой, умением слушать, правильно и четко формулировать вопросы.Ток-шоу на современном этапе также присуща цикличность программы, которая побуждает зрителя думать, а что же будет дальше и когда снова он может посмотреть программу, какова тема будет представлена. Давайте проанализируем, что изменилось в данный момент:1)Это, прежде всего, отличная рекламная площадка для героев в студии, ведь таким образом они популяризируют себя, участвуя в программе и выражая свое мнение;2)На данном этапе это действительно настоящее ток-шоу, ведь на сегодняшний день стали появляться различные реальные шоу, телевикторины, телеигры, политические шоу, разные развлекательные шоу, которые полны зрелищности и той эмоциональной окраски, которая необходима зрителю.3)Ток-шоу на главных телеканалах России стали заполнять прайм-тайм, тем самым повышая не только рейтинг программы, но и самого канала по просматриваемости эфиров и передач другого направления.Многие приемы российские телевизионщики взяли у зарубежных коллег и выпускают ток-шоу в том же формате, с такой же подачей. Но в России в свое время открылись творческие, технические аспекты реализации и возможности постичь в профессиональном плане телевизионные жанры, драматургию и дать развиваться телевидению в дальнейшем. БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОКБорецкий Р.А. Информационные жанры телевидения. – М.: Прогресс, 1989. Вартанов, А.С. Актуальные проблемы телевизионного творчества на телевизионных подмостках: учеб. пособие / А.С. Вартанов. – М.: Высшая школа, 2003.Долгова Л. В. Возникновение жанра ток-шоу на российском телевидении // История и археология: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2017 г.). — СПб.: Свое издательство, 2017. Капишникова, А. В. Лингвистические средства управления дискурсом (на материале американских радиопередач ток-шоу) : автореф. дис. … канд. филол. наук : 10.02.04 / Капишникова Алла Владимировна. – М., 1999. Кузнецов Г.В. Так работают журналисты ТВ. М.: Изд-во Моск. ун-та, 2000. Телевизионная журналистика: Учебник. 4-е издание // Т. 31 Редколлегия: Г.В. Кузнецов, В.Л. Цвик, А.Я. Юровский. — М.: Изд-во МГУ, Изд-во «Высшая школа», 2002. — 304 с.Могилевская Э. Ток-шоу как жанр ТВ: происхождение, разновидности, приемы манипулирования / Э. Могилевская // Новое в массовой коммуникации. Альманах. — 2006. — №5-6. Познер В. В. Прощание с иллюзиями. — М., «Астрель», 2012. Сторчак Ю. Владимир Познер: "Зритель должен иметь возможность выбирать, что ему смотреть". — Киевский телеграф, 30.10.2008. — №43 (441).Нагиев Дмитрий Владимирович. Досье. URL: http://www.informacia.ru/file/1079 Телевидение глазами телезрителей / Полуэхтова И. А. – М.: ООО «НИПКЦ Восход–А», 2012. – 364 с.Шестеркина Л. П., Николаева Т.Д. Методика телевизионной журналистики: Учебное пособие для студентов вузов/ Л. П. Шестеркина, Т.Д. Николаева. — М.: Аспект Пресс, 2012.Электронные источники:Рейтинги URL: https://mediascope.net/data/Ток-шоу как модель современного дискурсивного взаимодействия в России URL: https://research-journal.org/languages/tok-shou-kak-model-sovremennogo-diskursivnogo-vzaimodejstviya-v-rossiiБогданова И. В. Жанрово-тематическая модернизация как главный ресурс регионального цифрового ТВ (на примере телеканала «Первый Тульский») URL: http://jf.spbu.ru/upload/files/file_1386675902_041.pdfТок-шоу: История возникновения URL: https://diletant.media/articles/25922991Гаджимусилова Д. Г., Булейко Н. А. Ток-шоу на современном экране URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tok-shou-na-sovremennom-ekraneВремя покажет. Выпуск от 18.03.2019 URL: https://youtu.be/e5-dEGzhkokМужское/ Женское URL: https://myshows.me/view/56812/ Оккультизм и сексуальность: что развело Степаненко и Петросяна. URL: https://www.1tv.ru/shows/pust-govoryat/vypuski-i-dramatichnye-momenty/okkultizm-i-seksualnost-chto-razvelo-stepanenko-i-petrosyana-pust-govoryat-vypusk-ot-19-09-2018 Когда с экранов выметут мусор URL: https://www.gazeta.ru/2006/11/02/oa_222661.shtml«Шоу Джерри Спрингера» закрылось после 27 лет в эфире URL: https://daily.afisha.ru/news/17869-shou-dzherri-springera-zakrylos-posle-27-let-v-efireВилкина К. В. Драматургия развлекательных и интеллектуальных ток-шоу URL: https://clck.ru/ERuMNВакурова Н. В., Московкин Л. И. Типология жанров современной экранной продукции: учебное пособие URL: http://evartist.narod.ru/text3/08.htmГегелова Н. С. Культура на телевидении: миф или реальность? URL: https://cyberleninka.ru/article/v/kultura-na-televidenii-mif-ili-realnost «Журналистика никому не нужна». К 30-летию гласности в России. Речь Леонида Парфенова» URL: https://meduza.io/feature/2015/03/17/zhurnalistika-nikomu-ne-nuzhnaВоскресенье. Вечер. Соловьев. URL: https://www.kp.ru/daily/26324.2/3207401/ Нагиев Дмитрий Владимирович. Досье. URL: http://www.informacia.ru/file/1079 ТВ-шоу «Пусть говорят» URL: https://www.1tv.com/announce/1363 Левко А. В. Своеобразие формата вечернего информационно-развлекательного ток-шоу…: Автореферат ВКР бакалавра. — Саратов: 2017. — 11 с. http://elibrary.sgu.ru/VKR/2017/42-03-02_021.pdf
1. Борецкий Р.А. Информационные жанры телевидения. – М.: Прогресс, 1989.
