Гештальтпсихология как направление в психологии

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Психология личности
  • 20 20 страниц
  • 6 + 6 источников
  • Добавлена 11.05.2023
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение 2
1. Становление и развитие гештальт-терапии 3
2. Основные идеи и представители метода гештальт-терапии 8
3. Основы метода гештальт-терапии 12
4. Распространение и значимость гештальт-подхода 15
Заключение 18
Список литературы 19
Фрагмент для ознакомления

Ребенок, который в течение долгого времени развивался в этой ситуации и нуждается в близости и принятии, вынужден развивать способность получать тепло и внимание и справляться с депрессивным родителем, которому не хватает ресурсов. Если адаптация проходит неудачно и потребности остаются неудовлетворенными, растущий ребенок будет формировать неполные фигуры и зацикливаться на них, опираясь на неудовлетворенные потребности. Позже, когда человек сталкивается со взрослым, который бессознательно напоминает ему об этом остром периоде детско-родительских отношений, он будет пытаться воспроизвести параметры того периода, теряя способность к творческой адаптации к новым условиям. Например, в ситуации возможной близости и теплоты с другим человеком, оставшаяся неосознанная и незавершенная боль и гнев, связанные с потерей родителя, будут бессознательно воспроизводиться и затруднять построение новых отношений. Завершенная фигура каждый раз является важным достижением «организма», потому что энергия фигуры, которая растворяется и теряет болезненное напряжение, усваивается, забывается, исчезает и позволяет человеку двигаться к «цели жизни». Завершить гештальт означает, прежде всего, осознать его, оказавшись в пространстве «фигура-земля», и перед лицом обнаруженной необходимости вновь обрести способность его разрушить.Гештальт требует от клиента осознать свою ситуацию и прожить ее, со своим гневом и страхом, тоской и любовью. Это не столько разговор, сколько чувствование и драматизация. Благодаря гештальт-терапии человек лучше осознает себя и свое окружение, учится владеть своим опытом, осознает свои потребности и разрабатывает способы их самостоятельного удовлетворения, не нарушая прав других, учится брать на себя ответственность за свои действия и их последствия[2, c.25]. Гештальт подходит всем людям, которые недовольны собой и испытывают трудности в общении, которые хотят изменить свою жизнь и свое положение в обществе к лучшему. В гештальт-терапии используется ряд профессиональных техник. Они используются в играх, когда у пациента есть возможность поэкспериментировать со своими чувствами. Существует множество техник работы с бетоном, наиболее важными из которых являются: Осознанность, концентрация энергии, принятие решений, работа с полярностями, монодрама, работа со снами, использование переноса. Параллельно развитию и популяризации театрализованной, экспериментальной линии гештальт-подхода, активно развивался диалогический стиль, где понятие «контакт» обретает иное, более глубокое значение – это процесс центростремительного движения двух людей с целью Встречи, а «граница» - это место Встречи, где другой - это не просто «неЯ», а «Другой». Другой в значениях «самобытный, уникальный, тоже живущий в этом мире, имеющим свои потребности, свои права, чувствующий, ранящийся, уязвимый»[3, c.385]. И это уже немного другая философия и другой стиль внутри гештальт-подхода. Со своей стороны он развивался синхронно процессам, которые происходили в обществе: по закону равновесия на смену индивидуалистическим принципам стали возрождаться ценности отношений, понимание значимости других людей. Таким образом, многие гештальт-терапевты сменили стиль, стали более диалогичными, эмоцию злости рассматривают не как повод для отстаивания своих границ или для завершения отношений, а как вторичное чувство, за которым чаще всего стоит стремление к близости. Появляются другие песни о «незавершенных гештальтах» и другие фильмы. Современные поэты, в чьих текстах просматривается знакомство с гештальттеорией, пишут больше о важности другого, о ценности Встречи. Человеку возвращают его аффилиативную сущность. Имея свои специфические возможности и ресурсы в виде гештальт-терапевтов, склонных и способных к разработке теорий, гештальт-подход существенного обогатил ментальную атмосферу своими положениями. 4. Распространение и значимость гештальт-подходаСегодня гештальт-сообщество самое многочисленное в мире. В обучающие группы приходит все больше и больше людей, не планирующих заниматься психотерапией, а с целью познания себя и своих способов контакта для того, чтобы быть среди людей, иметь соратников не просто по профессиональной принадлежности, а по схожести личной философии. На постсоветском пространстве гештальт-подход распространяется также с большой интенсивностью, но повторяя путь становления гештальт-подхода. Несмотря на продвижение диалогического, отношенческого стиля со стороны гештальт-теоретиков и гештальт-терапевтов, пока в нашем пространстве чаще «запрашиваются» те ресурсы направления, которые поддерживают индивидуализм. На примере зарубежного опыта есть надежда и даже уверенность, что скоро гештальт-подход сможет популяризировать и свои аффилиативные идеи. Исследование гештальт-подхода как социокультурного феномена будет продолжено в дальнейших работахГештальт во Франции ведет свою историю с начала 70-х годов, после того как почти в одно и то же время несколько французских психологов из своих поездок в Соединенные Штаты привозят новый опыт, техники, методики, а также множество вопросов.