возрастные особенности переживания одиночества

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Психология
  • 91 91 страница
  • 100 + 100 источников
  • Добавлена 24.05.2023
4 785 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
Содержание
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Теоретические аспекты переживания одиночества в различном возрасте 5
1.1 Сущность, виды и причины одиночества 5
1.2. Теоретические подходы к рассмотрению феномена одиночества 11
1.3 Особенности переживания одиночества в различные возрастные периоды 32
Выводы по главе 1 47
Глава 2. Исследование возрастных особенностей переживания одиночества 49
2.1 Организация и методы проведения исследования 49
2.2 Результаты исследования субъективного переживания одиночества 52
2.3 Рекомендации по профилактике и коррекции субъективного переживания одиночества 66
Выводы по главе 2 69
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 74
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 77
Фрагмент для ознакомления

Жизнь без забот и тревог - это не жизнь, ведь именно эти периоды приносят человеку настоящую радость и счастье. Жить без конфликтов - значит не иметь отношений, значит не развиваться. Само понятие одиночество можно охарактеризовать как внутренние установки человека на некую проблему.Глава 2.Исследование возрастных особенностей переживания одиночества2.1 Организация и методы проведения исследованияЦель исследования состояла в том, чтобы изучить возрастных особенностей переживания одиночества.Объект исследования: люди разного возраста. Предмет исследования: возрастные особенности переживания одиночества.Гипотеза: существуют возрастные особенности переживания одиночества.Задачи исследования: 1. Изучить теоретические аспекты проблемыодиночества в отечественной и зарубежной литературе. 2. Разработать программу исследования возрастных особенностей переживания одиночества3. Провести эмпирическое исследование, направленное на изучение возрастных особенностей переживания одиночества.4. Проанализировать полученные по методикам данные и на их основе разработать практические рекомендации и обратную связь с целью профилактики и устранения одиночества. Методы исследования: 1) библиографический метод; 2) психодиагностический метод; Методики исследования:1. Опросник для определения вида одиночества (Корчагина С.Г.)2. Диагностика межличностных отношений (Руковишников А.А.)3. Изучение способности к самоуправлению в общении (Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.Н.)4. Диагностика самооценки мотивации одобрения (тест на искренность ответов Д. Марлоу, и Д. Крауна)3) методы математико-статистической обработки и корреляционного анализа полученных информационных данных с использованием непараметрических критериев Спирмена и U-критерия Манна-Уитни;4) интерпретационный метод.Эмпирическая база исследования: Исследование проводилось онлайн с использованием онлайн методик, без ограничения по времени доступа. В персональный анонимный доступ были предоставлены ссылки для прохождения тестирования без наименований методик, снабжённые соответствующими необходимыми инструкциями. Характеристика выбора исследования: В исследовании приняли участие 48 человек. 25 человек период молодости (25-34 года), 23 человека периода зрелости (36-48 лет).По полученным результатам была составлена сводная таблица результатов исследования, где строки были образованы шкалами, а столбцы – шкальными оценками по различным методикам. Расчеты производились в программе SPSS. Statistics 25.0.Для выявления корреляционных взаимосвязей был использован параметрический критерий Пирсона.Достоверность научных результатов и выводов обеспечена использованием в качестве теоретико-методологических оснований концепций, которые получили научное признание в современной психологии; всесторонним теоретическим анализом отечественной и зарубежной литературы по данной проблематике; подбором адекватных и валидных методов и методик исследования; корректным применением современных статистических методов анализа полученных данных.Методики исследования:1. Опросник для определения вида одиночества (Корчагина С.Г.).Обоснование. Цель методики: выявить вид субъективного переживания одиночества у обследованных данной выборки. Так как в зависимости от личностных особенностей человек по-разному переживает одиночество. Одиночество может переживаться положительно и отрицательно. Характер переживания одиночества обследованных данной выборкими раскрывается в данной методике.2. Диагностика межличностных отношений (Руковишников А.А.)Обоснование. Цель методики: выявить особенности межличностных отношений. Субъективное переживание одиночества подростком зависит от его коммуникативных навыков и навыков межличностного взаимодействия. Методика позволяет оценить степень конформности в межличностном взаимодействии, склонность к избеганию, способность принимать решение и брать на себя отвественность.3. Изучение способности к самоуправлению в общении (Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.Н.)Обоснование. Цель методики: выявить способность к самоуправлению в общении. Методика выявляет мобильность, адекватность человека в ситуациях общения. Неадекватность обследованных данной выборки в ситуациях общения может быть причиной его одиночества.4. Диагностика самооценки мотивации одобрения (тест на искренность ответов Д. Марлоу, и Д. Крауна)Обоснование. Цель методики: выявить уровень самооценки мотивации одобрения. Результаты методики помогают оценить на сколько обследованный данной выборки нуждается в общении, так как чем больше уровень мотивации одобрения, то есть желание получить одобрение окружающих на высказывания обследованных данной выборки, тем больше стремление ребенка обследованныхого возраста к общению.3) методы математико-статистической обработки и корреляционного анализа полученных информационных данных с использованием непараметрических критериев Спирмена и U-критерия Манна-Уитни;4) интерпретационный метод.Эмпирическая база исследования: Исследование проводилось онлайн с использованием онлайн методик, без ограничения по времени доступа. В персональный анонимный доступ были предоставлены ссылки для прохождения тестирования без наименований методик, снабжённые соответствующими необходимыми инструкциями. 