Политическая преступность на современном этапе развития России
Заказать уникальную дипломную работу- 70 70 страниц
- 70 + 70 источников
- Добавлена 23.02.2024
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 3
Глава 1. Общая характеристика и анализ исторического аспекта формирования и развития политической преступности в РФ 5
1.1. Понятие политической преступности и ее формы 5
1.2. Политическая преступность в России: историко-правовой анализ 15
Глава 2. Криминологическая характеристика и уголовно-правовые средства устранения политической преступности в РФ 25
2.1. Криминологическая характеристика политической преступности 25
2.2.Уголовный закон в борьбе с политической преступностью в России 37
Глава 3. Политическая преступность на современном этапе развития РФ 49
3.1. Динамика политической преступности в России в XXI веке 49
3.2. Пути совершенствования мер по пресечению политической преступности 53
Заключение 60
Приложения 68
).Верховный Суд Российской Федерации в п. 2 Постановления Пленума от 28.06.2011 г. № 11 «О судебной практике по уголовным делам о преступлениях экстремистской направленности» признает, что любое преступление считается преступлением экстремистской направленности, если оно совершено по одному из шести мотивов экстремизма. С.В. Борисов и А.В. Жеребченко правы в этом отношении и считают, что такое широкое толкование размыло уголовно-правовую базу по экстремизму.Также в рамках рассматриваемой темы представляется необходимым рассмотреть судебную практику по изученным выше преступлениям. См приложение 1. Если говорить про преступления по ст. 278 УК РФ, подразумевающие покушение на жизнь государственного или общественного деятеля, то по итогам изучения и анализа сложившейся судебной практики можно говорить о том, что данное преступление может быть совершено как по личным мотивам, так и из корыстной составляющей, в том случае, когда субъект преступления действует не из личных мотивов, а выполняет поручение третьего лица.Если же обратиться к судебной практике по ст. 278 УК РФ, которая предусматривает насильственный захват власти и ее последующее удержание, то можно прийти к выводу, что для данного преступного деяния характерно совершение противоправных действий группой лиц в рамках организованной преступной группой, а также насильственное воздействие на представителей власти и правоохранительные органы.Аналогично можно сказать и про деяние, предусмотренное ст. 279 УК РФ «Вооружённый мятеж». В рассматриваемом судебном деле данное преступное деяние с целью незаконного захвата политической легитимной властью организовывалось всероссийским общественным движением, которое по требованию прокурора должно было быть признано террористической организацией и запрете ее деятельности. Аналогичные требования были предъявлены по ст. 280 УК РФ «Публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности»Тем самым можно говорить, что судебная и правоприменительная практика в данном случае многообразна и по нашему мнению политические преступления зачастую совершаются либо из корыстных побуждений наемным лицом, либо организованной группой лиц с определенными личными мотивами, такими, например, как захват власти.Глава 3. Политическая преступность на современном этапе развития РФ3.1. Динамика политической преступности в России в XXI векеПолитическая преступность - вечный спутник человечества, характеризующийся большим количеством тяжких политических преступлений, непоправимым и необратимым ущербом для государства и общества. Политическая преступность, как одно из основных негативных социальных явлений, не только чрезвычайно вредна для общества, но и изменчива под влиянием различных объективных условий, а равно политических установок, что определяет ее относительный характер. Исходя из чего представляется возможным говорить о том, что изучение политической преступности, а именно различных качественных и количественных показателей следует изучать в определенных социально однородных регионах и временных рамках, где правильные и доктринальные представления о политической преступности практически идентичны, а перечень политических криминальных формирований относительно стабилен.Можно с уверенностью сказать, что состояние политической преступности находится в прямой зависимости от внутренних и внешних факторов, характерных для каждой страны в определенный период. На наш взгляд, рост политической преступности связан, прежде всего, с кризисом самой политической власти и, как следствие, стремлением политических оппонентов свергнуть тех или иных политических лидеров и таким образом защитить свои интересы.Говоря о статистике, следует отметить, что официальные статичные цифры политической преступности не отражают реальности политической жизни. Они являются лишь «верхушкой» айсберга, в значительной степени неизвестной учреждениям и обществам, составляющим статистику преступности. Действительно, политическая преступность в значительной степени является латентным явлением, а показатели официального учета и регистрации отчетности не очень высоки.С данным высказыванием нельзя не согласиться. Даже на основе изученных судебных решений можно увидеть, что к ответственности как правило привлекаются обычные граждане и чаще всего за «локальные» уголовные преступления, которые касаются рядовых политических деятелей. Тогда как до общественности могут и не доводить в полной мере все данные, в том числе и правоприменительную практику, относительно политических преступлений, направленных на значимых политических деятелей.