Элективные курсы по иностранным языкам в старшей школе: цели и содержание
Заказать уникальную курсовую работу- 35 35 страниц
- 22 + 22 источника
- Добавлена 17.05.2023
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Глава 1. Теоретические основы конструирования элективных курсов по иностранным языкам в старшей школе 7
1.1. Назначение и особенности элективных курсов по иностранным языкам в старшей школе 7
1.2. Содержательная характеристика элективных курсов по иностранным языкам в старшей школе 9
1.3. Место проектной деятельности в системе элективных курсов по иностранным языкам в старшей школе 12
Вывод по первой главе 16
Глава 2. Технология формирования иноязычных компетенций учащихся при изучении элективных курсов в старшей школе 17
2.1. Использование дополнительного материала к УМК по английскому языку «Spotlight» в аспекте обучения проектной деятельности в рамках элективных курсов в 10-11 классах 17
2.2. Комплекс упражнений, направленных на развитие иноязычных компетенций учащихся, при изучении элективных курсов 23
2.3. Методические рекомендации для учителя, конструирующего элективные курсы и организующего проектную деятельность по иностранным языкам в старшей школе 25
Вывод по второй главе 28
Заключение 29
Список литературы 31
Кроме того, при формулировании проблем, связанных с лексическими темами, проверяемыми на экзамене, а также возможных путей их решения можно пользоваться упражнением в формате «мозгового штурма».Подготовку к выполнению задания 4 Устной части ЕГЭ возможно начинать с описания одной фотографии – задания, с которым учащиеся уже знакомы к старшей школе. Затем следует выходить за рамки описания, предлагая учащимся ответить на вопросы, связанные с темой фотографии: What are the advantages and disadvantages of …? What do you think of … presented in the picture?Работа над этими типами вопросов подготовит учащихся к необходимости продумывать преимущества и недостатки различных видов деятельности, причем отвечать на эти вопросы учащиеся могут как индивидуально, так и в парах или группах. Возможно и проведение классной дискуссии с использованием техники «мозгового штурма». Усложнением этого упражнения может стать введение двух иллюстраций для составления монолога-сравнения, цель которого – сравнение двух изображений с целью нахождения сходств и различий. Следующий этап усложнения – нахождение сходств и различий не между изображениями, а между аспектами темы, для иллюстрации которой были подобраны предложенные изображения.При этом нельзя не учитывать, что при изучении элективного курса по подготовке к ЕГЭ по английскому языку учащиеся будут наиболее мотивированы при выполнении заданий в экзаменационном формате, поэтому следует как можно быстрее обучить учащихся всем необходимым стратегиям выполнения экзаменационных заданий, чтобы дать им возможность как можно большего количества практики в экзаменационном формате.При работе над элективным курсом, обучающим навыку публичных выступлений на английском языке, следует пользоваться потенциалом пособия «EnglishforPresentations», взяв за основу комплекса упражнений для данного элективного курса систему заданий, предложенных автором данного учебного материала. Однако дополнением к этому учебному пособию могут служить материалы сайта TED, включающего публичные выступления на английском языке по различным темам. Учащимся может быть предложено выбрать выступление по интересующей их теме и проанализировать его, опираясь на рабочий лист «Presentationtrainer» [Grussendorf, 2008, p. 73]. Кроме того, формат конференции TEDможет быть использован для презентации результатов проектной деятельности учащихся.Методические рекомендации для учителя, конструирующего элективные курсы и организующего проектную деятельность по иностранным языкам в старшей школеПри конструировании элективных курсов по иностранным языкам в старшей школе учителю следует отталкиваться от потребностей учащихся, обусловленных их реальным опытом и целями, которые ученики ставят перед собой. Прежде чем внедрять тот или иной элективный курс, учитель может воспользоваться методами устного опроса или письменного анкетирования учащихся для сбора необходимой информации с ее последующим анализом. Однако нельзя ограничиваться только желаниями учащихся, учителю стоит организовать контрольные срезы знаний, чтобы определить пробелы в уровне знаний учащихся и в рамках элективных курсов, особенно коррекционных, дать им возможность восполнить пробелы в знаниях по иностранному языку.