2.2 Результаты исследования субъективного переживания одиночестваСтатистический анализ результатов исследования произведен на основании сводной таблицы результатов исследования, которая находится в приложении.Таблица 1. Анализ результатов изучения показателей вида и глубины переживания одиночества у обследованных данной выборки среднееMinimumMaximumстандартное отклонениедиффузное5,502,009,001,77отчуждающее6,173,008,001,33диссоциированное4,673,007,001,15состояние одиночества6,755,009,001,38Рисунок 1. Показатели вида и глубины переживания одиночества у обследованных данной выборкиКак видно на рисунке 1 наиболее выраженными показателями вида и глубины одиночества у испытуемых разного возраста являются следующие переменные: отчуждающее одиночество общее состояние одиночества.Выраженность так называемого отчуждающего одиночества – проявляется излишней возбудимостью, ситуативной тревожностью, циклотимностью как акцентуацией характера, трудностями эмпатии, конфликтностью в поведении, сложностях в межличностном взаимодействии, которые сопровождаются подозрительностью и склонностью к созависимым отношениям. Таблица 2. Анализ результатов изучения показателей межличностных отношений у обследованных данной выборки среднееMinimumMaximumстандартное отклонениеIe5,210,009,002,60Cw5,520,009,002,95Ae5,350,009,002,79Iw5,460,009,002,93Ce5,150,009,002,27Aw5,920,009,002,54Рисунок 2. Показатели межличностных отношений у обследованных данной выборкиКак видно на рисунке 2 наиболее выраженными показателями межличностных отношений у испытуемых разного возраста являются следующие переменные: Aw (потребность эмоционально разделять чувства других людей, испытывать эмоциональную близость), Cw (потребность в контроле со стороны окружающих, ведомость), Iw (потребность быть полезным окружающим, потребность в признании, желание быть незаменимым).Таким образом, можно предположить, что испытуемые данного возраста характеризуются склонностью к созависимым отношениям. Не способны взять на себя роль другого человека. Поведение обследованных данной выборки характеризуется стремлением понравиться другому человеку, стать ему эмоционально близким, обследованный данной выборки готов делать все, что говорит другой человек, то есть обследованный данной выборки полностью признает власть другого человека и его руководство, Данное поведение обследованных данной выборки выражает желание быть вовлеченным в деятельность другими людьми, при этом обследованный данной выборки старается приложить минимум усилий, чтобы получить максимальный результат.Анализ результатов изучения показателей способности к самоуправлению в общении у обследованных данной выборкиТаблица 3. Анализ результатов изучения показателей межличностных отношений у обследованных данной выборки среднееMinimumMaximumстандартное отклонениеспособность к самоуправлению в общении9,904,0025,005,28Рисунок 3. Показатели способности к самоуправлению в общении у обследованных данной выборкиКак видно на рисунке 3 по показателям способности к самоуправлению в общении у обследованных данной выборки получены следующие результаты: ригидность в общении наблюдается в 48% случаев, потребность быть в общении с самим собой наблюдается в 37% случаев, мобильность в общении наблюдается 15% случаев.Таким образом, почти половина обследованных данной выборки склонна к ригидности в общении, направленности на себя и стабильной модели общения, другая половина обследованных в общении более мобильна, направлена на партнера, однако преобладает направленность на себя.Результаты исследования Диагностики самооценки мотивации одобрения (тест на искренность ответов Д. Марлоу, и Д. Крауна)для испытуемых представлены на рисунке 4.Рисунок 4. Показатели исследования самооценки мотивации одобренияКак видно на рисунке 4 низкая потребность в одобрении окружающих у испытуемыхобследованных не выявлена, пониженная потребность в одобрении окружающих наблюдается у 7% опрошенных, средняя – 53% случаев, повышенная – 33% случаев, высокая – 7% - 1 опрошенный. То есть обследованные данной выборки склонны к конформности в межличностном взаимодействии.Были сформированы 2 группы исследования: 1 группа – 25 человек период молодости (25-34 года), 2 группа – 23 человека периода зрелости (36-48 лет).Сравнительный анализ результатов исследования.Таблица 4. Сравнительный анализ результатов изучения показателей вида и глубины переживания одиночества у обследованных данной выборки респонденты период молодостиреспонденты периода зрелостиU-Манна-Уитнир-уровень значимостидиффузное5,245,78240,500,34отчуждающее5,926,43234,500,28диссоциированное4,524,83245,500,39состояние одиночества6,726,78271,500,74Рисунок 5. Показатели вида и глубины переживания одиночества у обследованных данной выборкиКак видно из таблицы 5 статистически достоверных различий по показателям изучения переживания одиночества у обследованных периода молодости и зрелости не выявлено. Показатели обследованных периода зрелости выше показателей обследованных периода молодости. Различия находятся на уровне тенденций.Как видно на рисунке 5 наиболее выраженными показателями вида и глубины одиночества у испытуемых разного возраста являются следующие переменные: отчуждающее одиночество общее состояние одиночества.Выраженность так называемого отчуждающего одиночества – проявляется излишней возбудимостью, ситуативной тревожностью, циклотимностью как акцентуацией характера, трудностями эмпатии, конфликтностью в поведении, сложностях в межличностном взаимодействии, которые сопровождаются подозрительностью и склонностью к созависимым отношениям.Таблица 5. Сравнительный анализ результатов изучения показателей межличностных отношений у обследованных данной выборки респонденты период молодостиреспонденты периода зрелостиU-Манна-Уитнир-уровень значимостиIe3,886,65116,500,001Cw5,365,70274,500,79Ae5,245,48254,000,50Iw6,004,87234,000,28Ce5,205,09274,500,79Aw5,846,00267,500,68Рисунок 6. Показатели межличностных отношений у обследованных данной выборкиКак видно из таблицы 5 выявлены статистически достоверные различия по показателям изучения межличностных отношений у обследованных периода молодости и зрелости по переменной:Ie (стремление принимать других людей). Показатели обследованных периода зрелости выше показателей обследованных периода молодости. Можно предположить, что обследованные периода зрелости более склонны принимать недостатки других людей, стремятся принадлежать к социальным группам, чтобы быть среди людей как можно чаще.