Социальные пенсии в Российской Федерации
Заказать уникальную дипломную работу- 66 66 страниц
- 60 + 60 источников
- Добавлена 01.06.2023
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Глава 1. Общие положения о социальных пенсиях в Российской Федерации ..6
1.1. Понятие, виды и значение социальных пенсий 6
1.2. Источники правового регулирования социальных пенсий 13
1.3. Категории лиц, имеющих право на получение социальной пенсии 23
Глава 2. Порядок исчисления и назначения социальных пенсий 30
2.1. Определение размера социальной пенсии в зависимости от вида и категории получателя 30
2.2. Порядок оформления, назначения и перерасчета социальной пенсии 35
Заключение 49
Список используемых источников 52
Приложения 59
Апелляционная коллегия также поддержала вывод суда первой инстанции.Вместе с этим Верховный суд, изучив материалы дела приходит к выводу о наличии оснований для отмены судебных постановлений, вынесенных ранее.При рассмотрении дела Верховный суд отметил, что суд первой инстанции и Апелляционный суд неправильно истолковали специальные законы, регулирующие процедуры регистрации в качестве индивидуального предпринимателя и регистрации прекращения деятельности в качестве индивидуального предпринимателя. Кроме того, выводы суда не отражали фактическую ситуацию.Суд также не учел, что, согласно выписке из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, В.Г. Мнацаканян утратила статус индивидуального предпринимателя с момента регистрации сведений о прекращении деятельности в качестве индивидуального предпринимателя в ЕГРИП, то есть с 14 января 2014 года.Согласно выписке из лицевого счета застрахованного лица от 8 августа 2013 г. индивидуальный предприниматель Мнацаканян В.Г. в качестве плательщика страховых взносов состояла на учете в ГУ - ГУ ПФР N 3 по г. Москве и Московской области с 18 декабря 1997 г. по 14 января 2014 г.Ею как индивидуальным предпринимателем уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.Тем самым на момент подачи заявления ответчица являлась индивидуальным предпринимателем и как следствие не имела права на назначение социальной пенсии.Изучив два судебных решения можно говорить о том, что в первом судебном решении ошибка исходила исключительно от органов государственной власти, неправомерно отказавшим в назначении социальной пенсии и впоследствии судов, которые неправильно толковали нормы закона. В то время как втором рассмотренном случае нарушение исходило уже именно от лица-получателя социальной пенсии, который намеренно скрыл факт осуществления предпринимательской деятельности с тем, чтобы не имея на то оснований, получить финансовую поддержку от государства.Изучив судебную практику, а также теоретическую часть вопроса относительно порядка назначения социальной пенсии следует отметить, что законодателем установлены и закреплены не только категории граждан, имеющих право на получение социальной пенсии, но также определенные критерии, которым такие лица должны отвечать для назначения и получения указанной выплаты. Если с инвалидами и детьми, у которых умер один или оба родителя право на получение социальной пенсии подтверждается документально – справкой об инвалидности, свидетельством о смерти (в случае потери кормильца), то относительно назначения пенсии по старости (для коренных малочисленных народов Севера и лиц, не имеющих страховой стаж), как мы видим из рассмотренной судебной практики, все не так однозначно. Государственные органы при назначении социальной пенсии могут ошибочно толковать законодательные положения, а также фактические обстоятельства дела, что по итогу приводит к неправомерному назначению или отказе в назначении социальной пенсии. В одном случае ущемляются права гражданина, который обладая всеми правами на получение указанной выплаты, не получает ее, в другом – государство, вследствие неправильного толкования представленных сведений, вследствие назначения социальной пенсии, терпит определенные финансовые убытки.Тем самым можно говорить о том, что рассматриваемый нами институт социальных пенсий, а именно порядок и условия их назначения, крайне сложен и требует детальной проработки со стороны правоприменительных органов, чтобы вследствие их действий лица, равно как и государство, не терпели убытки и не были нарушены их законные права и интересы.Помимо этого, как уже было отмечено, социальные пенсии являются не только правом, но и преференцией и назначаются определенным категориям лиц, которые не смогли самостоятельно «заработать» на пенсию вследствие отсутствия страхового стажа, который может отсутствовать в силу не достижения совершеннолетия, и как следствие фактической невозможности осуществлять полноценную трудовую деятельность, наличие инвалидности, которая была установлена также в несовершеннолетнем возрасте и тем самым исключила объективные возможности для осуществления трудовой деятельности и «накопления» страхового стажа, а также преклонный возраст и как следствие неосуществление официально подтвержденной трудовой деятельности в течении жизни. При этом следует отметить, что право на социальную пенсию необходимо подтвердить в установленном порядке, а также отвечать определенным требованиям, которые установлены для данной категории лиц на законодательном уровне. В том же случае, если лицу ошибочно назначили социальную пенсию или напротив отказали в ее назначении, то такое лицо имеет право на обращение в компетентные судебные органы, с тем чтобы восстановить нарушенное право. В одном случае ответственность понесет лицо, которое предоставило заведомо подложные документы, на основании которых получило меры социальной поддержки в виде социальной пенсии. В то время как в другом случае лицу, которое претендует на получение и назначение социальной пенсии, и которому неправомерно было отказано в назначении указанной социальной выплаты, в рамках судебного разбирательства установят его законное право и тем самым обяжут компетентный орган назначить определенные социальные выплаты.