Конституционно-правовые основы судебной власти
Заказать уникальную дипломную работу- 48 48 страниц
- 42 + 42 источника
- Добавлена 15.07.2023
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Глава 1 Общая характеристика судебной власти 5
1.1 Понятие и признаки судебной власти и судебной системы 5
1.2 Конституционно-правовой статус судебной власти и судей в Российской Федерации 11
1.3 Конституционное право на судебную защиту 20
Глава 2 Конструкция судебной системы Российской Федерации: проблемы и пути их решения 26
2.1 Состав судов в судебной системе Российской Федерации 26
2.2 Основные проблемы организации судебной власти в Российской Федерации 30
2.3 Основные проблемы реализации конституционных принципов в деятельности судебной власти 36
Заключение 41
Библиографический список 44
Однако с решением указанного вопроса не решается вопрос об отнесении СД к числу государственных органов исполнительной или судебной власти, поскольку, по мнению множества ученых, одним из основных принципов деятельности государства является принцип разделения властей. Например, Д.Н. Барах придерживается мнения о том, что каждый из государственных органов относится к одной из трех ветвей власти, это один из основных признаков правового статуса любого государственного органа. Отталкиваясь от данной точки зрения, можно было бы сделать вывод, что Судебный департамент, в силу выполняемых им функций, относится к органам исполнительной власти. Однако такой вывод недопустим, поскольку он основан исключительно на характере деятельности Судебного департамента, который в то же время, не подчиняется ни одному из органов исполнительной власти. Другая точка зрения, которая часто поддерживается в юридической литературе, основана на том, что не каждый государственный орган должен относиться к той или иной ветви власти. Это публичные органы, принадлежность которых к той или иной ветви власти, не определена, к их числу относят Прокуратуру РФ, Счетную палату РФ. Однако департамент в числе таких органов прямо не называется, но, исходя из его правового статуса, может быть отнесен.Мы не согласимся ни с одним из приведенных мнений, поскольку Судебный департамент следует считать государственным органом, но не органом государственной власти. Данную точку зрения обосновывает Э.Л. Сюкияйнен, опираясь на разницу указанных понятий. Согласимся с данной точкой зрения, несмотря на точто большинством ученых отстаивается позиция об идентичности понятий «государственный орган» и «орган государственной власти».Изложенное позволяет сделать вывод о том, что Судебный департамент является государственным органом, относящимся к судебной ветви власти, однако непосредственно не исполняющим функций судебной власти, но способствующим их исполнению. Обоснованием этому также служит перечень полномочий Судебного департамента, к которым относится, в частности, кадровое обеспечение, финансовое обеспечение и др.Таким образом, Судебный департамент в соответствии с нормами действующего законодательства является государственным органом, одновременно не являясь органом государственной власти. Поскольку не наделен властными полномочиями. Правовой статус департамента следует определять в качестве государственного органа, существование которого предназначено для обеспечения деятельности судебной власти, то есть для решения всех вопросов организационного характера с предоставлением судам возможности реализовать функции судебной власти без отвлечения на иные вопросы. В рамках осуществления организационной деятельности Судебный департамент, в отличие от судов, выполняет собственные функции в отсутствии у него властных полномочий, которые бы позволяли воздействовать на другие государственные органы, организации и граждан с использованием государственного принуждения. Поскольку Судебный департамент, по нашему мнению, является государственным органом, относящимся к судебной ветви власти, его деятельность является административной, основанной на принципе взаимодействия с другими государственными органами. Данное положение предлагается закрепить в ст. 1 Закона о Судебном департаменте. §3 Основные проблемы реализации конституционных принципов в деятельности судебной властиОдним из основных принципов, наиболее актуальных в настоящее время, является принцип обеспечения доступа к информации о деятельности судов, что строго регламентировано законом, что