В данной связи представляется возможным обратиться к научной работе П.А. Кабанова, который анализирует в ней состояние политической преступности за период с 2001 по 2010 гг., изучая в том числе статистические данные по категориям преступлений, которые не были в полной мере затронуты нами в рамках исследования. См. приложение 2.А также изучить статистику по рассматриваемой категории преступлений за последние годы. См. приложение 3.Можно говорить о том, что П.А. Кабанов под политическими преступлениями представляет намного более широкий спектр преступлений, которые с одной точки зрения, исходя из формального толкования норм уголовного закона не влияют напрямую на конституционный строй, но в тоже самое время их мотивом может быть определенное давление действующей власти, как, например, по средствам воспрепятствованию осуществлению демократической процедуры выборов и голосования в целом, что в определенной степени влияет на политическую систему, так и диверсия и террористический акт, действия которых не направлены напрямую на представителей власти, но которые по итогу в определенной степени своими незаконными противоправными действиями влияют на них. «Если обратиться к статистическим данным за 2001-2020 гг., что в период с 2001 по 2005 год было зарегистрировано 2660 политических преступлений, а в период с 2006 по 2010 год — 2554 таких преступления, т.е. меньше на 6 преступлений. Полученные данные, с учётом высочайшего уровня латентности политической преступности, могут свидетельствовать об её относительной стабильности в начале наступившего века.Изменения коснулись и структуры политической преступности. Если в первом пятилетии криминальный политический экстремизм составил 81,2 % от всей совокупности зарегистрированных политических преступлений, а электоральная преступность лишь 18,8 %, то во втором пятилетии структура несколько изменилась. Доля криминального политического экстремизма составила 68,3 %, а электоральная преступность — 31,7 %».Если же говорить про период 2016-2021 гг., то следует отметить, что указанный разрыв стал еще более существенным. Так криминальный политический экстремизм составил 96% от всей совокупности политических преступлений, тогда как электоральные преступления – 4%.По нашему мнению, это связано с определенными настроениями в обществе, согласно которым институт выборов утратил свою значимость и вместе с тем влияние на правящие элиты возможно только через определенные преступления террористической направленности.Следует также проанализировать динамику отдельных преступлений. Так количество террористических актов уменьшилось с 327 зарегистрированных преступлений в 2001 г. до 5 в 2021 г. В тоже самое время количество преступлений – публичные призывы к осуществлению террористической деятельности напротив увеличилось до 29 в 2021 г.Если говорить про преступления, предусмотренные ст. 277 УК РФ «посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля», то следует отметить, что в начале XXI века их количество доходило до 5 в 2002 г. тогда как в период 2016-2021 гг. напротив было зафиксировано 0 уголовных дел по данной категории преступлений.Также не лишним будет проанализировать преступления, состав которых был подробно изучен ранее.Статистика по ст. 278 УК РФ «насильственный захват власти или насильственное удержание власти» не сильно изменилась за рассматриваемый период. Так наибольшие значения по данной категории дел был зафиксированы в 2002 г., когда их количество достигло 8. Вместе с этим в период 2016-2021 гг. наибольшее значение было установлено в 2020 г. и составило 4 уголовных дела, тогда как, например, в 2017 – 1, а в 2018 – 0.«Вооруженный мятеж», предусмотренный ст. 279 УК РФ напротив был наиболее актуален в период 2001-2010 г., тогда как в последние годы количество зарегистрированных преступлений составило 0.Преступления по ст. 280 УК РФ «публичные призывы к осуществлению экстремисткой деятельности» достигли своего пика в 2008-2010 г. По нашему мнению, данный рост мог быть связан с президентством Д.А. Медведева, вследствие которого был изменен политический курс страны, что вызвало определенные настроения в обществе.По итогам изучения статистических данных можно говорить о том, что политическая преступность крайне изменчива. Какие-то показатели преступности с течением времени растут, какие-то напротив уменьшаются. Однако данные статистические данные, по нашему мнению, не могут в полной мере отобразить реальную картину политической преступности в нашем государстве. Она является крайне латентным преступлением, вследствие чего многие ее проявления могут быть неизвестны ни населению, ни органам, ведущим статистические данные. Рост, равно как и спад политической преступности в первую очередь связан с различными факторами и в целом с политическим состоянием государства и его отдельных институтов. Кризис и слабость политической системы, который напрямую влияет на общественную составляющую, а также уровень жизни населения, провоцируют политическую преступность, которая может выражаться в виде политического противостояния между оппонентами в высших эшелонах власти, а также задействовать гражданское население по средствам призывов от определенного политического лидера. 