Учебные заведения Пскова начала 20 века

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: История
  • 60 60 страниц
  • 29 + 29 источников
  • Добавлена 13.05.2023
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1. Псков и Псковская губерния в конце XIX-начале XX века……….10
Глава 2. Церковное образование. Приходские школы………………………25
Глава 3. Светские учебные заведения………………………….......................40
Заключения…………………………………………………………………….56
Список источников и литературы…………………………………………….59

Фрагмент для ознакомления

Половина наемных помещений плохо отапливались. В Новоржевском уезде в 1907г. из 23 земских школ только 16 располагались в специально построенных домах.Школьные помещения были переполнены из-за наплыва учащихся в школы. Местные жители понимая важность образования детей, соглашались на паях с земством строить улучшенные помещения.  Однако постройка школьных зданий в Псковской губернии отставала от быстро развертывающегося открытия новых школ.Количество наемных зданий в 1911 году значительно увеличилось, и вместе с тем ухудшились санитарно-гигиенические условия школьных помещений.  66 процентов министерских и земских школ располагалось в наемных помещениях, в то время как церковноприходских было 17 процентов.Объяснялось это, по нашему мнению, стремлением снизить роль земских школ, которые составляли большинство, а также недостатком средств у земств для строительства новых школьных помещений. Наиболее благоприятная ситуация  наблюдалась в Порховском уезде, где равное количество школ имело собственные и наемные помещения, а в Холмском, Великолукском и Новоржевском – собственных школьных зданий было больше наемных. По состоянию школьных зданий Псковская губерния занимала последнее место в ряду соседних губерний. Так, площадь пола на одного ученика в 1911 году  составляла в Псковской губернии 2,2 кв. аршина, в то время как в Новгородской и Санкт-Петербургской – по 2,5; 72,4 % школ Псковской губернии имело всего одну классную комнату, в Санкт-Петербургской – 67,7 %. Что касается собственно земских школ, то, по данным 1909 года, большинство из них (309 из 396) было лишено собственных помещений и вынуждено было  ютиться в наемных помещениях, часто в крестьянских избах, без самых элементарных удобств.Стоимость найма помещений для школ представляла значительную часть расходов земств. Эти расходы, по подсчетам уездных земств, были выше, чем содержание собственных школьных помещений. Если взять среднее количество детей, обучающихся в школах, то на одного ученика, обучающегося в наемных зданиях, приходилось: в Псковском уезде – около 3 руб., в Островском – 1,20 руб. в Опочецком – в старых школах – 3,64 руб., в новых – 2,10 руб. В школах со своими помещениями один ученик обходился  Опочецкому земству в 2 руб. 4 коп., Новоржевскому земству – 2 руб.28 коп. Таким образом, налицо преимущество собственных помещений. К сожалению, как уже было сказано, не все земства могли иметь такие помещения из-за нехватки средств на строительство.Важным моментом в развитии земской школы России был закон, принятый 3 мая 1908 года, по которому в земских школах вводилось бесплатное обучение. Земство приступило к созданию планов всеобщего начального обучения. Опочецкое земство приняло решение о переходе ко всеобщему начальному образованию в 1909 году. Ещё ранее, в 1907 году для Холмского уезда была спроектирована школьная сеть для этих же целей. О растущей тяге крестьянского населения к образованию свидетельствовали ходатайства крестьян Холмского уезда в уездную земскую управу в 1906-1907гг. Они обязывались «доставлять для школы дрова, исходя из числа учащихся».Этот факт подстёгивал земство к активным действиям. С 1906 по 1913 годы число земских школ в уезде возросло с 8 до 105. В 1910 году от Министерства народного просвещения был назначен ежегодный отпуск пособия на содержания 66 классов-комплексов по 300 руб. Одновременно были ассигнованы значительные средства на постройку школьных зданий. По договору с Министерством народного просвещения расходование этого кредита было обусловлено ассигнованием равных сумм на постройку и из земских смет. Однако Холмское земство с этим не справилось. Свыше 20 тыс. руб., выделенных Министерством, было возвращено в казну, а большинство вновь открытых школ было размещено в случайных, малоприспособленных помещениях.В 1904 году Псковской и Островской уездными земскими управами были разработаны проекты перехода ко всеобщему обучению. Псковское уездное земское собрание ходатайствовало перед Министерством народного просвещения об ассигновании на содержание 95 земских школ по 420 руб. на каждую. Это позволило бы в ближайшем будущем открыть до 70 новых школ и осуществить всеобщее обучение в течение 5 лет.