наглядные средства обучения и их роль в преподавании обществознания 9 класс
Заказать уникальный реферат- 23 23 страницы
- 11 + 11 источников
- Добавлена 07.05.2023
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
1 СУЩНОСТЬ НАГЛЯДЫХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ ИХ ВИДЫ И ФУНКЦИИ 4
2 ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭФФЕКТИВНОГО ПРИМЕНЕННИЯ НАГЛЯДНОСТИ В ОБУЧЕНИИ ШКОЛЬНИКОВ ДЕВЯТОГО КЛАССА 14
3 УСЛОВИЯ ЭФФЕКТИВНОГО ПРИМЕНЕНИЯ НАГЛЯДНЫХ СРЕДСТВ НА УРОКЕ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ В 9 КЛАССЕ 18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 21
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 22
Создавая презентацию для учеников 9 класса, можно её сделать такой, что при её демонстрации ученики будут решать одновременно определенные задания.П. В. Гора, отмечает, что использование средств наглядности позволяет сформировать у учащихся следующие умения:Умение работать с видеоматериалами как специфическим источником;Умение анализировать исторические события;Умение решать практические задачи;Умение сформулировать гипотезу;Умение использовать знания других предметов. [1, с. 77] Использование наглядных средств на уроке позволит обеспечить решение следующих задач:Сделать процесс обучения мотивированным и целеустремлённым;Организовать самоконтроль индивидуальной успеваемости учащихся;Включать дополнительные внутренние резервы и дополнительные методические приёмы для улучшения результатов учебной деятельности;Активизировать научную деятельность.Достижение предусмотренных данной программой учебных результатов возможно только при условии объединения активных и интерактивных форм, методов и технологий организации познавательной деятельности учеников на уроках истории и обществознания.Применяя наглядные средства на уроке обществознания, педагог помогает учащимся учиться самостоятельно анализировать, извлекать информацию, выражать свою внутреннюю позицию, отношение к поступкам и действиям.3 УСЛОВИЯ ЭФФЕКТИВНОГО ПРИМЕНЕНИЯ НАГЛЯДНЫХ СРЕДСТВ НА УРОКЕ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ В 9 КЛАССЕНаглядность должна способствовать активизации умственной деятельности девятиклассника через концентрацию внимания на том, что является главным в излагаемом материале.Умелое применение средств наглядности в обучении девятого класса полностью находится в руках учителя. Учитель в каждом отдельном случае должен самостоятельно решать, когда и в какой мере надо применять наглядность в процессе обучения, так как от этого в определенной степени зависит качество знаний учащихся. Принцип наглядности, по выражению Я. А. Коменского, является «золотым правилом дидактики». Он требует сочетания наглядности и мысленных действий, наглядности и слова. Вредным является как недостаточное, так и избыточное применение средств наглядности. Их недостаток приводит к формальным знаниям, а избыток может затормозить развитие логического мышления, пространственного представления и воображения. При использовании наглядных методов обучения в 9 классе необходимо соблюдать ряд условий:Применяемая наглядность должна соответствовать возрасту учащихся, быть им интересной и понятной.Наглядность должна использоваться в меру и показывать ее следует постепенно и только в соответствующий момент урока.Наблюдение должно быть организовано таким образом, чтобы все учащиеся могли хорошо видеть демонстрируемый предмет.Необходимо четко выделять главное, существенное при демонстрации наглядных средств.Важно детально продумывать пояснения, даваемые в ходе демонстрации явлений.Демонстрируемая наглядность должна быть точно согласована с содержанием материала.Нужно привлекать девятиклассников к нахождению желаемой информации в наглядном пособии или демонстрационном устройстве.Отбор наглядности учитель производит в соответствии с целями урока. Все то из наглядности, что «не работает» на выполнение целевой установки урока не использовать, даже несмотря на то, что эта наглядность может быть интересной. После того как определен круг наглядности, планируемый использовать на уроке (карта, портреты, учебно-исторические картины, схемы, таблицы и т.