История Северной войны в отечественных учебниках
Заказать уникальную курсовую работу- 33 33 страницы
- 28 + 28 источников
- Добавлена 24.06.2023
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ 3
2. ОСОБЕННОСТИ ИЗУЧЕНИЯ ИСТОРИИ СЕВЕРНОЙ ВОЙНЫ В СОВЕТСКИЙ ПЕРИОД 17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 30
Интересно, что в этом учебнике мало внимания уделяется историческим персонажам и их роли в победе в Северной войне.Наличие качественно иллюстрированных карт позволяет ученикам полноценно разбирать события Северной войны и изучать военные действия на предоставленных картах.В издании от 2016 года есть значимые отличия от издания 2011 года, что выражается в первую очередь в наглядных материалах: картах, схемах и т.д.Также к разделу Северной войны примыкают два отдельных параграфа, а именно Прутский поход и морские сражения. В них описываются события, которые происходили параллельно основным событиям Северной войны. Из этих материалов ученики могут узнать о том, что Северная война не была единственным происходившем в то время событием и единственной войной.Таким образом, можем отметить, что в современных российских школьных учебниках не всегда представлены подробные описания исторических деятелей Северной войны и не указываются их личностные и профессиональные характеристики. Однако, практически везде выделяются следующие исторические персонажа, а именно Петр I, А.Д. Меньщиков, Б.П.Шереметьев.Именно на этих персонажах опираются основные биографические характеристики. А если точнее то это выделение различных биографических очерков, а также их геройские подвиги и характеристики этих персонажей из описания свидетелей их действий. Что касается враждебной стороны, а конкретнее Карла II и гетмана Мазепа, то понятно, что они являются врагами России, но во всех российских учебников нет негативных качественных характеристик данных персонажей.На текущий момент значительное количество российских школ пользуются теми учебниками, которые подходят под стандарты ИКС и ФГОС, а именно по конкретному предмету история, где говорится о том, что непосредственное формирование всех существующих основ всей гражданской, а также этнонациональной, социальной, культурной личности учеников, и кроме того, существующееосмысление учениками существующегоопыта российской истории,которая является частью общемирового исторического процесса.В существующих учебниках по истории России, события Северной войныизучаются достаточно подробно. Учебники выполняют роль наставников на пути прихода к понятию патриотизма, а также любви и уважения к своей родине.Вместе с тем, в действующих школьных учебниках истории практически не уделяется внимания многимзначимым событиям, которые относятся к действиям Северной войны. В качестве примера можно рассмотреть Полтавскую Битву.В целом можно заметить, что структурные компоненты учебников не имеют большого различия, компоненты методического аппарата практически во всех учебниках одинаковые, однако имеют разное содержание и не всегда составлены корректно. В украинских учебниках вопросы и задания больше ориентированы на формирование представлений о событии с идеологической точки зрения. Идет выделение отдельных событий, документов, биографий с четкой ориентировкой на формирование дальнейшего самосознания школьников. В российских учебниках ориентированность на аналитические способности учеников, давая им самим определить свою позицию на основе прочитанного.В российских учебниках огромное влияние имеет историкокультурный стандарт, и практических все учебники, которые переиздаются стараются придерживаться данной методологии. Есть четкая ориентация еще и на Федеральный государственный образовательный стандарт, который содержит компонент о формировании национальной идентичности школьников.