Именно возможность восстановления нарушенного права в рамках судебной защиты выступает как один из признаков социального и правового государства, в рамках которого права и свободы не только закреплены на законодательном уровне, но также гарантируются в рамках правоприменительной практики в рамках реализации законных прав и свобод. По нашему мнению, именно возможность судебной защиты, равно как и возможность восстановления нарушенного права, особенно актуальна именно для нуждающихся лиц, которым по различным причинам не была назначена такая мера материальной социальной поддержки как социальная пенсия. Законодатель закрепил определенный круг лиц, который выступают как получатели социальной пенсии. Следует отметить, что все указанные лица де-факто являются нуждающимися. Необходимо отметить, конечно, разницу в социальном положении и доходах, которые могут не зависеть от наличия или отсутствия инвалидности или наступления пенсионного возраста, но справедливости ради следует сказать, что определенный процент лиц находится за чертой бедности, исходя из чего можно говорить о том, что лица, получающие социальную пенсию зачастую являются нуждающимися, особенно исходя из того, что они утрачивают возможность осуществлять трудовую деятельность, а следовательно теряют источник дохода. Тем самым можно говорить о том, что возможность получения социальной пенсии, а также ее своевременное назначение для таких лиц зачастую может выступать как фактор выживания. Именно поэтому так важно, чтобы механизм назначения социальных выплат был максимально прозрачен, понятен, а также оперативен, чтобы нуждающиеся лица не были неправомерно ограничены в своих правах на получение социальной пенсии.ЗаключениеПодводя итоги по изученному материалу можно говорить о том, что мы в полной мере изучили институт социальных выплат, а также выполнили поставленную цель и задачи.Институт социальных пенсий как в России, так и во всем мире, играет крайне важную роль. Именно он призван обеспечивать лиц, которые не могут в силу объективных обстоятельства обеспечить себя самостоятельно, к таковым можно отнести, например:- инвалидность и невозможность осуществлять трудовую деятельность:- достижение преклонного пенсионного возраста и проживание в суровых условиях Севера;- потеря кормильца до достижения возраста 18-лет или в период обучения по очным образовательным программам.Все указанные категории лиц в силу различных причин не имеют возможности полноценно осуществлять трудовую деятельность и государство, выступая как социальное, обязуется обеспечить им достойное существование. При этом следует отметить, что размер социальных пенсий закреплен в твердой денежной сумме на уровне федерального законодательства и индексируется каждый год. По нашему мнению, закрепление сумм пенсионных выплат на федеральном уровне исключает «региональный фактор», при котором размер выплат разнился бы от региона к региону и напрямую зависел не от уровня нуждаемости лиц, а от финансовых возможностей каждого отдельно взятого региона, что, по нашему мнению, недопустимо и неправомерно. Помимо этого, представляется необходимым отметить, что суммы социального пенсионного обеспечения, закрепленные в федеральном законе, ниже чем величина прожиточного минимума. Тем самым можно говорить о том, что данная социальная выплата вследствие своего малого размера не сможет в полной мере закрыть все потребности лица-получателя социальной пенсии и тем самым предполагает, что лицо имеет иной капитал, направленный на обеспечение достойного существования, что, по нашему мнению, прямо противоречит самой сути социальной пенсии, которая назначается нетрудоспособным лицам. Однако в современных реалиях не представляется возможным достойное полноценное существование гражданина исключительно на суммы социальной пенсии. Также следует отметить особенности и условия назначения социальной выплаты. Как было отмечено ранее для назначения социальной выплаты необходимо отвечать ряду критериев, а именно быть нетрудоспособным в силу причин, установленных в законодательстве. Для назначения социальной пенсии также представляется необходимым подтвердить в документарной форме право на назначение социальной пенсии. И если в случаях назначения социальной пенсии по инвалидности или по потере кормильца доказательства права на получение данный меры социальной поддержки получить и предъявить не так сложно – это справка об инвалидности и свидетельство о смерти родителей, то в случае назначения пенсии по старости предусмотрены особые основания, которым лицо-заявитель должно соответствовать. В том случае если пенсия по старости назначается лицу из числа коренных малочисленных народов Севера необходимо доказать не только принадлежность к указанным народам, но также факт проживания на определенной территории, который закреплен в Перечне, установленном Правительством РФ. Для назначения социальной пенсии по старости в виду отсутствия страхового стажа также представляется необходимым предоставить доказательства отсутствия страхового стажа. Тем самым можно говорить о том, что социальная пенсия выступает в первую очередь как социальная преференция и право на нее необходимо доказать.Вместе с этим представляется необходимым выделить ряд проблем, которые имеют место быть в рамках института социальных пенсий.Во-первых, круг лиц, получающий социальную пенсию по потере кормильца меньше, чем круг, получающий страховую пенсию по потере кормильца.В соответствии по ст. 10 Федерального закона «О страховых пенсиях» к получателям пенсии относятся: нетрудоспособные члены семьи умершего кормильца, состоявшие на его иждивении. Одному из родителей, супругу или другим членам семьи (один из родителей или супруг либо дедушка, бабушка умершего кормильца независимо от возраста и трудоспособности, а также брат, сестра либо ребенок умершего кормильца, достигшие возраста 18 лет, если они заняты уходом за детьми, братьями, сестрами или внуками умершего кормильца, не достигшими 14 лет и имеющими право на страховую пенсию по случаю потери кормильца и не работают).