Проблемы семиотики и эстетики в работах М. М. Бахтина.
Заказать уникальную курсовую работу- 22 22 страницы
- 15 + 15 источников
- Добавлена 20.05.2023
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
Глава I. Михаил Бахтин как теоретик культуры и искусства 5
1. Основные вехи жизненного пути М.М. Бахтина 5
2. Научное наследие М.М. Бахтина 9
Глава II. Семиотика и эстетика в исследованиях М.М. Бахтина 12
1. Проблемы семиотики в работах М.М. Бахтина 12
2. Проблемы эстетики в работах М.М. Бахтина 15
Заключение 18
Список использованной литературы 19
Проблемы эстетики в работах М.М. БахтинаВ эстетической системе М.М. Бахтина существенное место занимают введенные им понятия «вненаходимость», «эстетическое событие», «диалогичность» и «монологичность», «карнавализация», «полифония». Данные понятия составляют основу его эстетических воззрений и рассматриваются им на всем протяжении научного творчества.Одним из сложных понятий эстетической системы М.М. Бахтина является идей вненаходимости. В нее вкладывается смысл своего места, которое не может быть никем замещено. Рассматривается это эстетическое понятие в связи с диалогом и диалогичностью, так как именно в процессе диалога происходит соприкосновение сознаний, ценностей, пониманий. При этом диалог предполагает еще и возвращение в собственную ценностную систему после созерцания другого, которое происходит «извне». Таким образом, процесс эстетического отношения строится на основании перенесения себя в категорию другого, а затем возвращении в себя, после чего происходит оформление и завершение впечатления о другом.На основе вненаходимости строится эстетическое созерцание мира, к изучению которого М.М. Бахтин подходит с позиций диалогичности. В процессе создания эстетического произведения возможны различные стадии диалога: диалог автора с жанром, с героем, с нехудожественной действительностью, диалог между героями, диалог слова и молчания в романе. Таким образом, роман оказывается центром диалогичности, в котором встречается множество культурных текстов в широком смысле слова.Высшее проявление романной диалогичности – полифония. Она рассматривается как особый тип художественного мышления. Истоки полифонического романа – серьезно-смеховые и карнавализированные жанры художественной культуры. Важнейшей темой эстетических исследований М.М. Бахтина в связи с этим стала философия смеха, понимаемого им как эстетического отношения. Из серьезно-смеховых жанров, связанных с карнавальностью, по его мнению, и рождается роман.Существенным для исследований М.М. Бахтина стал и вопрос эстетической формы. В духе концепции диалогичности он определяет и корреляцию между формой и содержанием, что в целом соответствует классическому пониманию эстетики. В то же время ученый ставит проблему формы в аспекте ее соотношения с жизнью. Создание эстетической формы – акт завершения героя автором, в результате которого и происходит коммуникация между ними, то есть диалог. Форма романного диалога соотносится с жизнью напрямую, так как полифонизм отражает жизнь.Постановка проблемы художественного содержания связана с идеей архитектоники, включающей «ценностно-духовные, смысловые ореолы, окружающие индивидуальность и произведение и исходящие, истекающие от них, направленные на действительность, культуру, и обратно». То есть в основе содержания находится событие действительности и его ценностный состав. Диалогичность содержания в художественном произведении проявляется во взаимодействии познавательного и этического. Диалогичность формы и содержания проявляется во взаимосвязи временных и пространственных отношений, то есть в хронотопе произведения.Хронотопом определяется и жанр произведения, и отношение искусства к действительности.Концепция карнавала и ее место в исследовании смеховой культуры – значительная часть эстетической системы М.