Повышение эффективности действующих антикоррупционных программ на местном уровне (на примере конкретного муниципалитета)
Заказать уникальную дипломную работу- 91 91 страница
- 42 + 42 источника
- Добавлена 03.06.2023
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНТИКОРРУПЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ 7
1.1 История антикоррупционной политики, ее сущность и цели 7
1.2 Механизм и нормативно-правовое регулирование антикоррупционной политики 20
2. РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ АНТИКОРРУПЦИОННОЙ РАБОТЫ В КРАСНОДАРСКОМ КРАЕ 33
2.1 Динамика коррупции в Краснодарском крае 33
2.2 Анализ и оценка эффективности действующих антикоррупционных программ в Краснодарском крае 42
3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ АНТИКОРРУПЦИОННЫХ ПРОГРАММ В КРАСНОДАРСКОМ КРАЕ 55
3.1 Определение приоритетных направлений совершенствования антикоррупционных программ в Краснодарском крае 55
3.2 Методика оценки эффективности реализации антикоррупционной политики в Краснодарском крае 65
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 76
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 81
Приложение 1. Полномочия субъектов реализации государственной антикоррупционной политики 87
Приложение 2. Структура антикоррупционной политики организации 88
Приложение 3. Оценка населением Краснодарского края честности и свободностиот коррупции органов власти, % 89
Приложение 4. Частота попадания населения в коррупционную ситуацию(динамика 2019-2022 гг.), % 90
Приложение 5. Оценка предпринимателями Краснодарского края мер борьбы с «деловой» коррупцией (динамика 2019-2022 гг.), % 91
Министерством труда и социальной защиты РФ) // СПС «Гарант». – URL: http://base.garant.ru (дата обращения 14.04.2023).Максимальный итоговый балл, который может получить государственный орган, составляет 100.Значение показателя по разделу V определяется по результатам онлайн-опроса, который проводится ежегодно с 15 января по 15 февраля года, следующего за отчетным, путем размещения в подразделе, посвященном вопросам противодействия коррупции, официального сайта государственного органа (территориального органа) вопроса «Как Вы оцениваете работу, проводимую подразделением по противодействию коррупции (наименование государственного органа) в 20... году?» и вариантов ответов («высокий уровень», «средний уровень», «низкий уровень») с возможностью проголосовать за один из представленных ответов (с последующим отображением результата голосования). Итоговый результат голосования (по состоянию на 15 февраля года, следующего за отчетным) по завершении онлайн-опроса из обозначенного подраздела не удаляется.Заполненные формы 1 и 2 до 1 марта года, следующего за отчетным, направляются государственными органами в Минтруд России.На втором этапе Минтрудом России анализируется представленная по установленной форме информация, определяется эффективность деятельности подразделений, и, при необходимости, принимается решение об осуществлении выборочной проверки соблюдения методологии расчета представленных показателей оценки эффективности деятельности минимум 5, но не более 25 подразделений. Проверка осуществляется путем направления соответствующих запросов в государственный орган, изучения информации, содержащейся на официальном сайте государственного органа, дополнительных материалов, представленных государственным органом.В случае выявления ошибок при проведении расчетов государственный орган представляет повторно заполненные формы 1 и 2 после поступления соответствующего письма от Минтруда России.Проведение оценки по предлагаемой методике позволит осуществлять самодиагностику эффективности деятельности подразделений.Итоговый балл определяется по формуле:Где:RОМ – балл по организации деятельности реализующий антикоррупционные программы и законодательство;RПП – балл по осуществлению деятельности по просвещению населения о борьбе с коррупцией государственными органами власти Краснодарского края;RИО – балл отражающий открытость и прозрачность деятельности органов государственной власти Краснодарского края по осуществлению антикоррупционной политики;RОО – балл полученный на основании информации онлайн-опроса граждан Краснодарского края, который размещен на сайте органов исполнительной власти региона.При этом предлагается эффективность работы подразделений считать при итоговом результате, равном:90 баллов и более - высокой;от 70 до 90 баллов - средней;от 50 до 70 баллов - низкой;менее 50 баллов - неудовлетворительной.Результаты практической деятельности подразделений государственных органов, набравших итоговый балл от 90 до 100, по итогам соответствующего анализа могут быть рекомендованы Минтрудом России в качестве лучшей практики в организации работы по противодействию коррупции.Государственным органам, набравшим итоговый балл менее 90, необходимо активизировать работу в первую очередь по направлениям, по которым отклонение от максимального значения составляет более 10%. При этом результаты практической деятельности по итогам соответствующего анализа подлежат использованию в работе Минтруда России по методическому обеспечению принимаемых мер, направленных на противодействие коррупции.Подразделения, набравшие по результатам проведения оценки эффективности деятельности менее 90 баллов, должны провести детальный анализ по всем группам показателей методики.В рамках работы по антикоррупционному просвещению необходимо обращать внимание как на достаточность проводимых мероприятий, так и на их эффективность. При этом наряду с применяемыми методами информирования, в государственном органе в обязательном порядке должны быть разработаны и применяться механизмы контроля освоения полученных знаний.Должны быть тщательно проанализированы поступающие в государственный орган обращения граждан и организаций по коррупционной тематике. Необходимо выявить, связана ли негативная оценка антикоррупционной деятельности государственного органа непосредственно с общественным восприятием, с недостаточной информированностью о проводимой работе или с реальными фактами коррупции в государственном органе.В целях улучшения общественного восприятия, необходимо более активно выстроить взаимодействие с подразделением государственного органа, ответственным за взаимодействие со средствами массовой информации».Данная методика имеет ряд недостатков, среди которых неопределенность полученных данных, что затрудняет точное определение уровня коррупции в регионе, что порождается субъективностью взглядов на коррупцию участников опроса, сложности в доказательстве причинно-следственной связи между полученными показателями и последующим проведением мероприятий антикоррупционной направленности, при составлении заключения и дальнейшей реализации мероприятий по преодолению выявленных проблемвысока вариативность непрогнозируемых последствий негативного характера.