Изучение метафоры в средней школе на примере произведении А.С.Пушкина
Заказать уникальную курсовую работу- 31 31 страница
- 30 + 30 источников
- Добавлена 14.05.2023
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Глава I. Метафора в аспекте преподавания русского языка и литературы в средней школе 6
1. Основные особенности метафоры как тропа 6
2. Изучение метафоры как литературоведческого понятия в курсе русского языка и литературы в средней школе 11
Глава II. Использование произведений А.С. Пушкина в качестве материала для изучения метафоры в средней школе 16
1. Место А.С. Пушкина в курсе русского языка и литературы средней школы 16
2. Методы, приемы и упражнения при изучении метафоры в средней школе 20
Заключение 26
Список использованной литературы 28
Выбранные для изучения произведения – «Зимняя дорога», «В поле чистом серебрится…», «Дорожные жалобы», «Телега жизни». Чтобы облегчить учащимся восприятие метафорических переносов, можно предложить им в качестве подготовительного задания работу в парах. Учащиеся могут закрыть глаза и представить себе зимнюю дорогу, а затем устно описать ее друг другу, рассказывая, на что похожа представленная ими дорога. После этого учащиеся будут готовы к восприятию образа дороги в стихотворениях А.С. Пушкина, а попытка сравнения даст им возможность подготовиться к восприятию художественной образности текстов. При работе над каждым из выбранных стихотворений стоит предлагать учащимся вообразить описываемую поэтом картину и определить, какие слова в тексте помогли это сделать. После того, как учащиеся проанализируют таким образом каждый стихотворный текст, они будут готовы сделать вывод о том, что художественные средства помогают лучше представить то, о чем говорится в стихотворении. Именно на этом этапе следует вводить понятие «метафора». Можно предложить ученикам найти его в «Словаре литературоведческих терминов» и выписать, проиллюстрировав примерами из каждого стихотворения. Необходимо сделать вывод и о роли метафор в создании образа дороги в каждом из прочитанных стихотворений. В качестве домашнего задания ученикам можно предложить мини-сочинение по теме «Зимняя дорога» с использованием метафор, которые встретились в пушкинских стихотворениях. Таким образом, работа над формированием понятия метафоры будет дополнена творческой работой по развитию письменной речи.В 7 классе работа над произведениями А.С. Пушкина предполагает знакомство с фрагментами его поэм «Полтава» и «Медный всадник», а также с балладой «Песнь о вещем Олеге», что включает значительное количество теоретического материала, необходимого для осмысления учащимися, поэтому предлагается провести ситуативную работу над изобразительно-выразительными средствами, включенными в тексты, но не останавливаться подробно на анализе метафор.В 8 классе для анализа предлагаются стихотворения А.С. Пушкина «19 октября», «К***» («Я помню чудное мгновенье…»), «Туча». При работе над каждым из них возможно закрепление сведений, полученных о метафоре ранее. Работу над анализом стихотворения «19 октября» возможно проводить в группах ввиду объема текста. Разделив учащихся на группы из 3–4, учитель может предложить им найти во фрагментах текста различные изобразительно-выразительные средства, в том числе и метафоры, и определить, какова их смысловая роль в тексте. Затем учащиеся могут соотнести образ каждого из друзей поэта с метафорами, используемыми для его создания. Своеобразным итогом проделанной работы может стать составление метафорических описаний друзей, цель которого – обогащение речи учащихся.При работе над стихотворением «Туча» целесообразно ввести план комплексного анализа лирического произведения:Композиция произведения.Образный ряд.Звуковой строй текста.Изобразительно-выразительные средства языка: тропы и фигуры.Стихотворный размер и его смысловая роль.Особенности рифмовки и ее смысловая роль.Строфика текста и ее смысловая роль.Пространственно-временные отношения в тексте.Необходимость поиска метафор в стихотворном тексте входит в пункт «Изобразительно-выразительные средства языка: тропы и фигуры». При работе над стихотворением «Туча» возможен фронтальный анализ текста по данному плану с целью обучения комплексной работе по взаимодействию со стихотворным текстом.