Адаптивная и корригирующая физическая культура.
Заказать уникальный реферат- 17 17 страниц
- 6 + 6 источников
- Добавлена 13.05.2023
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
1 Понятие корригирующей гимнастики.………………….………..……..……..4
1.1 Основные средства корригирующей гимнастики………………………..…5
2 Адаптивная физическая культура………….…………………….…………….7
2.1 Цель и задачи адаптивной физической культуры…………..……..………10
2.2 Виды адаптивной физической культуры …………….………………...…..11
2.3 Особенности обучения в адаптивной физической культуре…………...…13
Заключение…………………………………………………..…….……………..16
Список использованных источников...……….………………………...………17
Креативная двигательная активность удовлетворяет потребность человека с отклонениями в состоянии здоровья в развитии его творческого потенциала и самовыражении через танцы, музыку, рисование и другие средства искусства. Элементы креативных двигательных практик присутствуют в сказкотерапии, игротерапии, ритмопластике, пластической гимнастике.
Экстремальные виды двигательной активности удовлетворяют потребность лиц с отклонениями в состоянии здоровья в повышенном эмоциональном напряжении, в выходе из «зоны комфорта», испытании своих возможностей и психической устойчивости в опасных условиях. К ним относятся дельтапланеризм, парашютный и горнолыжный спорт, скалолазание, альпинизм, серфинг, различные виды прыжков, ныряния. Данный вид деятельности содействует преодолению комплекса неполноценности, приводит к повышению у человека чувства самоуважения, а также позволяет расширить спектр эмоций и полностью ощутить жизнь [5].
2.3 Особенности обучения в адаптивной физической культуре
Структура процесса обучения двигательным действиям инвалидов не отличается от общепризнанной. Выделяют этап начального разучивания (создание общего представления, освоение базовых техник, предупреждение и устранение грубых ошибок), этап углубленного, детализированного разучивания и этап закрепления и дальнейшего совершенствования двигательного действия [5].
Центральное положение, распространяющееся на адаптивную подготовку как детей, так и взрослых с отклонениями в здоровье – ориентация не столько на недостаток и болезнь, сколько на норму и здоровье, сохранившиеся у человека (Л.С. Выготский).
В адаптивной физической культуре выделяют следующие особенности обучения двигательным действиям:
- большее разнообразие средств по сравнению с классической физической культурой, что обусловлено необходимостью компенсации ограничений в занятиях.
В процессе обучения в адаптивном спорте должно быть предусмотрено: применение различных тренажеров; физическая помощь преподавателя-тренера; технические средства, обеспечивающие полную безопасность занимающихся, компенсирующих их недостаточную подготовленность и ограниченность возможностей;
- максимально возможное исключение ошибок из процесса обучения, особенно из этапов начального и углубленного разучивания действий [3]. Это обусловлено, прежде всего, ограниченными возможностями по коррекции действий. Кроме того, отклонения в результатах обучения (ошибки) могут привести не только к невыполнению двигательной задачи, но и к падению, получению травмы, значительному снижению мотивации к двигательному совершенствованию.
Все упражнения должны строиться на базовых, хорошо изученных и закрепленных навыках. Простые действия нужно учить особенно тщательно для дальнейшего успешного и быстрого освоения сложных действий.
При подготовке взрослых спортсменов необходимо использовать терминологию, дающую информацию об управляющих движениях в суставах и о динамической осанке, которые позволяют исключить неоднозначность в описаниях способа выполнения движений и четко сформулировать задачу для безошибочного осуществления действий [3].
Рассмотрим некоторые особенности в адаптационной физической подготовке детей-инвалидов. В основе их лежат базовые знания в области физической культуры детей без отклонений.
Обучение детей должно опираться на созревающие функции, т.е. организовывать и вести процесс развития основных физических функций в зависимости от их сенситивного (активного) периода.
Во время обучения двигательным действиям следует использовать прием работы в сотрудничестве. Полезно объединять разные возрастные группы. Дети стремятся к общению, помогают друг другу осваивать движения, что называется «зоной ближайшего развития». Такой подход значительно стимулирует детей, возбуждает их интерес и повышает эффективность занятий за счет индивидуального обмена опытом.