В тоже самое время в соответствии со ст. 11 Федерального закона от 15.12.2001 N 166-ФЗ (ред. от 28.12.2022) «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» право на получение социальной пенсии по потере кормильца имеют - дети в возрасте до 18 лет, а также старше этого возраста, обучающиеся по очной форме по основным образовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет, потерявшие одного или обоих родителей, и дети умершей одинокой матери.Тем самым можно говорить о том, что круг получателей социальной пенсии по потере кормильца значительно меньше, нежели при назначении страховой пенсии.В связи с этим предлагается следующее:- изложить пп. 3 п. 1 ст. 11 ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» в новой редакции:«дети в возрасте до 18 лет, а также старше этого возраста, обучающиеся по очной форме по основным образовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет, потерявшие одного или обоих родителей, и дети умершей одинокой матери, а также нетрудоспособные члены семьи умершего кормильца, состоявшие на его иждивении)».Во-вторых, проблемы при назначении социальной пенсии лицам из числа коренных малочисленных народов Севера, чаще всего связаны с тем, что правоприменитель сталкивается с неопределенностью закона при определении статуса коренных малочисленных народов.Так на данный момент действуют три реестра по вопросу отнесения лиц к коренным малочисленным народам Севера: «Единый перечень коренных малочисленных народов РФ», утвержденный постановлением Правительства РФ от 24 марта 2000 года № 255, «Перечень коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ», утвержденный распоряжением Правительства РФ от 17 апреля 2006 года № 536-р и «Перечень мест традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов РФ», утвержденный распоряжением Правительства РФ от 8 мая 2009 года № 631-р. Именно множество указанных Реестров и Перечней приводит к тому, что судебные инстанции в случае обращения гражданина по вопросам назначения социальной пенсии, могут неверно трактовать положения законодательства. В связи с чем представляется необходимым создание Единого реестра лиц, относящихся к представителям коренных малочисленных народов Севера и признание утратившими силу иных правовых актов, дублирующих нормативные положения. Соответственно факт включения в данный реестр будет основанием для назначения пенсии на льготных условиях.Подводя итоги по изученному материалу, изучив действующее законодательство, а также историю формирования и становления института пенсионного обеспечения и в частности социальных пенсий, можно говорить о том, что Российская Федерация действительно идет по пути формирования и становления истинного социального государства. Следует отметить, что до принятия действующего социального законодательства социальная пенсия напрямую зависела от материального положения, а также возможности родственников ухаживать за нуждающимся лицом. Тем самым государство перекладывало свои социально-значимые обязанности на иных лиц. А сама процедура назначения социальной пенсии для граждан становилась в определенной степени унизительной. Помимо этого, следует отметить, что в ранее действовавшем законе «О государственном пенсионном обеспечении» пенсия по инвалидности на общих основаниях назначалась исходя из наличия и продолжительности страхового стажа, в то время как в действующем законодательстве и страховая, и социальная пенсия инвалидности назначаются вне зависимости от наличия и продолжительности страхового стажа. По нашему мнению, именно указанные нормативно-правовые положения, которые провозглашают всеобщность пенсионного обеспечения и не привязывают его к каким-либо условиям становится основным гарантом социального обеспечения в современном государстве.Список используемых источниковНормативные правовые актыКонституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 // Российская газета от 25 декабря 1993 г. N 237Всеобщая декларация прав человека: принята 10 декабря 1948 г. на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН резолюцией 217 А (III) // «Российская газета». 1995. № 67Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах: принят 16 декабря 1966 г. Резолюцией 2200 (XXI) на 1496-м пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН // «Бюллетень Верховного Суда РФ». 1994. № 12Конвенция № 102 Международной организации труда о минимальных нормах социального обеспечения: заключена в г. Женева 28 июня 1952 г. // Собрание законодательства РФ от 8 июня 2020 г. №23, ст. 3589Конвенция № 118 Международной организации труда о равноправии граждан страны и иностранцев и лиц без гражданства в области социального обеспечения: заключена в г. Женева 28 июня 1962 г. // Конвенции и рекомендации, принятые Международной конференцией труда. 1957– 1990. Т. II. Женева : Международное бюро труда. 1991.Конвенция № 128 Международной организации труда о пособиях по инвалидности, по старости и по случаю потери кормильца: заключена в г. Женева 29 июня 1967 г. // Конвенции и рекомендации, принятые Международной конференцией труда. 1957–1990. Т. II. Женева : Международное бюро труда. 1991. С. 1531–1552Конвенция № 157 Международной организации труда об установлении международной системы сохранения прав в области социального обеспечения: заключена в г. Женеве 21 июня 1982 г. // Конвенции и рекомендации, принятые Международной конференцией труда. 1957– 1990. Т. II. Женева: Международное бюро труда. 1991. С. 1971–1982Федеральный закон «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» от 15.12.2001 N 166-ФЗ (последняя редакция) // Собрание законодательства Российской Федерации от 17 декабря 2001 г. N 51 ст. 4831Федеральный закон от 28.12.2013 N 400-ФЗ (ред. от 28.12.2022) «О страховых пенсиях» // «Российская газета», N 296, 31.12.2013.