В качестве самостоятельной работы возможно предложить учащимся проанализировать по предложенному плану стихотворение «К***» («Я помню чудное мгновенье…»), чтобы закрепить навыки работы с лирическим произведением.В 9 классе предполагается обобщение изученного об А.С. Пушкине и его творчестве в курсе средней школы, а также работа над одним из наиболее значительных его произведений – романом «Евгений Онегин». Первые уроки по творчеству А.С. Пушкина включают работу над его лирическими произведениями. Предполагается посвятить отдельные занятия произведениям различной тематики: теме свободы, поэта и поэзии, любви. При анализе каждого стихотворения уместно рассматривать пушкинские метафоры, чтобы составить обобщенное представление об образном языке автора.При работе над лирическими произведениями А.С. Пушкина в 9 классе следует учитывать необходимость осуществлять подготовку к ОГЭ тех учащихся, которые выбрали в качестве предмета для сдачи литературу. Для них необходимы письменные задания по образцу задания №3 ОГЭ: «Какую роль в стихотворении … играют метафоры?» Можно использовать такие вопросы в качестве проверочных итоговых заданий в конце уроков по лирике. Работа над романом «Евгений Онегин» становится итогом изучения творчества А.С. Пушкина в средней школе. В связи с этим возможно проведение и итоговой работы, связанной со средствами изобразительности в романе. Эффективным средством контроля усвоения литературоведческих понятий, в число которых входит и метафора, может стать исследовательский проект, посвященный значению различных средств выразительности в тексте романа. Наиболее подходящей формой работы представляется работа в группе, что связано с объемом романа. Результатом проектной деятельности учащихся может быть презентация по материалу романа.На занятиях по русскому языку уместно использовать стихотворения А.С. Пушкина, оставшиеся за пределами школьной программы, но перекликающиеся с материалом, который предполагается изучать в рамках занятий по развитию речи. Так, например, в 6 классе в программе присутствуют занятия, посвященные описанию природы. Учащимся предлагается охарактеризовать тексты, содержащие описания природы, прежде чем начать работу над созданием собственного текста. Можно сделать эту работу более творческой и личностно-ориентированной, предложив школьникам подобрать для урока стихотворения А.С. Пушкина об их любимом времени года и анализировать на занятии пейзажи в лирических произведениях. В качестве творческой работы учащимся будет предложено использовать метафоры, найденные в стихотворениях А.С. Пушкина, в своих текстах.Стоит отметить, что изучение метафоры на примере произведений А.С. Пушкина не только расширяет литературоведческий кругозор и словарный запас учащихся, но и готовит их к сдаче ОГЭ по русскому языку в 9 классе. При систематической работе над метафорой на материале художественных текстов, в том числе и А.С. Пушкина, учащиеся будут хорошо знакомы с этим изобразительно-выразительным средством и не испытают затруднений, связанных с выполнением задания №7, требующего от выпускника основной школы знаний об основных средствах выразительности, среди которых представлена и метафора.Таким образом, изучение метафоры в средней школе выполняет несколько важных функций. Во-первых, оно оснащает учащихся одним из необходимых для литературоведческого анализа инструментов, так как метафора является не просто одним из тропов, она становится художественным принципом и главным средством создания образности произведения. Во-вторых, учащиеся, хорошо знакомые с метафорой, подготовлены к целостному эстетическому восприятию русского языка, имеют представление о его выразительных возможностях и могут использовать эти возможности в собственной речи. Наконец, систематическая работа над метафорой готовит учащихся к сдаче экзаменов по русскому языку и литературы за курс основной школы. Роль творчества А.С. Пушкина в изучении метафоры в школе сложно переоценить, так как в его текстах образность соотносится с идейным содержанием, что облегчает учащимся задачу интерпретации поэтического текста. ЗаключениеТаким образом, творчество А.С. Пушкина занимает существенное место в работе над формированием у учащихся знаний о таком тропе, как метафора, и развитии у них умений определять роль метафоры в художественном языке и использовать метафоры в собственной речи. Изучении поэтических произведений А.