Как видно на рисунке 6 наиболее выраженными показателями межличностных отношений у испытуемых обоих возрастов являются следующие переменные: Aw (потребность эмоционально разделять чувства других людей, испытывать эмоциональную близость), Cw (потребность в контроле со стороны окружающих, ведомость), Iw (потребность быть полезным окружающим, потребность в признании, желание быть незаменимым).Таким образом, можно предположить, что испытуемые обоих возрастов характеризуются склонностью к созависимым отношениям. Не способны взять на себя роль другого человека. Поведение обследованных данной выборки характеризуется стремлением понравиться другому человеку, стать ему эмоционально близким, обследованный данной выборки готов делать все, что говорит другой человек, то есть обследованный данной выборки полностью признает власть другого человека и его руководство, Данное поведение обследованных данной выборки выражает желание быть вовлеченным в деятельность другими людьми, при этом обследованный данной выборки старается приложить минимум усилий, чтобы получить максимальный результат.Таблица 6. Сравнительный анализ результатов изучения показателей способности к самоуправлению в общении респонденты период молодостиреспонденты периода зрелостиU-Манна-Уитнир-уровень значимостиспособность к самоуправлению в общении8,0411,91180,500,03Рисунок 7. Показатели способности к самоуправлению в общении у обследованных данной выборкиКак видно из таблицы 6 выявлены статистически достоверные различия по показателям изучения способности к самоуправлению в общении у обследованных периода молодости и зрелости. Показатели обследованных периода зрелости выше показателей обследованных периода молодости. Можно предположить, что обследованные периода зрелости более способны к самоуправлению в общении, чем обследованные периода молодости.Таким образом, почти половина обследованных данной выборки склонна к ригидности в общении, направленности на себя и стабильной модели общения, другая половина обследованных в общении более мобильна, направлена на партнера, однако преобладает направленность на себя.Корреляционный анализ показателей исследования одиночества как психологической проблемы у обследованных показал следующие связи на уровне p<0,05, p<0,01 при r<+1, r>-1:Таблица 4. Корреляционный анализ показателей исследования одиночества как психологической проблемы у обследованных данной выборки диффузноеотчуждающеедиссоциированноесостояние одиночестваIeCwAeIwCeAwспособность к самоуправлению в общениидиффузное1,00Отчуждающее0,181,00диссоциированное0,290,201,00состояние одиночества0,190,420,161,00Ie0,130,370,21-0,101,00Cw0,11-0,06-0,070,12-0,321,00Ae0,180,120,050,18-0,010,061,00Iw-0,110,160,06-0,12-0,09-0,010,081,00Ce-0,030,130,170,020,230,000,080,181,00Aw-0,17-0,110,17-0,160,09-0,100,180,200,081,00способность к самоуправлению в общении0,110,200,27-0,090,66-0,150,11-0,150,170,101,00прямая связь р<0,05обратная связьр<0,05Рисунок 5. Взаимосвязи показателей исследования одиночества как психологической проблемы у обследованных данной выборкиПеременная «Отчуждающее одиночество» связана прямой зависимостью на уровне статистической достоверности p<0,05 с переменными: позитивное состояние одиночества и Ie (включенность в общение). То есть повышение показателей по переменной отчуждающее одиночетво вызывает повышение показателей по переменным позитивное состояние одиночества и Ie (включенность в общение). Можно предположить, что у обследованных данной выборки наблюдается некоторое противоречие в отношении к одиночеству: с одной стороны они склонны изоляции, обособленности, депрессивности, а с другой стороны одиночество оказывает на них положительное влияние: обследованныепереживают сознание собственной индивидуальности, психологической отдельности, который личностно обусловлен оптимальным соотношением результатов процессов идентификации и обособления.Можно предположить, что несмотря на некоторую амбивалентность состояния одиночества у обследованных данной выборки наблюдается стремление принимать остальных, чтобы они имели интерес к подростку и принимали участие в деятельности обследованных данной выборки; обследованные активно стремятся принадлежать к различным социальным группам и быть как можно больше и чаще среди людей.Переменная «Ie (включение в общение)» связана прямой зависимостью на уровне статистической достоверности p<0,05 с переменной: самоуправление в общении, а обратнымина уровне статистической достоверности p<0,05 с переменной: Cw (контроль других в общении). То есть повышение показателей по переменной включение в общение вызывает повышение показателей по переменной: самоуправление в общении, и снижение показателей по шкале контроль других в общении. Можно предположить, что, чем больше обследованный данной выборки стремится принимать остальных членов группы, чем выше стремление принадлежать к социальным группам, быть как можно больше среди людей, тем больше вероятность роста уровня коммуникативных компетенций и снижения конформного, созависимого поведения в общении, а значит снижается риск одиночества как психологической проблемы в обследованныхом возрасте. Таким образом, гипотезу нашего исследования, чтосуществуют возрастные особенности переживания одиночества, можно считать доказанной.2.3 Рекомендации по профилактике и коррекции субъективного переживания одиночестваРешение всех поставленных задач, на наш взгляд, возможно только в том случае, если учитывается весь прошлый опыт организации человеческих взаимоотношений во всей его полноте.Взгляд на особенности переживания одиночества как на ресурсные вместо того, чтобы определять их как исключительно проблемные, неправильные, патологичные и т. п., гораздо больше помогает для процесса их реорганизации и превращения в более функциональные.В данном подходе через векторы терапевтических фокусов различных школ терапии проявлены главные аспекты нарушенных взаимодействия. Таким образом, мы стремимся показать, что желанные изменения могут быть достигнуты разными путями. При этом каждый специалист в своей работе выявляет и опирается на то, что уже достигнуто, создано, сохранено и максимально поддерживает конструктивные стороны существования клиентской системы, т. е. на позитивные аспекты ее опыта.