Психолого-педагогические условия и средства развития самосознания детей старшего дошкольного возраста
Заказать уникальную дипломную работу- 68 68 страниц
- 45 + 45 источников
- Добавлена 20.05.2023
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ И СРЕДСТВ РАЗВИТИЯ САМОСОЗНАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 6
1.1. Самосознание: психолого-педагогические предпосылки исследования 6
1.2. Структура и содержание самосознания детей старшего дошкольного возраста 17
1.3. Теоретическое обоснование педагогических условий формирования самосознания детей старшего дошкольного возраста 28
Выводы по главе 1 38
ГЛАВА 2. АПРОБАЦИЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ И СРЕДСТВ РАЗВИТИЯ САМОСОЗНАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 39
2.1. Предпроектное исследование уровня сформированности самосознания детей старшего дошкольного возраста 39
2.2. Анализ и интерпретация результатов реализации проектного этапа исследования 44
2.3. Анализ и интерпретация результатов реализации завершающего этапа проектного исследования 50
Выводы по главе 2 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 55
ПРИЛОЖЕНИЕ 60
Система театрализованных мероприятий, направленных на преодоление выявленных проблем в развитии самосознания.Цель данного блока: проведение занятий, направленных на преодоление проблем в развитии самосознания.Вся коррекционно-развивающая работа с дошкольниками базируется на требованиях Федерального Государственного Образовательного Стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО). Одним из важных требований в реализации работы по данному нормативному документу является развитие системы отношений ребенка к себе самому. Работа должна быть основана на принципе индивидуализации, принципе учета возраста ребенка, принципе уважения личности ребенка, принципе учета образовательных потребностей детей, принципе сотрудничества с родителями ребенка и т. д. Работа психолога с семьями детей должна строиться на принципах, которые описываются как основополагающие в работе психолога такими авторами как: Л. С. Выготский, И. Ю. Левченко, Е. М. Мастюкова, В. В. Ткачева. К таким принципам относятся: принцип единства диагностики и коррекции развития, принцип гуманистической направленности психологической помощи, принцип интегративного использования психолого-педагогических и психотерапевтических методов и приемов, принцип гармонизации внутрисемейной атмосферы, принцип оказания личностно-ориентированной помощи ребенку и членам его семьи, принцип обязательного включения родителей в коррекционно-воспитательный процесс, принцип формирования положительного отношения к ребенку с отклонениями в развитии, принцип оптимизации воспитательных приемов, используемых родителями во взаимоотношениях с ребенком с отклонениями в развитии, принцип единства коррекционно-воспитательного воздействия семьи, образовательных учреждений и специалистов социальных и психолого-педагогических служб. В качестве теоретической основы индивидуальной коррекционной работы можно использовать подходы, разработанные в зарубежной психологии такими психологами как Х.Дж. Джинотт, Г.Л. Лэндрет, В.М.Экслайн. Их подходы основаны на представлении о наличии у ребенка стремления к психологическому здоровью, к развитию, личностной автономии. Но открыть свои внутренние ресурсы ребенок не всегда может самостоятельно, поэтому и нужна работа с психологом. Работа специалиста должна быть основана на принципах искреннего интереса к ребенку и его внутреннему миру, безусловного принятия ребенка таким, какой он есть, принципе формирования у него чувства безопасности, возможности свободно проявлять себя, постепенности коррекционного процесса, следование темпу, задаваемому ребенком. Выделим несколько направлений работы психолога по развитию самосознания дошкольников: работа с детьми, работа с родителями, работа с педагогами. В работу с детьми будет включаться: 1) развитие адекватной самооценки и осознание своих личностных качеств 2) развитие самоконтроля детей 3) развитие адекватной реакции на успех и неуспех 4) развитие адекватного уровня притязаний 5) развитие умения объяснять свои самооценочные суждения 6) развитие осознания детьми своего места в системе общественных отношений В работу с родителями будет включаться: 1)просветительская работа с родителями по формированию представлений об особенностях детей (возрастных и индивидуальных), адекватной самооценке ребенка 2) консультативная работа с родителями по снижению чрезмерной связи самооценки ребенка от мнения родителей В работу с педагогами будет включаться: 1) просветительская работа с педагогами по вопросам учета особенностей развития детей 2) обучение приемам развития адекватной самооценки детей 3) помощь в подборе материала по развитию личности детей для работы в группе детского сада.В Приложении данной работы представлено содержание данного блока2.3. Анализ и интерпретация результатов реализации завершающего этапа проектного исследованияПосле реализации разработанного проекта была проведена контрольная диагностика развития основных компонентов самосознания старших дошкольников. Проведение методики «Лесенка» показало, что низкого уровня самооценки (4 и 5 ступени) у дошкольников данной выборки не было отмечено. При этом на первую ступень также никто из дошкольников себя не поставил. 