3.2. Пути совершенствования мер по пресечению политической преступностиЦель любых правоохранительных органов и существующей государственной системы направлено на предупреждение и пресечение преступности с тем, чтобы защитить общество от преступных проявлений и посягательств.Так А.А. Дегтеров отмечает, что «в данный момент в основных категориях полноценно сформировалась теория предупреждения преступных деяний, которая выражается в виде совокупности научных знаний относительно специальной области регулирования общественных отношений. На практике это означало деятельность по преобразованию общественных отношений в целях устранения причин преступности и условий, им способствующих. На эту деятельность должно работать все общество, а также все без исключения государственные институты».В совокупности элементы деятельности по предупреждению преступности образуют самостоятельную систему регулирования общественных отношений, состоящую из следующих уровней. См. приложение 4.Определение профилактики правонарушений содержится в ст. 2 ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации» - это «совокупность мер социального, правового, организационного, информационного и иного характера, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих совершению правонарушений, а также на оказание воспитательного воздействия на лиц в целях недопущения совершения ими правонарушений или антиобщественного поведения».Главное направление борьбы – это в первую очередь предупреждение совершения данных преступлений. Негативные социальные последствия преступлений могут быть настолько серьезными, что даже выявление, преследование и суровое наказание виновных не могут отменить ущерб интересам страны, в том числе ее международному положению.А.А. Дегтерев отмечает, что различным правоохранительные органы ответственны за расследование преступлений политической направленности, такие как Федеральная служба безопасности, Следственный комитет, полиция и прокуратура. Следует отметить что профилактика против основ политической системы согласно подходу руководителей правоохранительных органов, выступает как одна из важнейших задач и вместе с этим главным направлением борьбы со всей общественно опасной противоправной деятельностью. Помимо мер предупреждения представители правоохранительной системы также выделяют профилактическую деятельность, которая при этом является логическим продолжением всей оперативно-розыскной деятельности и при этом представлена в виде системы психолого-педагогического воздействия на лиц, находящихся в трудной жизненной ситуации, которая при отсутствии должного решения может привести к возникновению криминальной ситуации».С данной позицией нельзя не согласиться. Действительно последствия от политических преступлений и в частности от посягательств на основы конституционного строя крайне пагубны для общества в целом и государства в частности. Исходя из этого главной задачей правоохранительных органов будет выступать недопущение совершения данных преступных деяниц.В тоже самое время А.В. Зорин выделяет специальные меры предупреждения политической преступности. Так автор отмечает, что «специальные меры направлены, прежде всего, на нейтрализацию и ограничение влияния факторов и условий, обусловливающих политическую преступность, и преследуют следующие цели: - Снижение качественных и количественных криминологических показателей политической преступности и вызванных ею вредных социальных последствий, - Защита и восстановление законных прав и интересов жертв политической преступности и компенсация им причиненного материального и психологического ущерба».Таким образом можно говорить о том, что качественное достижение указанных целей возможно только при условии эффективной и слаженной работы представителей правоохранительных и судебных органов, которые выступают при этом как специальные субъекты предупреждения преступности, а равно при полноценном содействии всех общественных институтов, которые могут и должны выступать в роли барьера на пути распространения преступного поведения в сфере политики.Отдельно хотелось бы отметить второй пункт, выделенный А.В. Зориным. Действительно, по нашему мнению, в рамках противодействия политической преступности, реабилитация и восстановление прав жертв политической преступности является крайне важной мерой. Вместе с этим хотелось бы отметить и политических заключенных. Можно говорить о том, что люди, озлобленные на государственную и политическую систему, будут готовы на совершение новых преступлений, направленных против всего политического строя. Исходя из этого представляется необходимым осуществлять определенный контроль за указанными лицами во избежание рецидива политических преступлений с их стороны.Если же говорить о предупреждении, а равно о пресечении политической преступности, то, по нашему мнению, в первую очередь представляется необходимым отдать приоритет научным учреждениям. Для этого в частности необходимо максимально расширить изучаемый в высших учебных заведениях курс криминологии, создать ряд специализированных академических институтов, направленных на изучение вопросов взаимосвязи преступности и политики. Вследствие подобной научной деятельности могут быть разработаны комплексные нормативно-правовые акты федерального или регионального уровня, а равно программы, направленные на предупреждение политической преступности или отдельных ее видов.