связано с необходимостью достижения баланса между соблюдением принципа гласности судебной деятельности и сохранением защиты персональных данных и иной информации, охраняемой законом. Обеспечение доступа к информации о деятельности судов можно охарактеризовать в качестве совокупности мероприятий, связанных со сбором и обработкой информации, а также предоставлению данной информации гражданам и организациям. Данные мероприятия осуществляются как непосредственно судами всех уровней (аппаратом суда под контролем уполномоченных лиц), так и органами судейского сообщества, а также Судебным департаментом при ВС РФ. Мероприятия по обеспечению доступа к информации направлены на формирование таких условий, которые позволяют говорить об открытости и доступности информации, которая может являться доступной в силу закона. При этом каждое из таких мероприятий регламентировано правовыми нормами, в которых закреплены полномочия определенных лиц и правила осуществления деятельности, входящей в их полномочия. Правовую основу обеспечения доступа к информации составляет Конституция РФ. В частности, ст. 46 Конституции РФ закрепляет право на доступ к правосудию и судебную защиту, а ст. 123 Конституции РФ предписывает открытость отправление правосудия в соответствие с требованиями открытости судебных заседаний. Кроме того, в Конституции РФ закреплен такой принцип судопроизводства, как равноправие и состязательность сторон в судебном процессе. Кроме того, нормами Конституции РФ предусмотрено, что суды выступают единственными органами, которые наделены полномочиями отправления правосудия с применением правил подведомственности определенных дел. При этом судьи полностью самостоятельны в принятии решений, обязаны руководствоваться только законом. В рассматриваемом аспекте необходимо отметить, что нормы Конституции РФ содержат базовые правила работы высших судебных органов, которыми реализуются надзорные и контрольные полномочия. Осуществление данных полномочий неразрывно связано с обеспечением их информацией о деятельности судов. Однако в данном случае обращает на себя внимание проблема, связанная с недостатками правового регулирования правил размещения судебных актов на сайте СОЮ. Промежуточные судебные акты, в отличие от арбитражных судов, на сайтах СОЮ не размещаются. Кроме того, нормативно недостаточно соблюдены интересы участников процесса при закреплении сроков размещения информации на сайтах судов. Так, в соответствии с п. 8.1 Регламента, утвержденного Постановлением Президиума Совета судей РФ от 27.01.2011г. № 253, который утратил силу в 2017 году, сведения о делах, находящихся в суде, их движении в разделах «Судопроизводство» и «Рассмотрение дел» на сайтах судов размещаются не реже одного раза в день в автоматическом режиме и не реже одного раза в неделю – в ручном режиме. Участники судебного разбирательства не имеют возможности получения достоверных сведений о том, в каком режиме на сайте суда размещается интересующая их информация. Что касается размещения текстов судебных актов, то в силу п. 8.2 того же регламента, акты должны были быть размещены на сайте суда в разумный срок, но не позднее месяца с момента вступления решения суда в законную силу. Здесь снова необходимо обратиться к практике размещения информации арбитражными судами. Так, судебные акты, которые выносятся с момента принятия иска к производству, в том числе, определение о принятии искового заявления к производству и назначении судебного разбирательства, размещаются на сайте соответствующего суда в общедоступной форме. С 2017 года применяется порядок, в соответствии с которым действуют единые требования к размещению информации о деятельности суда на сайтах арбитражных судов, СОЮ, мировых судей. Согласно Приложению № 1 к регламенту информация о поступлении и движении дела в любом случае размещается на официальном сайте суда в течении одного рабочего дня.Однако в отношении сроков размещения судебных актов, действовавшие ранее, правила практически не изменились. Судебные акты размещаются в разумный срок, но не позднее месяца с момента принятия акта в окончательной форме. Представляется, что сохранение данного положения прямо препятствует реализации прав участников процесса, а также загружает суды необходимостью подготовки и направления указанным лицам судебных актов для СОЮ (п. 16 Приложения № 1 к Регламенту). При этом для арбитражных судов предусмотрено требование о размещении судебных актов в течении одного рабочего дня. При этом ни в Регламенте, ни в ст. 15 ФЗ № 262-ФЗ, не указано, какие именно судебные акты подлежат размещению.