40% дошкольников отметили себя на второй ступени, 60% - на третьей ступени – рис.6.Рисунок 6. – Результаты проведения методики «Лесенка» на контрольном этапе Далее проведён анализ результатов теста Розенцвейга. Результаты показали, что высокого уровня аутоагрессии не было отмечено. Средним уровнем обладают 55%, низким уровнем – 45% - рис.7.Рисунок 7. – Оценка результатов по тесту Розенцвейга (степень аутоагрессии)Следует отметить, что проведение методики «Несуществующее животное» показало, что после реализации проекта у дошкольников не проявлялось негативного отношения к собственной личности, о чём свидетельствовало отсутствие элементов аутоагрессии. Проведение теста Люшера показало, что происходило повышение оптимизма и коммуникабельности у старших дошкольников при снижении их тревожности и внутренней напряжённости.Проведение детского апперцептивного теста показало, что после реализации проекта у детей дошкольного возраста происходили следующие изменения:- эмоциональные контакты стали устанавливаться легче- снизился уровень страха- уровень аутоагрессии снизился- ребёнок стал принимать на себя ответственность за результаты собственных поступков.Таким образом, проведённая работа на формирующем этапе показала, что в самосознании дошкольников происходили положительные изменения. Так, их самооценка стала более адекватной. При этом был снижен уровень аутоагрессии. В то же время уровень тревожности и страха также понижался. Также дети стали ответственно относиться к результатам своих действий, понимали необходимость анализа своих поступков. В целом исследование показало, что разработанный проект является эффективным.Выводы по главе 2В рамках данного исследования проведена диагностика самосознания старших дошкольников. При этом было проведено тестирование с использованием следующих методик:«Лесенка» Цветовой тест ЛюшераРисунок несуществующего животного Тест Розенцвейга (детский вариант) Детский апперцептивный тест.На констатирующем этапе было установлено, что в развитии основных компонентов самосознания имелись проблемы: самооценка детей могла быть неадекватно завышенной или заниженной, дети проявляли аутоагрессию, эгоцентризм, не были готовы к принятию на себя ответственности.С учётом результатов диагностики был разработан проект, направленный на формирование самосознания старших дошкольников, который включил в себя отдельные тренинговые блоки: для воспитателей, родителей, старших дошкольников. Проведённая контрольная диагностика показала, что после реализации проекта структура самосознания старших дошкольников была существенно усовершенствована.ЗАКЛЮЧЕНИЕПроведенное нами исследование посвящено исследованию особенностей самосознания детей старшего дошкольного возраста. Анализ психологической литературы показал, что существует много разных подходов к определению понятия личности. Но многие психологи приходят к единому мнению, что ядром личности, ее центральным образованием является самосознание. В онтогенезе становление адекватного самосознания проходит несколько этапов. Самосознание ребенка формируется под воздействием многих факторов: мнение родителей, социальное окружение, особенности личности самого ребенка, уровень его интеллектуального развития, направленность личности ребенка и уровень его притязаний. Категория детей старшего дошкольного возраста имеет свои особенности развития личности. Диагностическая программа по исследованию особенностей самосознания детей старшего дошкольного возраста состояла из пяти заданий, каждое из которых отвечало своим диагностическим задачам. Нами выделены несколько направлений работы, направленной на развитие самосознания старших дошкольников: работа с детьми, с их родителями и педагогами. При своевременной работе психолога по развитию личности ребенок сможет достигнуть необходимого уровня самосознания для успешной адаптации к школе. После реализации разработанного проекта была проведена повторная диагностика самосознания старших дошкольников, которая подтвердила, что по отдельным компонентам самосознания достигнуты существенные улучшения.Таким образом, гипотеза нашего исследования подтверждена, цель достигнута, задачи решены.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВАкопян, Л. С. Психология эмоциональных состояний и их регуляция у детей младшего школьного возраста: на материале детских страхов) : автореф. дисс. … д-ра психолог. наук : 19.00.07 / Л.С. Акопян ; Повол. гос. социал-гуман. акад. - Самара, 2011. - 53 с. Асмолов, А.Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: действия к мысли / А.Г.Асмолов, Г.В.Бурленская, И.А.Володарская и др. // Система заданий : пособие для учителя. М. : Просвещение, 2010. – 211 с. Бадамен Л.О. Эмоции и характер детей // Дошкольное воспитание. – 2012. - – №1. – С 27-35. Битянова, М. Р. Практикум по психологическим играм с детьми и подростками / М. Р. Битянова ; - Санкт-Петербург : Питер, 2013. - 304 с. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л. И. Божович ; - Санкт-Петербург : Питер, 2008. - 464 с. Боровкова, А. С. Особенности эмоционально-волевой сферы учащихся начальной школы / А. С. Боровкова // Международный журнал экспериментального образования. - 2016. - С. 128-131. Валеев А.Р. Об особенностях развития эмоционально-волевой сферы // Дошкольное воспитание. – 2007 – №12. – С. 14-19 Вайнер М.