Вместе с этим представляется необходимым обеспечить достойную материально-техническую поддержку как правоохранительных органов, так судов и специальных сил в целях предупреждения, выявления и пресечения политических преступлений, к которым могут относиться различные современные технические средства.Представляется также необходимым искоренить тех, кто дискредитирует, а равно принижает деятельность правоохранительных органов без чего не представляется возможным в полной мере повысить эффективность осуществляемой деятельности. Итогом данной деятельности может стать обеспечение национальной безопасности страны, а также обеспечить доверие всего общества к правоохранительной системе в целом.Тем самым можно говорить о том, что создание эффективной системы борьбы с политической преступностью невозможно без международного сотрудничества. Это особенно актуально в условиях, когда политические преступники имеют много возможностей скрыться и таким образом уйти от уголовной ответственности в отдельных государствах. Поэтому существует острая необходимость в организации и обеспечении эффективного международно-правового сотрудничества между государствами и правоохранительными органами в борьбе с политической преступностью. Это требует, прежде всего, совершенствования международно-правовых норм и разработки конкретной концептуальной основы. Новые международно-правовые нормы должны включать исчерпывающий перечень политических преступлений, подлежащих экстрадиции, и перечень квазиполитических преступлений, то есть деяний, не предполагающих экстрадиции в иностранное государство.В.В. Лунеев говорит о том, что особое место в рамках мер предупреждения политической преступности отдано различным специальным социально-психологическим мерам. Так для профилактики и предупреждения преступности представляется необходимым в первую очередь создать определенную атмосферу общественного спокойствия, что по итогу приведет к созданию в рамках государства уверенности населения в общественной безопасности и как следствие приведет к желанию населения в полной мере содействовать правоохранительных органам в осуществлении их деятельности. При этом как отмечает автор только правомерное и оперативное реагирование государственных институтов на проявления политической преступности и равно пресечение ее негативных последствий может привести к формированию в сознании людей чувства общественной безопасности и тем самым породить население государства к проявлениям добросовестной помощи правоохранительным органам. Для всего вышеуказанного представляется необходимым внедрение в общественную и государственную сферу систем просвещения населения относительно самой политической преступности, а равно о направлении ее изменения и государственных мерах по ее сдерживанию и выявлению».Тем самым можно говорить о том, что в рамках противодействия политической преступности важную и основную роль играет именно предупреждение совершения указанных преступлений. Связано это в первую очередь с высокой общественной опасностью, которая несет политическая преступность и крайне негативными последствиями, которые наступают для всего государства в целом и общества в частности. Среди мер противодействия политической преступности можно выделить следующее: 1.Разработка и создание в рамках учебных заведений теоретической базы противодействия политической преступности и последующее внедрение данных методик как в ученый процесс, при подготовке кадров для правоохранительных органов, так и в законодательное и правоприменительной поле по средствам создания комплексных федеральных или региональных программ по предупреждению политической преступности или отдельных ее видов.2. Усовершенствование материальной технической базы обеспечения правоохранительных органов, суд и иных специальных подразделений с тем, чтобы на основе указанных усовершенствований более эффективно расследовать, пресекать и предупреждать любые проявления политической преступности.3. Повышение престижа правоохранительных органов, равно как и создание благоприятной политической среды и роста лояльности населения к институтам власти. Как отмечалось ранее политические преступления, равно как и политические волнения могут исходить не только из «высших» кругов политической власти и выражаться в виде борьбы между оппонентами, но также исходить от населения. Что в свою очередь говорит о необходимости предупреждения народных волнений против политической легитимной власти со стороны населения по средствам создания благоприятного образа действующей власти для населения.Тем самым можно говорить о том, что при противодействии любым проявлениям преступности представляется необходимым в первую очередь создать определенные условия для профилактики и противодействию любым проявлениям преступности, поскольку последствия от таких преступных деяний имеют крайне негативное влияние на всю общественность и равно весь политический и общественный уклад государственной жизни. Именно исходя из высокой общественной опасности данных преступлений их противодействие имеет решающее значение в рамках современного общества.ЗаключениеПодводя итоги по изученному материалу можно говорить о том, что нами в полной мере был изучен институт политических преступлений, а также были выполнены все цели и задачи, которые были поставлены.Политическая преступность будет существовать до тех пор, пока существует само государство и различные политические силы.