Развитие у учащихся исследовательских умений при выполнении лабораторных работ в разделе
Заказать уникальную курсовую работу- 32 32 страницы
- 18 + 18 источников
- Добавлена 03.05.2023
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ У УЧАЩИХСЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ 7
1.1. Сущность понятия «исследовательские умения» 7
1.2. Особенности развития у учащихся исследовательских умений средствами лабораторных работ 10
1.3. Анализ учебно-методического комплекса по биологии по применению лабораторных работ при изучении раздела «Живые организмы» 13
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ КАК СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ У УЧАЩИХСЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ 17
2.1. Анализ результатов анкетирования 17
2.2. Методическая разработка по использованию при изучении раздела «Живые организмы» как средства развития у учащихся исследовательских умений 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 28
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 31
Салфетки текстильные, чистые, по размеру контейнеров.Перманентный маркер.Для этого выполняй действия, которые представлены ниже. Тщательно промойте пластиковые контейнеры. Пронумеруйте их, используя перманентный маркер.На дно контейнеров №1-3 положите салфетки.Смочите салфетки водой.Контейнеры №4-6 должны оставаться сухими. На дно контейнеров №1-3 и 4-6 положите по куску хлеба 2 х 2 х 2 см, дополнительно водой их смачивать не нужно. Плесневые грибы, равно как и шляпочные грибы, размножаются спорами, которые присутствуют в воздухе. Отсюда они попадают на хлеб. Через 2-3 часа закройте контейнеры крышкой. Контейнеры №1, 4 переместите в теплое место (над батареей), контейнеры №2, 5 – ближе к оконному стеклу, контейнер №3, 6 – в холодильник. Контейнеры нельзя размещать на ярком свете. Заполните таблицу 1.Таблица 1Условия произрастания плесневых грибов в эксперименте№ контейнераТемпература, °СВлажность1ВысокаяВысокая2Средняя34Низкая56НизкаяЕжедневно наблюдаете за ростом плесневых грибов. Результаты отражайте в таблице 2.Первым появляется белый налет. Отметьте дату его появления в каждом из контейнеров. Далее плесень окрасится в различные цвета. Это говорит о том, что началось спороношение. Укажите дату и цвет. Далее каждые 5 дней отмечайте размер плесневого пятна.Таблица 2Влияние температуры и влажности на рост плесневых грибовНаблюдениеРезультат наблюденияВысокая влажность…………………. влажностьВысокая температураСредняя температураНизкая температураВысокая температураСредняя температураНизкая температураНачало эксперимента (дата)Появление белого налета (дата)Появление цвета у налета (дата)Цвет плесениРазмер пятна налета на 5 деньРазмер пятна налета на 10 деньРазмер пятна налета на 15 деньСформулируйте выводы о том, какие условия лучше всего для развития плесени. Сфотографируйте и вклейте фотографии плесени в отчет. 123456Выводы: Плесневые грибы предпочитают (температура) _________________________________________________________________________________Плесневые грибы предпочитают (влажность) ___________________________________________________________________________________Плесневые грибы имеют разный цвет потому, что ______________________________________________________________________________Для того, чтобы хлеб не плесневел, нужно соблюдать следующие условия – ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Гипотеза исследования подтвердилась / не подтвердилась, частично подтвердилась (подчеркнуть).