Отличия журнала «современник» А.С. Пушкина от «современника» Н.А. Некрасова
Заказать уникальную курсовую работу- 47 47 страниц
- 0 + 0 источников
- Добавлена 20.05.2023
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
Глава 1. История развития русского литературного языка 7
1.1 Понятие "литературный язык" 7
1.2 Становление литературного языка 14
1.3 Вклад Пушкина в становление языка 19
Глава 1. Выводы 25
Глава 2. Практическое наблюдение изменений языка на примере журнала «Современник. 26
2.1 Современник при руководителе редакции в лице А.С. Пушкина. 26
2.2 Современник под руководством Н.А. Некрасова 31
2.3 Особенности редакторства Н.А. Некрасова 40
Глава 2. Выводы 43
Заключение 44
Список литературы: 46
.. Я прошу вас, господа, подумать о том, как применить все это на практике. Я передаю свои слова дворянству для рассмотрения" [10, 125].С сентября 1857 года вместо заметок о журналах в "Современнике" был введен раздел "Современное обозрение", в котором затрагивались некоторые вопросы внутренней политики правительства. С июня 1858 года в "Современнике" появилось "специальное приложение" — "Быт крестьян-помещиков", где обсуждались проблемы, связанные с крестьянской реформой. В 1859 году произошла полная реорганизация журнала, в результате которой он получил подзаголовок "литературно-политический журнал".После смерти о. Белинский, творчество Н.А. Некрасова неустанно совершенствовали журнал. В Н. Некрасове большой талант поэта сочетался с недюжинными способностями организатора. Он старался привлечь к работе в журнале лучшие литературные силы. Весной 1856 года Н.В. Некрасов заключает "обязывающее соглашение" с четырьмя крупнейшими русскими писателями. Согласно этому соглашению, E. обязалась передать S. Тургенев, Л. А. Н. Толстой, А. Н. Островский и доктор Ф. Григорович публиковали свои произведения в "Современнике". В то же время он привлек Н.А. Некрасова, Н.В. Чернышевский зашел в редакцию. В журнале представлен великий русский мыслитель, революционный демократ Н.В. Чернышевский, возродивший традиции о. С. Белинского. В "Современнике" появились "очерки гоголевского периода" и ряд других критических и философских эссе, вошедших в Золотой фонд русской литературы. Вскоре Н. Чернышевский стал душой редколлегии журнала.Вскоре он стал Н.К. Чернышевским - заведующим денежно-библиографическим отделом "Современника". Русская литература в ряде своих произведений 1854-1857 годов Н.В. Чернышевский отверг попытки либералов увести русскую литературу с пути критического реализма и служить общественным интересам ("Очерки гоголевского периода русской литературы", "роман и новеллы М. А. Чернышевского"). Авдеев", "Три сезона жизни" Евг. Турне", "Бедность не порок" А. Островского", "об искренности в критике"). Союзником Н. Чернышевского в этом конфликте является Н.Н. Чернышевский. А. Некрасов, с которым он руководил отделом заметок о журналах, созданным осенью 1855 года.Однажды в редакцию журнала поступит небольшая статья о журнале времен Екатерины II "Собеседник любителей русского слова". С самых первых страниц она произвела сильное впечатление на Н.Чернышевского. Он чувствовал, что автор статьи был очень близок ему самому по своим взглядам, темпераменту и обладал исключительным литературным талантом. Николаю Гавриловичу захотелось познакомиться с этим автором.На следующий день жена Н. С. Чернышевского спросила Ольгу Сократовну, своего мужа:- Ну что, вы нашли человека, который, по вашему мнению, может писать так, как нужно?"Был такой человек", - с энтузиазмом ответил Николай Гаврилович. - Да, я нашел это... Вчера вечером принесли небольшую статью: я читаю, я думаю, действительно ли возможно, что человек с сенсацией в голове наконец-то попадется на глаза? Чтение. Так, следовательно, это должно быть с чувством в голове! Ну, а потом я заговорил с ним. Я проговорил с ним примерно до трех часов. Это мужчина. Со значением человека. Это сработает... Ему всего двадцать один год. Огромная умственная сила. Он пишет превосходно, не то что я: лаконично, легко и увлекательно. Он понимает, он все понимает правильно! [5, 58].