Этапы разработки и согласования программ развития ЖКХ
Заказать уникальную курсовую работу- 31 31 страница
- 16 + 16 источников
- Добавлена 14.05.2023
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 3
1. Теоретические аспекты разработки и согласования государственных программ 4
1.1. Программно-целевое управление в РФ 4
1.2. Методические аспекты формирования государственных программ 6
1.3. Анализ процесса формирования государственных программ в сфере ЖКХ 9
2. Теоретические аспекты разработки программ в сфере жилищно-коммунального хозяйства 11
2.1 Сущность и основные направления государственной политики в сфере жилищно-коммунального хозяйства 11
2.2 Этапы формирования программы развития жилищно-коммунального хозяйства на муниципальном уровне 16
3. Пути совершенствования порядка разработки и реализации программ в сфере ЖКХ 19
Заключение 26
Список литературы 28
Трансформация программ и проектов должна быть утверждена на законодательном уровне субъекта экономических отношений, стратегия и полномочия проектных команд регламентированы нормативно-правовыми актами, работа экосистемы – сопровождаться разработанными маршрутными картами, техническим заданием, положениями программной и конструкторской документации по работе системы и входящих процессов. Алгоритм трансформации государственных программ и проектов должен сопровождаться соблюдением проектными командами следующих основных принципов:обмен результатами деятельности для усиления эффекта и минимизации ошибок в ходе управления реализацией программ и проектов; компромисс между социально-государственными учреждениями в ходе выполнения мероприятий для достижения заданных целевых показателей; приоритет потребностей пользователей системы, являющихся потребителями результатов по программам и проектам; системность, организованность, корпоративное управление; технологизация по внедрению инноваций, бизнес-моделей и информационных систем. Соблюдение обозначенных принципов в ходе работы алгоритма способствует повышению отдачи от вложенных инвестиций в работу цифровой экосистемы, укрепляет этапы выполнения пилотного проекта и поддерживает организационную структуру по трансформации в единую систему.Механизм работы цифровой экосистемы комбинирует вертикальный и горизонтальный принцип, где социально-государственные учреждения выстроены вокруг основного продукта или услуги и автоматизируют процессы, которые связаны с задачами по ним, а также развиваются относительно потребностей пользователей системы. При этом пользователь и его потребности находятся в центре экосистемы (рисунок 4). Рисунок 4 - Структура цифровой экосистемВход в экосистему начинается с регистрации пользователей в личном кабинете, представленном цифровым сервисом по учету и идентификации потребителей результатов программ и проектов на открытом портале. Информация всех участников системы (пользователи и учреждения) хранятся в едином хранилище данных. Пользователь имеет возможность выбрать необходимые услуги из общего спектра, что обеспечивает доступность и открытость. Учреждения, интегрированные в систему, функционируют с учетом организационных и операционных систем, их деятельность оснащена программным обеспечением, что снижает затраты и повышает качество оказания услуг. Разработка единой нормативно-справочной системы, обеспечение доступа к тематическим реестрам данных, обмен знаниями положительно влияют на работоспособность социально-государственных учреждений. Экосистема хранит информацию, которая может собираться и анализироваться для своевременного выявления проблем, принятия обоснованных управленческих решений, выработки бизнес-процессов и делегирования задач. Файловое хранилище собирает отчетность, поступающую от проектных команд, для контроля и анализа вышестоящими организациями. Минимальный набор модулей для работы экосистемы может быть расширен в зависимости от масштабов операционных процессов и количества пользователей системы. Дополнительно встраивается модель регламентации и автоматизации всех бизнес-процессов для социально-государственных учреждений, что определяет их поведенческую стратегию. Важно сохранить автономность и устойчивость к высоким нагрузкам и защиту данных. Могут интегрироваться узкоспециализированные сервисы, что определяется архитектурой цифровой экосистемы. Для поддержания бесперебойной работы экосистемы требуется периодическое вложение инвестиций, где срок окупаемости будет разным в зависимости от сферы деятельности программ и проектов.