Организация психокоррекционной работы у подростков с девиантным поведением

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Психология
  • 58 58 страниц
  • 73 + 73 источника
  • Добавлена 16.05.2023
4 785 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ КОРРЕКЦИИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ХОДЕ ШКОЛЬНЫХ КРУЖКОВ 5
1.1 Сущность и разновидности девиантного поведения детей младшего школьного возраста 5
1.2 Факторы, определяющие девиантное поведение детей младшего школьного возраста, и пути его коррекции 11
Вывод по первой главе 16
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПРОВЕРКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ КОРРЕКЦИИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ХОДЕ ШКОЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ 17
2.1 Критерии, показатели и уровни девиантного поведения детей младшего школьного возраста 17
2.2 Содержание, организация и результаты формирующего эксперимента 30
Вывод по второй главе 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 41
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 44
ПРИЛОЖЕНИЯ 52
Фрагмент для ознакомления

Конечно, самый смешной случай выигрывает конкурс, и победитель получает приз.”Конкурс «Амулет». С вещами, как и с людьми, в жизни происходят разные вещи. Они появляются в нашем доме, исчезают, на их месте появляются новые. Но есть некоторые вещи, к которым особенно относятся в доме, в семье, о них рассказывают истории и легенды, их стараются сохранить. Если в вашем доме есть такая вещь, и вы знаете ее историю, напишите. Победит самая захватывающая и романтическая история”.Конкурс «Давай поговорим о нас с тобой...”. Представьте себе 2100 год. Сколько тебе будет лет? У вас (надеюсь, вместе) есть дом, работа, семья, дети. У каждого есть свои дела. Интересно знать, как вы себе все это представляете. Писать. Принимаются любые фантазии. Но лучше, если ваша семья останется на планете Земля, а еще лучше - в том месте, где сейчас находится ваш дом. Мы желаем вам успехов! Победителей ждут призы.»На заключительном этапе формирующего эксперимента были проанализированы результаты экспериментального исследования. Следует отметить, что основными научными результатами нашего исследования являются обоснованные психолого-педагогические условия эффективной коррекции девиантного поведения младших школьников. Характеристика этих результатов возможна только на основе объективной оценки фактических изменений, произошедших в результате проведенной экспериментальной работы. С этой целью на основе диагностической методики, предложенной в ходе анкетного эксперимента, в ходе формирующего экспериментального исследования систематически проводились части состояния девиантного поведения учащихся начальных классов.Анализ данных исследования показал, что в результате проведенной коррекционной работы произошли качественные и количественные изменения показателей уровней проявления девиантного поведения младших школьников. Особенно они заметны в экспериментальной группе.В результате проведенного формирующего эксперимента в экспериментальной группе оказались школьники, поведение которых характеризовалось отсутствием девиантных проявлений. Это произошло за счет тех школьников, у которых ранее был низкий уровень девиантного поведения. Эти школьники отличались социальной и трудовой активностью: успеваемостью (18,8%), примерным поведением (17,4%), добровольным выполнением любых заданий (17,5%), стабильными позитивными интересами (17,4%), отсутствием аддиктивного и делинквентного поведения (18,5%).; высокая человечность: доброта (18%), справедливость (17,4%), доброжелательность (17,4%) по отношению к окружающим людям; высокая культура поведения: культура внешнего вида (18,3%), уважение к родителям, сверстникам, взрослым (16%), культура речи (15,8%).В экспериментальной группе в конце формирующего эксперимента только 2,9% школьников имели высокий уровень девиантного поведения, 23,2% школьников имели средний, 56,5% имели низкий уровень, в то время как в контрольной группе 22,8% школьников имели высокий уровень, 34,2% из числа школьников, имевших средний уровень, 38,5% имели низкий уровень. учащиеся начальной школы.Анализ результатов формирующей экспериментальной работы показал, что разнообразие способов включения младших школьников в социально значимую деятельность позволяет реагировать на индивидуальные потребности ребенка, развивать его способности, креативность и социальную активность; что выбор вариантов совместной деятельности обусловливает сознательные действия ребенка по путь самореализации.После формирующего эксперимента была проверена эффективность работы, проведенной с родителями учащихся экспериментальной группы (таблица 2.3).Таблица 2.3Сравнительные данные об участии родителей в образовании младших школьников (%)Содержание воспитательной работы с родителямиК формирующему экспериментуПосле формирующего экспериментаЗнание факторов детерминации девиантного поведения учащихся33,688,2Понимание негативных последствий девиантного поведения31,282,4Стремление улучшить взаимоотношения в семье25,878,3Умение обеспечить содержательный досуг детей38,292,1Стремление к повышению уровня педагогической образованности23,373,7Из таблицы видно, что в результате проведенной воспитательной работы произошло повышение социальной активности родителей учащихся экспериментальной группы. В частности, на 52,5% увеличилось число родителей, которые пытаются улучшить семейные отношения; на 53,9% - тех, кто способен обеспечить своим детям полноценное свободное время; на 50,4% - тех, кто пытается повысить свой уровень педагогического образования.