Молодым автором статьи был Н.А. Добролюбов. Аж Н.С. Чернышевский сразу узнал яркого молодого человека и сразу же привлек его к работе в журнале. В 1856 году Н.А. Добролюбов возглавил весь критический "Современник".Вместо традиционных пяти разделов материалы журнала разделены на два раздела. В первый, у которого нет названия, вошли "повести, новеллы, драматические пьесы, стихотворения, эссе о науке и искусстве русских и зарубежных писателей". Здесь были напечатаны такие произведения, как "песня о еремушке", "Уличные торговцы" и другие стихотворения Лена.А. Некрасова, "Молотов" и "мещанское счастье" не будут. Первый раздел содержал научные и публицистические статьи, написанные Н. С. Чернышевским ("Экономическая деятельность и законодательство", "суеверия и правила логики", "Июльская монархия" и др.), Добролюбовым ("Роберт Арис и его попытки социальных реформ" и др.), о. А. Жуковским.Во втором разделе, "Современном обзоре", была опубликована пресса. К ним относились "1. Критика и библиография новых книг, увлекательные журнальные статьи. 2. Небольшие статьи, связанные с современными явлениями российской жизни и науки. 3. Заметки о жизни Санкт-Петербурга. 4. Избранные новости". Литературно-критические статьи Н.А. Добролюбова были опубликованы именно здесь ("Что такое обломовщина", "Темное царство", "луч света в Темном царстве"), а также подобные статьи Н.А. Добролюбова. Чернышевский как "Господин Чичерин как публицист", "Это начало перемен?", "Капитал и труд". Раздел "Политика" (обзор европейской политической жизни) был составлен Н.В.Чернышевским. С 1860 года появилась внутренняя ревизия, которая первоначально проводилась С. В.Славутинским [15, 308].Сотрудник главного цензурного управления Перт написал зловещий отчет о журнале: "В 1860 году внимание главного цензурного управления привлекла пагубная направленность некоторых статей журнала "Современник", которые пытались создать новые основы законодательства, философского мышления, общественной и семейной жизни, положение женщин и т.д. Тот же дух упрека, часто в форме высмеивания государственных, сословных и церковных отношений, был отмечен в февральской книжке "Современника" за 1861 г. "Этот отчет царского чиновника служит отличной оценкой деятельности журнала. Тесное сотрудничество А. Н. Некрасова, Н. Чернышевского и Н.А. Добролюбова подняло "Современник" на большую идейную высоту.Деятельность Н.С. Чернышевского привлекла внимание третьего управления жандармерии: за ним была установлена шпионская слежка. В квартире Н. неожиданно появились жандармы во главе с полковником Ракиевым.Чернышевского, та самая квартира, в которой 25 лет назад его сопровождали грабители, унесшие гроб с телом А. А. Чернышевского. С. Пушкин едет ночью на санях. Жандармы провели тщательный обыск, изъяли незаконченные журнальные статьи, письма и дневники, и Н. был арестован. С. Чернышевский был доставлен в Петропавловскую крепость."...Шаги раздаются в сводчатых коридорах Петропавловской крепости. Охранник попадает на "глазок" девятой камеры: заключенный сидит за столом, склонившись над листом бумаги. Перед ним толстая стопка уже исписанных страниц - это страницы фантастического романа "Что ты делаешь?" [2, 42].По неумышленному недосмотру, за которым впоследствии жестко последовал третий раздел, рукопись была освобождена из стен Петропавловской крепости. С многочисленными печатями, свидетельствующими о длительном испытании рукописи различными цензорами, она была получена редакцией "Современника". Огромный успех романа "Что ты делаешь?"Жандармы были вынуждены опомниться и немедленно изъять из продажи три номера журнала, в котором был напечатан роман. Это ускорило расследование дела Н. Чернышевского. 