При разработке элективного курса необходимо учесть не только его тематику и продолжительность, но и особенности учащихся, для которых курс будет предназначен. В связи с этим представляется невозможным создание универсального элективного курса без какой-либо адаптации его для применения с конкретной группой учащихся. Для определения наиболее оптимальных форм работы и типов заданий, отвечающих целям элективного курса и обеспечивающих необходимый уровень автономности учащихся, педагогу стоит обратить внимание на вопросы, предложенные Е.Н. Солововой для авторов элективных курсов, ответы на которые помогут не только определить отношение к разнообразным формам работы, но и расширить педагогический репертуар используемых средств обучения [Соловова, 2004, с. 27].Наконец, роль учителя состоит в том, чтобы разработать содержание и формы текущего, промежуточного и итогового контроля, которые тесным образом связаны с целями и назначением элективного курса. Особое внимание следует обратить на параметры и критерии оценивания результатов проектной работы. Организация проектной работы в рамках элективных курсов по иностранным языкам в старшей школе должна удовлетворять следующим условиям, учет которых является обязанностью учителя, организующего данный вид деятельности:предоставление учащимся возможности выбрать интересную для них тематику в рамках изучаемого элективного курса;степень готовности учащихся к реализации проектной деятельности, то есть сформированность у них необходимых когнитивно-коммуникативных умений, связанных с получением и обработкой информации, умением работать самостоятельно, в парах или группах, умением планировать и распределять во времени свою деятельность, учитывая намеченные сроки выполнения работы в целом и отдельных ее этапов;наличие методических рекомендаций, памяток и инструкций, которые облегчат для учащихся выполнение проектной работы;организация и обеспечение достаточного, но не избыточного количества консультаций, благодаря которым у учащихся будет возможность корректировать как результаты деятельности, так и используемый для реализации проекта языковой материал;организация и проведение текущего и промежуточного контроля, а также организация возможности для учащихся продемонстрировать результаты проектной деятельности не только одноклассникам, но и приглашенным наблюдателям.При организации проектной работы учащихся учителю необходимо определять и учитывать свою роль как возможного участника и координатора проектной деятельности. Применение метода проектов на занятиях иностранными языками требует от учителя активного участия в качестве фигуры, отслеживающей и оценивающей использование иностранного языка не только на этапе презентации результатов проекта, но и на этапе его планирования, а также реализации. От учителя может потребоваться презентация необходимого для учеников языкового материала, в том числе и предшествующая непосредственной проектной деятельности, то есть учителю может быть необходимо спрогнозировать, какие языковые единицы понадобятся учащимся, реализующим тот или иной проект. В зависимости от длительности проекта необходимо учитывать этап закрепления языкового материала, чтобы учащиеся могли использовать пройденное с уверенностью на каждом из этапов проектной деятельности, а также имели достаточное количество языковой практики, которое могло бы позволить им применять изученный языковой материал в ситуациях, не связанных напрямую с тематикой проекта, реализуя тем самым внутрипредметные связи. Кроме того, учитель оценивает корректное использование учащимися языкового материала и регулярно дает им обратную связь, не оставляя этот этап только до этапа презентации результата. Обратная связь от учащихся также должна учитываться учителем, и для ее получения может быть использован опросник «WeeklyReview», рекомендуемый автором методического пособия «ProjectWork» [Fried-Booth, 2002, p. 20].Сложно переоценить роль учителя в сохранении и поддержании мотивации учащихся, особенно при работе над долгосрочными проектами. Поддержка учеников и своевременная похвала, а также организация возможности продемонстрировать промежуточные результаты проектной деятельности должны поддержать мотивацию учеников и их энтузиазм в отношении проектной деятельности. Таким образом, от учителя зависит эффективность элективных курсов и проектной работы для учеников на всех этапах их организации и реализации, но при этом учитель должен обеспечить ученикам автономность, чтобы реализовать принцип личностно-ориентированного обучения.