Школьная сеть по введению всеобщего начального обучения была образована в Великолукском уезде в 1912 году, но лишь в 1917 году была  утверждена Министерством народного просвещения. В процессе работы в  уезде по подготовке к введению всеобщего начального обучения уже к марту 1918 года в ведении Великолукского уездного земства находилось 150 учителей с тремя запасными учительницами и числилось 95 начальных школ:  (для сравнения: в 1907 году в уезде было 14 земских школ).  В 1913 году 7 уездных земств Псковской губернии получили пособия в общей сумме 262000 руб. для подготовки ко всеобщему обучению.В начале XX века земская школа сливалась с министерской, и ее можно определить как земско-государственную, в отличие от земско-общественной в 80-90-е годы  XIX в. Эти изменения проявились в том, что в земских школах изучали предметы в том же объеме, что и в министерских.  Земская школа, сформировавшаяся во второй половине XIX в., оказалась очень жизнеспособной и с успехом конкурировала с другими учебными заведениями начального образования. Формирование земской школы происходило не сверху, а снизу. Этот тип был более свободным в отношении содержания обучения, т.к. до 1897 года не было для земских начальных училищ утвержденной министерством программы. С 1897 года «Примерные программы предметов, преподаваемых в училищах ведомства Министерства народного просвещения», которым руководствовались и земские школы, определили преподавание следующих учебных предметов и их почасовую разработку.          Распределение учебного материала по годам было примерным. Педагоги имели право переносить часть содержания по предмету из одного года в другой, но в целом должны были пройти весь материал. 3 часа в неделю выделялось также на церковное пение. При изучении предметов по министерской программе учебное время между отделениями распределялось по-разному. Так, на изучение Закона Божьего – поровну между отделениями, при обучении церковнославянской грамоте можно было соединить второе и третье отделения и читать с учащимися ежедневно по 0,5 часа, а во вторую половину учебного года по 2 получаса в неделю следовало заниматься с младшим отделением. Для обучения грамоте учитель должен был больше времени уделять младшему отделению на уроках русского языка. Больше времени рекомендовалось уделять младшему и среднему отделению на чистописании. Уроки арифметики распределялись поровну по годам обучения.В объяснительной записке программы по русскому языку предлагалось  обращать особое внимание на чтение статей религиозно-нравственного и патриотического содержания, а также «деловых статей» (по ремеслу, сельскому хозяйству, гигиене и т.п.). Объяснительная записка к программе по арифметике требовала, чтобы учащиеся приобрели твердые навыки устного счета, обращения с мерами веса, навыки измерения площадей, времени и т.д.В учебных планах земских школ не были обязательными черчение, география, история. Педагоги земских школ вводили их самостоятельно.Из второстепенных предметов в Псковской губернии  преподавались: пение, гимнастика, рукоделие, садоводство и др. В земских школах в среднем 5 часов в неделю уходило на названные предметы. Преподавание второстепенных предметов наиболее сильно было распространено в школах Псковского (занимались 80% педагогов) и Новоржевского (более 50%) земств, наименее – Порховского (около 20%) и Островского (около 20%) земств.В начале XIX века образовалось министерство народного просвещения, возникли учебные округа и стали открываться гимназии по всей России. 24 января 1803 г. Александр I утвердил "предварительные правила народного просвещения", по которым гимназии или губернские училища, образованные из главных народных училищ, открывались в каждом губернском городе и вверялись управлению губернского директора училищ.  5 ноября 1804 г. вышел "Устав учебных заведений", подведомственных  университету и попечителям округов. Он объявил гимназии всесословными учебными заведениями, подразделенными на 4 годичных курса. Цель их учреждения в "Уставе" определялась так: 1) приготовить к слушанию университетских наук; 2) преподать сведения, необходимые для благовоспитанного человека и 3) приготовить желающих к учительскому званию в уездных, приходских и других низших училищ. Организованный в 1826 г. "Комитет устройства учебных заведений" выработал новый устав для гимназий,  утвержденный 8 декабря 1828 г. Удерживая для гимназии  двоякую цель: 1) приготовить к слушанию университетских лекций и 2) "доставить способы приличного воспитания", он вводил изменения в самой системе гимназий, в управлении их, в распределении уроков и т. п. Гимназия  состояла из семи классов; из них первые три имели во всех гимназиях одни и те же предметы и одинаковое распределение их, а начиная с 4-го класса разделялись на гимназии с греческим и без греческого языка.  