Указанный вид преступности может характеризоваться как противостоянием в высших эшелонах власти, когда идет непосредственная борьба между политическими оппонентами, что по итогу может приводит к покушениям на убийство отдельных политических лидеров, так и к насильственному изменению основ конституционного строя. Следует отметить, что политические преступления и в частности изменение основ конституционного строя может также исходить и от народа при наличии авторитетного лидера.В России политическая преступность была известна еще со времен Древней Руси, когда в нашем государстве происходил передел территорий вследствие противостояние древнерусских князей. Впоследствии политическая преступность ярко себя проявила в конце XIXв., когда были совершены множественные покушения на императора Александра II, вследствие его реформ, которые не нашли должного отклика у общества. Уже в ХХ в. политическим преступлением следует считаться насильственную смену власти большевиками и как следствие образование нового государства – Советского Союза.Следует отметить, что и в XXI веке политическая преступность также не утратила своих позиций, но приобрела новые проявления. Так можно говорить о том, что политическая преступность может выражаться не только в насильственном изменении основ конституционного строя, а также вооруженных мятежей, но также и в виде электоральных преступлений, связанных с нарушением процедуры голосования, что по итогу влияет на легитимно избранную власть. Также можно отнести к таким проявлениям террористические акты, которые с одной точки зрения несут иные, не политические мотивы, однако, как показывает практики и история зачастую требования террористов связаны именно с политическими мотивами. Также следует отметить создание экстремистских организаций, равно как и публичные призывы к осуществлению экстремисткой деятельности.Тем самым можно говорить о том, что с течением времени методы политической преступности модернизировались и приняли новые формы. Однако их цель и мотивация остались неизменной.Вместе с этим следует отметить, что проявления политической преступности непосредственно оказывают влияние и на общественный строй в целом, что также касается и граждан государства, что обосновывает высокую общественную опасность указанных деяний. В данном случае единственный оптимальный выход – это предупреждение политической преступности. В данный связи можно выделить целый комплекс мер, направленных на предупреждение совершения данного вида преступности. К таковым можно отнести, например, усовершенствование материально-технической и научно-теоретической базы противодействия политической преступности. Но, по нашему мнению, главной мерой противодействия политической преступности будет являться повышение престижа и лояльности как в правоохранительным органам, так и к государству в целом.
Нормативно-правовые акты
1. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ// Собрание законодательства Российской Федерации от 17 июня 1996 г. N 25 ст. 2954
2. Закон РФ «О реабилитации жертв политических репрессий» от 18.10.1991 N 1761-1 // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации от 31 октября 1991 г., N 44, ст. 1428
3. Федеральный закон "Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации" от 23.06.2016 N 182-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации от 27 июня 2016 г. N 26 (часть I) ст. 3851
4. Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948) // Российская газета. 10.12.1998
5. Международный пакт о гражданских и политических правах (Принят 16.12.1966 Резолюцией 2200 (XXI) на 1496-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН) // сборник «Действующее международное право». Т.2
Судебная практика
1. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2011 N 11 (ред. от 28.10.2021) «О судебной практике по уголовным делам о преступлениях экстремистской направленности» // СПС «Консультант плюс»
2. Кассационное определение Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации по делу № 20-О11-28 от 26.10.2011 // URL: https://www.vsrf.ru/stor_pdf.php?id=467488 (дата обращения: 29.03.2023)
3. Кассационное определение Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации по делу № 20-008-53 от 14.10.2008 // URL: https://www.vsrf.ru/stor_pdf.php?id=242998 (дата обращения: 30.03.2023)
4. Определение Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации по делу № 30-АПУ14-15 от 14.08.2014 // URL: https://dogovor-urist.ru/судебная_практика/дело/30-апу14-15/ (дата обращения: 30.03.2023)
5. Апелляционное определение Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации по делу № 5-АПГ15-31 от 12.08.2015 // URL: https://dogovor-urist.ru/судебная_практика/дело/5-апг15-31/ (дата обращения: 30.03.2023)
6. Решение Верховного суда РФ по делу № АКПИ14-1292С от 17.11.2014 // URL: https://dogovor-urist.ru/судебная_практика/дело/акпи14-1292с/ (дата обращения: 30.03.2023)
Учебная и научная литература
1. Агузаров Т.К. Посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля: спорные вопросы толкования признаков состава // LEX RUSSICA (РУССКИЙ ЗАКОН). № 6. 2012 С. 1342-1361
2. Андреев В. Время управлять государством // Политический класс. 2005. N 6. URL: https://ruskline.ru/analitika/2005/04/08/vremya_upravlyat_gosudarstvom/ (дата обращения: 28.03.2023)
3. Антонян Ю.М. Криминология. Избранные произведения. М., 2005. 447 с.
4. Благов Е.В. Особенная часть уголовного права. М., 2012. 415 с.