М. Бахтина. Карнавал рассматривается как культурный и поведенческий феномен, как жизнь народа, организованная через смех. Карнавальный смех является фундаментом народной повседневной культуры. Его основные черты – универсальность и амбивалентность. Универсальность карнавального смеха проявляется в его направленности на все без исключения, а также в его охвате, так как карнавал основан на смехе всех. Амбивалентность карнавального смеха – его двойственное отношение к миру. Смех одновременно и утверждает, и отрицает, он связан одновременно и с событием рождения, и с событием смерти. В основе народной культуры в таком случае лежит карнавальное мироощущение, олицетворяющее взаимопроникновение жизни и смерти, рождения и угасания. Карнавалу присуща метафоричность, что способствует творческой деятельности его участников. Карнавальная метафора строится на подражании смыслу и проверке границ дозволенного, проявлением чего оказывается преодоление запретов и существование особого карнавального поведения в противоположность бытовому. Карнавальный смех опирается на высмеивание официального, то есть он находится в оппозиции к официальному тексту и создает его пародийные интерпретации. Таким образом, карнавал оказывается способом рефлексии действительной жизни сквозь призму особого карнавального смеха.Такой подход к смеху дал М.М. Бахтину возможность сделать несколько выводов о его философской природе в целом. Так, смех и серьезность находятся в диалоге, причем подлинная серьезность нуждается в смехе, так как за счет этого явления она очищается от иллюзий и одноплановости. Смех находится в оппозиции только к авторитарной, догматической серьезности, которая ввиду своей инертности не может участвовать в диалоге. Таким образом, смех понимается как освобождающая сущность, форма правды о мире, универсальная точка зрения.Таким образом, система эстетических взглядов М.М. Бахтина отразила его исследования в области русской и мировой литературы, а также явилась продолжением его общефилософских и общегуманитарных идей. Концепции ученого в области эстетики напрямую связаны с семиотической проблематикой, которая разрабатывалась в работах разных периодов. Признание М.М. Бахтина как одного из главных теоретиков культуры XXвека повлияло на то, что его эстетические идеи стали развиваться в трудах других исследователей, пользовавшихся терминологическим аппаратом М.М. Бахтина, переосмыслявших и перерабатывавших его идеи, вступавших в полемику с ним, но в целом признававших значение его исследований не только для русской, но и для мировой гуманитарной науки.ЗаключениеТаким образом, в философских и культурологических работах М.М. Бахтина важнейшее место занимают проблемы семиотики и эстетики. Они были в центре его внимания на протяжении всей научной деятельности исследователя, рассматривались им в различные периоды научного творчества и на различном материале.Рассматривая семиотическую проблематику, М.М. Бахтин выступал в оппозиции к трактовке знака как абстракции, рассматривал текст в широком смысле слова, поднимал проблему уникальности индивидуальности высказывания в связи с неповторимостью контекста, а также ставил вопрос о сущности значения и его зависимости от ситуации, в которой рассматривается знак. Существенной для него была и проблема семиозиса, так как знак осмыслялся в процессе его порождения, а отрывочно, как застывшая единица. В этом же русле М.М. Бахтиным развивались и лингвопрагматические проблемы, главная из которых – его теория речевых жанров. Эстетическая проблематика в работах М.М. Бахтина представлена широко и связана с оригинальными философскими понятиями, введенными автором, среди которых самыми известными стали идея диалогичности и полифонизма, а также идея карнавала и карнавализации культуры. Однако данные понятия встроены в эстетическую систему ученого и являются ее органической составной частью. Подводя итог сказанному выше, необходимо отметить, что проблемы семиотики и эстетики в трудах М.