Реализация принципа разделения властей в РФ

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Конституционное право
  • 32 32 страницы
  • 22 + 22 источника
  • Добавлена 05.05.2023
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление
Введение 3
1. Теоретические основы разделения властей 5
1.1. Концепция разделения властей: происхождение и содержание 5
1.2. Особенности разделения властей в федеративном государстве 11
2. Законодательное регулирование разделения властей в РФ 16
2.1 Взаимодействие законодательной, исполнительной и судебной власти в РФ 16
2.2. Взаимодействие Президента с ветвями власти 21
2.3. Роль Конституционного Суда РФ в системе разделения властей 25
Заключение 28
Список использованной литературы 30
Фрагмент для ознакомления

Президент РФ организует и регулирует деятельность государственных органов, являющихся практическим выражением всех ветвей государственной власти, что обеспечивает эффективную и бесперебойную работу государственного механизма, действенность всех институтов власти в Российской Федерации. Исходя из этого, можно говорить о фактическом осуществлении «президентской власти», которая наиболее полно раскрывает политико-правовой статус Президента РФ, определяет особые полномочия, направленные на установление взаимодействия со всеми ветвями власти .Таким образом, президентская власть самостоятельна и существует наряду с законодательной, исполнительной и судебной. Стоит заметить, что Конституционный Суд РФ не выработал единой правовой позиции по вопросу определенияместа Президента РФ в системе разделения властей. Постановление Конституционного суда РФ от 27 января 1999 года № 2-П исключило Президента РФ из системы федеральных органов исполнительной власти. Представление о главе государства как о самостоятельной ветви власти не нарушает закрепленный в ст. 10 Конституции РФ принцип самостоятельности органов законодательной, исполнительной и судебной власти, поскольку координирующая и общерегулирующая функции Президента РФ осуществляются в пределах конституционных полномочий главы государства. Самостоятельность органов ветвей власти предполагает обеспечение согласованного функционирования и взаимодействия этих ветвей власти. Наделение координирующей функцией органа, входящего в одну из трех ветвей власти, означало бы серьезный дисбаланс между ветвями власти, которые равны между собой. Поэтому логично, что координация деятельности трех самостоятельных ветвей власти может быть возложена на самостоятельный орган, равноудаленный от трех ветвей государственной власти, то есть на Президента РФ. С учетом конституционных поправок 2020 года можно говорить о наиболее значительном влиянии Президента РФ на исполнительную власть Российской Федерации. Согласно новой редакции ст. 110 Конституции РФ исполнительную власть Российской федерации осуществляет Правительство РФ под общим руководством Президента РФ. Так, согласно новой редакции ст. 83 Конституции РФ Президент РФ: назначает Председателя Правительства РФ, кандидатура которого утверждена Государственной Думой по представлению Президента РФ, и освобождает Председателя Правительства РФ от должности; принимает отставку Председателя Правительства РФ, заместителей Председателя Правительства РФ, федеральных министров, а также руководителей федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Президент РФ. Также Президент РФ приобретает ряд особых полномочий, расширяющих его влияние и статус по отношению к законодательной власти, а также к органам прокуратуры России. Например, согласно новой редакции ст. 83 Конституции РФ Президент РФ: пожизненно входит в Совет Федерации; назначает Генерального прокурора РФ после консультаций с Советом Федерации, но при этом самостоятельно и единолично освобождает его от должности, а также заместителей Генерального прокурора РФ, прокуроров субъектов Российской Федерации, прокуроров военных и других специализированных прокуратур.Конституционные поправки 2020 года также характеризуются увеличением объема полномочий Президента РФ по отношению к судебной власти в Российской Федерации. На основании этих изменений, в настоящее время Президент РФ, например, представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должность Председателя Конституционного Суда РФ, заместителя Председателя Конституционного Суда РФ, Председателя Верховного Суда РФ, заместителей Председателя Верховного Суда РФ, а также вносит в Совет Федерации представление о прекращении их полномочий; назначает председателей, заместителей председателей других федеральных судов.Таким образом, конституционные поправки 2020 года способствовали закреплению увеличения объема полномочий Президента РФ по отношению ко всем ветвям государственной власти России, что обусловлено темпами реформирования различных сфер жизнедеятельности общества, новыми вызовами и угрозами, стоящими перед государством.2.3. Роль Конституционного Суда РФ в системе разделения властейПредседатель Конституционного Суда Российской Федерации В.