Политика государства в области социального обеспечения и реабилитации детей-сирот в регионе
Заказать уникальную дипломную работу- 55 55 страниц
- 37 + 37 источников
- Добавлена 21.05.2023
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Глава 1. Теоретические основы социальной работы с детьми, оставшихся без попечения родителей……………………………………………………………...7
1.1 Правовой статус детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и правовые основы их социальной защиты………………………………………7
1.2 Правовой статус органов власти, осуществляющих защиту детей-сирот и детей, оставшихся без попечения…………………………………………….....13
Глава 2. Проблемы правового регулирования и организации социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на примере региона………………………………………………………………....................19
2.1 Социальная помощь и устройство детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на примере региона……………………………………..19
2.2 Проблемы социального сиротства на примере региона…………………...26
Глава 3. Пути совершенствования системы социальной защиты и социальной поддержки детей-сирот………………………………………………………….34
3.1 Профориентация как условие успешной социализации и жизнеустройства детей-сирот…………………………………………………………………….…34
3.2 Создание центров (служб) социальной (постинтернатной) адаптации выпускников учреждений для детей-сирот………………………………….…39
Заключение…………………………………………………………………….…47
Список использованных источников…………………………………………...51
Для детей-сирот профориентация является особенно важной, так как они часто не имеют возможности получить информацию о различных профессиях и выбрать наиболее подходящую для себя. Кроме того, дети-сироты часто испытывают недостаток самооценки и уверенности в своих силах, что может привести к трудностям в выборе профессии и адаптации к жизни в обществе.Профориентация является важным условием успешной социализации и жизнеустройства детей-сирот. Она помогает детям определить свои интересы, таланты и способности, а также выбрать профессию, которая будет соответствовать их потребностям и возможностям.Профориентация может проводиться различными способами: через индивидуальные консультации с психологом или карьерным консультантом, участие в профориентационных мероприятиях и тренингах, знакомство с различными профессиями и работой в рамках проектов и стажировок. Наиболее широко применяемыми формами профориентационной работы являются беседы и профконсультации, в ходе которых можно подробно рассказать об изучаемой профессии или проблеме, о профессиональных требованиях, людях данной профессии, о возможностях рынка труда, профессиональных перспективах, дать научно обоснованный совет о выборе профессии, рекомендовать профессию, соответствующую его склонностям и здоровью.Профориентация детей-сирот должна начинаться как можно раньше, чтобы дать им возможность изучить различные профессии и определить свои интересы и способности. Для этого могут использоваться различные методы, такие как тестирование, консультации с психологами и специалистами по профориентации, знакомство с представителями различных профессий и т.д. Важно также обеспечить детей-сирот информацией о возможностях образования и трудоустройства, чтобы они могли принимать осознанные решения о своем будущем.Одним из возможных решений может стать введение какого-либо проекта профориентации для детей-сирот, в рамках которого дети-сироты смогут посещать различные предприятия и учреждения, знакомиться с профессиями и получают практические навыки работы. Этот проект поможет детям-сиротам не только определить свои интересы и способности, но и повысить уверенность в своих силах и улучшить свои шансы на трудоустройство в будущем.Среди основных направлений подготовки к самостоятельной жизни воспитанников и их профессиональному самоопределению, полагаем, должны быть:- выработка индивидуальной жизненной стратегии;- предоставление возможностей и условий для самопознания;- умение планировать и реализовывать свою профессиональную траекторию, ответственность за выбор профессионального пути, навык профессионального выбора, мотивация на саморазвитие;- формирование представлений о будущей профессии, помощь в профессиональном самоопределении;- формирование устойчивых интересов, представлений о необходимости труда в жизни человека, воспитание трудолюбия, развитие трудоспособности;- расширение знаний о рынке труда;- расширение знаний в области профессионального образования (где получить образование по выбранной специальности) – общего и дополнительного;- расширение знания инфраструктуры профориентации (где получить консультацию, пройти стажировку и т.п.).Мы считаем, что дети-сироты, которые заканчивают школу или другие учебные заведения, не всегда готовы к осознанному выбору профессии. Это связано с тем, что они не имеют достаточного опыта и знаний о мире профессий и трудовом процессе. Поэтому мы считаем, что важно обеспечить учреждения для детей-сирот возможность привлекать социальных партнеров, которые могут помочь расширить кругозор подростков и познакомить их с различными профессиями и видами труда.