Афганский синдром 1979-1989

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: История
  • 51 51 страница
  • 65 + 65 источников
  • Добавлена 12.05.2023
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ОТНОШЕНИЯ РОССИИ И АФГАНИСТАНА В ИСТОРИЧЕСКОЙ РЕТРОСПЕКТИВЕ 9
1.1. Афганистан как «кладбище империй» и арена «Большой игры» 9
1.2. Особенности советско-афганских отношений до Саурской революции 1978 г. 12
2.1. Причины и начальный этап гражданской войны 17
ГЛАВА 3. РОССИЙСКО-АФГАНСКИЕ ОТНОШЕНИЯ В ХХI В. 27
3.1. Основные этапы развития отношений между Российской Федерацией и Афганистаном 27
3.2. Специфика взаимодействия с руководством Движения Талибан, пришедшего в кадастр в результате вывода американского военного контингента в августе 2021 г. 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 41
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 43








Фрагмент для ознакомления

Реакция движения «Талибан» последовала достаточно быстро: в случае ударов России по территории Афганистана талибы совершат удар по приграничным Таджикистану и Узбекистану. Курс талибов в отношении Москвы резко поменялся с началом американской антитеррористической кампании в Афганистане в 2001 г. «Талибан» потерпел поражение, покинул Кабул, сохранив свое влияние лишь в некоторых регионах страны. По заверениям Сергея Иванова, занимавшего в 2001 г. должность министра обороны РФ, талибы вышли к российской стороне с предложением создать антиамериканский союз, от чего Москва закономерно отказалась. Так или иначе, в начале 2003 г. Верховный суд РФ признал движение «Талибан» террористической организацией, запретив ее деятельность в пределах российской территории, этот статус сохраняется за талибами и в настоящее время. В следующее десятилетие наблюдался некий спад в интенсивности каких-либо контактов Москвы и талибов. Ситуация однако изменилась к 2013-2014 гг., когда изменения глобального характера на международной арене привели к некому сближению стратегических интересов РФ и движения «Талибан». Во-первых, к числу подобных трансформаций можно отнести формирование на территории Ирака и Сирии новой радикальной группировки «Исламское государство», которая сегодня считается террористической организацией №1 в мире. Постепенно ИГ удалось установить свой контроль над некоторыми районами Ближнего Востока и Северной Африки. Талибы объявили арабским радикальным исламистам войну. Это было положительно воспринято российскими властями, так вдекабре 2015 г. спецпредставитель президента России по Афганистану Замир Кабулов заявил, что интересы Москвы и талибов по вопросам противостояния «Исламскому государству» в целом совпадают: «Интересы талибов и без стимулирования объективно совпадают с нашими. Я уже ранее говорил о наличии у нас с талибами каналов связи для обмена информацией. Отмечу, что мы за политическое урегулирование».Во-вторых, события украинского кризиса 2014 г. обусловили высокую степень напряженности в отношениях России и стран Запада. Кремль объявил о повороте на восток в рамках собственного внешнеполитического курса, важное место при этом отводилось региону Центральной и Южной Азии, в который входит и Афганистан. Москва была вынуждена искать способы обеспечения стабильности и безопасности в пяти республиках ЦА, традиционной сфере своего влияния, в отсутствии нормальных контактов с Афганистаном это было бы невозможно. Нежелание кабульского правительства развивать сотрудничество с РФ спровоцировало установление последней контактов с представителями движения «Талибан». В ноябре 2018 г. талибы впервые прибыли в российскую столицу для участия в переговорах по Афганистану, встреча прошла в закрытом формате, делегацию РФ возглавлял глава МИД С.В.Лавров, согласно его комментариям «Мы никогда не скрывали, что поддерживаем контакты с талибами, это часть афганского общества», это необходимо для побуждения талибов отказаться от вооруженной борьбы и вступить в общенациональный диалог с правительством».В феврале 2019 г. состоялся очередной визит делегации талибов в Москву в рамках форума «Межафганский диалог». Тремя месяцами позже глава российского внешнеполитического ведомства принят делегацию представителей «Талибана» в рамках мероприятий, посвященных 100-летнем юбилею с даты установления российско-афганских дипломатических отношений. Подобные публичные контакты с талибами вызвали шквалу критику со стороны западных стран, Москва подверглась обвинениям в финансировании террористической организации, поставке боевикам вооружения. При этом российские власти отвергали все обвинения, подчеркивая, что не видят репутационных рисков в поддержании связей с талибами, которое свидетельствует об активной роли России в процессе решения афганского вопроса. Последняя встреча талибов до захвата ими власти в стране с российской стороной прошла в январе 2021 г., переговоры были посвящены вопросам межафганского урегулирования. Стороны подчеркивали, что консультации необходимы для придания переговорному процессу в Дохе нового импульса. Вывод американского контингента привел к тому, что к августу 2021 г. большинство территорий Афганистана оказалось под контролем сил талибов, что потребовало от всего международного сообщества адекватного ответа. В отличие от западных государств, в экстренном порядке организовавших эвакуацию своих посольств и граждан, Москва не вывезла своих дипломатических представителей из афганской столицы, аргументировав этого нормальными отношениями с новым режимом.