Д. Зорькин в своем выступлении 1 сентября 2008 года отметил, что в деятельности Конституционного Суда, как органа осуществляющего конституционное правосудие в системе разделения властей, выделяется два связанных аспекта. Первый аспект заключается в том, что Конституционный Суд при осуществлении своих функций и полномочий осуществляет охрану Конституции, а также защищает, в том числе принцип разделения властей, который является одной из основ конституционного строя Российской Федерации. В рамках своей деятельности Конституционный Суд рассматривает конституционные споры, разрабатывает правовые позиции, связанные также с реализацией принципа разделения властей, производит толкование данного принципа, определяя его содержание. Осуществляемое Конституционным Судом правосудие Российской Федерации гарантирует удержание властей в рамках их компетенций, определенных Конституцией в соответствии с принципом разделения властей. Второй аспект заключается в том, что Конституционный Суд, является органом судебной власти, и сам находится в системе разделения властей. Конституционный Суд, осуществляя правосудие, является частью государственной власти, осуществляемой на основе ее разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Лишь при условиях такого разделения возможен справедливый и независимый суд. Отличительной особенностью Конституционного Суда от судов общей юрисдикции и Арбитражных судов является то, что Конституционный суд при осуществлении деятельности затрагивает проблему «Конституционный Суд – законодательная власть», а остальные суды в системе судов Российской Федерации действуют по принципу «Суд – исполнительная власть». Таким образом, Конституционный Суд одновременно является и хранителем, и защитником принципа разделения властей.Конституционный Суд РФ гарантирует верховенство и прямое влияние Конституции посредством использования абстрактного нормативного контроля, разрешая или конкурируя в судебных процессах и утверждая требования и обращения отдельных граждан в соответствии со своей конституционностью, и путем толкования Конституции. В компетенцию Конституционного суда входит также специальный нормативный контроль – проверка конституционности закона по конкретному делу, пересмотренная судом или иным правоохранительным органом.Конституционный Суд Российской Федерации занимает особенное место в системе разделения властей, а взаимные полномочия КС РФ и государственных органов нацелены на достижение основных целей деятельности по обеспечению дисциплины через Конституционный Суд, прямое действие Конституции Российской Федерации, защита прав человека и основных свобод.Подводя итог вышесказанному, определяя место Конституционного суда в системе органов государственной власти РФ, можно сказать, что с одной стороны Конституционный Суд входит в судебную ветвь власти, а с другой стороны, полномочия Конституционного Суда дают основание полагать, что данный орган можно рассматривать как отдельную от судебной власти единицу, которая охраняет Конституцию и содержащийся в ней, принцип разделения властей, взятый за основу построения правового, демократического государства. Также среди исследователей по-прежнему является предметом дискуссий вопрос о том, не противоречит ли принципу разделения властей, Конституционное нормотворчество. Так, некоторые ученые полагают, что нормотворчество Конституционного Суда, является вмешательством в законодательную деятельность Федерального Собрания. Все же более правильным полагать, что Конституционный Суд своей деятельностью дает именно вектор направления для законодательной власти, а не вмешивается в ее деятельность.ЗаключениеВ заключение хотелось подчеркнуть, что сегодня, как и в начале XX века, со всей остротой встает вопрос о необходимости выбора наиболее оптимальных форм сочетания взаимоотношений представительной и исполнительной властей. В современных условиях, когда происходит усиление влияния непосредственно органов управления во главе с лицом, олицетворяющим вершину пирамиды исполнительной власти, необходимо четко и строго определить параметры деятельности, которой призваны заниматься представители законодательных органов. Следует также стремиться к тому, чтобы в представительном учреждении депутаты различных политических партий постоянно взаимодействовали, а не противостояли друг другу. Для консолидации усилий традиционных трех ветвей публичной власти Российская Федерация в 2020 году наделила координационными полномочиями Государственный Совет для обеспечения единства функционирования системы государственного управления. Таким образом, были внесены изменения в ее механизмы, расширены полномочия других органов, что, безусловно, повлияет на эффективность и баланс сил государственной власти. Следует отметить, что идеи Ш. Монтескьё об оптимальной структуре государственного управления продолжают жить и в современных странах. Более того, теория системы сдержек и противовесов, отражая истинные потребности граждан в необходимости его социально-политического развития, совершенствуется и сегодня. Ш. Монтескьё, убеждая в правоте своей теории совершенного порядка административно-правового регулирования социальных отношений, «вспахал» философско-правовое поле, продолжающее давать крепкие всходы, обогащенные новыми подходами в её реализации, обеспечивая с позиций справедливости эффективное управление и развитие государства.