В результате экспериментальной работы, проведенной в экспериментальной группе, произошло снижение негативных показателей уровней девиантного поведения по сравнению с контрольной группой. Таким образом, в конце эксперимента в экспериментальной группе с высоким уровнем девиации осталось всего 1,8% школьников, имевших стойкую неуспеваемость (в контрольной группе - 22,1%), 2,6% - систематически нарушавших дисциплину (в контрольной группе - 21,6%), 2,9% - которые не хотели выполнять задания (в контрольной группе - 20,8%), 2% - проявившие эгоизм и высокомерие (в контрольной группе - 25,2%), 1,9% - для которых было характерно отсутствие культуры общения (в контрольной группе - 23,8%), 1,7% - которых систематически ругали (в диспетчерской - 22,8%).Таким образом, результаты экспериментального исследования подтверждают гипотезу, представленную во введении к диссертации, а также основные теоретические положения о том, что девиантное поведение младших школьников корректируется в ходе деятельности школьных кружков. Формирующий эксперимент доказал эффективность психолого-педагогических условий коррекционной работы с младшими школьниками, которые мы обосновали в ходе деятельности школьных кружков.Вывод по второй главеРезультаты, полученные в результате проведенного анкетного эксперимента, показали, что значительная часть младших школьников демонстрирует высокий и средний уровень отклонений, а коррекционная работа, проводимая среди учащихся, недостаточно эффективна. Опросный эксперимент подтвердил необходимость внесения существенных изменений в практику воспитания младших школьников с девиантным поведением и внедрения психолого-педагогических условий для коррекции девиантного поведения детей, что положительно повлияло бы на решение данной проблемы.Результаты формирующей исследовательской работы доказали эффективность психолого-педагогических условий для коррекции девиантного поведения младших школьников в ходе школьных кружков, что подтверждает справедливость выдвинутой гипотезы.ЗАКЛЮЧЕНИЕКоррекция девиантного поведения младших школьников является актуальной проблемой современной теории и практики образования. Противоречия, возникающие в ходе демократизации общественной жизни, недостатки семейного и школьного образования, значительное сокращение внешкольных учреждений приводят к увеличению числа учащихся начальных классов, поведение которых выходит за границы образовательных и морально-правовых норм. Все это требует коррекции девиантного поведения детей и его научно-педагогического сопровождения.Научный анализ философской, психолого-педагогической и социологической литературы позволил нам определить сущность девиантного поведения как социально-педагогического явления, выявить ряд мнений, согласно которым девиантное поведение трактуется как действия, поступки несовершеннолетних, не соответствующие официально принятым в данном обществе нормам. Принимая во внимание важность понимания девиантного поведения, в нашем исследовании девиантное поведение было определено как негативные отклонения в поведении ребенка, которые не соответствуют образовательным, воспитательным и морально-правовым нормам, действующим в обществе.Изучение девиантного поведения младших школьников позволило нам выявить его разновидности, такие как отклонения в начальном образовании, отклонения в поведении, связанные со школьной дезадаптацией, педагогической запущенностью, отклонения в поведении, обусловленные социальным сиротством, социальной дезадаптацией, а также аддиктивной, делинквентной и криминальной деятельностью. У младших школьников они формируются в результате воздействий биологических (генетические осложнения, физиологические аномалии), психологических (психопатология, нарушения эмоционально-волевой сферы, неврозы), социальных (неблагоприятные условия семейного воспитания, негативное влияние референтной группы), криминогенных (общение и взаимодействие с криминальными личностями), педагогический (недостатки образовательного процесса в школе).Доказано, что детские клубы играют особую роль в процессе коррекции девиантного поведения младших школьников. Под детскими организациями понимаются добровольные, самодеятельные, самоуправляющиеся на основе Устава (и других документов) одноименные объединения детей и взрослых, созданные для совместной деятельности, для реализации и защиты интересов своих членов. Образовательный потенциал детских клубов включает в себя широкий спектр форм, методов и средств коррекции девиантного поведения учащихся, обеспечивающих им создание условий для получения дополнительной информации, научных и практических знаний.Результаты научного поиска показывают, что, несмотря на растущую значимость проблемы отклонений в современное время, теоретических и особенно практических разработок в области эффективной коррекционной работы с младшими школьниками в ходе деятельности детских клубов по-прежнему мало. В ходе исследования были созданы и обоснованы психолого-педагогические условия для коррекции девиантного поведения младших школьников в ходе деятельности детских клубов. К ним относятся: учет целей, задач и функций коррекции девиантного поведения в воспитательной деятельности школьных кружков; соблюдение важнейших принципов деятельности детских клубов в процессе коррекционной работы с учащимися; вовлечение учащихся в личностно значимую и социально позитивную деятельность; постепенная организация самообразование учащихся с девиантным поведением; внедрение комплексной методики педагогической коррекции девиантного поведения младших школьников.