Следует учитывать, что у детей-инвалидов восприятие новых двигательных действий при традиционных способах обучения отличается от восприятия их здоровыми сверстниками. Им затруднительно воспроизводить незнакомые упражнения, в особенности при их словесном описании без применения показательного обучения. При освоении сложных действий встречаются ситуации, когда некоторые дети из группы отказываются выполнять упражнение.
Дети-инвалиды зачастую имеют низкую способность волевой регуляции деятельности, а также сложно мотивируются извне. Известным способом формирования мотива является использование предметного действия. Цель предметного действия наглядна, доступна для понимания ребенком. Как правило, такие упражнения связаны с перемещением предмета, преодолением предмета как препятствия, с разбором или сборкой частей предмета. Без конкретного предмета схожие по составу действия не вызывают у ребенка интереса. Ему сложно осознавать понятие пользы от упражнений – образное мышление не достаточно сформировано. В занятиях должна быть определенная цель и мотивация.
На этих же принципах строится игровой способ. Он в основном используется для совершенствования и закрепления освоенного в общих чертах движения.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Физические упражнения должны быть неотъемлемой частью жизнедеятельности как здоровых лиц, так и лиц, имеющих отклонения. Значительное влияние на здоровье человека оказывает состояние опорно-двигательного аппарата, за его развитием важно следить с ранних лет. При этом при наличии дефектов в состоянии опорно-двигательного аппарата и других системах организма необходимо прибегать к специальным корригирующим упражнениям. Простота упражнений, применяемых в корригирующей гимнастике, умеренный темп их выполнения с достаточными паузами для отдыха и восстановления, возможность индивидуальной дозировки нагрузок делают их доступными широкому кругу лиц.
Корригирующая гимнастика при систематических занятиях содействует укреплению и сохранению здоровья, нормальному физическому развитию и поддержанию высокой работоспособности.
Установлено, что корригирующая гимнастика является одним из звеньев адаптивной физической культуры, которая решает как общие задачи развития лиц с отклонениями в здоровье, так и специфические: коррекционные, компенсаторные и профилактические.
Адаптивная физическая культура учитывает все особенности лиц с отклонениями в здоровье и позволяет повышать уровень их жизни. В комплекс адаптивной физической культуры входят такие направления как адаптивное физическое воспитание, адаптивный спорт, адаптивная двигательная рекреация, адаптивная физическая реабилитация, экстремальные и креативные виды двигательной активности.
Список использованных источников
1. Бажанова, Г.К. Корригирующая гимнастика. Методические рекомендации. – Брест, 2012.
2. Ганина, Т.Е. Корригирующая гимнастика на уроках физической культуры. Методическая разработка. – Рязань, 2018.
3. Евсеев, С.П. Адаптивный спорт (правовые, организационные и методические основы) – Москва, 2021.
4. Жданкина, Е.Ф. Корригирующая гимнастика в профилактике нарушений осанки у детей дошкольного возраста: методические указания. – Екатеринбург: ГОУ ВПО УГТУ-УПИ, 2006. – 50 с.
5. Основные положения адаптивной физической культуры: учебно-метод. пособие / А.С. Самыличев [и др.]. – Нижний Новгород: ННГУ им.Н.И. Лобачевского, 2022. – 88 с.
6. Сафронов, Р.А. Применение корригирующих упражнений на уроках физической культуры. – Воронцовка, 2019.
2
1. Бажанова, Г.К. Корригирующая гимнастика. Методические рекомендации. – Брест, 2012.
2. Ганина, Т.Е. Корригирующая гимнастика на уроках физической культуры. Методическая разработка. – Рязань, 2018.
3. Евсеев, С.П. Адаптивный спорт (правовые, организационные и методические основы) – Москва, 2021.
4. Жданкина, Е.Ф. Корригирующая гимнастика в профилактике нарушений осанки у детей дошкольного возраста: методические указания. – Екатеринбург: ГОУ ВПО УГТУ-УПИ, 2006. – 50 с.
5. Основные положения адаптивной физической культуры: учебно-метод. пособие / А.С. Самыличев [и др.]. – Нижний Новгород: ННГУ им.Н.И. Лобачевского, 2022. – 88 с.