С помощью сети Интернет попробуйте определить род плесневых грибов: контейнер №1 ___________________________________________, контейнер №2 ___________________________________________,контейнер №3 ___________________________________________,контейнер №4 ___________________________________________,контейнер №5 ___________________________________________,контейнер №6 ___________________________________________,Приведенная нами разработка может использоваться в группах детей, которые уже подготовлены для самостоятельной работы. Для этого следует выполнить с ними ряд простых лабораторных работ с использованием карточек, в которых также будут указаны цель, оборудование, гипотеза, ход работы и выводы. Постепенно в карточках должны оставаться пропуски. Приведенная нами разработка позволяет обучающимся самостоятельно поставить цели исследования, увидеть последовательность хода действий при его выполнении, реализовать каждый из этих этапов, сформулировать выводы по каждому своему наблюдению. ЗАКЛЮЧЕНИЕИсследовательскими умениями называется комплекс возможностей по выполнению действий, которые составляют исследовательскую деятельность. В целом речь идет об умении выявлять проблему, ставить цель, задачи, выдвигать гипотезу, проводить эксперимент, делать выводы, представлять продукт своей детальности. Лабораторные работы позволяют формировать и развивать исследовательские умения обучающихся, они наглядны, делают усвоение материала более качественным. Разные авторы предлагают разные подходы к использованию лабораторных работ, разрабатывая свои приемы. Анализ УМК по биологии по применению лабораторных работ при изучении раздела «Живые организмы» показал, что существующий подход не позволяет сформировать у обучающихся исследовательских умений в полном их понимании. В УМК нет необходимого научного аппарата, в частности цели, выводов.Анализ результатов анкетирования показал, что лабораторные работы активно применяются педагогами для развития учащихся исследовательских умений. Однако, педагоги отмечают низкое качество методического обеспечения, технического обеспечения данного процессаМы провели собственную методическую разработку по использованию при изучении раздела «Живые организмы» как средства развития у учащихся исследовательских умений.Таким образом, цель и задачи исследования достигнуты. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВБиология. 5-9 классы: рабочие программы: предметная линия учебников «Линия жизни»: учебное пособие для общеобразовательных организаций / В.В. Пасечник, С.В. Суматохин, Г.С. Калинова и др. – М.: Просвещение, 2020. – 128 с.Дмитриевская А.А. Опыт организации исследовательской деятельности учащихся на уроках биологии / А.А. Дмитриевская // Студенческий электронный журнал Стриж, 2021. – № 6 (41). – С. 33-37.Ефремов О.Ю. Педагогика: краткий курс. – СПб: Питер, 2009. – 256 с.Кошелева Д.В. Генезис понятия «Исследовательские умения» / Д.В. Кошелева // Знания. Понимание. Умение, 2011. – № 2. – С. 218-220.Магомедов Г.А. Развитие практических умений у учащихся при проведении лабораторных работ по общей биологии (тема – клетка) / Г.А. Магомедов // Вестник социально-педагогического института, 2019. – № 4 (32). – С. 47-51.НосальВ.О. Лабораторный практикум как средство формирования исследовательских умений на уроках биологии при изучении раздела «Основы селекции и биотехнологии» / В.О. Носаль // Материалы 71-й научно-практической конференции преподавателей и студентов БГПУ. Материалы конференции, 2022. – С. 178-182.Перминова Е.П. Формирование исследовательских умений студентов / Е.П. Перминова // Современная высшая школа: инновационный аспект, 2010. – № 3. – С. 47-49.Приказ министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 года №1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного стандарта основного общего образования» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://fgos.ru/fgos/fgos-ooo/ (дата обращения: 23.01.2023).Рыкова О.А. Использование виртуальных лабораторных и практических работ на уроках биологии / О.А. Рыкова // Альманах мировой науки, 2021. – № 2 (45). – С. 66-67.Савенков А.И. Психологические основы исследовательского подхода к обучению: учебное пособие для студентов вузов / А.И. Савенков. – М.: Ось-89, 2005. – 479 с.Самохина Е.Ю. Формирование исследовательских умений у студентов профессионально-технического колледжа на занятиях по информатике: автореферат дис. … кандидата педагогических наук: 13.00.08 / Е.Ю. Самохина. – М., 2012. – 26 с.Семенова Н.А. Исследовательская деятельность учащихся / Н.А. Семенова // Начальная школа, 2006. – № 6. – С. 45-49. Середенко П.