С. Пушкина направлено на выработку у учащихся художественного вкуса и формирование у них восприимчивости к выразительным средствам языка, в том числе и метафоры. Чтение и анализ произведений А.С. Пушкина в средней школе может способствовать развитию у учащихся чувства языка, расширению их словарного запаса за счет образного языка автора, пробудить в них творческое начало и мотивировать к собственному литературному творчеству, как поэтическому, так и прозаическому.В связи с богатством языка А.С. Пушкина, насыщенностью его поэтических текстов изобразительно-выразительными средствами кажется целесообразным построить работу над усвоением такого значимого литературоведческого понятия, как метафора, с использованием текстов писателя, в первую очередь поэтических. Их представленность в каждом классе средней школы дает возможность постепенно формировать понятие о художественном мире автора и способах словесного изображения поэтических образов, среди которых главное место занимает метафора. При этом доступность произведений А.С. Пушкина школьникам дает возможность сосредоточиться на тех аспектах метафоричности, которые способствуют возможности мысленно представить прочитанное, погрузиться в картины, созданные автором с помощью изобразительно-выразительных средств. Методическая работа, проведенная в рамках данного исследования, дала возможность рассмотреть конкретные произведения А.С. Пушкина с точки зрения педагогических возможностей для работы по изучению метафоры. Были сформулированы практические приемы и разработаны задания, которые помогли бы при изучении этого литературоведческого понятия в процессе анализа лирических произведений А.С. Пушкина. Были предложены формы творческой работы по материалам художественных произведений автора, основанные на взаимодействии с метафорами из текстов, их творческом использовании и переосмыслении. Разработанные методы и приемы будут использованы в процессе дальнейшей педагогической деятельности.Вместе с тем в качестве направлений для дальнейших исследований можно рассмотреть художественные произведения других авторов, занимающих центральную роль в школьной программе по литературе, с позиций изучения метафоры, чтобы создать более полную систему материалов по формированию у учащихся средней школы представлений о метафоре. Наряду с этим, возможно рассмотреть художественные произведения А.С. Пушкина, включенные в школьную программу, как источник для формирования представлений о других изобразительно-выразительных средствах русского языка, как-то: эпитете, сравнении, олицетворении. Список использованной литературыАльбеткова Р.И. Учимся читать лирическое произведение. – М.: Дрофа, 2007. – 157 с.Арутюнова М.Д. Метафора / Языкознание. Большой энциклопедический словарь. – М.: Научное издательство «Большая российская энциклопедия», 1998. – С. 296–297.Арутюнова Н.Д. Метафора и дискурс / Теория метафоры: Сборник. – М.: Прогресс, 1990. – С. 5–32.Ахманова О.С. Словарь лингвистических терминов. – М.: Издательство «Советская энциклопедия», 1969. – 608 с.Беляева Н.В. Литература. Методические рекомендации и поурочные разработки. 5 класс. – М.: «Просвещение», 2017. – 488 с.Беляева Н.В. Литература. Методические рекомендации и поурочные разработки. 9 класс. – М.: «Просвещение», 2017. – 681 с.Беляева Н.В. Литература. Методические рекомендации и поурочные разработки. 7 класс. – М.: «Просвещение», 2017. – 458 с.Беляева Н.В. Литература. Методические рекомендации и поурочные разработки. 8 класс. – М.: «Просвещение», 2017. – 464 с.Беляева Н.В. Литература. Примерная рабочая программа и поурочные разработки. 6 класс. – М.: «Просвещение», 2021. – 452 с.Беляева Н.В. Уроки литературы в 9 классе. Поурочные разработки. – М.: «Просвещение», 2014. – 368 с.Богданова О.Ю., Леонов С.А., Чертов В.Ф. Теория и методика обучения литературе. – М.: Академия, 2008. – 400 с.Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. Книга о хорошей речи. – М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1997. – 268 с.Граник Г.Г., Шаповал С.А., Концевая Л.А., Бондаренко С.М. Литература. 8–11 классы. Учимся понимать художественный текст. Задачник-практикум. – М.: Астрель, АСТ, 2003. – 352 с.