Трансформация власти в современной России в целом и на уровне регионов свидетельствует о том, что в стране продолжается сложный и неоднозначный процесс становления институтов демократии и гражданского общества. Российская Федерация сохраняет преемственность и одновременно проводит модернизацию. В системе государственного управления происходят функциональные изменения, обусловленные возрастанием роли государства в формате перехода на инновационную модель развития экономики, поэтому необходимо сохранять баланс между традицией развития российского общества и его демократизацией, чтобы не допустить нарушения равновесия государственной системы.Список использованной литературыНормативно-правовые актыКонституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // http://www.consultant.ru/Постановление Конституционного Суда РФ от 27.01.1999 № 2-П «По делу о толковании статей 71 (пункт «г»), 76 (часть 1) и 112 (часть 1) Конституции Российской Федерации»//http://www.consultant.ru/Научная и учебная литератураПлатон. Государство: пер. с др.-греч. А. Егунова. – СПб.: Азбука, Азбука-Аттикус, 2019. – 480 с.Старков, О. В. Теория государства и права: Учебник / О. В. Старков, И. В. Упоров; под общ.ред. О. В. Старкова. 4-е изд. М.: Издательско торговая корпорация «Дашков и К°», 2018. 372 с.Научные статьиАристотель. Политика. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://opentextnn.ru/Берснев А.А., Мирошниченко А.В. Становление и развитие теории разделения властей // международный журнал гуманитрахы и ествественных наук. - 2022. - №5-2 (68). – с. 220-225Васильев Д.А. Теоретико-методологические основы изучения политических взглядов Дж. Локка // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2019. – №1. – С. 1- 8.Гайнутдинова Л.А., Гайнутдинов Р.И. Концепция разделения властей Ш. Монтескье и ее практическое измерение // Вестник Русской христианской гуманитарной академии. – 2019. – №4. – С. 174-186Дамирова К.Р. Конституционно-правовые основы взаимодействия в системе государственной власти Российской Федерации // Инновации. Наука. Образование. – 2021. - №40. – с. 71-79Замуруев А.А. Конституционная реформа 2020 г. и место президента Российской Федерации в системе разделения властей // Альманах молодого исследователя. – 2022. - №12. – с. 150-153Зорькин В.Д. Принцип разделения властей в деятельности Конституционного суда Российской Федерации [Электронный ресурс] 5 //URL:http://www.ksrf.ru/ru/News/Speech/Pages/ViewItem.aspx?ParamId=2/Кагерманов А.С. Некоторые особенности принципа разделения властей в России // Право и государство: теория и практика. – 2022. - №1 (205). – с. 57-59Кулешова Д.С. Роль Конституционного суда в системе разделения властей в Российской Федерации и конституционное правосудие // Вопросы устойчивого развития общества. – 2022. - №2. – с. 225-229Кулешова Д.С. Роль президента в системе разделения властей в связи с последними поправка в Конституции РФ // Инновации. Наука. Образование. – 2022. - №53. –с. 1559-1566Локк Дж. Два трактата о правлении. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.mnogobook.ru/Мельник О.Н. Особенности межфракционного взаимодействия в региональных парламентах современной России на примере законодательного собрания СанктПетербурга / О.Н.Мельник // В книге: Политическое представительство и публичная власть: трансформационные вызовы и перспективы. Материалы Ежегодной всероссийской научной конференции с международным участием. Под редакцией О.В. ГаманГолутвиной, Л.В. Сморгунова, Л.Н. Тимофеевой. 2020. С. 333-334.Монтескье Ш. О духе законов. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.civisbook.ru/ Новикова В.Н. Парламент в современной России: проблема декоративной рецепции права / В.Н. Новикова // В сборнике: Глобальная экономика в XXI веке: роль биотехнологий и цифровых технологий. Сборник научных статей по итогам работы четвертого круглого стола с международным участием. 2020. С. 223-224Пахомов В.Г. Принцип разделения властей как правовая проблема // Вестник Московского университета МВД России. – 2021. - №3. – с. 40-43Санжаревский И.И., Кузнецова Е.А. Разделение властей и конституционная эволюция системы государственного управления в современной России // Известия Саратовского университета.новая серия. Серия: социология. Политология. – 2021. – том 21. - №3. – с. 324-330Сотниченко К.А. Принцип разделения властей в Соединенных Штатах Америки // Аллея науки. 2019. Т. 3. № 5(32). С. 549–551Храмушин В.В. Конституционно-правовые функции институтов представительной демократии в РФ: дис. ... канд. юрид. наук. Саратов, 2020.

