Развитие лексической стороны речи у детей младшего дошкольно возраста

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Дошкольная педагогика
  • 30 30 страниц
  • 27 + 27 источников
  • Добавлена 19.05.2023
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Понятие лексической стороны речи 6
2. Особенности развития лексической стороны речи у детей младшего дошкольного возраста 12
3. Анализ программ дошкольного образования в контексте развития лексической стороны речи 18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 28

Фрагмент для ознакомления

Развитие словаря детей в программе предполагается одновременно с решением образовательных задач. Так, через ознакомление с логическими отношениями происходит обогащение словаря ребенка знаниями и представлениями об окружающей жизни; через ознакомление с пространственными отношениями осуществляется знакомство с наречиями и предлогами, овладение их использованием для ориентировки в пространстве; через сенсорное воспитание происходит знакомство детей с антонимами и их адекватным использованием [5, с. 101].Таким образом, специфика данной программы заключается в осуществлении взаимозависимого развития познавательной и речевой сферы ребенка.В программе «Детство» выделены специальные разделы, посвященные задачам и содержанию развития речи детей и ознакомления с художественной литературой: «Развиваем речь детей» и «Ребенок и книга».Задачи: развитие связной речи, словаря, грамматического строя, воспитание звуковой культуры речи. Программа отличается тем, что в конце разделов предлагаются критерии для оценки уровня речевого развития. Также в ней четко выделены (в виде отдельных глав) и содержательно определены речевые умения в разных видах деятельности.Что касается непосредственно развития словаря, то в младшем дошкольном возрасте рекомендуется акцентировать внимание на названиях предметов, имеющихся в окружении детей и их особенностей, названиях действий детей, названиях некоторых трудовых действий, имен близких людей. Также необходимо формировать умение детей называть некоторые материалы [15, с. 84]. При работе с детьми среднего дошкольного возраста необходимо создать условия для освоения и использования в речи названий предметов и материалов, из которых они изготовлены, названий живых существ и сред их обитания, трудовых процессов, использование слов, обозначающих некоторые родовые и видовые понятия, а также существенные признаки, лежащие в основе обобщений, использование слов и выражений, необходимых для установления отношений с окружающими [15, с. 84]. «Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду» подготовлена на основе многолетних исследований, проведенных в лаборатории развития речи Института дошкольного воспитания под руководством Ф. А. Сохина и О. С. Ушаковой. В ней раскрываются теоретические основы и направления работы по развитию речевых умений и навыков детей. В основе программы комплексный подход к речевому развитию на занятиях, взаимосвязь разных речевых задач при ведущей роли развития связной речи. Внутри каждой задачи выделяются приоритетные линии, имеющие значение для развития связной речи и речевого общения.Особый акцент делается на формировании у детей представлений о структуре связного высказывания, о способах связи между отдельными фразами и его частями. Содержание задач представлено по возрастным группам. Этому материалу предшествует характеристика речевого развития детей.Программа значительно углубляет, дополняет и уточняет типовую программу, разработанную ранее в той же лаборатории. «Программа воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой также предполагает деятельность по формированию словаря, которая должна осуществляться через его обогащение и активизацию [4, с. 31]. В первой младшей группе, автор программы рекомендует уделять внимание усвоению:– существительных, которые обозначают названия предметов личной гигиены, игрушки, одежду, обувь, посуду, мебель, спальные принадлежности, транспортные средства, овощи и фрукты, домашних животных;– глаголов, которые обозначают трудовые действия, действия, противоположные по значению, взаимоотношения людей и их эмоциональные состояния;– прилагательных, которые обозначают цвет, величину, вкус, температуру;– наречий [4, с. 31].