Законы хана Тауке (по сочинению А.И. Левшина «Описание киргиз-казачьих, или киргиз-кайсацких, орд и степей»): историко-правовой комментарий

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: История
  • 25 25 страниц
  • 16 + 16 источников
  • Добавлена 27.05.2023
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1. «Обычное право казахов»…………………………………………….5
1.1 Общая характеристика казахского обычного права и его источники……5
1.2 Тауке – хана как великий памятник права: правовой обычай, судопроизводство и наказание…………………………………………………..8
2. Свод законов Тауке…………………………………………………………...10
2.1 А.И. Левшин о киргиз-казачьих, или киргиз-кайсацких, орд и степей…..10
Заключение……………………………………………………………………….22
Список используемой литературы……………………………………………..24
Фрагмент для ознакомления

В тексте "Описания..." вы можете найти элементы первой схемы. Например, исследователь отмечает здоровье, долголетие и силу казахов, объясняемые их "близостью к природе". Также казахи в восприятии ученого не лишены положительных качеств, среди которых он выделяет "признательность за льготы и уважение к пожилым людям", правда, с оговоркой, что это "суть лучших черт его характера и чуть ли не единственные его добродетели".Литература о путешествиях часто начинается с XIX века. Была также наполненная разоблачительным пафосом полемика автора с фигурой "восторженного" философа, создавшего образ "доброго дикаря, далекого от реальности". Размышляя об обычаях казахов, А.И. Левшин иронично замечает: "Если бы Руссо прожил несколько месяцев в казачьих ордах, если бы он хорошо знал этих людей, из-за невежества, грубости, беспечности и порывов страсти, столь близких к состоянию его естественного человека, тогда, может быть, мы не прочел бы ни его рассуждений о неравенстве людей и вреде наук, ни тех красивых и остроумных софизмов, которыми наполнены многие другие его произведения".Русские, благодаря своим частым сношениям с ногайцами, признали их почти за столетие до этого. Первым доказательством этого является вышеупомянутое известие самого Герберштейна о киргизских казаках, которое он получил в Москве в начале XVI века. Второй аргумент - акты о сношениях с ногайцами, хранящиеся в Московском архиве Коллегии иностранных дел. В этих последних мы видим, например, под 1534 годом, что один посланник царя Иоанна Грозного по имени Данила Губин, который был с ногайцами, сообщает: "А казаки, мой господин, говорят, что они сильны добром, но они говорят, мой господин, Ташкент (Tashkent) сражались, а ташкентские князья, говорят, дважды сражались с ними, и казаки их побили".Зная обычаи и ритуалы киргизских казаков, вероятно, тогда следует предположить, что предложение гражданства здесь было лишь пустым обещанием за освобождение Ураз-Мегмета, и что Тевкель на самом деле не собирался его выполнять ни при возвращении ему племянника, ни при отказе от этого требования. Последнее он доказал на собственном опыте, когда 15 марта государь России ответил ему письмом, что принимает его со всей ордой в число своих подданных и пришлет ему огнестрельный снаряд, но в доказательство своей покорности потребовал, чтобы он смирил бухарского хана и привел Кучума в повиновение, а также Ураза-Мегмета (этого самого Ураза-Мегмета позже назвали Годуновым, касимовским царем (История государства Российского.Т. XI. с. 22) пообещал освободить его только тогда и разобраться.Эти переходы влекли за собой неизбежное разорение и смерть. Стада уменьшались с каждым днем, товарообмен прекратился, нищета и страдания стали всеобщими: одни умирали от голода, другие бросали своих жен и детей. Наконец, бегуны остановились, но где? В местах, которые бесплодны и не представляют никаких удобств для кочевого народа. Кыргызский народ долгое время не мог смириться с такой плачевной ситуацией. Из двух зол, стоявших перед ними, было легче выбрать то, которое сулило какие-то выгоды, если не в настоящем, то, по крайней мере, в будущем. Отчаяние убедило их в необходимости вернуться в свои прежние дома, а бедствия вдохновили их на поиск средств для достижения этой цели. Опасность уладила внутренний разлад, возродила общее согласие и направила всех к одному и тому же предмету. В собрании всего народа необходимо двигаться вперед, атаковать общих врагов и вытеснить их с древних земель кыргызского казачества. Был избран хан Абулхаир.Вооружившись таким образом, киргизы пошли вперед, напали на зюнгаров, выиграли у них несколько сражений и вернули себе прежние земли, но, ожидая новых нападений на них со стороны Галдан-Черена, они сочли за лучшее отойти от этого опасного соседа частично на запад, а частично на север. Рядом с зюнгарами осталась только одна большая орда, и поэтому вскоре она была почти вся завоевана ими, как мы увидим ниже. Меньшая орда, достигнув Эмбы, где проходила ее прежняя граница, не остановилась, а перешла на правый берег этой реки, напала на нынешних волжских калмыков и, заняв многие их кочевья, дошла до Урала. Средняя Орда двинулась на север, к Ори и Уе, из окрестностей которых она вытеснила многих башкир. Хотя эти последние, так же как и волжские калмыки, не могли сравниться по силе с зюнгарами, однако земли, отнятые у них киргизами, были их собственностью, и поэтому они не хотели оставлять людей в покое. Нужно было искать единой поддержки против всех врагов, нужно было требовать помощи от России. Эта идея, пожалуй, не раз занимала самых благоразумных старейшин и султанов, но ее было не только сложно реализовать, но даже предложить простым людям. Хотя в архиве Коллегии иностранных дел мы находим описание статей, устно предложенных в 1726 году кыргызско-казачьим посланником Кайбакаром, который от имени старейшин Сугура, Едикбая, Хаджибая, Чиак-Кулыбая и других приехал в Россию просить покровительства для Меньшей орды.