Правовой механизм стран ЕАЭС по обеспечению охраны окружающей среды от негативного техногенного воздействия
Заказать уникальную дипломную работу- 55 55 страниц
- 49 + 49 источников
- Добавлена 24.06.2023
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА I. ЭВОЛЮЦИЯ ПРАВООТНОШЕНИЙ В СФЕРЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ ОТ НЕГАТИВНОГО ТЕХНОГЕННОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ 8
1.1 Понятие правового обеспечения охраны окружающей среды от негативного техногенного воздействия 8
1.2 Историко-правовой анализ возникновения законодательства в сфере обеспечения охраны окружающей среды (в России как члена ЕАЭС) 16
1.3 Сравнительно правовой анализ законодательства стран ЕАЭС в области охраны окружающей среды от негативного техногенного воздействия 23
ГЛАВА II. МЕХАНИЗМ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ ОТ НЕГАТИВНОГО ТЕХНОГЕННОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ В СТРАНАХ ЕАЭС 28
2.1 Акты международного законодательства в рамках ЕАЭС по обеспечению охраны окружающей среды от негативного техногенного воздействия 28
2.2 Органы в рамках ЕАЭС реализующие международные акты в области охраны окружающей среды от негативного техногенного воздействия 30
2.3 Ответственность за невыполнение норм в сфере охраны окружающей среды от негативного техногенного воздействия 33
ГЛАВА III. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЕ ОТ НЕГАТИВНОГО ТЕХНОГЕННОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ В РАМКАХ ЕАЭС 38
3.1 Проблемы охраны окружающей среды от негативного техногенного воздействия 38
3.2 Перспективы развития законодательства в сфере охраны окружающей среды от негативного техногенного воздействия 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ: 55
Это особенно важно при выдаче разрешений на выброс и сброс загрязняющих веществ, а также при размещении отходов производства и потребления.3.2 Перспективы развития законодательства в сфере охраны окружающей среды от негативного техногенного воздействияВ Российской Федерации существует множество нормативно-правовых актов, которые регулируют охрану окружающей среды, учитывая особенности ресурсов, рельефа, культуры и сложности федеративного государства. С того времени, как термин «окружающая среда» был введен в право из естественных наук в конце XIX века, он активно используется в законодательстве разных государств и на международном уровне. Сегодняшнее и ближайшее будущее требует укрепления экономических связей и увеличения взаимопроникновения между экономиками в таких важных отраслях, как сельское хозяйство и промышленность, чтобы обеспечить охрану окружающей среды. Государственные органы должны постоянно усовершенствовать систему распределения полномочий в сфере охраны окружающей среды, чтобы удовлетворить растущую потребность в ней[44, c. 56]. В свете стабильности тенденции, которая проявляется в росте населения на Земле и сокращении земельных участков для сельского хозяйства, а также учитывая неблагоприятные природные условия, связанные с глобальным потеплением (засухи, подъем уровня мирового океана и уменьшение объемов питьевой воды), можно предсказать дальнейшее усиление значения сельского хозяйства.Главными направлениями развития являются:1. Расширение сферы действия законодательства в отношении различных видов загрязнения окружающей среды, включая новые виды токсических веществ и источники выбросов.2. Ужесточение нормативов и требований к экологической безопасности и охране окружающей среды, в том числе путем увеличения штрафов и ответственности за нарушения экологических норм.3. Развитие инструментов экономической стимуляции, направленных на уменьшение негативного техногенного воздействия на окружающую среду, включая налоговые льготы, субсидии и другие меры.4. Совершенствование механизмов государственного контроля и надзора за соблюдением экологических норм и стандартов, включая усиление мер по мониторингу экологической ситуации и расширение компетенций экологических служб.5. Развитие международного сотрудничества в сфере охраны окружающей среды, включая участие в международных конвенциях и соглашениях, обмен опытом и технологиями, а также совместные научные исследования.За последнее десятилетие концепция «зеленой» экономики стала стратегическим приоритетом для правительств многих стран. Принципы и основные идеи в области охраны окружающей среды закреплены на международном уровне, а выработка конкретных программ и целевых показателей осуществляется на национальных уровнях.Участники всех действующих международных соглашений в области экологии - страны ЕАЭС, придают важность проблемам экологической повестки, которые имеют важное значение для создания благоприятных условий для жизни людей. Приверженность к "зеленой" трансформации ЕАЭС будет способствовать переходу на новые технологические и экономические пути, с низкими выбросами, научно обоснованными системами природопользования и новыми экологическими и промышленными технологиями [43].Развитие экономического сотрудничества в сфере «зеленых» технологий и защиты окружающей среды» является одним из разделов Стратегических направлений развития евразийской экономической интеграции до 2025 года, утвержденных Решением Высшего Евразийского экономического совета от 11 декабря 2020 года № 12.В рамках реализации поставленных задач, Комиссией проводится изучение опыта и наилучших практик в области энергосбережения, энергоэффективности, использования возобновляемых источников энергии и охраны окружающей среды, ведется работа с международными энергетическими агентствами и организациями системы ООН, кроме этого, разрабатывается концепция по внедрению принципов «зеленой» экономики в ЕАЭС.Сфера водопользования является одним из приоритетных направлений инициатив и программ ЕАЭС, в которых участвуют страны-члены Союза. Национальные стратегические документы, касающиеся водных отношений, поддерживают развитие конкурентных преимуществ и сбалансированное экологическое законодательство, согласованное с международными документами для рационального использования водных ресурсов и сохранения окружающей среды для будущих поколений[38, c. 4]. Из-за географического положения стран-членов ЕАЭС и общих границ возникает необходимость в разработке и внедрении интегрированных мер, включенных в систему законодательства. Проблемы водопользования наиболее остры в бассейнах рек, протекающих через территории сопредельных государств. В отличие от европейских стран, где охрана и распределение водных ресурсов являются приоритетными вопросами, Россия и страны Ближнего Зарубежья только начинают идентифицировать и решать эти вызовы.