Во второй младшей группе рекомендуется обратить внимание на усвоение слов, обозначающих детали и части предметов, качества, особенности поверхности, некоторые материалы и их свойства, а также место положения; умение понимать обобщающие слова, называть части суток, различать по внешнему виду домашних животных, фрукты и овощи [4, с. 31].Таким образом, проанализировав методическую литературу, мы пришли к выводу, что словарная работа является одной из главных задач развития речи детей. Все образовательные программы детского сада уделяют большое внимание разделу «Развитие речи» и, в частности, формированию словаря воспитанников. В каждой из рассмотренных программ организация словарной работы выстраивается сообразно возрастным особенностям воспитанников, она предполагает последовательное увеличение объема слов, введение в словарный запас детей новых форм речи, словесных оборотов.При этом обогащение словаря детей осуществляется в контексте всестороннего развития личности воспитанников и согласуется со всеми направлениями педагогической работы.ЗАКЛЮЧЕНИЕТаким образом, можно сделать вывод о том, что лексическая сторона речи напрямую связанасо словарным запасом человека, используемым им в рамках речи. Это понятие включает в себя отдельные слова, их значения и то, как они комбинируются для формирования предложений и передачи смысла.В языкознании изучение лексической стороны речи известно как лексикология. Лексикология включает в себя анализ структуры и значения слов, а также того, как они используются в различных контекстах.Развитие лексической стороныв современном дошкольном образовательном учреждении– это очень сложный и многогранный процесс. Умение применять полученные знания на практике и демонстрировать учащимся в обучении. насколько правильно был организован этот процесс.Организация дошкольного образования должна быть основана на принципах непрерывности и плавного перехода к начальной школе. Для этого необходимо учитывать требования образовательных стандартов начального общего образования и сотрудничать с учителями начальных классов.Важным аспектом дошкольного образования является индивидуальный подход к каждому ребенку. Программы должны учитывать его возрастные особенности, интересы, потребности и уровень развития. Также необходимо включать родителей в процесс обучения и воспитания детей.Требования к развитию лексической стороны речи дошкольников в российском образовании направлены на формирование качественной и грамотной речи, а также на развитие коммуникативных навыков, которые будут полезными в дальнейшей жизни ребенка.Проанализировав методическую литературу, мы пришли к выводу, что словарная работа является одной из главных задач развития речи детей. Все образовательные программы детского сада уделяют большое внимание разделу «Развитие речи» и, в частности, формированию словаря воспитанников. В каждой из рассмотренных программ организация словарной работы выстраивается сообразно возрастным особенностям воспитанников, она предполагает последовательное увеличение объема слов, введение в словарный запас детей новых форм речи, словесных оборотов.При этом обогащение словаря детей осуществляется в контексте всестороннего развития личности воспитанников и согласуется со всеми направлениями педагогической работы.БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОКАлексеева М. М. Методика развития речи и обучения родному языкудошкольников [Текст]: Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений/ М. М. Алексеева, Б. И. Яшина. – М.: «Академия», 2000. – 400 с.Арушанова А. Г. Речь и речевое общение детей. – М.: Мозаика-Синтез,2009. – С. 124-140.Бородич А. М. Методика развития речи детей [Текст]: / А. М. Бородич. –М.: Просвещение, 1981. – 255 с.Васильева М. А. Программа воспитания и обучения в детском саду[Текст] / М. А. Васильева под ред., В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой – М.:Мозаика-Синтез, 2007. – 151 с.Воспитание детей раннего возраста в условиях семьи и детскогосада / Под ред. Т. И. Оверчук. – СПб.: Детство- Пресс, 2013. – 136 с.Выготский Л. С. Обучение и развитие в дошкольном возрасте [Текст] /Л.