Учебники по истории любой страны играют чуть ли не самую важную роль в построении гражданской и национальной идентичности. Поскольку самый основной фундамент исторических знаний закладывается на основе школьного учебника по истории.Именно в учебниках даются оценки событиям, взаимоотношениям с другими государствами, выстраивание идеологической линии, особенно это важно для стран, которые недавно обрели независимость и долго находились в составе другого государства. И в данном случае, история в качестве коллективной памяти играет важную идеологическую функцию, определяя не только отношение к прошлому, но и к настоящему. На ее основе выстраиваются дипломатические отношения, определяются «друзья» и «враги».Изучать учебную литературу нужно как в поле зрения историографии, так и по истокам построения национальной идентичности и исторической памяти. Поскольку, все события прошлого отражаются в первую очередь на содержании учебной и учебно-методической литературы и формируют историю настоящего по средствам памяти о прошлом.лрупалропыфлопфврыаЗАКЛЮЧЕНИЕВ результате проведенной работы выполнены все задачи и цель настоящего исследования.История Северной войны является одной из важнейших элементов русской истории. Поэтому главное, что привлекало внимание исследователей отечественных и зарубежных наук, была не столько фигура самого царя, сколько преобразования, которые он проводил в стране.Внешняя политика России на протяжении всего XVII века была направлена на решение трех основных задач: достижение выхода к Балтийскому морю, обеспечение безопасности южных границ от набегов крымского хана и возвращение территорий, захваченных в Смутное время.Именно в результате этих реформ Россия превратилась в страну европейского уровня и произошел стремительный скачок во всех сферах государственного и общественного устройства. Изменилось государственное устройство, появилась мощная промышленность и обученная боеспособная армия.Северная война является одним из наиболее значимых событий по итогам деятельности царя-реформатора. Победа в войне способствовала превращению России из региональной страны-середнячка в империю, с которой пришлось считаться всем странам Европы.Каким образом это событие преподносилось в отечественных учебниках истории.В дореволюционных учебниках царской России точка зрения на реформы Петра была достаточно последовательной. Все учебники издавались в рамках официального подхода к личности первого русского императора, который оценивал все сугубо положительно. В первых русских учебниках Северная война описывалась как безусловная победа русского оружия. Там было не самое большое количество сведений по начальному периоду войны, когда русская армия терпела поражения. Основная информация давалась начиная с победы под Полтавой.В советских учебниках в целом подход не поменялся критично. Если в первых советских учебниках 20-х и 30-х годов личность императора подвергалась определенной критике. И Северная война также не стала там исключением. Но уже начиная с 1940-х годов подход к данному историческому событию был пересмотрен и теперь Северная война описывалась как возврат исконных русских территорий и жизненная необходимость. Более подробно оценивали все битвы во время войны, как победные, так и проигранные. Итоги войны оценивались как безусловная победа для страны.В российских учебниках уже идет более свободная трактовка событий Северной войны. Подход к войне идет в целом также положительным. В разных учебниках по разному уделяется время и главы на описание войны. Достаточно широко освещаются события основных битв, но не всегда уделяется время на изучение второстепенных событий.Если подвести итоги всей учебной литературы , то можно прийти к следующим выводам. Что Северная война всегда была крайне важным моментом отечественной истории для изучения в учебных заведениях. В разные периоды истории уделялось разное количество глав и текста для исследования этого события.