Для этого мы предлагаем заключать договоры о сотрудничестве с государственными образовательными учреждениями профессионального образования. Это позволит детям-сиротам получить доступ к опыту и знаниям профессионалов, которые могут помочь им определиться с выбором профессии и подготовиться к будущей работе.Таким образом, мы считаем, что обеспечение учреждений для детей-сирот возможностью привлекать социальных партнеров и заключать договоры о сотрудничестве с государственными образовательными учреждениями профессионального образования является важным шагом на пути к подготовке детей-сирот к будущей профессиональной деятельности.В целях содействия социально-профессиональному самоопределению выпускников необходимо проводить профессиональные пробы по различным профессиональным направлениям. Иными словами, важное значение имеет не только теоретическая часть, когда с выпускниками учреждений для детей-сирот проводятся беседы, но и практическая часть, когда выпускники будут иметь возможность попробовать себя в различных профессиях.Таким образом, профориентация является важным условием успешной социализации и жизнеустройства детей-сирот. Она помогает детям-сиротам определить свои интересы и способности, выбрать профессию и успешно интегрироваться в общество. Для решения проблемы социальной адаптации выпускников учреждений для детей-сирот необходимо проводить профориентационную работу с детьми-сиротами как можно раньше, обеспечивать им информацией о возможностях образования и трудоустройства, а также создавать условия для практического знакомства с различными профессиями.3.2 Создание центров (служб) социальной (постинтернатной) адаптации выпускников учреждений для детей-сиротДети-сироты сталкиваются с проблемами адаптации на этапе окончания учебы в начальных и средних профессиональных учебных заведениях. Это связано с тем, что они должны перейти от зависимости от интерната к самостоятельной жизни в обществе, что является очень сложным процессом. Они должны научиться жить самостоятельно в обществе, которое не всегда готово принять студентов-выпускников с особыми образовательными потребностями. Кроме того, их собственное объективное неумение правильно функционировать в открытом обществе приводит к трудностям дальнейшей адаптации. Это может быть связано с трудностями в общении, социальной адаптации, поиске работы и другими проблемами. Все это требует дополнительной поддержки и помощи со стороны общества и государства.Очень важно отметить, что дети-сироты и дети, которые остались без попечения родителей, являются особой группой людей, которые не могут самостоятельно обеспечить свою жизнедеятельность без помощи государства и социальных институтов. Поэтому им необходима особая социальная защита. Когда выпускники детских домов заканчивают обучение, они часто сталкиваются с трудной жизненной ситуацией, которая вызывает у них множество вопросов, связанных с бытом, социальными и экономическими проблемами, а также психологическими трудностями.Наиболее характерными затруднениями среди выпускников учреждений для детей-сирот являются: - проблемы интеллектуального, эмоционального и личностного развития; - трудности дальнейшего трудоустройства; - плохая ориентация в системе служб социальной поддержки; - правовая некомпетентность; возврат в кризисные условия после выпуска из образовательного учреждения.Часто бывает так, что после того, как дети-сироты покидают детские учреждения, их права нарушаются, и им не предоставляют ту помощь, на которую они имеют право, например, не дают жилье. Это очень серьезная проблема, которая затрагивает многих детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Они остаются без необходимой поддержки и защиты, что может привести к серьезным последствиям для их жизни и здоровья. Поэтому важно обратить внимание на эту проблему и принять меры для ее решения.Так, Решением Фрунзенского районного суда города Владивостока Приморского края от 19.12.2016 года удовлетворены требования прокурора Фрунзенского района города Владивостока Приморского края в защиту интересов Яковлевой О.Г., на Администрацию Приморского края возложена обязанность предоставить О.Г., как лицу из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, благоустроенное жилое помещение из специализированного жилищного фонда, в размере не менее 16 кв.м и не более 36 кв.м общей площади жилого помещения.О.Г. обратилась в Приморский краевой суд с административным исковым заявлением о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере – 150 000 рублей. В обоснование заявленных требований указала, что на основании вышеуказанного решения был выдан исполнительный лист. 15 февраля 2017 года межрайонным отделом по особым исполнительным производствам по Приморскому краю возбуждено исполнительное производство. Однако до настоящего времени решение не исполнено, исполнительное производство не окончено.В рамках рассмотрения дела судом был установлен тот факт, что требование О.Г. ранее действительно было удовлетворено, поскольку на этот счет было вынесено решение. Впоследствии О.