В целом, перед Кремлем встала задача по выработке эффективной стратегии по отношению к талибскому правительству, что осложнялось необходимостью выбора между индивидуальным признанием боевиков (движение «Талибан» признано террористическим на уровне ООН) и солидарности с ведущими международными игроками. В российских правящих кругах устоялось мнение о необходимости взаимодействий с талибами в той или иной форме, так С.В.Лавров в июле 2021 г. подчеркивал: «Они (талибы) очень четко заявили, что не имеют никаких планов создавать проблемы для центральноазиатских соседей Афганистана, что они будут бескомпромиссно продолжать бороться с ИГИЛ и что они готовы обсуждать с другими афганцами политическое устройство государства. Заявление, о котором я говорю, посылает очень важный сигнал - что они вменяемые люди».После прихода движения к власти риторика Москвы в его отношении стала еще более мягкой. Тем не менее, даже несмотря на стремления РФ установить дружественные отношения с новым руководством Афганистана, что объяснялось в основном необходимостью обеспечения безопасности центральноазиатских республик, Москва отвергла возможность исключить движение «Талибан» из списка террористических до принятия подобного решения Советом Безопасности ООН. Правомерно предположить, что Кремль пойдет на признание талибов только после их признания на уровне ООН. Таким образом, после прихода к власти в Афганистане представителей движения «Талибан» Россия заняла выжидательную позицию, российский власти избегали резких высказываний в отношении талибов. По объективным причинам Кремль не мог открыто признать талибов и установить с ними дипломатические отношения или пойти на открытую с ними конфронтацию. События развивались достаточно стремительно, что требовало от российского руководства мгновенного ответа на них, закономерном что в таких условиях было невозможно сформулировать эффективную стратегию по урегулированию афганской проблемы. При этом игнорировать это внешнеполитическое направление также не представляется возможным, так как промедление фактически означает передачу ведущей роли Китая и Пакистану и, как следствие, существенные изменения в региональной системе безопасности. Последние несколько десятилетий Пекин наращивал инвестиционное сотрудничеством Кабулом, принимая участия в ряде важных инфраструктурных проектов в Афганистане, при этом на сегодняшний день сохраняется значительный потенциал наращивания такого сотрудничества, чем и может воспользоваться КНР в борьбе за доминирование в регионе. Исламабад, в свою очередь, выступает внешнеполитической поддержкой Кабула. В таких условиях РФ предлагает формулу координации действий всех вовлеченных держав в противовес конфронтации. Так, в октябре 2021 г. в Москве прошли переговоры с представителями талибов, участие в которых приняли Китай, Пакистан, Иран, Индия и пять республик ЦА. По итогам встречи было заявлено о готовности стороны выразили готовность оказать содействие новому афганскому режиму по поддержанию безопасности и предотвращению гуманитарного кризиса, талибы в свою очередь заявили о намерениях создать инклюзивное правительство, включив в него различные силы, что в полной мере отвечает интересам РФ. В настоящих условиях решение Кремля о признание режима талибов в Афганистане будет обусловлено действиями нового афганского правительства. В случае если новое руководство в Кабуле справится с задачей по предотвращению гуманитарной катастрофы и убедить Москву в своей приверженности нормам международного права, то процесс построения двусторонних будет значительно облегчен. В прошлом пребывание у власти представителей движения «Талибан» было отмечено многочисленными негуманными действиями, таким как акциями с применением жестокого физического насилия (отрубание конечностей, забитме камнями и др.). Актуальность сохраняет и положение женской части населения Афганистана. Безусловно, современные руководство талибов – это не те же люди, которые возглавляли страну в 1996-2001 гг. сегодня новое руководство Кабула готов идти на уступке партнерам на международной арене, прилагая при это всяческие усилия во избежание этнической поляризации и гражданской войны всех против всех. Обратимся к факторам, которые будут иметь ключевое значение при выработки Москвой курса в отношении Кабула. Первый – это необходимость для РФ обеспечить безопасность собственных государственных границ. Как во времена существование СССР, так и после его распада в Центральной Азии был