Пространство и время в поэзии И. Бродского
Заказать уникальную курсовую работу- 22 22 страницы
- 12 + 12 источников
- Добавлена 11.05.2023
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Глава 1. Теоретические основы исследования категорий пространства и времени в литературных произведениях 5
1.1. Категория времени в литературе 5
1.2. Категория пространства в литературе 8
Глава 2. Анализ пространств и времени в поэзии И. Бродского 11
2.1. Время в поэзии И. Бродского 11
2.2. Пространство в поэзии И. Бродского 15
Заключение 19
Список использованных источников 21
В этом он отходит от присущего ему «эйнштейновского» мировоззрения, в котором время и пространство - две стороны одной медали, и обращается к ньютоновскому, согласно которому пространство - это всего лишь система координат, в которой размещены материальные объекты:«Вещь есть пространство, Вне коего вещи нет…» Натюрморт, 1971 г. «Да и что вообще есть пространство, если не отсутствие в каждой точке тела?» К Урании, 1981 г. Исследователь творчества Бродского И. Фоменко пишет: «Он [Бродский] знает об ограниченности любой точки зрения и одновременно хочет ее преодолеть, вероятно, потому, что одно дело – декларировать ограниченность человека, а другое – внутренне согласиться с ней. И пробует два пути. Один – сродни отстранению: отказаться от привычного взгляда, отступить от самого себя и посмотреть на привычное со стороны. Другой путь – увидеть жизнь со всех возможных точек зрения единовременно» [11, c, 35].Можно согласиться с исследователем в том, что И. Бродский пытается «смотреть на вещи глазами вещей». Традиционное отождествление субъекта и объекта для Бродского остается незыблемым, но выходит за рамки человека и его внутреннего мира и переносится из духовной сферы в материальную. И в сфере пространства эта материальность является сущностью онтологической королевской власти. Если символом времени является смерть (эта мысль прослеживается в творчестве поэта на всех этапах), то символом пространства является вещь. И самое главное, что эта вещь своим существованием противостоит небытию, то есть является антагонистом смерти. И горькая ирония здесь в том, что человек – это тоже вещь, но очень недолговечная, и является «самым слабым звеном» объективного мира. Но в чем превосходство объектов над человеком?«Вещи приятней. В них нет ни зла, ни добра внешне. А если вник в них – и внутри нутра. Внутри у предметов – пыль. Прах…». Натюрморт, 1971 г. Вещи свободны от страстей, нейтральны, а значит честны. От вещей нельзя ждать подвоха, так как они тождественны самим себе. Внутри у них – пыль. В поэзии И. А. Бродского пыль является устойчивым символом времени, вспомним строку из стихотворения «Торс»: ««на плечи ложится пыль – этот загар эпох…», в аналогичном же смысле раскрывается значение этого образа и в «Натюрморте»: «…Сама вещь, как правило, пыль не тщится перебороть, не напрягает бровь. Ибо пыль – это плоть времени; плоть и кровь.» Пыль – грань между пространством и временем. Пыль есть временнопространственная актуализация материального мира. «…пыль – это не просто некая промежуточная субстанция, посредник между временем и пространством, но как бы первооснова, первичный материал, из которого они оба состоят… Вещь по Бродскому, – спрессованная пыль, следовательно – сгущенное время» [3, c. 34]. Человек пребывает в пространстве, но существует во времени. Для вещи ее истинная протяженность - это ее размеры, пространственные измерения, и она пребывает только во времени. Чем время вещи отличается от времени человека? Оно не определяется конечностью, оно не «создано смертью». В понимании времени вещи И. А. Бродский подходит к естественнонаучной картине мира – будь то ньютоновская или эйнштейновская механика, он наблюдает за вещами глазами физика: нейтрально, объективно, с определенной долей скептицизма и рационализма. Но как только человек выходит на сцену, между ним и вещью начинается конфликт, порожденный чувством «зависти» к ее более совершенной природе, к свободе, которую она обрела от жизни и от времени. Иосиф Бродский исследует время и пространство как обязательные рамки человеческого существования, задающие координаты и перспективу его развития. Пространство и время поэта многолики. Прежде всего, это определяется разнообразием взглядов на эти категории, в том числе вытекающих из большого количества влияний, впитанных поэтом из различных традиций и философских систем. Будучи дихотомически объединены, они, в то же время, находятся в битве, из которой время всегда выходит победителем, а пространство каждый раз, кажется, возрождается, чтобы продолжить борьбу с ним. В метафизике поэта время - разрушительная сила, поскольку оно не оставляет ничего вечного, ввергает мир в необратимые преобразования. Динамизм - это неизменное свойство всего существующего. Эта динамика, как правило, носит негативный характер – это движение к разрушению, небытию[2, c. 64]. Таким образом, пространство в поэзии Бродского- это воплощенное бытие, «бытие-в-себе». Материальные объекты, заполняющие пространство, разрушаются и разлагаются, в то время как само пространство вечно и необузданно в своей созидательной силе.