Анализ законодательной базы, регламентирующей борьбу с коррупцией в г. Новороссийск, показал, что ранее в некоторых программах Новороссийска упоминалось о борьбе с коррупцией, но в действующей программе по эффективности управления городом этот вопрос не рассматривается. Результатом стало снижение антикоррупционной работы в г. Новороссийск, о чем свидетельствует рост показателей совершения правонарушений в данной сфере. Для повышения эффективности методики оценки эффективности реализации антикоррупционной политики в г. Новороссийск предлагаются следующие мероприятия:разработка комплексной программы по борьбе с коррупцией в г. Новороссийск на основе составленияплана противодействия коррупции с использованием опыта других городов (напр., Постановление администрации муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края от 4 мая 2021 года № 787 «Об утверждении Плана противодействия коррупции в администрации муниципального образования городской округ город-курорт);проведение 100% оценки нормативно-правовых актов на предмет коррупционной составляющей вместо выборочной; расширение перечня должностей лиц, обязанных публиковать данные о своих доходах и расходах;включение в целевые программы, действующие в г. Новороссийск мероприятий по борьбе с коррупцией («Формирование инвестиционной привлекательности муниципального образования город Новороссийск», 2022-2024; «Жилище» 2015-2024, «Управление муниципальными финансами» на 2021-2023, «Строительство, реконструкция и капитальный ремонт объектов инженерной инфраструктуры, социальной сферы в муниципальном образовании город Новороссийск» 2023-2025 и пр.;соотношение полученных результатов с трудоемкостью мероприятий по их достижению; изучение возможных непрогнозируемых последствий: учет мнения региональных экспертов в каждой отрасли, учет общественного мнения.Для достижения эффективных результатов проводимых оценок, с учетом особенностей региона, ставить четкие вопросы, при составлении заключения: «Какую цель мы хотим достичь при внедрении конкретного мероприятия или механизма по борьбе и профилактике коррупционных правонарушений?»; «Какие действия (конкретный поэтапный перечень) мы должны осуществить для достижения конкретной цели в рамках реализации рассматриваемой антикоррупционной программы?» «Какое количество действии предполагает достижение цели данной антикоррупционной программы?»; «Какие лица и социальные институты принимают участие в реализации данной антикоррупционной программы?Какой объём финансирования предполагает достижение цели этой антикоррупционной программы?Каково конкретное число участников данной антикоррупционной программы?»;«Какие существуют причинно-следственные связи достижимых показателей, определенных данной программой?Какие существуют варианты исходных событий после реализации данных мероприятий?»;«Какова прогнозируемая оценка последствий реализации данных мероприятий и степень уверенности в достижении поставленных целей?»; «Какие внешние факторы могут повлиять на результат исполнения антикоррупционной программы и каким образом?»; «Какие механизмы, позволяющие целесообразно изменить поведение участников, предполагает данная программа?»;С целью преодоления указанных проблем предлагаются следующие меры: определять реальные возможности для проведения последующей оценки эффективности антикоррупционных мер до начала их реализации; включать в состав команды для сбора данных экспертов из различных областей, в том числе специалистов по проведению оценки, проведению экспертизы на местном уровне, политической экономии, тематике проводимой оценки, а также обеспечить доступ всем заинтересованным лицам; учитывать любые предубеждения, внешнее давление или возможные последствия, с которыми могут столкнуться участники проверки;Оценка эффективности мероприятийдолжна выполняться с учетом всех возможных факторов и условий. В ходе оценки необходимо учитывать, что ряд антикоррупционных мероприятий выходят за сферу влияния участников, поэтому простое удерживание ранее достигнутых успехов в антикоррупционной деятельности само по себе может считаться успехом, так как временной отрезок, отводимый для реализации намеченных мероприятий как правило небольшой.Особого внимания требуют выявленные факты коррупции, источник происхождения информации по которым трудноопределим. Причины данной ситуации могут быть различными, но наиболее распространёнными являются такие как: выявление факта коррупционного деяния может быть следствием одновременного воздействия сразу нескольких субъектов: смены власти, реализации мер конкретней антикоррупционной программы, деятельности правоохранительных органов и судов, журналистского расследования и т.п., трудность в получении информации, в том числе, ее конфиденциальность.Необходимосоотносить полученные результаты с мероприятиями по их достижению. По этой причине специалисты, выполняющие оценку, должны не зацикливаться на результатах, а оценивать эффективность мер, за счет внедрения которых они были достигнуты.Для этого следует ответить, как минимум, на следующие вопросы: было ли принятие соответствующих мер целесообразным? Принятые меры были эффективными отдельно или в комплексе с иными мерами, предпринимаемыми для решения проблемы? Требуется определять степень соответствия антикоррупционных мер представлениям о коррупции и методах борьбы с ней, а также изучать возможные непрогнозируемые последствия:учет мнения региональных экспертов в каждой отрасли, учет общественного мнения, дифференциация методов оценки с учетом региональных особенностей, учет возможных изменений политической и экономической обстановки.Методикаи инструментарийоценкидолжен регулярно обновляться,исходя из масштабов и целей оценки, перечня задач, особенностей текущей коррупционной составляющей в регионе, свободы доступа к информации, имеющихся финансовых, временных, человеческих ресурсов. Так, достаточно эффективными являются такие методы как мониторинг процесса принятия НПА, в котором были выявлены коррупционные составляющие, сравнительный анализдля выявления факторов реально помогающим антикоррупционным органам в борьбе с коррупцией, выборочное контрольное исследование, которое позволяет проводить оценку специфики воздействия конкретного инструмента в каждом конкретном регионе.Подведем итог исследованию мероприятий, направленных на решение выявленных проблем и совершенствование государственного управления по вопросам борьбы с коррупцией Краснодарского края и г. Новороссийск, выполненному в третьей главе ВКР.