В. Развитие исследовательских умений и навыков младших школьников в условиях перехода к образовательным стандартам нового поколения: монография / П.В. Середенко. – Южно-Сахалинск: Изд-во СахГу, 2014. – 207 с. Сидорова И.В. Развитие исследовательских умений у обучающихся / И.В. Сидорова, О.Г. Сиротина // Наука и образование, 2022. – Т. 5. – № 1. – С. 163-164.Тимофеев Д.А. Лабораторные и практические работы на уроках химии и биологии в общеобразовательной школе / Д.А. Тимофеев // Трибуна ученого, 2020. – № 9. – С. 93-96.Федотова Н.А. Развитие исследовательской компетентности старшеклассников в условиях профильного обучения: автореферат дис. … кандидата педагогических наук: 13.00.01 / Н.А. Федотова. – Улан-Удэ, 2010. – 23 с.ХадиуллинаА.Р. Организация лабораторных работ по биологии в старших классах общеобразовательных школ / А.Р. Хадиуллина // Научные открытия. Материалы XXXVIII Международной научно-практической конференции, 2018. – С. 304-305.Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования / А.В. Хуторской // Народное образование, 2003. – № 2 (135). – С. 58-64ПРИЛОЖЕНИЕ 1АнкетаУважаемые коллеги. Просим Вас ответить на несколько вопросовВаш пол?МужскойЖенский Ваш опыт работы по обучению биологии детей по программе основного общего образования? ____ летПрименяете ли Вы лабораторные работы при обучении детей биологии?ДаНетСчитаете ли Вы, что применение лабораторных работ позволяет развивать у обучающихся исследовательские умения?ДаОтчастиНетКакие приемы Вам используются для того, чтобы развивать у обучающихся исследовательские умения при помощи лабораторных работ (укажите)? ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Откуда Вы берете лабораторные работы (можно указать несколько вариантов ответа)?УМКДругие источникиСамостоятельная разработкаСчитаете ли Вы, что в Вашем образовательном учреждении есть все условия для выполнения лабораторных работ, развития у обучающихся исследовательских умений?ДаОтчастиНетСпасибо за участие в опросе!
2. Дмитриевская А.А. Опыт организации исследовательской деятельности учащихся на уроках биологии / А.А. Дмитриевская // Студенческий электронный журнал Стриж, 2021. – № 6 (41). – С. 33-37.
3. Ефремов О.Ю. Педагогика: краткий курс. – СПб: Питер, 2009. – 256 с.
4. Кошелева Д.В. Генезис понятия «Исследовательские умения» / Д.В. Кошелева // Знания. Понимание. Умение, 2011. – № 2. – С. 218-220.
5. Магомедов Г.А. Развитие практических умений у учащихся при проведении лабораторных работ по общей биологии (тема – клетка) / Г.А. Магомедов // Вестник социально-педагогического института, 2019. – № 4 (32). – С. 47-51.
6. Носаль В.О. Лабораторный практикум как средство формирования исследовательских умений на уроках биологии при изучении раздела «Основы селекции и биотехнологии» / В.О. Носаль // Материалы 71-й научно-практической конференции преподавателей и студентов БГПУ. Материалы конференции, 2022. – С. 178-182.
7. Перминова Е.П. Формирование исследовательских умений студентов / Е.П. Перминова // Современная высшая школа: инновационный аспект, 2010. – № 3. – С. 47-49.
8. Приказ министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 года №1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного стандарта основного общего образования» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://fgos.ru/fgos/fgos-ooo/ (дата обращения: 23.01.2023).
9. Рыкова О.А. Использование виртуальных лабораторных и практических работ на уроках биологии / О.А. Рыкова // Альманах мировой науки, 2021. – № 2 (45). – С. 66-67.
10. Савенков А.И. Психологические основы исследовательского подхода к обучению: учебное пособие для студентов вузов / А.И. Савенков. – М.: Ось-89, 2005. – 479 с.
11. Самохина Е.Ю. Формирование исследовательских умений у студентов профессионально-технического колледжа на занятиях по информатике: автореферат дис. … кандидата педагогических наук: 13.00.08 / Е.Ю. Самохина. – М., 2012. – 26 с.
12. Семенова Н.А. Исследовательская деятельность учащихся / Н.А. Семенова // Начальная школа, 2006. – № 6. – С. 45-49.