Проведенное исследование не претендует на полное и всестороннее решение поднятых в нем вопросов, актуальность и значимость которых актуализируется в ходе реформы системы образования. Перспективными могут быть исследования по проблемам изучения взаимодействия детских клубов и общеобразовательных учреждений в формировании социально значимого поведения младших школьников; выработке у детей иммунитета к негативным явлениям повседневной среды; повышение роли и места семьи в процессе педагогической коррекции девиантного поведения учащихся. Проблема подготовки учителей к коррекционной работе с младшими школьниками, имеющими девиантное поведение, становится актуальной.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВАддиктивное поведение подростков. - М.: Красико-Принт, 2016. - 128 c.Артемьева Г. Н. Детско-родительские отношения в семьях воспитанников воскресной школы: монография / Артемьева Г. Н., Истомина И.П. Нижневартовск: Нижневартовский государственный университет, 2017. 110 c.Астапов В. М. Тревожность у детей / Астапов В. М. Москва, Саратов: ПЕР СЭ, Ай Пи Эр Медиа, 2019. 160 c.Барсуков А. В., Маркелова Т. В., Широкова А. А. Анализ научных представлений на становление тревожных черт личности // Проблемы современного педагогического образования. 2019. №62(2). С. 268 – 270.В мире подростка / ред. А.А. Бодалев. - М.: Медицина, 2016. - 296 c.Волков Б. С. Психология подросткового возраста: учебник / Б.С. Волков. – 4-е изд., перераб. и доп. М.: КНОРУС, 2016. 266 с.Воспитание трудного ребенка. Дети с девиантным поведением. - М.: Владос, 2014. - 240 c.Воспитание экологической культуры у детей и подростков. - М.: Педагогическое общество России, 2015. - 119 c.Галина Г. Г. Девиантное поведение: причины, формы, виды. URL: https://infourok.ru/deviantnoe-povedenie-prichiny-vidy-formy-4458231.html (дата обращения - 25.03.2023).Гаурилюс А. В. Смысложизненные ориентации подростков // Современное общество: проблемы, идеи, инновации. 2017. № 6. С. 43-45.Головей Л. А., Данилова М. В., Данилова Ю. Ю. Самоотношение и отношения со значимыми взрослыми, как факторы удовлетворенности жизнью у подростков // Социальная психология и общество. 2017. Т. 8. №1. С. 108 - 125.Гофман, А.Б. Мода и люди. Новая теория моды и модного поведения / А.Б. Гофман. - М.: Питер; Издание 3-е, 2015. - 208 c.Зибер А. А. Психология девиантного поведения. URL: https://www.b17.ru/blog/91025/ (дата обращения – 25.03.2023).Зубец, А.Н. Маркетинг на финансовых рынках. Поведение потребителей / А.Н. Зубец. - М.: Приор, 2016. - 176 c.Иванов, Д.Ю. Критическое поведение неидеализированных систем / Д.Ю. Иванов. - М.: [не указано], 2016. - 425 c.Карапетян Л. В. Исследование благополучия в отечественной психологии // Вестник КГПУ им. В. П. Астафьева. 2017. № 2 (40). С. 132-137.Карпович Т. Н. Психопрофилактика и психокоррекция патологических черт характера учащихся в подростковом и юношеском возрасте: учебно-методического пособие / Карпович Т. Н. Минск: Республиканский институт профессионального образования (РИПО), 2018. 176 c.Кемелова В. К. Проявление тревожности в различных ситуациях // Медицина Кыргызстана. 2016. №3. С. 32-34.Кенсаринова М. В. Девиантное поведение как психологическая проблема // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2016. № 1 (часть 2). С. 264-266.Кийосаки, Р.Т. Богатый папа, бедный папа для подростков / Р.Т. Кийосаки, Ш.Л. Лектер. - М.: Попурри, 2015. - 160 c.Клименкова Е. Н. Качество привязанности и способность к эмпатии в подростковом возрасте // Консультативная психология и психотерапия. 2018. Т. 26. № 4. С. 119—131.Клименкова Е. Н. Развитие ментализации и эмпатии в онтогенезе: обзор эмпирических исследований // Консультативная психология и психотерапия. 2016. Т. 24. № 4. С. 126—137.Ковальчук, М. А. Девиантное поведение. Профилактика, коррекция, реабилитация / М.А. Ковальчук, И.Ю. Тарханова. - М.: Владос, 2014. - 288 c.Ковальчук, М. А. Девиантное поведение. Профилактика, коррекция, реабилитация / М.А. Ковальчук, И.Ю. Тарханова. - М.: Владос, 2015. - 803 c.Ковальчук, М. А. Девиантное поведение. Профилактика, коррекция, реабилитация: моногр. / М.А. Ковальчук, И.Ю. Тарханова. - Москва: РГГУ, 2017. - 286 c.Колесникова, Г. И. Девиантное поведение для студентов вузов / Г.И. Колесникова, А.Б. Котова, И.А. Петрулевич. - М.: Феникс, 2017. - 128 c.Коробанова Ж. В., Полевая М. В. Девиантное поведение личности: социальные и психологические особенности // Социально- гуманитарные знания. 2020. №1. С. 145-154.Красило Т. А., Кежватова Е. А. Взаимосвязь между типом привязанности и уровнем конфликтности у школьников // Социальная психология и общество. 2017. Т. 8. № 2. С. 85 - 100.Красовский, Ю.Д. Архитектоника организационного поведения / Ю.Д. Красовский. - М.: Юнити-Дана, 2016. - 334 c.Куприянова М. В., Богданова Т .М. Девиантное поведение у подростков. Профилактические мероприятия в медицине // Международный студенческий научный вестник. 2018. № 5. С. 12-19.Кучма, В. Р. Гигиена детей и подростков / В.Р. Кучма. - М.: Медицина, 2015. - 384 c.Кучма, В. Р. Гигиена детей и подростков при работе с компьютерными видеодисплейными терминалами / В.Р. Кучма. - М.: Медицина, 2014. - 160 c.Личная безопасность. Меры предосторожности в повседневной жизни. Поведение в экстремальных ситуациях. - М.: Аванта+, 2015. - 448 c.Лукичев В. В. Отклоняющееся поведение. URL: https://arnar.ru/stati/lukichev-otklonyayushcheesya-povedenie/ (дата обращения – 25.03.2023).Лукьянов О. В. Экзистенциально-феноменологическое сследование в социальной психологии. Проблема современности и ответственности // Сибирский психологический журнал. 