Парижская школа Гештальта (EPG) в рамках IFEPP, с Сержем и Анной Гингер,— самая первая обучающая программа, разработанная французами, к настоящему моменту EPG выпустила более 300 гештальт-практиков, представителей 12 национальностей.И еще одна совместная обучающая программа институтов Гештальта Бордо (Жан-Мари Робин) и Гренобля (Жан-Мари и Агнес Делакруа).Все эти институты предоставляют программу торетического и практического обучения в объеме 500—600 часов, рассчитанную на период от трех до четырех лет.GATLA, то есть Лос-Анжелесская ассоциация Гештальт-Терапевтов как образовательная система начинает формироваться в начале 60-х, когда Фриц Перлз привозит свои идеи в Лос-Анджелес, где вместе с Джимом Симкиным разрабатывает учебную программу, ставшую основанием для развития учебного института по гештальту.Боб Резник, ученика Перлза и Симкина, выпускник той самой Лос-Анджелесской программы обучения, продолжает традиции, заложенные основателями метода, а также начинает экспансию метода на восток, в Европу: в 1969 году именно он был выбран для представления европейскому сообществу новой психотерапевтической школы.В настоящее время сообщество GATLA объединяет терапевтов из более чем 30 стран. Уже 48 лет подряд проводятся обучающие программы в Европе и Америке, это одна из старейших в мире учебных программ по гештальт-терапии.Московский Институт Гештальта и Психодрамы является одним из шести институтов мира, где можно учиться в международной программе GATLA.В России гештальт-подход активно распространялся и развивался в течение последних 30 лет. Таким образом, сегодня институты в Москве и Санкт-Петербурге признаны лидерами в исследовании основных положений этого направления. Этот подход используется специалистами, которые помогают людям установить эффективный контакт с окружающей средой: школьные психологи, психотерапевты, логопеды и руководители тренинговых групп. С самого начала гештальт-подход был известен своей свободой, нетривиальностью терапевтических вмешательств и оригинальностью использования методов и техник, что привлекает специалистов помогающих профессий. ЗаключениеГештальт-терапия — это экзистенциальный, экспериентальный (основанный на опыте) и экспериментальный подход в психотерапии и консультировании, который ставит своими целями расширение осознавания человека и посредством этого достижение большей внутриличностной целостности, наполненности и осмысленности жизни, улучшение контакта с внешним миром в целом, и с окружающими людьми. С немецкого языка «гештальт» переводится образ, фигура, форма. В психологии под гештальтом понимают специфическую организацию частей, которая составляет определенное целое. Эксперименты гештальтпсихологов показали, что человеческое восприятие не детерминировано механическим суммированием внешних раздражителей, а обладает своей собственной организацией. В своем восприятии организм выбирает то, что ему важно и интересно. Например, жажда побуждает человека выделять стакан воды на столе, уставленном яствами как значимую фигуру, но когда жажда будет утолена, скорее всего, его внимание привлечет что-то другое. Восприятие устроено таким образом, что значимая фигура выделяется на первый план, будь то образ любимого человека, ощущение голода, боль от гвоздя в ботинке или слово этого текста. Все остальные объекты в этот момент сливаются, становятся нечеткими и уходят в так называемый фон. Список литературыДралюк Н. М. Феноменология Э. Гуссерля как одна из основ метода гештальт-терапии // Философия как парресия: искусство жить. - 2021. – С. 32-35. Корнеева Т. П., Кокина К. А. Теоретический анализ гештальт-подхода в психологии // Поиск (Волгоград). – 2016. – № 1(3). – С. 24-27. Мерсиянова А.П., Кудашов В.И. Гештальт-подход как социокультурный феномен // Трансформация информационно-коммуникативной среды общества в условиях вызовов современности. - 2021. – С. 384-387. Мерсиянова А.П. От гештальт-терапии к гештальт-подходу: образование, менеджмент, культура, жизненная философия // Наука и образование в контексте глобальной трансформации. - 2022. – С. 259-265. Мещалкина А.С., Кормушина Н.Г. История развития концепции гештальт-подхода в психологии // Студенческая наука XXI века. – 2016. – № 1-1(8). – С. 205-208. Ульянцева К.С. Гештальт - терапия как новое философское направление психологии в современном мире // Гуманитарные технологии в современном мире. - 2019. – С. 409-410.