19 мая 1864 года была совершена "гражданская казнь", за которой последовали 20 лет каторги в Сибири и ссылка.Члены редколлегии журнала тесно сплотились вокруг Н.А. Некрасова. Всячески обходя цензуру, журнал печатал гневные сатиры Салтыкова-Щедрина, реалистические пьесы А. И. Щедрина. Н. Островского. Выдающийся русский философ и публицист выступил в защиту М. А. Антоновича по поводу убеждений Н.С. Чернышевского на страницах журнала. "Современник" гордо нес знамя революционной борьбы до последних дней своего существования.В феврале 1863 года вышел первый (двойной) номер обновленного "Современника", в котором были потеряны Н.А. Чернышевский и Н.А. Добролюбов. Возобновление журнала совпало с началом пореформенной реакции и спадом революционной волны. Обновленный "Современник" выходил под руководством редакционной коллегии, состоящей из четырех человек: Н.В. Некрасова, М. А. Антоновича, А. Н. Пиппина и М. Салтыкова-Щедрина. Официальным редактором и издателем оставался Н. Некрасов, который был утвержден на этом посту после смерти Панаева в 1862 году. Он руководил общим руководством журналом и редактировал роман. С сентября 1865 года Пиппин был утвержден официальным соредактором Н.А. Хрущева. Некрасов, который несет ответственность за весь фактический материал. 28 мая 1866 года издание журнала было запрещено царским правительством. Возмущение широких слоев российского общества было настолько велико, что даже правительственный цензор А. Никитенко отметил это в своих воспоминаниях: "Я давно не помню, чтобы какое-либо действие правительства вызывало такое единодушное и всеобщее возмущение, как запрет журнала "Современник"..." [14, 211].2.3 Особенности редакторства Н.А. НекрасоваН.А. Некрасов стремился собирать редакторскую работу. В конце 50-х годов была создана редакционная коллегия, состоящая из Н.А. Некрасова, Е. А. Панаева, Н.С. Чернышевского, Н.А. Добролюбова. Н. Михайловский так описал деятельность редакционной коллегии журнала: "Благодаря товариществу индивидуальные особенности не оказывали влияния на работу журнала. общее литературное произведение, основанное не на темпераментах и характерах, а на убеждениях" [1, 115].Н. не участвовал. А. Некрасов занимается только организацией работы изданий. Он редактировал статьи, читал корректуры. В 1850 году он писал И. С. Тургеневу: "... С честью заверяю вас, что для того, чтобы написать первую книгу, я прочитал до 800 исписанных листов различных статей, прочитал 60 корректурных листов (из которых в работу попало только 35), дважды готовил роман (и не для себя), раз в год рукописи уже были в библиотеке. снова собрал коллекцию, подготовил еще несколько статей в корректурах и, наконец, написал пятьдесят писем..." [1, 98].Н. Некрасов так характеризует свою работу в "Современнике": "...Всю, так сказать, примерную работу в журнале: чтение, исправление рукописей, а также их получение, чтение гранок, объяснения с цензурой, восстановление смысла и связи в статьях после того, как на них побывали карандаши, я также писал рецензии и фельетоны..." (из письма М. Е. Салтыков) [6, 21].Проанализировав материалы, предложенные к публикации, Н. В них Некрасов выделил основные важные аспекты данной темы, сформулировав свои комментарии четко и определенно для автора. Так, автор статьи "Поиск полноценной сети железнодорожных коммуникаций в России" А. Н. Ераков пишет: "...В вашей статье много ошибок при вычитке, которые необходимо исправить; но я не проверял цифры, думаю, там тоже есть ошибки; если они появятся, статья многое потеряет; Я советую вам позволить кому-нибудь другому сравнить цифры с оригиналом, потому что редкий случай автор может сам быть корректором своего произведения - и это доказано опытом..." [1, 63]. Приведенная выше часть письма интересна с двух точек зрения. Во-первых, Н.