Удовлетворенность студентов качеством дистанционного образования
Заказать уникальную курсовую работу- 28 28 страниц
- 16 + 16 источников
- Добавлена 26.05.2023
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение 2
Глава 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ СТУДЕНТОВ ДИСТАНЦИОННЫМ ОБРАЗОВАНИЕМ 4
1.1. Понятие дистанционного образования, параметры, критерии и уровни оценки качества дистанционного образования 4
1.2. Образовательная организация как площадка для реализации дистанционного обучения 9
1.3. Удовлетворенность качеством образования: теоретический аспект 11
Выводы по главе 1 14
Глава 2 АНАЛИЗ КАЧЕСТВА ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ 15
2.1. Анализ качества дистанционного образования 15
2.2. Результаты исследования удовлетворенности дистанционным образованием 120
Выводы по главе 2 24
Заключение 25
Список литературы 26
Приложение 28
Существенные отличия в соотнесении ответов на вопросы анкеты для отдельных вузов выявлены не были, поэтому результаты рассматриваются в однородной массе респондентов.Анкетирование проводилось для студентов, которые обучались дистанционно на 2 курсе в 2020-2022 годах.Анкетирование проводилось по следующим блокам:«Состояние информационной образовательной среды». Способность информационной образовательной среды обеспечить самостоятельное освоение студентами учебного материала отметили 65% респондентов, в том числе:доступность изложения информации – 80%, наличие ссылок на информационные ресурсы – 63%, иллюстративность – 40%, достаточность объема информации и методических пособий – 74%, возможность уточнения информации и консультаций – 20%;техническая оснащенность удовлетворяла 26% опрошенных, так как при большом количестве студентов, подключенных к видеоконференции на платформе «Сферум» происходило отключение более половины слушателей;совместимость и отсутствие конфликтов внутренних и внешних информационных систем, возможнсть совместного использования оборудования с оборудованием большинства потребителей оценили как положительное качество дистанционного образования только 35% опрошенных.После анализа результатов опроса в вузы были направлены предложения по совершенствованию информационной образовательной среды, в частности, по использованию цифровых платформ в соответствии с рекомендациями Министерства просвещения и Минцифры РФ.«Состояние учебно-методических материалов».Учебно-методические материалы обеспечивают индивидуальность в реализации образовательной программы – с таким утверждением согласились 74% опрошенных.«Уровень подготовки субъектов образовательного процесса».Наличие технической возможности для активной работы обучающихся в образовательном процессе, а также за пределами учебного занятия отметили 68% опрошенных. Однако более половины из этого количества относят данную функцию к мобильному телефону, что ограничивает выбор учебного материала, одновременное использование и текстовой и презентационной информации.2% респондентов не имеют технической возможности участвовать в образовательном процессе на постоянной основе в связи с нестабильным интернетом по месту жительства.«Используемые методы обучения и педагогические технологии».Соответствие выбора методов обучения и педагогических технологий дистанционному формату обучения отметили 92% опрошенных студентов. При этом улучшение качества дистанционного обучения в разрезе методов обучения в 2022 году отметили практически 100% респендентов.Разнообразие видов деятельности студентов при проведении занятий указали в процессе дистанционного обучения 82% студентов, 15% указали на монотонность изложения материала отдельных лекций.«Контроль за ходом учебного процесса и управление им».Наличие входящего, промежуточного и итогового контроля знаний обучающихся отметили 100% студентов в ходе опроса.Разнообразие форм контроля (тестирование, кейсы, практические задания, эссе, рецензия и пр.) оценили положительно 64% студентов, 34% пожелали уменьшить количество видов контроля.«Средства и механизмы поддержки субъектов образовательного процесса».Наличие фактически проведенных консультаций по вопросам студентов, наличие чата в видеоконференциях, обмен мнениями и диалог среди студентов по тематике учебного занятия отметили 100% студентов, однако техническая сторона работы чата не удовлетворяла 23% опрошенных.