ЗаключениеПодводя итог, можно отметить, что хронотоп в художественном тексте во многом зависит от жанровой особенности, стилистики, замысла автора, что влияет на степень художественной условности, важным становится и сюжетообразующее начало. В одном неизменно сходятся все исследователи: хронотоп – это единство времени и пространства, в котором одна категория влияет на другую. Важнейшими формами существования являются пространство и время, без восприятия которых немыслимы культура и наука. Пространственно-временные формы существования природы и цивилизации были предметом исследования не только естественных наук и философии, но и художественной культуры, в этническом многообразии которой конкретно отразилось погружение цивилизации и индивидуального человеческого существования в пространственно-временной континуум. В художественной реальности время и пространство часто рассматриваются раздельно, оставаясь неотъемлемым элементом хронотопа. Для Иосифа Бродского время и пространство - это не просто категории, служащие для постижения реальности, а важнейшие действующие лица и главные герои его стихотворений. В одном из своих интервью поэт сказал: «Вообще, считается, что литература - это, как бы это сказать, о жизни, что писатель пишет о других людях, о том, что человек делает с другим человеком и т.д. На самом деле это совсем не правильно, потому что на самом деле литература - это не о жизни, и сама жизнь - это не о жизни, а о двух категориях, более или менее о двух: о пространстве и о времени». Следует отметить, что у Бродского категория времени часто выходит на первый план, преобладает над категорией пространства. Именно по этой причине многие критики и литературоведы гораздо чаще обращаются к теме времени в поэзии Иосифа Бродского, неоправданно игнорируя категорию пространства. Однако это является основой для идейной картины И. А. Бродского, служит характеристикой протяженности и структуры его поэтической вселенной.Время и пространство Бродского наделены противоположными характеристиками. Пространство статично и пассивно. Мертвой пустоте пространства противостоит динамическая сила времени. Идея развития чужда пространству Иосифа Бродского. Ему приписываются свойства объективности, существенности и наличности. Пространство - это«бытие-в-себе». Статичное и «застойное» пространство дает жизнь времени, служит для него своеобразным контейнером - время нуждается в пространстве как в носителе («Время создано смертью, ему нужны тела и вещи, // оно ищет свойства того и другого в сырых овощах» Конец прекрасной эпохи, 1969). Что характерно, пространство не соотносится с человеком, то есть, в отличие от времени, это не категория, которая вступает с ним во взаимоотношения.В целом человеческое существование, по мнению Бродского, разворачивается во времени, пространство служит лишь «посредником» для их встречи.Список использованных источниковБахтин М.М. Формы времени и хронотопа в романе. Очерки по исторической поэтике // Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. — М.: Худож. лит., 1975. — С.234– 407. Бочкарёва, Ю.А. Традиции Серебряного века в творчестве И.А. Бродского // Образование и наука в России и за рубежом. 2020. № 5 (69). С. 63-66.Ваншенкина Е. В. Острие: пространство и время в лирике Иосифа Бродского // Лит. обозрение 1996. № 3. С. 35-41.Всеволодова М.В. Способы выражения временных отношений в русском языке. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1975. – 283 с.Днепров В.Д. Идеи времени и формы времени. – Л., 1980 Зобов P.A., Мостепаненко A.M. О типологии пространственно-временных отношений в сфере искусства // Ритм, пространство и время в литературе и искусстве / Ред. Б. Егоров. Л.: Наука, 1974. С. 11–25Кувакина, В.И. Особенности поэтического творчества И.А. Бродского // Наука и образование: проблемы и стратегии развития. 2016. № 1 (2). С. 200-203.Лотман Ю.М. Внутри мыслящих миров // Семиосфера. СПб.: Искусство СПБ, 2001. C. 149–390 Прокофьева, В.Ю. Категория пространства в художественном преломлении: локусы и топосы // В. Ю. Прокофьева. Вестник ОГУ. 2004. - № 11. С. 87–91. Федоров Ф.П. О пространственно-временных структурах в искусстве IX — XX в. // Пространство и время в литературе и искусстве. — Даугавпилс, Даугавпилский пед. ин-т им. Я.Э. Калнберзина, 1987. С. 31–38. Фоменко И. В. Три статьи о поэтике: Пушкин, Тютчев, Бродский / Тверь, 2002.Хализев, В.Е. Теория литературы: Учебник / В.Е. Хализев. – М.: Высшая школа, 2002. – 436 с.