Однако это сообщение не возымело каких-либо решающих последствий. Судя по безвестности старейшин, пославших Кайбакара, надо полагать, что они были слишком слабы, чтобы взять с собой всех людей, поэтому их посольство не увенчалось успехом. Неизвестно, какая причина побудила к внезапному решению направить это посольство, но мы можем гарантировать, что большинство кыргызов были этим недовольны. Ценя свою дикую свободу превыше всякого порядка и зависимости от законов, они также помнили, что правила их религии диктуют, что христиане должны быть признаны неверными. Из-за этих двух препятствий казалось, что добровольное присоединение киргизских орд к христианскому государству невозможно, но неблагоприятные обстоятельства, непрекращающееся внутреннее кровопролитие и хитрый ум хана Абулхаира изменили расположение народа до такой степени, что после нескольких слабых попыток сопротивления он принял решение, основанное исходя из личных соображений, мнение одного человека, который руководил.Это относится к его добровольному подчинению императрице Анне, которое произошло в 1730 году. Присоединение Средней и Малой Орд к Российской империи сблизило их с нами, но не дало нам возможности проследить постепенный ход событий в Великой Орде, которая тогда оставалась независимой, из-за чего наши исторические знания о ее государстве в XVIII веке гораздо более поверхностны, чем в прошлом.в прошлом. в прошлом. в прошлом. в прошлом. в прошлом. в прошлом. в прошлом. в прошлом информация о Кыргызстане, субъектах России. Это обстоятельство вынуждает нас разделить описание периода между 1730 годом и настоящим временем на две части. В первом мы опубликуем исторический обзор Великой Орды, во втором опишем инциденты и изменения в Средней и Малой Ордах, основываясь на собранной нами информацииЗаключение"Описание киргиз-казачьих, или киргиз-кайсакских, орд и степей" - типичное описание жизни "дикого" народа для литературы о путешествиях начала XIX века, и образ казахов, созданный в этом произведении, является образом типичных "дикарей". Казахская степь была изображена А.И. Левшиным как неизвестное, отдаленное, бескрайнее пространство, засушливая и бедная растительностью пустыня, пригодная в основном для кочевого скотоводства в период экономического развития, населенная полудикими казахскими разбойниками, однообразная и "утомляющая глаза" с эстетической точки зрения.Однако у этой территории были свои преимущества: запасы полезных ископаемых, а также удобное географическое положение, позволявшее вести торговлю со Средней Азией, преимущества которой были сведены на нет грабежами казахов. Последнее обстоятельство доказывало необходимость цивилизаторской миссии русских в степи.Образ казахов был наполнен такими характеристиками, как "дикость", чрезмерная жадность, жестокость, мстительность, невежество, неопрятность и другие негативные качества. Такой негативный образ казахов стал результатом доминирования философии в российской общественной мыслиПросвещение, для которого характерно противопоставление "дикости" и "цивилизации" и отнесение неевропейских народов к более низкой стадии исторического развития.Концентрация войск на линии привела к тому, что здесь был сформирован единый воинский контингент. Это место стало отправной точкой для дальнейшего переноса крепостей в центральные регионы Казахстана. Проведенные военные реформы позволили увеличить численность войск, материально укрепить крепости, оснастить их артиллерией и вооружением, а также передать гражданское сословие иррегулярным войскам, в том числе нерусским народам. В регион были переброшены дополнительные силы из соседних провинций. Следует отметить, что казачьи войска постепенно стали преобладать в составе, что позволило властям сократить финансовые затраты. Проведенный комплекс мер позволил создать условия для консолидации Северного, а затем и Центрального Казахстана в составе империи и для полной ликвидации самостоятельности в Младшем и Среднем жузах.Список используемой литературыАбенов Е.М., «Древний мир права казахов», т. 4 / «ЖетыЖаргы», Арынов Е.М., Тасмагамбетов И.Н. «О законах Тауке»: Алматы, 2005 г. – 173-174 с.Адам Е. , «Древний мир права казахов», т. 4, «ЖетыЖаргы» или первая казахская конституция»: Алматы, 2005 г. - 175-176 с.Асфендияров С. История Казахстана с древнейших времен. Учебник. Алматы, 1995.Вишневецкая, В. А.И. Левшин — исследователь Казахстана / Братство народов, братство культур. Алма-Ата, 1985.Гречихова, Ю. Современник Пушкина А. И. Левшин и его книга «Описание Киргиз-Казачьих, или Киргиз-Кайсацких, орд и степей» / Альманах библиофила. М., - 1985. Ерофеева, И.В. и его труд «Описание Киргиз-Казачьих, или Киргиз-Кайсацких, орд и степей» / И.В.Ерофеева, А.И. Левшин - Описание Киргиз-Казачьих, или КиргизКайсацких, орд и степей / под общ.ред. М.К. Козыбаева. - Алматы. - 1996.«Иллюстрированная история Казахстана с древнейших времен до наших дней в четырех томах», т. 2, «Казахстан с эпохи Золотой орды до середины XIX столетия». - Алматы. - 2005 г., - 131-137.Карин,Е. Когда власть подвластна мудрости / Первые лица государства: политические портреты (с точки зрения истории и современности) / Авт. кол.: Е. Абен, Е. Арын, И. Тасмагамбетов и др. – Алматы. - 1998. - 368 с.Куприянов, П.С. Образы «дикарей» в записках русских путешественников начала XIX века: абстракция и реальность / Россия и мир глазами друг друга: из истории взаимовосприятия. Вып. 3. М., - 2006.Левшин, А.И. Описание киргиз-казачьих, или киргиз-кайсацких, орд и степей. - Алматы. - 1996.Левшин, А. «Древний мир права казахов», т. 4, «ЖетыЖаргы», Алматы, 2005 г. - 479-482 с.Моисеев В.А. Джунгарское ханство и казахи XVII-XVIII вв.Мошна, Н.И. Жизнь и творческая деятельность А.И. Левшина / Краеведение. - 2002. Торланбаева, К.У. Казахское ханство: преемственность и эволюция / Третий конгресс историков Казахстана: сборник научных статей / Под общей ред. Е.Б. Сыдыкова. – Астана: Издательство ЕНУ им. Л.Н.Гумилева. - 2015 – 504 с. Шукуралиев, К. «Древний мир права казахов», т. 4, «ЖетыЖаргы»; «Известие об «Уложении» хана Тауке» - Алматы, 2005 г - 492-493 с.Юшков, С.В. «О казахском праве» «Древний мир права казахов», т. 1 / «ЖетыЖаргы», Алматы, 2004г. - 139-140 с.