Во главе гимназий  стоял по-прежнему директор; но теперь в помощь к нему назначается инспектор, избираемый из старших учителей, для наблюдения за порядком в классах и ведения хозяйства в пансионах. Учреждается также звание почетного попечителя, для общего с директором надзора за гимназиями и пансионом. Кроме того, были образованы педагогические советы, в которых обсуждалось состояние гимназии и меры к их улучшению. В изменение курса легли следующие начала: устранение лишних предметов, "применение учения к потребностям учащихся", основательность знаний и национальность.Главными предметами признаны древние языки и математика: первые — "как надежнейшее основание учености и как лучший способ к возвышению и укреплению душевных сил юношей; последняя — как служащая в особенности к изощрению ясности в мыслях, их образованию, проницательности и силе размышления". Увеличивалось число уроков по закону Божию и отечественному языку.  Из остальных предметов оставались: география и статистика, история, физика, новые языки, чистописание и рисование.В 1849 г. был издан указ об изменениях и дополнениях к уставу гимназий 1828 г.  Гимназический курс делился на общее и специальное обучение. Последнее начинается с четвертого класса.В Пскове открытие гимназии состоялось 2 июня 1808 года. На открытие прибыл попечитель Санкт-Петербургского учебного округа Н.Н. Новосильцев.Открытие прошло в торжественной обстановке с молебном, официальной частью и  завтраком для всех посетителей, устроенном в помещении гимназии.  В церемонии открытия участвовал и гражданский губернатор Н.О. Лаба.   Вначале гимназия размещалась в доме генерал губернатора. Здание было мало приспособлено для учебного заведения. Поэтому ещё до открытия гимназии директор подал попечителю докладную записку с просьбой о приобретении для гимназии особого дома. Это прошение осталось без всяких последствий.Первым директором гимназии был назначен последний директор Главного училища Назаретский Пётр Александрович, хороший администратор, талантливый педагог, многое сделавший для организации надлежащей работы Главного училища. Ему принадлежала инициатива подачи прошения попечителю учебного округа о приобретении нового здания для гимназии. Директором гимназии Назаретский П.А. был недолго. В год открытия гимназии он подал прошение об отставке по состоянию здоровья, которое было принято.В августе 1809 г. директором был назначен капитан-лейтенант Харламов Алексей Гаврилович. По существу он только значился директором, поскольку большую часть своего времени проводил в Петербурге. В ноябре 1811 г. он был уволен. В период его отсутствия должности директора исполняли учителя Петрушевский, затем Шавров Е.М.Во время директорствования Петрушевского Ф.И. в педагогическом коллективе часто возникали конфликты. С сентября 1811 г. по март 1812 г. исправлял обязанности директора учитель Орлов Т.Я.. Следующим директором был Караулов Василий Семёнович, занимавший до этого должность Советника Псковского Губернского Правления. В связи с приближением французских войск временно, до сентября, занятия в гимназии были прекращены. В первое время новый директор взялся за наведение надлежащего порядка в гимназии.Однако в период 1813-1815 гг. он большую часть времени проводил в Петербурге. В 1815 г. в гимназии была проведена ревизия, которая вскрыла растраты казённых средств в сумме 3014 руб. Позже, в 1817 г., выяснилось, что растрачено было 5998 руб. В марте 1816 г. Караулов был уволен с должности директора, а исправляющим обязанности вновь был назначен старший учитель Шавров Егор Михайлович.По уставу в гимназии имели право обучаться ученики всех сословий, окончившие уездные училища или другие учебные заведения соответствующего уровня. Первый состав гимназистов был представлен почти всеми сословиями кроме духовного. В следующие годы дети некоторых сословий, преимущественно из дворян, почти не поступали.Самое большое число учеников поступало идетей гражданских чиновников, мещан, офицеров, купцов, кантонистов. Псковская гимназия была в ведении Санкт-Петербургского  учебного округа. Он был основан в 1803 году в числе первых шести учебных округов в Российской империи. В его состав входили Архангельская, Вологодская (с 1824 г.), Витебская (1824 по 1829 и с 1850 по 1864 гг.), Санкт-Петербургская, Новгородская (до 1824 и с 1826 г.), Псковская, Олонецкая, и губернии.В октябре 1827 г. император посетил Псков. 21 октября он осмотрел гимназию. В этом году в гимназии обучалось всего 23 ученика, что получило негативную оценку императора. Последовало повеление «гимназию закрыть с 1 января 1828 года по малочисленности учащихся».   