М. Бахтина не ограничиваются изложенным выше, что дает возможность для дальнейшего расширения и углубления данной темы, а также рассмотрения ее в сопоставлении с другими концепциями, возникшими в философии, семиотике, лингвистике, эстетике в диалоге с идеями М.М. Бахтина. Список использованной литературыАлпатов В.М. Волошинов, Бахтин и лингвистика. – М.: Языки славянской культуры, 2005. – 432 с.Бахтин М.М. Собрание сочинений: в 7 т. – М.: Русские словари; Языки славянской культуры, 1997 – 2012.Беседы В.Д. Дувакина с М.М. Бахтиным. – М.: Прогресс, 1996. – 342 с.Библер В.С. Михаил Михайлович Бахтин, или Поэтика культуры. – М.: Издательство Прогресс, Гнозис, 1991. – 176 с.Бонецкая Н.К. Бахтин как философ. Поступок, диалог, карнавал. – СПб.: Алетейя, 2022. – 556 с.Волкова Е.В. Эстетика М.М. Бахтина. – М.: Издательство «Знание», 1990. – 64 с.Гоготишвили Л.А. Философия языка М.М. Бахтина и проблема ценностного релятивизма / М.М. Бахтин как философ. – М.: Наука, 1992. – С. 142–174.Конкин С.С., Конкина Л.С. Михаил Бахтин: страницы жизни и творчества. – Саранск: Мордовское книжное издательство, 1993. – 400 с.Кормилов С.И. Особенности литературоведческой терминологии М.М. Бахтина и строение литературно-художественного произведения // Диалог. Карнавал. Хронотоп. – №2, 1996. – С. 5–22.Коровашко А.В. Михаил Бахтин. – М.: Молодая гвардия, 2017. – 452 с.Осипов Б.И. Несколько слов о М.М. Бахтине // Национальные приоритеты России. – №1, 2016. – С.46–49.Осовский О.Е. Ф. Рабле, карнавал и карнавальная культура в работах М.М. Бахтина 1930-1950-х гг. // Диалог. Карнавал. Хронотоп. – №1, 2002. – C. 59–74.Паньков Н.А. Вопросы биографии и научного творчества М.М. Бахтина. – М.: Издательство Московского университета, 2009. – 720 с.Романовская М. Личность, диалог и карнавал в миропонимании Бахтина // Новый филологический вестник. – №1, 2013. – С. 78–83.Сычев А.А. М.М. Бахтин: жизнь на фоне эпохи // Гуманитарий: актуальные проблемы гуманитарной науки и образования. – №1, 2016. – С. 38–48.
2. Бахтин М.М. Собрание сочинений: в 7 т. – М.: Русские словари; Языки славянской культуры, 1997 – 2012.
3. Беседы В.Д. Дувакина с М.М. Бахтиным. – М.: Прогресс, 1996. – 342 с.
4. Библер В.С. Михаил Михайлович Бахтин, или Поэтика культуры. – М.: Издательство Прогресс, Гнозис, 1991. – 176 с.
5. Бонецкая Н.К. Бахтин как философ. Поступок, диалог, карнавал. – СПб.: Алетейя, 2022. – 556 с.
6. Волкова Е.В. Эстетика М.М. Бахтина. – М.: Издательство «Знание», 1990. – 64 с.
7. Гоготишвили Л.А. Философия языка М.М. Бахтина и проблема ценностного релятивизма / М.М. Бахтин как философ. – М.: Наука, 1992. – С. 142–174.
8. Конкин С.С., Конкина Л.С. Михаил Бахтин: страницы жизни и творчества. – Саранск: Мордовское книжное издательство, 1993. – 400 с.
9. Кормилов С.И. Особенности литературоведческой терминологии М.М. Бахтина и строение литературно-художественного произведения // Диалог. Карнавал. Хронотоп. – №2, 1996. – С. 5–22.
10. Коровашко А.В. Михаил Бахтин. – М.: Молодая гвардия, 2017. – 452 с.
11. Осипов Б.И. Несколько слов о М.М. Бахтине // Национальные приоритеты России. – №1, 2016. – С.46–49.
12. Осовский О.Е. Ф. Рабле, карнавал и карнавальная культура в работах М.М. Бахтина 1930-1950-х гг. // Диалог. Карнавал. Хронотоп. – №1, 2002. – C. 59–74.
13. Паньков Н.А. Вопросы биографии и научного творчества М.М. Бахтина. – М.: Издательство Московского университета, 2009. – 720 с.
14. Романовская М. Личность, диалог и карнавал в миропонимании Бахтина // Новый филологический вестник. – №1, 2013. – С. 78–83.
15. Сычев А.А. М.М. Бахтин: жизнь на фоне эпохи // Гуманитарий: актуальные проблемы гуманитарной науки и образования. – №1, 2016. – С. 38–48.