Отсутствие достаточно точного правового регулирования на практике приводит к тому, что промежуточные судебные акты в СОЮ не размещаются на официальных сайтах судов вообще, а итоговые акты зачастую размещаются перед истечением срока для обжалования. При этом непонятны причины такой позиции законодателя. Возможность ознакомления с судебным актом до его вступления в законную силу таким способом не исключается. В то же время участники судебного разбирательства, даже при наличии у них желания и возможности ознакомления с судебным актом на сайте суда, технически такой возможности лишаются.В связи с изложенным представляется необходимым внесение изменений в нормы правовых актов, которыми устанавливаются сроки и перечень размещения судебных актов на официальных сайтах СОЮ. Поэтому предлагается внести изменение в ч. 1 ст. 15 ФЗ № 262-ФЗ, дополнив ее указанием на необходимость размещения промежуточный и итоговых судебных актов на официальном сайте суда не позднее одного рабочего дня с момента составления судебного акта в окончательной форме. ЗаключениеВ заключении работы можно сделать следующие выводы. В результате проведенного исследования выполнены поставленные задачи: рассмотрены понятие и признаки судебной власти и судебной системы; исследованконституционно-правовой статус судебной власти и судей в Российской Федерации; рассмотрено конституционное право на судебную защиту; проанализирован состав судов в судебной системе Российской Федерации; исследованы основные проблемы организации судебной власти в Российской Федерации; проанализированы основные проблемы реализации конституционных принципов в деятельности судебной власти.Судебная власть имеет, зачастую, решающее значение для защиты нарушенных или оспариваемых прав и свобод, что обусловленовозможностью доступа человека и гражданина к судебной защите, независимо от сути возникшего правоотношения, что обеспечивается широкой компетенцией судов;самостоятельностью судебной власти как отдельной ветви власти в государстве, что обеспечено конституционными гарантиями независимости судей; используемыми судебной системой процедурами, которые представляют собой эффективный способ справедливого и объективного рассмотрения дел.Под правовым статусом судей следует понимать организационно-правовую форму, состоящую из конституционных и других нормативных положений, направленную на обеспечение независимости судьи как гражданина, наделенного особыми полномочиями, правами, обязанностями и ограничениями. Правовой статус судей характеризуется построением на принципах независимости, несменяемости и неприкосновенности, то есть подчинении только Конституции РФ и другим законам, невозможности произвольного отстранения судьи от выполнения его должностных обязанностей, невозможности привлечения судьи к ответственности за вынесенное решение или выраженное мнение. Правом на судебную защиту прав является тот объем возможностей, который предоставлен управомоченному лицу для пресечения нарушения права; для восстановления того положения, которое существовало до нарушения этого права; для компенсации потерь. При этом возможность применения тех или иных возможностей, направленных на защиту субъективного гражданского права, зависит от способа защиты нарушенного права, который выбран носителем гражданских прав. В связи с этим одной из важных задач гражданско-правовой доктрины выступает определение критериев выбора подходящего в том или ином случае способа защиты нарушенного гражданского права в типичных ситуациях. Изложенное позволяет сделать вывод о том, что в российской судебной системе выделяются арбитражные суды и суды общей юрисдикции, которые возглавлены Верховным Судом РФ, система выстроена на основании конституционных норм. В систему российских судов также входит Конституционный Суд РФ, основной функцией которого является проверка на соответствие нормам Конституции РФ законов, иных нормативно-правовых актов, правильность толкования правовых норм. Система арбитражных судов состоит из арбитражных судов субъектов государства, апелляционных арбитражных судов и арбитражных судов округов, а также Суда по интеллектуальным правам. Суды