Г. получила исполнительный документ и предъявила его для исполнения в отдел судебных приставов. В срок, установленный для добровольного исполнения, жилое помещение предоставлено не было, в связи с чем с Администрации Приморского края был взыскан исполнительский сбор в размере 50 тысяч рублей. Однако и благодаря данной мере решение суда осталось неисполненным. В последующем, судебными приставами-исполнителями в отношении Администрации Приморского края неоднократно выносились требования об исполнении исполнительного документа в установленный срок.Получается, решение, которое было вынесено еще в 2016 году, по состоянию на 2019 год не исполнено. Учитывая все обстоятельства суд, рассматривая данное дело, пришел к решению о необходимости удовлетворить требования истца в части, вследствие чего с ответчика в пользу О.Г. взыскана компенсация за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере 50 тысяч рублей.Таким образом, выпускники детских учреждений для сирот часто сталкиваются с нарушением своих прав после того, как они покидают учреждение. Они нуждаются в помощи и поддержке, чтобы успешно адаптироваться к жизни взрослых. Создание специальных центров, которые могут помочь выпускникам решить их проблемы, является крайне важным.Создание и развитие центров (служб) постинтернатной адаптации выпускников организаций для детей-сирот и других специализированных структурных подразделений, оказывающих комплексную помощь выпускникам организаций для детей-сирот – это одно из направлений социальной политики, которое отличается особой эффективностью и позволяет помочь детям-сиротам устроиться в жизни, которые выпустились из стен специальных учреждений и их кругозор ограничен данным учреждением. Дети-сироты, которые проводят длительное время в детских учреждениях, часто сталкиваются с проблемами, связанными с нарушением их прав. Они могут развивать особый социально-психологический статус, который характеризуется низким уровнем трудовой мотивации, правовой грамотности, повышенной уязвимостью перед различными формами эксплуатации и иждивенческими установками. Когда они выходят из учреждений, они часто сталкиваются с трудностями в выборе профессии, получении образования, трудоустройстве, создании своей семьи и воспитании детей.Кроме того, дети-сироты могут не иметь достаточного количества положительных образцов социального поведения для подражания. В результате, выпускники детских учреждений могут иметь проблемы с самооценкой, мотивацией и самоопределением. Они могут не готовы брать на себя ответственность и чувствовать себя неадекватно. Поэтому важно обеспечить постинтернатное сопровождение для этих детей, чтобы помочь им адаптироваться к жизни в обществе и стать независимыми и успешными взрослыми.Центры (службы) социальной (постинтернатной) адаптации выпускников учреждений для детей-сирот – это специализированные учреждения, созданные для оказания помощи выпускникам детских домов, интернатов и других учреждений для детей-сирот в процессе их социальной адаптации. Данные центры предоставляют широкий спектр услуг, включая психологическую поддержку, образовательные программы, профессиональную ориентацию, трудоустройство и другие виды помощи.Центры социальной адаптации выпускников учреждений для детей-сирот работают на основе сотрудничества с государственными и негосударственными организациями, а также с волонтерами и благотворительными фондами. В центрах работают специалисты, которые помогают выпускникам в решении различных вопросов и проблем.Рассматриваемые центры выполняют ряд задач, к числу которых можно отнести следующие: - оказание юридической помощи; - содействие в получении образования; содействие в трудоустройстве; содействие в обеспечении реализации права на жилое помещение;- содействие в приобретении навыков адаптации в обществе, организации досуга, обеспечении физического, психического, нравственного и духовного развития; - проведение различных мероприятий по социализации воспитанников центра (индивидуальные и групповые занятия, тренинги, коррекционная работа, трудовое воспитание, праздничные мероприятия и др.); - содействие выпускникам в решении трудных жизненных ситуаций и защите своих прав.Показателен в данном случае пример Кемеровской области, где на законодательном уровне был разработан Приказ департамента образования и науки Кемеровской области от 20.12.18 № 2283, которым утверждено положение о службе постинтернатного сопровождения. На основании данного приказа на территории Кемеровской области происходит создание и развитие центров (служб) постинтернатной адаптации выпускников организаций для детей-сирот и других специализированных структурных подразделений, оказывающих комплексную помощь выпускникам организаций для детей-сирот. С 2018 года в семи образовательных организациях идет апробация организационной основы региональной системы постинтернатного сопровождения и адаптации выпускников организаций для детей-сирот.В Ленинск-Кузнецком политехнический техникуме действует служба по постинтернатному сопровождению. Специалисты службы оказывают и консультативную помощь студентам из числа детей-сирот, обучающихся в техникуме.