Итак, в ходе анализа методики оценки эффективности антикоррупционной политики Краснодарского края и г. Новороссийск, были выявлены ее недостатки и определены пути совершенствования ее эффективности, среди которых основными являются следующие: разработка комплексной программы по борьбе с коррупцией в г. Новороссийск на основе составления плана противодействия коррупции с использованием опыта других городов; проведение 100% оценки нормативно-правовых актов на предмет коррупционной составляющей вместо выборочной; расширение перечня должностей лиц, обязанных публиковать данные о своих доходах и расходах;включение в целевые программы, действующие в г. Новороссийск мероприятий по борьбе с коррупцией («Формирование инвестиционной привлекательности муниципального образования город Новороссийск», 2022-2024; «Жилище» 2015-2024, «Управление муниципальными финансами» на 2021-2023, «Строительство, реконструкция и капитальный ремонт объектов инженерной инфраструктуры, социальной сферы в муниципальном образовании город Новороссийск» 2023-2025 и пр.;соотношение полученных результатов с трудоемкостью мероприятий по их достижению; изучение возможных непрогнозируемых последствий: учет мнения региональных экспертов в каждой отрасли, учет общественного мнения.Среди предлагаемых путей совершенствования эффективности антикоррупционных мероприятий в Краснодарском крае и г. Новороссийск основными являются следующие: изучение международного опыта, оптимизация процесса сбора информации с целью повышения точности полученных результатов по конкретным антикоррупционным программа, полноты, пристальное внимание к выявленным факты коррупции, источник происхождения информации по которым трудноопределим, соотношение полученных результатов с мероприятиями по их достижению, определение степени соответствия антикоррупционных мер представлениям о коррупции и методах борьбы с ней, изучение возможных непрогнозируемых последствий: Такие меры позволят сделать антикоррупционную плотику в Краснодарском крае и г. Новороссийск более эффективной.ЗАКЛЮЧЕНИЕТаким образом, в ходе выполнения выпускной квалификационной работы на тему «Повышение эффективности действующих антикоррупционных программ на местном уровне (на примере Краснодарского краяи г. Новороссийск)» были рассмотрены основы антикоррупционной политики, ее история, сущность и цели, представлен механизм и нормативно-правовое регулирование антикоррупционной политики в Российской Федерации, с целью оценки результативность антикоррупционной работы на региональном уровне проанализирована динамика коррупции в Краснодарском крае и г. Новороссийск, представлены ее тенденции, выполнен анализ эффективности действующих антикоррупционных программ в Краснодарском крае и г. Новороссийск, в ходе разработки путей совершенствования антикоррупционных программ в Краснодарском крае определены приоритетные направления их совершенствования, описана методика оценки эффективности реализации антикоррупционной политики в Краснодарском крае, таким образом, намеченные задачи можно считать решенными, а цель достигнутой.Проведенный анализ позволил прийти к следующим выводам. Основным субъектом реализации правоотношений по разработке и исполнению политики в борьбе с коррупцией является государство, использующее для этого разнообразные методы на федеральном и региональном уровне с опорой на государственные органы исполнительной власти и представителей гражданского общества в целях реализации социально важных целей. Исторический экскурс развития государственной борьбы с коррупцией позволил прийти к выводу, что борьба с коррупцией является всегда была крайне актуальной для нашей страны, и особенно значимой она стала сегодня, на волне растущей волны данного негативного явления. Коррупционные действия неизменно наносят прямой или косвенный ущерб интересам общества, что требует своевременного принятия действенных мер, направленных на борьбу с этим явлением. Тупиковая ситуация с законодательным определением состава преступлений коррупционного характера сохраняется в отечественной юриспруденциидо сих пор.Правовая основа противодействия коррупции закреплена в Федеральном законе «О противодействии коррупции», а также в «Национальном плане противодействия коррупции», которые являются базовыми нормативными актами в области борьбы с коррупцией в Российской Федерации, а также ряде других документов.Коррупционные деяния подразделяются на уголовные преступления, административные или дисциплинарные правонарушения.В российском законодательстве действует трехступенчатая система правового регулирования антикоррупционной политики: федеральный, региональный и муниципальный уровни.Краснодарский край занимает одно из лидирующих мест, находясь в десятке лидеров. Причиной является экономическое лидерство Краснодарского края на рынке Юга Российской Федерации, а также высокая плотность населения в регионе: сосредоточение на территории края крупного международного, федерального и регионального бизнеса требует оперативного решения многих вопросов, для ускорения процесса предприниматели часто прибегают к коррупционным схемам.Стабильный рост коррупции, зафиксированный в регионе, отмечался вплоть до 2021 года, когда Краснодарский край вышел на первое место по коррупции, однако срочное принятие мер по противодействию коррупции повлекло за собой снижен показателей по всем видам коррупционных преступлений на 12% в 2022 году.Среди зарегистрированных коррупционных преступлений в Краснодарском крае чаще всего встречается получение и дача взятки, а такжезлоупотребление должностными полномочиями». В 2022 году величина взятки варьировалась от 1 до 7 млн. руб., а величина самой крупной взятки составила 10 млн. руб. Мониторинг общественного мнения по оценке уровня коррупции в Краснодарском крае показал неопределенную позицию жителей региона по этомувопросу. Косвенно, это может свидетельствовать о том, что далеко не все жители региона сталкивались с коррупцией. Положительным моментом является высокий уровень доверия населения Губернатору и местным властям. По результатам проведенного во второй главе выпускной квалификационной работы анализа эффективности действующих антикоррупционных программ в Краснодарском крае мы можем сделать вывод о положительной тенденции снижения взяточничества в регионе. Среди мероприятий, способствующих данной тенденции, проведенных в течение 2022 года, можно отметить такие как мониторинг правоприменения законодательных правовых актов, повышение квалификации действующих и вновь поступивших на работу государственных гражданских служащих, проведение выездных плановых внеплановых проверок подведомственных организаций, предоставление госслужащими сведений имущественного характера, проведение проверок соблюдения требований к служебному поведению служащих, проведение антикоррупционный экспертизы проектов нормативных правовых актов.Результаты проверки соблюдения требований к служебному поведению служащих по итогам 2022 года показали снижение показателей коррумпированности государственных гражданских служащих и рост среди руководителей муниципального уровня, что свидетельствует об эффективности антикоррупционной работы на региональном уровне и ее неэффективности на местах.