Пять лет и два месяца гимназия была закрыта. Первого ноября 1832 года последовало Высочайшее повеление об открытии вновь Псковской гимназии, на основании устава 8 декабря 1828 года, само же открытие последовало первого марта 1833 года -  «лучшая жизнь гимназии во всех отношениях».  Тогда же был открыт благородный пансион при гимназии на 24 воспитанника.  Наконец при гимназии был открыт пансион, отсутствие которого, по справедливому мнению директора Шаврова, было причиной незначительного числа учеников в гимназии. Благородный пансион при гимназии был открыт для детей дворян и чиновников, проживающих в губернии. Содержался пансион за счёт средств, собираемых с воспитанников и добровольных пожертвований дворянства. Итак, Начальное образование в Псковской губернии в конце XIX века было представлено различными типами школ: церковно-приходскими, министерскими и земскими. Для обучения грамоте взрослого населения существовали воскресные школы.Среднее образование было представлено как общеобразовательными учебными заведениями, так и специальными. С 1786 года крупнейшей была псковская мужская гимназия (главное народное училище). В начале 20 века здесь учились многие выдающиеся люди: В. Брадис, В. Каверин, Л. Зильбер, А. Летавет.С 1859 года действовала женская гимназия. Существовали и частные гимназии Агаповой, Сафроновой, Александровой. В 1912 году действовало 7 женских гимназий.Реальных училищ было 5: в Пскове, в Великих Луках, Острове, Порхове, Торопце.Средние специальные учебные заведения были представлены несколькими педагогическими учебными заведениями, которые готовили учителей для школ соответствующих ведомств.Постановлением Псковского губернского земского собрания от 16 декабря 1870 года было предположено учредить в Пскове, за счет средств губернского земского сбора, учительскую семинарию с целью дать образование молодым людям, желавшим посвятить себя учительской деятельности в сельских народных училищах Псковской губернии.На устройство учительской семинарии Псковское губернское земство выделило единовременно 3000 рублей.1 сентября 1874 года состоялось торжественное открытие Псковской учительской семинарии.С 1874 в Пскове действовало землемерное училище. Оно готовило землемеров и землеустроителей. Таких учебных заведений в России было немного. С началом столыпинской реформы эта профессия стала особо необходима. 4 года обучения повышали качество подготовки (здание на улице Гоголя).Псковский кадетский корпус был образован в 1882 г. на основе военной прогимназии, с 13 июля 1876 года - гимназии, в свою очередь появившейся из реорганизованной гарнизонной школы (открытой в Пскове в 1783 г.).С 1895 года Министерство земледелия ставило вопрос об открытии в Пскове сельскохозяйственного училища. И министерство и земство это поддерживало. Но открылось это училище только в 1903 году в Крестах и готовило агрономов. Его отличала хорошая материальная база. До революции училище выпустило около 100 человек.В 1900 году начала работу художественно-промышленная школа (на денежные средства Елизаветы Фан-дер-Флит).Бурное железнодорожное строительство на территории губернии во второй половине 19 века потребовало необходимость подготовки железнодорожников. В 1902 году в Великих Луках было открыто железнодорожное училище (техникум железнодорожного транспорта).В 1909 году в Великих Луках работала женская учительская семинария.В 1909 году в Пскове был открыт учительский институт со сроком обучения 4 года (первое здание на Завеличье купца Рушанова).Для церковно-приходских школ учителей готовило епархиальное училище. Оно открыто было в 60-х годах 19 века. А в 1899 году для него было построено новое здание. Там работали ученики гимназии, были открыты педагогические классы.В 1909 году открылось коммерческое училище, его называли общественным (дом Ткачева).В губернии действовали учебные заведения и духовного ведомства. 4 духовных училища: в Пскове, Великих Луках, Порхове, Торопце. В Пскове — Православная духовная семинария (Псковская духовная семинария) со сроком обучения — 4 года.Псковский губернский статистический комитет с 1841 г. (по 1914 г.) ежегодно начал издавать «Памятные книжки Псковской губернии – официальный справочник-ежегодник ». в которых содержатся цифры о количестве школ и учителей по уездам, что позволяет проследить динамику изменений, а также выяснить состав учителей в отдельных школах каждый год. В «Обзорах Псковской губернии» и приложениях к ним содержатся подробные статистические данные о состоянии народного образования, в частности численность школ, учащихся, библиотек и т. д. на обозреваемый период (см. раздел музея «Деятельность Псковского статистического комитета и Археологического общества (ПАО) ).