Э. Эмоциональное развитие детей: возрастные особенности, диагностика и критерии оценки// Коррекционно-развивающее образование. –2008. – №4. – С. 63-73. Водяха, Ю. Е. Психологическая диагностика сфер личности: лабораторный практикум / Ю. Е. Водяха ; Урал. гос. пед. ун-т, Ин-т психологии, Каф. общ. психологии и конфликтологии. - Екатеринбург, 2018. – 220 с. Воспитание младшего школьника: Пособие для студентов средних и высших учебных заведений, учителей начальных классов и родителей / Сост. Л.В. Ковинько – 4-е изд. – М.: Академия, 2019. – 189 с.Выготский, Л.С. Психология развития ребенка / Л.С. Выготский. – М.: Педагогика, 2017. – 328 с.Гордеева О.В. Развитие языка эмоций у детей: автореф. дис. д-ра психол. наук. – М.: Московский гос. ун-т. – 2013 – 48 с. Глухов, В. П. Основы специальной педагогики и специальной психологии [Текст] : учебник для СПО / Вадим Глухов. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2019. – 295 с. Данилова Е.Е. Представления современных родителей о собственном детстве и детстве своего ребёнка: опыт сравнительного исследования– 2019 – N 2 – том 7 – С. 10.Дарвин, Ч. О выражении эмоций у человека и животных / Ч. Дарвин ; - Санкт-Петербург: Питер, 2001. - 384 с. Досаева, Р. Н. Современные подходы к проблеме коррекции эмоциональных состояний школьников / Р. Н. Досаева // Психология: традиции и инновации: материалы Международной научной конференции. - 2012. - С. 108-114. Ештокина Е.А. Методика «Лесенка» Супер тест детской самооценки – 2021. [Электронный ресурс]. Точка доступа: https://www.b17.ru/article/346831/Захаров, А.И. Предупреждение отклонений в поведении ребенка: 3-е изд., испр / А.И. Захаров. – СПб: Союз, 2017. – 224 с.Иванников, В. А. Психологические механизмы волевой регуляции: учеб. пособие / В. А. Иванников ; - Санкт-Петербург : Питер, 2006. - 208 с. Иванова Н.Н., Мякота Т.А .Специфика эмоционально-волевой сферы дошкольников // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. – Москва, 2015 – №3. – С. 255-260 Изард, К. Психология эмоций / К. Изард ; - Санкт-Петербург : Питер, 2011. - 464 с. Изотова, Е. И. Эмоциональная сфера ребенка: теория и практика / Е. И. Изотова, Е. В. Никифорова ; - Москва : Академия, 2004. - 288 с.Ильин, Е. П. Эмоции и чувства / Е. П. Ильин ; - Санкт-Перербург : Питер, 2001. - 749 с. Инталева В.В., Ривера А.И. Особенности развития эмоционально-волевой сферы дошкольника // Научный диалог: молодой ученый: материалы III междунар. науч. конф. – СПб: ЦНК МНИФ «Общественная наука», 2017 – №5. – С. 33-34. Каика, В. А. Теоретические основы развития эмоций у детей младшего школьного возраста средствами сказкотерапии. Подходы исследователей к изучению эмоций в отечественной и зарубежной психологии / В. А. Каика // Молодой ученый. - 2016. - №6. - С. 691-695. Карелина, И. О. Развитие эмоциональной сферы в период детства: учебное пособие / И. О. Карелина ; Яросл. гос. пед. ун-т им. К. Д. Ушинского. – Ярославль, 2008. - 59 с. Кириллова, Д. С. Особенности эмоционально-волевой сферы младших школьников / Д. С. Кириллова // Костерина, Н. В. Психология индивидуальности (эмоции): Текст лекций / Н. В. Костерина ; Яросл. гос. ун-т. - Ярославль, 1999. - 23 с. Кошелева, А.Д. Проблема эмоционального мироощущения ребенка в детской практической психологии / А.Д. Кошелева // Психолог в детском саду. – 2018. – № 2-3. – С.15-18.Курносова, С.А. Вопросы развития эмоциональной сферы учащихся в отечественной педагогике / С.А. Курносова // Начальная школа плюс До и После. – 2012 – № 1 – С. 67–71. Леонтьев, А. Н. Потребности, мотивы и эмоции: Конспект лекций. / А. Н. Леонтьев ; - Москва : Моск. ун-т, 1971. - 38 с. Лисина, М.И. Общение детей со взрослыми и сверстниками: общее и различное / М.И. Лисина. – М.: Просвещение, 2019. – 128 с.Лобина, С. А. Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы младшего школьника: Методические рекомендации для специалистов образовательных учреждений / С. А. Лобина ; - Новокуйбышевск, 2008. - 105 с. Мамедова, Л. В., Павлова, В. А. Диагностика развития эмоционально-волевой сферы у детей младшего школьного возраста / Л. В. Мамедова, В. А. Павлова // World science: ProblemsandInnovations. - 2018. - С. 246-248. Маслов, С. И., Маслова, Т. А. Эмоциональное развитие младших школьников / С. И. Маслов, Т. А. Маслова // Проблемы современного педагогического образования. - 2016. - № 51. - С. 250-260.Мекшинева, А. В., Игина К. А., Чуприкова, А. С. Возрастные особенности эмоционально-волевой сферы младших школьников / А. В. Мекшинева, К. А. Игина, А. С. Чуприкова // Будущее науки. - 2019. - С. 207209. Морозова, А. В. Особенности эмоционально-волевой сферы личности младших школьников / А. В. Морозова // Студенческая наука и XXI век. - 2018. - С. 312-314. Огородников, А. М. Эмоционально-волевая сфера личности в регуляции деятельности / А. М. Огородников // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сборник статей по материалам XI Международной научно-практической конференции. Часть II. - Новосибирск: СибАК. - 2011. Пивоварова, Н. Л. Развитие эмоционально-волевой сферы младшего школьника / Н. Л. Пивоварова // Педагогическое мастерство и современные педагогические технологии: сборник материалов IV Международной научнопрактической конференции. - 2018. - С. 69-71. Пирлик, Г.