А. Некрасов подчеркивает важность точности фактических материалов для статьи, дающей количественные характеристики железных дорог. Во-вторых, он разъясняет специфику редакторской подготовки к публикации, справедливо отмечая, что корректура - это самостоятельный этап и желательно выполнять эту работу не за автора, а за кого-то другого.Начинал Н.А. Некрасов, работал редактором в журнале В.В. А. Кони "Пантеон русских театров". В 1845 году он опубликовал сборник "Физиология Санкт-Петербурга" в двух частях, который включал 12 статей. Среди авторов сборника - В. С. Белинский, Д. Ф. Григорович, Н.А. Некрасов, А. Эй. Панаева.Группа собирала материалы разнородного характера по принципу идеологической направленности. Книги Н.Некрасова [1, 69]: "все эссе, помимо литературных достоинств, обладают еще и достоинством правды, что очень важно и значимо в произведениях этого жанра".Обязанности редактора сборника были определены В. Белинским: "... Некрасов не считал себя вправе касаться ни одной статьи, опубликованной в сборнике. Редактор группы - это не то же самое, что редактор журнала. Согласно распространенному мнению, быть редактором группы означает собирать статьи, отбирать и упорядочивать их, а затем заботиться о публикации. Это то, что сделал Джей. Некрасов" [7, 92].Редакторская работа Н. Некрасова раскрыла новые возможности такого издания и его качество, как целостность. Как мы видим из вердикта о. Белинский находится наверху, в это время работа редактора и его обязанности заняты общественным мнением. Рассматриваются особенности подготовки публикаций различных типов и жанров, обязанности редактора и критерии оценки работы, формирование авторского актива.Н. Некрасов обладал необходимыми способностями редактора, чтобы создать условия для проявления писательского дара. "Только благодаря его великому уму, высокому благородству и бесстрашной твердости характера у меня появилась возможность писать так, как я писал. Я хорошо служил своей Родине и имею право на ее благодарность, но все мои заслуги перед ней - это его заслуги", - писал Н.С. Чернышевский [1, 67]Выбор материала в "Современнике" зависит от Н.А. Некрасова по двум направлениям: с учетом читательского интереса и общего направления журнала. Учитывая, что летом журнал распространяется менее активно, в другие периоды года в нем печатались важные программные материалы. Я старался приводить в журнале материалы, которые написаны в соответствии с его общим направлением или, по крайней мере, не противоречат ему.Глава 2. ВыводыПушкин был талантливым журналистом и критиком, он издавал и редактировал "Современник", один из лучших журналов 1830 года.Журналистская деятельность Пушкина развивалась в трех направлениях: литературная критика, полемика и публицистика.Большая заслуга Пушкина как издателя и редактора "Современника" заключается в том, что ему удалось превратить литературный сборник-альманах в общественно-литературный журнал со всеми материалами, характерными для такого журнала."Современник" содержал не только художественные произведения, критику, библиографию, статьи по истории и теории литературы, но и статьи, которые затрагивали вопросы современной политики (конечно, не прямо, а "косвенно"), экономики, национальной истории, культуры, просвещения, острая полемика велась с реакционный журнал "Трилогия".Н. Некрасов вошел в историю не только как литературный деятель, но и как блестящий журналист и редактор. Н. Некрасов возглавлял "Современник" в течение двадцати лет - с 1847 по 1866 год. Это был один из лучших российских журналов. В годы подъема революционного движения его тираж достиг десяти тысяч экземпляров - огромная цифра для того времени. На страницах журнала отражена программа крестьянской революции.Преимущество Н. Некрасова в том, что ему удалось сплотить вокруг редакции команду писателей-единомышленников и публицистов. Журнал был идеологическим органом, воплощавшим программу, намеченную В. В.