размещен российский военный контингент, вывод советских войск с территории Афганистана в 1989 г. не может быть приравнен к демилитаризации границы с Афганистаном. После распада СССР и оформления независимых центрально-азиатских республик, Москва обратилась к трем из них, имеющих непосредственную границу с Афганистаном (Таджикистан, Туркмения и Узбекистан) с предложением оказать военную помощь по охране границ, две республики ответили согласием. В 1999 г. Российские вооруженные силы присутствовали только на территории Таджикистана, а в 2005 г. контроль над границей был полностью передан в руке таджикской армии. Так или иначе, именно эта центрально-азиатская республика остаётся плацдармом российского военного и политического присутствия в регионе. Как государство-член ОДКБ, имеющее протяженную границу с Афганистаном, де-факто является санитарным кордоном. Таджикистан также является ключевой страной для российских военных объектов за рубежом, поскольку в стране находится постоянный российский военный контингент численностью около 7000 солдат.События, последовавшие за выводом американским вооруженных сил из Афганистана, заставили Россию и страны ЦА расширить меры, направленные на обеспечение приграничной безопасности. В частности, Туркменистан и Узбекистан нарастили сотрудничество с РФ по вопросам обеспечения стабильности на граница с Афганистаном, стоит понимать, что помощь не подразумевала размещение на приграничных территориях российских военных, а ограничивалась содействием в виде отправки советников и обмене опытом. Фактически, степень опасности нового режима в Афганистане для стабильности в Центральной Азии станет ключевым фактором, определяющим будущего двусторонних связей Кабула и Москвы . Вторым фактором станет желание Российской Федерации вовлечь в процесс мирного строительства в Афганистане всех заинтересованных игроков внутри страны. Эта линия также характеризуется преемственностью. Третий – приверженность многополярному мироустройству, последние десятилетия РФ продвигает точку зрения о необходимости урегулирования афганского кризиса в рамках Организации Объединённых Наций. Такая приверженность многосторонней дипломатии позволяет привлекать к процессу мирного разрешения конфликта крупных международных игроков, также как и Россия выступающих за многополюсное устройство системы международных отношений. К числу таких государств можно отнести Индию, Иран, Китай и Пакистан. Например, Москва и Пекин обладают необходимыми возможностями, чтобы заподнитьвакуум в оставленном Соединенными Штатами и их сателлитами Афганистане и укрепить свои позиции в Южной Азии. Как в РФ, так и в КНР, уход из Афганистана был воспринят как свидетельство кризиса в альянсе западных демократий. Уже одно это является стимулом для Москвы и Пекина, которые в течение многих лет призывали к трансформации однополюсного порядка устройства международных отношений, в котором доминирует Запад во главе с Вашингтоном. При этом реализации геополитических интересов двух стран может помешать угрозы, которые могут исходить из Афганистана на региональном уровне.Российское руководство восприняло решение Вашингтона о выводе военной коалиции НАТО с территории Афганистана как признак кризиса американской гегемоном. Последователи такой тоски зрения утверждают, что вывод войск из Афганистана негативно скажется на американской идентичности, увеличив тенденции нестабильности в союзе западных держав, что повлечет за собой и изменения в их международном курсе. Провал американского курса в Афганистане понимается Кремлем как очередная ступени оформления многополярного мирового порядка, где Соединённым Штатам будет отведена роль одной из, но не единственной, мировых держав. В пользу этого тезиса говорит и большая степень разочарования европейских партнеров Белого дома в контексте этого решения, которые надеялись на восстановление тесных трансатлантических связей, разрушенных в годы президентства Д.Трампа. Очевидно, что афганский кризис в очередной раз продемонстрировал неспособность европейских государств самостоятельно вырабатывать свой курс на международной арене, негативно на европейском консенсусе сказалась иммиграционная проблема. Говоря об Афганистане в частности, и о регионе Южной и Центральной Азии, где в настоящий момент основными игроками становятся Россия, Китай, Пакистан, Индия и Иран. Афганское направление внешнеполитического курса РФ формулируется в рамках следующих задач: Не допустить распространения нестабильности из Афганистана на территорию республик Центральной Азии. Серьезные опасения у Москвы вызывает потенциальный сценарий дестабилизации в пяти государства ЦА, которые являются союзниками РФ и гле созданы все условия для Москвы закрепиться в статусе гаранта безопасности. Возвращение американского военного присутствия в республиках в рамках урегулирования афганского вопроса крайне негативно скажется на позициях России в регионе; Обеспечить эффективное противостояние проблемам терроризма и