Список используемой литературы

1. Абенов Е.М., «Древний мир права казахов», т. 4 / «Жеты Жаргы», Арынов Е.М., Тасмагамбетов И.Н. «О законах Тауке»: Алматы, 2005 г. – 173-174 с.
2. Адам Е. , «Древний мир права казахов», т. 4, «Жеты Жаргы» или первая казахская конституция»: Алматы, 2005 г. - 175-176 с.
3. Асфендияров С. История Казахстана с древнейших времен. Учебник. Алматы, 1995.
4. Вишневецкая, В. А.И. Левшин — исследователь Казахстана / Братство народов, братство культур. Алма-Ата, 1985.
5. Гречихова, Ю. Современник Пушкина А. И. Левшин и его книга «Описание Киргиз-Казачьих, или Киргиз-Кайсацких, орд и степей» / Альманах библиофила. М., - 1985.
6. Ерофеева, И.В. и его труд «Описание Киргиз-Казачьих, или Киргиз-Кайсацких, орд и степей» / И.В.Ерофеева, А.И. Левшин - Описание Киргиз-Казачьих, или Киргиз Кайсацких, орд и степей / под общ. ред. М.К. Козыбаева. - Алматы. - 1996.
7. «Иллюстрированная история Казахстана с древнейших времен до наших дней в четырех томах», т. 2, «Казахстан с эпохи Золотой орды до середины XIX столетия». - Алматы. - 2005 г., - 131-137.
8. Карин, Е. Когда власть подвластна мудрости / Первые лица государства: политические портреты (с точки зрения истории и современности) / Авт. кол.: Е. Абен, Е. Арын, И. Тасмагамбетов и др. – Алматы. - 1998. - 368 с.
9. Куприянов, П.С. Образы «дикарей» в записках русских путешественников начала XIX века: абстракция и реальность / Россия и мир глазами друг друга: из истории взаимовосприятия. Вып. 3. М., - 2006.
10. Левшин, А.И. Описание киргиз-казачьих, или киргиз-кайсацких, орд и степей. - Алматы. - 1996.
11. Левшин, А. «Древний мир права казахов», т. 4, «Жеты Жаргы», Алматы, 2005 г. - 479-482 с.
12. Моисеев В.А. Джунгарское ханство и казахи XVII-XVIII вв.
13. Мошна, Н.И. Жизнь и творческая деятельность А.И. Левшина / Краеведение. - 2002.
14. Торланбаева, К.У. Казахское ханство: преемственность и эволюция / Третий конгресс историков Казахстана: сборник научных статей / Под общей ред. Е.Б. Сыдыкова. – Астана: Издательство ЕНУ им. Л.Н.Гумилева. - 2015 – 504 с.
15. Шукуралиев, К. «Древний мир права казахов», т. 4, «Жеты Жаргы»; «Известие об «Уложении» хана Тауке» - Алматы, 2005 г - 492-493 с.
16. Юшков, С.В. «О казахском праве» «Древний мир права казахов», т. 1 / «Жеты Жаргы», Алматы, 2004г. - 139-140 с.