Сохранение экологического равновесия можно достичь путем объединения задач по сохранению окружающей среды с экономическими и отраслевыми подходами, например, в сферах энергетики, сельского хозяйства и транспорта. Интеграция этих подходов позволит достичь более значительного эффекта, чем при изолированной природоохранной политике. Принимаемые меры должны отражать мировые проблемы, такие как гарантии продовольственной и энергетической безопасности. Лучшее регулирование может создать условия для устранения инерции, которая существует в настоящее время[36, c. 139].При этом приоритетными являются направления, связанные с устойчивым развитием стран ЕАЭС, такие как экологическая стабильность и сбалансированное природопользование. Договор о Евразийском экономическом союзе не содержит отдельного раздела об охране окружающей среды, поэтому требуется гармонизация законодательства в этой области. Каждая страна-участница проводит свою нормативную политику, что приводит к различиям в разрешительной системе государств-членов [27].Сохранение экологического равновесия можно обеспечить, объединив задачу охраны окружающей среды с экономическими и отраслевыми подходами, например, в сферах энергетики, сельского хозяйства и транспорта. Интеграция таких подходов эффективнее, чем изолированная природоохранная политика. Для достижения этой цели необходимо учитывать все мировые задачи, включая продовольственную и энергетическую безопасность, и проводить более качественное регулирование. Для стран-участниц ЕАЭС, включая Россию, интеграция правового регулирования экологических отношений является необходимой для обеспечения экологической безопасности и рационального использования природных ресурсов, соответствуя универсальным тенденциям мирового развития[26, c. 379]. Государства-члены ЕАЭС сталкиваются с вызовами, связанными с охраной окружающей среды и природопользованием на уровне Союза. Они нуждаются в правовой поддержке для эффективного сотрудничества между государственными организациями в вопросах эксплуатации и защиты природных ресурсов, экологического управления и гармонизации национального и международного законодательства. Взаимодействие организаций ЕАЭС через технологические платформы способствует научно-техническому сотрудничеству и росту потенциала стран-членов в сфере энергетики и охраны окружающей среды. В Декларации о развитии интеграционных процессов Евразийского экономического союза говорится о создании "территории инноваций" и стимулировании научно-технических прорывов с помощью новых технологий и инноваций, включая зеленые технологии, энергосбережение и возобновляемые источники энергии[22, c. 62].Таким образом, развитие законодательства в сфере охраны окружающей среды от негативного техногенного воздействия направлено на улучшение экологической ситуации и обеспечение устойчивого развития общества. Следовательно, совершенствование нормативно-правовой базы Союза по отношению к учреждению и (или) видам деятельности хозяйствующих субъектов стран-участников может стать одним из факторов усиления интеграционных процессов на евразийском пространстве, содействуя устойчивому экономическому росту стран-участниц ЕАЭС и преодолению экологических проблем, сдерживающих их продвижение по пути устойчивого развития.В данной главе были рассмотрены основные проблемы и перспективы развития. Исследуя данную тему, был обозначен ряд проблем в межгосударственном осуществлении охраны окружающей среды. Такие как: отсутствие единой нормативно-правовой базы для регулирования хозяйственной деятельности субъектов стран-участниц ЕАЭС в сфере охраны окружающей среды;нерациональное использование природных ресурсов и недостаточная координация между странами-участницами ЕАЭС в сферах энергетики, сельского хозяйства и транспорта;ограниченность механизмов сотрудничества между государственными организациями стран-участниц ЕАЭС в вопросах эксплуатации и защиты природных ресурсов, экологического управления и гармонизации национального и международного законодательства.И ряд предлагаемых решений:необходимо усовершенствовать нормативно-правовую базу Союза по отношению к учреждению и (или) видам деятельности хозяйствующих субъектов стран-участников. Это может быть достигнуто через обновление законодательства, направленного на ужесточение норм, требований и стандартов по охране окружающей среды. Для этого необходимо проводить регулярные обзоры законодательства и рекомендации по его совершенствованию с учетом мировых трендов и передовой практики;необходимо использовать экономические механизмы, направленные на стимулирование субъектов хозяйствования к применению наиболее экологически чистых технологий и оборудования. Это может быть достигнуто через субсидирование экологически чистых технологий и оборудования, а также через введение налоговых льгот и иных мер поощрения компаний, которые принимают активное участие в охране окружающей среды;использование новых технологий, таких как цифровизация и автоматизация, может также способствовать более эффективному контролю за производственными процессами и экологическими параметрами. Например, мониторинг загрязнения воздуха, воды и почвы может быть проводимым с использованием датчиков и систем, которые обеспечивают непрерывный мониторинг и уведомление о превышении определенных пороговых значений.Таким образом, специфика охраны окружающей среды от негативного воздействия остается сложным процессом и требует значительного внимания межгосударственного сообщества, принятия комплекса межгосударственных правовых мер в этой области повысит эффективность обеспеченияохраны окружающей среды.