Так, с точки зрения общей теории системи построенной на ее основе теории коммуникации, взаимоотношения характеризуются следующими особенностями проявления системных качеств:- превалирование «общего над частным». Участники действуют в первую очередь в интересах поддержания стабильности системы, даже часто в ущерб собственному самоопределению и развитию;- созависимая система как целое гораздо более значима для ее членов, чем отдельные ее части или их сумма, т. к. взаимоотношения между ними - превалирующая часть, составляющая смысл и суть существования уникальной «МЫ»-системы;- циркулярные взаимоотношения в ней остаются неизменными по своей функционально-ролевой организации, одновременно находясь в непрерывной динамике эмоционального вовлечения в свою проблему все новых структурных единиц (отдельных людей, групп, семей, социальных институтов);- границы «МЫ» регулируются самой системой. Она может исключать из своего состава или включать в себя различное число индивидов и других систем в разных ситуациях, при этом предписывая им реализацию присущих ей правил взаимодействия;- способность к самоорганизации. В любых условиях, ситуациях и контекстах созависимая система остается неизменной в своей «МЫ»-структуре. Таким образом, реализуется принцип равнорезультатности.«Открытая система может достичь состояния, независимого от времени и исходных условий и определяемого параметрами самой системы». С точки зрения трансактного анализа Э. Берна при деструктивном переживании одиночества в наибольшей степени:а) проявлено:- позиция Дитя у каждого участника;- преимущественной трансакцией является дополнительная - типа «Родитель-Дитя». При этом чем более выражена роль одного, тем более выраженной становится дополнительная ей роль второго партнера;-         наиболее часто организуются вертикальные, пересекающиеся и скрытые трансакции;- общение организуется ради поддержания постоянства ролевого соотношения, присущего созависимой системе;б) не проявлено(не используемый созависимой системой ресурс):- Взрослая часть структуры личности и соответствующая ей рольДругого человека в коммуникации;- жизненные ситуации, сферы жизни для преимущественного проявления каждой части личности: Дитя, Другого человека и Родителя;- горизонтальные трансакции;- стремление к изменению превалирующей структуры и ролевых позиций;- способность к авторству: к влиянию и изменению ситуации, характера взаимоотношений с партнерами.С позитивной точки зрения взгляд на жизнь:• одиночество благо• возможность движения вперед,развитие в себе творческого начала• глубокая внутренняя работа с собственным «Я»• любовь к самому себе, а значити к окружающим тебя людям• самоуважение• собственная самооценка своих поступков• проживание жизни попринципу «здесь и сейчас»,каждая секунда моего времениэто приближение меня самой к новым целям и маленьким победаммое позитивное отношение к неудачам, ошибкам как новая ступень в развитии,ощущение харизмы,открытость любой новойинформацииВыводы по главе 2Статистический анализ результатов исследования позволил выявить следующие особенности данной выборки исследования:Наиболее выраженными показателями вида и глубины одиночества у испытуемых разного возраста являются следующие переменные: отчуждающее одиночество общее состояние одиночества. Выраженность так называемого отчуждающего одиночества – проявляется излишней возбудимостью, ситуативной тревожностью, циклотимностью как акцентуацией характера, трудностями эмпатии, конфликтностью в поведении, сложностях в межличностном взаимодействии, которые сопровождаются подозрительностью и склонностью к зависимым отношениям. У обследованных данной выборки преобладающим субъективно позитивным видом одиночества является управляемой одиночество или склонность к уедиенению. Особенностью данного вида одиночества у обследованных является способность переживать свою отдельность, уникальность, посредством процессов идентификации и обособления. Можно предположить, что данное устойчивое динамическое равновесие обеспечивает независимость личности обследованного от социума.Наиболее выраженными показателями межличностных отношений у испытуемых разного возраста являются следующие переменные: Aw (потребность эмоционально разделять чувства других людей, испытывать эмоциональную близость), Cw (потребность в контроле со стороны окружающих, ведомость), Iw (потребность быть полезным окружающим, потребность в признании, желание быть незаменимым).Таким образом, можно предположить, что испытуемые данного возраста характеризуются склонностью к созависимым отношениям. Не способны взять на себя роль другого человека. Поведение обследованных данной выборки характеризуется стремлением понравиться другому человеку, стать ему эмоционально близким, обследованный данной выборки готов делать все, что говорит другой человек, то есть обследованный данной выборки полностью признает власть другого человека и его руководство, Данное поведение обследованных данной выборки выражает желание быть вовлеченным в деятельность другими людьми, при этом обследованный данной выборки старается приложить минимум усилий, чтобы получить максимальный результат.По показателям способности к самоуправлению в общении у обследованных данной выборки получены следующие результаты: ригидность в общении наблюдается в 48% случаев, потребность быть в общении с самим собой наблюдается в 37% случаев, мобильность в общении наблюдается 15% случаев.Таким образом, почти половина обследованных данной выборки склонна к ригидности в общении, направленности на себя и стабильной модели общения, другая половина обследованных в общении более мобильна, направлена на партнера, однако преобладает направленность на себя.низкая потребность в одобрении окружающих у испытуемыхобследованных не выявлена, пониженная потребность в одобрении окружающих наблюдается у 7% опрошенных, средняя – 53% случаев, повышенная – 33% случаев, высокая – 7% - 1 опрошенный. То есть обследованные данной выборки склонны к конформности в межличностном взаимодействии.