экстремизма: за году существования РФ Как независимого государства страна неоднократно становилась местом террористических актов, которые сегодня признаются одной из ключевых угроз национальной безопасности. Закономерно, что российские власти готовы на серьёзное шаги, чтобы предотвратить сценарий, при котором международным террористическим группировкам, таксис как ИГИЛ или «Аль-Каида», удастся закрепиться в Афганистане и распространить свою деятельность на территорию центрально-азиатские республик и России. Противостояние незаконному обороту наркотиков афганского производства. Так или иначе, российские власти утвердились во мнении, что талибы – это сила, претендующая на полный и долгий контроль в Афганистане, что обуславливает необходимость дальнейшего развития двусторонних связей, даже в условиях официального непризнания режима. Россия, безусловно, является тем международным игроком, который внимательно следит за развитием ситуации в Афганистане. Москва не покинет этот регион, где сосредоточенные ее геополитические и стратегические интересы, и продолжит выстраивать отношение с властями в Кабуле. В настоящее время сложно сказать, насколько успешным будет Российской план мирного урегулирования афганского вопроса при талибском правительстве, но его возможная судьба не отменяет того факта, что Россия долгое время присутствовала в стране. ЗАКЛЮЧЕНИЕВ ходе исследования были проанализированы этапы эволюции советско-афганских и российско-афганских отношений, политические кризисы в истории Афганистана реакция Москвы на них. На основе проделанной работы были получены следующие результаты. Во-первых, история российско-афганских насчитывает несколько веков. В XIX в. Афганистан по причинепривлекательности его стратегического географического стал одним из ключевых объектов противостояния Великобритании и Российской Империи, которое вошло в историю под названием «Большая игра». Две державы рассматривали это государство как сферу влияния для поднятия собственного престижа на мировой арене, при этом понимая всю важность рынка сбыта Центральной Азии и экономическую выгоду от установления господства на данной территории. Большая игра в полной мере проявлялась, как столкновение двух моделей модернизации. Так или иначе, сторонам удалось расширить собственные сферы влияния, при этом практически не прибегая к силовым методам, подписанные Российской и Британской империями соглашения во многом определили судьбу Афганистана. Афганистан был одним их первых государств, признавших большевистское правительство. В 60-е гг. прошлого века окончательно оформился поворот Афганистана к Советскому Союзу как к основному партнеру в системе международных отношений. Между двумя странами были подписаны соглашения о предоставлении советской стороной льготных кредитов Кабулу для развития национальной экономики. Москва также активно отправляла в Афганистан новейшую военную технику и принимала участие в строительстве гражданских и военных объектов.Во-вторых, в 1978 г. разгорелась Саурская революция, по итогам которой в Афганистане был установлен социализм. Несмотря на это, смена политического руководства не смогла удовлетворить запросы всех групп афганских граждан, что обусловило сильнейшее противостояние власти НДПА, для борьбы с которой потребовалась советская интервенция. Советское вторжение в Афганистан расценивается как стратегический просчет советской власти. В-третьих, с распадом СССР Россия на некоторое время сократила свое присутствие в регионе ввиду внутриполитического кризиса. Активизация афганского направления российской внешней политики датируется         2010-ми гг., приоритетом при этом выступают вопросы безопасности. Москва, желая закрепить свое присутствие в этой стране, поддерживала контакты со всеми афганскими политическими игроками, в том числе и с движением «Талибан», признанным террористической организацией. В-четвертях, события 2021 г. в Афганистане являются составной частью оформления нового ландшафта международных отношений, построенного на основе многополярности. В Афганистане, раннее считавшийся зоной интересов США, усиливается влияние новыхигроков, в первую очередь России Китая, а также стран Центральной Азии, Ирана, Пакистана и др. Афганский кризис 2021 г. поставил перед правительствами этих стран задачу по выработке норм сдерживания распространения неконтролируемого оружия, экспорта экстремизма, роста незаконного оборота наркотиков и террористических угроз. Россия должна адекватно оценивать риски, исходящие от движения «Талибан», но из-за своей близости к Афганистану Москве предстоит сформулировать механизмы сотрудничества с новым афганским режимом, какую бы форму он ни принимал. Сегодня Россия претендует на доминирование в регионе, принимая на себя роль координатора усилий различных государств по обеспечению стабильности в Афганистане. Это позволяет сделать вывод о возрастании роли Москвы в решении афганского вопроса.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