общей юрисдикции состоят из мировых судей, федеральных районных и городских судов, судов субъектов государства, кассационных судов. В работе выявлены следующие проблемы организации судебной власти. Деятельность судов обеспечивается Судебным департаментомпи Верховном суде РФ. Судебный департамент в соответствии с нормами действующего законодательства является государственным органом, одновременно не являясь органом государственной власти. Поскольку не наделен властными полномочиями. Правовой статус департамента следует определять в качестве государственного органа, существование которого предназначено для обеспечения деятельности судебной власти, то есть для решения всех вопросов организационного характера с предоставлением судам возможности реализовать функции судебной власти без отвлечения на иные вопросы. В рамках осуществления организационной деятельности Судебный департамент, в отличие от судов, выполняет собственные функции в отсутствии у него властных полномочий, которые бы позволяли воздействовать на другие государственные органы, организации и граждан с использованием государственного принуждения. Поскольку Судебный департамент, по нашему мнению, является государственным органом, относящимся к судебной ветви власти, его деятельность является административной, основанной на принципе взаимодействия с другими государственными органами. Данное положение предлагается закрепить в ст. 1 Закона о Судебном департаменте. Проблемы реализации конституционных принципов в деятельности судебной власти состоят в отсутствие достаточно точного правового регулирования на практике приводит к тому, что промежуточные судебные акты в СОЮ не размещаются на официальных сайтах судов вообще, а итоговые акты зачастую размещаются перед истечением срока для обжалования. При этом непонятны причины такой позиции законодателя. Возможность ознакомления с судебным актом до его вступления в законную силу таким способом не исключается. В то же время участники судебного разбирательства, даже при наличии у них желания и возможности ознакомления с судебным актом на сайте суда, технически такой возможности лишаются.В связи с изложенным представляется необходимым внесение изменений в нормы правовых актов, которыми устанавливаются сроки и перечень размещения судебных актов на официальных сайтах СОЮ. Поэтому предлагается внести изменение в ч. 1 ст. 15 ФЗ № 262-ФЗ, дополнив ее указанием на необходимость размещения промежуточный и итоговых судебных актов на официальном сайте суда не позднее одного рабочего дня с момента составления судебного акта в окончательной форме. В заключении можно сделать вывод о том, что российская судебная система урегулирована на уровне Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, а также законов, которые принимаются в субъектах государства. Функционирование системы является достаточно эффективным, что обеспечивается конституционно закрепленными гарантиями правового положения судей, а также обусловлено системой судов, позволяющей вышестоящим судам объективно осуществлять проверку законности и обоснованности актов, принимаемых нижестоящими судами. Основным недостатком действующей судебной системы, на наш взгляд, является отсутствие достаточного регулирования деятельности, сопровождающей и обеспечивающей функционирование судебной власти. это выражено в пробелах в законодательстве, а также в неправильном толковании и применении положений закона. устранение выявленных недостатков предложенными способами позволит повысить эффективность судебной защиты. Библиографический списокМеждународный пакт о гражданских и политических правах» (Принят 16.12.1966 Резолюцией 2200 (XXI) на 1496-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН) // Бюллетень Верховного Суда РФ. - № 12. - 1994.Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) // Собрании законодательства РФ. - 04.08.2014. - № 31. - ст. 4398.Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 № 1-ФКЗ (ред. от 16.04.2022) «О судебной системе Российской Федерации» // Российская газета. 1997. № 3.Федеральный конституционный закон от 28.04.1995 № 1-ФКЗ (ред. от 16.04.2022) «Об арбитражных судах в Российской Федерации» // Российская газета. 1995. № 93.Федеральный конституционный закон от 21.07.1994 № 1-ФКЗ (ред. от 01.07.2021) «О Конституционном Суде Российской Федерации» // Российская газета. 1994. № 138 - 139.