П. Возрастная психология: развитие ребенка в деятельности : Учебное пособие / Г.П. Пирлик, А.М. Федосеева. – М.: Московский педагогический государственный университет, 2020. – 372 с.Полякова, Е. А., Мамедова, Л. В. Особенности развития эмоционально-волевой сферы младших школьников / Е. А. Полякова, Л. В. Мамедова // Международный журнал экспериментального образования. - 2016. - С. 128-131. Пушкарева, Г. В. Исследования эмоционально-волевой сферы детей в психолого-педагогической литературе / Г. В. Пушкарева // APRIORI. Серия: Гуманитарные науки. - 2015. - №1. - С. 1-7.Рейковский, Я. Экспериментальная психология эмоций / Я. Рейковский ; - Москва : Прогресс, 1979. - 392 с.Рубинштейн, С. Л. Проблемы общей психологии / С. Л. Рубинштейн ; - Москва : Педагогика, 1973. - 423 с. Рыбакова, М. П. Эмоционально-волевая сфера младших школьников как фактор риска безопасности образовательной среды / М. П. Рыбакова // Интеграция науки и образования в XXI веке: психология, педагогика, дефектология: материалы Всероссийской с международным участием научно-практической конференции. - 2016. - С. 218-223. Семенов, С. С. Особенности поведения младших школьников с нарушением эмоционально-волевой сферы / С. С. Семенов // Обучение и воспитание: методика и практика. - 2016. - С. 68-72ПРИЛОЖЕНИЕРазвивающая программаРассмотрим подробнее каждое направление работы психолога. Начнем с работы психолога с детьми в рамках индивидуальных и групповых занятий. Для работы по созданию условий для осознания ребенком своих качеств можно использовать задания, направленные на выделение особенностей внешнего вида. «Мой портрет». Психолог предлагает ребенку посмотреть в зеркало, рассмотреть свое лицо, прическу. После того, как ребенок выполнил инструкцию, психолог проводит с ребенком беседу о его внешности. Можно использовать следующие вопросы: - Каким ты себя считаешь? - Что в себе нравится? В этом задании психолог должен привести ребенка к мысли, что все дети(люди) очень разные и каждый по-своему уникален и красив. Похожее задание можно провести индивидуально, в подгруппе и в группе детей. Необходимо разделить детей на пары и попросить, чтобы каждый ребенок назвал внешние качества другого, которые ему нравятся.Далее для работы по осознанию ребенком своих качеств можно использовать задания, направленные на выделение внутренних качеств ребенка: доброта, дружелюбие, общительность и т. д. Для этого можно предложить задание «Путаница». Ребенку предлагается посмотреть на картинку и найти на картинке (Рис.) самого преданного животного. Психологу также необходимо уточнить смысл данного понятия и поинтересоваться считает ли ребенок себя таким. Рисунок. Дидактический материал к заданию «Путаница» «Скульптура из хороших качеств». Ребенку совместно с психологом предлагается вспомнить свои хорошие качества (доброта, общительность, терпеливость, честность, трудолюбие и т. д.) и подобрать к каждому пластилин определенного цвета. Затем ребенок определяет свое главное хорошее качество, размышляет о том, на что оно похоже, как его можно слепить. После этого добавляет в скульптуру все свои хорошие качества.Задание «Чтение мыслей на расстоянии». Ребенку предлагается устроить соревнование: кто лучше умеет читать мысли на расстоянии. Психолог загадывает какое-либо хорошее качество ребенка, а тот старается отгадать, что это за качество. Затем они меняются ролями: ребенок загадывает хорошее качество психолога, а он отгадывает. При последующем выполнении психолог и ребенок загадывают свои хорошие качества, тем самым ребенок учится находить в себе собственные положительные качества и говорить о них окружающим. Для работы по данному направлению в группе можно использовать детские сказки или литературные произведения. После прочтения сказки просим детей рассказать о внутренних качествах героев сказки. После этого уточняем есть ли такие качества у самих детей. Для развития адекватной самооценки детей необходимо использовать задания на усиление «Я» ребенка. К таким заданиям можно отнести следующие. «Копилка достижений». Для этого задания необходима красивая банка или коробка. Психолог предлагает каждому ребенку в конце дня нарисовать свидетельство успеха, который говорит о том, что он достиг сегодня. И опустить в банку- коробку. Когда ребенок опускает свидетельство успеха, он рассказывает о своих достижениях психологу и они обсуждаются. Игра «Ладошки». Детям в группе предлагается обвести свою ладошку карандашом или фломастером, а затем на бумаге, на каждом пальце написать или нарисовать что-нибудь хорошее о себе. После этого психолог собирает «ладошки» показывает их группе, а дети угадывают, где, чья ладошка. Игра «Я-смелый, Я- ловкий». Ребенку предлагается спрыгнуть с подушки с завязанными глазами и сказать, когда это получится: «Я – смелый!». Также детям предлагается пролезть под стулом, взять мяч и подбросить его вверх со словами «Я ловкий!». Задание-рисунок «Мое взрослое будущее». Психолог предлагает ребенку нарисовать себя в будущем. После того как рисунки закончены, обсуждается, что же позволило детям добиться такого прекрасного будущего. Какие усилия им пришлось приложить для этого? Игра «Конкурс хвастунов» используется для детей с проявлениями заниженной самооценки и неуверенности в себе. В данном задании психолог предлагает