Необходимо отметить, что в целом студенты положительно отнеслись к организации дистанционного образования в период пандемии, отмечая, что такое образование было вынужденным и очное обучение дает возможность общения со сверстниками и преподавателями.На вопрос о том, продолжат ли они дистанционное образование по собственной инициативе в другом направлении, положительно ответили 10% студентов. 40% ответивших сослались на нехватку времени и отсутствие интереса к обучению по другому направлению в настоящий период.Выводы по главе 2.По результатам проведенного исследования необходимо отметить проблемные вопросы, существующие в организации дистанционного образования в вузах и колледжах, а именно:Несовершенство используемой в дистанционном образовании платформы «Сферум» для проведения дистанционного образования с большим количеством обучающихся.Недостаточная скорость и нестабильность интернета на персональных устройствах студентов для успешного освоения образовательной программы в онлайн-режиме.В то же время большое количество респондентов отметили положительные стороны и удовлетворенность дистанционным образованием:Возможность самостоятельно изучать материал в удобное для себя время в индивидуальном темпе.Возможность получать знания при ограничениях пандемии.Доступность и большое количество информации, которую можно осваивать за пределами учебного занятия, повторять, использовать при подготовке к экзаменам и зачетам.ЗАКЛЮЧЕНИЕВ предложенной работе рассмотрены вопросы теоретического и практического подхода корганизации дистанционного обучения, проведен анализ удовлетворенности студентов качеством дистанционного образования с использованием вторичных данных и результатов анкетирования.В связи с поставленной целью решены следующие задачи: Изученытеоретические основы удовлетворенности студентов дистанционным образованием.Охарактеризованопонятие дистанционного образования и его роль в современном обществе.Исследованы параметры, критерии и уровни оценки качества дистанционного образования.Проведено эмпирическое исследование качества дистанционного образования и удовлетворенности студентов дистанционным образованием.В ходе выполнения работы проведено исследование среди студентов по вопросам организации дистанционного образования в период пандемии 2020-2022 годов.По результатам исследования выявлены сложности технического оснащения при проведении учебных занятий в дистанционном формате. Содержательная часть такой формы образования, как и методическое сопровождение не выявили проблемных вопросов.То же время, необходимо отметить, что в целом студенты положительно отнеслись к организации дистанционного образования в период пандемии, отмечая, что такое образование было вынужденным и очное обучение дает возможность общения со сверстниками и преподавателями.Такая позиция студентов свидетельствует о недостаточном желании студентов к самообразованию за счет дистанционных образовательных технологий. Студенты связывают это с загруженностью по основному месту учебы и необходимостью в личном времени для общения с друзьями.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫАгапонов, С. В. и др. Средства дистанционного обучения. Методика, технология, инструментарий [Текст] / С.В.Агапов. СПб.: БХВ- Петербург, 2005. - 336 с.Агранович, М. Индикаторы оценки качества образования [Текст] / М.Агранович, П.Кондрашов // Директор школы. -2007. - №5.-С.5-16.Андреев, А.А. К вопросу об определении понятия «дистанционное обучение» [Текст] / А.А.Андреев // Дистанционное образование. - 2004. - № 4. - С. 16-19.Вайндорф-Сысоева, М. Е. Методика дистанционного обучения : учебное пособие для вузов /М. Е. Вайндорф-Сысоева, Т. С. Грязнова, В. А. Шитова ; под общей редакцией М. Е. Вайндорф-Сысоевой. - Москва :Юрайт, 2018. - 194 с. - (Высшее образование). - Текст : электронный // ЭБС Юрайт : сайт. - URL: https://urait.ru/bcode/413604. (дата обращения: 11.04.2023).Гавриков, Д.Е. разработка курсов дистанционного обучения [Текст]: учеб. пособие - 2-е изд., перер. и доп. / Д.Е. Гавриков. - Иркутск: Изд-во Иркут. Гос. Пед. Ун-та, 2009. - 167 с.Дистанционные образовательные технологии: проектирование и реализация учебных курсов / под общ. ред. М. Б. Лебедевой. - СанктПетербург : БХВ-Петербург, 2010. - 330 с.