Проблема безработицы и государственная политика занятости населения.

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Рынок труда
  • 29 29 страниц
  • 21 + 21 источник
  • Добавлена 19.06.2023
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОНЯТИЯ БЕЗРАБОТИЦЫ 6
1.1. Сущность, формы и виды безработицы 6
1.2. Экономическо-социальные причины и последствия безработицы 10
2. ПРОБЛЕМЫ БЕЗРАБОТИЦЫ В ГОРОДЕ НОВОСИБИРСКЕ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ 14
2.1. Оценка состояния безработицы в Новосибирске 14
2.2. Основные направления по борьбе с безработицей в Новосибирске………….……………………..................................................…..18
2.3. Основные инструменты регулирования масштабов безработицы в России 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 28

Фрагмент для ознакомления

Основными мерами данной политики являются:- государственное стимулирование инвестиционной деятельности в отечественную экономику, что способствует появлению новых рабочих мест;- создание эффективной системы переобучения и переквалификации граждан, оставшихся без работы;- построение современной системы работы служб занятости, бирж труда, которые реализуют функции посредников на рынках трудовых ресурсов, предоставление полной и своевременной информации о имеющихся вакансиях с целью сокращения фрикционной и структурной безработицы;- оказание государственной поддержки мелкому и семейному предпринимательству, которое в современных развитых странах считается важным способом достижения занятости населения;- использование органами власти методов налогового и иного стимулирования работодателей для создания рабочих мест для определенных граждан – молодежи, инвалидов и др.;- при необходимости оказание помощи гражданам в смене места жительства с целью получения работы;- развитие сотрудничества между странами с целью решения проблем занятости, управления трудовой миграцией и т.п.;- создание рабочих мест секторе государственных услуг – образовании, медицине, жилищно-коммунальном хозяйстве, строительстве общественных зданий и т.д.;- построение эффективной системы общественных работ. К пассивной модели государственной политики в сфере трудовых отношений является оказание государственной поддержки тем лицам, которые остались без работы. Безработным гражданам государство предоставляет следующие гарантии:- выплата пособий по безработицы, оказание материальной помощи и иных социальных выплат;- организация бесплатного медицинского обслуживания. Правительство любого современного государства стремиться к поддержанию установленного уровня занятости населения. Естественно, что реализуемые в данном направлении мероприятия напрямую зависят от внутренних особенностей развития каждой страны. В данной работе уже были рассмотрены основные проблемы функционирования рынка труда в современной России. Поэтому можно сказать, что основным направлением государственной политики является ликвидация безработицы. Конституцией РФ закреплено, что «каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы».На протяжении последних пяти лет правительством страны реализуются активные меры по ликвидации безработицы, среди которых можно выделить:- организацию стажировок для выпускников школ, ССУЗов и ВУЗов;- проведение переподготовки и повышения квалификации сотрудников;- профессиональное переобучение, предполагающее смену вида деятельности;- поддержание инициатив по созданию собственного дела и самозанятости;- привлечение граждан к общественным и сезонным работам;- оказание помощи при переезде в другой регион с целью трудоустройства временного или постоянного.В целях снижения напряжения на отечественном рынке труда и ликвидации безработицы можно предложить следующие меры:- перераспределение существующего спроса на рабочую силу посредством перевода предприятий на неполный день работы или неполную рабочую неделю. Как правило, таким организациям должны быть предоставлены льготы по уплате налогов, чтобы компенсировать расходы на трудоустройство новых сотрудников;- субсидирование приема дополнительных сотрудников на действующих предприятиях из бюджета, например, путем кредитования оплаты труда дополнительно принятых работников;- сокращение фактического предложения на рынке труда посредством снижения законодательно установленного пенсионного возраста. Также здесь может помочь развитие служб переподготовки кадров и повышения квалификации;- предоставление рабочих мест в тех сферах, которые не ориентированы на извлечение прибыли, а функционируют в интересах общества, к примеру, работа в области охраны окружающей среды и т.п.;- переход к формированию системы социального партнерства, в том числе создание механизма выработки трехсторонних соглашений: работодатели – профсоюзы – государство – с целью ограничения повышения заработной платы.Таким образом, можно сделать вывод, что проблему безработицы нельзя устранить в один шаг, борьба с ней представляет собой комплекс многосторонних государственных программ, которые и должны реализовываться на отечественном рынке труда для стабилизации обстановки.