соревноваться, кто лучше умеет хвастаться. Например: "Я - красивая", "А я смелая" и т. п. Психолог подбадривает ребенка, помогая ему выиграть. Игра «Я могу, умею». Психолог и ребенок перебрасываются мячиком и громко перечисляют то, что они умеют хорошо делать. Для детей с завышенной самооценкой особенно важно обсудить с психологом насколько действительно хорошо получается это действие у ребенка, чтобы ребенок аргументировал свой ответ. Для работы по второму направлению с детьми можно использовать такие задания по развитию самоконтроля. Задание «Прыгай! Топай! Стой!». Ребенку необходимо выполнять движения, по звуку колокольчика в руках у психолога. Когда колокольчик звенит- прыгай, когда не звенит- топай. Если колокольчик зажат в кулаке- стой. При работе над третьим направлением по формированию правильной реакции на успех и неудачу стоит помнить о том, что самосознание формируется в процессе собственной деятельности и самостоятельной оценки ее результатов. Поэтому стараемся включать детей в разные виды деятельности, чтобы он попробовал свои силы и обязательно просим оценить его свои успехи. Особое внимание уделяем ведущей деятельности дошкольного периода - сюжетно- ролевой игре. Приведем пример задания. Например, в сюжетно- ролевой игре «В магазине» предлагаем продавцу и покупателям оценить, насколько продавец хорошо выполняет свою работу, всем ли он отдал сдачу, отдал нужный товар, вежлив ли он был с покупателями и т. д. Игра «Брось мяч». Психолог предлагает ребенку поиграть в мяч, бросать его в коробку. После каждого попадания человек получает вознаграждение – звезду. В конце игры подводится итог – подсчитываются карточки: у кого больше, тот победил. Использование карточек-фиксаторов позволяет ребенку наглядно убедиться в результатах собственной деятельности и самокритично взглянуть на свои успехи и неудачи. В формирование адекватного уровня притязаний необходимо включать в работу психолога. Важно отметить, что умение адекватно реагировать на успех и неудачу и уровень притязаний очень тесно взаимосвязаны. Для работы по этому направлению стоит помнить, о том, что ребенок не должен бояться делать ошибки. Необходимо провести беседу с детьми на тему того, что ошибку может совершить каждый человек и нет в этом ничего страшного. После выполнения заданий ребенка нужно подбадривать, хвалить за его старания, за конкретные достижения. На своем примере стоит показывать, что не нужно бояться поражений. Например, психолог дает ребенку выиграть и говорит: «Ты выиграл, а мне надо еще потренироваться». Постепенно ребенок начинает сам осознавать свои неудачи как повод для поиска оптимального решения проблемы - для саморазвития. При работе по этому направлению для начала психолог может предложить задания на объяснения разных эмоций и чувств. Например: Игра «Слова». В данной игре ребенок объясняет слова важные для него. Психолог задает вопрос: что для тебя страх, стыд, удача, успех, горе, грусть? Когда тебе страшно и т. д.? Далее уже психолог может задавать ребенку вопросы, тесно связанные с самооценкой. Например, после выполнения задания психолог может спросить: почему ты так поступил? Как ты оцениваешь свою работу? Почему так считаешь о себе? Таким образом, психолог наводящими вопросами стимулирует детей к обоснованию своих действий, своих мыслей о собственной деятельности и о себе. В связи с тем, что любая коррекционно-развивающая работа должна привести к социализации ребенка, важным направлением работы психолога по развитию личности является работа по осознанию ребенком своего места в системе общественных отношений. Основным местом общественных отношений ребенка является семья и сверстники. Для налаживания взаимодействия со сверстниками, формирования самоуважения и доверия к сверстникам можно использовать следующие игры, которые проводятся в группе. Приведем примеры таких заданий. Игра «Знакомство». Психолог предлагает одному желающему сесть на стул напротив других детей и рассказать что-то о себе (про внешность, про семью, про игрушки любимые, про любой случай из жизни. После этому ребенку задают вопросы сверстники. В конце игры каждый говорит, что нового узнал о своих товарищах. Игра «Возьмите меня в игру». Детям дается мяч, они перебрасываются им, сидя на стульях. Каждый ребенок по очереди подходит к любому сидящему и громко просит: " Пожалуйста, примите меня в игру". Дети подвигаются, уступая место, ребенок садится. Игра «Комплименты». Психолог предлагает детям взяться за руки и образовать круг. Каждый ребенок по очереди говорит что-то хорошее, о ребенке, который стоит напротив. Игра продолжается по кругу. После упражнения обсудить с детьми, что они чувствовали, что неожиданного они узнали о себе, понравилось ли им говорить комплименты. Для гармоничного взаимодействия ребенка с семьей необходима работа психолога с родителями. Рассмотрим эту работу поподробнее. Адекватная самооценка является важнейшим фактором развития личности ребенка. Развитие самооценки у детей происходит под влиянием оценок со стороны ближайших взрослых и сверстников. Обратим внимание на то, что здоровая атмосфера в семье, которая включает в себя понимание и поддержку ребенка, участие в жизни ребенка, сопереживание ему, чувство психологической защищенности и есть основа для формирования адекватной самооценки. Поэтому важно включить в работу с родителями психолога.