Ибрагимов, И. М. Информационные технологии и средства дистанционного обучения [Текст]: учеб. пособие для студентов высших учебных заведений / под ред. А. Н. Ковшова. - М.: Издательский центр «Академия», 2005, - 340 с.Колбышева, С.И. Организация учебной деятельности слушателей дистанционной формы обучения / С. И. Колбышева. - Текст: электронный. - Минск : РИПО, 2016. - 41 с.Кузнецова, Н.В. Управление качеством [Текст]: учебное пособие - М.: Флинта, 2009. - 320 с.Курицына, Г.В. Формы и методы контроля качества дистанционного обучения студентов вуза [Текст] / Г.В.Курицына // Международный журнал экспериментального образования. - 2014. - № 8 - С. 17-21.Курицына Г.В. Содержание и организация оценки качества дистанционного обучения в вузе. Дис. на соиск. уч. ст. канд. пед. наук. Нижний Новгород – 2015. С.319.Лю Цзея. Анализ понятий «дистанционное образование» и «дистанционное обучение». История возникновения и развития дистанционного образования в мире / Лю Цзея. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 49 (339). — С. 402-406. — URL: https://moluch.ru/archive/339/76003/ (дата обращения: 03.04.2023).Мылова, И.Б. Методика организации работы с дистанционными ресурсами : метод. пособие / И. Б. Мылова, Т. М. Прокофьева ; науч. ред. И. Б. Мылова. - Санкт-Петербург : СПб АППО, 2010. - 41 с. : табл.Профессиональная педагогика: Учебник для студентов, обучающихся по педагогическим специальностям и направлениям. Под ред. С.Я. Батышева, А.М. Новикова. Издание 3-е, переработанное. М.: Из-во ЭГВЕС, 2009.Якушина, Е.В. Как не ошибиться с выбором электронных курсов? / Е.В.Якушина // Народное образование. - 2017. - № 3-4. - С. 177-185.[Электронный ресурс] https://ru.wikipedia.org/wiki/Дистанционное_обучение (дата обращения 03.04.2023)Приложение Анкета«Удовлетворенность дистанционным обучением»№ п/пОбъект оценивания УдовлетворенностьПримечания и пояснения100-70%70-30%Менее 30%1.Состояние информационной образовательной среды1Обеспечена ли возможность самостоятельного освоения учебного материала, в т.ч.65%25%10%2доступность изложения информации80%20%0%3наличие ссылок на информационные ресурсы63%33%1%4иллюстративность40%50%10%5достаточность объема информации и методических пособий74%21%5%6возможность уточнения информации и консультаций20%72%8%7техническая оснащенность26%20%54%Во время проведения занятий часто трансляция прекращается8совместимость и отсутствие конфликтов внутренних и внешних информационных систем35%50%15%Во время проведения занятий часто трансляция прекращается2. Состояние учебно-методических материалов1обеспечение индивидуальности в реализации образовательной программы74%22%4%3.Уровень подготовки субъектов образовательного процесса1обеспеченность технической возможности для активной работы в образовательном процессе, в т.ч. за пределами проведения учебного занятия он-лайн68%30%2%Отсутствие стабильного интернета по месту проживания2персональный компьютер14%10%-3планшет 20%2%-4мобильный телефон34%18%2%4. Используемые методы обучения и педагогические технологии1соответствие выбора методов обучения и педагогических технологий дистанционному формату обучения92%8%-2улучшение/ухудшение качества дистанционного обучения100% улучшение--3разнообразие видов деятельности82%3%15%Монотонность изложения материала5. Контроль за ходом учебного процесса и управление им1наличие контроля знаний100%2входящего100%-3промежуточног100%-4итогового100%--5разнообразие форм контроля64%30%6%укажите преимущественные виды контроля---6тестирование 50%--7кейсы, практические задания40%--8эссе, рецензия10%--9необходимость уменьшить/увеличить количество видов контроля66%-34%уменьшить6. Средства и механизмы поддержки субъектов образовательного процесса1наличие фактически проведенных консультаций100%--2наличие чата в видеоконференциях100%--3обмен мнениями и диалог100%--4качество работы чата77%-23%низкое качество по техническим причинам7. Возможность продолжения обучения в дистанционном формате1в другом направлении10%--2в направлении основной специальности---3не планирую по причине40%--4отсутствие времени10%--5отсутствие интереса к обучению по другому направлению в настоящее время30%--
1. Агапонов, С. В. и др. Средства дистанционного обучения. Методика, технология, инструментарий [Текст] / С.В.Агапов. СПб.: БХВ- Петербург, 2005. - 336 с.