Основные преимущества от трансформации государственных программ и проектов в цифровую экосистему: централизованная траектория работы и развития (учреждения параллельно функционируют в единой конкурентной среде, имеют единую модель работы и взаимодействия на одной платформе с консолидацией усилий, стандартизация межведомственного взаимодействия с пользователями системы); равноправная доступность к результатам (пользователи системы имеют своевременный доступ ко всем результатам программ и проектов, цели которых отвечают потребительскому спросу на едином пространстве); минимизация издержек (экономия ресурсов и времени на поиск информации, модульность по сочетанию продуктов и услуг, координация, гибкость и устойчивость процессов, быстрое масштабирование). Прибыль, которую приносит цифровая экосистема, может увеличиваться в долгосрочной перспективе и превосходить затраты, несмотря на высокую социальную ориентированность государственных программ и проектов. Переход на цифровизацию, внедрение инноваций, встраивание технологической базы и автоматизация процессов создают благоприятную среду для реализации сложных и многокомпонентных продуктов для населения, имеющих бесплатный доступ к товарам и услугам, что отличает государственную политику от частного сектора в экономике. Учреждения должны адаптироваться к постоянно меняющейся среде под влиянием экономических и политических факторов, где внедрение новых технологий и проектное управление обеспечивают устойчивость к изменениямЗаключениеВ настоящее временя государственные программы приобрели статус базового инструмента государственного программно-целевого управления как на федеральном, так и региональном уровнях В целях усиления концентрации усилий всех уровней власти на направлениях проводимой государственной политики социально-экономического развития Российской Федерации, целесообразно установить общие принципы формирования и реализации программно-целевого управления в едином контуре федерального и регионального взаимодействия.Состав государственной программы может определяться сферой ее реализации, значимостью решения тех или иных проблем в сфере реализации государственной программы, сложившейся и перспективной системы управления, иных особенностей реализации государственной программы. Однако, при этом необходимо учитывать текущую практику формирования государственных программ Российской Федерации в целях иерархичности и преемственности целеполагания. Консолидация общих усилий федерального и регионального уровней позволит получить синергетический эффект в достижении амбициозных целей проводимой государственной политики.Жилищно-коммунальное хозяйство (ЖКХ) выступает жизненно важной сферой функционирования современного общества вне зависимости от принадлежности к тому или иному государству. Рост качества ЖКУ неразрывно связан с деятельностью организаций, занятых управлением эксплуатацией жилищного фонда.Проектное управление является одним из инструментов по достижению стратегических целей государства.Переход к уровню зрелости проектного управления ориентирован на трансформацию программ и проектов в экосистему в условиях политики цифровой экономики. Этапы разработки и внедрения цифровой экосистемы на уровне субъектов экономических отношений должны быть четко определены по алгоритму, который включает базовые шаги по выбору национального проекта, встраиванию в систему, оснащенную инновациями, информационными и технологическими модулями, и работе проектной команды по реализации государственных программ и проектов на единой платформе.Основным преимуществом управления реализацией программ и проектов в экосистеме будет являться концептуальное развитие социально-государственных учреждений, деятельность которых направлена на удовлетворение потребностей населения и обеспечение национального развития страны во всех сферах жизнедеятельности.Список литературыПостановление Правительства Российской Федерации от 02.08.2010 № 588 (ред. от 15.11.2017) «Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Российской Федерации» // КонсультантПлюс [Справочная правовая система]. URL: http://www.consultant.ru/docum ent/cons_doc_LAW_103481/Постановление Правительства Российской Федерации от 12.10.2017 № 1242 «О разработке, реализации и об оценке эффективности отдельных государственных программ Российской Федерации» (вместе с «Правилами разработки, реализации и оценки эффективности отдельных государственных программ Российской Федерации») // КонсультантПлюс [Справочная правовая система]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_280803/Приказ Минэкономразвития России от 16.09.2016 № 582 (ред. от 15.03.2017) «Об утверждении Методических указаний по разработке и реализации государственных программ Российской Федерации» // КонсультантПлюс [Справочная правовая система]. URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_205801/ Зотов В.Б. Методические рекомендации по разработке программ социально-экономического развития муниципальных образований с использованием экспертных методов // Муниципальная академия. - 2019. - № 1. - С. 111-119.Коложвари Э.С., Глазычев К.А., Заломская И.