Психолог может проводить консультации с родителями: групповые и/ или индивидуальные. При этом психолог поднимает важные вопросы, которые интересуют родителей, например использования поощрений и наказаний ребенка в семье. Психолог дает рекомендации родителям чаще слушать своих детей, спрашивать их мысли и идеи. Психолог должен убедить родителей и объяснить им необходимость изменения форм взаимодействия с ребенком. Психолог объясняет необходимость родителей в случае своих неудач показывать детям правильную модель поведения. Например, мама первый раз готовила кашу, и она сгорела. Маме в этой ситуации важно показать, что все ошибаются и это не значит, что она ее больше не будет готовить. В следующий раз она будет просто внимательнее за ней следить и добавит больше воды.Мнение значимых взрослых является важным фактором в формировании адекватной самооценки. Но еще важнее научить ребенка правильно оценивать свои достоинства и недостатки. Для этого психолог должен объяснять родителям, что не стоит навязывать свои желания детям (например, хобби, круг общения, кружки), необходимо учитывать интересы ребенка. Психолог может предложить разные темы групповых консультаций – в зависимости от особенностей самосознания детей. При заниженной самооценке – такие темы «Есть ли у Вашего ребенка признаки низкой самооценки?», «Что Вы делаете, чтобы ребенок чувствовал себя успешным?», при завышенной – такие «Есть ли у Вашего ребенка признаки завышенной самооценки?», «Как правильно хвалить детей?» и другие. Психолог может давать и домашние задания родителям. И в рамках индивидуальной консультативной работы с родителями объяснять, как их выполнять и зачем это нужно. Приведем пример задания на повышение самооценки детей: «Ромашка успеха». Родителям нужно сделать ромашку: сердцевина ромашки - фотография ребенка. Вокруг сердцевины нужно расположить семь лепестков разного цвета. Каждый лепесток —день недели, и он имеет свой цвет. На лепестках отмечаются успехи, которых ребенок достиг в течение дня- могут отмечаться успехи ребенка, которые увидели родители или те, которые увидел у себя сам ребенок. В выходные родители могут торжественно зачитать список достижений ребенка за неделю. Также важно включить в работу с родителями психологическую просветительскую работу. В рамках задач по этому направлению психолог может проводить мини лекции об особенностях детей. Темы лекций могут быть такие: - «Как развивается ребенок в старшем дошкольном возрасте?»,- «Трудности и особенности в становлении самосознания у детей». Психолог может составлять специальные информационные стенды для родителей, где кратко представлена информация об особенностях самосознания детей и рекомендации по развитию личности ребенка. Работа психолога должна строиться в тесном взаимодействием с другими специалистами, в первую очередь с воспитателями, если мы говорим, про дошкольный возраст. Воспитатели должны хорошо понимать с каким контингентом детей они работают. Поэтому психолог может провести просветительскую работа с педагогами на тему особенностей развития детей. Рассказать, каковы трудности детей, особенности высших психических функций и поведения, особенности развития личности и какая требуется помощь детям данной группы. В работу психолога с воспитателями входит и обучение приемам помощи детям. Психологу стоит показать способы обучения детей адекватной оценке своей деятельности, постепенного наращивания уровня притязаний, взаимодействию в коллективе сверстников детей с особенностями в развитии. Психолог может предложить помощь и в подборе материала по развитию личности детей для работы в группе детского сада. Может предложить конкретную программу, где предусмотрены рабочие тетради для воспитателей или отдельные пособия и методички. Таким образом, мы видим, что развитие самосознания ребенка старшего дошкольного возраста – это сложный процесс, в который должны быть включены и специалисты, и родители, и сверстники. Все это при реализации комплексного подхода, при правильном взаимодействии всех специалистов поможет создать условия для становления у ребенка развитого самосознания. Задача психолога направлять и контролировать весь этот процесс и вовремя реагировать на появившиеся трудности
2. Асмолов, А.Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: действия к мысли / А.Г.Асмолов, Г.В.Бурленская, И.А.Володарская и др. // Система заданий : пособие для учителя. М. : Просвещение, 2010. – 211 с.
3. Бадамен Л.О. Эмоции и характер детей // Дошкольное воспитание. – 2012. - – №1. – С 27-35.
4. Битянова, М. Р. Практикум по психологическим играм с детьми и подростками / М. Р. Битянова ; - Санкт-Петербург : Питер, 2013. - 304 с.
5. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л. И. Божович ; - Санкт-Петербург : Питер, 2008. - 464 с.
6. Боровкова, А. С. Особенности эмоционально-волевой сферы учащихся начальной школы / А. С. Боровкова // Международный журнал экспериментального образования. - 2016. - С. 128-131.
7. Валеев А.Р. Об особенностях развития эмоционально-волевой сферы // Дошкольное воспитание. – 2007 – №12. – С. 14-19
8. Вайнер М.Э. Эмоциональное развитие детей: возрастные особенности, диагностика и критерии оценки// Коррекционно-развивающее образование. –2008. – №4. – С. 63-73.