Положительно оценивают антикоррупционную работу местных органов власти не более 10 % опрошенных, и их число снижается год от года. Большинство считают, что органы власти могут, но не хотят бороться с коррупцией. Согласно общественному мнению, к наиболее эффективным мерам относятся снижение трудоемкости получения государственных услуг уполномоченными органами власти, усиление строгости наказания за проступки, имеющие в своем составе коррупционную составляющую, повышение уровня прозрачности деятельности органов власти, упрощение доступа к информации об их деятельности, а так же информированности населения о способах противодействия коррупции, повышение сознательности среди служащих, воспитание в обществе неприятия коррупции как явления. Неэффективными мерами по мнению респондентов относятся создание специальных комитетов, уполномоченных выявлять коррупцию, введение нормативов на подарки чиновникам, а также увеличение окладов должностных лиц.Приоритетными направлениями совершенствования антикоррупционных программ в Краснодарском крае являются следующие: усиление профилактики коррупционных деяний: снижение трудоемкости предоставления государственных услуг уполномоченными органами власти, повышение информированности населения о способах противодействия коррупции;предупреждение коррупционных деяний: углубление проверок сведений в отношении граждан, которые принимаются на службу или претендуют на замещение должностей служащих, разработка методики разрешения предконфликтных ситуаций коррупционной направленности, усиление строгости наказания за проступки, имеющие в своем составе коррупционную составляющую, при этом идет речь о всех видах ответственности: уголовной, административной и дисциплинарной, отмена презумпции невиновности противоправных деяний для коррупционной составляющей, обновление системы контроля за коррупционными рисками в сфере закупок с целью их минимизации. Требуется не реже, чем один раз в квартал мониторить нарушения антимонопольного законодательства в сфере закупок для госнужд;выявление коррупционных деяний: систематический подход к проведению антикоррупционных мероприятий, в частности внеплановых проверок; снижение последствий от коррупционных деяний: ежемесячное осуществление мероприятий, касающихся выявления ложных сведений о расходах, доходах, обязательствах имущественного характера супругов и близких родственников; возмещение ущерба от коррупционного деяния посредством продажи конфискованного имущества лица, привлекаемого к ответственности за коррупцию в особо крупных размерах.Среди предлагаемых путей совершенствования эффективности антикоррупционных мероприятий в Краснодарском крае и г. Новороссийск основными являются следующие: 1)разработка комплексной программы по борьбе с коррупцией в г. Новороссийск на основе составления плана противодействия коррупции с использованием опыта других городов (напр., Сочи); 2)проведение 100% оценки нормативно-правовых актов на предмет коррупционной составляющей вместо выборочной; 3)расширение перечня должностей лиц, обязанных публиковать данные о своих доходах и расходах;4)включение в целевые программы, действующие в г. Новороссийск мероприятий по борьбе с коррупцией («Формирование инвестиционной привлекательности муниципального образования город Новороссийск», 2022-2024; «Жилище» 2015-2024, «Управление муниципальными финансами» на 2021-2023, «Строительство, реконструкция и капитальный ремонт объектов инженерной инфраструктуры, социальной сферы в муниципальном образовании город Новороссийск» 2023-2025 и пр.;5)соотношение полученных результатов с трудоемкостью мероприятий по их достижению; 6)изучение возможных непрогнозируемых последствий: учет мнения региональных экспертов в каждой отрасли, учет общественного мнения. Таким образом, по результатам анализа эффективности действующих антикоррупционных программ в Краснодарском крае мы можем сделать вывод об их положительном влиянии на снижение уровня коррупции в регионе.В ходе реализации всех мероприятий должен быть сделан упор на муниципальный уровень власти, показавший рост показателей по уровню коррупции.Такие меры позволят сделать антикоррупционную плотику в Краснодарском крае более эффективной.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВЗаконодательные акты и нормативные документы«Конвенция против транснациональной организованной преступности» (принята в г. Нью-Йорке 15.11.2000 Резолюцией 55/25 на 62-ом пленарном заседании 55-ой сессии Генеральной Ассамблеи ООН) (с изм. от 15.11.2000) СПС «Гарант»: официальный сайт. Режим доступа https://base.garant.ru (Дата обращения: 27.03.2023). Конституция Российской Федерации [принята всенародным голосованием 12.12.1993 г.] (ред. от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) СПС «Гарант». – URL: http://base.garant.ru (дата обращения 10.03.2023). О противодействии коррупции: Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ (ред. от 06.02.2023) // СПС «Гарант». – URL: http://base.garant.ru (дата обращения 10.03.2023).Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов: Федеральный закон от 17.07. 2009 года № 172-ФЗ СПС «Гарант». – URL: http://base.garant.ru (дата обращения 10.03.2023).О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам : Федеральный закон от 03.12.2012 г. № 230-ФЗ : принят Гос. Думой 23.11.2012 г. : одобрен Советом Федерации 28 ноября 2012 г. : (ред. от от 30.12.2021) // СПС «Гарант». – URL: http://base.garant.ru (дата обращения 12.04.2023).О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами: Федеральный закон от 07.05.2013 года № 79-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. – 13 мая 2013 года. – № 19. – Ст. 2306.«О проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению»: Указ Президента Российской Федерации от 21.09.2009 г. № 1065 // СПС «Гарант». – URL: http://base.garant.ru (дата обращения 12.04.2023).О комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов (с изменениями и дополнениями) Указ Президента РФ от 1 июля 2010 г. N 821 // СПС «Гарант». – URL: http://base.garant.ru (дата обращения 10.03.2023).О мерах по совершенствованию организации деятельности в области противодействия коррупции (с изменениями и дополнениями): Указ Президента РФ от 15.07.2015 г. № 364 // СПС «Гарант». – URL: http://base.garant.ru (дата обращения 10.03.2023). Типовое положение о подразделении федерального государственного органа по профилактике коррупционных и иных правонарушений, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 15.07.2015 г. № 364 «О мерах по совершенствованию организации деятельности в области противодействия коррупции» // СПС «Гарант». – URL: http://base.garant.ru (дата обращения 12.04.2023).О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации: Указ Президента Российской Федерации от 02.07.2021 г. № 400 [Электронный ресурс]. СПС «Гарант»: официальный сайт. Режим доступа https://base.garant.ru (Дата обращения: 27.03.2023). Национальный план противодействия коррупции на 2021-2024 годы: Указ Президента РФ от 16.08.2021 № 478 // СПС «Гарант». – URL: http://base.garant.ru (дата обращения 10.03.2023).Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов (с изменениями и дополнениями): Постановление Правительства РФ от 26 февраля 2010 г. N 96 // СПС «Гарант». – URL: http://base.garant.ru (дата обращения 10.03.2023). Методика оценки эффективности деятельности подразделений кадровых служб по профилактике коррупционных и иных правонарушений (утв. Министерством труда и социальной защиты РФ) // СПС «Гарант». – URL: http://base.garant.ru (дата обращения 14.04.2023). «О мониторинге восприятия уровня коррупции в Краснодарском крае»:Постановление Губернатора Краснодарского края от 30.07.2009 № 656 // Администрация Краснодарского края официальный сайт [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://admkrai.krasnodar.ru«О методических рекомендациях по порядку проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов краснодарского края (их проектов), муниципальных нормативных правовых актов (их проектов» Постановление Законодательного собрания Краснодарского края от 26 января 2010 г. N 1740-П // Администрация Краснодарского края официальный сайт [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://admkrai.krasnodar.ruПостановление администрации муниципального образования город Новороссийск от 06.07.2011 № 3210 (ред. 22.01.2015) «Об утверждении порядка проведения экспертизы нормативных правовых актов, принимаемых органами власти муниципального образования Новороссийск, на коррупциогенность и их проектов и утрате силы постановлений администрации муниципального образования город-герой Новороссийск от 6 октября 2009 года № 3451, от 22 декабря 2009 года № 4263»;Постановление администрации муниципального образования город Новороссийск от 04.07.2016 № 5380 «Об утверждении методики мониторинга восприятия уровня коррупции в органах местного самоуправления муниципального образования город Новороссийск»;Распоряжение от 17 сентября 2018 г. № 80-р «О мерах по противодействию коррупции в администрации муниципального образования город Новороссийск, ее отраслевых (функциональных) и территориальных органах» (в редакции от 28.10.2021 № 89-р);Постановление администрации муниципального образования город Новороссийск от 18.04.2019г. № 1554 «О системе внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства (антимонопольный комплаенс) в муниципальном образовании город Новороссийск»;Постановление администрации муниципального образования город Новороссийск от 15.01.2020г. №103 «Об утверждении карты рисков нарушения антимонопольного законодательства в деятельности администрации муниципального образования город Новороссийск»;Постановление администрации муниципального образования город Новороссийск от 15.01.2020г. №104 «Об утверждении плана мероприятий («дорожной карты») по снижению уровней рисков нарушения антимонопольного законодательства в деятельности администрации муниципального образования город Новороссийск»;Постановление администрации муниципального образования город Новороссийск от 30.12.2020 № 6675 «Об утверждении Перечня коррупциогенных должностей муниципальной службы и лиц, их замещающих, администрации муниципального образования город Новороссийск, ее отраслевых (функциональных) и территориальных органов и о признании утратившими силу некоторых постановлений администрации муниципального образования город Новороссийск»;Постановление № 1375 от 17.03.2022 Об утверждении порядка уведомления представителя нанимателя (работодателя), органы прокуратуры или другие государственные органы о фактах обращения в целях склонения муниципального служащего администрации муниципального образования город Новороссийск, ее отраслевых (функциональных) и территориальных органов к совершению коррупционных правонарушений, и о признании утратившими силу некоторых постановлений администрации муниципального образования город Новороссийск.Учебная и специальная литератураАстанин В.В. Антикоррупционная политика России криминологические аспекты: автореф. дис…д-ра юрид наук. Москва. 2019.Головлев Ю.В., Клоков С.Н. Проблемы квалификации и документирования преступлений коррупционной направленности // Российский следователь. – 2018. – №8. – С. 41–45Дамм, И. А. Коррупция как социально-правовое явление / И. А. Дамм, Ю. В. Кениг // Обществознание и социальная психология. – 2022. – № 11(41). – С. 477-482. – EDN FMGIVG.Кирпичев А. Е. Государство, муниципальные образования, органы власти как стороны предпринимательских обязательств // Муниципальная служба: правовые вопросы. – 2019. – №3. – С. 62–65.Колкарева, И.Н. Противодействие коррупции в Краснодарском крае / И. Н. Колкарева, Е. С. Гусева // Сфера услуг: инновации и качество. – 2021. – № 56. – С. 81-92. – EDN AFVMZN.Криминологические тенденции, связанные с выявлением, раскрытием и расследованием преступлений коррупционной направленности, степени и причин их латентности в 2021 г. – М., 2022Курушина, Д.Е. Антикоррупционная политика как направление правовой политики российского государства / Д.Е. Курушина //Аллея науки. – 2019. – Т. 1, № 9(36). – С. 79-82. – EDN ZNITBU.Мамитова Н.В. Основные направления государственной политики Российской Федерации в области противодействия коррупции, 2015. – С. 89.Мешалкив В. История коррупции в России и борьбы с ней // Промышленные ведомости. – 2012. – № 3-4. – С. 45-49Патов Н.А. Историко-правовой обзор мер противодействия коррупции // «Мировой судья», 2018, № 4. С. 23-29.Полное собрание законов Российской империи. Т. V. № 2871. – 480 с.Румянцева, Е.Е.Противодействие коррупции: учебник и практикум для вузов / Е. Е. Румянцева. – М.: Издательство Юрайт, 2023. – 267 с.Сентюрина, В. Ю. Проблемы и перспективы борьбы с коррупцией в Российской системе государственного управления / В. Ю. Сентюрина // Матрица научного познания. – 2020. – № 12-1. – С. 169-172. – EDN RBUMSC.Терещенко, А. П. Деятельность полиции ГУ МВД России по Краснодарскому краю по обеспечению экономической безопасности и противодействию коррупции в регионе / А. П. Терещенко // Право, государство и экономика: проблемы теории, истории и практик. – Краснодар: Федеральное государственное казенное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Краснодарский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации», 2022. – С. 158-164. – EDN ZGPEQX.Томсинов В.А. Таблица IX. 3. Авл. Гелий / Законы XII таблиц. Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран. – М.: Зерцало, 1999. С. 120.Хамазова О.И. Правовые средства противодействия коррупции: проблемы теории и практики: автореф. дис…кандюрид наук. Саратов, 2008.Шишкарёв С.Н. Правовой порядок в сфере противодействия коррупции: теоретико-правовой исследование: автореф. дис…д-ра юрид наук. М., 2010.Электронные ресурсыГришин Д.А., Верховых А.Э. Методы борьбы с коррупцией в органах государственной власти // Вопросы управления. – 2018. – №6 (36). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metody-borby-s-korruptsiey-v-organah-gosudarstvennoy-vlasti (дата обращения: 13.04.2023).Духанина Л. «Антикоррупционные» НКО должны получать федеральную грантовую поддержку». [Электронный ресурс] URL: https://www.znanierussia.ru/news/Pages/201903/NKO-russia.aspx (дата обращения 02.02.2023)Иванов А.