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫИСТОЧНИКИ:1.1. Приказ Минпросвещения России №695 «Об утверждении Порядка формирования федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования». 18.12.2019. Электрон. верс. печ. публ. Режим доступа: http://pravo.gov.ru/ (дата обращения: 22.03.2023).1.2. Концепция преподавания учебного курса «История России» в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные общеобразовательные программы. Дата публикации 02.12.2020. Электрон. верс. печ. публ. Режим доступа: https://docs.edu.gov.ru/document/b12aa655a39f6016af3974a98620bc34/ (дата обращения: 22.03.2023).1.3. ФГОС основного общего образования.Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897Электрон. верс. печ. публ. Режим доступа: https://fgos.ru/fgos/fgos-ooo/ (дата обращения: 28.04.2023)1.4. Историко-культурный стандарт. Электрон. верс. печ. публ. Режим доступа: https://spadilo.ru/wp-content/uploads/2019/07/%D0%98%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B8%D0%BA%D0%BE-%D0%BA%D1%83%D0%BB%D1%8C%D1%82%D1%83%D1%80%D0%BD%D1%8B%D0%B9-%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D0%B0%D1%80%D1%82.pdf (дата обращения: 28.04.2023)1.5. Федеральный закон «О днях воинской славы (победных днях) России»от 13.03.1995 N 32-ФЗ (последняя редакция). Электрон. верс. печ. публ. Режим доступа: http://www.kremlin.ru/acts/bank/7640 (дата обращения: 28.04.2023)1.6. История России (в 2-х частях): учеб. 8 класса для общеобразовательных организаций / Арсентьев Н.М., Данилов А.А., Курукин И.В. и др.; под. редакцией Торкунова А.В. М.: «Просвещение», 2016. 128 с.1.7. История России: учеб. 8 класса для общеобразовательных организаций / Баранов П.А., Вовина В.Г.; под общ. ред. Тишкова В.А. М.: Вентана-Граф, 2019. 304 с.1.8. История России XVIII век: учеб. 8 класса для общеобразовательных организаций / Захаров В.Н., Пчелов Е.В.; под редакцией Петрова Ю. А.М.: ООО «Русское слово-учебник», 2017. 232 с.1.9. Платонов С.Ф. Учебник русской истории. СПб.: Наука, 2001. 428 с.1.10. Нечкина М.В., Лейбенгруб П.С. История СССР. 7 классУчебное пособие. — М.: Просвещение, 1971. — 252 с., с ил. Электрон. верс. печ. публ. Режим доступа: https://vk.com/doc19375658_658582878?hash=6rZlQULkITKuV1jbORJkWLleaQeBLLWDbUrXM7lo8Pg&dl=ZXfz3I4jvhGzzhpz2ZyDvdCZz4GRO2Urah1ORYJjzDk (дата обращения: 28.04.2023)1.11. Россия и мир: Учебная книга по истории. В 2-х частях. Часть I. / Под общей редакцией профессора А. А. Данилова. – М.: ВЛАДОС, 1995. – 496 с.1.12. Пашков Б. Г. История России. XVIII – XIX века: Учеб. для 8 кл. общеобраз. учеб. заведений. – М.: Дрофа, 2000. – 304 с.: ил., 16 л., цв. вкл.1.13. История СССР. Под ред. проф. А. Панкратовой. Ч. 2. Учебник для 9 класса средней школы. Мн. илл.1952. 350 с.1.14. Соловьев С.М. Учебная книга русской истории / сочинение Сергея Соловьева. - Издание 12-е. –М.: Типо-лит Т-ва И. Н. Кушнерев и К°, 1905. 397 с.1.15. Устрялов Н.Г. Начертание русской истории, для средних учебных заведений / сочинение Н. Устрялова. - Издание 10-е, дополненное. СПб.: в типографии Главного штаба по военно-учебным заведениям, 1857. 312 с1.16. Юрганов А.Л., Кацва Л.А. История России XVI – XVIII вв.: Экспериментальный учебник для VIII класса средних учебных заведений. М.: МИРОС, 1994. 424 с.: ил.II. ЛИТЕРАТУРА2.1. Авдеев В.А., Белоусов И.И. «Изучение Полтавской битвы от Петра I до наших дней» // Военно-исторический журнал. Спец. выпуск. М., 2009. С. 18-252.2. Агеева О.Г. Имперский статус России: к истории политического менталитета русского общества начала XVIII в. // Царь и царство в русском общественном сознании: Сб. ст. М.: ИРИ РАН,1999. С. 420.2.3. Анисимов Е.В. Время петровских реформ. [Л]. 