Федеральный конституционный закон от 07.02.2011 № 1-ФКЗ (ред. от 16.04.2022) «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации» // Российская газета. 2011. № 29.Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ // Российская газета, № 249, 22.12.2001.Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ // Российская газета, № 256, 31.12.2001.Закон РФ от 26.06.1992 № 3132-1 (ред. от 18.03.2023) «О статусе судей в Российской Федерации» // Российская газета. 1992. № 170.Федеральный закон от 28.11.2018 № 451-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Российская газета. 2018. № 272.Федеральный закон от 08.01.1998 № 7-ФЗ «О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 12.01.1998. № 2. Ст. 223.Федеральный закон от 02.07.2013 г. № 166-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Российская газета. – 2013. - № 145.Приказ Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 02.11.2015 № 335(ред. от 19.02.2020) «Об утверждении Регламента размещения информации о деятельности федеральных судов общей юрисдикции, федеральных арбитражных судов, мировых судей и органов судейского сообщества в информационно-телекоммуникационной сети Интернет и Регламента размещения информации о деятельности Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации, управлений Судебного департамента в субъектах Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет» // Бюллетень актов по судебной системе. № 1. январь, 2016.Закон Тульской области от 20.07.2021 № 80-ЗТО «Об упразднении и создании судебных участков и должностей мировых судей в Тульской области и о внесении изменений в Закон Тульской области «О должностях мировых судей и судебных участках в Тульской области» (принят Тульской областной Думой 15 июля 2021 г.) // СПС Гарант. Постановление III (внеочередного) Всероссийского съезда судей (24-25 марта 1994 года) от 25 марта 1994 г. «О концепции судебной системы Российской Федерации» // СПС КонсультантПлюс.Постановление Президиума Совета судей РФ от 27.01.2011 № 253 (утратил силу) «Об утверждении Регламента организации размещения сведений о находящихся в суде делах и текстов судебных актов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на официальном сайте суда общей юрисдикции» // СПС Консультант Плюс.Архипов П.С. Проблемы реализации принципа независимости судебной власти в современной России / П.С. Архипов // Universum: экономика и юриспруденция. - 2022. - № 2 (89). - С. 10-12.Барашков Е.О. Разделение властей или разделение функций: анализ проблемы // Огарёв-Online. 2022. № 1 (170). С. 6. Батоболотова Е.Б. Судебная власть в контексте аксиологического подхода // Общество: философия, история, культура. 2021. № 11 (91). С. 22-27.Барсегова Э.Л. Проблемы ответственности судей в Российской Федерации / Э.Л. Барсегова // Научный журнал. - 2018. - № 3 (26). - С. 87-89.БахрахД.Н., Российский Б.В., Старилов Ю.Н. Административное право. 3-е издание. М., 2000. С. 47.Гаврилов В.В. Понятие и взаимодействие международной и национальной правовых систем / В.В. Гаврилов. – Владивосток, 2005. – С. 75.Грибанов В. П. Осуществление и защита гражданских прав. Изд. 2-е, стереотип. - М.: Статут, 2001. – С. 217.Дикова И.В. Специфика судебной власти в системе разделения властей // Закон и право. 2022. № 6. С. 24-26.Зимненко Б.Л. Применение норм международного права в судебной системе Российской Федерации: автореф. дис. … канд. юрид. наук / Б.Л. Зимненко. М., 1999. 30 с.Зангиев М.А. Современная концепция конституционного статуса судьи в РФ / М.А. Зангиев // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. - 2021. - № 4-3. - С. 214-216.Кипрушева И.А. Вопросы об относимости Судебного департамента при Верховном Суде РФ к органам государственной власти // Форум молодых ученых. 2021. № 11 (63). С. 161-164. Крашенинников Е.А. Структура субъективного права // Построение правового государства: вопросы теории и практики. Ярославль, 1990. С. 72 - 82.Матузов Н.И. О праве в объективном и субъективном смысле: гносеологический аспект // Известия вузов. Правоведение. 1999. № 4. С. 138.Махеева Е.Б. Независимость судей в современной России / Е.Б. Махеева // Вестник науки и образования. - 2018. - № 8 (44). - С. 66-68.Мещерягина В.А. Конституционное право на обращение как элемент поддержания баланса интересов личности, общества и государства // Административное и муниципальное право. 