С. Выготский. – 1996. – 275 с.Гвоздев А. Н. Вопросы изучения детской речи. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001. – 472 с.Громова О. Е. Методика формирования начального детского лексикона. – М.: Сфера, 2003. – 121 с.Запорожец А. В., Лисина М. И. Развитие общения у дошкольников. – М.: Педагогика, 1974. – 288 с.Калинин А. В. Лексика русского языка. – М.: ФЛИНТА, 2013. – 640 с.Карикова Ю. И. Особенности работы по речевому развитиюдошкольников в условиях введения ФГОС ДО [Текст] / Ю. И. Карикова,О. А. Скрябина // В сборнике: Актуальные вопросы обучения русскому (родному)языку Межрегиональная конференция (Ростов, 25 – 28 марта 2015 г.) / Рязань. –2015. – С. 288-289.Котелевская В. В. Дошкольная педагогика: развитие речи и интеллекта виграх, тренингах, тестах [Текст] / Котелевская В. В., Анисимова Т. Б. – Ростовн/Дону, 2012. – 256 с.Леушина А. М. Развитие связной речи у дошкольника // Хрестоматия потеории и методике развития речи детей дошкольного возраста / Сост. М. М.Алексеева, В. И. Яшина. – М.: Академия, 1999. – С. 358-369.Лямина М. Г. Особенности развития речи детей дошкольного возраста[Текст] // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольноговозраста: Учеб. пособие для студ. высш. и сред. учеб. заведений. / сост.М. М. Алексеева, В. И. Яшина. – М.: Академия, 2009. – 560 с.Павлова Л. Д. Малыш учится говорить [Текст] / Л. Д. Павлова //Дошкольное воспитание. – 2014. − №8. – С. 84-86.Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего идошкольного возраста: метод, пособие: с прил. альбома «Нагляд. материал дляобследования детей»[Е. А. Стребелева, Г. А. Мишина, Ю. А. Разенкова и др.];под ред. Е. А. Стребелевой. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 2004. –164 с. Струнина Н. А. Теория и методика речи дошкольников [Текст]: учебноепособие для студ. высш. учеб. заведений / Н. А. Струнина. – 2-е изд., испр. – М.:Академия, 2007. – 256 с.Тихеева Е. И. Развитие речи детей. / Под ред. Ф. А. Сохина. – М.:Просвещение, 2005. – 159 с.Ушакова О. С. Методика развития речи детей дошкольного возраста[Текст]: Учебное пособие / О. С. Ушакова, Е. М. Струнина. – М.: ТЦ Сфера, 2013.– 288 с.Ушинский К. Д. Общий взгляд на возникновение наших народных школ. – М.: Просвещение, 1870. – 203 с.Федоренко Л. П. Методика развития речи детей дошкольного возраста[Текст]: Учебное пособие / Л. П. Федоренко, Г. А. Фомичева, В. К. Лотарев. – М.:Просвещение, 2004. – 323 с.Шамов А.Н. Лексические навыки устной речи и чтения – основа семантической компетенции обучающихся / А. Н. Шамов // Иностранные языки в школе. – 2007. – №4. – С. 19-25.Шестакова Н. В. Состояние активного и пассивного словаря удошкольников [Текст] / Н. В. Шестакова // Научно-методический электронныйжурнал «Концепт». – 2016. – Т. 13. – С. 66–70. Эльконин Д. Б. Детская психология: развитие от рождения до семи лет. –М.: Просвещение, 1960. – 348 с.Юдина Е. И Педагогическая оценка развития словаря старшихдошкольников [Текст] / Юдина Е. // Дошкольное воспитание. – 2014. – №2. – С.39-47.Якобсон С. Г. Примерная основная образовательная программадошкольного образования [Текст] / С. Г. Якобсон. – М.: Просвещение, 2014.– 232 с.Яшина В. И. Теория и методика развития речи детей [Текст]: учебникдля студентов вузов, обучающихся по направлению «Педагогическоеобразование» / В. И. Яшина, М. М. Алексеева; ред. В. И. Яшина. - 4-е изд.,перераб. и доп. – М.: Академия, 2013. – 448 с.

1. Алексеева М. М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников [Текст]: Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений / М. М. Алексеева, Б. И. Яшина. – М.: «Академия», 2000. – 400 с.
2. Арушанова А. Г. Речь и речевое общение детей. – М.: Мозаика-Синтез, 2009. – С. 124-140.
3. Бородич А. М. Методика развития речи детей [Текст]: / А. М. Бородич. – М.: Просвещение, 1981. – 255 с.
4. Васильева М. А. Программа воспитания и обучения в детском саду [Текст] / М. А. Васильева под ред., В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой – М.: Мозаика-Синтез, 2007. – 151 с.
5. Воспитание детей раннего возраста в условиях семьи и детского сада / Под ред. Т. И. Оверчук. – СПб.: Детство- Пресс, 2013. – 136 с.