6. Сафронов, Р.А. Применение корригирующих упражнений на уроках физической культуры. – Воронцовка, 2019.
Вопрос-ответ:
Что такое корригирующая гимнастика?
Корригирующая гимнастика - это комплекс упражнений, направленных на коррекцию физических дефектов и нарушений осанки. Она помогает улучшить положение тела, развить гибкость и силу мышц, а также улучшить общую физическую форму. Основные средства корригирующей гимнастики включают упражнения на растяжку, упражнения на укрепление мышц спины и коррекцию осанки.
Какие цель и задачи у адаптивной физической культуры?
Цель адаптивной физической культуры заключается в обеспечении физической активности и развитии у людей с ограниченными возможностями. Основные задачи адаптивной физической культуры включают улучшение физической формы, поддержание и развитие функциональной возможности организма, а также повышение самооценки и социальной адаптации.
Какие виды адаптивной физической культуры существуют?
Существует несколько видов адаптивной физической культуры, включая физическую реабилитацию, специальные виды спорта для людей с ограниченными возможностями, уроки физической культуры с использованием специального оборудования и методик, а также индивидуальные занятия с инструктором. Каждый вид адаптивной физической культуры имеет свои особенности и направлен на развитие определенных физических качеств и умений.
Какие особенности обучения в адаптивной физической культуре?
Обучение в адаптивной физической культуре предполагает индивидуальный подход к каждому человеку, учет его физических возможностей и особенностей. Также важным аспектом является создание комфортной и безопасной обстановки, использование специального оборудования и техник для выполнения упражнений. Обучение в адаптивной физической культуре также направлено на повышение мотивации и развитие самостоятельности учащихся.
Какая разница между адаптивной и корригирующей физической культурой?
Адаптивная физическая культура направлена на организацию занятий физическими упражнениями для людей с ограниченными возможностями, чтобы помочь им преодолеть физические, психологические и социальные препятствия. Корригирующая гимнастика, с другой стороны, предназначена для профилактики и лечения нарушений осанки, сколиоза и других скелетных аномалий.
Что включает в себя корригирующая гимнастика?
Основные средства корригирующей гимнастики включают физические упражнения, массаж, плавание, игровые элементы и использование специального оборудования (гимнастических палок, мячей, строп и других).
Какие цели и задачи ставятся перед адаптивной физической культурой?
Целью адаптивной физической культуры является формирование и развитие физических и психологических качеств у людей с ограниченными возможностями. Задачи включают обучение самостоятельности, укрепление здоровья, развитие моторики, снятие психоэмоционального напряжения и социализацию.
Какие виды адаптивной физической культуры существуют?
Виды адаптивной физической культуры включают специализированные занятия для людей с нарушением опорно-двигательного аппарата, инвалидов по зрению, слуху, интеллектуальных нарушений, а также занятия для пожилых, беременных, а также для лиц с ограниченными возможностями после определенных заболеваний.
В чем особенности обучения в адаптивной физической культуре?
Особенности обучения в адаптивной физической культуре включают использование специальных методик, адаптированных тренировок, индивидуальных подходов к каждому ученику, а также учет его физических и психологических особенностей.
Что такое корригирующая гимнастика?
Корригирующая гимнастика - это система упражнений, которая направлена на коррекцию и предупреждение различных нарушений опорно-двигательного аппарата человека. Она помогает укрепить мышцы, поддерживать правильное положение тела и улучшить общую физическую подготовку.
Какие средства используются в корригирующей гимнастике?
Основными средствами корригирующей гимнастики являются различные упражнения, направленные на развитие гибкости, силы и координации движений. Это могут быть упражнения на различных тренажерах, растяжка, аэробные упражнения и многое другое.
Какие цель и задачи адаптивной физической культуры?
Целью адаптивной физической культуры является обеспечение возможности физической активности для людей с ограниченными возможностями, а также реабилитация и адаптация их организма к физическим нагрузкам. Задачи включают создание условий для занятий спортом, разработку индивидуальных программ тренировок, обучение и поддержку специалистов, работающих с людьми с ограниченными возможностями.