Нормативные документы
1. Концепция внешней политики Российской Федерации (утверждена Президентом Российской Федерации В.В.Путиным 30 ноября 2016 г.) // Министерство иностранных дел РФ [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.mid.ru/foreign_policy/official_documents/-/asset_publisher/CptICkB6BZ29/content/id/2542248 (дата обращения: 01.04.2023).
2. О визите в Россию талибской делегации // Министерство Иностранных Дел Российской Федерации [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://archive.mid.ru/foreign_policy/news/-/asset_publisher/cKNonkJE02Bw/content/id/4544382 (дата обращения: 01.04.2023).
3. Постановление Политбюро ЦК КПСС № П176/125 «К положению в Афганистане» // 100 главных документов российской истории [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://doc.histrf.ru/20/postanovlenie-politbyuro-tsk-kpss-p176-125-k-polozheniyu-v-afganistane/ (дата обращения: 01.04.2022).
4. Решение Верховного Суда РФ от 14 февраля 2003 г. № ГКПИ 03-116 // Национальный Антитеррористический комитет [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://nac.gov.ru/zakonodatelstvo/sudebnye-resheniya/reshenie-verhovnogo-suda-rf-ot-14-fevralya.html (дата обращения: 01.04.2023).
5. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г. // Официальные сетевые ресурсы Президента России [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://kremlin.ru/supplement/424 (дата обращения: 01.04.2023).
6. Constitution of Afghanistan = Assasi Qanun (1964) // University of Nebraska [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://digitalcommons.unl.edu/cgi/viewcontent.cgi?article=1005&context=afghanenglish (дата обращения: 01.04.2023).
7. Constitution of the Republic of Afghanistan. Kabul: Government Printing House, 1977. 81 p
Международно-правовые документы
8. Договор между Российской Социалистической Федеративной Советской Республикой и Афганистаном. Москва. 28 февраля 1921 г. // Электронная библиотека исторических документов [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://docs.historyrussia.org/ru/nodes/136132-dogovor-mezhdu-rossiyskoy-sotsialisticheskoy-federativnoy-sovetskoy-respublikoy-i-afganistanom-moskva-28-fevralya-1921-goda#mode/inspect/page/2/zoom/4 (дата обращения: 01.04.2023).
9. Совместное заявление участников Московского формата консультаций по Афганистану, Москва, 20 октября 2021 года // Министерство Иностранных Дел Российской Федерации [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://archive.mid.ru/ru/foreign_policy/news/-/asset_publisher/cKNonkJE02Bw/content/id/4913908 (дата обращения: 01.04.2033).
10. The Durand Line Agreement // Afghanistan Online [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.afghan-web.com/history/the-durand-line/actual-text-of-the-durand-line-agreement/ (дата обращения: 01.04.2022)
11. The Geneva accords: agreements on the settlement of the situation relating to Afghanistan // United Nations [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://digitallibrary.un.org/record/171021?ln=en (дата обращения: 01.04.023).
12. Treaty of Gandomak [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://en.wikisource.org/wiki/Treaty_of_Gandamak (дата обращения: 01.04.2023).
Документы международных организаций
13. Резолюция 1333 (2000), принятая Советом Безопасности на его 4251-м заседании 19 декабря 2000 года // Организация Объединенных наций [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.un.org/securitycouncil/ru/s/res/1333-%282000%29 (дата обращения: 01.04.2023).
14. Резолюция 1368 (2001), принятая Советом Безопасности на его 4370-м заседании 12 сентября 2001 года // Организация Объединенных наций [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://undocs.org/ru/S/RES/1368(2001) (дата обращения: 01.04.2023).
Дипломатические документы
15. Замир Кабулов: Интересы талибов по борьбе с ИГИЛ в Афганистане объективно совпадают с российскими // Интерфакс [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.interfax.ru/interview/486757 (дата обращения: 01.04.2023).