Выявлены статистически достоверные различия по показателям изучения межличностных отношений у обследованных периода молодости и зрелости по переменной:Ie (стремление принимать других людей). Показатели обследованных периода зрелости выше показателей обследованных периода молодости. Можно предположить, что обследованные периода зрелости более склонны принимать недостатки других людей, стремятся принадлежать к социальным группам, чтобы быть среди людей как можно чаще.Выявлены статистически достоверные различия по показателям изучения способности к самоуправлению в общении у обследованных периода молодости и зрелости. Показатели обследованных периода зрелости выше показателей обследованных периода молодости. Можно предположить, что обследованные периода зрелости более способны к самоуправлению в общении, чем обследованные периода молодости.У обследованных данной выборки наблюдается некоторое противоречие в отношении к одиночеству: с одной стороны они склонны изоляции, обособленности, депрессивности, а с другой стороны одиночество оказывает на них положительное влияние: обследованныепереживают сознание собственной индивидуальности, психологической отдельности, который личностно обусловлен оптимальным соотношением результатов процессов идентификации и обособления.Можно предположить, что несмотря на некоторую амбивалентность состояния одиночества у обследованных данной выборки наблюдается стремление принимать остальных, чтобы они имели интерес к подростку и принимали участие в деятельности обследованных данной выборки; обследованные активно стремятся принадлежать к различным социальным группам и быть как можно больше и чаще среди людей.Можно предположить, что, чем больше обследованный данной выборки стремится принимать остальных членов группы, чем выше стремление принадлежать к социальным группам, быть как можно больше среди людей, тем больше вероятность роста уровня коммуникативных компетенций и снижения конформного, созависимого поведения в общении, а значит снижается риск одиночества как психологической проблемы в обследованныхом возрасте. Таким образом, гипотезу нашего исследования, что существуют возрастные особенности переживания одиночества, можно считать доказанной.ЗАКЛЮЧЕНИЕВ результате проведенного исследования удалось установить как теоретические, так и эмпирические закономерности изучения проблемы одиночества во взрослом возрасте.Было установлено, что одиночество – это состояние человека, который находиться в ситуации отчужденности от других, изоляции, деривации; понятие одиночества следует отличать от понятий «уединение», «изоляция»; существует множество подход к изучению феномена одиночества; среди наиболее известных подходов к изучению одиночества: когнитивный, психоаналитический, социологический, феноменологический и др.; в различных подходах одиночество рассматривают и как положительное и как негативное явление; одиночество может возникать в зависимости от ситуативных, или личностных факторов.Познать себя, свои реальные способности и возможности, найти свое место в обществе действительно трудно. Не надо бояться идти по этомутрудному пути, на котором можно узнать в первую очередь свои ошибки, свои недостатки, завышенные или заниженные требования к себе. Бессмысленно искать причину своих трудностей вне себя. Только познав и поняв самого себя, можно ставить реальные цели, осуществление которыхдаст радость и счастье Бытия, творческое вдохновение и активность. Тогда ощущение одиночества уже не будет восприниматься как негативное явление.Наша жизнь состоит из периодов радости и горя, горя и опять радости. Жизнь без забот и тревог - это не жизнь, ведь именно эти периоды приносят человеку настоящую радость и счастье. Жить без конфликтов - значит не иметь отношений, значит не развиваться. Само понятие одиночество можно охарактеризовать как внутренние установки человека на некую проблему.В эмпирическом исследовании приняли участие 48 человекразного возраста. Обследованные были обследованы по методикам: Опросник для определения вида одиночества (Корчагина С.Г.), Диагностика межличностных отношений (Руковишников А.А.), Изучение способности к самоуправлению в общении (Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.Н.), Диагностика самооценки мотивации одобрения (тест на искренность ответов Д. Марлоу, и Д. Крауна).В ходе проведенного эмпирического исследования было установлено, что у разного возраста данной выборки ведущим видом одиночества является отчуждающее одиночество, особенностью данного вида одиночества является склонность к созависимым отношениям.В позитивном плане у разного возраста данной выборки выявлена склонность к управляемому одиночеству или склонность к уединению, то есть данная склонность способствует повышению осмысленности жизни у обследованных.Выявлены статистически достоверные различия по показателям изучения межличностных отношений у обследованных периода молодости и зрелости по переменной:Ie (стремление принимать других людей). Показатели обследованных периода зрелости выше показателей обследованных периода молодости. Можно предположить, что обследованные периода зрелости более склонны принимать недостатки других людей, стремятся принадлежать к социальным группам, чтобы быть среди людей как можно чаще.Выявлены статистически достоверные различия по показателям изучения способности к самоуправлению в общении у обследованных периода молодости и зрелости. Показатели обследованных периода зрелости выше показателей обследованных периода молодости. Можно предположить, что обследованные периода зрелости более способны к самоуправлению в общении, чем обследованные периода молодости.У обследованных обследованных имеются проблемы в межличностном взаимодействии, которые выражаются в конформности, то есть склонности следовать за группой. Отсутствие самостоятельной позиции, отсутствие инициативы, неумение брать на себя ответственность, приводит к низкому статусному положению обследованных данной выборки в группе, изолированности, переживанию состояния одиночества.Таким образом, была достигнута цель нашего исследования, выполнены задачи исследования, гипотеза нашего исследования, чтосуществуютвозрастные особенности переживания одиночества, подтвердилась.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Абрамова Г.С. Практическая психология / Г.С. Абрамова, - М.: Академический проект, 2015. - 267с
Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды. В 2-х тт. М.: Педагогика, 1980.