д.), педагог избирает наиболее рациональные приемы и место их применения на уроке (в процессе проверки домашнего задания, изучения новой темы, закрепления). Избранная наглядность и приемы ее применения учителем виртуально (мысленно) реализуется в процессе разработки и написания конспекта урока. Затем наступает самый ответственный этап – реальное использование наглядности на конкретном уроке и анализ того, насколько удалось реализовать все то, что было спланировано и задумано. Анализируя проведенный урок, учитель может сделать подробные записи того, что получилось удачно, не очень удачно и совсем не удачно в плане применения наглядных средств обучения (все эти записи ему пригодятся в будущем учебном году). Именно так будет совершенствоваться учительский опыт, именно при таких условиях будет расти его искусство преподавания, расширяться научно-методический кругозор.Излишнее увлечение наглядностью в обучении может привести к нежелательным результатам. Задача учителя направить способности девятиклассника на плодотворную деятельность, но таким образом, чтобы учащийся не противоречил ему, а сам начал осознавать значимость учебного процесса. Только правильное использование наглядности способствует улучшению качества образования и повышению эффективности учебного процесса. Важно вдумчиво применять наглядные средства обучения и уметь активизировать деятельность учащихся на уроках обществознания.Учитывая психолого-педагогические особенности учащихся 9 класса, можно сделать вывод, что для них наиболее эффективно применять информационно- коммуникативные технологии на уроках обществознания. Информационно-коммуникативные технологии позволяют выстроить собственную траекторию обучения, сделать совместную деятельность учителя и девятиклассников более эффективной, добиться высоких образовательных результатов и в итоге успешно пройти ОГЭ. С разработкой и внедрением в учебный процесс современных инновационных технологий педагогические возможности наглядности в процессе изучения обществознания в школе сильно возрастают. При подготовке к уроку с использованием ИКТ учитель не должен забывать, что это урок, а значит, составлять план урока исходя из его целей, при отборе учебного материала он должен соблюдать основные дидактические принципы: систематичности и последовательности, доступности, дифференцированного подхода, научности и др. При этом компьютер не заменяет учителя, а только дополняет его. Девятиклассники на таких уроках более активно и охотно включаются в работу, заметно увеличивается время, в течении которого они готовы и хотят сосредоточенно и самостоятельно выполнять необходимые для усвоения темы задания.Важным условием реализации возможностей ИКТ в школе являются: оборудование в школе компьютерного класса, желательно наличие локальной сети и выхода в Интернет; готовность учителя к применению ИКТ в образовательном процессе.В ходе исследования методики использования наглядных средств обучения на уроке обществознания, становится очевидно, что современный урок обществознания должен быть оснащен современными и эффективными наглядными средствами обучения.ЗАКЛЮЧЕНИЕУчителю важно знать формы, сочетание и средства наглядности, так как данные знания дают учителю возможность действовать творчески, применять средства наглядности в соответствии с поставленной дидактической задачей, с особенностями умственных возможностей обучающихся, особенностями учебного материала, условиями процесса обучения и т.д.Наглядные средства обучения воздействуют на обучающихся через воображение, фантазию и эмоции. Они способны сформировать у девятиклассников эстетические взгляды, дают им возможность увидеть в культурных и ценностях той или иной исторической эпохи, произведениях искусства того или иного периода времени, нравственное содержание, художественные идеалы, мастерство их создателей и достоинства автора, развивают у ребенка потребность в постоянном приобщении к прекрасному. Следует отметить, что в процессе взросления, в результате образования, приобретения жизненного опыта, влияния культуры усиливается рациональность умозаключений, появляется основательность, склонность к анализу. Наглядность в обучении развивает память, речь, наблюдательность, воображение, учащихся, дает им возможность сформировать умение устного, логически построенного ответа на уроке, умения отстаивать и доказывать свою точку зрения, оперируя фактами и доказательствами. Наглядные средства обучения и связанные с ними действия приводят к изменениям содержания познавательной деятельности учащихся, побуждают к активным действиям, порождают внимание и познавательный интерес, улучшают запоминание и понимание учебного материала.