16. Лавров назвал представителей талибов «вменяемыми людьми» // РИА Новости [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://ria.ru/20210723/lavrov-1742529842.html (дата обращения: 01.02.2022).
17. Лавров объяснил необходимость контактов Москвы с талибами // РБК [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.rbc.ru/politics/21/08/2018/5b7c38fe9a7947434848b6d1 (дата обращения: 01.04.2023).
18. Россия готова выступить гарантом соглашения между США и талибами // РИА Новости [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://ria.ru/20190904/1558283590.html (дата обращения: 01.04.2023).
Публицистические документы
19. Афганское движение "Талибан" открывает представительство в Катаре // ТАСС [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/618239 (дата обращения: 01.04.2023).
20. Ашраф Гани предложил признать «Талибан» легитимным // Радио Азаттык [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://rus.azattyq.org/a/29069996.html (дата обращения: 01.04.2023).
21. Банк ТКБ и Azizi Bank (Афганистан) подписали соглашения о расширении межбанковского сотрудничества // CreditPower,Ru [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://creditpower.ru/banknews/20171123/bank-tkb-i-azizi-bank-afganistan-podpisali-soglashenija-o-rasshirenii-mezhbankovskogo-sotrudnichestva/ (дата обращения: 01.04.2023).
22. Встреча Путина с представителями «Единой России». Главное // Известия [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://iz.ru/export/google/amp/1210854 (дата обращения: 01.04.2023).
23. В ходе наркотической войны против России США уничтожили более полумиллиона россиян // Информационное агенство Аврора [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://aurora.network/articles/183-sobytija/44847-v-khode-narkotichesko-vo-ny-protiv-rossii-ssha-unichtozhili-bolee-polumilliona-rossijan (дата обращения: 01.04.2023).
24. The Soviet Transition; U.S. and Soviets to End Arms Sales to Afghan Rivals // The New York Times [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.nytimes.com/1991/09/14/world/the-soviet-transition-us-and-soviets-to-end-arms-sales-to-afghan-rivals.html (дата обращения: 01.04.2023).
Научная литература
Монографии
25. Акимбеков С.М. Афганский узел и проблемы безопасности Центральной Азии. Алматы, 2003. 163 с.
26. БелокреницкийВ. Я., Сикоев Р. Р. Движение Талибан и перспективы Афганистана и Пакистана. М.: ИВ РАН, 2014. 216 с.
27. Конаровский М. А. Афганистан на рубеже веков: новый перекресток судьбы. М.: МГИМО-Университет, 2020. 355 с.
28. Коргун В.Г. История Афганистана. XX век. М.: ИВ РАН, 2004. 508 с.
29. Лалетин Ю. П. Политсистема Афганистана как идеальный тип: воздействие племен. М.: МГИМО-Университет, 2008. 105 с.
30. Никитенко Е. Г. Афганистан: От войны 80-х до прогноза новых войн. М.: Астрель : ACT, 2004. 362 с.
31. Пластун В.Н., Андрианов В.В. Наджибулла. Афганистан в тисках геополитики. М.:Рубин, 1998. 240 с.
32. Порохов С.Ю. Битва империй: Англия против России». М.: АСТ, 2008. 352 с.
33. Сергеев Е.Ю. Большая игра, 1856-1907: мифы и реалии российско-британских отношений в Центральной и Восточной Азии. М.: Товарищество научных изданий КМК, 2012. 454 с.
34. Сушенцов А.А. Малые войны США: политическая стратегия США в конфликтах в Афганистане и Ираке в 2000-2010-х годах. М.: Аспект Пресс, 2014. 272 с.
35. Таннер С. «Афганистан: история войн от Александра Македонского до падения «Талибан»» /Пер. с английского С. М. Саксина. - М.: «Эксмо», 2004.448 с.
36. Христофоров В.С. Афганистан. Правящая партия и армия (1978-1989). М.:Граница, 2009. 318 с.
37. Христофоров В.С. Афганистан: военно-политическое присутствие СССР 1979-1989 гг. М.: ИРИ РАН, 2016. 544 с.
38. Южаков С.Н. Афганистан и сопредельные страны. Политико-исторический очерк. М.:Ленанд, 2015. 208 с.
Статьи
39. Аманбекова Ш. Влияние афганского кризиса на процесс исламизации Центральной Азии // Постсоветские исследования. 2018. №3. С.318-329.
40. Асеф Н. Возвращение России в Афганистан: перспективы двустороннего экономического сотрудничества // Вестник РУДН. Серия: Международные отношения. 2017. №4. С.781-792.