Федеральный закон «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» от 15.12.2001 N 167-ФЗ (последняя редакция) // «Российская газета» от 20 декабря 2001 г. N 247Закон РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей» от 12.02.1993 N 4468-1 (последняя редакция) // Российская газета от 26 февраля 1993 г.Закон РФ «О статусе судей в Российской Федерации» от 26.06.1992 N 3132-1 (последняя редакция) // Российская газета от 29 июля 1992 г.Федеральный закон «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации» от 30.04.1999 N 82-ФЗ (последняя редакция) // Собрание законодательства Российской Федерации от 3 мая 1999 г. N 18 ст. 2208Федеральный закон от 12 января 1995 г. N5-ФЗ «О ветеранах» (последняя редакция) // «Российская газета» от 25 января 1995 г. N19Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ (ред. от 30.10.2017) «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (последняя редакция) // Российская газета, № 234, 02.12.1995.Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» от 18.07.2017 N 162-ФЗ (последняя редакция) // Собрание законодательства Российской Федерации от 24 июля 2017 г. N 30 ст. 4442Распоряжение Правительства РФ от 08.05.2009 N 631-р «Об утверждении перечня мест традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов РФ и перечня видов их традиционной хозяйственной деятельности» (С изменениями и дополнениями от 27 ноября 2015 г., 1 марта, 29 декабря 2017 г.) // Собрание законодательства РФ от 18 мая 2009 г.№ 20, ст. 2943Распоряжение Правительства РФ от 17 апреля 2006 г. N 536-р О Перечне коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ (с изменениями и дополнениями от 18 мая 2010 г., 26 декабря 2011 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации от 24 апреля 2006 г. N 17 (часть II) ст. 1905Постановление Правительства РФ от 24 марта 2000 г. N 255 «О Едином перечне коренных малочисленных народов Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями от 30 сентября 2000 г., 13 октября 2008 г., 18 мая, 17 июня, 2 сентября 2010 г., 26 декабря 2011 г., 25 августа 2015 г., 26 мая 2020 г., 18 декабря 2021 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации от 3 апреля 2000 г., N 14, ст. 1493Закон СССР от 15 мая 1990 г. N 1480-I «О пенсионном обеспечении граждан в СССР» (утратил силу) // Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР от 6 июня 1990 г., № 23, ст. 416Закон РФ от 20 ноября 1990 г. N 340-I «О государственных пенсиях в Российской Федерации» (утратил силу) // Ведомости съезда народных депутатов РСФСР и ВС РСФСР, от 6 декабря 1990 г. N 27 ст. 351Постановление ВС РСФСР от 22.11.1991 N 1920-1 «О Декларации прав и свобод человека и гражданина» // Ведомости Съезда народных депутатов РФ т Верховного Совета РФ от 26.12.1991, № 52, ст. 1865Акты судебных органовОбзор судебной практики Верховного Суда РФ за второй квартал 2012 г. (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 10 октября 2012 г.). Определение N 84-ВПР12-1 // URL: https://www.csipn.ru/glavnaya/novosti-regionov/1778-pravo-na-poluchenie-sotsialnoj-pensii-po-starosti?ysclid=lg7m411aho562968269#.ZDOA_iPP1Pa (дата обращения: 07.04.2023)Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 07.08.2017 N 5-КГ17-104 // URL: https://legalacts-ru.turbopages.org/legalacts.ru/s/sud/opredelenie-verkhovnogo-suda-rf-ot-07082017-n-5-kg17-104/ (дата обращения: 10.04.2023)ЛитератураАзарова Е.Г. Пенсионное обеспечение детей, потерявших кормильца: особенности правового регулирования // Журнал российского права. 2017. №8 (248). С. 112-127 Азарова Е. Г. Социальное обеспечение детей: теоретические подходы: монография. М., 2012. 256 с.Александрова А.В. Российское пенсионное законодательство: некоторые проблемы теории и практики // Наука. Общество. Государство». 2022. Т. 10, № 3. С. 23-32Алиева Д. Р. Современные проблемы пенсионного обеспечения по старости в Российской Федерации // Молодой ученый. 2021. № 31.1 (373.1). С. 4-6Арутюнян Р.Э. Судебная защита конституционного права граждан на пенсионное обеспечение // Конституционное и муниципальное право. 2014. № 2. С. 62-64Базык Е.Ф. Социальные пенсии как особая категория государственного пенсионного обеспечения // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2016. №7-4. С. 1-4Большой юридический словарь / под ред. А. Я.Сухарева,В. Е. Крутских. М., 2003. 703 с.Винокуров В.А. Рассуждения о понятиях «пенсия», «государственная пенсия» и о праве человека и гражданина на государственную пенсию в Российской Федерации // Экономика. Социология. Право. 2022. №4 (28). С. 94-101Гирич Е.А., Цечоев В.К. Общая характеристика пенсионного обеспечения в Российской // Образование и право. 2019. №10. С. 139-143Губина О. В., Смиренникова Е. В., Проворова А. А., Кармакулова А. В., Воронина Л. В. Содержательные аспекты государственной социально-экономической политики в отношении Севера России // ПСЭ. 2014. №2 (50). С. 265-270Диветайкина Т.Е., Фомичева Н.Н. Правовое регулирование пенсионного обеспечения по случаю потери кормильца в Российской Федерации // Материалы XXIII научно-практической конференции молодных ученых, аспирантов и студентов национогоисследовательного Мордовского государственного университета им. Н.П. Огарева в 3 частях. Том Часть 3. 2019. С. 239-243 Ермаков Д.Н. Новые тенденции в развитии пенсионной системы Российской Федерации: монография. М.: АПКиППРО, 2013. 384 с.Жукова А.П. Социальные пенсии в системе государственного пенсионного обеспечения в Российской Федерации // Право и государство: теория и практика. 2014. № 7(115). С. 71-75Инвалидам: пенсии и социальные выплаты // URL: https://sfr.gov.ru/files/id/press_center/brochures/2022_/socobespech.pdf (дата обращения: 09.94.2023)Катковская М. А. Понятие пенсии как вида социального обеспечения // Инновационное развитие: потенциал науки и современного образования: сборник статей III Международной научно-практической конференции / отв. ред. Г. Ю. Гуляев. Пенза, 2018. С. 140–142Качмазова М. Э. Проблемы пенсионного обеспечения нетрудоспособных лиц, потерявших кормильца // Исследования молодых учены:: материалы XVI Междунар. науч. конф. (г. Казань, январь 2021 г.). Казань: Молодой ученый, 2021. С. 33-35 Колесникова Г.