ЗАКЛЮЧЕНИЕИзучение педагогических традиций земских, церковно-приходских школ позволило нам составить адекватное представление о становлении и развитии школы в конце 19 - начале 20 века в Псковской губернии. Объективный исторический анализ архивных источников, полная фактическая информация, решили для нас проблему, как полной идеализации педагогических ценностей сельской школы, так и их огульного отрицания.Исследуя систему традиций школы в дореволюционной России, и её проблемы на современной этапе, мы обратили внимание на теоретические законы функционирования традиции. Оказалось, что «старое» как таковое, никогда не повторяется. А повторяемость того или иного педагогического явления происходит по принципу восходящего движения в совершенно новых условиях общественно-экономической жизни.В процессе теоретического анализа нам удалось установить, что одним из фундаментальных условий многоукладности, самобытности и самоорганизации образования на селе явилось заимствование различных педагогических теорий Запада и утверждение национальных традиций народной педагогики. Данные процессы происходили на фоне противостояния общественных и государственных сил в праве за управление системой образования, определением путей её развития.Жизнеспособность самых элементарных школ грамоты, можно сегодня объяснить лишь тем, что обществу удалось здраво осмыслить все разнообразные, жизненные, реальные обстоятельства, условия и возможности, которые они знали досконально, и принять решение - как лучше организовать сельскую школу, и какую школу. Сельские общины, сами принимали участие в создании школ, с интересом относились к устройству библиотек, народных чтений.Вместе с тем, они отторгали многие типы школ и формы образования, например, узкопрактического, специализированного или сельскохозяйственного, приняв общее образование. Программы сельских школ варьировались в зависимости от местных условий. В процессе создания и функционирования сельских школ использовались разные источники финансирования. Особую роль в развитии сельской школы сыграла частная инициатива. Она имела разнообразный характер, пожертвования на строительство школ денежных средств, сдача помещений под школы, создание библиотек, устройство благотворительных просветительских мероприятий. Однако значительно важнее количественного аспекта - сам пример благородного, бескорыстного участия людей в образовании, создающий неповторимость школы, живую историческую преемственность поколений, возвышающий человеческое достоинство.В Псковской губернии по переписи 1897 года эта цифра была 14,6 %. Из них мужчин — 22%, женщин - 7%, городское население было более грамотным, чем сельское.Начальное образование в Псковской губернии в конце XIX века было представлено различными типами школ: церковно-приходскими, министерскими и земскими. Для обучения грамоте взрослого населения существовали воскресные школы.Среднее образование было представлено как общеобразовательными учебными заведениями, так и специальными. С 1786 года крупнейшей была псковская мужская гимназия (главное народное училище). В начале 20 века здесь учились многие выдающиеся люди: В. Брадис, В. Каверин, Л. Зильбер, А. Летавет.С 1859 года действовала женская гимназия. Существовали и частные гимназии Агаповой, Сафроновой, Александровой. В 1912 году действовало 7 женских гимназий.Реальных училищ было 5: в Пскове, в Великих Луках, Острове, Порхове, Торопце.Средние специальные учебные заведения были представлены несколькими педагогическими учебными заведениями, которые готовили учителей для школ соответствующих ведомств.Постановлением Псковского губернского земского собрания от 16 декабря 1870 года было предположено учредить в Пскове, за счет средств губернского земского сбора, учительскую семинарию с целью дать образование молодым людям, желавшим посвятить себя учительской деятельности в сельских народных училищах Псковской губернии.СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫАбрамов В.Ф. Земство, народное образование и просвещение. //Вопросы истории. 1998, №8, -С.44-52Аверкин ВН., A.M. Цирульников. Управление вариативными образовательными системами. Великий Новгород, 1999.-230 с.Бан И.К. К.П. Победоносцев и распространение церковноприходских школ в 1884 - 1904 гг.: Дис. … канд. ист. наук. - СПб., 1999.-105 с.Баркова Н.Н. Нравственный идеал в русской педагогике. //Педагогика. 1998, №2.- С.75-85Белинский В.Г., Герцен А.И., Чернышевский Н.Г., Добролюбов. -Педагогическое наследие. М. .Педагогика 1988.-130 с.Вампилова Л. Б. Региональный историко-географический анализ. Система методов исследований в исторической географии: Монография. Кн. 2. СПб.: ЛГУ им. А. С. Пушкина, 2008.-320 с.Гершунский Б.С. Образование в третьем тысячелетии: гармония знания и веры //Педагогика 1998 №2- С.55-70Гохман В.