Белинским. Все материалы "Современника" выражали одно направление.ЗаключениеВ ходе исследования, проведенного по редакторской деятельности Некрасова, мы изучили значительный пласт журналистского наследия журналиста и определили основные направления его работы. Отбор материалов в "Современнике" Некрасова осуществлялся по двум направлениям: с учетом читательского интереса и общего направления журнала. Выяснилось, что Некрасов уделял большое внимание языку печатных произведений.Статья Н. А. Некрасова "Русские второстепенные сюжеты" представляет собой эксперимент по современной интерпретации историко-литературного сюжета, состоящего из трех взаимосвязанных событий, каждое из которых имеет свой биографический, историко-культурный и эстетико-критический аспект. Анализируя статью, мы решили, что ее значимость заключается не только в том, что она "раскрыла" Тютчева читателям, но и в пропаганде передовых эстетических принципов. В то время как сторонники "чистого искусства" настаивали на том, что поэзия должна быть отчуждена от сознательной мысли и общественных наклонностей, Некрасов в своей статье был убежденным сторонником демократической эстетики, которая, не боясь обвинений в "дидактической" проповеди, защищала неразрывное сочетание поэзии и сознательной мысли и решительно отвергала поэзию, лишенную серьезных социальный контент.Огромное влияние редакторская и журналистская работа Н. А. Некрасова оказала на развитие отечественной журналистики. И по сей день, его труды являются образцом журналистского мастерства и профессионализма.Многочисленные мемуары, документальные и критические фильмы, опубликованные в последние годы, позволяют нам узнавать все больше и больше о судьбе "современника". Мы также можем судить о "современнике" по литературным свидетельствам, оставленным нам в наследство. Несмотря на то, что в исследовательском материале важное место отведено "современнику" Пушкина, современник Некрасова, с нашей точки зрения, также представляет большой интерес для исследователя. Мы считаем, что журнал еще недостаточно изучен. До сих пор остается предметом многих дискуссий ряд вопросов о "современнике", которые не решены в настоящее время. Это вопрос об общественно-литературном отношении журнала. Несмотря на обилие материала об А.С. Пушкине, мы до сих пор не знаем, как развивалась цензурная история пушкинского журнала.В заключение я хотел бы отметить, что вторая четверть XIX века – это пик календаря. Это время, когда выдающиеся литературные произведения соседствуют с посредственными, и такое соседство является частью литературного и журналистского прогресса, "прогресс" которого до сих пор находится под запретом.Сегодня мы говорим о свободе слова и самовыражения. А во времена "современника" все эти понятия были весьма относительными, и авторы были вынуждены вкладывать смысл своих произведений "между строк". Возможно, именно поэтому литература того времени была так сильна. Это время, когда критики все еще работают над новыми эстетическими законами. И у новоявленных календарей есть свое лицо – лицо литературного сборника. Назначение календаря - компиляция (неслучайно один из календарей 1829 года назывался "коллекционный"), он призван объединить отдельные литературные произведения определенного периода (обычно года). В то же время коллекция календарей переходит в розничную продажу. Календарь в современной литературе подчеркивает жанр строфы как самостоятельного художественного произведения.Список литературы:1. Абрамович С. В.Пушкин. Прошлый год. Кроника. М., 19912. Антонова С. Г., Соловьев В. И., Ямчук К. В.Правка. Общий курс. 20083. Белинский В. В. Собрание сочинений. В 9 томах. Рецензии и статьи - 1843. "Современник". М., "Художественная литература", 19764. Березина В. , Русская пресса во второй четверти XIX века (1826-1839), Л. А., 19655. Verisafe E. Спутники Бойкина. М., 19966. Евгеньев-Максимов.