И. Медико-социальная экспертиза: учебное пособие для вузов // М.: Юрайт. 2019. 179 с.Кручек И.В., Бернатас Е. Социальные пенсии как вид государственных пенсий с точки зрения принципов права социального обеспечения // Таврический научный обозреватель. 2016. №11-1 (16). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialnye-pensii-kak-vid-gosudarstvennyh-pensiy-s-tochki-zreniya-printsipov-prava-sotsialnogo-obespecheniya (дата обращения: 03.04.2023).Кудряшова Н. Социальные права и их роль в обеспечении социальной защищенности человека // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2019. №12-4. С. 81-83Лазарева Н.Ю. Проблемы пенсионного обеспечения граждан по случаю потери кормильца // URL: https://legalbook.ru/670-problemy-pensionnogo-obespechenija-grazhdan-po-sluchaju-poteri-kormilca.html (дата обращения: 09.04.2023)Мачульская, Е. Е. Право социального обеспечения: учебник для вузов / Е. Е. Мачульская. 4-е изд., перераб. и доп. Москва: Издательство Юрайт, 2022. 449 с.Мишальченко Ю.В., Платонова Л.А., Торопыгин А.В. Международно-правовое регулирование в сфере пенсионного обеспечения граждан СНГ // Евразийская интеграция: экономика, право, политика. 2020. №1 (31). С. 55-71О социальной пенсии детям, родители которых не известны // Официальный сайт Префектура западного административного округа города «Москвы» // URL: https://zao.mos.ru/security-and-law-and-order/detail/6977811.html (дата обращения: 03.04.2023)Пенсия по инвалидности по группам в 2023 году // URL: https://www.kp.ru/putevoditel/lichnye-finansy/pensiya-po-invalidnosti-po-gruppam/ (дата обращения: 08.04.2023)Пенсия по потере кормильца // URL: https://sfr.gov.ru/files/id/press_center/brochures/2022_/kormilec.pdf (дата обращения: 09.04.2023)Петрова Л.А. Понятие и виды социальных пенсий в России // Актуальные проблемы российского права и законодательства. Сборник материалов ХIII Всероссийской научно-практической конференции. Красноярск, 2020. С. 126-127 Право социального обеспечения России: Учебник. 2-е изд., испр. и перераб. М.: Издательство БЕК, 2002. 560 с. Право социального обеспечения: учебник / под ред. КН Гусова. -. М.: ПБОЮЛ Грачев С.М., 2001. 328с. Раджабова Ж.К. Учебное пособие. (Курс лекций) «Право социального обеспечения» для направления «Юриспруденция», профиля подготовки «Гражданское право» и «Уголовное право». Махачкала: ДГУНХ, 2019. 133 с. Сильникова А.А. Проблемы предоставления пенсий коренным малочисленным народам севера // Аллея науки. Т. 4. 2018. № 4(20). С. 783-787 Соколова И. В., Даренский Р. Н., Филиппов А. Н. Анализ изменения объемов выплат инвалидам из бюджета Пенсионного фонда российской Федерации // Colloquium-journal. 2019. №13 (37). С. 127-131Соловьева А.А. Меры материальной поддержки инвалидов: отечественный и зарубежный опыт // Правовое регулирование современного общества: теория, методология, практика. Материалы II Международной научно-практической конференции. 2017. С. 244-252 Социальные пенсии в Российской Федерации: учебно-практическое пособие / Н. Д. Потапова. Вологда: Фонд развития филиала МГЮА имени О. Е. Кутафина в г. Вологде, 2019. 86 с. С. 6Усовицкая А. В. Понятие государственного и страхового пенсионного обеспечения // Молодой ученый. 2022. № 4 (399). С. 253-255Уточнены критерии назначения социальной пенсии гражданам из числа коренных малочисленных народов Севера // URL: https://chukot.er.ru/activity/news/utochneny-kriterii-naznacheniya-socialnoj-pensii-grazhdanam-iz-chisla-korennyh-malochislennyh-narodov-severa (дата обращения: 07.04.2023)Хомякова Е. С. Пенсия как мера социальной поддержки инвалидов в Российской Федерации // Контентус. 2020. №3. С. 40-47Черкасская Г.В. Пенсия как социально-экономический институт: история и современные тренды // Экономика нового мира. 2019. №1 (13). С. 65-92Шевель А. В. Правовой статус инвалидов и механизмы реализации прав и свобод инвалидов в Российской Федерации // Молодой ученый. 2019. № 34 (272). С. 179-185.ПриложенияПриложение 1Размеры социальных пенсийВид пенсииРазмер (руб.)Пенсия по старости и для лиц, достигших пенсионного возраста и отнесенных к коренным малочисленным народам Севера, инвалидам II группы (кроме детей-инвалидов), детям, в возрасте до 18 (23 лет) в случае потери одного из родителей5 034 рубля 25 копеек в месяцПенсия инвалидам с детства I группы и детям-инвалидам12 082 рубля 6 копеек в месяцПенсия инвалидам I группы, инвалидам с детства II группы, детям в возрасте до 18 лет, потерявшим обоих родителей (детям умершей одинокой матери), детям, оба родителя которых неизвестны10 068 рублей 53 копейки в месяцПенсия инвалидам III группы4 279 рублей 14 копеек в месяц- -
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 // Российская газета от 25 декабря 1993 г. N 237
2. Всеобщая декларация прав человека: принята 10 декабря 1948 г. на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН резолюцией 217 А (III) // «Российская газета». 1995. № 67
3. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах: принят 16 декабря 1966 г. Резолюцией 2200 (XXI) на 1496-м пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН // «Бюллетень Верховного Суда РФ». 1994. № 12
4. Конвенция № 102 Международной организации труда о минимальных нормах социального обеспечения: заключена в г. Женева 28 июня 1952 г. // Собрание законодательства РФ от 8 июня 2020 г. №23, ст. 3589
5. Конвенция № 118 Международной организации труда о равноправии граждан страны и иностранцев и лиц без гражданства в области социального обеспечения: заключена в г. Женева 28 июня 1962 г. // Конвенции и рекомендации, принятые Международной конференцией труда. 1957– 1990. Т. II. Женева : Международное бюро труда. 1991.