1989. С. 4502.4. Богословский М.М. Петр Великий: Материалы для биографии: В 6 т. Т. 1. М.: Издательство, 1940 г. С. 5102.5. Борзых Н.Е. Историко-биографический материал на страницах школьных учебников отечественной истории XXI века // Вестник СамГУ. 2014. №1. С. 112. Электрон. верс. печ. публ. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/istoriko-biograficheskiy-material-na-stranitsah-shkolnyh-uchebnikov-otechestvennoy-istorii-xxi-veka (дата обращения: 24.03.2023).2.6. Волобуев О. В. Школьные учебники начала ХХ века по русской истории : функциональность и типология // Российская история. 2014. № 1. С. 95–1102.7. Володина Т.А. Учебники отечественной истории как предмет историографии: середина XVIII - середина XIX в. // История и историки: историографический вестник / отв. ред. А.Н. Сахаров. М.: Б. и., 2004. С. 104-136. Электрон. верс. печ. публ. Режим доступа: http://hist.igni.urfu.ru/album/client/text.asp?aid=523&np=1&ns=2 (дата обращения: 25.03.2023).2.8. Каменский А.Б. От Петра I до Павла I. Реформы в России XVIII века [Текст]: опыт целостного анализа / А.Б. Каменский; Российский гос. гуманитар. ун-т. Москва: Российский гос. гуманитар. ун-т, 2012. С. 280.2.9. Каменский А.Б. Российская империя в XVIII веке. М.: 1999. С.1022.10. Матвеев А.В. Русская идентичность в дореволюционном учебнике по истории Д. И. Иловайского // Этнографическое обозрение. 2011. № 2. С. 67–74.2.11. Фукс А.Н. Школьные учебники по отечественной истории как историографический феномен (конец XVII в. – вторая половина 1930-х гг.). М., 2010. С. 490.2.12. Шумкина Т.Г. Учебник истории как объект исторических исследований: обзор историографии проблемы // Современный учебник по истории: теоретико-методологические, содержательные и методические аспекты. Ежегодник. XVIII всероссийские историко-педагогические чтения: сб. науч. ст./Екатеринбург, 2014.Ч.II. С.187.
ИСТОЧНИКИ:
1.1. Приказ Минпросвещения России №695 «Об утверждении Порядка формирования федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования». 18.12.2019. Электрон. верс. печ. публ. Режим доступа: http://pravo.gov.ru/ (дата обращения: 22.03.2023).
1.2. Концепция преподавания учебного курса «История России» в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные общеобразовательные программы. Дата публикации 02.12.2020. Электрон. верс. печ. публ. Режим доступа: https://docs.edu.gov.ru/document/b12aa655a39f6016af3974a98620bc34/ (дата обращения: 22.03.2023).
1.3. ФГОС основного общего образования. Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897Электрон. верс. печ. публ. Режим доступа: https://fgos.ru/fgos/fgos-ooo/ (дата обращения: 28.04.2023)
1.4. Историко-культурный стандарт. Электрон. верс. печ. публ. Режим доступа: https://spadilo.ru/wp-content/uploads/2019/07/%D0%98%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B8%D0%BA%D0%BE-%D0%BA%D1%83%D0%BB%D1%8C%D1%82%D1%83%D1%80%D0%BD%D1%8B%D0%B9-%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D0%B0%D1%80%D1%82.pdf (дата обращения: 28.04.2023)
1.5. Федеральный закон «О днях воинской славы (победных днях) России» от 13.03.1995 N 32-ФЗ (последняя редакция). Электрон. верс. печ. публ. Режим доступа: http://www.kremlin.ru/acts/bank/7640 (дата обращения: 28.04.2023)
1.6. История России (в 2-х частях): учеб. 8 класса для общеобразовательных организаций / Арсентьев Н.М., Данилов А.А., Курукин И.В. и др.; под. редакцией Торкунова А.В. М.: «Просвещение», 2016. 128 с.
1.7. История России: учеб. 8 класса для общеобразовательных организаций / Баранов П.А., Вовина В.Г.; под общ. ред. Тишкова В.А. М.: Вентана-Граф, 2019. 304 с.
1.8. История России XVIII век: учеб. 8 класса для общеобразовательных организаций / Захаров В.Н., Пчелов Е.В.; под редакцией Петрова Ю. А.М.: ООО «Русское слово-учебник», 2017. 232 с.