41. Демидов К.Б Афганистан: «война с террором» как ключевая причина новых проявлений терроризма // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Сер. 9, Востоковедение и африканистика: Реферативный журнал. 2022. №1. С.55-73.
42. Гасайниев З.Г. Военная операция США на территории Афганистана в 2001-2014 гг. И ее последствия // Символ науки. 2020. №2. С.20-23.
43. Кайхан А. Афганистан до войны и после войны и роль мировых держав (России и США) в его политике // Процветание науки. 2022. №1 (7). С.3-19.
44. Конаровский М.А. Некоторые военно-политические аспекты операции США и НАТО в Афганистане // Актуальные проблемы Европы. 2013. № 3. С. 15-46.
45. Лунев С.И. Проблемы терроризма и подходы к Афганистану в треугольнике Россия-Индия-Китай // Сравнительная политика. 2020. №2. С.76-88.
46. Любин В.П., Алонци Р. Афганские мигранты 2021 г. и идентичность ЕС // Большая Евразия: развитие, безопасность, сотрудничество. 2022. №5-1. С.677-682.
47. Мачитидзе Г.Г. Афганский излом в зеркале российской политики: Россия и движение «Талибан» // РСМ. 2022. №1 (114). С.6-21.
48. Мачитидзе Г.Г. Стратегия в Афганистане: артефакт президента Д. Трампа // РСМ. 2020. №1 (106). С.119-138.
49. Митрофаненкова О.Е. Политика международных акторов по борьбе с наркотиками в Афганистане (2001-2019 гг.) // Восточная аналитика. 2020. №2. С.85-102.
50. Морозов Ю.В. Проблемы и перспективы взаимодействия в Афганистане заинтересованных в этом государств и их союзов // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2018. №5 (362). С.955-971.
51. Наматов М.А., Ламбаль А. Талибы в Афганистане: сценарии развития // Большая Евразия: развитие, безопасность, сотрудничество. 2022. №5-1. С.233-235.
52. Небренчин А.С. Актуальные вопросы обеспечения национальной безопасности России и Китая в современном мире // Большая Евразия: развитие, безопасность, сотрудничество. 2022. №5-1. С.236-239.
53. Никифорова Т.В. К стратегии внешнеэкономической политики России: Республика Афганистан // Экономический журнал. 2010. №19. С.17-25.
54. Новикова О.Н. Сложность мирного процесса в Афганистане // АПЕ. 2020. №2. С.173-194.
55. Малышева Д.Б. Международно-политическая конкуренция и сотрудничество в центральноазиатском регионе // Большая Евразия: развитие, безопасность, сотрудничество. 2022. №5-1. С.463-465.
56. Рабуш Т.В. Мусульманские государства и региональный вооруженный конфликт в Афганистане (1979-1989 гг. ): основные мотивы вовлечения // Исламоведение. 2018. №2. С.59-70.
57. Саранцева А.А. Причины и предпосылки появления движения «Талибан» // Архонт. 2020. №3 (18). С.104-110.
58. Сафранчук И.А. Военно-политическая ситуация в Афганистане в связи с выводом Международных сил содействия безопасности // Ежегодник ИМИ МГИМО (У) МИД России. 2013. № 2 (4). С. 34-38.
59. Степанова Е.А. Мирный процесс по Афганистану и роль России // ИМЭМО РАН. 2019. №2 (57). С.21-33.
60. Степанова Е.А. Фактор ИГИЛ и движение Талибан в политике России по Афганистану и в более широком регионе // Проблемы терроризма, насильственного экстремизма и радикализации: Спецвыпуск. Пути к миру и безопасности. 2017. № 1(52). C. 213-237.
61. Тетерюк А.С., Чижевский Я.А. Оценка эффективности военного аспекта стратегии НАТО в Афганистане, принятой при Б. Обаме // Сравнительная политика. 2015. №2 (19). С.110-124.
62. Топорков В. М. Советско-афганские отношения в системе международных связей СССР до Апрельской революции (1978 г.) в Афганистане // Вестник Пермского университета. История, 2012. Вып. 1 (18). С. 221-223.
63. Топорков В.М. Тайная стратегия США в Афганистане в 1979-1989 гг. // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2012. №26. С.54-62.
Диссертационные исследования
64. Нессар М.О. История политического развития современного Афганистана: дис. ... канд. ист. наук. М., 2014. 237 с.
65. Топорков В.М. Советско-афганские отношения в 1975-1991 гг.: исторический опыт разработки и реализации военно-политической стратегии СССР : диссертация доктора исторических наук. Чебоксары, 2015. 489 с.