2. Вартанов, А.С. Актуальные проблемы телевизионного творчества на телевизионных подмостках: учеб. пособие / А.С. Вартанов. – М.: Высшая школа, 2003.
3. Долгова Л. В. Возникновение жанра ток-шоу на российском телевидении // История и археология: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2017 г.). — СПб.: Свое издательство, 2017.
4. Капишникова, А. В. Лингвистические средства управления дискурсом (на материале американских радиопередач ток-шоу) : автореф. дис. … канд. филол. наук : 10.02.04 / Капишникова Алла Владимировна. – М., 1999.
5. Кузнецов Г.В. Так работают журналисты ТВ. М.: Изд-во Моск. ун-та, 2000.
6. Телевизионная журналистика: Учебник. 4-е издание // Т. 31 Редколлегия: Г.В. Кузнецов, В.Л. Цвик, А.Я. Юровский. — М.: Изд-во МГУ, Изд-во «Высшая школа», 2002. — 304 с.
7. Могилевская Э. Ток-шоу как жанр ТВ: происхождение, разновидности, приемы манипулирования / Э. Могилевская // Новое в массовой коммуникации. Альманах. — 2006. — №5-6.
8. Познер В. В. Прощание с иллюзиями. — М., «Астрель», 2012.
9. Сторчак Ю. Владимир Познер: "Зритель должен иметь возможность выбирать, что ему смотреть". — Киевский телеграф, 30.10.2008. — №43 (441).Нагиев Дмитрий Владимирович. Досье. URL: http://www.informacia.ru/file/1079
10. Телевидение глазами телезрителей / Полуэхтова И. А. – М.: ООО «НИПКЦ Восход–А», 2012. – 364 с.
11. Шестеркина Л. П., Николаева Т.Д. Методика телевизионной журналистики: Учебное пособие для студентов вузов/ Л. П. Шестеркина, Т.Д. Николаева. — М.: Аспект Пресс, 2012.