6. Выготский Л. С. Обучение и развитие в дошкольном возрасте [Текст] / Л. С. Выготский. – 1996. – 275 с.
7. Гвоздев А. Н. Вопросы изучения детской речи. – СПб.: ДЕТСТВО- ПРЕСС, 2001. – 472 с.
8. Громова О. Е. Методика формирования начального детского лексикона. – М.: Сфера, 2003. – 121 с.
9. Запорожец А. В., Лисина М. И. Развитие общения у дошкольников. – М.: Педагогика, 1974. – 288 с.
10. Калинин А. В. Лексика русского языка. – М.: ФЛИНТА, 2013. – 640 с.
11. Карикова Ю. И. Особенности работы по речевому развитию дошкольников в условиях введения ФГОС ДО [Текст] / Ю. И. Карикова, О. А. Скрябина // В сборнике: Актуальные вопросы обучения русскому (родному) языку Межрегиональная конференция (Ростов, 25 – 28 марта 2015 г.) / Рязань. – 2015. – С. 288-289.
12. Котелевская В. В. Дошкольная педагогика: развитие речи и интеллекта в играх, тренингах, тестах [Текст] / Котелевская В. В., Анисимова Т. Б. – Ростов н/Дону, 2012. – 256 с.
13. Леушина А. М. Развитие связной речи у дошкольника // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / Сост. М. М. Алексеева, В. И. Яшина. – М.: Академия, 1999. – С. 358-369.
14. Лямина М. Г. Особенности развития речи детей дошкольного возраста [Текст] // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста: Учеб. пособие для студ. высш. и сред. учеб. заведений. / сост. М. М. Алексеева, В. И. Яшина. – М.: Академия, 2009. – 560 с.
15. Павлова Л. Д. Малыш учится говорить [Текст] / Л. Д. Павлова // Дошкольное воспитание. – 2014. − №8. – С. 84-86.
16. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста: метод, пособие: с прил. альбома «Нагляд. материал для обследования детей» [Е. А. Стребелева, Г. А. Мишина, Ю. А. Разенкова и др.]; под ред. Е. А. Стребелевой. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 2004. – 164 с.
17. Струнина Н. А. Теория и методика речи дошкольников [Текст]: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений / Н. А. Струнина. – 2-е изд., испр. – М.: Академия, 2007. – 256 с.
18. Тихеева Е. И. Развитие речи детей. / Под ред. Ф. А. Сохина. – М.: Просвещение, 2005. – 159 с.
19. Ушакова О. С. Методика развития речи детей дошкольного возраста [Текст]: Учебное пособие / О. С. Ушакова, Е. М. Струнина. – М.: ТЦ Сфера, 2013. – 288 с.
20. Ушинский К. Д. Общий взгляд на возникновение наших народных школ. – М.: Просвещение, 1870. – 203 с.
21. Федоренко Л. П. Методика развития речи детей дошкольного возраста [Текст]: Учебное пособие / Л. П. Федоренко, Г. А. Фомичева, В. К. Лотарев. – М.: Просвещение, 2004. – 323 с.
22. Шамов А. Н. Лексические навыки устной речи и чтения – основа семантической компетенции обучающихся / А. Н. Шамов // Иностранные языки в школе. – 2007. – №4. – С. 19-25.
23. Шестакова Н. В. Состояние активного и пассивного словаря у дошкольников [Текст] / Н. В. Шестакова // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 13. – С. 66–70.
24. Эльконин Д. Б. Детская психология: развитие от рождения до семи лет. – М.: Просвещение, 1960. – 348 с.
25. Юдина Е. И Педагогическая оценка развития словаря старших дошкольников [Текст] / Юдина Е. // Дошкольное воспитание. – 2014. – №2. – С. 39-47.
26. Якобсон С. Г. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования [Текст] / С. Г. Якобсон. – М.: Просвещение, 2014. – 232 с.
27. Яшина В. И. Теория и методика развития речи детей [Текст]: учебник для студентов вузов, обучающихся по направлению «Педагогическое образование» / В. И. Яшина, М. М. Алексеева; ред. В. И. Яшина. - 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Академия, 2013. – 448 с.