Список использованной литературы
Нормативно-правовые акты
Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // http://www.consultant.ru/
Постановление Конституционного Суда РФ от 27.01.1999 № 2-П «По делу о толковании статей 71 (пункт «г»), 76 (часть 1) и 112 (часть 1) Конституции Российской Федерации»// http://www.consultant.ru/
Научная и учебная литература
Платон. Государство: пер. с др.-греч. А. Егунова. – СПб.: Азбука, Азбука-Аттикус, 2019. – 480 с.
Старков, О. В. Теория государства и права: Учебник / О. В. Старков, И. В. Упоров; под общ. ред. О. В. Старкова. 4-е изд. М.: Издательско торговая корпорация «Дашков и К°», 2018. 372 с.
Научные статьи
Аристотель. Политика. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://opentextnn.ru/
Берснев А.А., Мирошниченко А.В. Становление и развитие теории разделения властей // международный журнал гуманитрахы и ествественных наук. - 2022. - №5-2 (68). – с. 220-225
Васильев Д.А. Теоретико-методологические основы изучения политических взглядов Дж. Локка // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2019. – №1. – С. 1- 8.
Гайнутдинова Л.А., Гайнутдинов Р.И. Концепция разделения властей Ш. Монтескье и ее практическое измерение // Вестник Русской христианской гуманитарной академии. – 2019. – №4. – С. 174-186
Дамирова К.Р. Конституционно-правовые основы взаимодействия в системе государственной власти Российской Федерации // Инновации. Наука. Образование. – 2021. - №40. – с. 71-79
Замуруев А.А. Конституционная реформа 2020 г. и место президента Российской Федерации в системе разделения властей // Альманах молодого исследователя. – 2022. - №12. – с. 150-153
Зорькин В.Д. Принцип разделения властей в деятельности Конституционного суда Российской Федерации [Электронный ресурс] 5 //URL:http://www.ksrf.ru/ru/News/Speech/Pages/ViewItem.aspx?ParamId=2/
Кагерманов А.С. Некоторые особенности принципа разделения властей в России // Право и государство: теория и практика. – 2022. - №1 (205). – с. 57-59
Кулешова Д.С. Роль Конституционного суда в системе разделения властей в Российской Федерации и конституционное правосудие // Вопросы устойчивого развития общества. – 2022. - №2. – с. 225-229
Кулешова Д.С. Роль президента в системе разделения властей в связи с последними поправка в Конституции РФ // Инновации. Наука. Образование. – 2022. - №53. –с. 1559-1566
Локк Дж. Два трактата о правлении. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.mnogobook.ru/
Мельник О.Н. Особенности межфракционного взаимодействия в региональных парламентах современной России на примере законодательного собрания СанктПетербурга / О.Н.Мельник // В книге: Политическое представительство и публичная власть: трансформационные вызовы и перспективы. Материалы Ежегодной всероссийской научной конференции с международным участием. Под редакцией О.В. ГаманГолутвиной, Л.В. Сморгунова, Л.Н. Тимофеевой. 2020. С. 333-334.
Монтескье Ш. О духе законов. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.civisbook.ru/
Новикова В.Н. Парламент в современной России: проблема декоративной рецепции права / В.Н. Новикова // В сборнике: Глобальная экономика в XXI веке: роль биотехнологий и цифровых технологий. Сборник научных статей по итогам работы четвертого круглого стола с международным участием. 2020. С. 223-224
Пахомов В.Г. Принцип разделения властей как правовая проблема // Вестник Московского университета МВД России. – 2021. - №3. – с. 40-43
Санжаревский И.И., Кузнецова Е.А. Разделение властей и конституционная эволюция системы государственного управления в современной России // Известия Саратовского университета. новая серия. Серия: социология. Политология. – 2021. – том 21. - №3. – с. 324-330
Сотниченко К.А. Принцип разделения властей в Соединенных Штатах Америки // Аллея науки. 2019. Т. 3. № 5(32). С. 549–551
Храмушин В.В. Конституционно-правовые функции институтов представительной демократии в РФ: дис. ... канд. юрид. наук. Саратов, 2020.