В рамках деятельности служб постинтернатной адаптации выпускникам оказываются следующие виды помощи:- устройство проживания выпускников, оказавшихся в трудной жизненной ситуации;- помощь в восстановлении документов, удостоверяющих личность, подтверждающих статус, подтверждающих право на получение пенсий, иных выплат и т. д.;- оказание информационной, консультативной и правовой помощи по вопросам трудоустройства, обучения, получения жилого помещения, получения мер социальной поддержки, иным вопросам жизнеустройства, защиты прав и интересов выпускников.Одним из главных преимуществ центров (служб) социальной (постинтернатной) адаптации является индивидуальный подход к каждому выпускнику. Специалисты центра проводят индивидуальные консультации и разрабатывают индивидуальные программы адаптации, учитывая особенности каждого выпускника. Это позволяет достичь наиболее эффективных результатов в процессе адаптации.Одним из ключевых элементов работы центров (служб) социальной (постинтернатной) адаптации является психологическая поддержка выпускников. Многие дети-сирот испытывают трудности в установлении контактов с окружающими, имеют низкую самооценку и часто страдают от депрессии. Психологическая поддержка помогает им преодолеть эти трудности и наладить отношения с окружающими людьми.Важным элементом работы центров (служб) социальной (постинтернатной) адаптации является образовательная программа. Центры предоставляют возможность получения образования, в том числе и профессионального, что позволяет выпускникам учреждений для детей-сирот повысить свою квалификацию и увеличить шансы на трудоустройство.Центры (службы) социальной (постинтернатной) адаптации также оказывают помощь выпускникам в поиске работы. Специалисты центра помогают выпускникам составить резюме, подготовиться к собеседованию и наладить контакты с работодателями.Центры социальной адаптации могут быть созданы как государственными, так и негосударственными организациями. Они могут работать как самостоятельно, так и в рамках существующих социальных служб.Одним из примеров успешной работы центра социальной адаптации является Центр «Дом мечты» в Москве. Он был создан в 2005 году и предоставляет услуги по социальной адаптации выпускников детских домов. Центр помогает выпускникам найти работу, оформить документы, получить образование и научиться жить самостоятельно.Таким образом, создание центров социальной адаптации является важным шагом в поддержке детей-сирот в переходном периоде от жизни в детском доме к самостоятельной жизни. Они помогают выпускникам детских домов адаптироваться к жизни в обществе и стать полноценными членами общества. Создание данных центров можно также обозначить, как одно из приоритетных направлений социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Москве. Эти центры помогают выпускникам учреждений для детей-сирот успешно адаптироваться к жизни в обществе и стать полноценными членами общества.На основании проведенного в настоящей главе исследования можно заключить, что важнейшими аспектами в работе социальных служб и специализированных учреждений должны стать профориентация детей-сирот и их постинтернатная социализация, поскольку дети-сироты, в силу особых условий, в которых они воспитывались, не имеют большого представления о том, что их ждет после выпуска. Однако на наш взгляд, для решения проблемы необходимо именно проработать федеральное законодательство. Как можно было заметить, в отдельных регионах предпринимаются самостоятельные попытки внедрения института постинтернатного сопровождения, но решение данного вопроса должно происходить именно на федеральном уровне.С учетом изложенного предлагаем осуществить следующие действия:- введение в федеральное законодательство понятия «сопровождение выпускников, содержание постинтернатного сопровождения»; - разработку стандартов всех услуг, получаемых выпускниками; - разработку требований к подготовке выпускников в организациях для детей-сирот и введение критериев готовности к самостоятельной жизни; - ориентацию служб сопровождения замещающих семей на помощь в профориентации, выстраивании образовательной траектории; - разработку программ и обучение специалистов служб сопровождения выпускников.ЗАКЛЮЧЕНИЕПодводя итог настоящей работы, с учетом положений действующего законодательства, а также научных исследователей, сделаны следующие выводы:Дети-сироты и дети, лишившиеся родительской опеки, сталкиваются с проблемами, связанными с отсутствием родительской заботы и поддержки. Они имеют те же права, что и другие несовершеннолетние, но законодательство выделяет их как особо нуждающихся в защите. Это связано с тем, что такие дети признаются особыми субъектами защиты, и их права должны быть дополнительно защищены. Дети-сироты проводят много времени в детских учреждениях, где им не всегда удается получить достаточное внимание и заботу. Это может привести к проблемам в их развитии и адаптации в обществе. Поэтому важно обеспечить детей-сирот дополнительной защитой и поддержкой, чтобы они могли получить равные возможности и достичь успеха в жизни.