13. Середенко П.В. Развитие исследовательских умений и навыков младших школьников в условиях перехода к образовательным стандартам нового поколения: монография / П.В. Середенко. – Южно-Сахалинск: Изд-во СахГу, 2014. – 207 с.
14. Сидорова И.В. Развитие исследовательских умений у обучающихся / И.В. Сидорова, О.Г. Сиротина // Наука и образование, 2022. – Т. 5. – № 1. – С. 163-164.
15. Тимофеев Д.А. Лабораторные и практические работы на уроках химии и биологии в общеобразовательной школе / Д.А. Тимофеев // Трибуна ученого, 2020. – № 9. – С. 93-96.
16. Федотова Н.А. Развитие исследовательской компетентности старшеклассников в условиях профильного обучения: автореферат дис. … кандидата педагогических наук: 13.00.01 / Н.А. Федотова. – Улан-Удэ, 2010. – 23 с.
17. Хадиуллина А.Р. Организация лабораторных работ по биологии в старших классах общеобразовательных школ / А.Р. Хадиуллина // Научные открытия. Материалы XXXVIII Международной научно-практической конференции, 2018. – С. 304-305.
18. Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования / А.В. Хуторской // Народное образование, 2003. – № 2 (135). – С. 58-64
Вопрос-ответ:
Что такое исследовательские умения?
Исследовательские умения - это способности и навыки, которые позволяют учащимся самостоятельно исследовать и изучать предметную область, проводить эксперименты, анализировать полученные данные и делать выводы.
Какие особенности развития исследовательских умений у учащихся через лабораторные работы?
Развитие исследовательских умений у учащихся через лабораторные работы обеспечивает активную, практическую деятельность, позволяет применять теоретические знания на практике, развивает навыки самостоятельного планирования и проведения экспериментов, анализа полученных результатов.
Какие лабораторные работы применяются при изучении раздела "Живые организмы"?
Анализ учебно-методического комплекса по биологии показал, что при изучении раздела "Живые организмы" используются различные лабораторные работы, например, наблюдение за развитием живого организма, исследование его структуры, изучение функций органов и систем организма.
Какими навыками обладают учащиеся после выполнения лабораторных работ?
После выполнения лабораторных работ учащиеся приобретают навыки планирования экспериментов, проведения наблюдений, обработки данных, анализа результатов и составления выводов. Они также научатся работать с лабораторным оборудованием и соблюдать правила техники безопасности.
Какие методы развития исследовательских умений с использованием лабораторных работ оказались наиболее эффективными?
Различные методы развития исследовательских умений с использованием лабораторных работ оказались эффективными, такие как метод самостоятельного выполнения экспериментов, метод коллективного обсуждения результатов, метод контролируемой самостоятельной работы. Каждый метод имеет свои преимущества и может быть применен в зависимости от целей и задач обучения.
Какие ученики развивают исследовательские умения при выполнении лабораторных работ?
Исследовательские умения развиваются у всех учащихся, которые выполняют лабораторные работы. Это помогает им развивать навыки анализа, наблюдения, формулирования гипотез, проведения экспериментов и интерпретации результатов.
Какие особенности развития исследовательских умений у учащихся с помощью лабораторных работ?
Развитие исследовательских умений у учащихся осуществляется через практическую работу, которая помогает им применять полученные теоретические знания на практике. Лабораторные работы позволяют учащимся осуществлять самостоятельное планирование эксперимента, анализировать полученные данные и делать выводы.
Какова сущность понятия исследовательские умения?
Исследовательские умения представляют собой навыки, которые позволяют учащимся проводить научные исследования, самостоятельно и систематически собирать и обрабатывать информацию, анализировать данные, делать выводы и формулировать гипотезы.
Какие лабораторные работы рекомендуется использовать при изучении раздела "Живые организмы"?
Для изучения раздела "Живые организмы" рекомендуется использовать разнообразные лабораторные работы, такие как наблюдение за развитием растений, изучение микроорганизмов под микроскопом, определение особенностей строения и функций органов животных и т.д. Это позволяет учащимся лучше понять живые организмы и развить исследовательские умения.