6. Конвенция № 128 Международной организации труда о пособиях по инвалидности, по старости и по случаю потери кормильца: заключена в г. Женева 29 июня 1967 г. // Конвенции и рекомендации, принятые Международной конференцией труда. 1957–1990. Т. II. Женева : Международное бюро труда. 1991. С. 1531–1552
7. Конвенция № 157 Международной организации труда об установлении международной системы сохранения прав в области социального обеспечения: заключена в г. Женеве 21 июня 1982 г. // Конвенции и рекомендации, принятые Международной конференцией труда. 1957– 1990. Т. II. Женева: Международное бюро труда. 1991. С. 1971–1982
8. Федеральный закон «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» от 15.12.2001 N 166-ФЗ (последняя редакция) // Собрание законодательства Российской Федерации от 17 декабря 2001 г. N 51 ст. 4831
9. Федеральный закон от 28.12.2013 N 400-ФЗ (ред. от 28.12.2022) «О страховых пенсиях» // «Российская газета», N 296, 31.12.2013.
10. Федеральный закон «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» от 15.12.2001 N 167-ФЗ (последняя редакция) // «Российская газета» от 20 декабря 2001 г. N 247
11. Закон РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей» от 12.02.1993 N 4468-1 (последняя редакция) // Российская газета от 26 февраля 1993 г.
12. Закон РФ «О статусе судей в Российской Федерации» от 26.06.1992 N 3132-1 (последняя редакция) // Российская газета от 29 июля 1992 г.
13. Федеральный закон «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации» от 30.04.1999 N 82-ФЗ (последняя редакция) // Собрание законодательства Российской Федерации от 3 мая 1999 г. N 18 ст. 2208
14. Федеральный закон от 12 января 1995 г. N5-ФЗ «О ветеранах» (последняя редакция) // «Российская газета» от 25 января 1995 г. N19
15. Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ (ред. от 30.10.2017) «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (последняя редакция) // Российская газета, № 234, 02.12.1995.
16. Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» от 18.07.2017 N 162-ФЗ (последняя редакция) // Собрание законодательства Российской Федерации от 24 июля 2017 г. N 30 ст. 4442
17. Распоряжение Правительства РФ от 08.05.2009 N 631-р «Об утверждении перечня мест традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов РФ и перечня видов их традиционной хозяйственной деятельности» (С изменениями и дополнениями от 27 ноября 2015 г., 1 марта, 29 декабря 2017 г.) // Собрание законодательства РФ от 18 мая 2009 г.№ 20, ст. 2943
18. Распоряжение Правительства РФ от 17 апреля 2006 г. N 536-р О Перечне коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ (с изменениями и дополнениями от 18 мая 2010 г., 26 декабря 2011 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации от 24 апреля 2006 г. N 17 (часть II) ст. 1905
19. Постановление Правительства РФ от 24 марта 2000 г. N 255 «О Едином перечне коренных малочисленных народов Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями от 30 сентября 2000 г., 13 октября 2008 г., 18 мая, 17 июня, 2 сентября 2010 г., 26 декабря 2011 г., 25 августа 2015 г., 26 мая 2020 г., 18 декабря 2021 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации от 3 апреля 2000 г., N 14, ст. 1493
20. Закон СССР от 15 мая 1990 г. N 1480-I «О пенсионном обеспечении граждан в СССР» (утратил силу) // Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР от 6 июня 1990 г., № 23, ст. 416
21. Закон РФ от 20 ноября 1990 г. N 340-I «О государственных пенсиях в Российской Федерации» (утратил силу) // Ведомости съезда народных депутатов РСФСР и ВС РСФСР, от 6 декабря 1990 г. N 27 ст. 351
22. Постановление ВС РСФСР от 22.11.1991 N 1920-1 «О Декларации прав и свобод человека и гражданина» // Ведомости Съезда народных депутатов РФ т Верховного Совета РФ от 26.12.1991, № 52, ст. 1865
Акты судебных органов
1. Обзор судебной практики Верховного Суда РФ за второй квартал 2012 г. (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 10 октября 2012 г.). Определение N 84-ВПР12-1 // URL: https://www.csipn.ru/glavnaya/novosti-regionov/1778-pravo-na-poluchenie-sotsialnoj-pensii-po-starosti?ysclid=lg7m411aho562968269#.ZDOA_iPP1Pa (дата обращения: 07.04.2023)
2. Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 07.08.2017 N 5-КГ17-104 // URL: https://legalacts-ru.turbopages.org/legalacts.ru/s/sud/opredelenie-verkhovnogo-suda-rf-ot-07082017-n-5-kg17-104/ (дата обращения: 10.04.2023)
Литература
1. Азарова Е.Г. Пенсионное обеспечение детей, потерявших кормильца: особенности правового регулирования // Журнал российского права. 2017. №8 (248). С. 112-127
2. Азарова Е. Г. Социальное обеспечение детей: теоретические подходы: монография. М., 2012. 256 с.