Е., "Современник" в 40-50-х гг., Л., 19347. Гостиница "Гоголь" в "Супер Бин". Предыдущая ссылка: в 14 томах. 8. М., 19528. Горбенко Е. П. из переписки Б. А. Плетнева. // Памятники культуры. Новые открытия. Лам , 19879.Хеллильсон М. И. Пушкинский "Современник" // Современник. Литературный журнал, издаваемый Александром Пушкиным. Приложение к факсимильному изданию. М., 198710. Дергашева-Скопа Е., Алексеев.Из пушкинской современности на корабле. www.prometeus.nsc.ru /11. Золотовский. Гоголь - это о литературе. В книге. Гоголь Н. "Избранные статьи", Москва: Современник, 198012. Иванов-младший, Плетнев Петр Александрович. М., 200813. Максимов Д., "Современник" Пушкина (1836-1837). Л., 196614. Оксман. Ю., "Современник", в книге: Пушкин.А.С. , Полное репертуарное собрание, Т. 6. - Путеводитель по Пушкину, М. Л., 193115. Русская публицистика и театральная критика в 1836 году // Обсерватория культуры. Рецензия на журнал. 2008. № 416. Рифман Б. Две программы пушкинского "Современника". Статья. babysall.ru, 201817. Рискин Е. И., журнал "Пушкинский современник". 1836-1837. Оглавление, М. , 196718. Степанов А. Гоголь - публицист. В книге. - Гоголь. Статьи и материалы". Л.: Издательство Лондонского государственного университета, 195419. Шишков. А. Журналист А.Пушкин. Интернет-портал газеты "Красноярский рабочий" krasrab.net20. Очерки по истории русской журналистики и критики, Т.1, Л., 1950.21. История российской печати в XVIII-XIX веках. Ред. Западова. М., 200522. Краткая литературная энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия, 1972.23. Поэты 1820-30-х гг.н.э. 197224.Аксаков И.С. Литературная критика. – М.: Современник, 1982. – 197 с.25. Андреева Н.Ф., Машкова М.В. Русская периодическая печать. – М.: Высшая школа, 1977. – 306 с.
2. Антонова С. Г., Соловьев В. И., Ямчук К. В.Правка. Общий курс. 2008
3. Белинский В. В. Собрание сочинений. В 9 томах. Рецензии и статьи - 1843. "Современник". М., "Художественная литература", 1976
4. Березина В. , Русская пресса во второй четверти XIX века (1826-1839), Л. А., 1965
5. Verisafe E. Спутники Бойкина. М., 1996
6. Евгеньев-Максимов.Е., "Современник" в 40-50-х гг., Л., 1934
7. Гостиница "Гоголь" в "Супер Бин". Предыдущая ссылка: в 14 томах. 8. М., 1952
8. Горбенко Е. П. из переписки Б. А. Плетнева. // Памятники культуры. Новые открытия. Лам , 1987
9.Хеллильсон М. И. Пушкинский "Современник" // Современник. Литературный журнал, издаваемый Александром Пушкиным. Приложение к факсимильному изданию. М., 1987
10. Дергашева-Скопа Е., Алексеев.Из пушкинской современности на корабле. www.prometeus.nsc.ru /
11. Золотовский. Гоголь - это о литературе. В книге. Гоголь Н. "Избранные статьи", Москва: Современник, 1980
12. Иванов-младший, Плетнев Петр Александрович. М., 2008
13. Максимов Д., "Современник" Пушкина (1836-1837). Л., 1966
14. Оксман. Ю., "Современник", в книге: Пушкин. А.С. , Полное репертуарное собрание, Т. 6. - Путеводитель по Пушкину, М. Л., 1931
15. Русская публицистика и театральная критика в 1836 году // Обсерватория культуры. Рецензия на журнал. 2008. № 4
16. Рифман Б. Две программы пушкинского "Современника". Статья. babysall.ru, 2018
17. Рискин Е. И., журнал "Пушкинский современник". 1836-1837. Оглавление, М. , 1967
18. Степанов А. Гоголь - публицист. В книге. - Гоголь. Статьи и материалы". Л.: Издательство Лондонского государственного университета, 1954
19. Шишков. А. Журналист А.Пушкин. Интернет-портал газеты "Красноярский рабочий" krasrab.net
20. Очерки по истории русской журналистики и критики, Т.1, Л., 1950.
21. История российской печати в XVIII-XIX веках. Ред. Западова. М., 2005
22. Краткая литературная энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия, 1972.
23. Поэты 1820-30-х гг.н.э. 1972
24. Аксаков И.С. Литературная критика. – М.: Современник, 1982. – 197 с.
25. Андреева Н.Ф., Машкова М.В. Русская периодическая печать. – М.: Высшая школа, 1977. – 306 с.