2. Агранович, М. Индикаторы оценки качества образования [Текст] / М.Агранович, П.Кондрашов // Директор школы. -2007. - №5.-С.5-16.
3. Андреев, А.А. К вопросу об определении понятия «дистанционное обучение» [Текст] / А.А.Андреев // Дистанционное образование. - 2004. - № 4. - С. 16-19.
4. Вайндорф-Сысоева, М. Е. Методика дистанционного обучения : учебное пособие для вузов /М. Е. Вайндорф-Сысоева, Т. С. Грязнова, В. А. Шитова ; под общей редакцией М. Е. Вайндорф-Сысоевой. - Москва :Юрайт, 2018. - 194 с. - (Высшее образование). - Текст : электронный // ЭБС Юрайт : сайт. - URL: https://urait.ru/bcode/413604. (дата обращения: 11.04.2023).
5. Гавриков, Д.Е. разработка курсов дистанционного обучения [Текст]: учеб. пособие - 2-е изд., перер. и доп. / Д.Е. Гавриков. - Иркутск: Изд-во Иркут. Гос. Пед. Ун-та, 2009. - 167 с.
6. Дистанционные образовательные технологии: проектирование и реализация учебных курсов / под общ. ред. М. Б. Лебедевой. - СанктПетербург : БХВ-Петербург, 2010. - 330 с.
7. Ибрагимов, И. М. Информационные технологии и средства дистанционного обучения [Текст]: учеб. пособие для студентов высших учебных заведений / под ред. А. Н. Ковшова. - М.: Издательский центр «Академия», 2005, - 340 с.
8. Колбышева, С.И. Организация учебной деятельности слушателей дистанционной формы обучения / С. И. Колбышева. - Текст: электронный. - Минск : РИПО, 2016. - 41 с.
9. Кузнецова, Н.В. Управление качеством [Текст]: учебное пособие - М.: Флинта, 2009. - 320 с.
10. Курицына, Г.В. Формы и методы контроля качества дистанционного обучения студентов вуза [Текст] / Г.В.Курицына // Международный журнал экспериментального образования. - 2014. - № 8 - С. 17-21.
11. Курицына Г.В. Содержание и организация оценки качества дистанционного обучения в вузе. Дис. на соиск. уч. ст. канд. пед. наук. Нижний Новгород – 2015. С.319.
12. Лю Цзея. Анализ понятий «дистанционное образование» и «дистанционное обучение». История возникновения и развития дистанционного образования в мире / Лю Цзея. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 49 (339). — С. 402-406. — URL: https://moluch.ru/archive/339/76003/ (дата обращения: 03.04.2023).
13. Мылова, И.Б. Методика организации работы с дистанционными ресурсами : метод. пособие / И. Б. Мылова, Т. М. Прокофьева ; науч. ред. И. Б. Мылова. - Санкт-Петербург : СПб АППО, 2010. - 41 с. : табл.
14. Профессиональная педагогика: Учебник для студентов, обучающихся по педагогическим специальностям и направлениям. Под ред. С.Я. Батышева, А.М. Новикова. Издание 3-е, переработанное. М.: Из-во ЭГВЕС, 2009.
15. Якушина, Е.В. Как не ошибиться с выбором электронных курсов? / Е.В.Якушина // Народное образование. - 2017. - № 3-4. - С. 177-185.
16. [Электронный ресурс] https://ru.wikipedia.org/wiki/Дистанционное_обучение (дата обращения 03.04.2023)
Вопрос-ответ:
Что такое дистанционное образование?
Дистанционное образование - это форма обучения, при которой учебный процесс осуществляется удаленно, с использованием информационно-коммуникационных технологий. Студенты могут получать знания и навыки, не выходя из дома или офиса, через интернет, видеоуроки, электронные учебники и другие средства.
Какие параметры оценки качества дистанционного образования существуют?