Законодательство предусматривает различные способы устройства детей-сирот и детей, лишившихся родительской опеки, для защиты их прав и законных интересов и обеспечения права на воспитание в семье.Кроме того, проводится социальная работа и работа психологов с такими гражданами. Дети-сироты и дети, лишившиеся родителей, имеют определенные гарантии, которые обеспечивают им некоторые права, недоступные детям с родителями. Например, они имеют право на жилое помещение, льготы и т.д.Большую роль в организации устройства детей-сирот играют органы опеки и попечительства, наделяемые различными полномочиями. Роль органов опеки и попечительства заключается в организации приемной семьи, последующем контроле за ней, защите прав и законных интересов детей-сирот и оказании содействия при всех иных формах устройства детей-сирот. Вторая глава была посвящена изучению социальной политики и выявлению проблем данной политики по защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в г. Москве. Проведенный анализ показал, что в регионе проводится последовательная работа по развитию направлений социальной политики в отношении детей-сирот: принимаются различные нормативно-правовые акты, вводятся дополнительные меры поддержки для приемных семей и других лиц, которые берут детей-сирот на воспитание.В целом, можно сказать, что проводимая в Москве социальная политика является достаточно эффективной, о чем свидетельствуют статистические данные, показывающие снижение общего числа детей-сирот и числа детей, нуждающихся в устройстве.Но в то же время для обеспечения социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Москве необходимо решить ряд проблем. Одной из главных является недостаточно высокий уровень качества услуг, которые предоставляются этим детям. Кроме того, недостаточная интеграция социальных программ и услуг также является проблемой. В результате сохраняется значительное количество детей, которые нуждаются в устройстве.В третьей главе нами были подробно проанализированы одни из возможных путей решения, связанные с адаптацией детей-сирот после их выпуска. На настоящий момент можно выделить следующие проблемы:1. После выпуска из учреждения ребенок-сирота имеет крайне низкий уровень представления о том, какой профессией он хочет овладеть и каким образом он будет зарабатывать на жизнь. Возможные решением данной проблемы может стать введение обязательной профориентации в каждом учреждении для детей-сирот.На наш взгляд, необходимо на законодательном уровне разработать стандарт предоставления данной услуги, который будет применяться абсолютно всеми учреждениями и во всех регионах, а не только отдельными учреждениями, которые апробируют данный инструмент социализации ребенка.Кроме того, для обеспечения социальной защиты детей-сирот важно привлечение социальных партнеров, которые могут расширить их представления о профессиях и трудовом процессе. Для этого необходимо заключать договоры о сотрудничестве с государственными учреждениями профессионального образования и проводить профессиональные пробы. Таким образом, важно не только теоретическое обучение, но и практическое опытное обучение в различных профессиях.2. Вторая проблема заключается в необходимости постинтернатной социализации детей-сирот. В законодательстве на настоящий момент также отсутствует норма, которая бы предусматривала обязанность создания на территории субъектов РФ специальных центров сопровождения выпускников. Данный вопрос решается самостоятельно в каждом регионе. Но при подобном подходе можно наблюдать, что детям-сиротам одного региона предоставляются услуги по постинтернатному сопровождению, а в другом нет и это не справедливо.Во-первых, решением проблемы должно стать создание центров (служб) социальной (постинтернатной) адаптации выпускников учреждений для детей-сирот является одним из способов решения проблемы социальной адаптации детей-сирот. Центры предоставляют широкий спектр услуг, включая психологическую поддержку, образовательные программы, профессиональную ориентацию, трудоустройство и другие виды помощи. Индивидуальный подход к каждому выпускнику и психологическая поддержка помогают достичь наиболее эффективных результатов в процессе адаптации. Создание центров (служб) социальной (постинтернатной) адаптации является важным шагом в решении проблемы социальной адаптации выпускников учреждений для детей-сирот.Во-вторых, для решения проблемы социальной адаптации выпускников учреждений для детей-сирот предлагается провести следующие мероприятия:- Внедрить понятия и их определения «сопровождение выпускников» и «постинтернатное сопровождение» в федеральное законодательство;- разработать стандарты всех услуг, которые могут получать выпускники;- создать требования к подготовке выпускников в организациях для детей-сирот и установить критерии готовности к самостоятельной жизни;- направить службы сопровождения замещающих семей на помощь в профориентации;- разработать программы и обучить специалистов служб для возможности оказания ими дальнейшей помощи по сопровождению выпускников.