2018. №29. С. 41–46.Макушкин, Е. В. Агрессивное криминальное поведение у детей и подростков с нарушенным развитием / Е.В. Макушкин. - М.: Медицинское информационное агентство, 2014. - 240 c.Малыгин, В.Л. Интернет-зависимое поведение у подростков. Клиника, диагностика, профилактика / В.Л. Малыгин. - М.: Мнемозина, 2014. - 327 c.Мечкасская М. В. Методика «Рисунок несуществующего животного». URL : https://nsportal.ru/vuz/psikhologicheskie- nauki/library/2016/10/03/metodika-risunok-nesushchestvuyushchego-zhivotnogo (дата обращения - 25.03.2023).Мещерякова И. А. Проблемное поле и мир переживаний старшеклассников // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева. 2018. №46(6). С.110-118.Нохуров, А. Нарушение сексуального поведения / А. Нохуров. - М.: Медицина, 2014. - 220 c.Олейник О. Ю. Взаимосвязь защитно-совладающего поведения с особенностями психологического пространства личности // Научные труды Московского гуманитарного университета. 2017. №2. С. 19-29.Ольнева Н. Ю. Опросник «Анализ семейных взаимоотношений» (Методика АСВ) Эйдемиллер Э. Г., Юстицкис В. В.). URL : https://nsportal.ru/shkola/rabota-s-roditelyami/library/2019/11/10/oprosnik-analiz- semeynyh-vzaimootnosheniy-metodika (дата обращения - 25.03.2023).Определение склонности к отклоняющемуся поведению (А. Н. Орел) / Фетискин Н. П., Козлов В. В., Мануйлов Г. М. Социально психологическая диагностика развития личности и малых групп. М.: Изд-во Института Психотерапии. 2002. C.362-370.Петерина, С.В. Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста / С.В. Петерина. - М.: Просвещение, 2015. - 670 c.Петровская, Вера Дисфункциональность супружеской диады и поведение подростка: моногр. / Вера Петровская. - М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2017. - 272 c.Пузько В. И., Чернявская В. С. Психологическое благополучие и стратегии совладающего поведения у старшеклассников // Мир науки, культуры, образования. 2017. № 1. С. 269-273.Решетова Т. Я. Представления о феномене тревожности личности в современной психологии. // Вестник Университета Российской Академии образования. 2021. №1. С. 90-94.Рожков, М.И. Воспитание трудного ребенка. Дети с девиантным поведением / М.И. Рожков. - М.: Книга по Требованию, 2014. - 240 c.Рудакова, И. А. Девиантное поведение / И.А. Рудакова, О.С. Ситникова, Н.Ю. Фальчевкая. - М.: Феникс, 2017. - 160 c.Рукавишникова А. В. Девиантное поведение личности. URL: https://urok.1sept.ru/articles/531559 (дата обращения - 25.03.2023).Сакович, Н. А. Диалоги на Аидовом пороге. Сказотерапия в профилактике и коррекции суицидального поведения подростков / Н.А. Сакович. - М.: Генезис, 2014. - 288 c.Сафонова М. В. Сравнительный анализ профилей суверенности подростков с различными уровнями психологической суверенности // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В. П. Астафьева. 2017. №41(3). С.114-125.Сафонова М. В., Тихонова Д. А. Удовлетворенность жизнью подростков с различными уровнями психологической суверенности // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева. 2017. №42(4). С.126-139.Сорокин, П.А. Голод как фактор. Влияние голода на поведение людей, социальную организацию и общественную жизнь / П.А. Сорокин. - М.: Academia, 2014. - 696 c.Тарутина Д. А., Хабибулин Р. Г. Девиантное поведение: причины, виды и формы проявления // Материалы XII Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум» URL: https://scienceforum.ru/2020/article/2018021894 (дата обращения: 25.03.2023).Ткаченко И. В. Практикум по психоконсультированию и психокоррекции: учебное пособие / Ткаченко И. В., Евдокимова Е. В. Армавир: Армавирский государственный педагогический университет, 2019. 205 c.Трахтенброт, Б.А. Конечные автоматы. Поведение и синтез / Б.А. Трахтенброт, Я.М. Барздинь. - М.: [не указано], 2015. - 492 c.Фернам, А. Деньги. Секреты психологии денег и финансового поведения / А. Фернам, М. Аргайл. - М.: СПб: Прайм-Еврознак, 2017. - 352 c.Холл НЛП. Золотые секреты скрытого влияния на подсознание и поведение: моногр. / Холл, Майкл. - М.: СПб: Прайм-Еврознак, 2016. - 416 c.Холмогорова А. Б. Комплексный анализ идей Л. С. Выготского для становления парадигмы социального познания в современной психологии: обзор зарубежных исследований и обсуждение перспектив // Культурно-историческая психология. 2018. Т. 11. № 5. С. 25 - 43.Холмогорова А. Б. Роль идей Л. С. Выготского для становления парадигмы социального познания в современной психологии: обзор зарубежных исследований и обсуждение перспектив // Культурно- историческая психология. 2018. Т. 11. № 3. С. 25 - 43.Чезари, Л. Асимптотическое поведение и устойчивость решений обыкновенных дифференциальных уравнений / Л. Чезари. - М.: [не указано], 2014. - 456 c.Юдина Л. Т. Организация совместного времяпровождения семьи. URL: https://infourok.ru/organizaciya-sovmestnogo-vremyaprovozhdeniya-semi- 1771366.html (дата обращения - 25.03.2023).Юдина Т. О. Роль врожденных и средовых факторов в развитии эмпатии // Культурно-историческая психология. 2017. Т. 13. № 2. С. 13 - 23.Bossuyt S. The compelling urge to misbehave: Do impulse purchases instigate unethical consumer behavior? // |Journal of Economic Psychology. 2017. №58. Р. 60-76.Boukis A. Achieving favourable customer outcomes through employee deviance // Service Industries Journal. 2016. №36 (7–8). Р. 319-338.Richards J. The many approaches to organisational misbehaviour: A review, map and research agenda // Employee Relations. 