Вопрос-ответ:

Какие отношения устанавливались между Россией и Афганистаном до событий Саурской революции 1978 года?

До событий Саурской революции 1978 года отношения между Россией и Афганистаном имели свои особенности. В исторической ретроспективе Афганистан считался кладбищем империй и ареной Большой игры, где иностранные державы пытались установить своё влияние. Советско-афганские отношения были сложными и сопровождались множеством конфликтных ситуаций.

Какие были причины и начальный этап гражданской войны в Афганистане?

Проблемы и противоречия в афганском обществе, а также недовольство населения положением дел в стране привели к возникновению гражданской войны. Борьба между разными политическими и религиозными группировками привела к разрушению государственной структуры и усилению насилия. Начальный этап гражданской войны характеризовался активным противостоянием между правительственными силами и оппозицией, а также вмешательством иностранных держав в конфликт.

Как развивались отношения между Россией и Афганистаном в XXI веке?

Отношения между Россией и Афганистаном в XXI веке прошли через несколько этапов развития. Важной ролью во взаимодействии с руководством Движения Талибан сыграла специфика взаимодействия. Российская Федерация стремилась поддерживать стабильность в Афганистане и бороться с террористической угрозой, однако ситуация оставалась сложной и требовала дальнейших усилий для достижения мира и стабильности.

Что значит "Афганский синдром 1979-1989"?

Афганский синдром 1979-1989 относится к периоду, когда Советский Союз ввел свои войска в Афганистан. Изначально задуманная как операция по противодействию угрозе терроризма и радикализации, она превратилась в длительную и кровопролитную войну. Афганский синдром описывает последствия этого военного конфликта, включая потерю людей и растущую недоверие общества к военным операциям за границей.

Какие особенности советско-афганских отношений до Саурской революции 1978 года?

Особенности советско-афганских отношений до Саурской революции 1978 года были связаны в основном с экономическим влиянием СССР на Афганистан. Советский Союз предоставлял значительную помощь в строительстве инфраструктуры, развитии сельского хозяйства и образования. Однако, наряду с этим, советские специалисты и военные также оказывали политическое влияние на Афганистан, что вызывало некоторые недовольства и оппозицию внутри страны.

Какие причины и начальный этап гражданской войны в Афганистане?

Гражданская война в Афганистане началась после Саурской революции 1978 года. Причинами войны были политические и социальные противоречия в стране, попытка внедрения коммунистических реформ, а также вмешательство зарубежных сил. Начальный этап войны характеризовался активными действиями афганской оппозиции, силовым противостоянием советских войск и афганской армии с повстанцами. Этот период был одним из самых жестоких и кровавых в ходе всей войны.

Какие основные этапы развития отношений между Российской Федерацией и Афганистаном?

Отношения между Российской Федерацией и Афганистаном прошли несколько этапов. Сначала после окончания Советского Союза в 1991 году отношения были напряженными из-за войны в Афганистане и роли СССР в этом конфликте. Однако, со временем отношения стали улучшаться, и Россия начала активно поддерживать реконструкцию и стабилизацию Афганистана после своего возвращения в регион. В настоящее время, Российская Федерация продолжает вести диалог и сотрудничество с афганскими властями в различных сферах.

Какие были особенности советско-афганских отношений до Саурской революции 1978 года?

Особенности советско-афганских отношений до Саурской революции 1978 года включали тесное сотрудничество между двумя странами в различных сферах, включая экономику, образование, оборону и культуру. СССР предоставлял значительную помощь Афганистану, включая строительство инфраструктуры, поставку вооружения и подготовку афганских кадров. Отношения были отмечены сотрудничеством и мирным сосуществованием.

Какие были причины и начальный этап гражданской войны в Афганистане?

Основными причинами и начальным этапом гражданской войны в Афганистане были политическая нестабильность, конфликты между различными фракциями и социальными группами, а также вмешательство внешних сил. Саурская революция 1978 года и приход к власти коммунистического режима стали катализатором конфликта. После революции началась борьба за власть между различными политическими и этническими группировками, которая привела к длительной гражданской войне.

Какие основные этапы развития отношений между Российской Федерацией и Афганистаном были зафиксированы в ХХI веке?

В ХХI веке отношения между Россией и Афганистаном проходили через несколько этапов. В период с начала 2000-х годов до 2014 года Россия активно поддерживала афганское правительство, предоставляла помощь в восстановлении страны и борьбе с терроризмом. Однако после вывода войск НАТО и усиления террористической активности в Афганистане, Россия пересмотрела свою политику и начала налаживать контакты с талибанскими представителями для обеспечения безопасности своих интересов в регионе.

Какая роль играли СССР и Афганистан в Большой игре?

Афганистан в истории был известен как "кладбище империй" из-за множества военных конфликтов, которые там происходили. В то время как для СССР Афганистан был ключевым объектом в сфере своего влияния и стал одной из причин начала гражданской войны в стране.