ЗАКЛЮЧЕНИЕВ заключении хотелось бы отметить, что на современном этапе своего развития обществоосознает все возрастающую роль человеческого фактора вэкономике и необходимость комплексного подхода к организации трудовых отношений, вкоторые вступает человек.Современным экономикам как развитых, так и развивающихся государств присуща одна общая черта – это безработица, которая очень часто носит массовый характер. В целом под безработицей понимается социально-экономическое явление, которое выражается в отсутствии постоянной занятости у экономически активной части населения государства, у которой в принципе есть желание трудиться. Сегодня рынок труда в России характеризуется рядом проблем, наиважнейшей из которых была и продолжает оставаться высокий уровень безработицы. Исследователи выделяют множество причин данного явления, но, конечно, основной из них является отсутствие стабильности отечественной экономики, которая возникла в Росси еще в переходный период в 90-ые годы и преодолеть которую до сих пор не удается. Активная государственная политика, которая проводится правительством России в последние годы в области регулирования рынка труда, привела к существенным положительным сдвигам в данной сфере. Анализ статистических данных показал, что с 2007 г. число безработных граждан в нашей стране значительно сократилось с 7 700 тыс. до 3 889 тыс. человек, не смотря на то, что численность экономически активного населения постоянно увеличивается – за рассматриваемые 14 лет это показатель вырос более чем на 2,5 млн. человек. Но следует отметить, что уровень безработицы в России продолжает оставаться довольно высоким – 5,8 % в 2021 г. И по данному показателю наша страна занимает пятое место среди развитых стран мира. Государственная политика по борьбе с безработицей, разработанная Правительством до 2024 г., предполагает реализацию активных мер, таких как:- - организацию стажировок для выпускников школ, ССУЗов и ВУЗов;- проведение переподготовки и повышения квалификации сотрудников;- профессиональное переобучение, предполагающее смену вида деятельности;- поддержание инициатив по созданию собственного дела и самозанятости;- привлечение граждан к общественным и сезонным работам;- оказание помощи при переезде в другой регион с целью трудоустройства временного или постоянногоКроме этого, определение безработицы именно как социального явления требует и предоставления определенной социальной помощи, каковой является выплата пособия по безработице. Получение пособия по безработице – это мера государственной поддержки, на которую имеют право лица, официально признанные безработными. В современном мире пособия по безработице имеют двойственный характер – это средства обеспечения социальной защиты в виде частичной замены потерянного дохода и одновременно механизм регулирования рабочей силы.После изучения и анализа рынка труда России можно предложить следующие мероприятия для устранения безработицы:- перераспределение существующего спроса на рабочую силу посредством перевода предприятий на неполный день работы или неполную рабочую неделю. Как правило, таким организациям должны быть предоставлены льготы по уплате налогов, чтобы компенсировать расходы на трудоустройство новых сотрудников;- субсидирование приема дополнительных сотрудников на действующих предприятиях из бюджета, например, путем кредитования оплаты труда дополнительно принятых работников;- сокращение фактического предложения на рынке труда посредством снижения законодательно установленного пенсионного возраста. Также здесь может помочь развитие служб переподготовки кадров и повышения квалификации;- предоставление рабочих мест в тех сферах, которые не ориентированы на извлечение прибыли, а функционируют в интересах общества, к примеру, работа в области охраны окружающей среды и т.п.;- переход к формированию системы социального партнерства, в том числе создание механизма выработки трехсторонних соглашений: работодатели – профсоюзы – государство – с целью ограниченияповышения заработной платы.Подводя итог проделанной работе, можно сделать вывод, что дальнейшее эффективное развитие отечественного рынка труда и сокращения уровня безработицы требует активного участия органов государственной власти. Следует и дальше активизировать заинтересованность работников в эффективном труде путем совершенствования российского трудового и налогового законодательства, повышения размера оплаты труда, предоставления сотрудниками необходимых льгот и гарантий, а также повышения доступности среднего и высшего образования. Но также необходимо принимать во внимание, что все реализуемые программы и принимаемые меры должны быть рассчитаны на длительную перспективу, потому что устранить существующие проблемы, которые копились на российском рынке труда долгие годы, за несколько лет нереально. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 г. : [Электронный ресурс] // Сайт КонсультантПлюс - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_2875/2. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 Г. № 197-ФЗ: [Электронный ресурс]// Сайт КонсультантПлюс. – Режим доступа:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_177649/3. Закон Российской Федерации от 19.04.1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации»: [Электронный ресурс]// Сайт КонсультантПлюс. – Режим доступа:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_165863/4. Аксенова, О.Л. Как государство регулирует рынок труда / О.Л. Аксенова // Государственное управление. – 2020. – № 6. – С. 34-39.5. Генкин, Б.М. Экономика и социология труда. / Б.М. Генкин. – М: Альфа-Пресс, 2017. – 624 с.6. Жаринов, В.Б. Безработица в современной России: динамика и тенденции / В.Б. Жаринов // Экономический вестник. – 2021. – № 10. – С. 21-25.7. Журавлева, Г. П. Экономика / Г. П. Журавлева. – М.:Экономистъ, 2018. – 461 с.8. Калугина, Т.Г., Костыко, Г.С. Управление качеством рабочей силы: состояние, позиция, опыт / Т.Г. Калугина, Г.С. Костыко // Успехи современного естествознания. – 2022. – № 4. – С. 168-170.9. Козлов, А.Г. Социальная сущность безработицы / А.Г. Козлов. – М.: ИНФРА-М, 2016. – 318 с.10. Никифорова, А.А. Рынок труда, занятость и безработица / А.А. Никифорова. – М.: Эксмо, 2018. – 376 с.11.Руденко, Г.Г. Формирование рынков труда / Г.Г. Руденко. – М.: Экзамен, 2020. – 387 с.12. Рынок труда в России: проблемы формирования и регулирования / Под ред. К.И. Микульского. – М.: Наука, 2018. – 445 с.13.Рынок труда и доходы населения / Под ред. Н.А. Волгина. – М.: ИИД «Филинъ», 2019. – 537 с.14. Тимофеева, О.Л. Методы борьбы с безработицей в России / О.Л. Тимофеева // Экономика труда. – 2020. – № 4. – С. 59-63.15. Харина, В.Б. Какие последствия у российской безработицы / В.Б. Харина // Трудовые отношения в России. – 2021. – № 1. – С. 51-53.16. Экономика труда / Под. ред. Н.А. Волгина, Ю.Г. Одегова. – М.: Экзамен, 2017. – 736 с.17. Экономика труда / Под. ред. П.Э. Шлендера, Ю.П. Кокина. – М.:Знание, 2017.– 590 с.18. Янова, В Л. Природа российской безработицы / В.Л. Янова // Экономика и жизнь. – 2020. – №. 1. – С. 33-38.19.Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики: [Электронный ресурс] – Режим доступа –http://www.gks.ru/20. Официальный сайт Министерства труда и социального развития Новосибирской области: [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://mtsr.nso.ru/page/468921. Официальный сайт Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования: [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.forecast.ru/

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 г. : [Электронный ресурс] // Сайт КонсультантПлюс - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_2875/
2. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 Г. № 197-ФЗ: [Электронный ресурс] // Сайт КонсультантПлюс. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_177649/
3. Закон Российской Федерации от 19.04.1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации»: [Электронный ресурс] // Сайт Консуль-тантПлюс. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_165863/
4. Аксенова, О.Л. Как государство регулирует рынок труда / О.Л. Аксе-нова // Государственное управление. – 2020. – № 6. – С. 34-39.
5. Генкин, Б.М. Экономика и социология труда. / Б.М. Генкин. – М: Альфа-Пресс, 2017. – 624 с.
6. Жаринов, В.Б. Безработица в современной России: динамика и тен-денции / В.Б. Жаринов // Экономический вестник. – 2021. – № 10. – С. 21-25.
7. Журавлева, Г. П. Экономика / Г. П. Журавлева. – М.: Экономистъ, 2018. – 461 с.
8. Калугина, Т.Г., Костыко, Г.С. Управление качеством рабочей силы: состояние, позиция, опыт / Т.Г. Калугина, Г.С. Костыко // Успехи современ-ного естествознания. – 2022. – № 4. – С. 168-170.
9. Козлов, А.Г. Социальная сущность безработицы / А.Г. Козлов. – М.: ИНФРА-М, 2016. – 318 с.
10. Никифорова, А.А. Рынок труда, занятость и безработица / А.А. Ни-кифорова. – М.: Эксмо, 2018. – 376 с.
11. Руденко, Г.Г. Формирование рынков труда / Г.Г. Руденко. – М.: Эк-замен, 2020. – 387 с.
12. Рынок труда в России: проблемы формирования и регулирования / Под ред. К.И. Микульского. – М.: Наука, 2018. – 445 с.
13. Рынок труда и доходы населения / Под ред. Н.А. Волгина. – М.: ИИД «Филинъ», 2019. – 537 с.
14. Тимофеева, О.Л. Методы борьбы с безработицей в России / О.Л. Тимофеева // Экономика труда. – 2020. – № 4. – С. 59-63.
15. Харина, В.Б. Какие последствия у российской безработицы / В.Б. Харина // Трудовые отношения в России. – 2021. – № 1. – С. 51-53.
16. Экономика труда / Под. ред. Н.А. Волгина, Ю.Г. Одегова. – М.: Эк-замен, 2017. – 736 с.
17. Экономика труда / Под. ред. П.Э. Шлендера, Ю.П. Кокина. – М.: Знание, 2017. – 590 с.
18. Янова, В Л. Природа российской безработицы / В.Л. Янова // Эко-номика и жизнь. – 2020. – №. 1. – С. 33-38.
19. Официальный сайт Федеральной службы государственной стати-стики: [Электронный ресурс] – Режим доступа – http://www.gks.ru/
20. Официальный сайт Министерства труда и социального развития Новосибирской области: [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://mtsr.nso.ru/page/4689
21. Официальный сайт Центра макроэкономического анализа и кратко-срочного прогнозирования: [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.forecast.ru/