2018. №30 (6). Р. 653- 678.Schaefers T., Wittkowski K., Benoit S., Ferraro R. Contagious effects of customer misbehavior in access-based services // Journal of Service Research. 2016. 19 (1). Р. 3-21.Yoo J. Customer power and frontline employee voice behavior: mediating roles of psychological empowerment // European Journal of Marketing. 2017. 51(1). Р. 238-256.Rogers C.R., and Dymond R.F. (Eds.). Psyhotherapy and Personality Change. University of Chicago Press, 1954. 446 p.Taylor H. Balance in small groups. N.Y., 1970. 321 p.Thibaut J., Kelley H. The social psychology of groups. N.Y., 1959. 313 p.Zander A. The psychology of group processes//Ann. Rev. Psychol. 1979. V. 30.ПРИЛОЖЕНИЯПриложение АТребования к умению “Астроном», выставленные младшим школьникамОписать в произвольном порядке планеты Солнечной системы, их спутники; объяснить, что такое кольца Сатурна; благодаря чему планеты непрерывно движутся вокруг Солнца, что такое Солнце.Объяснить, что такое астероиды, метеориты и кометы, чем они отличаются друг от друга.Объяснить с помощью лампы и двух шариков затмения Солнца и Луны.Объяснить, почему опасно смотреть на затмение Солнца.Сделать модель планет Солнечной системы и объяснить, почему Луна всегда повернута к нам одной и той же стороной.Объяснить, почему луна “светит « и какое она имеет влияние на Землю.Найти на небе и нарисовать Большую Медведицу или Северный Крест.Показать на небе или на рисунке Млечный Путь и объяснить, что это такое.Рассказать, как Зари становились пригодными нашим предкам и как даже сейчас они являются путеводной звездой морякам и астронавтам.Рассказать интересные легенды о названиях созвездий.Приложение БДиагностика трудновоспитуемости младшего школьникаИнструкция педагогамВнимательно прочитайте 13 показателей и оцените их знаком “+”, “-”, “0” индивидуально применительно к каждому ребенку и отметьте на бланке для ответов. Искренность ваших ответов будет способствовать правильной оценке ситуации и поможет ребенку преодолеть существующие трудности.Основные виды деятельности и отношениеОценивание знаком+, -, 0СтадииІ начальнаяІІ средняяІІІ глубокаяУчебная деятельностьУспевает + не успевает -Отношение к обучениюПрилежное + Безразличное 0 Небрежное -Дисциплина в школеУдовлетворительная + Неудовлетворительная -Наличие увлечений и интересовПоложительные + Отрицательные -Трудовая деятельность и отношение к нейПоложительное + Отрицательное -Общественная активностьВыраженная + Не выраженная -Отношение к себе (самооценка)Заниженная + Соответствующая 0 Завышенная -Соблюдение морально-правовых нормПоложительное + Отрицательное -Отношение к материальным и моральным ценностямУмное + Неразумное -Участие в неформальных группах с антиобщественной направленностьюАктивная -Взаимоотношения со сверстникамиДружелюбный + Безразличный 0 Конфликт -Отношение к педагогамПоложительное + Отрицательное-Безразлично 0Отношение к родителямПоложительное + Безразличное 0 Отрицательное -Устойчивость обнаруженияЭпизодические, І стадия-начальная Частые, ІІ стадия-средняяПостоянные, III стадия-глубокаяВсего отрицательных показателей4 - 67 - 910 - 13Приложение ВАнкета для учеников « мое отношение к школе”Инструкция детямДети, ответьте на вопросы анкеты. С помощью ваших ответов мы постараемся наладить дружеские отношения с учителями и одноклассниками. Для этого вы внимательно слушаете вопросы и на отдельных бланках подчеркиваете свой вариант ответа.Вопросы анкеты1. тебе нравится в школе?2. всегда ли ты с радостью идешь в школу?3. если бы учитель сказал, что завтра в школу не обязательно приходить всем ученикам, ты пошел бы в школу?4. нравится ли тебе, когда у вас отменяют какие-то уроки?5. хотел бы ты, чтобы не задавали домашние задания?6. хотели бы вы, чтобы в школе были только уроки?7. ты часто рассказываешь о школе родителям?8. вы бы предпочли, чтобы у вас был менее строгий учитель?9. у тебя в классе много друзей?10. тебе нравятся твои одноклассники?Приложение ГАнкета для учеников « я и мой класс”Инструкция детямУважаемые дети! Просим Вас принять участие в педагогическом исследовании. Дайте откровенные ответы на поставленные вопросы и отметьте их на бланке. Только в этом случае мы сможем правильно понять ваши проблемы и помочь их решить. Спасибо.Вопросы анкеты1. какой, по твоему мнению, твой класс:а) дружный;б) недружественный.2. есть ли у тебя друг в классе?а) да;б) нет.3. является ли кто-то из Одноклассников для тебя авторитетом?а) да;б) нет.4. есть ли, по твоему мнению, дети в классе, которые совершают плохие поступки?а) да;б) нет;в) не знаю.5. проводишь ли ты свое свободное время с кем-то из одноклассников?а) да;б) нет.6. парни дружат с девушками?а) да;б) нет.7. парни защищают девушек?а) да;б) нет.8. переживаете ли успехи и неудачи своего класса, болеете ли за свой класс?а) да;б) нет.9. умеешь терпеливо и внимательно выслушивать своих одноклассников?а) да;б) нет.10. вы бы пошли со своими одноклассниками в поход?а) пошел бы со всеми;б) пошел бы с некоторыми одноклассниками;в) не пошел бы ни с кем.11. у вас хорошие отношения со всеми одноклассниками?а) да;б) нет.12. Есть ли в классе дети, с которыми ты не дружишь?а) да;б) нет.13. Есть ли какие-то мероприятия, проведенные классом, которые тебе запомнились надолго?а) да;б) нет.14. помогает ли тебе кто-то из одноклассников (по своей инициативе или по твоей просьбе) в освоении тяжелого материала по тому или иному предмету?а) да;б) нет.15. что, по вашему мнению, мешает вам хорошо учиться?а) лень;б) не нравятся отдельные предметы;в) не хватает времени на выполнение домашних заданий;г) слабое здоровье;д) нет дисциплины на уроках.16. Ты бы хотел перейти учиться в другой класс?а) да;б) нет.