1.9. Платонов С.Ф. Учебник русской истории. СПб.: Наука, 2001. 428 с.
1.10. Нечкина М.В., Лейбенгруб П.С. История СССР. 7 класс Учебное пособие. — М.: Просвещение, 1971. — 252 с., с ил. Электрон. верс. печ. публ. Режим доступа: https://vk.com/doc19375658_658582878?hash=6rZlQULkITKuV1jbORJkWLleaQeBLLWDbUrXM7lo8Pg&dl=ZXfz3I4jvhGzzhpz2ZyDvdCZz4GRO2Urah1ORYJjzDk (дата обращения: 28.04.2023)
1.11. Россия и мир: Учебная книга по истории. В 2-х частях. Часть I. / Под общей редакцией профессора А. А. Данилова. – М.: ВЛАДОС, 1995. – 496 с.
1.12. Пашков Б. Г. История России. XVIII – XIX века: Учеб. для 8 кл. общеобраз. учеб. заведений. – М.: Дрофа, 2000. – 304 с.: ил., 16 л., цв. вкл.
1.13. История СССР. Под ред. проф. А. Панкратовой. Ч. 2. Учебник для 9 класса средней школы. Мн. илл.1952. 350 с.
1.14. Соловьев С.М. Учебная книга русской истории / сочинение Сергея Соловьева. - Издание 12-е. –М.: Типо-лит Т-ва И. Н. Кушнерев и К°, 1905. 397 с.
1.15. Устрялов Н.Г. Начертание русской истории, для средних учебных заведений / сочинение Н. Устрялова. - Издание 10-е, дополненное. СПб.: в типографии Главного штаба по военно-учебным заведениям, 1857. 312 с
1.16. Юрганов А.Л., Кацва Л.А. История России XVI – XVIII вв.: Экспериментальный учебник для VIII класса средних учебных заведений. М.: МИРОС, 1994. 424 с.: ил.
II. ЛИТЕРАТУРА
2.1. Авдеев В.А., Белоусов И.И. «Изучение Полтавской битвы от Петра I до наших дней» // Военно-исторический журнал. Спец. выпуск. М., 2009. С. 18-25
2.2. Агеева О.Г. Имперский статус России: к истории политического менталитета русского общества начала XVIII в. // Царь и царство в русском общественном сознании: Сб. ст. М.: ИРИ РАН,1999. С. 420.
2.3. Анисимов Е.В. Время петровских реформ. [Л]. 1989. С. 450
2.4. Богословский М.М. Петр Великий: Материалы для биографии: В 6 т. Т. 1. М.: Издательство, 1940 г. С. 510
2.5. Борзых Н.Е. Историко-биографический материал на страницах школьных учебников отечественной истории XXI века // Вестник СамГУ. 2014. №1. С. 112. Электрон. верс. печ. публ. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/istoriko-biograficheskiy-material-na-stranitsah-shkolnyh-uchebnikov-otechestvennoy-istorii-xxi-veka (дата обращения: 24.03.2023).
2.6. Волобуев О. В. Школьные учебники начала ХХ века по русской истории : функциональность и типология // Российская история. 2014. № 1. С. 95–110
2.7. Володина Т.А. Учебники отечественной истории как предмет историографии: середина XVIII - середина XIX в. // История и историки: историографический вестник / отв. ред. А.Н. Сахаров. М.: Б. и., 2004. С. 104-136. Электрон. верс. печ. публ. Режим доступа: http://hist.igni.urfu.ru/album/client/text.asp?aid=523&np=1&ns=2 (дата обращения: 25.03.2023).
2.8. Каменский А.Б. От Петра I до Павла I. Реформы в России XVIII века [Текст]: опыт целостного анализа / А.Б. Каменский; Российский гос. гуманитар. ун-т. Москва: Российский гос. гуманитар. ун-т, 2012. С. 280.