ЗАКЛЮЧЕНИЕПредпосылкой формирования правового обеспечения окружающей среды от негативного техногенного воздействия стал накопленный к середине XX века печальный опыт. Негативное техногенное воздействие — это воздействие человеческих технологий на окружающую среду, которое может привести к негативным последствиям для живых организмов и экосистемы в целом. Это может включать в себя загрязнение воздуха, воды и почвы, уничтожение и изменение природных ландшафтов, а также угрозы здоровью людей и животных.Последствия негативного техногенного воздействия могут быть катастрофическими. Загрязнение воздуха может привести к заболеваниям дыхательных путей, а загрязнение воды может привести к заболеваниям желудочно-кишечного тракта и другим заболеваниям. Уничтожение природных ландшафтов может привести к потере биоразнообразия и угрозе вымиранию многих видов животных и растений.Кроме того, негативное техногенное воздействие может привести к изменению климата и усилению естественных бедствий, таких как наводнения, засухи и лесные пожары. Это может привести к потере жизней, разрушению имущества и экономическому ущербу.В целом, негативное техногенное воздействие имеет серьезные последствия для окружающей среды и человеческого благополучия. Поэтому важно разрабатывать и применять технологии, которые могут минимизировать воздействие на окружающую среду и обеспечивать устойчивое развитие нашей планеты.Если рассмотреть определение «правового обеспечения», можно увидеть, что данное понятие имеет широкий диапазон, который обусловлен системным подходом к процессу реализации правовых норм. В состав правового обеспечения входит не только правовое воздействие, но и комплекс обеспечительных мер, которые необходимы для эффективного регулирования общественных отношений. Сегодня Евразийский экономический союз состоит из России, Казахстана, Беларуси, Киргизии и Армении, а также имеет государства-наблюдателей, такие как Молдавия, Узбекистан, Куба и Иран.Путем проведения сравнительно-правового анализа законодательства стран ЕАЭС, можно отметить, что Страны-члены ЕАЭС имеют схожее административно-деликтное законодательство по защите окружающей среды от промышленных отходов, которое стремится к унификации. Единообразие правовых норм способствует более объективным результатам проверок. Законодательство, введенное для наказания за нарушение правил окружающей среды, относится к деликтно-правовой защите окружающей среды и включает в себя юридическую ответственность. Детальный анализ правовых норм в Беларуси выявляет определенные расхождения в регулировании данных отношений, о чем также отмечается в научной литературе. В связи с различиями в подходах к установлению экологического контроля возникает важная потребность в установлении универсальных методов и приемов, которые будут использоваться для обеспечения соблюдения экологических норм хозяйствующими субъектами в рамках наднационального права.Можно прийти к выводу, что генезис охранительного законодательства в сфере экологии связан прежде всего с масштабом и глубиной воздействия социума на окружающую его природную среду, с осознанием в обществе экологических ценностей и развитием экологического правового мышления. В условиях адаптивного и адаптивно-практического воздействия человека на природу правовой механизм природопользования базируется на комплексе имущественных правоотношений.Развитие дружественных отношений между странами обусловлено, в первую очередь, их географической и исторической близостью, а также схожими культурными особенностями. Сотрудничество между этими странами осуществляется на разных уровнях, включая высший уровень правительственных контактов, региональное сотрудничество и взаимодействие отдельных предприятий. В современной мировой практике наблюдается усиление роли и важности интеграционных объединений, которые оказывают значительное влияние на международные отношения и способны повлиять на решение глобальных экономических вопросов. В данном контексте интеграция создает расширенное экономическое пространство и объединяет потенциал стран-участниц интеграционных союзов, что подчеркивает актуальность проводимых исследований. Евразийский экономический союз, будучи относительно молодым объединением, прошел определенный путь, аналогичный Европейскому союзу, однако имеет свои особенности, обусловленные близостью интегрирующихся стран.Россия сталкивается с новыми вызовами в области охраны окружающей среды, экологической безопасности и управления природными ресурсами в связи с продолжающейся интеграцией в международные экономические отношения. В большей степени эти вызовы связаны с необходимостью соблюдения обязательств и соответствия глобальным трендам. Однако, проведенный анализ показывает, что правовое регулирование этих вопросов в рамках ЕАЭС находится в стадии разработки нормативных актов, и отсутствует единый подход к гармонизации правового регулирования экологических отношений.Евразийский экономический союз включает в себя страны, которые сталкиваются с различными экологическими проблемами, такими как загрязнение воды и воздуха, вымирание видов, ухудшение почвы и т.д. В этой связи, ЕАЭС уделяет большое внимание развитию законодательства в области охраны окружающей среды.Одной из главных задач ЕАЭС является создание единой экономической зоны, что в свою очередь требует согласованной политики в области охраны окружающей среды между странами-участниками. Важным шагом в этом направлении стало принятие Соглашения о экологической политике ЕАЭС в 2019 году, которое устанавливает общие принципы и правила в области охраны окружающей среды.В перспективе развития законодательства ЕАЭС в сфере охраны окружающей среды можно ожидать усиления контроля за загрязнением окружающей среды, сокращение выбросов вредных веществ, развитие экологически чистых технологий, стимулирование экологически ответственного поведения предприятий и граждан, а также ужесточение наказаний за нарушения экологических норм.В целом, развитие законодательства ЕАЭС в сфере охраны окружающей среды будет способствовать созданию благоприятных условий для экономического роста и улучшения качества жизни населения в регионе, а также будет способствовать сохранению природных ресурсов для будущих поколений.Приоритетным направлением развития ЕАЭС в настоящее время является проведение в странах Союза согласованной политики, в основе которой лежит гармонизация законодательства всех государств-участников.