1. Аддиктивное поведение подростков. - М.: Красико-Принт, 2016. - 128 c.
2. Артемьева Г. Н. Детско-родительские отношения в семьях воспитанников воскресной школы: монография / Артемьева Г. Н., Истомина И.П. Нижневартовск: Нижневартовский государственный университет, 2017. 110 c.
3. Астапов В. М. Тревожность у детей / Астапов В. М. Москва, Саратов: ПЕР СЭ, Ай Пи Эр Медиа, 2019. 160 c.
4. Барсуков А. В., Маркелова Т. В., Широкова А. А. Анализ научных представлений на становление тревожных черт личности // Проблемы современного педагогического образования. 2019. №62(2). С. 268 – 270.
5. В мире подростка / ред. А.А. Бодалев. - М.: Медицина, 2016. - 296 c.
6. Волков Б. С. Психология подросткового возраста: учебник / Б.С. Волков. – 4-е изд., перераб. и доп. М.: КНОРУС, 2016. 266 с.
7. Воспитание трудного ребенка. Дети с девиантным поведением. - М.: Владос, 2014. - 240 c.
8. Воспитание экологической культуры у детей и подростков. - М.: Педагогическое общество России, 2015. - 119 c.
9. Галина Г. Г. Девиантное поведение: причины, формы, виды. URL: https://infourok.ru/deviantnoe-povedenie-prichiny-vidy-formy-4458231.html (дата обращения - 25.03.2023).
10. Гаурилюс А. В. Смысложизненные ориентации подростков // Современное общество: проблемы, идеи, инновации. 2017. № 6. С. 43-45.
11. Головей Л. А., Данилова М. В., Данилова Ю. Ю. Самоотношение и отношения со значимыми взрослыми, как факторы удовлетворенности жизнью у подростков // Социальная психология и общество. 2017. Т. 8. №1. С. 108 - 125.
12. Гофман, А.Б. Мода и люди. Новая теория моды и модного поведения / А.Б. Гофман. - М.: Питер; Издание 3-е, 2015. - 208 c.
13. Зибер А. А. Психология девиантного поведения. URL: https://www.b17.ru/blog/91025/ (дата обращения – 25.03.2023).
14. Зубец, А.Н. Маркетинг на финансовых рынках. Поведение потребителей / А.Н. Зубец. - М.: Приор, 2016. - 176 c.
15. Иванов, Д.Ю. Критическое поведение неидеализированных систем / Д.Ю. Иванов. - М.: [не указано], 2016. - 425 c.
16. Карапетян Л. В. Исследование благополучия в отечественной психологии // Вестник КГПУ им. В. П. Астафьева. 2017. № 2 (40). С. 132-137.
17. Карпович Т. Н. Психопрофилактика и психокоррекция патологических черт характера учащихся в подростковом и юношеском возрасте: учебно-методического пособие / Карпович Т. Н. Минск: Республиканский институт профессионального образования (РИПО), 2018. 176 c.
18. Кемелова В. К. Проявление тревожности в различных ситуациях // Медицина Кыргызстана. 2016. №3. С. 32-34.
19. Кенсаринова М. В. Девиантное поведение как психологическая проблема // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2016. № 1 (часть 2). С. 264-266.
20. Кийосаки, Р.Т. Богатый папа, бедный папа для подростков / Р.Т. Кийосаки, Ш.Л. Лектер. - М.: Попурри, 2015. - 160 c.
21. Клименкова Е. Н. Качество привязанности и способность к эмпатии в подростковом возрасте // Консультативная психология и психотерапия. 2018. Т. 26. № 4. С. 119—131.
22. Клименкова Е. Н. Развитие ментализации и эмпатии в онтогенезе: обзор эмпирических исследований // Консультативная психология и психотерапия. 2016. Т. 24. № 4. С. 126—137.
23. Ковальчук, М. А. Девиантное поведение. Профилактика, коррекция, реабилитация / М.А. Ковальчук, И.Ю. Тарханова. - М.: Владос, 2014. - 288 c.
24. Ковальчук, М. А. Девиантное поведение. Профилактика, коррекция, реабилитация / М.А. Ковальчук, И.Ю. Тарханова. - М.: Владос, 2015. - 803 c.
25. Ковальчук, М. А. Девиантное поведение. Профилактика, коррекция, реабилитация: моногр. / М.А. Ковальчук, И.Ю. Тарханова. - Москва: РГГУ, 2017. - 286 c.
26. Колесникова, Г. И. Девиантное поведение для студентов вузов / Г.И. Колесникова, А.Б. Котова, И.А. Петрулевич. - М.: Феникс, 2017. - 128 c.
27. Коробанова Ж. В., Полевая М. В. Девиантное поведение личности: социальные и психологические особенности // Социально- гуманитарные знания. 2020. №1. С. 145-154.
28. Красило Т. А., Кежватова Е. А. Взаимосвязь между типом привязанности и уровнем конфликтности у школьников // Социальная психология и общество. 2017. Т. 8. № 2. С. 85 - 100.
29. Красовский, Ю.Д. Архитектоника организационного поведения / Ю.Д. Красовский. - М.: Юнити-Дана, 2016. - 334 c.
30. Куприянова М. В., Богданова Т .М. Девиантное поведение у подростков. Профилактические мероприятия в медицине // Международный студенческий научный вестник. 2018. № 5. С. 12-19.
31. Кучма, В. Р. Гигиена детей и подростков / В.Р. Кучма. - М.: Медицина, 2015. - 384 c.
32. Кучма, В. Р. Гигиена детей и подростков при работе с компьютерными видеодисплейными терминалами / В.Р. Кучма. - М.: Медицина, 2014. - 160 c.
33. Личная безопасность. Меры предосторожности в повседневной жизни. Поведение в экстремальных ситуациях. - М.: Аванта+, 2015. - 448 c.
34. Лукичев В. В. Отклоняющееся поведение. URL: https://arnar.ru/stati/lukichev-otklonyayushcheesya-povedenie/ (дата обращения – 25.03.2023).
35. Лукьянов О. В. Экзистенциально-феноменологическое сследование в социальной психологии. Проблема современности и ответственности // Сибирский психологический журнал. 2018. №29. С. 41–46.
36. Макушкин, Е. В. Агрессивное криминальное поведение у детей и подростков с нарушенным развитием / Е.В. Макушкин. - М.: Медицинское информационное агентство, 2014. - 240 c.
37. Малыгин, В.Л. Интернет-зависимое поведение у подростков. Клиника, диагностика, профилактика / В.Л. Малыгин. - М.: Мнемозина, 2014. - 327 c.
38. Мечкасская М. В. Методика «Рисунок несуществующего животного». URL : https://nsportal.ru/vuz/psikhologicheskie- nauki/library/2016/10/03/metodika-risunok-nesushchestvuyushchego-zhivotnogo (дата обращения - 25.03.2023).