3. Александрова А.В. Российское пенсионное законодательство: некоторые проблемы теории и практики // Наука. Общество. Государство». 2022. Т. 10, № 3. С. 23-32
4. Алиева Д. Р. Современные проблемы пенсионного обеспечения по старости в Российской Федерации // Молодой ученый. 2021. № 31.1 (373.1). С. 4-6
5. Арутюнян Р.Э. Судебная защита конституционного права граждан на пенсионное обеспечение // Конституционное и муниципальное право. 2014. № 2. С. 62-64
6. Базык Е.Ф. Социальные пенсии как особая категория государственного пенсионного обеспечения // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2016. №7-4. С. 1-4
7. Большой юридический словарь / под ред. А. Я.Сухарева,В. Е. Крутских. М., 2003. 703 с.
8. Винокуров В.А. Рассуждения о понятиях «пенсия», «государственная пенсия» и о праве человека и гражданина на государственную пенсию в Российской Федерации // Экономика. Социология. Право. 2022. №4 (28). С. 94-101
9. Гирич Е.А., Цечоев В.К. Общая характеристика пенсионного обеспечения в Российской // Образование и право. 2019. №10. С. 139-143
10. Губина О. В., Смиренникова Е. В., Проворова А. А., Кармакулова А. В., Воронина Л. В. Содержательные аспекты государственной социально-экономической политики в отношении Севера России // ПСЭ. 2014. №2 (50). С. 265-270
11. Диветайкина Т.Е., Фомичева Н.Н. Правовое регулирование пенсионного обеспечения по случаю потери кормильца в Российской Федерации // Материалы XXIII научно-практической конференции молодных ученых, аспирантов и студентов национого исследовательного Мордовского государственного университета им. Н.П. Огарева в 3 частях. Том Часть 3. 2019. С. 239-243
12. Ермаков Д.Н. Новые тенденции в развитии пенсионной системы Российской Федерации: монография. М.: АПКиППРО, 2013. 384 с.
13. Жукова А.П. Социальные пенсии в системе государственного пенсионного обеспечения в Российской Федерации // Право и государство: теория и практика. 2014. № 7(115). С. 71-75
14. Инвалидам: пенсии и социальные выплаты // URL: https://sfr.gov.ru/files/id/press_center/brochures/2022_/socobespech.pdf (дата обращения: 09.94.2023)
15. Катковская М. А. Понятие пенсии как вида социального обеспечения // Инновационное развитие: потенциал науки и современного образования: сборник статей III Международной научно-практической конференции / отв. ред. Г. Ю. Гуляев. Пенза, 2018. С. 140–142
16. Качмазова М. Э. Проблемы пенсионного обеспечения нетрудоспособных лиц, потерявших кормильца // Исследования молодых учены:: материалы XVI Междунар. науч. конф. (г. Казань, январь 2021 г.). Казань: Молодой ученый, 2021. С. 33-35
17. Колесникова Г.И. Медико-социальная экспертиза: учебное пособие для вузов // М.: Юрайт. 2019. 179 с.
18. Кручек И.В., Бернатас Е. Социальные пенсии как вид государственных пенсий с точки зрения принципов права социального обеспечения // Таврический научный обозреватель. 2016. №11-1 (16). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialnye-pensii-kak-vid-gosudarstvennyh-pensiy-s-tochki-zreniya-printsipov-prava-sotsialnogo-obespecheniya (дата обращения: 03.04.2023).
19. Кудряшова Н. Социальные права и их роль в обеспечении социальной защищенности человека // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2019. №12-4. С. 81-83
20. Лазарева Н.Ю. Проблемы пенсионного обеспечения граждан по случаю потери кормильца // URL: https://legalbook.ru/670-problemy-pensionnogo-obespechenija-grazhdan-po-sluchaju-poteri-kormilca.html (дата обращения: 09.04.2023)
21. Мачульская, Е. Е. Право социального обеспечения: учебник для вузов / Е. Е. Мачульская. 4-е изд., перераб. и доп. Москва: Издательство Юрайт, 2022. 449 с.
22. Мишальченко Ю.В., Платонова Л.А., Торопыгин А.В. Международно-правовое регулирование в сфере пенсионного обеспечения граждан СНГ // Евразийская интеграция: экономика, право, политика. 2020. №1 (31). С. 55-71
23. О социальной пенсии детям, родители которых не известны // Официальный сайт Префектура западного административного округа города «Москвы» // URL: https://zao.mos.ru/security-and-law-and-order/detail/6977811.html (дата обращения: 03.04.2023)
24. Пенсия по инвалидности по группам в 2023 году // URL: https://www.kp.ru/putevoditel/lichnye-finansy/pensiya-po-invalidnosti-po-gruppam/ (дата обращения: 08.04.2023)
25. Пенсия по потере кормильца // URL: https://sfr.gov.ru/files/id/press_center/brochures/2022_/kormilec.pdf (дата обращения: 09.04.2023)
26. Петрова Л.А. Понятие и виды социальных пенсий в России // Актуальные проблемы российского права и законодательства. Сборник материалов ХIII Всероссийской научно-практической конференции. Красноярск, 2020. С. 126-127
27. Право социального обеспечения России: Учебник. 2-е изд., испр. и перераб. М.: Издательство БЕК, 2002. 560 с.
28. Право социального обеспечения: учебник / под ред. КН Гусова. -. М.: ПБОЮЛ Грачев С.М., 2001. 328с.
29. Раджабова Ж.К. Учебное пособие. (Курс лекций) «Право социального обеспечения» для направления «Юриспруденция», профиля подготовки «Гражданское право» и «Уголовное право». Махачкала: ДГУНХ, 2019. 133 с.