9. Водяха, Ю. Е. Психологическая диагностика сфер личности: лабораторный практикум / Ю. Е. Водяха ; Урал. гос. пед. ун-т, Ин-т психологии, Каф. общ. психологии и конфликтологии. - Екатеринбург, 2018. – 220 с.
10. Воспитание младшего школьника: Пособие для студентов средних и высших учебных заведений, учителей начальных классов и родителей / Сост. Л.В. Ковинько – 4-е изд. – М.: Академия, 2019. – 189 с.
11. Выготский, Л.С. Психология развития ребенка / Л.С. Выготский. – М.: Педагогика, 2017. – 328 с.
12. Гордеева О.В. Развитие языка эмоций у детей: автореф. дис. д-ра психол. наук. – М.: Московский гос. ун-т. – 2013 – 48 с.
13. Глухов, В. П. Основы специальной педагогики и специальной психологии [Текст] : учебник для СПО / Вадим Глухов. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2019. – 295 с.
14. Данилова Е.Е. Представления современных родителей о собственном детстве и детстве своего ребёнка: опыт сравнительного исследования– 2019 – N 2 – том 7 – С. 10.
15. Дарвин, Ч. О выражении эмоций у человека и животных / Ч. Дарвин ; - Санкт-Петербург: Питер, 2001. - 384 с.
16. Досаева, Р. Н. Современные подходы к проблеме коррекции эмоциональных состояний школьников / Р. Н. Досаева // Психология: традиции и инновации: материалы Международной научной конференции. - 2012. - С. 108-114.
17. Ештокина Е.А. Методика «Лесенка» Супер тест детской самооценки – 2021. [Электронный ресурс]. Точка доступа: https://www.b17.ru/article/346831/
18. Захаров, А.И. Предупреждение отклонений в поведении ребенка: 3-е изд., испр / А.И. Захаров. – СПб: Союз, 2017. – 224 с.
19. Иванников, В. А. Психологические механизмы волевой регуляции: учеб. пособие / В. А. Иванников ; - Санкт-Петербург : Питер, 2006. - 208 с.
20. Иванова Н.Н., Мякота Т.А .Специфика эмоционально-волевой сферы дошкольников // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. – Москва, 2015 – №3. – С. 255-260
21. Изард, К. Психология эмоций / К. Изард ; - Санкт-Петербург : Питер, 2011. - 464 с.
22. Изотова, Е. И. Эмоциональная сфера ребенка: теория и практика / Е. И. Изотова, Е. В. Никифорова ; - Москва : Академия, 2004. - 288 с.
23. Ильин, Е. П. Эмоции и чувства / Е. П. Ильин ; - Санкт-Перербург : Питер, 2001. - 749 с.
24. Инталева В.В., Ривера А.И. Особенности развития эмоционально-волевой сферы дошкольника // Научный диалог: молодой ученый: материалы III междунар. науч. конф. – СПб: ЦНК МНИФ «Общественная наука», 2017 – №5. – С. 33-34.
25. Каика, В. А. Теоретические основы развития эмоций у детей младшего школьного возраста средствами сказкотерапии. Подходы исследователей к изучению эмоций в отечественной и зарубежной психологии / В. А. Каика // Молодой ученый. - 2016. - №6. - С. 691-695.
26. Карелина, И. О. Развитие эмоциональной сферы в период детства: учебное пособие / И. О. Карелина ; Яросл. гос. пед. ун-т им. К. Д. Ушинского. – Ярославль, 2008. - 59 с.
27. Кириллова, Д. С. Особенности эмоционально-волевой сферы младших школьников / Д. С. Кириллова // Костерина, Н. В. Психология индивидуальности (эмоции): Текст лекций / Н. В. Костерина ; Яросл. гос. ун-т. - Ярославль, 1999. - 23 с.
28. Кошелева, А.Д. Проблема эмоционального мироощущения ребенка в детской практической психологии / А.Д. Кошелева // Психолог в детском саду. – 2018. – № 2-3. – С.15-18.
29. Курносова, С.А. Вопросы развития эмоциональной сферы учащихся в отечественной педагогике / С.А. Курносова // Начальная школа плюс До и После. – 2012 – № 1 – С. 67–71.
30. Леонтьев, А. Н. Потребности, мотивы и эмоции: Конспект лекций. / А. Н. Леонтьев ; - Москва : Моск. ун-т, 1971. - 38 с.
31. Лисина, М.И. Общение детей со взрослыми и сверстниками: общее и различное / М.И. Лисина. – М.: Просвещение, 2019. – 128 с.
32. Лобина, С. А. Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы младшего школьника: Методические рекомендации для специалистов образовательных учреждений / С. А. Лобина ; - Новокуйбышевск, 2008. - 105 с.
33. Мамедова, Л. В., Павлова, В. А. Диагностика развития эмоционально-волевой сферы у детей младшего школьного возраста / Л. В. Мамедова, В. А. Павлова // World science: Problems and Innovations. - 2018. - С. 246-248.