А. Конституционные основы противодействия коррупции в Российской Федерации // Право и современные государства. – 2016. – №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/konstitutsionnye-osnovy-protivodeystviya-korruptsii-v-rossiyskoy-federatsii (дата обращения: 11.04.2023).Кагерманов А-С. С Основные направления антикоррупционной политики в России // Евразийский научный журнал. – 2017. – №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osnovnye-napravleniya-antikorruptsionnoy-politiki-v-rossii (дата обращения: 11.04.2023).Филоненко Т.В., Гайворонская Я.В. Антикоррупционная политика в системе мер правовой политики // Russian Journal of Economics andLaw. – 2019. – №3 (35). –URL: https://cyberleninka.ru/article/n/antikorruptsionnaya-politika-v-sisteme-mer-pravovoy-politiki (дата обращения: 11.04.2023).ЧуклиновА.Е.Нормативное регулирование борьбы с коррупцией в России: советский опыт // Отечественная юриспруденция. – 2016. – №6 (8). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/normativnoe-regulirovanie-borby-s-korruptsiey-v-rossii-sovetskiy-opyt (дата обращения: 11.04.2023).Шевкуненко М.Ю., Мокосеева М.А. Коррупционные преступления в Краснодарском крае как угроза экономической безопасности региона // Актуальные вопросы экономических наук. – 2020. –№II. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/korruptsionnye-prestupleniya-v-krasnodarskom-krae-kak-ugroza-ekonomicheskoy-bezopasnosti-regiona (дата обращения: 11.04.2023).Администрация Краснодарского края официальный сайт [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://admkrai.krasnodar.ruПрокуратура Краснодарского края: официальный сайт [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://epp.genproc.gov.ru/web/proc_23Приложение 1Полномочия субъектов реализации государственной антикоррупционной политикиИсточник: составлено автором Приложение 2Структура антикоррупционной политики организацииПриложение 3Оценка населением Краснодарского края честности и свободности от коррупции органов власти, %Источник: Доклад о восприятии уровня коррупции в Краснодарском крае в 2022 году, Краснодар, 2023 г.Приложение 4Частота попадания населения в коррупционную ситуацию в различных ситуациях, связанных с взаимодействием с государственными организациями (динамика 2019-2022 гг.), %Наименование ситуацииНикогдаРедкоВремя от времениДовольно частоОчень частоЗатруднились ответить2019 год2020 год2021 год2022 год2019 год2020 год2021 год2022 год2019 год2020 год2021 год2022 год2019 год2020 год2021 год2022 год2019 год2020 год2021 год2022 год2019 год2020 год2021 год2022 годПолучить регистрацию по месту жительства50,553,959,755,712,514,216,414,98,37,76,27,64,63,83,13,63,83,12,13,220,317,312,515,0Зарегистрировать сделки с недвижимостью 41,248,952,550,712,912,714,012,65,95,38,06,44,03,74,14,94,03,62,73,332,025,818,722,1Пенсии 41,948,151,349,99,19,912,210,14,33,86,25,65,24,34,44,03,32,62,43,236,231,323,527,2Социальные выплаты 39,445,451,349,513,014,314,413,88,16,38,47,45,24,65,24,44,13,32,73,330,226,118,021,6Жилплощадь 38,945,650,848,59,810,413,212,58,46,97,36,97,26,55,45,56,25,03,84,429,525,419,522,2Школа 32,339,945,044,815,015,015,314,512,610,811,610,88,46,77,17,05,54,33,24,226,223,317,818,7Обращение за помощью и защитой в полицию32,137,648,244,213,813,815,613,310,410,79,09,15,86,15,95,37,45,94,55,230,525,916,822,9Земельный участок для дачи или ведения своего хозяйства 36,142,146,843,98,89,513,011,79,48,49,68,96,35,75,65,97,56,34,65,731,928,020,423,9Работа 36,538,047,843,811,513,814,813,39,59,97,810,16,96,37,76,16,85,54,45,128,826,517,521,6Дошкольные учреждения 31,139,644,943,818,015,817,216,510,610,411,610,67,66,56,86,35,03,42,63,527,724,316,919,3Получить услуги по ремонту, эксплуатации жилья у служб по эксплуатации 37,543,445,643,711,411,415,514,48,38,09,19,05,55,35,65,17,86,04,45,529,525,919,822,3Решение проблем в связи с призывом на службу32,934,848,642,46,97,48,28,07,411,18,39,45,56,26,05,36,84,73,74,740,535,825,230,2Обращение в суд29,734,746,242,411,010,613,611,28,410,57,18,66,37,17,76,68,27,76,06,236,429,419,425,0Вуз 29,333,039,139,910,511,812,311,911,111,312,311,710,39,210,38,27,36,45,16,731,528,320,921,6Получение бесплатной медицинской помощи 33,136,433,737,822,522,324,823,119,418,920,117,88,78,28,69,17,35,64,45,09,08,68,47,2Урегулировать ситуацию с автоинспекцией 30,332,937,736,19,410,013,912,911,613,213,812,211,611,111,39,912,011,89,711,025,121,013,617,9Источник: Доклад о восприятии уровня коррупции в Краснодарском крае в 2022 году, Краснодар, 2023 г.Приложение 5Оценка предпринимателями Краснодарского края мер борьбы с «деловой» коррупцией (динамика 2019-2022 гг.), %В целом эффективныВ целом не эффективныЗатруднились ответитьВ целом эффективныВ целом не эффективныЗатруднились ответитьВ целом эффективныВ целом не эффективныЗатруднились ответитьВ целом эффективныВ целом не эффективныЗатруднились ответить2019 год2020 год2021 год2022 годУпрощение процедуры предоставления услуг органами власти74,312,013,772,012,815,274,110,515,468,010,321,7Ужесточение наказания за коррупцию64,117,318,664,819,815,465,619,315,164,515,320,2Информирование граждан и организаций о возможностях противостояния коррупции64,018,018,065,817,017,263,819,616,663,014,522,5Массовая пропаганда нетерпимости к коррупции60,823,216,062,222,015,864,120,115,862,316,521,2Повышение прозрачности административных процедур 63,016,021,063,815,820,463,817,119,159,315,325,4Привлечение средств массовой информации, публичное осуждение фактов коррупции и лиц, в нее вовлеченных64,320,315,464,320,315,460,323,616,158,320,021,7Совершенствование законодательства58,521,520,060,021,818,260,319,620,158,315,026,7Усиление контроля за доходами и расходами должностных лиц и членов их семей56,326,117,659,521,818,759,121,019,956,819,823,4Повышение прозрачности взаимодействия государственных и муниципальных служащих с организациями в рамках создания системы "электронного правительства" 61,619,219,261,019,519,560,321,618,156,519,524,0Введение ограничений на сделки между госструктурами и коммерческими организациями, руководителями которых являются близкие родственники чиновников52,824,522,755,823,820,457,525,317,253,322,024,7Внедрение в органах власти системы ротации должностных лиц50,124,325,654,821,024,255,821,822,452,318,529,2Регламентирование подарков должностным лицам40,539,520,041,339,219,543,839,316,947,530,522,0Повышение зарплат государственным и муниципальным служащим, чтобы они меньше стремились к получению нелегальных доходов49,132,918,048,833,517,748,132,819,146,029,824,2Создание специального органа власти по борьбе с коррупцией43,839,017,244,837,018,244,038,317,741,832,525,7
2. Конституция Российской Федерации [принята всенародным голосованием 12.12.1993 г.] (ред. от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) СПС «Гарант». – URL: http://base.garant.ru (дата обращения 10.03.2023).
3. О противодействии коррупции: Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ (ред. от 06.02.2023) // СПС «Гарант». – URL: http://base.garant.ru (дата обращения 10.03.2023).
4. Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов: Федеральный закон от 17.07. 2009 года № 172-ФЗ СПС «Гарант». – URL: http://base.garant.ru (дата обращения 10.03.2023).
5. О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам : Федеральный закон от 03.12.2012 г. № 230-ФЗ : принят Гос. Думой 23.11.2012 г. : одобрен Советом Федерации 28 ноября 2012 г. : (ред. от от 30.12.2021) // СПС «Гарант». – URL: http://base.garant.ru (дата обращения 12.04.2023).
6. О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами: Федеральный закон от 07.05.2013 года № 79-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. – 13 мая 2013 года. – № 19. – Ст. 2306.
7. «О проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению»: Указ Президента Российской Федерации от 21.09.2009 г. № 1065 // СПС «Гарант». – URL: http://base.garant.ru (дата обращения 12.04.2023).
8. О комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов (с изменениями и дополнениями) Указ Президента РФ от 1 июля 2010 г. N 821 // СПС «Гарант». – URL: http://base.garant.ru (дата обращения 10.03.2023).
9. О мерах по совершенствованию организации деятельности в области противодействия коррупции (с изменениями и дополнениями): Указ Президента РФ от 15.07.2015 г. № 364 // СПС «Гарант». – URL: http://base.garant.ru (дата обращения 10.03.2023).
10. Типовое положение о подразделении федерального государственного органа по профилактике коррупционных и иных правонарушений, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 15.07.2015 г. № 364 «О мерах по совершенствованию организации деятельности в области противодействия коррупции» // СПС «Гарант». – URL: http://base.garant.ru (дата обращения 12.04.2023).
11. О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации: Указ Президента Российской Федерации от 02.07.2021 г. № 400 [Электронный ресурс]. СПС «Гарант»: официальный сайт. Режим доступа https://base.garant.ru (Дата обращения: 27.03.2023).
12. Национальный план противодействия коррупции на 2021-2024 годы: Указ Президента РФ от 16.08.2021 № 478 // СПС «Гарант». – URL: http://base.garant.ru (дата обращения 10.03.2023).
13. Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов (с изменениями и дополнениями): Постановление Правительства РФ от 26 февраля 2010 г. N 96 // СПС «Гарант». – URL: http://base.garant.ru (дата обращения 10.03.2023).
14. Методика оценки эффективности деятельности подразделений кадровых служб по профилактике коррупционных и иных правонарушений (утв. Министерством труда и социальной защиты РФ) // СПС «Гарант». – URL: http://base.garant.ru (дата обращения 14.04.2023).
15. «О мониторинге восприятия уровня коррупции в Краснодарском крае»:Постановление Губернатора Краснодарского края от 30.07.2009 № 656 // Администрация Краснодарского края официальный сайт [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://admkrai.krasnodar.ru
16. «О методических рекомендациях по порядку проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов краснодарского края (их проектов), муниципальных нормативных правовых актов (их проектов» Постановление Законодательного собрания Краснодарского края от 26 января 2010 г. N 1740-П // Администрация Краснодарского края официальный сайт [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://admkrai.krasnodar.ru
Учебная и специальная литература
17. Астанин В.В. Антикоррупционная политика России криминологические аспекты: автореф. дис…д-ра юрид наук. Москва. 2019.
18. Головлев Ю.В., Клоков С.Н. Проблемы квалификации и документирования преступлений коррупционной направленности // Российский следователь. – 2018. – №8. – С. 41–45
19. Дамм, И. А. Коррупция как социально-правовое явление / И. А. Дамм, Ю. В. Кениг // Обществознание и социальная психология. – 2022. – № 11(41). – С. 477-482. – EDN FMGIVG.
20. Кирпичев А. Е. Государство, муниципальные образования, органы власти как стороны предпринимательских обязательств // Муниципальная служба: правовые вопросы. – 2019. – №3. – С. 62–65.
21. Колкарева, И.Н. Противодействие коррупции в Краснодарском крае / И. Н. Колкарева, Е. С. Гусева // Сфера услуг: инновации и качество. – 2021. – № 56. – С. 81-92. – EDN AFVMZN.
22. Криминологические тенденции, связанные с выявлением, раскрытием и расследованием преступлений коррупционной направленности, степени и причин их латентности в 2021 г. – М., 2022
23. Курушина, Д.Е. Антикоррупционная политика как направление правовой политики российского государства / Д.Е. Курушина // Аллея науки. – 2019. – Т. 1, № 9(36). – С. 79-82. – EDN ZNITBU.
24. Мамитова Н.В. Основные направления государственной политики Российской Федерации в области противодействия коррупции, 2015. – С. 89.
25. Мешалкив В. История коррупции в России и борьбы с ней // Промышленные ведомости. – 2012. – № 3-4. – С. 45-49
26. Патов Н.А. Историко-правовой обзор мер противодействия коррупции // «Мировой судья», 2018, № 4. С. 23-29.
27. Полное собрание законов Российской империи. Т. V. № 2871. – 480 с.
28. Румянцева, Е.Е.Противодействие коррупции: учебник и практикум для вузов / Е. Е. Румянцева. – М.: Издательство Юрайт, 2023. – 267 с.
29. Сентюрина, В. Ю. Проблемы и перспективы борьбы с коррупцией в Российской системе государственного управления / В. Ю. Сентюрина // Матрица научного познания. – 2020. – № 12-1. – С. 169-172. – EDN RBUMSC.
30. Терещенко, А. П. Деятельность полиции ГУ МВД России по Краснодарскому краю по обеспечению экономической безопасности и противодействию коррупции в регионе / А. П. Терещенко // Право, государство и экономика: проблемы теории, истории и практик. – Краснодар: Федеральное государственное казенное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Краснодарский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации», 2022. – С. 158-164. – EDN ZGPEQX.
31. Томсинов В.А. Таблица IX. 3. Авл. Гелий / Законы XII таблиц. Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран. – М.: Зерцало, 1999. С. 120.
32. Хамазова О.И. Правовые средства противодействия коррупции: проблемы теории и практики: автореф. дис…кандюрид наук. Саратов, 2008.
33. Шишкарёв С.Н. Правовой порядок в сфере противодействия коррупции: теоретико-правовой исследование: автореф. дис…д-ра юрид наук. М., 2010.
Электронные ресурсы
34. Гришин Д.А., Верховых А.Э. Методы борьбы с коррупцией в органах государственной власти // Вопросы управления. – 2018. – №6 (36). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metody-borby-s-korruptsiey-v-organah-gosudarstvennoy-vlasti (дата обращения: 13.04.2023).