Таким образом, Для укрепления интеграции в области защиты окружающей среды и рационального природопользования необходимо внедрить единообразную систему принципов на наднациональном уровне, основанную на законодательстве стран-участниц ЕАЭС. Это может быть достигнуто путем обновления Договора о ЕАЭС и других актов права Союза, чтобы закрепить в них базовые положения по защите окружающей среды и рациональному природопользованию и обеспечить их единообразное применение. Интеграция правового регулирования в законодательстве ЕАЭС позволит использовать преимущества единого экономического пространства и будет выгодна для всех заинтересованных сторон. Единообразные правила регулирования обеспечат экономическое стимулирование и избежание издержек. Это соответствует одной из целей создания и деятельности ЕАЭС в качестве объединения экономической интеграции.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХИСТОЧНИКОВ:Нормативно-правовые акты:Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Официальный интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ruЗакон Алтайского края от 01.02.2007 N 3-ЗС (ред. от 02.02.2015) «Об охране окружающей среды в Алтайском крае» (принят Постановлением АКСНД от 30.01.2007 N 25) // Сборник законодательства Алтайского края, N 130, ч. 1, 2007, с. 10.Закон Республики Беларусь от 4 января 2010 г. № 108-З «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь» // https://www.ilo.org/dyn/natlex/docs/ELECTRONIC/86988/98779/F1257501648/BLR86988.pdfЗакон Республики Казахстан от 31 октября 2015 г. № 379-V «О государственно-частном партнерстве» // https://adilet.zan.kz/rus/docs/Z1500000379/infoЗакон РСФСР от 19.12.1991 N 2060-1 (ред. от 10.01.2002) «Об охране окружающей природной среды» [Электронный ресурс] // URL: http://base.consultant.ruКодекс Кыргызской Республики об административной ответственности //URL://http://www.cbd.minjust.gov.kg/act/view/ruru/6Кодекс Республики Казахстан Об административных правонарушениях от 5 июля 2014 года № 235-V ЗРК // https://www.mod.gov.kz/rus/dokumenty/zakonyКодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 17.02.2023) // Собрание законодательства РФ, 07.01.2002, N 1 (ч. 1), ст. 1.Постановление Правительства РФ от 13.09.2010 N 717 (ред. от 06.12.2021) «О внесении изменений в некоторые Постановления Правительства Российской Федерации по вопросам полномочий Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору» // Собрание законодательства РФ, 20.09.2010, N 38, ст. 4835Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 29.12.2022) // Собрание законодательства РФ, 17.06.1996, N 25, ст. 2954Указ Президента РФ от 23.06.2010 N 780 (ред. от 21.05.2012) «Вопросы Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору» // Собрание законодательства РФ, 05.07.2010, N 27, ст. 3445.Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ (ред. от 14.07.2022) «Об охране окружающей среды» // Собрание законодательства РФ, 14.01.2002, N 2, ст. 133.Федеральный закон от 23.11.1995 N 174-ФЗ (ред. от 14.07.2022) «Об экологической экспертизе» // Собрание законодательства РФ, 27.11.1995, N 48, ст. 4556.Международные нормативные правовые актыДекларация Конференции Организации Объединенных Наций по проблемам окружающей человека среды. Принята Конференцией Организации Объединенных Наций по проблемам окружающей человека среды, Стокгольм, 1972 годДекларация о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций. Принята резолюцией 2625 (XXV) Генеральной Ассамблеи ООН от 24 октября 1970 годаДоговор о Евразийском экономическом союзе (Подписан в г. Астане 29.05.2014) (ред. от 01.10.2019) (с изм. и доп., вступ. в силу с 05.04.2022) [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_do c_LAW_163855/.Конвенция об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте. Принята 25 февраля 1991 года [Электронный ресурс]. URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/env_assessment.shtmlРаспоряжение Евразийской экономической комиссии 30 июня 2017 г. № 71 «О проекте рекомендации Совета Евразийской экономической комиссии «О целесообразности имплементации и использования в рамках Евразийского экономического союза наилучших практик Организации экономического сотрудничества и развития» [Электронный ресурс]. URL: https://docs.eaeunion.orgРио-де-Жанейрская декларация по окружающей среде и развитию. Принята Конференцией ООН по окружающей среде и развитию, Рио-де-Жанейро, 3–14 июня 1992 года.Устав Организации Объединенных Наций (Принят в г. Сан-Франциско 26.06.1945) (с изм. и доп. от 20.12.1971) // КонсультантПлюс.Книга под фамилией автораОдин авторАлексеев С. С. Право: азбука - теория - философия. Опыт комплексного исследования:[Текст] / С. С. Алексеев. - М.: Правоведение, 1999. - 700 с.Два или три автораБордачев Т.В. Евразийская экономическая интеграция: перспективы развития и стратегические задачи для России: [Текст] / Т. В. Бордачев, К. О. Вишневский, М. К. Глазатова и др. ; отв. ред. Т. А. Мешкова ; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». — М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2019. — 123 с.Макарова Т.И. Правовые механизмы охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности:[Текст] / Макарова Т.И, С.А. Балашенко, В.Е. Лизгаро, О.В. Мороз – Минск: БГУ, 2016. – 191 с.Хамзина Ж.А. Модернизация правового регулирования системы социального обеспечения Казахстана в контексте имплементации опыта и стандартов государств-участников ОЭСР: [Текст] / Ж.А. Хамзина, Е.А. Бурибаев. – М.: Библиограф, 2020. – 202 с.Статья из сборника научных трудовМакарова Т.И. Эколого-безопасное пространство: юридическое содержание категории и место в науке о правовой охране окружающей среды [Текст] / Т.И. Макарова // Государство и право в XXІ веке: материалы Международной научно-практической конференции, посвященной 95-летию юридического факультета Белорусского государственного университета; 26–27 ноября 2020 г.; Минск, Беларусь. – Минск: БГУ, 2021. – С. 33–42.