М. География культурных традиций и её место в их комплексном использовании. // Советская этнография. 1982, №2,- С.110-125Дементьев Виталий Сергеевич Изменение характеристик расселения в Псковском регионе в губернский период: историко-географический анализ // Псковский регионологический журнал. 2016. №1 (25). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/izmenenie-harakteristik-rasseleniya-v-pskovskom-regione-v-gubernskiy-period-istoriko-geograficheskiy-analiz (дата обращения: 11.04.2023).Дементьев Виталий Сергеевич Особенности расселения и этноконфессионального состава населения Псковской губернии по материалам переписи 1897 года // Вестник Псковского государственного университета. Серия: Естественные и физико-математические науки. 2014. №5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-rasseleniya-i-etnokonfessionalnogo-sostava-naseleniya-pskovskoy-gubernii-po-materialam-perepisi-1897-goda (дата обращения: 11.04.2023).Дементьев Виталий Сергеевич Развитие городских поселений Псковского региона в средневековую и губернскую эпохи: историко-географический анализ // Псковский регионологический журнал. 2017. №1 (29). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-gorodskih-poseleniy-pskovskogo-regiona-v-srednevekovuyu-i-gubernskuyu-epohi-istoriko-geograficheskiy-analiz (дата обращения: 11.04.2023).Дементьев Виталий Сергеевич Этнический и конфессиональный состав населения Псковской губернии в XIX - начале XX вв // Псков. Научно-практический, историко-краеведческий журнал. 2016. №45. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/etnicheskiy-i-konfessionalnyy-sostav-naseleniya-pskovskoy-gubernii-v-xix-nachale-xx-vv (дата обращения: 11.04.2023).Житенев Тимофей Евгеньевич Особенности социально-педагогической деятельности церковноприходских школ конца ХIХ начала ХХ веков // Вестник ВУиТ. 2011. №8. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-sotsialno-pedagogicheskoy-deyatelnosti-tserkovnoprihodskih-shkol-kontsa-hih-nachala-hh-vekov (дата обращения: 11.04.2023)Иванова Н.А., Желтова В.П. Сословно-классовая структура России в конце XIX – начале XX века. М.Наука. 2004. -440 с.Кабузан В. М. Народы России в XVIII в.: Численность и этнический состав. М., 1990.-402 с.Карпова Валентина Васильевна Зземская школа Псковской губернии в начале XX В. // Псков. Научно-практический, историко-краеведческий журнал. 2009. №31. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/zzemskaya-shkola-pskovskoy-gubernii-v-nachale-xx-v (дата обращения: 11.04.2023).Карташёв А.В. Очерки по истории русской церкви. - M., 1993.-350 с.Клейменов Сергей Петрович Административный и экономический факторы пространственного развития Псковской области: история и современность // Псковский регионологический журнал. 2012. №14. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/administrativnyy-i-ekonomicheskiy-faktory-prostranstvennogo-razvitiya-pskovskoy-oblasti-istoriya-i-sovremennost (дата обращения: 11.04.2023).Медведева Наталья Михайловна Сословная структура населения городов Псковской губернии во второй половине XIX в, // Псков. Научно-практический, историко-краеведческий журнал. 2006. №25. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/soslovnaya-struktura-naseleniya-gorodov-pskovskoy-gubernii-vo-vtoroy-polovine-xix-v (дата обращения: 11.04.2023).Митропольский С.И. Очерк истории церковно-приходской школы. - M., 2006.-380 с.Никольский Н.М. История русской церкви. - Минск, 1990.-340 с.Никулин Валерий Николаевич Льноводство в Псковской губернии во второй половине XIX - начале XX века. / Никулин Валерий Николаевич – 2000 – Северо-Запад в аграрной истории России: Межвузовский тематический сборник научных трудов.-230 с.Попова Ольга Васильевна Церковно-приходские школы в Псковской губернии в начале XX В. // Псков. Научно-практический, историко-краеведческий журнал. 2008. №29. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tserkovno-prihodskie-shkoly-v-pskovskoy-gubernii-v-nachale-xx-v (дата обращения: 11.04.2023).Поспеловский Д.В. Русская православная церковь в XX веке. - М., 1995.-350 с.Рачков Л. И., Чуистова Л. И. Историческая география СССР (до Великой Октябрьской социалистической революции) // Исследования по истории России. Н. Новгород, 1996. -330 с.Рашин А.Г. Население России за 100 лет (1811 – 1913 гг.). М., 1956. -405 с.Седунов А.В. Вопрос первостепенной важности. // Псков, 1996, № 4,- С. 85-110Стрелецкий В. Н. Эволюция научных парадигм в мировой исторической географии: от классических школ к современным исследовательским направлениям // Вопросы географии. Сб. 136: Историческая география / Отв. ред. В. М. Котляков, В. Н. Стрелецкий. М.: Издательский дом «Кодекс»,2013. –С.33-55Яцунский В. К. Историческая география как научная дисциплина // Вопросы географии. Сб. 20.-С.40-60