Е. Формирование и оценка эффективности реализации муниципальных программ в г. Новосибирске в контексте федерального закона «О стратегическом планировании в Российской Федерации» // Сибирская финансовая школа. - 2017. - № 2. - С. 57–68.Лукащук В.И. Проектный подход в системе государственного управления: проблемы и перспективы развития // Государство и общество: вчера, сегодня, завтра. – 2018. – №3. – С. 59-66.Мосолов А.В., Гальченко С.А. Методы проектного управления // Актуальные проблемы управления в условиях цифровой экономики: Сборник материалов региональной научно-практической конференции. Под редакцией О.Н. Пронской. Курск, 2020. – c. 198–201. Мухаметов, Д. Р. «Умное государство»: перспективы внедрения цифровых технологий государственного управления в России / Д. Р. Мухаметов, К. В. Симонов // Мир новой экономики. – 2021. – Т. 15, № 3. – С. 17–27. Петрина О.А., Стадолин М.Е. Правовые и организационные основы проектного управления в секторе государственного управления // Муниципальная академия. – 2020. – № 1. – c. 20–25Петрина О.А., Стадолин М.Е. Проблемы кадрового обеспечения реализации Национального проекта «Жилье и городская среда» // В сборнике: Государство, власть, управление и право. Материалы XI Всероссийской научно-практической конференции. Москва, 2020. С. 198-200.Портал государственных программ Российской Федерации [Официальный сайт]. URL: http://programs.gov.ru/Рисин И. Е. Факторы, влияющие на качество муниципальных стратегий / И. Е. Рисин, А. С. Чичерина // Регион: системы, экономика, управление. — 2021. — № 1. — С. 32—37.Руткаускас Т.К. Формирование и развитие рыночных отношений в жилищнокоммунальном хозяйстве: теория, методология и практика. [Текст] /Т.К. Руткаускас. Екатеринбург: изд-во ГОУ ВПО «Рос. гос. проф.-пед. ун-т», 2019. - 419 с.Симионов Ю.Ф. Жилищно-коммунальное хозяйство: справочник. 3-е изд. [Текст] / Ю.Ф. Симионов. - Ростов н/Д: Феникс, 2020. - 286 с. Стратегическое планирование на муниципальном уровне: эффективные практики, проблемы и пути их решения // Круглый стол Совета Федерации РФ, 2020. — URL: ttp://council. gov.ru/activity/activities/roundtables/116286/Стырин, Е. М. Государственные цифровые платформы: от концепта к реализации / Е. М. Стырин, Н. Е. Дмитриева, Л. Х. Синятуллина // Вопросы муниципального и государственного управления. – 2019. – № 4. – С. 31–56.
1. Постановление Правительства Российской Федерации от 02.08.2010 № 588 (ред. от 15.11.2017) «Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Российской Федерации» // КонсультантПлюс [Справочная правовая система]. URL: http://www.consultant.ru/docum ent/cons_doc_LAW_103481/
2. Постановление Правительства Российской Федерации от 12.10.2017 № 1242 «О разработке, реализации и об оценке эффективности отдельных государственных программ Российской Федерации» (вместе с «Правилами разработки, реализации и оценки эффективности отдельных государственных программ Российской Федерации») // КонсультантПлюс [Справочная правовая система]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_280803/
3. Приказ Минэкономразвития России от 16.09.2016 № 582 (ред. от 15.03.2017) «Об утверждении Методических указаний по разработке и реализации государственных программ Российской Федерации» // КонсультантПлюс [Справочная правовая система]. URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_205801/
4. Зотов В.Б. Методические рекомендации по разработке программ социально-экономического развития муниципальных образований с использованием экспертных методов // Муниципальная академия. - 2019. - № 1. - С. 111-119.
5. Коложвари Э.С., Глазычев К.А., Заломская И.Е. Формирование и оценка эффективности реализации муниципальных программ в г. Новосибирске в контексте федерального закона «О стратегическом планировании в Российской Федерации» // Сибирская финансовая школа. - 2017. - № 2. - С. 57–68.
6. Лукащук В.И. Проектный подход в системе государственного управления: проблемы и перспективы развития // Государство и общество: вчера, сегодня, завтра. – 2018. – №3. – С. 59-66.
7. Мосолов А.В., Гальченко С.А. Методы проектного управления // Актуальные проблемы управления в условиях цифровой экономики: Сборник материалов региональной научно-практической конференции. Под редакцией О.Н. Пронской. Курск, 2020. – c. 198–201.
8. Мухаметов, Д. Р. «Умное государство»: перспективы внедрения цифровых технологий государственного управления в России / Д. Р. Мухаметов, К. В. Симонов // Мир новой экономики. – 2021. – Т. 15, № 3. – С. 17–27.
9. Петрина О.А., Стадолин М.Е. Правовые и организационные основы проектного управления в секторе государственного управления // Муниципальная академия. – 2020. – № 1. – c. 20–25
10. Петрина О.А., Стадолин М.Е. Проблемы кадрового обеспечения реализации Национального проекта «Жилье и городская среда» // В сборнике: Государство, власть, управление и право. Материалы XI Всероссийской научно-практической конференции. Москва, 2020. С. 198-200.