12. Электронные источники:
13. Рейтинги URL: https://mediascope.net/data/
14. Ток-шоу как модель современного дискурсивного взаимодействия в России URL: https://research-journal.org/languages/tok-shou-kak-model-sovremennogo-diskursivnogo-vzaimodejstviya-v-rossii
15. Богданова И. В. Жанрово-тематическая модернизация как главный ресурс регионального цифрового ТВ (на примере телеканала «Первый Тульский») URL: http://jf.spbu.ru/upload/files/file_1386675902_041.pdf
16. Ток-шоу: История возникновения URL: https://diletant.media/articles/25922991
17. Гаджимусилова Д. Г., Булейко Н. А. Ток-шоу на современном экране URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tok-shou-na-sovremennom-ekrane
18. Время покажет. Выпуск от 18.03.2019 URL: https://youtu.be/e5-dEGzhkok
19. Мужское/ Женское URL: https://myshows.me/view/56812/
20. Оккультизм и сексуальность: что развело Степаненко и Петросяна. URL: https://www.1tv.ru/shows/pust-govoryat/vypuski-i-dramatichnye-momenty/okkultizm-i-seksualnost-chto-razvelo-stepanenko-i-petrosyana-pust-govoryat-vypusk-ot-19-09-2018
21. Когда с экранов выметут мусор URL: https://www.gazeta.ru/2006/11/02/oa_222661.shtml
22. «Шоу Джерри Спрингера» закрылось после 27 лет в эфире URL: https://daily.afisha.ru/news/17869-shou-dzherri-springera-zakrylos-posle-27-let-v-efire
23. Вилкина К. В. Драматургия развлекательных и интеллектуальных ток-шоу URL: https://clck.ru/ERuMN
24. Вакурова Н. В., Московкин Л. И. Типология жанров современной экранной продукции: учебное пособие URL: http://evartist.narod.ru/text3/08.htm
25. Гегелова Н. С. Культура на телевидении: миф или реальность? URL: https://cyberleninka.ru/article/v/kultura-na-televidenii-mif-ili-realnost
26. «Журналистика никому не нужна». К 30-летию гласности в России. Речь Леонида Парфенова» URL: https://meduza.io/feature/2015/03/17/zhurnalistika-nikomu-ne-nuzhna
27. Воскресенье. Вечер. Соловьев. URL: https://www.kp.ru/daily/26324.2/3207401/
28. Нагиев Дмитрий Владимирович. Досье. URL: http://www.informacia.ru/file/1079
29. ТВ-шоу «Пусть говорят» URL: https://www.1tv.com/announce/1363
30. Левко А. В. Своеобразие формата вечернего информационно-развлекательного ток-шоу…: Автореферат ВКР бакалавра. — Саратов: 2017. — 11 с. http://elibrary.sgu.ru/VKR/2017/42-03-02_021.pdf
Вопрос-ответ:
Что такое ток-шоу и почему оно популярно?
Ток-шоу - это развлекательный телевизионный формат, в котором участники обсуждают актуальные социальные, политические или личные вопросы. Такой формат пользуется популярностью, потому что он позволяет зрителям почувствовать себя частью обсуждаемых событий, высказать свое мнение и узнать точку зрения других участников.
Какие типы ток-шоу существуют и о чем они обычно говорят?
В жанре ток-шоу существует несколько типов, включающих дневные ток-шоу, политические шоу, ток-шоу о знаменитостях, шоу о проблемах семейных отношений и многие другие. Предметы обсуждения в ток-шоу могут варьироваться от личных историй участников до глобальных проблем общества.
Какие исторические факты о развитии ток-шоу в России можно выделить?
История развития ток-шоу на российском телевидении началась в 1990-е годы, когда появились первые передачи, такие как "Час Великой страны" и "Своя игра". С течением времени и с ростом популярности жанра, в России стали создаваться разные виды ток-шоу, такие как "Пусть говорят", "Битва экстрасенсов" и многие другие.
Какие особенности и характер ток-шоу существуют на российском телевидении?
Ток-шоу на российском телевидении имеет свои особенности, такие как яркая эмоциональность участников, использование разнообразных конфликтных ситуаций, привлекательные ведущие и захватывающая интрига. В российских ток-шоу также активно используются кинематографические эффекты, чтобы сделать программы более зрелищными и запоминающимися.
Что такое ток-шоу и почему оно так популярно?
Ток-шоу - это формат телевизионного шоу, в котором ведущий обсуждает актуальные темы с гостями, часто с участием зрителей. Оно популярно, потому что предлагает зрителям возможность узнать мнение экспертов, высказаться, поучаствовать в обсуждении и проследить ход развития событий.
Какой исторический путь прошел жанр ток-шоу?
Жанр ток-шоу имеет свои корни в радио и телевидении XX века. Он прошел путь от программ с простыми интервью до сложных дискуссионных форматов. За время своей эволюции ток-шоу стали более активно взаимодействовать со зрителями и использовать различные технологии для формирования обсуждаемых тем и привлечения внимания к шоу.
Какие виды и тематика ток-шоу существуют?
Ток-шоу делятся на несколько видов в зависимости от своей тематики: политические, социально-психологические, развлекательные, спортивные и другие. Их тематика может варьироваться от обсуждения актуальных политических событий до проблем семейных отношений или здоровья. Большинство ток-шоу также имеют своеобразный развлекательный крючок, чтобы привлечь зрителей и сделать шоу более интересным.
Какие примеры российских ток-шоу можно привести?
В России существует множество различных ток-шоу. Например, "Пусть говорят" с ведущим Андреем Малаховым, где обсуждаются личные и семейные проблемы, "Вечерний Ургант" с Иваном Ургантом, который представляет развлекательное шоу с интервью известных гостей, "Орел и Решка" - путешественники рассказывают о своих приключениях и выбирают места для поездок. Это лишь некоторые примеры российских ток-шоу, каждое из которых имеет свою уникальную тематику и стиль.