5. Борисов С.В. Квалификация преступлений экстремистской направленности : учеб. пособие / С.В. Борисов, А.В. Жеребченко; Отв. ред. и предисл. – засл. деят. науки РФ, д-р юрид. наук, проф. Н.И. Ветров. М., 2011. 287 с.
6. Введение в криминологию закона // Санкт-Петербург: Юридический центр Пресс, 2011. 73 с.
7. Владимирский-Буданов М.Ф. Обзор истории русского права. Ростов н/Д, 1995. 639 с.
8. Воронин В.Н. Насильственные преступления против основ конституционного строя и безопасности государства: проблемы качества конструирования уголовно-правовых норм // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. 2018. №1 (41). С. 116-120
9. Гаджиева А.А. Политическая преступность в современной России и проблемы ее предупреждения // Пробелы в российском законодательстве. 2017. №7. С. 17-21
10. Гладких В.И., Курчеев В.С. Уголовное право России. Общая и Особенная части: Учебник. Под общей редакцией д.ю.н., профессора В.И. Гладких. – М.: Новосибирский государственный университет, 2015. 614 с.
11. Горовая В.Ю., Горовой С.А., Стародубцева М.А. О квалификации публичных призывов к осуществлению экстремистской деятельности // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2019. №12. С. 196-199
12. Дворецкий М.Ю., Авдеев Р.В. Причины и условия преступности // Вестник ТГУ. 2014. №12 (140). С. 1-7
13. Дегтерев А.А. Предупреждение преступности против основ политической системы // Человек: преступление и наказание. 2020. №2. С. 268-275
14. Жуланов А.В. Деятельность государства в борьбе с политическим терроризмом во второй половине XIX в. // Вестник Волгоградской академии МВД России. 2020. №2 (53). С. 133-137
15. Зорин А.В. К вопросу о специальных мерах предупреждения политической преступности // Общество и право. 2017. №2 (60). С. 111-114
16. Зорин А.В. Политическая преступность: криминологический анализ. Автореф. Дисс. на соискание ученой степени к.ю.н. Екатеринбург. 2018. 23 с.
17. Иншаков С.М. Криминология: учебник. М. Юриспруденция. 2000 // URL: http://oprave.ru/?p=27831 (дата обращения: 27.03.2023)
18. Кабанов П. А. Российская политическая преступность начала ХХI века: криминологический анализ статистических показателей // Криминология: вчера, сегодня, завтра. 2012. №24. С. 32-37
19. Кабанов П.А. Криминологическая характеристика личности политического преступника: Лекция. - Нижнекамск, 2000 // URL: https://studopedia.ru/21_83004_kriminologicheskaya-harakteristika-lichnosti-politicheskogo-prestupnika.html (дата обращения: 31.03.2023)
20. Кабанов П.А. Криминологический анализ основных политических причин, детерминирующих политическую преступность // Российский следователь. № 19. 2007. URL: https://wiselawyer.ru/poleznoe/23137-kriminologicheskij-analiz-osnovnykh-politicheskikh-prichin-determiniruyushhikh-politicheskuyu (дата обращения: 27.03.2023)
21. Кабанов П.А. Политическая преступность в России: криминологический анализ исторического развития // Юридические исследования. 2013. № 1. URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=474 (дата обращения: 24.03.2023)
22. Кабанов П.А. Политическая преступность в России: прошлое, настоящее, будущее // Обеспечение прав личности и интересов государства в современном обществе: сборник тезисов Всероссийской научно-практической конференции Муром, 17-18 декабря 2004 г. / отв. ред. Н.В. Чайковская. – Муром: Издательско-полиграфический центр МИ ВлГУ, 2004. С.181-183
23. Кабанов П.А. Политическая преступность как политико-криминологическая категория // Юридические исследования. 2013. № 2. URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=535 (дата обращения: 22.03.2023)
24. Каутский К. Природа политических преступлений. Киев, 1905. 16 с.
25. Квон Д.А. Теоретико-методологические подходы к изучению политико-правового феномена «политическая преступность» // Московский экономический журнал. 2019. №7. С. 338-347
26. Киндратец Е. Политические преступления: теоретические и прикладные аспекты проблемы // Вестник «Результаты работы ученых» Том 1. Выпуск №4 (2020). URL: https://criminology-center.org/politicheskie-prestupleniya-teoreticheskie-i-prikladnye-aspekty-problemy/ (дата обращения: 27.03.2023)
27. Кофи А. Аннан. Предотвращение войн и бедствий: глобальный прорыв растущих масштабов. Годовой доклад о работе Организации за 1999 год. Нью-Йорк, 1999. 139 с.
28. Криминология / под ред. В.Н. Кудрявцева, В.Е. Эминова. М., 2004. 743 с.