Ананьев, Б. Г. Очерки психологии [Текст] / Б.Г. Ананьев. - М.: Наука, 2017. - 215 с.
Анохин П.К. Принципиальные вопросы общей теории функциональных систем // Принципы системной организации функций. – М. : Наука, 1973. – 161 с.
Артемьева Е.Ю. Основы психологии субъективной семантики. – М. : Смысл, 1999. – 350 с.
Асмолов А.Г. Психология личности / А.Г. Асмолов. 5-е изд. М.: изд-во МГУ, 2014. 80 с.
Асмус В.Ф. Метафизика Аристотеля. – В кн.: Аристотель. Соч., т. 1. М., 1976, с. 32
Базылевич, Т.Ф. Психология высших достижений личности.: Монография / Т.Ф. Базылевич. - М.: Инфра-М, 2018. - 251 c.
Баксанский, О.Е. Современная психология: теоретические подходы и методологические основания. Книга 3: Аффективная сфера личности и психология общения / О.Е. Баксанский, В.М. Самойлова. - М.: КД Либроком, 2018. - 368 c.
Барсукова, О.В. Психология личности: определения, схемы, таблицы / О.В. Барсукова, Т.В. Павлова, Ю.А. Тушнова. - Рн/Д: Феникс, 2019. - 240 c.
Белинская, Е.П. Социальная психология личности: Учебное пособие / Е.П. Белинская. - М.: Академия, 2015. - 304 c.
Бернс Р. Стадии личностного развития в концепции Э. Эриксона // Хрестоматия по детской психологии.- М.: МПСИ, 2005.- С.630-651.
Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. (Психологическое исследование) / Божович Л.И. - М.: Просвещение, 1968. - 464 с.
Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе// Хрестоматия по детской психологии. -М.: МПСИ, 2005.-С.471-516.
Болотова, А.К. Социальные коммуникации. Психология общения: Учебник и практикум для академического бакалавриата / А.К. Болотова, Ю.М. Жуков, Л.А. Петровская. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 327 c.
Братусь В.С. Несмотря ни на что – сказать жизни «Да» // Вопросы психологии. – 2005. - № 3. – С. 112-121.
Бубнова С.С. Системообразующие факторы индивидуальности-ценностные ориентации личности/С.С.Бубнова.-Чебоксары: Новое время, 2015.-74 с.
Бьюдженталь Дж. Искусство психотерапевта. – СПб. : Питер, 2001.
Вакнин, Е. Е.  Онтология логотерапии Виктора Франкля : учебное пособие для вузов / Е. Е. Вакнин, Г. В. Почукаева. — 2-е изд., доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 142 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-14078-1. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/477256
Василюк Ф.Е. Психология переживания (анализ преодоления критических ситуаций). – М. : Моск. гос. ун-т, 1984. – 200 с.
Возрастная педагогика и психология Т.В. Склярова, О.Л. Янушкявичене./ Учебное пособие для студентов педагогических вузов и духовных семинарий. – Москва.: Издательский дом «Покров», 2004. – 361 с.
Волков Б.С. Возрастная психология: учебное пособие. – М.: Академический Проект, 2018. – 256 с.
Выготский Л.С. Динамика и структура личности подростка // Хрестоматия по возрастной психологии. - М.:МПСИ; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2006.-С.325-330
Выготский Л.С. Психология / Л.С. Выготский. М: ЭКСМО-Пресс, 2000. 1008 с.
Выготский, Л. С.  Лекции по психологии. Мышление и речь / Л. С. Выготский. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 432 с. — (Антология мысли). — ISBN 978-5-534-07471-0. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/471790
Выготский, Л.С. Педагогическая психология / Л. С. Выготский. – М.: Педагогика–прогресс, 2016. – 536 с.
Выготский, Л.С. Собр. соч. в 6 т. Т. 3. Проблемы развития психики / Под ред. А.М. Матюшкина / Л.С. Выготский. - М.: Педагогика, 2013. – 368 с.
Гришина Н.В. Экзистенциальная психология в поисках своего вектора развития // Психологические исследования. 2015. Т. 8, № 42. С. 2.
Давыдов В.В.Основные периоды психического развития ребенка// Хрестоматия по детской психологии.- М.: МПСИ, 2005.-С. 229-252.
Деточенко Л. С. Социально-демографическое измерение экзистенции одиночества// Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение: вопросы теории и практики: в 2 ч. Тамбов : Грамота, 2014. № 7 (45), ч. 1. C. 47 — 50
Додонов, Б.И. Эмоциональные типы, типичность и гармоническое развитие личности [Текст] / Б.И. Додонов // Вопросы психологии. – 1978. - № 3.
Знаков В.В. Экзистенциальная психология или психология человеческого бытия? // 1-я Всероссийская научно-практическая конференция по экзистенциальной психологии: материалы сообщений. – М. : Смысл, 2001. – С. 13-18.
Ильин Е.П. // Психология общения и межличностных отношений. - СПб.: Питер, 2019. - 576.