39. Мещерякова И. А. Проблемное поле и мир переживаний старшеклассников // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева. 2018. №46(6). С.110-118.
40. Нохуров, А. Нарушение сексуального поведения / А. Нохуров. - М.: Медицина, 2014. - 220 c.
41. Олейник О. Ю. Взаимосвязь защитно-совладающего поведения с особенностями психологического пространства личности // Научные труды Московского гуманитарного университета. 2017. №2. С. 19-29.
42. Ольнева Н. Ю. Опросник «Анализ семейных взаимоотношений» (Методика АСВ) Эйдемиллер Э. Г., Юстицкис В. В.). URL : https://nsportal.ru/shkola/rabota-s-roditelyami/library/2019/11/10/oprosnik-analiz- semeynyh-vzaimootnosheniy-metodika (дата обращения - 25.03.2023).
43. Определение склонности к отклоняющемуся поведению (А. Н. Орел) / Фетискин Н. П., Козлов В. В., Мануйлов Г. М. Социально психологическая диагностика развития личности и малых групп. М.: Изд-во Института Психотерапии. 2002. C.362-370.
44. Петерина, С.В. Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста / С.В. Петерина. - М.: Просвещение, 2015. - 670 c.
45. Петровская, Вера Дисфункциональность супружеской диады и поведение подростка: моногр. / Вера Петровская. - М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2017. - 272 c.
46. Пузько В. И., Чернявская В. С. Психологическое благополучие и стратегии совладающего поведения у старшеклассников // Мир науки, культуры, образования. 2017. № 1. С. 269-273.
47. Решетова Т. Я. Представления о феномене тревожности личности в современной психологии. // Вестник Университета Российской Академии образования. 2021. №1. С. 90-94.
48. Рожков, М.И. Воспитание трудного ребенка. Дети с девиантным поведением / М.И. Рожков. - М.: Книга по Требованию, 2014. - 240 c.
49. Рудакова, И. А. Девиантное поведение / И.А. Рудакова, О.С. Ситникова, Н.Ю. Фальчевкая. - М.: Феникс, 2017. - 160 c.
50. Рукавишникова А. В. Девиантное поведение личности. URL: https://urok.1sept.ru/articles/531559 (дата обращения - 25.03.2023).
51. Сакович, Н. А. Диалоги на Аидовом пороге. Сказотерапия в профилактике и коррекции суицидального поведения подростков / Н.А. Сакович. - М.: Генезис, 2014. - 288 c.
52. Сафонова М. В. Сравнительный анализ профилей суверенности подростков с различными уровнями психологической суверенности // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В. П. Астафьева. 2017. №41(3). С.114-125.
53. Сафонова М. В., Тихонова Д. А. Удовлетворенность жизнью подростков с различными уровнями психологической суверенности // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева. 2017. №42(4). С.126-139.
54. Сорокин, П.А. Голод как фактор. Влияние голода на поведение людей, социальную организацию и общественную жизнь / П.А. Сорокин. - М.: Academia, 2014. - 696 c.
55. Тарутина Д. А., Хабибулин Р. Г. Девиантное поведение: причины, виды и формы проявления // Материалы XII Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум» URL: https://scienceforum.ru/2020/article/2018021894 (дата обращения: 25.03.2023).
56. Ткаченко И. В. Практикум по психоконсультированию и психокоррекции: учебное пособие / Ткаченко И. В., Евдокимова Е. В. Армавир: Армавирский государственный педагогический университет, 2019. 205 c.
57. Трахтенброт, Б.А. Конечные автоматы. Поведение и синтез / Б.А. Трахтенброт, Я.М. Барздинь. - М.: [не указано], 2015. - 492 c.
58. Фернам, А. Деньги. Секреты психологии денег и финансового поведения / А. Фернам, М. Аргайл. - М.: СПб: Прайм-Еврознак, 2017. - 352 c.
59. Холл НЛП. Золотые секреты скрытого влияния на подсознание и поведение: моногр. / Холл, Майкл. - М.: СПб: Прайм-Еврознак, 2016. - 416 c.
60. Холмогорова А. Б. Комплексный анализ идей Л. С. Выготского для становления парадигмы социального познания в современной психологии: обзор зарубежных исследований и обсуждение перспектив // Культурно-историческая психология. 2018. Т. 11. № 5. С. 25 - 43.
61. Холмогорова А. Б. Роль идей Л. С. Выготского для становления парадигмы социального познания в современной психологии: обзор зарубежных исследований и обсуждение перспектив // Культурно- историческая психология. 2018. Т. 11. № 3. С. 25 - 43.
62. Чезари, Л. Асимптотическое поведение и устойчивость решений обыкновенных дифференциальных уравнений / Л. Чезари. - М.: [не указано], 2014. - 456 c.
63. Юдина Л. Т. Организация совместного времяпровождения семьи. URL: https://infourok.ru/organizaciya-sovmestnogo-vremyaprovozhdeniya-semi- 1771366.html (дата обращения - 25.03.2023).
64. Юдина Т. О. Роль врожденных и средовых факторов в развитии эмпатии // Культурно-историческая психология. 2017. Т. 13. № 2. С. 13 - 23.
65. Bossuyt S. The compelling urge to misbehave: Do impulse purchases instigate unethical consumer behavior? // |Journal of Economic Psychology. 2017. №58. Р. 60-76.
66. Boukis A. Achieving favourable customer outcomes through employee deviance // Service Industries Journal. 2016. №36 (7–8). Р. 319-338.
67. Richards J. The many approaches to organisational misbehaviour: A review, map and research agenda // Employee Relations. 2018. №30 (6). Р. 653- 678.
68. Schaefers T., Wittkowski K., Benoit S., Ferraro R. Contagious effects of customer misbehavior in access-based services // Journal of Service Research. 2016. 19 (1). Р. 3-21.
69. Yoo J. Customer power and frontline employee voice behavior: mediating roles of psychological empowerment // European Journal of Marketing. 2017. 51(1). Р. 238-256.
70. Rogers C.R., and Dymond R.F. (Eds.). Psyhotherapy and Personality Change. University of Chicago Press, 1954. 446 p.
71. Taylor H. Balance in small groups. N.Y., 1970. 321 p.
72. Thibaut J., Kelley H. The social psychology of groups. N.Y., 1959. 313 p.
73. Zander A. The psychology of group processes//Ann. Rev. Psychol. 1979. V. 30.