35. Духанина Л. «Антикоррупционные» НКО должны получать федеральную грантовую поддержку». [Электронный ресурс] URL: https://www.znanierussia.ru/news/Pages/201903/NKO-russia.aspx (дата обращения 02.02.2023)
36. Иванов А.А. Конституционные основы противодействия коррупции в Российской Федерации // Право и современные государства. – 2016. – №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/konstitutsionnye-osnovy-protivodeystviya-korruptsii-v-rossiyskoy-federatsii (дата обращения: 11.04.2023).
37. Кагерманов А-С. С Основные направления антикоррупционной политики в России // Евразийский научный журнал. – 2017. – №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osnovnye-napravleniya-antikorruptsionnoy-politiki-v-rossii (дата обращения: 11.04.2023).
38. Филоненко Т.В., Гайворонская Я.В. Антикоррупционная политика в системе мер правовой политики // Russian Journal of Economics andLaw. – 2019. – №3 (35). –URL: https://cyberleninka.ru/article/n/antikorruptsionnaya-politika-v-sisteme-mer-pravovoy-politiki (дата обращения: 11.04.2023).
39. ЧуклиновА.Е.Нормативное регулирование борьбы с коррупцией в России: советский опыт // Отечественная юриспруденция. – 2016. – №6 (8). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/normativnoe-regulirovanie-borby-s-korruptsiey-v-rossii-sovetskiy-opyt (дата обращения: 11.04.2023).
40. Шевкуненко М.Ю., Мокосеева М.А. Коррупционные преступления в Краснодарском крае как угроза экономической безопасности региона // Актуальные вопросы экономических наук. – 2020. –№II. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/korruptsionnye-prestupleniya-v-krasnodarskom-krae-kak-ugroza-ekonomicheskoy-bezopasnosti-regiona (дата обращения: 11.04.2023).
41. Администрация Краснодарского края официальный сайт [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://admkrai.krasnodar.ru
42. Прокуратура Краснодарского края: официальный сайт [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://epp.genproc.gov.ru/web/proc_23
Вопрос-ответ:
Чем является антикоррупционная политика и каковы ее основные цели?
Антикоррупционная политика представляет собой комплекс мер, направленных на предотвращение, пресечение и устранение коррупции в различных сферах общественной жизни. Основные цели антикоррупционной политики включают в себя борьбу с взяточничеством, снижение уровня коррупционных проявлений, обеспечение прозрачности и эффективности государственных и муниципальных структур, а также защиту интересов граждан и общества в целом.
Каков механизм регулирования антикоррупционной политики?
Механизм регулирования антикоррупционной политики включает в себя принятие и внедрение законов, разработку и реализацию программ, создание специализированных органов и структур, проведение мониторинга и контроля, а также привлечение гражданского общества к участию в противодействии коррупции. Нормативно-правовое регулирование антикоррупционной политики осуществляется через принятие специальных законов и нормативных актов, которые определяют правила и механизмы борьбы с коррупцией.
Какова динамика коррупции в Краснодарском крае?
Динамика коррупции в Краснодарском крае характеризуется снижением уровня коррупционных проявлений. За последние годы было проведено ряд мероприятий по борьбе с коррупцией, в том числе созданы специализированные органы и приняты законы, направленные на усиление антикоррупционной политики в регионе. В результате этих мероприятий удалось сократить количество случаев коррупции и повысить ответственность за коррупционные деяния.
Каким образом были проведены анализ и оценка эффективности действующих антикоррупционных программ в Краснодарском крае?
Анализ и оценка эффективности действующих антикоррупционных программ в Краснодарском крае проводились путем сбора и анализа статистических данных, проведения опросов и экспертных оценок, а также проведения мониторинга и контроля за деятельностью государственных и муниципальных структур. На основе полученных результатов были сделаны выводы о эффективности программ и были предложены меры по их дальнейшему совершенствованию.
Что такое антикоррупционная политика и какие у нее цели?
Антикоррупционная политика - это комплекс мер, направленных на предупреждение, пресечение и устранение коррупционных преступлений. Основная цель антикоррупционной политики заключается в создании прозрачного, ответственного и эффективного государственного аппарата.
Что входит в механизм и нормативно-правовое регулирование антикоррупционной политики?
Механизм антикоррупционной политики включает в себя такие элементы, как правовое регулирование, международное сотрудничество, превентивные меры, санкции, мониторинг и контроль. Нормативно-правовое регулирование представляет собой систему законодательных актов, регулирующих противодействие коррупции и наказание коррупционных преступлений.
Какая динамика коррупции в Краснодарском крае?
В Краснодарском крае наблюдается негативная динамика коррупции. Количество фактов коррупционных преступлений неуклонно растет и охватывает все сферы общественной жизни, включая муниципальные структуры. Повышение эффективности антикоррупционных программ на местном уровне становится необходимым для борьбы с коррупцией в регионе.
Как анализируется и оценивается эффективность действующих антикоррупционных программ?
Оценка эффективности действующих антикоррупционных программ проводится на основе анализа таких показателей, как сокращение числа коррупционных преступлений, уровень наказания виновных, повышение прозрачности и ответственности в государственных структурах, уровень доверия граждан к власти. Анализ и оценка позволяют выявить недостатки существующих программ и предложить меры по их усовершенствованию.
Какая цель антикоррупционной политики на местном уровне?
Целью антикоррупционной политики на местном уровне является предотвращение и устранение коррупционных проявлений в конкретном муниципалитете. Основная задача - обеспечить эффективное функционирование органов местного самоуправления, противодействовать злоупотреблениям должностными лицами и развивать прозрачность и открытость во всех сферах деятельности муниципалитета.
Какие меры используются для повышения эффективности антикоррупционных программ на муниципальном уровне?
Для повышения эффективности антикоррупционных программ на муниципальном уровне применяются различные меры. Во-первых, проводится обучение сотрудников органов местного самоуправления и других работников по вопросам антикоррупционного законодательства и этики. Во-вторых, создаются механизмы контроля и вознаграждения за честное выполнение должностных обязанностей. Также важное значение имеет информационная кампания по пропаганде антикоррупционной культуры и поддержка общественного контроля.
Какой опыт антикоррупционной работы есть в Краснодарском крае?
В Краснодарском крае была проведена аналитическая работа по исследованию коррупционных проявлений. Была выявлена динамика коррупции и проведен анализ эффективности действующих антикоррупционных программ. Один из успехов в этой работе - снижение коррупционных проявлений в регионе за последние годы.