Ильин Е.П. Психология индивидуальных различий / Е.П. Ильин. 2-е изд., перераб, и доп. СПб. Питер, 2014. 701 с.
Ильин Е.П., Пинигин В.Г. Структура эмоциональности как свойства личности // Психологические проблемы самореализации личности. – СПб.: Изд-во СПбГУ, 2016. – Вып. 5. С.35-43.
Каган В. Е. Одиночество и психотерапия // 1 Всероссийская научно-практическая конференция по экзистенциальной психологии: материалы сообщений / под ред. Д. А. Леонтьева, Е. С. Мазур, А. И. Сосланда. – М.: Смысл, 2001. С. 57-61.
Калина, Н.Ф. Психология личности: Учебник для ВУЗов / Н.Ф. Калина. - М.: Академический проект, 2015. - 214 c.
Камалетдинова З.Ф. Психологическая помощь одиноким людям [Электронный ресурс] URL: http://mggu-sh.ru/sites/default/files /psihologicheskaya_ pomoshch_odinokim_lyudyam.pdf
Климентьева Е. Н. .Одиночество как социальная проблема в современной России. Весник АГУ 2009,№3 
Корякина Ю.М. Условия исполненной жизни: описание и измерение экзистенциальных мотиваций // Национальный психологический журнал. 2015. №4
Кривцова С., Лэнгле А. С собой или без себя. Практика экзистенциально-аналитической психотерапии: Сб. статей / Вступ. ст. С.В. Кривцовой. - 5-е изд. - М.: Генезис, 2017. - 272 с.
Кудряшова Е.Л., Луковцева З.В. Исследование субъективного ощущения одиночества пожилых женщин в аспекте суицидального риска [Электронный ресурс] //Психология и право. 2014. - №3. - С.71–85. URL: http://psyjournals.ru/psyandlaw/2014/n3/72727.shtml (дата обращения: 13.03.2015)
Леонтьев А.А. Деятельный ум. (Деятельность, Знак, Личность). – М. : Смысл, 2001. – 392 с.
Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность./ А.Н. Леонтьев. - М.: Прогресс, 2016. – 130 с.
Леонтьев Д.А. «Случай» Виктора Франкла // Психологический журнал. – 2005. – Т. 26. - № 2. – С. 118-127.
Леонтьев Д.А. Вызов неопределенности как центральная проблема психологии личности // Психологические исследования. 2015. Т. 8, № 40. С. 2.
Леонтьев Д.А. Психология смысла. – М. : Смысл, 2007.
Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука, 1984.- С. 131.
Лэйнг Р.Д. Феноменология переживания. Райская псичка. О важном. – Львов : Инициатива, 2005.
Лэнгле А. Виктор Франкл. Портрет. – М. : РОССПЭН, 2011. – С. 162.
Лэнгле А. Дотянуться до жизни... Экзистенциальный анализ депрессии: Пер. с нем. / Предисловие А.С. Баранникова. - 4-е изд. -М.: Генезис, 2017. - 128 с.
Лэнгле, А. А.  Современный экзистенциальный анализ: история, теория, практика, исследования : учебник для вузов / А. А. Лэнгле, Е. М. Уколова, В. Б. Шумский. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 403 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-05227-5. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/470242. – С. 81.
Меркурио А. Экзистенциальная антропология и персоналистическая метапсихология. – М. : Гениус, 2006.
Мерлин, В. С. Очерк интегрального исследования индивидуальности [Текст] / В.С. Мерлин. - М.: Академия, 2015. - 291 с.
Мэй Р. Вклад экзистенциальной психотерапии // Экзистенциальная психология. Экзистенция / Под ред. Р. Мэй. – М. : ЭКСМО, 2001. – С. 141-200.
Мясищев, В.Н. Психология отношений [Текст]: избранные психологические труды / В.Н. Мясищев. – М.: Институт практической психологии, 1995. – 356 с.
Ожегов, Сергей Иванович (1900-1964). Толковый словарь русского языка [Текст] : около 100 000 слов, терминов и фразеологических выражений / С. И. Ожегов ; под общ. ред. Л. И. Скворцова. - 28-е изд., перераб. - Москва : Мир и Образование : ОНИКС, 2012. – 1375 с.
Орлов А.Б., Шумский В.Б. Ноэтическое измерение человека: вклад Виктора Франкла в психологию и психтерапию // Психология. Журнал Высшей школы экономики. – Т. 2. - № 2. – 2005. – С. 65-80.
Официальный сайт Федеральной службы статистики Ростат, 2016 – [Электронный ресурс]: URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/science_and_innovations/it_technology/
Палагина Н.Н. Психология развития и возрастная психология. - М.:МПСИ,2015
Перлман, Д. Теоретические подходы к одиночеству / Д. Перлман, Л. Э. Пепло // Лабиринты одиночества / Пер. с анг. М.: Прогресс, 2019. - С. 152-168
Петренко В.Ф. Основы психосемантики. - М. : Моск. гос. ун-т.- 1997. – 399 с.
Петров И.Г. Смысл как рефлективное отношение человеческого бытия. // Мир психологии. - 2001. - № 2. - С. 26-35.
Петухов А. Ю., Чупракова Н. С. Формирование манипуляционных уязвимостей в сознании подростков с помощью современных виртуально-коммуникативных средств // Вопросы журналистики, педагогики, языкознания. 2014. №26 (197). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-manipulyatsionnyh-uyazvimostey- v-soznanii-podrostkov-s-pomoschyu-sovremennyh-virtualno-kommunikativnyh-sredstv (дата обращения: 20.12.2021).