Наглядное обучение является одним из важнейших методических приёмов, мощным активизатором учебной деятельности, изучение которого поможет учителю достичь высоких результатов.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫГора, П.В. Методические приемы и средства наглядного обучения. - М.,2001. – 214 с.Жданова, С. В. Использование наглядных средств обучения на уроках истории и обществознания как метод повышения мотивации учащихся / С. В. Жданова. // Молодой ученый. — 2018. — № 51 (237). — С. 90-91. — URL: https://moluch.ru/archive/237/55066/ (дата обращения: 01.04.2023).Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения. М., 1955. 302 сТекст: непосредственныйКрутова, И. В. Использование условно-графической наглядности в современных условиях обучения обществознания / И.В. Крутова. Электронный научно-образовательный журнал ВГСПУ «Грани познания». – 2012. № 6. С. 44-47. – URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_19047749_85950906.pdf (Дата обращения1.04.2023)Лукьянов, Н. Е. Метод наглядности на уроках права и обществознания / Н. Е. Лукьянов. // Устойчивое развитие науки и образования. – 2019. – № 3. – С. 167-172. URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_37337538_67801492.pdf (Дата обращения 1.04.2023) Маркова А.С. Психология обучения подростка. – М., 1975. 64 с.Модернизация общего образования: технологии образоват. деятельности: Кн. для учителя / Рос. гос. пед. ун-т им. А.И. Герцена; [Акулова О.В. и др.]; Под ред. В.В. Лаптева и А.П. Тряпицыной. - СПб. : Береста, 2002 (ООО Береста). - 95 с.Педагогическое наследие / Я. А. Коменский, Д. Локк, Ж.-Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци. М.: Педагогика, 1989. 416 с.Ушинский К. Д. Избранные педагогические сочинения: в 2 т. Т. 2. М., 1939. 156 с.Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания: опыт пед. антропологии / Константин Ушинский. - Москва: Фаир-Пресс, 2004. 574 с.Чернова Г.А. Методика преподавания обществознания в начальной школе. Чернова Г.А. и др. – М., 2008. 239 с.
2. Жданова, С. В. Использование наглядных средств обучения на уроках истории и обществознания как метод повышения мотивации учащихся / С. В. Жданова. // Молодой ученый. — 2018. — № 51 (237). — С. 90-91. — URL: https://moluch.ru/archive/237/55066/ (дата обращения: 01.04.2023).
3. Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения. М., 1955. 302 с Текст: непосредственный
4. Крутова, И. В. Использование условно-графической наглядности в современных условиях обучения обществознания / И.В. Крутова. Электронный научно-образовательный журнал ВГСПУ «Грани познания». – 2012. № 6. С. 44-47. – URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_19047749_85950906.pdf (Дата обращения 1.04.2023)
5. Лукьянов, Н. Е. Метод наглядности на уроках права и обществознания / Н. Е. Лукьянов. // Устойчивое развитие науки и образования. – 2019. – № 3. – С. 167-172. URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_37337538_67801492.pdf (Дата обращения 1.04.2023)
6. Маркова А.С. Психология обучения подростка. – М., 1975. 64 с.
7. Модернизация общего образования: технологии образоват. деятельности: Кн. для учителя / Рос. гос. пед. ун-т им. А.И. Герцена; [Акулова О.В. и др.]; Под ред. В.В. Лаптева и А.П. Тряпицыной. - СПб. : Береста, 2002 (ООО Береста). - 95 с.
8. Педагогическое наследие / Я. А. Коменский, Д. Локк, Ж.-Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци. М.: Педагогика, 1989. 416 с.
9. Ушинский К. Д. Избранные педагогические сочинения: в 2 т. Т. 2. М., 1939. 156 с.
10. Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания: опыт пед. антропологии / Константин Ушинский. - Москва: Фаир-Пресс, 2004. 574 с.
11. Чернова Г.А. Методика преподавания обществознания в начальной школе. Чернова Г.А. и др. – М., 2008. 239 с.