29. Криминология: Учебник / Под ред. В.В. Орехова и др. – СПб., 1992. 216 с.
30. Кулаков А.Ф. Политическая преступность: криминологический и правовой аспекты: Дисс. на соиск. уч. ст. канд. юрид. наук. Рязань, 2002. 186 с.
31. Лист Ф. Международное право в схематическом изложении. Юрьев, 1909. 404 с.
32. Ломброзо, Ч. Политическая преступность и революция по отношению к праву, уголовной антропологии и государственной науке. В двух частях / Ч. Ломброзо, Р. Ляски. – СПб., 1906. 472 с.
33. Лунеев В. В. «Политическая преступность» // Государство и право. 1994. № 7. С. 107- 121
34. Лунеев В.В. Курс мировой и российской криминологии: учеб.: в 2 т. Т. II: Особенная часть. М., 2011. 872 с.
35. Лунеев В.В. Политическая преступность / В.В. Лунеев // Криминология: учебник / под ред. В.Н. Кудрявцева, В.Е. Эминова. – 3-е изд., перераб. и доп. М., 2004. 629 с.
36. Лунеев В.В. Преступность XX века: мировые, региональные и российские тенденции. - М.: Волтерс Клувер, 2013. 412с.
37. Майшев С.Е. Возникновение политического терроризма в Российской Империи во второй половине XIX века // Kant. 2016. №1 (18). С. 18 С. 14-19
38. Маршакова Н.Н. Посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля (ст. 277 УК) // URL: https://wiselawyer.ru/poleznoe/60532-posyagatelstvo-zhizn-gosudarstvennogo-obshhestvennogo-deyatelya (дата обращения: 26.03.2023)
39. Никольский Д.П. О выдаче преступников по началам международного права. СПб., 1884. 540 с.
40. Российское уголовное право. Особенная часть / под ред. А.И. Чучаева. М., 2012. 511 с.
41. Российское уголовное право: в 2 т. Особенная часть: учебник / Г.Н. Борзенков [и др.]; под ред. Л.В. Иногамовой-Хегай, В.С. Комиссарова, А.И. Ра рога. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Проспект, 2011. Т. 2. 688 с.
42. Рубан Л.С. Региональные конфликты и политическая девиация // Вестник Московского университета. Серия. 18. Социология и политология. 1995. N 3. С. 102-106
43. Сергун Е.П. Основные юридико-технические вопросы состава вооруженного мятежа (ст. 279 УК РФ) // Вестник СГЮА. 2019. №3 (128). С. 215-227
44. Сериева М.М. Понятие политическое преступности и ее современное состояние // Евразийский научный журнал. 2016. №7. С. 81-83
45. Силаева Н.А. Криминологическая характеристика личности преступника, совершившего посягательства на политическую систему Российской Федерации (опыт контент-анализа криминологической информации) // Полицейская и следственная деятельность. 2017. №4. С. 40-49
46. Сундуров Ф.Р., Артюшина О.В. Криминологические аспекты терроризма: Лекция. Казань, 2004. С. 30
47. Сысоев А. М. Криминологический анализ личности осужденного за преступления экстремистской направленности / А. Сысоев // Уголовное право. 2008. № 3. С. 105-109
48. Сысоев А.М. Экстремизм и личность осужденного за преступления экстремистской направленности // Преступность, криминология, криминологическая защита / под ред. проф. А.И. Долговой. – М.: Российская криминологическая ассоциация, 2007. С. 161-163
49. Тайсумова Х.С. Понятие политической преступности и ее формы // Евразийский научный журнал. 2016. №7. С. 71-73
50. Уголовное право России. Части Общая и Особенная: учебник / М.П. Журавлев [и др.]; под ред. А.И. Рарога. 6-е изд., перераб. и доп. М.: Проспект, 2010. 704 с.
51. Уголовное право. Особенная часть : учебник для бакалавров / под ред. А. И. Чучаева. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Проспект, 2018. 592 с.
52. Уголовное право. Особенная часть: учебник для вузов / под общ. ред. Л.М. Прозументова. Томск: Издательский Дом Томского государственного университета, 2019. 844 с.
53. Уголовное право. Особенная часть: Учебник. Издание второе исправленное и дополненное / Под ред. доктора юридических наук, профессора Л.В. Иногамовой-Хегай, доктора юридических наук, профессора А.И. Рарога, доктора юридических наук, профессора А.И. Чучаева. — М.: Юридическая фирма «КОНТРАКТ»: ИНФРАМ, 2008. 800 с.