1. Дралюк Н. М. Феноменология Э. Гуссерля как одна из основ метода гештальт-терапии // Философия как парресия: искусство жить. - 2021. – С. 32-35.
2. Корнеева Т. П., Кокина К. А. Теоретический анализ гештальт-подхода в психологии // Поиск (Волгоград). – 2016. – № 1(3). – С. 24-27.
3. Мерсиянова А.П., Кудашов В.И. Гештальт-подход как социокультурный феномен // Трансформация информационно-коммуникативной среды общества в условиях вызовов современности. - 2021. – С. 384-387.
4. Мерсиянова А.П. От гештальт-терапии к гештальт-подходу: образование, менеджмент, культура, жизненная философия // Наука и образование в контексте глобальной трансформации. - 2022. – С. 259-265.
5. Мещалкина А.С., Кормушина Н.Г. История развития концепции гештальт-подхода в психологии // Студенческая наука XXI века. – 2016. – № 1-1(8). – С. 205-208.
6. Ульянцева К.С. Гештальт - терапия как новое философское направление психологии в современном мире // Гуманитарные технологии в современном мире. - 2019. – С. 409-410.

Вопрос-ответ:

Что такое гештальтпсихология?

Гештальтпсихология - это направление в психологии, которое изучает организацию восприятия и понимания мира через целостные образы или гештальты.

Как становилась и развивалась гештальт терапия?

Гештальт терапия начала формироваться в 1940-х годах благодаря работе Фрица Перлса. Он использовал принципы гештальтпсихологии и разработал методы работы с клиентами, основанные на осознании собственных эмоций и опыта.

Какие идеи и представители метода гештальт терапии наиболее известны?

Основные идеи гештальт терапии включают понятие о целостности человека и активное вовлечение в процесс терапии. Известными представителями этого метода являются Фриц Перлс, Лаура Перлс и Пол Гудман.

Какие основы лежат в основе метода гештальт терапии?

Основы метода гештальт терапии включают работу с осознанием здесь и сейчас, сострадание к себе и другим, экспериментальные методы работы и активное обсуждение с клиентом его/её опыта.

В чем заключается распространение и значимость гештальт подхода?

Гештальт подход нашел применение в различных областях, включая психотерапию, педагогику, бизнес-консультирование и творческую деятельность. Он помогает людям развивать осознанность, повышать самосознание и расширять свои возможности взаимодействия с миром.

Какие основные идеи гештальт терапии?

Основные идеи гештальт терапии включают понятие о целостности человека, акцент на настоящем моменте и осознании собственных чувств и потребностей, а также активное включение в процесс самоисследования и самоопределения.

Кто является представителями гештальт терапии?

Основными представителями метода гештальт терапии являются Фриц Перлз, Лора Перлз и Пол Гудман. Они разработали принципы и методы этой терапии и значительно внесли вклад в ее развитие.

Что представляет собой метод гештальт терапии?

Метод гештальт терапии основан на идее о целостности человека и активном участии в процессе самоисследования и самоопределения. Он направлен на осознание и принятие собственных чувств и потребностей, а также на развитие целостной картинки мира.

Каким образом распространяется гештальт подход и какова его значимость?

Гештальт подход распространяется через практику гештальт терапии и образовательные программы. Он имеет значимость в разработке методов работы с клиентами и в осознании своих чувств и потребностей. Он также помогает людям справиться с депрессией и развить целостную картину мира.

Что нужно делать, если ребенок нуждается в близости и принятии, но его родитель депрессивен и не хватает ресурсов?

Если ребенок нуждается в близости и принятии, но его родитель депрессивен и не хватает ресурсов, следует помочь ребенку развить способность получать тепло и внимание от других и справляться с депрессивным родителем. Это может включать в себя поиск других взрослых, которые смогут оказать поддержку и дать ребенку необходимую близость и принятие.