Для оценки качества дистанционного образования используются различные параметры, такие как доступность, коммуникативность, интерактивность, содержательность, методическая поддержка и т.д. Доступность означает легкость доступа к учебным материалам и ресурсам. Коммуникативность оценивает возможность взаимодействия студентов и преподавателей. Интерактивность отражает уровень вовлеченности студентов в учебный процесс. Содержательность оценивает качество предлагаемых учебных материалов. Методическая поддержка означает наличие и качество учебной поддержки и помощи со стороны преподавателей.
Как образовательная организация используется в дистанционном обучении?
Образовательная организация играет важную роль в реализации дистанционного обучения. Она предоставляет студентам доступ к учебным материалам, создает полноценные учебные программы и контролирует качество образования. Организация также обеспечивает поддержку и содействие преподавателям и студентам, предоставляя им необходимые ресурсы и инфраструктуру для успешного обучения.
Что такое удовлетворенность студентов качеством дистанционного образования?
Удовлетворенность студентов качеством дистанционного образования - это оценка студентами уровня удовлетворенности предлагаемым им образованием удаленно. Отзывы и мнения студентов могут служить показателем успешности и эффективности дистанционных образовательных программ и позволяют оценить их привлекательность, полезность и удовлетворенность студентов.
Что такое дистанционное образование?
Дистанционное образование - это форма обучения, при которой студенты получают знания и навыки не находясь физически в учебном заведении. Обучение происходит с помощью интернет-технологий, онлайн-курсов, видеолекций и других электронных ресурсов.
Какие параметры используются для оценки качества дистанционного образования?
Для оценки качества дистанционного образования используются различные параметры, такие как доступность материалов и заданий, актуальность и полнота информации, качество коммуникативных инструментов, уровень поддержки и обратной связи со стороны преподавателей, эффективность оценивания успеваемости студентов и другие.
Как образовательная организация может стать площадкой для дистанционного обучения?
Образовательная организация может стать площадкой для дистанционного обучения через создание онлайн-платформы, где студенты могут получить доступ к учебным материалам, заданиям, тестам и коммуникации с преподавателями. Организация может также предоставить техническую поддержку и обратную связь для студентов во время обучения.
Какое значение имеет удовлетворенность студентов качеством образования?
Удовлетворенность студентов качеством образования играет важную роль, так как она позволяет оценить эффективность образовательного процесса и уровень удовлетворенности студентов. Если студенты довольны качеством образования, они будут более мотивированы и готовы активно учиться, что положительно сказывается на их успеваемости и общем уровне образования.
Какие факторы могут влиять на удовлетворенность студентов качеством дистанционного образования?
На удовлетворенность студентов качеством дистанционного образования могут влиять различные факторы. Например, доступность и удобство использования платформы обучения, уровень поддержки и обратной связи со стороны преподавателей, регулярность и структурированность учебных материалов, наличие социальной интеракции с другими студентами и преподавателями, а также возможность получать своевременные оценки и обратную связь по своим успехам.
Что такое дистанционное образование?
Дистанционное образование - это форма обучения, при которой студенты изучают учебный материал удаленно, не посещая физически учебное заведение. Оно основано на использовании различных технологий, таких как интернет, видеоконференции, электронные учебники и прочее.
Как оценивается качество дистанционного образования?
Оценка качества дистанционного образования осуществляется через определение его параметров, критериев и уровней. Параметры качества могут включать доступность учебного материала, возможности для коммуникации и взаимодействия, репутацию образовательного учреждения и др. Критерии оценки определяются на основе этих параметров и могут включать такие аспекты, как уровень преподавательского состава, качество материалов, уровень поддержки со стороны образовательной организации и другие. Уровни оценки качества дистанционного образования могут быть представлены как шкалы или системы рейтингования, позволяющие студентам и другим заинтересованным лицам сравнивать различные образовательные программы и формы обучения.
Как образовательная организация влияет на качество дистанционного образования?
Образовательная организация играет важную роль в обеспечении качества дистанционного образования. Она должна предоставлять доступ к качественным учебным материалам, обладать компетентным преподавательским составом, обеспечивать техническую поддержку и коммуникацию с студентами, а также следить за обновлением и развитием программы обучения. Образовательная организация также должна предоставлять возможности для физического взаимодействия студентов, таких как конференции и встречи, чтобы поддерживать межличностные связи и создавать благоприятную образовательную среду.