Мастушкин М. Ю. Проблемы трансформации административно-правового и экономического механизмов охраны окружающей среды в условиях дальнейшей интеграции России в международные экономические отношения [Текст] / М. Ю. Мастушкин // Государственное управление Российской Федерации: вызовы и перспективы: сборник материалов 15-й Международной конференции. – М.: «КДУ», «Университетская книга», 2018. – С. 376–382.Невский А. И. Внутреннее регулирование учреждения и любой деятельности – основа для реализации обязательств в рамках Евразийского экономического союза, включая производство, торговлю товарами и услугами [Текст] / А. И. Невский // СПС «КонсультантПлюс», 2019 г.Статья из журналаАникин С. Б. К вопросу об унификации законодательства об охране окружающей среды государств-членов ЕАЭС [Текст] / С. Б. Аникин, Т.А. Смагина // Евразийский Союз Ученых. – 2018. – №8-5 (53). – С. 34-36.Аникин С.Б. Некоторые концептуальные вопросы управления природоохранной деятельностью в условиях глобализации и регионализации [Текст] / С.Б. Аникин, Т.М. Смагина // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. – 2018. – №3 (43). – С.119-125.Арзамаскин А.Н. Определение понятия «Правовое обеспечение»: постановка проблемы [Текст] / А.Н. Арзамаскин // Наука и школа. – 2016. – №6. С. 50-55.Белащенко Д.А. Евразийский экономический союз: перспективы и проблемы интеграции на постсоветском пространстве [Текст] / Д.А. Белащенко, В.В. Толкачев, И.Ф. Шоджонов // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Международные отношения. — 2020. — Т. 20. — № 3. — С. 543–559.Булгакова Л.С. Совершенствование полномочий органов государственной власти Российской Федерации в области обеспечения экологической безопасности [Текст] / Л.С. Булгакова // Право и практика. – 2021. – №2. – С.34-35.Быковский В.К. Международная правовая охрана окружающей среды в СНГ [Текст] / В.К. Быковский // Международное сотрудничество евразийских государств: политика, экономика, право. – 2020. – №4. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/mezhdunarodnaya-pravovaya-ohrana-okruzhayuschey-sredy-v-sng (дата обращения: 23.03.2023).Воронин Б.А.Природоресурсное и экологическое законодательство в советской и современной России [Текст] / Б.А. Воронин, А.Б. Воронина, В.В. Круглов // Аграрное образование и наука. – 2018. – №1. – С. 24-35.Елюбаев Ж.С. Общие институциональные основы регулирования экологических отношений [Электронный ресурс]: URL: https://online. zakon.kz/Document/?doc_id=37994949#pos=94 (Дата обращения: 21.01.2021).Захарин А.Н. Интеграция правового регулирования рационального природопользования и охраны окружающей среды в законодательстве ЕАЭС: состояние и перспективы [Текст] / А.Н. Захарин, К.В. Колесникова // Гуманитарные и юридические исследования. – 2020. – №3. – С.138-145.Ишенов У.С. Нормативно-правовое обеспечение деятельности ЕАЭС [Текст] / У.С. Ишенов, Б.К. Сыдыков // Экономика и бизнес: теория и практика. – 2022. – №10-1. – С.182-183.Колесникова К.В. О гармонизации законодательства Евразийского экономического Союза в сфере природопользования [Текст] / К.В. Колесникова, Р.В. Нутрихин // Гуманитарные и юридические исследования. – 2019. – №2. – С. 1-10. Любченко Е.В. История развития процесса формирования природоохранной системы на международном уровне [Текст] / Е.В. Любченко // Столыпинский вестник. – 2021. – Т. 3. №1. – С. 59-63.Макарова Т.И. Концепция формирования правовых основ евразийского эколого-безопасного пространства [Текст] / Т.И. Макарова, Э.С. Навасардова, В.Е. Лизгаро, О.В. Мороз, Н.А. Шингель, М.П. Курилович // Журнал Белорусского государственного университета. Право. – 2022. – С.102-105. Моргунов Б. А. Проблемы экологической безопасности России в свете концепции «зеленого» роста [Текст] / Б. А. Моргунов, А. М. Багин, М. Л. Козельцев, А. А. Терентьев // Экология человека. – 2018. – № 4. – С. 3–11.Огнева Н.Ф. Развитие интеграционных процессов стран-членов Евразийского экономического союза [Текст] / Н.Ф. Огнева, И.В. Броян // Вестник евразийской науки. – 2022. – №3. – С.1-2.Селищева Т.А. «Зеленая» экономика как модель устойчивого развития стран ЕАЭС [Текст] / Т.А. Селищева // ПСЭ. – 2018. – №3 (67). – [Электронный ресурс]: URL: https://cyberleninka.ru/article/n/zelenaya-ekonomika-kak-model-ustoychivogo-razvitiya-stran-eaes (дата обращения: 20.03.2023).Смыр Е.И. Евразийский экономический союз: проблемы и перспективы [Текст] / Е.И. Смыр // Вестник МФЮА. – 2021. – №1. – С.55-57.Хабарова И.А. Нормативно-правовое обеспечение охраны окружающей среды в РФ [Текст] / И.А. Хабарова, Д.А. Хабаров, О.В. Жучкова // Международный журнал прикладных наук и технологий «integral». – 2018. – №4. – С. 44-48.Хагажеев М.А. Разграничение полномочий в сфере обеспечения охраны окружающей среды в контексте развития законодательства в сфере охраны окружающей среды [Текст] / М.А. Хагажеев // Право и управление. – 2022. – №8. – [Электронный ресурс]: URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razgranichenie-polnomochiy-v-sfere-obespecheniya-ohrany-okruzhayuschey-sredy-v-kontekste-razvitiya-zakonodatelstva-v-sfere-ohrany (дата обращения: 23.03.2023).Цинцадзе Н.С. Государственное регулирование социоприродных аспектов лесо- и водопользования в РСФСР в 1917-1939 гг. [Текст] / Н.С. Цинцадзе // Вестник Рязанского государственного университета им. С.А. Есенина. – 2018. – №1(58). – С. 44-53Электронные источникиДоклад «Взаимодействие государств – членов ЕАЭС в области энергосбережения, энергоэффективности, использования возобновляемых источников энергии и охраны окружающей среды» одобрен на 41-м заседании Коллегии Евразийской экономической комиссии 25 октября 2022 года. [Электронный ресурс]: URL: https://eec.eaeunion.org/upload/medialibrary/ccf/Doklad-Vzaimodeystvie-gosudarstv-_-chlenov-EAES.pdfНаучные исследования, выполненные под научно-методическим руководством Российской академии наук. С. 883. [Электронный ресурс]: URL https://mnr.gov.ru/upload/medialibrary/803-890.pdf (дата обращения 18.03.2023)
Нормативно-правовые акты:
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Официальный интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru
2. Закон Алтайского края от 01.02.2007 N 3-ЗС (ред. от 02.02.2015) «Об охране окружающей среды в Алтайском крае» (принят Постановлением АКСНД от 30.01.2007 N 25) // Сборник законодательства Алтайского края, N 130, ч. 1, 2007, с. 10.