Вывод по второй главеИсходя из вышесказанного, следует отметить, что в рамках реализации элективных курсов по английскому языку для учащихся 10-11 классов, занимающихся по УМК «Английский в фокусе», необходимо учитывать как потребности и интересы учащихся, так и компоненты данного учебно-методического комплекта, а также особенности его построения. В связи с этим наиболее целесообразной является реализация элективных курсов двух видов: коррекционных и ориентационно-прикладных. В данной работе было предложено реализовать элективный курс по подготовке к ЕГЭ по английскому языку и элективный курс, обучающий навыкам публичной речи с использованием презентаций. При конструировании подобных элективных курсов возможно ориентироваться как на уже существующие пособия, так и на собственные методические разработки, которые будут объединены в комплекс упражнений, формирующих иноязычные компетенции и универсальные учебные умения учащихся. Наконец, педагог должен учитывать ряд особенностей элективных курсов при их конструировании, а также обеспечить подготовку учащихся к проектной деятельности, ориентируясь на методические рекомендации, предлагаемые зарубежными и отечественными специалистами. ЗаключениеИтак, в данной работе были рассмотрены цели и содержание элективных курсов по иностранным языкам в старшей школе. В ходе работы было определено назначение элективных курсов по иностранным языкам и их место в структуре как базового, так и профильного образования. Было определено, что внедрение элективных курсов максимально соответствует принципу личностно-ориентированного характера обучения, так как при конструировании элективных курсов учитываются цели и потребности учащихся, их познавательный интерес и стремление к его удовлетворению. Одним из теоретических результатов работы было создание классификации элективных курсов по иностранному языку, учитывающей и дополняющей уже существующие классификации элективных курсов, предложенные отечественными методистами, рассматривающими данную проблему. Была дана содержательная характеристика каждому из видов элективных курсов, которая может стать основой при определении содержания курса в процессе его конструирования.Проанализированная научная и методическая литература дала возможность прийти к выводу, что проектная деятельность – наиболее эффективный вид деятельности в рамках изучения элективных курсов по иностранным языкам. Была определена специфика этого вида учебно-практической деятельности, а также удалось определить ее место в системе элективных курсов по иностранным языкам в старшей школе. Так, удалось установить, что проектная деятельность может быть основой итогового контроля, организация которого является обязанностью учителя, конструирующего элективный курс. Методическая работа, проведенная в рамках данного исследования, включала определения потенциала УМК «Английский в фокусе» для 10-11 классов с точки зрения конструирования элективных курсов. Анализ УМК дал возможность прийти к выводу, что наиболее эффективны для учащихся, занимающихся по нему, коррекционные и ориентационно-прикладные элективные курсы. Данные виды курсов наиболее полно отвечают потребностям учащихся и дополняют уже существующую в УМК систему заданий и форм работы. В рамках работы было предложено два элективных курса, рассмотрены их цели и содержание, а также предложены дополнительные пособия, которые помогут обеспечить наиболее эффективную работу над усвоением содержания элективных курсов по английскому языку. Было рассмотрено соотношение элективных курсов друг с другом и возможность построения учащимися межкурсовых связей, а также применения полученных знаний в других учебных ситуациях. Была обоснована необходимость сочетать упражнения, представленные в дополнительных пособиях, с упражнениями, разработанными педагогом, а также предложены примеры подобных упражнений. Определение ведущей роли учителя в конструировании элективных курсов и организации проектной деятельности дало возможность сформулировать методические рекомендации, которые можно использовать в рамках методической работы по созданию и реализации элективных курсов, причем как с ориентацией на УМК «Английский в фокусе», так и во взаимодействии с другими УМК. При этом элективные курсы наиболее полно реализуют принцип личностно-ориентированного обучения, поэтому не представляется возможным сконструировать универсальный элективный курс и использовать его со всеми учащимися. В связи с этим теоретическая и методическая исследовательская работа помогли сформулировать основные принципы, которые можно будет применять в дальнейшей педагогической деятельности. Список литературыАзимов Э.Г., Щукин А.Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). – М., 2009. – 448 с.Английский язык. 10 класс: учебник для общеобразовательных учреждений (Английский в фокусе) / О.