2015. № 9. С. 891 - 897.Михайлова А.М. Социальное назначение судебной власти // Инновационная наука. 2016. № 6-3. С. 154-156.Пахомов В.Г. Принцип разделения властей как правовая проблема // Вестник Московского университета МВД России. 2021. № 3. С. 40-43.Почепко К.И. Конституционно-правовой статус личности в России: понятие, состав, структура и особенности / К.И. Почепко, И.В. Тимошенко // Вестник Таганрогского института управления и экономики. - 2018. - № 1 (27). - С. 28-31.Склифус С.В. Правосознание и правовая культура российского общества как способ противодействия правовому нигилизму // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. 2023. № 3 (154). С. 49-51.Сюкияйнен Э.Л. Место Судебного департамента при Верховном Суде РФ в системе органов государственной власти // Актуальные проблемы российского права. № 4. 2008. С. 348-354.Сыромятникова А.Д. Независимость судей как один из принципов конституционного права / А.Д. Сыромятникова // Вестник науки. - 2019. - № 2 (11). - С. 140-143.Терехин В.А. Самостоятельность судебной власти и независимость судебной власти как гарантия прав граждан / В. А. Терехин // Государство и право. - 2020. - № 8. - С. 42–50.Федоров И.В. Гражданское и арбитражное судопроизводство как предмет совместного международно-правового и внутригосударственного регулирования: автореф. дис. … канд. юрид. наук / И.В. Федоров. Казань, 2002. 32 с.Фомин А.А. Судебная власть при демократии // Ленинградский юридический журнал. 2016. № 2 (44). С. 57-63.Цалиев А.М. Об актуальности совершенствования правового воспитания и юридического образования как основы повышения правосознания в свете конституционных новелл // Конституционное и муниципальное право. 2023. № 1. С.58-59.Шубина Т.Б. Теоретические проблемы защиты права: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. - Самара, 1997. С. 17.
2. Международный пакт о гражданских и политических правах» (Принят 16.12.1966 Резолюцией 2200 (XXI) на 1496-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН) // Бюллетень Верховного Суда РФ. - № 12. - 1994.
3. Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 № 1-ФКЗ (ред. от 16.04.2022) «О судебной системе Российской Федерации» // Российская газета. 1997. № 3.
4. Федеральный конституционный закон от 28.04.1995 № 1-ФКЗ (ред. от 16.04.2022) «Об арбитражных судах в Российской Федерации» // Российская газета. 1995. № 93.
5. Федеральный конституционный закон от 21.07.1994 № 1-ФКЗ (ред. от 01.07.2021) «О Конституционном Суде Российской Федерации» // Российская газета. 1994. № 138 - 139.
6. Федеральный конституционный закон от 07.02.2011 № 1-ФКЗ (ред. от 16.04.2022) «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации» // Российская газета. 2011. № 29.
7. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ // Российская газета, № 249, 22.12.2001.
8. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ // Российская газета, № 256, 31.12.2001.
9. Закон РФ от 26.06.1992 № 3132-1 (ред. от 18.03.2023) «О статусе судей в Российской Федерации» // Российская газета. 1992. № 170.
10. Федеральный закон от 28.11.2018 № 451-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Российская газета. 2018. № 272.
11. Федеральный закон от 08.01.1998 № 7-ФЗ «О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 12.01.1998. № 2. Ст. 223.
12. Федеральный закон от 02.07.2013 г. № 166-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Российская газета. – 2013. - № 145.
13. Приказ Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 02.11.2015 № 335 (ред. от 19.02.2020) «Об утверждении Регламента размещения информации о деятельности федеральных судов общей юрисдикции, федеральных арбитражных судов, мировых судей и органов судейского сообщества в информационно-телекоммуникационной сети Интернет и Регламента размещения информации о деятельности Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации, управлений Судебного департамента в субъектах Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет» // Бюллетень актов по судебной системе. № 1. январь, 2016.
14. Закон Тульской области от 20.07.2021 № 80-ЗТО «Об упразднении и создании судебных участков и должностей мировых судей в Тульской области и о внесении изменений в Закон Тульской области «О должностях мировых судей и судебных участках в Тульской области» (принят Тульской областной Думой 15 июля 2021 г.) // СПС Гарант.