3. Закон Республики Беларусь от 4 января 2010 г. № 108-З «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь» // https://www.ilo.org/dyn/natlex/docs/ELECTRONIC/86988/98779/F1257501648/BLR86988.pdf
4. Закон Республики Казахстан от 31 октября 2015 г. № 379-V «О государственно-частном партнерстве» // https://adilet.zan.kz/rus/docs/Z1500000379/info
5. Закон РСФСР от 19.12.1991 N 2060-1 (ред. от 10.01.2002) «Об охране окружающей природной среды» [Электронный ресурс] // URL: http://base.consultant.ru
6. Кодекс Кыргызской Республики об административной ответственности //URL://http://www.cbd.minjust.gov.kg/act/view/ruru/6
7. Кодекс Республики Казахстан Об административных правонарушениях от 5 июля 2014 года № 235-V ЗРК // https://www.mod.gov.kz/rus/dokumenty/zakony
8. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 17.02.2023) // Собрание законодательства РФ, 07.01.2002, N 1 (ч. 1), ст. 1.
9. Постановление Правительства РФ от 13.09.2010 N 717 (ред. от 06.12.2021) «О внесении изменений в некоторые Постановления Правительства Российской Федерации по вопросам полномочий Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору» // Собрание законодательства РФ, 20.09.2010, N 38, ст. 4835
10. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 29.12.2022) // Собрание законодательства РФ, 17.06.1996, N 25, ст. 2954
11. Указ Президента РФ от 23.06.2010 N 780 (ред. от 21.05.2012) «Вопросы Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору» // Собрание законодательства РФ, 05.07.2010, N 27, ст. 3445.
12. Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ (ред. от 14.07.2022) «Об охране окружающей среды» // Собрание законодательства РФ, 14.01.2002, N 2, ст. 133.
13. Федеральный закон от 23.11.1995 N 174-ФЗ (ред. от 14.07.2022) «Об экологической экспертизе» // Собрание законодательства РФ, 27.11.1995, N 48, ст. 4556.
Международные нормативные правовые акты
14. Декларация Конференции Организации Объединенных Наций по проблемам окружающей человека среды. Принята Конференцией Организации Объединенных Наций по проблемам окружающей человека среды, Стокгольм, 1972 год
15. Декларация о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций. Принята резолюцией 2625 (XXV) Генеральной Ассамблеи ООН от 24 октября 1970 года
16. Договор о Евразийском экономическом союзе (Подписан в г. Астане 29.05.2014) (ред. от 01.10.2019) (с изм. и доп., вступ. в силу с 05.04.2022) [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_do c_LAW_163855/.
17. Конвенция об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте. Принята 25 февраля 1991 года [Электронный ресурс]. URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/env_assessment.shtml
18. Распоряжение Евразийской экономической комиссии 30 июня 2017 г. № 71 «О проекте рекомендации Совета Евразийской экономической комиссии «О целесообразности имплементации и использования в рамках Евразийского экономического союза наилучших практик Организации экономического сотрудничества и развития» [Электронный ресурс]. URL: https://docs.eaeunion.org
19. Рио-де-Жанейрская декларация по окружающей среде и развитию. Принята Конференцией ООН по окружающей среде и развитию, Рио-де-Жанейро, 3–14 июня 1992 года.
20. Устав Организации Объединенных Наций (Принят в г. Сан-Франциско 26.06.1945) (с изм. и доп. от 20.12.1971) // КонсультантПлюс.
Книга под фамилией автора
Один автор
21. Алексеев С. С. Право: азбука - теория - философия. Опыт комплексного исследования: [Текст] / С. С. Алексеев. - М.: Правоведение, 1999. - 700 с.
Два или три автора
22. Бордачев Т.В. Евразийская экономическая интеграция: перспективы развития и стратегические задачи для России: [Текст] / Т. В. Бордачев, К. О. Вишневский, М. К. Глазатова и др. ; отв. ред. Т. А. Мешкова ; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». — М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2019. — 123 с.
23. Макарова Т.И. Правовые механизмы охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности: [Текст] / Макарова Т.И, С.А. Балашенко, В.Е. Лизгаро, О.В. Мороз – Минск: БГУ, 2016. – 191 с.
24. Хамзина Ж.А. Модернизация правового регулирования системы социального обеспечения Казахстана в контексте имплементации опыта и стандартов государств-участников ОЭСР: [Текст] / Ж.А. Хамзина, Е.А. Бурибаев. – М.: Библиограф, 2020. – 202 с.
Статья из сборника научных трудов
25. Макарова Т.И. Эколого-безопасное пространство: юридическое содержание категории и место в науке о правовой охране окружающей среды [Текст] / Т.И. Макарова // Государство и право в XXІ веке: материалы Международной научно-практической конференции, посвященной 95-летию юридического факультета Белорусского государственного университета; 26–27 ноября 2020 г.; Минск, Беларусь. – Минск: БГУ, 2021. – С. 33–42.