В. Афанасьева, Д. Дули, И.В. Михеева, Б. Оби, В. Эванс. – М., 2018. – 248 с.Английский язык. 11 класс: учебник для общеобразовательных учреждений (Английский в фокусе) / О.В. Афанасьева, Д. Дули, И.В. Михеева, Б. Оби, В. Эванс. – М., 2018. – 256 с.Английский язык. Книга для учителя. 10 класс (Английский в фокусе) / О.В. Афанасьева, Д. Дули, И.В. Михеева, Б. Оби, В. Эванс. – М., 2021. – 224 с.Английский язык. Книга для учителя. 11 класс (Английский в фокусе) / О.В. Афанасьева, Д. Дули, И.В. Михеева, Б. Оби, В. Эванс. – М., 2021. – 240 с.Апальков В.Г. Английский язык. Сборник примерных рабочих программ. Предметные линии учебников «Английский в фокусе». 2–11 классы / В.Г. Апальков, Н.И. Быкова, М.Д. Поспелова. – М., 2020. – 237 с.Бим И.Л. Профильное обучение иностранным языкам на старшей ступени общеобразовательной школы: проблемы и перспективы. – М., 2007. – 168 с.Гальскова Н.Д., Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика. – М., 2006. – 336 с.Громова К.А. ЕГЭ-2023. Английский язык. Разделы «Письмо» и «Говорение» / К.А. Громова, А.З. Манукова, С.А. Орлова. – М., 2022. – 338 с.Демонстрационный вариант Единого государственного экзамена по английскому языку 2023 г. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://fipi.ru/ege/demoversii-specifikacii-kodifikatory#!/tab/151883967-11[Дата обращения: 6.04.2023]Душеина Т.В. Проектная методика на уроках иностранного языка // Иностранные языки в школе. – 2009. – №5. – С.38–41.Каспржак А.Г. Проблема выбора: элективные курсы в школе. – М., 2004. –160 с. Колесников А.А. Как разрабатывать элективные курсы // Deutsch: приложение к газете «Первое сентября». – 2007. – №2. – С. 19–23.Комарова И.В. Технология проектно-исследовательской деятельности школьников в условиях ФГОС. – СПб., 2015. – 128 с.Методика обучения иностранным языкам: традиции и современность / Под ред. А.А. Миролюбова. – Обнинск: Титул, 2010. – 464 с.Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников. – М., 2011. – 192 с.Поляков О.Г., Белоусов А.С. Элективный курс на иностранном языке и профессиональная ориентация учащихся старших классов (на примере гуманитарного профиля) // Иностранные языки в школе. 2021. – №5. – С.40–48.Соловова Е.Н. Создание авторских элективных программ и курсов: актуальная задача и острая необходимость современного этапа развития языкового образования // Английский язык в школе. – 2004. – №1. – С.21–32.Fried-Booth D.L. Project Work. – Oxford: Oxford University Press, 2002. – 140 p.Grussendorf M. English for Presentations. – Oxford: Oxford University Press, 2008. – 80 p. Nunan D. Syllabus Design. – Oxford: Oxford University Press, 1988. – 172 p.TED: IdeasWorthSpreading [Электронныйресурс]. – Режим доступа: https://www.ted.com/[Дата обращения: 6.04.2023]
2. Английский язык. 10 класс: учебник для общеобразовательных учреждений (Английский в фокусе) / О.В. Афанасьева, Д. Дули, И.В. Михеева, Б. Оби, В. Эванс. – М., 2018. – 248 с.
3. Английский язык. 11 класс: учебник для общеобразовательных учреждений (Английский в фокусе) / О.В. Афанасьева, Д. Дули, И.В. Михеева, Б. Оби, В. Эванс. – М., 2018. – 256 с.
4. Английский язык. Книга для учителя. 10 класс (Английский в фокусе) / О.В. Афанасьева, Д. Дули, И.В. Михеева, Б. Оби, В. Эванс. – М., 2021. – 224 с.
5. Английский язык. Книга для учителя. 11 класс (Английский в фокусе) / О.В. Афанасьева, Д. Дули, И.В. Михеева, Б. Оби, В. Эванс. – М., 2021. – 240 с.
6. Апальков В.Г. Английский язык. Сборник примерных рабочих программ. Предметные линии учебников «Английский в фокусе». 2–11 классы / В.Г. Апальков, Н.И. Быкова, М.Д. Поспелова. – М., 2020. – 237 с.
7. Бим И.Л. Профильное обучение иностранным языкам на старшей ступени общеобразовательной школы: проблемы и перспективы. – М., 2007. – 168 с.
8. Гальскова Н.Д., Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика. – М., 2006. – 336 с.
9. Громова К.А. ЕГЭ-2023. Английский язык. Разделы «Письмо» и «Говорение» / К.А. Громова, А.З. Манукова, С.А. Орлова. – М., 2022. – 338 с.
10. Демонстрационный вариант Единого государственного экзамена по английскому языку 2023 г. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://fipi.ru/ege/demoversii-specifikacii-kodifikatory#!/tab/151883967-11 [Дата обращения: 6.04.2023]
11. Душеина Т.В. Проектная методика на уроках иностранного языка // Иностранные языки в школе. – 2009. – №5. – С.38–41.
12. Каспржак А.Г. Проблема выбора: элективные курсы в школе. – М., 2004. –160 с.
13. Колесников А.А. Как разрабатывать элективные курсы // Deutsch: приложение к газете «Первое сентября». – 2007. – №2. – С. 19–23.