15. Постановление III (внеочередного) Всероссийского съезда судей (24-25 марта 1994 года) от 25 марта 1994 г. «О концепции судебной системы Российской Федерации» // СПС КонсультантПлюс.
16. Постановление Президиума Совета судей РФ от 27.01.2011 № 253 (утратил силу) «Об утверждении Регламента организации размещения сведений о находящихся в суде делах и текстов судебных актов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на официальном сайте суда общей юрисдикции» // СПС Консультант Плюс.
17. Архипов П.С. Проблемы реализации принципа независимости судебной власти в современной России / П.С. Архипов // Universum: экономика и юриспруденция. - 2022. - № 2 (89). - С. 10-12.
18. Барашков Е.О. Разделение властей или разделение функций: анализ проблемы // Огарёв-Online. 2022. № 1 (170). С. 6.
19. Батоболотова Е.Б. Судебная власть в контексте аксиологического подхода // Общество: философия, история, культура. 2021. № 11 (91). С. 22-27.
20. Барсегова Э.Л. Проблемы ответственности судей в Российской Федерации / Э.Л. Барсегова // Научный журнал. - 2018. - № 3 (26). - С. 87-89.
21. БахрахД.Н., Российский Б.В., Старилов Ю.Н. Административное право. 3-е издание. М., 2000. С. 47.
22. Гаврилов В.В. Понятие и взаимодействие международной и национальной правовых систем / В.В. Гаврилов. – Владивосток, 2005. – С. 75.
23. Грибанов В. П. Осуществление и защита гражданских прав. Изд. 2-е, стереотип. - М.: Статут, 2001. – С. 217.
24. Дикова И.В. Специфика судебной власти в системе разделения властей // Закон и право. 2022. № 6. С. 24-26.
25. Зимненко Б.Л. Применение норм международного права в судебной системе Российской Федерации: автореф. дис. … канд. юрид. наук / Б.Л. Зимненко. М., 1999. 30 с.
26. Зангиев М.А. Современная концепция конституционного статуса судьи в РФ / М.А. Зангиев // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. - 2021. - № 4-3. - С. 214-216.
27. Кипрушева И.А. Вопросы об относимости Судебного департамента при Верховном Суде РФ к органам государственной власти // Форум молодых ученых. 2021. № 11 (63). С. 161-164.
28. Крашенинников Е.А. Структура субъективного права // Построение правового государства: вопросы теории и практики. Ярославль, 1990. С. 72 - 82.
29. Матузов Н.И. О праве в объективном и субъективном смысле: гносеологический аспект // Известия вузов. Правоведение. 1999. № 4. С. 138.
30. Махеева Е.Б. Независимость судей в современной России / Е.Б. Махеева // Вестник науки и образования. - 2018. - № 8 (44). - С. 66-68.
31. Мещерягина В.А. Конституционное право на обращение как элемент поддержания баланса интересов личности, общества и государства // Административное и муниципальное право. 2015. № 9. С. 891 - 897.
32. Михайлова А.М. Социальное назначение судебной власти // Инновационная наука. 2016. № 6-3. С. 154-156.
33. Пахомов В.Г. Принцип разделения властей как правовая проблема // Вестник Московского университета МВД России. 2021. № 3. С. 40-43.
34. Почепко К.И. Конституционно-правовой статус личности в России: понятие, состав, структура и особенности / К.И. Почепко, И.В. Тимошенко // Вестник Таганрогского института управления и экономики. - 2018. - № 1 (27). - С. 28-31.
35. Склифус С.В. Правосознание и правовая культура российского общества как способ противодействия правовому нигилизму // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. 2023. № 3 (154). С. 49-51.
36. Сюкияйнен Э.Л. Место Судебного департамента при Верховном Суде РФ в системе органов государственной власти // Актуальные проблемы российского права. № 4. 2008. С. 348-354.
37. Сыромятникова А.Д. Независимость судей как один из принципов конституционного права / А.Д. Сыромятникова // Вестник науки. - 2019. - № 2 (11). - С. 140-143.