11. Портал государственных программ Российской Федерации [Официальный сайт]. URL: http://programs.gov.ru/
12. Рисин И. Е. Факторы, влияющие на качество муниципальных стратегий / И. Е. Рисин, А. С. Чичерина // Регион: системы, экономика, управление. — 2021. — № 1. — С. 32—37.
13. Руткаускас Т.К. Формирование и развитие рыночных отношений в жилищнокоммунальном хозяйстве: теория, методология и практика. [Текст] /Т.К. Руткаускас. Екатеринбург: изд-во ГОУ ВПО «Рос. гос. проф.-пед. ун-т», 2019. - 419 с.
14. Симионов Ю.Ф. Жилищно-коммунальное хозяйство: справочник. 3-е изд. [Текст] / Ю.Ф. Симионов. - Ростов н/Д: Феникс, 2020. - 286 с.
15. Стратегическое планирование на муниципальном уровне: эффективные практики, проблемы и пути их решения // Круглый стол Совета Федерации РФ, 2020. — URL: ttp://council. gov.ru/activity/activities/roundtables/116286/
16. Стырин, Е. М. Государственные цифровые платформы: от концепта к реализации / Е. М. Стырин, Н. Е. Дмитриева, Л. Х. Синятуллина // Вопросы муниципального и государственного управления. – 2019. – № 4. – С. 31–56.
Вопрос-ответ:
Какие этапы проходит процесс разработки и согласования программ развития ЖКХ?
Процесс разработки и согласования программ развития ЖКХ проходит несколько этапов. Вначале определяется цель и задачи программы, проводится анализ текущего состояния сферы ЖКХ. Затем разрабатывается концепция программы, в которой определяются мероприятия и их сроки. Далее программа проходит процесс согласования с заинтересованными сторонами, такими как государственные органы, органы местного самоуправления, жилищные организации и др. После согласования программа утверждается и приступает к реализации.
Как осуществляется программно-целевое управление в РФ?
Программно-целевое управление в РФ осуществляется на основе разработки и реализации государственных программ. Государственные программы являются инструментом реализации государственной политики в различных сферах, включая ЖКХ. Они разрабатываются с учетом стратегических целей и задач развития государства и определяют основные направления и мероприятия по достижению этих целей. Программно-целевое управление предполагает учет ресурсно-бюджетных ограничений, мониторинг и оценку результатов реализации программ.
Какие методические аспекты важны при формировании государственных программ в сфере ЖКХ?
При формировании государственных программ в сфере ЖКХ важно учитывать методические аспекты. Во-первых, необходимо провести анализ текущего состояния сферы ЖКХ и определить основные проблемы и вызовы, которые требуется решить. Во-вторых, важно определить цели и задачи программы, а также ее конкретные мероприятия. При формировании программы следует также учесть ресурсные и бюджетные ограничения. Кроме того, важно предусмотреть механизмы мониторинга и оценки результатов реализации программы, чтобы можно было корректировать ее в процессе.
Какие этапы включает в себя разработка программ развития ЖКХ?
Разработка программ развития ЖКХ включает несколько этапов: анализ существующей ситуации, определение основных проблем и задач, постановка целей и составление плана мероприятий, а также согласование программы с заинтересованными сторонами.
Какие теоретические аспекты учитываются при разработке программ развития ЖКХ?
При разработке программ развития ЖКХ учитываются теоретические аспекты программно-целевого управления, анализа процесса формирования государственных программ, а также основные направления государственной политики в сфере ЖКХ.
Какие методические аспекты используются при разработке государственных программ?
При разработке государственных программ применяются методические аспекты, которые включают формирование планов мероприятий, определение основных проблем и задач, анализ существующей ситуации и согласование программы с заинтересованными сторонами.
Каким образом происходит согласование программ развития ЖКХ?
Согласование программ развития ЖКХ происходит путем проведения консультаций с представителями различных структур и организаций, которые имеют интересы в сфере ЖКХ. Также проводятся публичные обсуждения и собираются отзывы от населения, чтобы учесть мнение всех заинтересованных сторон.
Каковы основные направления государственной политики в сфере ЖКХ?
Основные направления государственной политики в сфере ЖКХ включают обеспечение доступности жилья, улучшение качества коммунальных услуг, повышение энергоэффективности жилищного фонда и развитие инфраструктуры ЖКХ.