Вопрос-ответ:

Что такое девиантное поведение у детей младшего школьного возраста?

Девиантное поведение у детей младшего школьного возраста - это отклонение от нормальных норм и правил поведения, которое может проявляться в виде агрессии, нарушения дисциплины, школьного труда и т.д.

Какие факторы определяют девиантное поведение у детей младшего школьного возраста?

Факторы, определяющие девиантное поведение у детей младшего школьного возраста, могут быть различными: семейная ситуация, низкий уровень образования родителей, неблагоприятная психологическая обстановка в семье, негативное влияние сверстников и т.д. Важно разобраться в причинах и путях коррекции такого поведения.

Какая роль школьных кружков в коррекции девиантного поведения детей младшего школьного возраста?

Школьные кружки могут играть важную роль в коррекции девиантного поведения детей младшего школьного возраста. Они создают дополнительные возможности для активного участия детей в общественно полезной деятельности, формирования социальных навыков и позитивного самоопределения.

Какие принципы должны лежать в основе психокоррекционной работы с детьми младшего школьного возраста?

Основными принципами психокоррекционной работы с детьми младшего школьного возраста являются индивидуальный подход, системность и комплексность, а также активное привлечение родителей и педагогов.

Как можно оценить эффективность психолого-педагогических условий в работе с детьми с девиантным поведением?

Эффективность психолого-педагогических условий в работе с детьми с девиантным поведением может быть оценена через результативность коррекционной работы, изменение поведенческих и эмоциональных показателей, а также обратную связь со стороны родителей и педагогов.

Что такое девиантное поведение?

Девиантное поведение - это поведение, которое отклоняется от общепринятых норм и правил, что может быть небезопасным для самого подростка и окружающих его людей. Оно может выражаться в агрессии, нарушениях поведения, употреблении наркотиков и т.д.

Какие разновидности девиантного поведения существуют у детей младшего школьного возраста?

У детей младшего школьного возраста можно выделить несколько разновидностей девиантного поведения, таких как агрессивное поведение, поведение, связанное с употреблением наркотиков или алкоголя, воровство, школьная неуспеваемость и другие.

Какие факторы могут определять девиантное поведение детей младшего школьного возраста?

Факторы, определяющие девиантное поведение детей младшего школьного возраста, могут быть разнообразными. К ним относятся семейные проблемы, негативное влияние окружающей среды, недостаток внимания и заботы со стороны родителей, низкий уровень социально-экономического статуса семьи и другие.

Какими путями можно корректировать девиантное поведение детей младшего школьного возраста?

Для коррекции девиантного поведения детей младшего школьного возраста можно использовать различные пути. Например, проведение психологических тренингов, индивидуальные консультации с психологом, привлечение к воспитательно-образовательной работе в школьных кружках и т.д.