38. Терехин В.А. Самостоятельность судебной власти и независимость судебной власти как гарантия прав граждан / В. А. Терехин // Государство и право. - 2020. - № 8. - С. 42–50.
39. Федоров И.В. Гражданское и арбитражное судопроизводство как предмет совместного международно-правового и внутригосударственного регулирования: автореф. дис. … канд. юрид. наук / И.В. Федоров. Казань, 2002. 32 с.
40. Фомин А.А. Судебная власть при демократии // Ленинградский юридический журнал. 2016. № 2 (44). С. 57-63.
41. Цалиев А.М. Об актуальности совершенствования правового воспитания и юридического образования как основы повышения правосознания в свете конституционных новелл // Конституционное и муниципальное право. 2023. № 1. С.58-59.
42. Шубина Т.Б. Теоретические проблемы защиты права: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. - Самара, 1997. С. 17.
Вопрос-ответ:
Что такое судебная власть и какие у неё признаки?
Судебная власть - это одна из ветвей государственной власти, осуществляющая правосудие и разрешение споров между различными сторонами. Признаки судебной власти включают независимость судей, применение конституционных и законодательных норм в процессе принятия решений, а также возможность обжалования и пересмотра судебных решений.
Каков статус судебной власти и судей в Российской Федерации?
Судебная власть в России является независимой от исполнительной и законодательной власти. Судьи также обладают независимостью при принятии решений и подчиняются только закону. Они имеют право на неприкосновенность и осуществляют правосудие от имени Российской Федерации.
Что предусмотрено конституцией в отношении права на судебную защиту?
Конституция Российской Федерации гарантирует гражданам право на судебную защиту. Это означает, что каждый человек имеет право обратиться в суд для защиты своих прав и свобод, а также для разрешения споров. Также законодательство предусматривает принципы справедливого судебного разбирательства, такие как равенство сторон, обоснованность и независимость решений.
Как организована судебная система Российской Федерации?
Судебная система России состоит из нескольких уровней. На верхнем уровне находится Конституционный Суд, который занимается контролем за соблюдением конституционности законов. Ниже находятся кассационные суды, включая Верховный Суд, которые рассматривают апелляции и кассационные жалобы. Также есть общие суды, которые разрешают уголовные, гражданские и административные дела.
Какие основные проблемы судебной власти в Российской Федерации и как их решить?
Одной из основных проблем судебной системы в России является недостаток независимости судей и вмешательство других ветвей власти. Для решения этой проблемы необходимо укрепление независимости судебной власти и создание условий для свободного принятия судебных решений. Также требуется повышение квалификации судей и обеспечение доступа граждан к суду.
Что такое судебная власть и судебная система?
Судебная власть - это одна из ветвей государственной власти, которая осуществляет правосудие и решает споры между гражданами и организациями. Судебная система - это совокупность всех судов, их организация и функционирование.
Каков конституционно-правовой статус судебной власти и судей в Российской Федерации?
Конституционно-правовой статус судебной власти и судей в Российской Федерации определен Конституцией и законодательством. Они обладают независимостью, судьи неприкосновенны и подчиняются только закону.
Что такое конституционное право на судебную защиту?
Конституционное право на судебную защиту означает, что каждый гражданин имеет право обратиться в суд для защиты своих прав и свобод. Государство обязано обеспечить доступность судебной защиты и независимость судов.
Каков состав судов в судебной системе Российской Федерации?
Судебная система Российской Федерации состоит из конституционного суда, Верховного суда, высших судебных органов субъектов Российской Федерации, арбитражных судов и общих судов. Каждый из этих судов имеет свою компетенцию и рассматривает определенные категории дел.
Какие основные проблемы организации судебной власти существуют в Российской Федерации и как их можно решить?
Одной из основных проблем организации судебной власти в Российской Федерации является необходимость повышения профессионализма и независимости судей, улучшение качества работы судов и доступность судебной защиты для всех граждан. Эти проблемы можно решить путем улучшения системы назначения и обучения судей, модернизации судебных процедур и обеспечения финансовой независимости судебной власти.