Концепция возникновения и значения тотема и табу З. Фрейда
Заказать уникальный реферат- 14 14 страниц
- 3 + 3 источника
- Добавлена 12.05.2023
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 3
1.Концепция возникновения и значения тотема и табу З. Фрейда 4
2.Связь тотема и табу с вытесненным, проблема Эдипова комплекса 10
Заключение 13
Список литературы 14
Именно в силу амбивалентности сама диспозиция ЭК предстает как полный Эдипов комплекс: негативный и позитивный. Что же касается упрощенного Эдипова комплекса, то здесь речь идет об упрощении, схематизации достаточно сложного опыта. В работе «Тотем и табу» Фрейд осмысливает Эдипов комплекс в связи с запретом на инцест и вытеснением тех представлений, которые связаны с детской сексуальностью.Фрейд, проводя анализ ритуалов племен в Австралии, отмечает обнаруживаемую повсеместно строгость запрета на инцест и жестокость наказания, если запрет был нарушен. В частности, у членов тотема отсутствует возможность вступать в брак друг с другом, сексуальные отношения между ними исключены. Но тут есть не религиозные и социальные установления, а система тотемизма - между лицами одного тотема есть обязательства: не убивать животное тотема и воздерживаться от употребления мяса тотемистического животного. Важно, что тотем передается по материнской или отцовской линии, но при этом тотем выходит за границы кровного родства и не имеет связи с местоположением. Что может обосновать эти требования экзогамии в системе тотемизма или системе социальных установлений, которая не связана с кровным родством? Одно из объяснений, особенно созвучное нашему времени - первоисточником является запрет на родственные браки, которые приводят к генетической деградации поколения, в данном случае в силу того, что тотем выходит за границы кровного родства оказывается неуместным. В логике мысли Фрейда, исходя только из природного плана, обоснование системы тотемизма является совершенно невозможно. Кстати, эта позиция была близка не только Фрейду, но также и Леви-Строссу, Лакану. Запрет на инцест - это своего рода «символический оператор», приводящий в действие культуру, оператор всеобщего обмена (в смысле Леви-Стросса). Он приводит к тому, что возникает новый порядок, человеческий порядок, в котором такого рода союзы не могут быть допущены. В психоаналитическом смысле, если есть запрет, то за ним скрывается желание, более того, желание оживляется запретом. Два запрета тотемизма – два предписания табу: не убивать животное тотема и не иметь сексуальных отношений с женщиной, которая принадлежит тотему, предстают в качестве тех преступлений, который совершает Эдип.Животное тотема – символ власти и закона. Миф, изложенный в «Тотем и табу» и связанный с убийством реального отца и поглощением отца предстает тем мифом, который, по сути, повествует о рождении культуры, в основании которой парадоксальным образом лежит совершенное преступление. Как полагал Фрейд, убийство и память об убийстве приводит к установлению власти Закона, порядка и тому, что появилось такое чувство, как вина.Таким образом, Фрейд заключает следующее: «в ЭК совпадают начало религии, нравственности, общественности и искусства». Данный момент достаточно важен, поскольку Эдипов комплекс изъят только из плана отношений с материнской и отцовской фигурой, семейного расклада или семейного комплекса. Этот аспект усиливается у Фрейда в поздних текстах, например, «Человек Моисей и монотеистическая религия». Фигура Моисея уводит от чувственного к рациональному, от материнского закона к отцовскому, что открывает «… новую империю духовности, в которой определяющими стали представления, воспоминания, умозаключения в противовес более низким видам психической деятельности (непосредственные восприятия органов чувств)». Убивают Моисея за отрыв от матери, за движение в мир абстрактного, мир символа, за отрыв от плененностивоображаемым.ЗаключениеНа основании вышесказанного можно сделать следующие выводы.В работе «Тотем и Табу» Фрейд обращается к истокам зарождения человечества, чтобы провести параллель между открытиями психоанализа в области психоневрозов, Эдипова комплекса и примитивными верованиями людей. Согласно позиции основателя психоанализа, тотемизм и табу - это основные признаки зарождения человеческой цивилизации именно в том виде, в котором мы знаем ее теперь. Фрейд проводит параллели между индивидуальным развитием и культурным развитием человечества, в частности, детство сродни зарождению культуры у примитивных народов. Тотем является животным-покровителем племени, реже – растением или явлением природы, к примеру, дождь или гром. Тотем есть прародитель каждого члена племени, его функции ограничены охраной, защитой племени, а также наложением запретов. Первый запрет касается убийства и поедания тотемного животного, а второй – члены племени не могли вступать друг с другом в брак. Фрейд полагает, что эти два запрета повторяются в индивидуальной психологической истории и являются венцом Эдипова комплекса – запрет на проявление агрессивных и сексуальных желаний относительно инцестуозных родительских объектов.Возникновение табу связано не со страхом за будущее, а тем, что в доисторические времена существовал очень сильный запрет, под страхом смерти этот запрет передавался другим поколениям. В качестве основы Фрейд берет теорию Дарвина о существовании первобытной орды и сильного лидера. Список литературыДодельцев Р.Ф., Коннов В.И. Главный миф психоанализа: к столетию издания «Тотем и табу» З. Фрейда. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/glavnyy-mif-psihoanaliza-k-stoletiyu-izdaniya-totem-i-tabu-z-freyda?ysclid=lgdrsxcybs652787043Манн Т. Фрейд и будущее. Доклад в Вене 8 мая 1936 к 80-летию З.Фрейда // Иностранная литература. 1996. № 6. С. 195-208.Фрейд З. Тотем и табу. – Режим доступа: https://librebook.me/totem_and_taboo?ysclid=lgdrr3c7nx209261746
2. Манн Т. Фрейд и будущее. Доклад в Вене 8 мая 1936 к 80-летию З.Фрейда // Иностранная литература. 1996. № 6. С. 195-208.