1. Абрамов В.Ф. Земство, народное образование и просвещение. //Вопросы истории. 1998, №8, -С.44-52
2. Аверкин ВН., A.M. Цирульников. Управление вариативными образовательными системами. Великий Новгород, 1999.-230 с.
3. Бан И.К. К.П. Победоносцев и распространение церковноприходских школ в 1884 - 1904 гг.: Дис. … канд. ист. наук. - СПб., 1999.-105 с.
4. Баркова Н.Н. Нравственный идеал в русской педагогике. //Педагогика. 1998, №2.- С.75-85
5. Белинский В.Г., Герцен А.И., Чернышевский Н.Г., Добролюбов. -Педагогическое наследие. М. .Педагогика 1988.-130 с.
6. Вампилова Л. Б. Региональный историко-географический анализ. Система методов исследований в исторической географии: Монография. Кн. 2. СПб.: ЛГУ им. А. С. Пушкина, 2008.-320 с.
7. Гершунский Б.С. Образование в третьем тысячелетии: гармония знания и веры //Педагогика 1998 №2- С.55-70
8. Гохман В.М. География культурных традиций и её место в их комплексном использовании. // Советская этнография. 1982, №2,- С.110-125
9. Дементьев Виталий Сергеевич Изменение характеристик расселения в Псковском регионе в губернский период: историко-географический анализ // Псковский регионологический журнал. 2016. №1 (25). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/izmenenie-harakteristik-rasseleniya-v-pskovskom-regione-v-gubernskiy-period-istoriko-geograficheskiy-analiz (дата обращения: 11.04.2023).
10. Дементьев Виталий Сергеевич Особенности расселения и этноконфессионального состава населения Псковской губернии по материалам переписи 1897 года // Вестник Псковского государственного университета. Серия: Естественные и физико-математические науки. 2014. №5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-rasseleniya-i-etnokonfessionalnogo-sostava-naseleniya-pskovskoy-gubernii-po-materialam-perepisi-1897-goda (дата обращения: 11.04.2023).
11. Дементьев Виталий Сергеевич Развитие городских поселений Псковского региона в средневековую и губернскую эпохи: историко-географический анализ // Псковский регионологический журнал. 2017. №1 (29). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-gorodskih-poseleniy-pskovskogo-regiona-v-srednevekovuyu-i-gubernskuyu-epohi-istoriko-geograficheskiy-analiz (дата обращения: 11.04.2023).
12. Дементьев Виталий Сергеевич Этнический и конфессиональный состав населения Псковской губернии в XIX - начале XX вв // Псков. Научно-практический, историко-краеведческий журнал. 2016. №45. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/etnicheskiy-i-konfessionalnyy-sostav-naseleniya-pskovskoy-gubernii-v-xix-nachale-xx-vv (дата обращения: 11.04.2023).
13. Житенев Тимофей Евгеньевич Особенности социально-педагогической деятельности церковноприходских школ конца ХIХ начала ХХ веков // Вестник ВУиТ. 2011. №8. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-sotsialno-pedagogicheskoy-deyatelnosti-tserkovnoprihodskih-shkol-kontsa-hih-nachala-hh-vekov (дата обращения: 11.04.2023)
14. Иванова Н.А., Желтова В.П. Сословно-классовая структура России в конце XIX – начале XX века. М.Наука. 2004. -440 с.
15. Кабузан В. М. Народы России в XVIII в.: Численность и этнический состав. М., 1990.-402 с.
16. Карпова Валентина Васильевна Зземская школа Псковской губернии в начале XX В. // Псков. Научно-практический, историко-краеведческий журнал. 2009. №31. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/zzemskaya-shkola-pskovskoy-gubernii-v-nachale-xx-v (дата обращения: 11.04.2023).
17. Карташёв А.В. Очерки по истории русской церкви. - M., 1993.-350 с.
18. Клейменов Сергей Петрович Административный и экономический факторы пространственного развития Псковской области: история и современность // Псковский регионологический журнал. 2012. №14. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/administrativnyy-i-ekonomicheskiy-faktory-prostranstvennogo-razvitiya-pskovskoy-oblasti-istoriya-i-sovremennost (дата обращения: 11.04.2023).
19. Медведева Наталья Михайловна Сословная структура населения городов Псковской губернии во второй половине XIX в, // Псков. Научно-практический, историко-краеведческий журнал. 2006. №25. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/soslovnaya-struktura-naseleniya-gorodov-pskovskoy-gubernii-vo-vtoroy-polovine-xix-v (дата обращения: 11.04.2023).
20. Митропольский С.И. Очерк истории церковно-приходской школы. - M., 2006.-380 с.
21. Никольский Н.М. История русской церкви. - Минск, 1990.-340 с.
22. Никулин Валерий Николаевич Льноводство в Псковской губернии во второй половине XIX - начале XX века. / Никулин Валерий Николаевич – 2000 – Северо-Запад в аграрной истории России: Межвузовский тематический сборник научных трудов.-230 с.
23. Попова Ольга Васильевна Церковно-приходские школы в Псковской губернии в начале XX В. // Псков. Научно-практический, историко-краеведческий журнал. 2008. №29. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tserkovno-prihodskie-shkoly-v-pskovskoy-gubernii-v-nachale-xx-v (дата обращения: 11.04.2023).
24. Поспеловский Д.В. Русская православная церковь в XX веке. - М., 1995.-350 с.
25. Рачков Л. И., Чуистова Л. И. Историческая география СССР (до Великой Октябрьской социалистической революции) // Исследования по истории России. Н. Новгород, 1996. -330 с.
26. Рашин А.Г. Население России за 100 лет (1811 – 1913 гг.). М., 1956. -405 с.
27. Седунов А.В. Вопрос первостепенной важности. // Псков, 1996, № 4,- С. 85-110
28. Стрелецкий В. Н. Эволюция научных парадигм в мировой исторической географии: от классических школ к современным исследовательским направлениям // Вопросы географии. Сб. 136: Историческая география / Отв. ред. В. М. Котляков, В. Н. Стрелецкий. М.: Издательский дом «Кодекс»,2013. –С.33-55
29. Яцунский В. К. Историческая география как научная дисциплина // Вопросы географии. Сб. 20.-С.40-60