Демонстрационный вариант Основного государственного экзамена по литературе 2023 г. [Электронный ресурс]. – Режим доступа:https://fipi.ru/oge/demoversii-specifikacii-kodifikatory#!/tab/173801626-10 (Дата обращения: 14.04.2023).Демонстрационный вариант Основного государственного экзамена по русскому языку 2023 г. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://fipi.ru/oge/demoversii-specifikacii-kodifikatory#!/tab/173801626-1 (Дата обращения: 14.04.2023).Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И., Беляева Н.В. Литература. Предметная линия учебников под редакцией В.Я. Коровиной. Рабочие программы. – М.: «Просвещение», 2014. – 354 с.Лотман Ю.М. Анализ поэтического текста. Структура стиха. – М.: Издательство «Просвещение», 1972. – 272 с.Методика преподавания литературы. В 2 ч. Ч. 1. – М.: Просвещение, ВЛАДОС, 1994. – 288 с.Методика развития речи на уроках русского языка. Под ред. Т.А. Ладыженской. – М.: Просвещение, 1991. – 240 с.Михайлов А.Л. Азбука стиха. – М.: «Молодая гвардия», 1982. – 320 с.Москвин В.П. Русская метафора: Очерк семиотической теории. – М.: Издательство ЛКИ, 2012. – 200 с.Муравьев Д.П. Метафора / Литературный энциклопедический словарь. – М.: «Советская энциклопедия», 1987. – С. 218.Обучение русскому языку в школе. – М.: Дрофа, 2004. – 240 с.Приходько В.К. Выразительные средства языка. – М.: Академия, 2008. – 256 с.Пушкин в школе. Пособие для учителей, студентов, учащихся старших классов. Сост. В.Я. Коровина. – М.: РОСТ, Скрин, 1998. – 370 с.Романичева Е.С., Сосновская И.В. Введение в методику обучения литературе. – М.: ФЛИНТА: Наука, 2012. – 208 с.Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой и других. 5–9 классы. – М.: «Просвещение», 2016. – 111 с.Рыбникова М.А. Очерки по методике литературного чтения. – М.: Государственное учебно-педагогическое издательство Министерства Просвещения РСФСР, 1963. – 316 с.Цыбулько И.П. Русский язык. Планируемые результаты. Система заданий. 5–9 классы. – М.: «Просвещение», 2017. – 191 с.Шанский Н.М. Лингвистический анализ стихотворного текста. – М.: Просвещение, 2002. – 224 с.
2. Арутюнова М.Д. Метафора / Языкознание. Большой энциклопедический словарь. – М.: Научное издательство «Большая российская энциклопедия», 1998. – С. 296–297.
3. Арутюнова Н.Д. Метафора и дискурс / Теория метафоры: Сборник. – М.: Прогресс, 1990. – С. 5–32.
4. Ахманова О.С. Словарь лингвистических терминов. – М.: Издательство «Советская энциклопедия», 1969. – 608 с.
5. Беляева Н.В. Литература. Методические рекомендации и поурочные разработки. 5 класс. – М.: «Просвещение», 2017. – 488 с.
6. Беляева Н.В. Литература. Методические рекомендации и поурочные разработки. 9 класс. – М.: «Просвещение», 2017. – 681 с.
7. Беляева Н.В. Литература. Методические рекомендации и поурочные разработки. 7 класс. – М.: «Просвещение», 2017. – 458 с.
8. Беляева Н.В. Литература. Методические рекомендации и поурочные разработки. 8 класс. – М.: «Просвещение», 2017. – 464 с.
9. Беляева Н.В. Литература. Примерная рабочая программа и поурочные разработки. 6 класс. – М.: «Просвещение», 2021. – 452 с.
10. Беляева Н.В. Уроки литературы в 9 классе. Поурочные разработки. – М.: «Просвещение», 2014. – 368 с.
11. Богданова О.Ю., Леонов С.А., Чертов В.Ф. Теория и методика обучения литературе. – М.: Академия, 2008. – 400 с.
12. Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. Книга о хорошей речи. – М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1997. – 268 с.
13. Граник Г.Г., Шаповал С.А., Концевая Л.А., Бондаренко С.М. Литература. 8–11 классы. Учимся понимать художественный текст. Задачник-практикум. – М.: Астрель, АСТ, 2003. – 352 с.
14. Демонстрационный вариант Основного государственного экзамена по литературе 2023 г. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://fipi.ru/oge/demoversii-specifikacii-kodifikatory#!/tab/173801626-10 (Дата обращения: 14.04.2023).
15. Демонстрационный вариант Основного государственного экзамена по русскому языку 2023 г. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://fipi.ru/oge/demoversii-specifikacii-kodifikatory#!/tab/173801626-1 (Дата обращения: 14.04.2023).
16. Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И., Беляева Н.В. Литература. Предметная линия учебников под редакцией В.Я. Коровиной. Рабочие программы. – М.: «Просвещение», 2014. – 354 с.