3. Фрейд З. Тотем и табу. – Режим доступа: https://librebook.me/totem_and_taboo?ysclid=lgdrr3c7nx209261746
Вопрос-ответ:
Какова концепция возникновения и значения тотема и табу у Фрейда?
Согласно Фрейду, тотем и табу возникли на ранних этапах развития человеческой культуры как символы, связанные с высшими ценностями и запретами. Они имеют глубокое психологическое значение для индивида и группы, отражая сильные эмоциональные связи и трансцендентальные желания.
Как тотем и табу связаны с вытесненным проблемой Эдипова комплекса?
Тотем и табу являются символическими проявлениями вытесненных проблем, включая Эдипов комплекс, который Фрейд считал одним из основных механизмов психической динамики. Табу отражает запретные желания, связанные с конкурентными взаимоотношениями внутри семьи, а тотем выражает привязанность и принадлежность к определенной группе или роду.
В чем заключается амбивалентность диспозиции Эдипова комплекса, согласно Фрейду?
Амбивалентность диспозиции Эдипова комплекса означает, что эмоциональные отношения между ребенком и родителями могут быть одновременно положительными и отрицательными. Ребенок может испытывать сильные чувства любви и привязанности к родителям, но в то же время чувствовать враждебность и соперничество с ними.
Что понимается под упрощенным Эдиповым комплексом в работе Тотем и табу?
Упрощенный Эдипов комплекс в данной работе Фрейда относится к упрощенной схематизации сложного психологического опыта. Здесь Фрейд упрощает концепцию Эдипова комплекса, ограничиваясь основными аспектами сексуального развития и соперничества внутри семьи.
Какие идеи разрабатывает Фрейд в своей работе Тотем и табу?
В работе Тотем и табу Фрейд разрабатывает идеи о символическом значении тотема и табу, связанных с привязанностью к группе и запретами. Он также исследует связь тотема и табу с вытесненными проблемами, включая Эдипов комплекс. Фрейд анализирует эти концепты с психоаналитической точки зрения и исследует их влияние на формирование человеческой культуры.
Какова концепция возникновения и значения тотема и табу у Фрейда?
Фрейд представляет тотем и табу как фундаментальные понятия в своей теории. Он утверждает, что тотем - это священное животное или растение, которое служит символом рода или клана, а табу - это запрет на определенные действия или контакт с определенными объектами, связанный с этим тотемом. Фрейд считает, что их возникновение связано с примитивной религиозной системой и подавленными сексуальными желаниями. Он интерпретирует тотем и табу как проявления бессознательного и коллективного бессознательного.
Как связаны тотем и табу с концепцией вытесненного проблемы Эдипова комплекса?
Согласно Фрейду, тотем и табу имеют глубокую связь с вытесненным проблемой Эдипова комплекса. Фрейд утверждает, что тотем является символом самого отца, который становится объектом желания для сына. Самый мощный табу связан с запретом на сексуальные отношения с матерью. Это связано с комплексом Эдипа, когда сын испытывает сексуальные чувства к матери и враждебные чувства к отцу.
В чем заключается возникновение и значение тотема и табу у Фрейда?
У Фрейда возникновение и значение тотема и табу объясняются примитивной религиозной системой и подавленными сексуальными желаниями. Он считает, что тотем является символом рода или клана, который служит священным объектом. Табу, в свою очередь, представляет собой запрет на определенные действия или контакт с этим тотемом. Фрейд осмысливает эти понятия как проявления бессознательного и коллективного бессознательного.
Каким образом Фрейд упрощает концепцию Эдипова комплекса?
В работе "Тотем и табу" Фрейд представляет упрощенную схему Эдипова комплекса. Он считает, что полный Эдипов комплекс включает как отрицательные, так и положительные аспекты, связанные с сексуальными чувствами к родителям. Однако, в его упрощенной схеме, речь идет только об отрицательных аспектах - запрет на сексуальные отношения с матерью и враждебные чувства к отцу.
Какова концепция возникновения и значения тотема и табу у Фрейда?
Фрейд развивает концепцию, согласно которой тотемы и табу являются результатом коллективного бессознательного и выражают запреты и заповеди со стороны общества. Он связывает эти понятия с ранней историей человечества и основывается на амбивалентности - одновременно положительном и отрицательном отношении к объекту.