34. Маслов, С. И., Маслова, Т. А. Эмоциональное развитие младших школьников / С. И. Маслов, Т. А. Маслова // Проблемы современного педагогического образования. - 2016. - № 51. - С. 250-260.
35. Мекшинева, А. В., Игина К. А., Чуприкова, А. С. Возрастные особенности эмоционально-волевой сферы младших школьников / А. В. Мекшинева, К. А. Игина, А. С. Чуприкова // Будущее науки. - 2019. - С. 207209.
36. Морозова, А. В. Особенности эмоционально-волевой сферы личности младших школьников / А. В. Морозова // Студенческая наука и XXI век. - 2018. - С. 312-314.
37. Огородников, А. М. Эмоционально-волевая сфера личности в регуляции деятельности / А. М. Огородников // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сборник статей по материалам XI Международной научно-практической конференции. Часть II. - Новосибирск: СибАК. - 2011.
38. Пивоварова, Н. Л. Развитие эмоционально-волевой сферы младшего школьника / Н. Л. Пивоварова // Педагогическое мастерство и современные педагогические технологии: сборник материалов IV Международной научнопрактической конференции. - 2018. - С. 69-71.
39. Пирлик, Г.П. Возрастная психология: развитие ребенка в деятельности : Учебное пособие / Г.П. Пирлик, А.М. Федосеева. – М.: Московский педагогический государственный университет, 2020. – 372 с.
40. Полякова, Е. А., Мамедова, Л. В. Особенности развития эмоционально-волевой сферы младших школьников / Е. А. Полякова, Л. В. Мамедова // Международный журнал экспериментального образования. - 2016. - С. 128-131.
41. Пушкарева, Г. В. Исследования эмоционально-волевой сферы детей в психолого-педагогической литературе / Г. В. Пушкарева // APRIORI. Серия: Гуманитарные науки. - 2015. - №1. - С. 1-7.
42. Рейковский, Я. Экспериментальная психология эмоций / Я. Рейковский ; - Москва : Прогресс, 1979. - 392 с.
43. Рубинштейн, С. Л. Проблемы общей психологии / С. Л. Рубинштейн ; - Москва : Педагогика, 1973. - 423 с.
44. Рыбакова, М. П. Эмоционально-волевая сфера младших школьников как фактор риска безопасности образовательной среды / М. П. Рыбакова // Интеграция науки и образования в XXI веке: психология, педагогика, дефектология: материалы Всероссийской с международным участием научно-практической конференции. - 2016. - С. 218-223.
45. Семенов, С. С. Особенности поведения младших школьников с нарушением эмоционально-волевой сферы / С. С. Семенов // Обучение и воспитание: методика и практика. - 2016. - С. 68-72
Вопрос-ответ:
Какие психолого-педагогические условия важны для развития самосознания детей старшего дошкольного возраста?
Для развития самосознания детей старшего дошкольного возраста необходимы следующие психолого-педагогические условия: создание благоприятной и поддерживающей атмосферы в детском коллективе, организация разнообразных игровых и практических деятельностей, содействие развитию речи и пониманию себя как уникального индивида, обеспечение возможности самовыражения и самореализации, поддержка и поощрение самостоятельности и исследовательской активности.
В чем заключается структура и содержание самосознания детей старшего дошкольного возраста?
Структура самосознания детей старшего дошкольного возраста включает осознание себя как индивида, знание и понимание своих эмоций, осознание своих способностей и недостатков, осознание своего места в коллективе. Содержание самосознания детей старшего дошкольного возраста включает понимание себя как уникального человека, понимание своих желаний и потребностей, понимание своих возможностей и ограничений.
Какие педагогические условия формирования самосознания детей старшего дошкольного возраста наиболее эффективны?
Наиболее эффективными педагогическими условиями для формирования самосознания детей старшего дошкольного возраста являются: создание атмосферы доверия и уважения, ориентация на развитие речи и коммуникативных навыков, разнообразие игровых и практических активностей, поощрение самостоятельности и исследовательской активности, возможность самовыражения и самореализации.
Что такое самосознание детей старшего дошкольного возраста?
Самосознание детей старшего дошкольного возраста - это совокупность представлений, знаний и оценок о себе, своих возможностях, ценностях и роли в обществе.
Каковы основные предпосылки исследования психолого-педагогических условий развития самосознания детей старшего дошкольного возраста?
Основные предпосылки исследования - это необходимость развития самосознания детей старшего дошкольного возраста для формирования их личности, а также актуальность данной темы в современном образовании и педагогике.
Какие основные составляющие включает в себя самосознание детей старшего дошкольного возраста?
Самосознание детей старшего дошкольного возраста включает в себя представления о своих физических возможностях, эмоциональном состоянии, внешности, социальной роли, а также оценки своих достижений и ценностей.
Какими педагогическими условиями можно сформировать самосознание у детей старшего дошкольного возраста?
Сформировать самосознание у детей старшего дошкольного возраста можно с помощью создания благоприятной психологической и педагогической среды, развития эмоционально-личностной сферы, использования разнообразных методов и практик саморефлексии.
Зачем нужно развивать самосознание у детей старшего дошкольного возраста?
Развитое самосознание у детей старшего дошкольного возраста способствует формированию их личности, самоопределению, осознанию своих интересов и целей, а также повышению их самооценки и социальной компетентности.