14. Комарова И.В. Технология проектно-исследовательской деятельности школьников в условиях ФГОС. – СПб., 2015. – 128 с.
15. Методика обучения иностранным языкам: традиции и современность / Под ред. А.А. Миролюбова. – Обнинск: Титул, 2010. – 464 с.
16. Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников. – М., 2011. – 192 с.
17. Поляков О.Г., Белоусов А.С. Элективный курс на иностранном языке и профессиональная ориентация учащихся старших классов (на примере гуманитарного профиля) // Иностранные языки в школе. 2021. – №5. – С.40–48.
18. Соловова Е.Н. Создание авторских элективных программ и курсов: актуальная задача и острая необходимость современного этапа развития языкового образования // Английский язык в школе. – 2004. – №1. – С.21–32.
19. Fried-Booth D.L. Project Work. – Oxford: Oxford University Press, 2002. – 140 p.
20. Grussendorf M. English for Presentations. – Oxford: Oxford University Press, 2008. – 80 p.
21. Nunan D. Syllabus Design. – Oxford: Oxford University Press, 1988. – 172 p.
22. TED: Ideas Worth Spreading [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.ted.com/ [Дата обращения: 6.04.2023]
Вопрос-ответ:
Каковы назначение и особенности элективных курсов по иностранным языкам в старшей школе?
Назначение элективных курсов по иностранным языкам в старшей школе заключается в предоставлении дополнительной возможности учащимся изучать язык на более глубоком уровне, а также расширять свои знания о культуре и истории стран, где этот язык является официальным. Особенность элективных курсов заключается в их выборочном характере и в возможности гибкого планирования учебного процесса для каждого ученика.
Каково содержание элективных курсов по иностранным языкам в старшей школе?
Содержание элективных курсов по иностранным языкам в старшей школе включает изучение языковых навыков (грамматика, лексика, разговорная речь), коммуникативные умения, а также материалы, связанные с культурой и литературой стран, где используется изучаемый язык. Курсы также предоставляют возможность для проектной деятельности, которая помогает студентам применять свои знания на практике.
В чем заключается место проектной деятельности в системе элективных курсов по иностранным языкам в старшей школе?
Проектная деятельность является важной составляющей элективных курсов по иностранным языкам в старшей школе. Она позволяет студентам применять свои знания и навыки на практике, проводить исследования, разрабатывать проекты, выполнять задания с использованием изучаемого языка. Такая деятельность не только помогает закрепить усвоенный материал, но и развивает творческое мышление, коммуникативные и организационные умения.
Каковы цели элективных курсов по иностранным языкам в старшей школе?
Основными целями элективных курсов по иностранным языкам в старшей школе являются: продолжение и расширение изучения языка, совершенствование коммуникативных навыков, погружение в культуру и историю стран, где используется изучаемый язык, формирование интереса к языку и желание продолжать его изучение в будущем.
Каково назначение элективных курсов по иностранным языкам в старшей школе?
Назначение элективных курсов по иностранным языкам в старшей школе заключается в предоставлении дополнительных образовательных возможностей для учащихся. Они позволяют углубить знания по выбранному иностранному языку и развить коммуникативные и культурные компетенции.
Какие особенности имеют элективные курсы по иностранным языкам в старшей школе?
Особенности элективных курсов по иностранным языкам в старшей школе включают гибкость в выборе программы, индивидуальный подход к каждому ученику, возможность выбора уровня сложности иностранного языка, акцент на развитие навыков общения и понимания культурных особенностей страны, где говорят на изучаемом языке.
Какая содержательная характеристика элективных курсов по иностранным языкам в старшей школе?
Элективные курсы по иностранным языкам в старшей школе предоставляют углубленное изучение грамматики, практику устной и письменной речи, а также работу с текстами и аутентичными материалами на изучаемом языке.
Какое место занимает проектная деятельность в системе элективных курсов по иностранным языкам в старшей школе?
Проектная деятельность занимает важное место в системе элективных курсов. Она способствует формированию у учащихся навыков самостоятельного и творческого мышления, развитию коммуникативных и исследовательских компетенций, а также позволяет применить полученные знания на практике.
Какие выводы можно сделать по первой главе статьи?
По первой главе статьи можно сделать вывод, что элективные курсы по иностранным языкам в старшей школе имеют важное назначение - углубить знания учащихся в изучаемом языке и развить их коммуникативные и культурные компетенции. Также эти курсы отличаются гибкостью, индивидуальным подходом, акцентом на практическое применение языка и развитием проектной деятельности.