Пикулева, О.А. Психология самопрезентации личности: Монография / О.А. Пикулева. - М.: Инфра-М, 2017. - 400 c.
Плешаков В.А. Киберонтология и психология безопасности информационной сферы: аспект киберсоциализации человека в социальных сетях интернет-среды // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия IV. Педагогика. Психология. – 2010. – № 4 (19). – С. 132–133.
Правдина Л.Р., Васильева О.С., Гаус Э.В. Экзистенциальная исполненность как фактор профессионального здоровья // ИВД. 2015. №3
Правдина, Лида & Шипитько, Олеся & Алиев, Шамиль. (2016). Экзистенциальная исполненность и направленность деятельности у специалистов гражданской авиации. Российский психологический журнал. Психологическое благополучие в экзистенциальном понимании: эмпирические особенности // Психологические исследования, 9 (48). 2016.
Психологические тесты для профессионалов/ авт. сост Н.Ф. Гребень. – Минск: Соврем. шк., 2015. – 496с.
Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста : учебное пособие для студентов и аспирантов психологических факультетов вузов / Ф. Райс ; пер. с англ. Н. Мальгина. - 8-е изд. - СПб.: Питер, 2000. - 624 с.
Рогова Е. Е. Одиночество в условиях современного общества: дис. канд. филос. наук. Краснодар, 2012. – 297 с.
Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – СПб.: Питер, 2018. – 720 с.
Рубинштейн, С.Л. Человек и мир [Текст] / С.Л. Рубинштейн. – СПб.: Питер, 2012. – 93 с
Сартр Ж.-П. Экзистенциализм – это гуманизм // Предмет и метод психологии. Антология / под ред. Е.Б. Старовойтенко. – М. : Академический проект, 2005. – С. 209-233.
Скорлупина О.А. Развитие идей смысловой теории мышления в новых психологических теориях и концепциях // Вестник Алтайского государственного педагогического университета. – 2017. – С. 78-84.
Скорова О. Психологические аспекты одиночества [Электронный ресурс] // Новый век : институт психологического консультирования : [сайт]. – 2006-2008. – URL: http://www.nvppl.ru/show_articles_67.htm
Слободчиков И. М. Одиночество личности: природа, структура, содержание, механизм развития. // Психология и Психотехника. – 2009. – № 2
Слободчиков И. М. Современные исследования переживания одиночества // Психологическая наука и образование. 2007. №3. С.27–35.
Столяренко, Л.Д. Психология личности: учебное пособие / Л.Д. Столяренко. - РнД: Феникс, 2016. - 575 c.
Тихомиров, О. К. Эмоциональная регуляция мыслительной деятельности / О. К. Тихомиров, В. Е. Клочко // Вопросы психологии. — 1980. — № 5. — С. 23—31.
Тихонравов Ю.В. Экзистенциальная психология. – М. : ЗАО «Бизнес-школа Интел-Синтез», 1998.
Утлик, Э.П. Психология личности: Учебник / Э.П. Утлик. - М.: Academia, 2018. - 448 c.
Ушинский, К. Д.  Труд в его психическом и воспитательном значении. Избранные сочинения / К. Д. Ушинский. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 354 с. — (Антология мысли). — ISBN 978-5-534-09726-9. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/472544
Фахрутдинова Л.Р. Пространственно-временные и энергетические основания взаимоотношений психических процессов, переживаний и психических состояний: Автореф. дисс. …канд. психол. наук. – Казань, 2001. – 22 с.
Франкл В. Воля к смыслу. – М. : ЭКСМО, 2000а. – С. 145.
Франкл В. Человек в поисках смысла. – М. : Прогресс, 1990.
Фром Э. Человек для самого себя. – М. : АСТ, 2010.
Хорни К. Невроз и рост личности. Борьба за самореализацию. – М. : Академический проект, 2008.
Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. - СПб.: Питер, 1999. - 606 с.
Чеснокова И.И. Проблема самосознания в психологии. - М.: Наука, 2017. - 142 с.
Чудновский В.Э. Смысл жизни и судьба человека / В.Э. Чудновский; под ред. В.Э. Чудновского // Психологические и философские аспекты проблемы смысла жизни. – М.: Наука, 2017. – С. 57-72.
Шадриков, В.Д. Общая психология: Учебник для академического бакалавриата / В.Д. Шадриков, В.А. Мазилов. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 411 c.
Шакуров Р.Х Психология смыслов: теория преодоления // Вопр. психологии. – 2003. - № 5.- С. 19-33.
Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте// Хрестоматия по детской психологии. - М.: МПСИ, 2015.- С.215-229
Эриксон Э. Жизненный цикл: эпигенез идентичности// Хрестоматия по детской психологии. - М.: МПСИ, 2005.- С,622-630.
Ялом И. Экзистенциальная психотерапия. – М. : Независимая фирма «Класс», 1999.
Ясперс, К. Всемирная история философии. Введение. С.-Пб.: изд. фирма «Наука», 2000. – 272 с.
Ясперс, К. Духовная ситуация времени / К. Ясперс // Смысл и назначение истории. – М.: Изд-во полит. лит-ры, 1991. – С. 288 – 419.
Frankl V.E. Der leidende Mensch. Anthropologische Grundlagen der Psychotherapie. – Bern : Huber, 1984. – S. 202.
Lukas E. Geborgensein – worin? Logotherapeutisce Leitlinien zur Ruckgewinnung des Urvetrauens. – Freiburg : Herder, 1993b. – S. 206.