26. Мастушкин М. Ю. Проблемы трансформации административно-правового и экономического механизмов охраны окружающей среды в условиях дальнейшей интеграции России в международные экономические отношения [Текст] / М. Ю. Мастушкин // Государственное управление Российской Федерации: вызовы и перспективы: сборник материалов 15-й Международной конференции. – М.: «КДУ», «Университетская книга», 2018. – С. 376–382.
27. Невский А. И. Внутреннее регулирование учреждения и любой деятельности – основа для реализации обязательств в рамках Евразийского экономического союза, включая производство, торговлю товарами и услугами [Текст] / А. И. Невский // СПС «КонсультантПлюс», 2019 г.
Статья из журнала
28. Аникин С. Б. К вопросу об унификации законодательства об охране окружающей среды государств-членов ЕАЭС [Текст] / С. Б. Аникин, Т.А. Смагина // Евразийский Союз Ученых. – 2018. – №8-5 (53). – С. 34-36.
29. Аникин С.Б. Некоторые концептуальные вопросы управления природоохранной деятельностью в условиях глобализации и регионализации [Текст] / С.Б. Аникин, Т.М. Смагина // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. – 2018. – №3 (43). – С.119-125.
30. Арзамаскин А.Н. Определение понятия «Правовое обеспечение»: постановка проблемы [Текст] / А.Н. Арзамаскин // Наука и школа. – 2016. – №6. С. 50-55.
31. Белащенко Д.А. Евразийский экономический союз: перспективы и проблемы интеграции на постсоветском пространстве [Текст] / Д.А. Белащенко, В.В. Толкачев, И.Ф. Шоджонов // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Международные отношения. — 2020. — Т. 20. — № 3. — С. 543–559.
32. Булгакова Л.С. Совершенствование полномочий органов государственной власти Российской Федерации в области обеспечения экологической безопасности [Текст] / Л.С. Булгакова // Право и практика. – 2021. – №2. – С.34-35.
33. Быковский В.К. Международная правовая охрана окружающей среды в СНГ [Текст] / В.К. Быковский // Международное сотрудничество евразийских государств: политика, экономика, право. – 2020. – №4. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/mezhdunarodnaya-pravovaya-ohrana-okruzhayuschey-sredy-v-sng (дата обращения: 23.03.2023).
34. Воронин Б.А. Природоресурсное и экологическое законодательство в советской и современной России [Текст] / Б.А. Воронин, А.Б. Воронина, В.В. Круглов // Аграрное образование и наука. – 2018. – №1. – С. 24-35.
35. Елюбаев Ж.С. Общие институциональные основы регулирования экологических отношений [Электронный ресурс]: URL: https://online. zakon.kz/Document/?doc_id=37994949#pos=94 (Дата обращения: 21.01.2021).
36. Захарин А.Н. Интеграция правового регулирования рационального природопользования и охраны окружающей среды в законодательстве ЕАЭС: состояние и перспективы [Текст] / А.Н. Захарин, К.В. Колесникова // Гуманитарные и юридические исследования. – 2020. – №3. – С.138-145.
37. Ишенов У.С. Нормативно-правовое обеспечение деятельности ЕАЭС [Текст] / У.С. Ишенов, Б.К. Сыдыков // Экономика и бизнес: теория и практика. – 2022. – №10-1. – С.182-183.
38. Колесникова К.В. О гармонизации законодательства Евразийского экономического Союза в сфере природопользования [Текст] / К.В. Колесникова, Р.В. Нутрихин // Гуманитарные и юридические исследования. – 2019. – №2. – С. 1-10.
39. Любченко Е.В. История развития процесса формирования природоохранной системы на международном уровне [Текст] / Е.В. Любченко // Столыпинский вестник. – 2021. – Т. 3. №1. – С. 59-63.
40. Макарова Т.И. Концепция формирования правовых основ евразийского эколого-безопасного пространства [Текст] / Т.И. Макарова, Э.С. Навасардова, В.Е. Лизгаро, О.В. Мороз, Н.А. Шингель, М.П. Курилович // Журнал Белорусского государственного университета. Право. – 2022. – С.102-105.
41. Моргунов Б. А. Проблемы экологической безопасности России в свете концепции «зеленого» роста [Текст] / Б. А. Моргунов, А. М. Багин, М. Л. Козельцев, А. А. Терентьев // Экология человека. – 2018. – № 4. – С. 3–11.
42. Огнева Н.Ф. Развитие интеграционных процессов стран-членов Евразийского экономического союза [Текст] / Н.Ф. Огнева, И.В. Броян // Вестник евразийской науки. – 2022. – №3. – С.1-2.
43. Селищева Т.А. «Зеленая» экономика как модель устойчивого развития стран ЕАЭС [Текст] / Т.А. Селищева // ПСЭ. – 2018. – №3 (67). – [Электронный ресурс]: URL: https://cyberleninka.ru/article/n/zelenaya-ekonomika-kak-model-ustoychivogo-razvitiya-stran-eaes (дата обращения: 20.03.2023).
44. Смыр Е.И. Евразийский экономический союз: проблемы и перспективы [Текст] / Е.И. Смыр // Вестник МФЮА. – 2021. – №1. – С.55-57.
45. Хабарова И.А. Нормативно-правовое обеспечение охраны окружающей среды в РФ [Текст] / И.А. Хабарова, Д.А. Хабаров, О.В. Жучкова // Международный журнал прикладных наук и технологий «integral». – 2018. – №4. – С. 44-48.
46. Хагажеев М.А. Разграничение полномочий в сфере обеспечения охраны окружающей среды в контексте развития законодательства в сфере охраны окружающей среды [Текст] / М.А. Хагажеев // Право и управление. – 2022. – №8. – [Электронный ресурс]: URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razgranichenie-polnomochiy-v-sfere-obespecheniya-ohrany-okruzhayuschey-sredy-v-kontekste-razvitiya-zakonodatelstva-v-sfere-ohrany (дата обращения: 23.03.2023).