54. Устинов B.C. Понятие и криминологическая характеристика организованной преступности: Лекция. Н. Новгород. 1993. 87 с.
55. Фейгин Я. Выдача политических преступников // Журнал гражданского и уголовного права. 1884. №4. С. 31-76
56. Хлебушкин А.Г. Уголовно-правовая охрана политических основ конституционного строя // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2015. № 2 (66). С. 83-89
57. Шестаков Д.А. Террор и терроризм в современной политической криминологии // Вестник научных трудов Нижнекамского филиала Московского гуманитарно-экономического института. Серия 8: Политическая криминология. – Нижнекамск, 2003. С. 65-74
58. Эйхельман О. Заметки из лекций по международному праву. Киев, 1889. 57с.
Интернет-источники
1. Караулов рассказал о пяти попытках покушения на Путина // Южный Федеральный. 13.01.2021. URL: https://u-f.ru/news/politics/u6624/2021/01/13/308826 (дата обращения: 28.03.2023)
2. Атомная жесть Александра Пуманэ // Фонтанка. Ру. 27.10.2006. URL: https://www.fontanka.ru/2006/10/27/178273/ (дата обращения: 27.03.2023)
3. За что убили Дарью Дугину: Кому выгодна расправа с дочерью идеолога "Русского мира" Александра Дугина // Комсомольская Правда. 21.08.2022. URL: https://www.kp.ru/daily/27434.5/4635682/ (дата обращения: 27.03.2023)
4. Политолог назвал три версии покушения на Дугина // NEWS.RU. 21.08.22. URL: https://news.ru/society/politolog-nazval-tri-prichiny-pokusheniya-na-dugina/ (дата обращения: 27.03.2023)
5. Судебная статистика РФ // URL: https://stat.апи-пресс.рф/stats/ug/t/14/s/17 (дата обращения: 30.03.2023)
Вопрос-ответ:
Какова общая характеристика и анализ исторического аспекта формирования и развития политической преступности в РФ?
Общая характеристика политической преступности в России основывается на историческом аспекте формирования и развития этого явления. Политическая преступность имеет свои корни в советской эпохе, когда была установлена однопартийная система и переследование политических оппонентов. В период перестройки и распада СССР этот вид преступности приобрел новые формы и проявления. После прихода к власти бандитов в 1990-х годах, политическая преступность стала инструментом экономического захвата власти и приобретения огромных богатств. В современной России продолжаются политические репрессии против независимых политических деятелей и оппозиции. Исторический аспект формирования и развития политической преступности позволяет понять ее причины и последствия в современном обществе.
Какие формы принимает политическая преступность в России?
Политическая преступность в России может принимать различные формы, в зависимости от конкретных ситуаций и целей преступников. Одной из основных форм является политическое преследование и репрессии властью против политических оппонентов и независимых деятелей. Это может быть включение в "черные списки", уголовное преследование по вымышленным обвинениям, ограничение политических свобод и прав граждан. Другой формой политической преступности является коррупция в политической системе, когда власть используется для личного обогащения и получения преимуществ. Также существуют формы политической преступности, связанные с угрозой национальной безопасности, такие как шпионаж, терроризм и экстремизм. Каждая из этих форм имеет свои особенности и последствия для общества.
Какова основная цель статьи "Политическая преступность на современном этапе развития России"?
Основная цель статьи "Политическая преступность на современном этапе развития России" - общая характеристика и анализ исторического аспекта формирования и развития политической преступности в Российской Федерации.
Какие формы принимает политическая преступность?
Политическая преступность может принимать различные формы, такие как политические убийства, террористические акты, коррупция, нарушение законодательства при проведении выборов и другие.
Какова историко-правовая характеристика политической преступности в России?
Историко-правовая анализ политической преступности в России позволяет увидеть, как она формировалась и развивалась на протяжении времени, от царской России до современной Федерации.
Что такое криминологическая характеристика политической преступности?
Криминологическая характеристика политической преступности включает в себя анализ ее причин, условий возникновения, особенностей субъектов и объектов таких преступлений.
Какие уголовно-правовые средства используются для борьбы с политической преступностью в РФ?
Для борьбы с политической преступностью в Российской Федерации используются различные уголовно-правовые средства, включающие в себя санкции, предусмотренные уголовным кодексом, а также специальные законы и меры, принимаемые правительством.
Как определяется понятие политической преступности?
Политическая преступность - это совокупность противоправных действий, направленных на нарушение политической системы, институтов власти или осуществление политического противостояния. Она может проявляться в форме терроризма, экстремизма, коррупции, избирательных махинаций и других преступных деяний.