Вопрос-ответ:

Что такое принцип разделения властей?

Принцип разделения властей - это основной принцип организации государственной власти, заключающийся в том, что государственные функции распределены между трёмя независимыми от друг друга сферами власти: законодательной, исполнительной и судебной.

Какое значение имеет принцип разделения властей в России?

В России принцип разделения властей имеет большое значение для обеспечения баланса и контроля государственной власти. Он способствует предотвращению злоупотреблений, защищает права граждан и обеспечивает справедливость в правосудии.

Какие особенности имеет разделение властей в федеративном государстве?

Разделение властей в федеративном государстве, таком как Россия, имеет свои особенности. В отличие от унитарных государств, где власть централизована, в федеративном государстве федеральная власть делегирует часть своих полномочий регионам. Это позволяет учитывать специфику различных регионов и обеспечивать более эффективное управление страной.

Каким образом законодательная, исполнительная и судебная власти взаимодействуют в России?

В России законодательная власть осуществляется Федеральным Собранием, исполнительная - Президентом и Правительством, судебная - судами. Законодательная и исполнительная власти взаимодействуют при принятии законов, исполнении решений и реализации политики государства. Судебная власть осуществляет судебный контроль и обеспечивает справедливость.

Какую роль играет Конституционный Суд РФ в системе разделения властей?

Конституционный Суд РФ играет важную роль в системе разделения властей. Он контролирует соблюдение конституционных принципов в деятельности государства, решает спорные вопросы по конституционности законов и актов власти, а также осуществляет защиту конституционных прав и свобод граждан.

Что представляет собой принцип разделения властей?

Принцип разделения властей предусматривает разделение основных функций государства на законодательную, исполнительную и судебную ветви власти. Каждая из этих ветвей имеет свои полномочия и ответственности, а также ограничения во избежание злоупотребления властью.

Какой основной принцип лежит в основе концепции разделения властей?

Основным принципом концепции разделения властей является принцип баланса и взаимного контроля. Это означает, что каждая ветвь власти не только выполняет свои функции, но и контролирует деятельность других ветвей в целях предотвращения злоупотреблений и сбалансированного принятия решений.

Какие особенности разделения властей существуют в федеративном государстве, таком как Россия?

Одной из особенностей разделения властей в федеративном государстве является существование двух уровней власти - федерального и регионального. Федеральная власть обладает определенными полномочиями, а региональная власть имеет свои компетенции, однако они должны соответствовать Конституции РФ.

Какое законодательное регулирование существует в РФ относительно разделения властей?

В РФ законодательное регулирование разделения властей основывается на Конституции РФ и других законах. Оно определяет полномочия и компетенции каждой ветви власти, а также принципы их взаимодействия. Например, Конституция РФ устанавливает, что законодательная власть принадлежит Федеральному Собранию, исполнительная власть - Президенту РФ, а судебная власть - судам.

Какую роль играет Конституционный Суд РФ в системе разделения властей?

Конституционный Суд РФ играет важную роль в системе разделения властей. Он осуществляет контроль за соблюдением конституционных принципов и законов по всей России. Кроме того, Конституционный Суд имеет право оценивать конституционность законов, принимаемых Федеральным Собранием и другими органами государственной власти.

Что такое принцип разделения властей?

Принцип разделения властей - это основополагающий принцип политической системы, который предполагает разделение государственной власти на три ветви - законодательную, исполнительную и судебную. Это необходимо для обеспечения контроля и баланса между различными органами власти, чтобы избежать абсолютизма и монополии власти одной группы лиц.