30. Сильникова А.А. Проблемы предоставления пенсий коренным малочисленным народам севера // Аллея науки. Т. 4. 2018. № 4(20). С. 783-787
31. Соколова И. В., Даренский Р. Н., Филиппов А. Н. Анализ изменения объемов выплат инвалидам из бюджета Пенсионного фонда российской Федерации // Colloquium-journal. 2019. №13 (37). С. 127-131
32. Соловьева А.А. Меры материальной поддержки инвалидов: отечественный и зарубежный опыт // Правовое регулирование современного общества: теория, методология, практика. Материалы II Международной научно-практической конференции. 2017. С. 244-252
33. Социальные пенсии в Российской Федерации: учебно-практическое пособие / Н. Д. Потапова. Вологда: Фонд развития филиала МГЮА имени О. Е. Кутафина в г. Вологде, 2019. 86 с. С. 6
34. Усовицкая А. В. Понятие государственного и страхового пенсионного обеспечения // Молодой ученый. 2022. № 4 (399). С. 253-255
35. Уточнены критерии назначения социальной пенсии гражданам из числа коренных малочисленных народов Севера // URL: https://chukot.er.ru/activity/news/utochneny-kriterii-naznacheniya-socialnoj-pensii-grazhdanam-iz-chisla-korennyh-malochislennyh-narodov-severa (дата обращения: 07.04.2023)
36. Хомякова Е. С. Пенсия как мера социальной поддержки инвалидов в Российской Федерации // Контентус. 2020. №3. С. 40-47
37. Черкасская Г.В. Пенсия как социально-экономический институт: история и современные тренды // Экономика нового мира. 2019. №1 (13). С. 65-92
38. Шевель А. В. Правовой статус инвалидов и механизмы реализации прав и свобод инвалидов в Российской Федерации // Молодой ученый. 2019. № 34 (272). С. 179-185.
Вопрос-ответ:
Какие виды социальных пенсий существуют в Российской Федерации?
В Российской Федерации существуют следующие виды социальных пенсий: по инвалидности, по старости, по случаю потери кормильца, по случаю потери кормильца в результате профессионального заболевания или травмы, по старости по льготным условиям.
Какие категории лиц имеют право на получение социальной пенсии в Российской Федерации?
Право на получение социальной пенсии имеют граждане Российской Федерации, достигшие пенсионного возраста, имеющие недостаточный стаж работы или страдающие такими заболеваниями, которые являются основанием для признания их инвалидами.
Как определяется размер социальной пенсии?
Размер социальной пенсии определяется в зависимости от вида и категории получателя, а также от действующего законодательства. В общем случае, размер социальной пенсии рассчитывается исходя из размера базовой пенсии, умноженной на коэффициент, установленный для конкретной категории получателей.
Какие источники правового регулирования социальных пенсий существуют в Российской Федерации?
Источниками правового регулирования социальных пенсий в Российской Федерации являются Конституция Российской Федерации, федеральные законы, постановления Правительства Российской Федерации, нормативные акты Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации и другие нормативные документы.
Как происходит оформление назначения и перерасчета социальной пенсии?
Оформление назначения и перерасчета социальной пенсии происходит путем подачи соответствующего заявления и предоставления всех необходимых документов в органы Пенсионного фонда Российской Федерации или МФЦ. Для перерасчета пенсии необходимо предоставить все измененные и дополненные документы, подтверждающие новые факты или обстоятельства получателя пенсии. Оформление выплаты пенсии осуществляется через банк либо почтовое отделение.
Какие виды социальных пенсий существуют в Российской Федерации?
В Российской Федерации существуют следующие виды социальных пенсий: социальная пенсия по старости, социальная пенсия по инвалидности, социальная пенсия по случаю потери кормильца, социальная пенсия по случаю потери кормильца военнослужащим, социальная пенсия по случаю потери кормильца участникам боевых действий, социальная пенсия по случаю потери кормильца пенсионерам.
Какие категории лиц имеют право на получение социальной пенсии в Российской Федерации?
Право на получение социальной пенсии имеют следующие категории лиц: пенсионеры, инвалиды, ветераны труда, лица, потерявшие кормильца, участники боевых действий и их семьи, военнослужащие, имеющие выслугу лет от 20 лет и более, и другие категории граждан, установленные законодательством Российской Федерации.
Как определяется размер социальной пенсии в Российской Федерации?
Размер социальной пенсии в Российской Федерации определяется в зависимости от вида и категории получателя. Например, размер социальной пенсии по старости зависит от стажа гражданина, его заработка и коэффициента, устанавливаемого законодательством. Для инвалидов размер пенсии определяется на основе группы инвалидности и других критериев. Подробности о размерах социальной пенсии указаны в соответствующих нормативных актах Российской Федерации.
Как оформляется назначение и перерасчет социальной пенсии?
Назначение и перерасчет социальной пенсии оформляется в органах Пенсионного фонда Российской Федерации. Граждане, имеющие право на социальную пенсию, должны обратиться с заявлением в Пенсионный фонд, предоставив все необходимые документы. Органы Пенсионного фонда проводят проверку, и в случае положительного решения назначают социальную пенсию либо осуществляют перерасчет уже назначенной пенсии.
Что такое социальные пенсии?
Социальные пенсии - это вид выплаты, предоставляемый гражданам Российской Федерации, которые по различным причинам не могут получать трудовую или страховую пенсию. Это может быть вызвано различными причинами, включая отсутствие стажа работы, инвалидность, низкий уровень дохода и другие факторы.
Кто имеет право на получение социальной пенсии?
Право на получение социальной пенсии имеют определенные категории граждан. К ним относятся инвалиды I и II групп, граждане старше 80 лет, многодетные матери, ветераны труда, граждане, проживающие на территориях аварийного и ветхого жилья, безработные и другие лица, у которых имеются особые социальные нужды.