17. Лотман Ю.М. Анализ поэтического текста. Структура стиха. – М.: Издательство «Просвещение», 1972. – 272 с.
18. Методика преподавания литературы. В 2 ч. Ч. 1. – М.: Просвещение, ВЛАДОС, 1994. – 288 с.
19. Методика развития речи на уроках русского языка. Под ред. Т.А. Ладыженской. – М.: Просвещение, 1991. – 240 с.
20. Михайлов А.Л. Азбука стиха. – М.: «Молодая гвардия», 1982. – 320 с.
21. Москвин В.П. Русская метафора: Очерк семиотической теории. – М.: Издательство ЛКИ, 2012. – 200 с.
22. Муравьев Д.П. Метафора / Литературный энциклопедический словарь. – М.: «Советская энциклопедия», 1987. – С. 218.
23. Обучение русскому языку в школе. – М.: Дрофа, 2004. – 240 с.
24. Приходько В.К. Выразительные средства языка. – М.: Академия, 2008. – 256 с.
25. Пушкин в школе. Пособие для учителей, студентов, учащихся старших классов. Сост. В.Я. Коровина. – М.: РОСТ, Скрин, 1998. – 370 с.
26. Романичева Е.С., Сосновская И.В. Введение в методику обучения литературе. – М.: ФЛИНТА: Наука, 2012. – 208 с.
27. Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой и других. 5–9 классы. – М.: «Просвещение», 2016. – 111 с.
28. Рыбникова М.А. Очерки по методике литературного чтения. – М.: Государственное учебно-педагогическое издательство Министерства Просвещения РСФСР, 1963. – 316 с.
29. Цыбулько И.П. Русский язык. Планируемые результаты. Система заданий. 5–9 классы. – М.: «Просвещение», 2017. – 191 с.
30. Шанский Н.М. Лингвистический анализ стихотворного текста. – М.: Просвещение, 2002. – 224 с.
Вопрос-ответ:
Что такое метафора?
Метафора - это литературный прием, который заключается в переносе значения слова с одного предмета или явления на другое предметное или явлений. Метафора позволяет передать сложные и абстрактные идеи, создать новое и необычное представление о предметах.
Какие основные особенности метафоры?
Основные особенности метафоры включают в себя: перенос значения, использование образной и выразительной речи, создание новых идей и представлений, умение видеть сходства и аналогии между различными явлениями и объектами.
Почему изучение метафоры важно в курсе русского языка и литературы?
Изучение метафоры помогает развить литературное воображение, понимание и анализ художественных текстов, способность выразительно и эмоционально выражать свои мысли, а также развивает креативность и языковую компетенцию учащихся.
Какие примеры метафор можно найти в произведениях А.С. Пушкина?
В произведениях А.С. Пушкина можно найти множество примеров метафор. Например, в стихотворении "Я вас любил" встречается метафора "маков цвет" в значении "красивые щеки". В романе "Евгений Онегин" можно найти метафоры, описывающие природу, чувства и состояния героев.
Какое место занимает А.С. Пушкин в курсе русского языка и литературы средней школы?
А.С. Пушкин занимает одно из важных мест в курсе русского языка и литературы средней школы. Его произведения изучаются с целью развития языковой и литературной компетенции учащихся, а также для понимания и анализа художественных текстов.
Какие основные особенности имеет метафора?
Метафора - это литературный троп, в котором одно слово или выражение заменяются другим с целью создания сравнения или переноса значений.
Какую роль играет изучение метафоры в курсе русского языка и литературы в средней школе?
Изучение метафоры помогает развить смысловую и эстетическую чувствительность учащихся, расширить их словарный запас, научиться анализировать и интерпретировать литературные произведения.
Какие произведения А.С. Пушкина можно использовать для изучения метафоры в средней школе?
В качестве материала для изучения метафоры в средней школе можно использовать произведения А.С. Пушкина, такие как "Евгений Онегин" или "Сказка о рыбаке и рыбке".
Какое место занимает А.С. Пушкин в курсе русского языка и литературы средней школы?
А.С. Пушкин является одним из ключевых авторов русской литературы и его произведения широко изучаются в курсе русского языка и литературы средней школы. Он особенно важен для изучения метафоры, так как в его произведениях много примеров использования этой тропы.