Вопрос-ответ:

Какие учебные заведения существовали в Пскове в начале 20 века?

В начале 20 века в Пскове существовали как учебные заведения, ведущие церковное образование (приходские школы), так и светские учебные заведения (губернские гимназии, прогимназии, реальные училища).

Каковы были условия обучения в учебных заведениях Пскова начала 20 века?

Условия обучения в учебных заведениях Пскова начала 20 века были неодинаковыми. Некоторые наемные помещения плохо отапливались, что создавало неудобства для учащихся. Например, в Новоржевском уезде в 1907 году только 16 из 23 земских школ имели нормальные условия для обучения.

Сколько приходских школ было в Псковской губернии в конце XIX начале XX века?

Количество приходских школ в Псковской губернии в конце XIX начале XX века не указано в статье.

Что такое приходские школы и какова была их роль в образовательной системе Псковской губернии?

Приходские школы - это школы, которые находились при приходах церквей и обеспечивали основное образование детей. Роль приходских школ в образовательной системе Псковской губернии заключалась в предоставлении базовых знаний и подготовке учащихся к дальнейшему обучению.

В каких районах Псковской губернии были расположены земские школы в начале 20 века?

Статья не указывает, в каких районах Псковской губернии были расположены земские школы в начале 20 века.

Какие учебные заведения были в Пскове в начале 20 века?

В начале 20 века в Пскове были различные учебные заведения, включая приходские школы и светские учебные заведения.

Каковы особенности церковного образования в Псковской губернии?

Церковное образование в Псковской губернии представлено приходскими школами, которые были распространены и играли важную роль в образовательной системе.

Сколько земских школ было в Новоржевском уезде в 1907 году?

В Новоржевском уезде в 1907 году было 23 земских школ, однако только 16 из них находились в специально построенных помещениях.

Какое состояние имели наемные помещения, в которых располагались земские школы в Пскове?

Половина наемных помещений, в которых располагались земские школы в Пскове, плохо отапливались.

Какие выводы можно сделать по итогам исследования учебных заведений Пскова в начале 20 века?

По итогам исследования учебных заведений Пскова в начале 20 века можно сделать вывод о многообразии образовательных учреждений и неравномерности условий обучения.

Какие учебные заведения были в Пскове и Псковской губернии в конце XIX - начале XX века?

В Пскове и Псковской губернии в конце XIX - начале XX века были как церковные, так и светские учебные заведения. В рамках церковного образования существовали приходские школы, где преподавали основы религиозного образования. Кроме того, были и светские учебные заведения, в которых проводилось обучение по различным дисциплинам.