Вопрос-ответ:

Что такое законы хана Тауке?

Законы хана Тауке представляют собой сборник правил и норм, установленных казахским ханом Тауке. Они описывают систему права и судопроизводства на территории казахских орд и степей.

Какие законы принадлежат к хану Тауке?

Законы хана Тауке включают в себя общую характеристику казахского обычного права и его источники, а также правовую обычай, судопроизводство и наказания.

Каково значение законов хана Тауке для казахского обычного права?

Законы хана Тауке являются великим памятником права казахов. Они помогают сохранить и передать исторический опыт и традиции казахского обычного права. Они также служат основой для судопроизводства и применения наказаний на территории казахских орд и степей.

Какие источники существуют для казахского обычного права?

Источниками казахского обычного права являются законы хана Тауке, а также правовая обычай, который регулирует поведение и отношения в казахском обществе. Эти источники определяют нормы и правила, которыми руководствуются казахи.

Что такое свод законов Тауке?

Свод законов Тауке – это собрание правовых норм и нормативных актов, установленных ханом Тауке. Он содержит законы и правила, которыми регулируется жизнь и деятельность в казахских ордах и степях.

Что такое Законы хана Тауке?

Законы хана Тауке – это собрание обычных правил и норм, составленных казахским правовым мыслителем Тауке ханом в XVIII веке. Они включали в себя широкий спектр законов, связанных с правосудием, наказаниями и судопроизводством, а также множество других правовых норм, регулирующих различные сферы жизни казахов.

Какие особенности описывает статья про киргиз казачьих или киргиз кайсацких орд и степей?

Статья описывает особенности киргиз казачьих или киргиз кайсацких орд и степей, включая их историческую справку и правовые комментарии. В ней рассматриваются вопросы обычного права казахов, тауке хана как великого памятника права, правовых обычаев, судопроизводства и наказания в Казахстане.

Какая общая характеристика казахского обычного права и его источников?

Казахское обычное право имеет свои особенности и характеристики. Оно является совокупностью правил и норм, передаваемых из поколения в поколение, и основано на обычаях и традициях казахского народа. Источниками казахского обычного права являются привычки, традиции, правовые обычаи и религиозные установки, которые сформировались в течение многих веков.

Какие законы входят в Свод законов Тауке?

Свод законов Тауке включает в себя множество правовых норм и законов, которые регулируют различные аспекты жизни казахов. Это законы о правосудии, наказаниях, свободе личности, собственности, брачных отношениях и многие другие. Они были разработаны Тауке ханом в XVIII веке и считаются одним из величайших памятников права казахов.

Как автор А И Левшин описывает киргиз казачьих или киргиз?

А И Левшин описывает киргиз казачьих или киргиз кайсацких орд и степей с точки зрения историко-правового комментария. В его работе рассматриваются особенности обычного права казахов, а также роль и значимость Тауке хана как великого памятника права. Он также подробно изучает правовой обычай, судопроизводство и наказания в казахском обществе.

Какие законы регулировали жизнь казахов в прошлом?

В прошлом жизнь казахов регулировало обычное право, известное как казахское обычное право. Это была система норм и правил, основанная на традициях, обычаях и повседневной жизни народа.