2.9. Каменский А.Б. Российская империя в XVIII веке. М.: 1999. С.102
2.10. Матвеев А.В. Русская идентичность в дореволюционном учебнике по истории Д. И. Иловайского // Этнографическое обозрение. 2011. № 2. С. 67–74.
2.11. Фукс А.Н. Школьные учебники по отечественной истории как историографический феномен (конец XVII в. – вторая половина 1930-х гг.). М., 2010. С. 490.
2.12. Шумкина Т.Г. Учебник истории как объект исторических исследований: обзор историографии проблемы // Современный учебник по истории: теоретико-методологические, содержательные и методические аспекты. Ежегодник. XVIII всероссийские историко-педагогические чтения: сб. науч. ст./Екатеринбург, 2014.Ч.II. С.187.
Вопрос-ответ:
Какие особенности изучения истории Северной войны были в советский период?
В советский период мало внимания уделялось историческим персонажам и их роли в победе в Северной войне. Основное внимание в учебниках уделялось военным действиям и событиям войны.
Что позволяли делать карты, представленные в учебнике?
Наличие качественно иллюстрированных карт позволяло ученикам полноценно разбирать события Северной войны и изучать военные действия на предоставленных картах.
Есть ли какие-то отличия в новом издании учебника по истории Северной войны от предыдущего издания?
Да, в издании от 2016 года есть значимые отличия от предыдущего издания. Однако, детальное описание этих отличий не предоставляется в статье.
Кто были главными героями Северной войны?
Статья не уделяет достаточного внимания историческим персонажам и их роли в победе в Северной войне, поэтому нельзя сказать, кто были главными героями войны.
Какие особенности были в изучении истории Северной войны в советский период?
В советский период изучение истории Северной войны было несомненно идеологизировано. Преподавались исторические факты, подчеркивающие героизм и победу Советского Союза над фашистской Германией. В то же время, роль отдельных исторических персонажей и их влияние на исход войны получали меньше внимания.
Какие источники и литература использовались при изучении истории Северной войны?
Для изучения истории Северной войны в советском периоде использовались преимущественно официальные источники и литература, а также документальные материалы, подтверждающие победу Советского Союза. Но часто историческая информация была отфильтрована и преподносилась в соответствии с идеологическими принципами той эпохи.
Какие проблемы были в изучении истории Северной войны в советский период?
В советский период изучение истории Северной войны страдало от идеологических ограничений и субъективности. Роль отдельных исторических персонажей и их влияние на исход войны недооценивались. Также, исторические факты, не соответствующие официальной идеологии, могли быть искажены или пропущены в преподавании.
Что интересного есть в изучении истории Северной войны в отечественных учебниках?
В отечественных учебниках по истории Северной войны интересно то, что они содержат много качественно иллюстрированных карт, которые позволяют ученикам более полно разобраться в военных действиях и событиях войны. Это помогает лучше понять территориальное расположение сил и понять, как происходили военные операции на предоставленных картах.
Какие отличия есть в издании учебника о Северной войне с 2016 года?
В издании учебника о Северной войне с 2016 года имеется несколько значимых отличий. Это может быть связано с обновлением исторической информации и более объективным взглядом на исторические события. Однако, точные детали этих отличий не предоставлены в данной статье, поэтому дополнительные особенности издания следует искать в конкретных источниках или учебниках.
Каковы особенности изучения истории Северной войны в отечественных учебниках?
В отечественных учебниках особое внимание уделяется изучению военных действий и событий Северной войны. Также присутствуют карты, которые помогают ученикам лучше разобраться в ходе событий. Однако, мало внимания уделяется историческим персонажам и их роли в победе в Северной войне.
Какие отличия имеет издание учебника об истории Северной войны от 2016 года?
Издание учебника об истории Северной войны от 2016 года имеет несколько значимых отличий от предыдущих изданий. В частности, обновлено содержание и добавлены новые материалы, которые позволяют более полно изучать события Северной войны. Также в новом издании улучшено качество иллюстраций, что делает изучение более наглядным и интересным.