47. Цинцадзе Н.С. Государственное регулирование социоприродных аспектов лесо- и водопользования в РСФСР в 1917-1939 гг. [Текст] / Н.С. Цинцадзе // Вестник Рязанского государственного университета им. С.А. Есенина. – 2018. – №1(58). – С. 44-53
Электронные источники
48. Доклад «Взаимодействие государств – членов ЕАЭС в области энергосбережения, энергоэффективности, использования возобновляемых источников энергии и охраны окружающей среды» одобрен на 41-м заседании Коллегии Евразийской экономической комиссии 25 октября 2022 года. [Электронный ресурс]: URL: https://eec.eaeunion.org/upload/medialibrary/ccf/Doklad-Vzaimodeystvie-gosudarstv-_-chlenov-EAES.pdf
49. Научные исследования, выполненные под научно-методическим руководством Российской академии наук. С. 883. [Электронный ресурс]: URL https://mnr.gov.ru/upload/medialibrary/803-890.pdf (дата обращения 18.03.2023)
Вопрос-ответ:
Какие основные цели правового механизма в ЕАЭС по обеспечению охраны окружающей среды от негативного техногенного воздействия?
Основными целями правового механизма в ЕАЭС являются обеспечение устойчивого развития стран-участниц, сохранение и восстановление экосистем, предотвращение негативных последствий техногенного воздействия на окружающую среду и здоровье людей, а также обеспечение сотрудничества между странами в этой сфере.
Каким образом правовой механизм ЕАЭС гарантирует охрану окружающей среды от негативного техногенного воздействия?
Правовой механизм ЕАЭС основан на разработке и принятии единого законодательства, которое регулирует вопросы охраны окружающей среды. Каждая страна-участница обязуется принимать и исполнять нормы этого законодательства, а также осуществлять контроль за соблюдением этих норм на своей территории. Также предусмотрены согласованные меры по устранению негативных последствий техногенного воздействия и компенсации ущерба.
Как происходит эволюция правоотношений в сфере обеспечения охраны окружающей среды от негативного техногенного воздействия в ЕАЭС?
Эволюция правоотношений в этой сфере в ЕАЭС происходит путем разработки и принятия новых законов, усовершенствования существующих норм и правил, а также повышения эффективности контроля за их соблюдением. Это позволяет учитывать изменяющиеся условия и вызовы, связанные с техногенным воздействием и его последствиями.
Какова история возникновения законодательства в сфере охраны окружающей среды в России?
История возникновения законодательства в сфере охраны окружающей среды в России начинается еще со времен Советского Союза, когда были приняты первые акты, направленные на регулирование отношений в этой сфере. После распада СССР в России была проведена серьезная работа по разработке и принятию новых законов, которые соответствуют современным требованиям охраны окружающей среды.
Какая цель статьи "Правовой механизм стран ЕАЭС по обеспечению охраны окружающей среды от негативного техногенного воздействия"?
Цель статьи состоит в изучении правового механизма, используемого странами ЕАЭС для обеспечения охраны окружающей среды от негативного техногенного воздействия.
Что понимается под правовым обеспечением охраны окружающей среды от негативного техногенного воздействия?
Под правовым обеспечением охраны окружающей среды от негативного техногенного воздействия понимается система правовых норм и механизмов, которые созданы для предотвращения и минимизации негативного воздействия техногенных факторов на окружающую среду.
Какие изменения произошли в законодательстве России в сфере охраны окружающей среды?
Законодательство России в сфере охраны окружающей среды постоянно изменяется и развивается. За исторический период, законодательство в этой области претерпело значительные изменения, включая принятие новых законов и изменение существующих. Эти изменения направлены на более эффективное обеспечение охраны окружающей среды и минимизацию негативного техногенного воздействия.
Имеет ли правовой механизм ЕАЭС недостатки в обеспечении охраны окружающей среды от негативного техногенного воздействия?
Правовой механизм ЕАЭС в области охраны окружающей среды имеет свои недостатки. Некоторые нормативные акты могут быть недостаточно эффективными или не полностью соответствовать современным требованиям в области охраны окружающей среды. Необходимо постоянное совершенствование и актуализация правовых инструментов, чтобы обеспечить более эффективную защиту окружающей среды.
Какие страны входят в Евразийский экономический союз (ЕАЭС)?
Евразийский экономический союз (ЕАЭС) включает в себя Армению, Беларусь, Казахстан, Киргизию и Россию. Эти страны сотрудничают в различных сферах, включая охрану окружающей среды.
Какое понятие закреплено в статье "Правовой механизм стран ЕАЭС по обеспечению охраны окружающей среды от негативного техногенного воздействия"?
В статье рассматривается понятие правового обеспечения охраны окружающей среды от негативного техногенного воздействия.
Каково значение историко-правового анализа возникновения законодательства в сфере обеспечения охраны окружающей среды в России как члена ЕАЭС?
Историко-правовой анализ позволяет изучить процесс развития и эволюции законодательства в данной области и выявить основные этапы и изменения, которые имели место в России как члене ЕАЭС. Это помогает понять текущее состояние и направление развития правового механизма охраны окружающей среды от негативного техногенного воздействия.
Как проводится сравнительно-правовой анализ законодательства в сфере обеспечения охраны окружающей среды в разных странах ЕАЭС?
Сравнительно-правовой анализ проводится путем оценки сходств и различий в законодательстве об охране окружающей среды в разных странах ЕАЭС. Он позволяет выявить преимущества и недостатки каждой системы, а также возможности сотрудничества и гармонизации правовых норм между странами.