2. Бочкарёва, Ю.А. Традиции Серебряного века в творчестве И.А. Бродского // Образование и наука в России и за рубежом. 2020. № 5 (69). С. 63-66.
3. Ваншенкина Е. В. Острие: пространство и время в лирике Иосифа Бродского // Лит. обозрение 1996. № 3. С. 35-41.
4. Всеволодова М.В. Способы выражения временных отношений в русском языке. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1975. – 283 с.
5. Днепров В.Д. Идеи времени и формы времени. – Л., 1980
6. Зобов P.A., Мостепаненко A.M. О типологии пространственно-временных отношений в сфере искусства // Ритм, пространство и время в литературе и искусстве / Ред. Б. Егоров. Л.: Наука, 1974. С. 11–25
7. Кувакина, В.И. Особенности поэтического творчества И.А. Бродского // Наука и образование: проблемы и стратегии развития. 2016. № 1 (2). С. 200-203.
8. Лотман Ю.М. Внутри мыслящих миров // Семиосфера. СПб.: Искусство СПБ, 2001. C. 149–390
9. Прокофьева, В.Ю. Категория пространства в художественном преломлении: локусы и топосы // В. Ю. Прокофьева. Вестник ОГУ. 2004. - № 11. С. 87–91.
10. Федоров Ф.П. О пространственно-временных структурах в искусстве IX — XX в. // Пространство и время в литературе и искусстве. — Даугавпилс, Даугавпилский пед. ин-т им. Я.Э. Калнберзина, 1987. С. 31–38.
11. Фоменко И. В. Три статьи о поэтике: Пушкин, Тютчев, Бродский / Тверь, 2002.
12. Хализев, В.Е. Теория литературы: Учебник / В.Е. Хализев. – М.: Высшая школа, 2002. – 436 с.
Вопрос-ответ:
Какие основополагающие категории анализируются в статье?
В статье анализируются категории пространства и времени в литературных произведениях.
Что такое категория времени в литературе?
Категория времени в литературе означает способы отображения временной структуры в текстах и влияние времени на характеры и события произведений.
Что такое категория пространства в литературе?
Категория пространства в литературе отражает особенности описания и представления пространственной среды в текстах различных литературных произведений.
Какую роль играет время в поэзии И. Бродского?
Время в поэзии И. Бродского служит важным мотивом и темой для размышлений о жизни, судьбе и прошлом. Оно выступает в качестве символа и отражает внутреннее состояние поэта.
Какое значение имеет пространство в поэзии И. Бродского?
Пространство в поэзии И. Бродского часто играет роль символического образа, отражающего внутренний мир поэта. Оно помогает передать эмоциональную и философскую глубину его стихотворений.
Что изучается в статье "Пространство и время в поэзии И. Бродского"?
В статье исследуются категории пространства и времени, присутствующие в поэзии И. Бродского.
Какие категории исследуются в литературных произведениях, согласно данной статье?
В данной статье исследуются категории пространства и времени.
В чем особенность категории времени в литературе?
Категория времени в литературе имеет свою специфику: она может быть представлена разными способами и использоваться для передачи различной символики.
Что исследуется в главе 2 статьи?
В главе 2 статьи анализируются пространства и времена в поэзии И. Бродского.
Какое мировоззрение отражает поэзия И. Бродского?
Поэзия И. Бродского отражает его отход от эйнштейновского мировоззрения, в котором время имело особое значение.
Какие основные категории исследуются в статье?
В статье исследуются категории пространства и времени в литературных произведениях, а также их анализ в поэзии И. Бродского.