2. Декларация прав ребенка (Принята 20.11.1959 Резолюцией 1386 (XIV) на 841-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН) // Сборник документов. - М.: Юридическая литература, 1990. С. 385-388.
3. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2020.
4. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 16.04.2022) // Собрание законодательства РФ. 1994. № 32. Ст. 3301.
5. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 № 223-ФЗ (ред. от 19.12.2022) // Собрание законодательства РФ. 1996. № 1. Ст. 16.
6. Федеральный закон от 21.12.1996 № 159-ФЗ (ред. от 14.07.2022) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» // Собрание законодательства РФ. 1996. № 52. Ст. 5880.
7. Федеральный закон от 16.04.2001 № 44-ФЗ (ред. от 28.12.2022) «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей» // Собрание законодательства РФ. 2001. № 17. Ст. 1643.
8. Федеральный закон от 24.04.2008 № 48-ФЗ (ред. от 30.04.2021) «Об опеке и попечительстве» // Собрание законодательства РФ. 2008. № 1. Ст. 1755.
9. Письмо Минобразования РФ от 17.02.1998 № 15/81-6 «О паспортизации приемных семей» // Вестник образования. № 8. 1998.
10. Закон города Москвы от 30.11.2005 № 61 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в городе Москве» (в ред. от 14.10.2020). [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://docs.cntd.ru/document/3663026 (дата обращения: 14.04.2023).
11. Закон города Москвы от 26.12.2007 № 51 (в ред. от 28.12.2022) «О наделении органов местного самоуправления внутригородских муниципальных образований в городе Москве отдельными полномочиями города Москвы в сфере опеки, попечительства и патронажа». [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://docs.cntd.ru/document/3686904 (дата обращения: 10.04.2023).
12. Постановление Правительства Москвы от 26.05.2009 г. № 492-ПП (в ред. от 23.12.205) «Об утверждении Положения о порядке установления и выплаты ежемесячной компенсационной выплаты лицам, усыновившим на территории города Москвы после 1 января 2009 года ребенка из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://docs.cntd.ru/document/3710630 (дата обращения: 14.04.2023).
13. Постановление Правительства г. Москвы от 20.09.2011№ 433-ПП «О мерах по обеспечению реализации Закона города Москвы от 14 апреля 2010 г. № 12 «Об организации опеки, попечительства и патронажа в городе Москве». [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.mos.ru/authority/documents/doc/9758220/ (дата обращения: 14.04.2023).
14. Постановление Правительства Москвы от 08.09.2015 г. № 566-ПП (в ред. от 04.04.2023) «Положение о департаменте труда и социальной защиты населения города Москвы». [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://dszn.ru/department/Polozhenie-o-departamente
15. Решение Приморского краевого суда от 21.05.2019 г. по делу № 3а-151/2019. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://sudact.ru/ (дата обращения: 10.04.2023).
16. Аверина К. Н., Шешукова М. А. Особенности правового статуса специалиста органов опеки и попечительства // Вестник. Государство и право. – 2018. – № 25. – С. 30-37.
17. Бекетова Ю. Д., Карпова С. Н. Воспитание и социализация обучающихся // Совет по научной, инновационной и редакционно-издательской деятельности КОГОАУ ДПО «ИРО Кировской области». – 2022. – С. 6-9.
18. Валынцева Е. К. Практики профессионального самоопределения в условиях детского дома // Молодой ученый. – 2022. – № 15 (410). – С. 179-181.
19. Калабина И. А., Стекольщикова А. А., Филипова А. Г. Вовлечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в решение вопросов, затрагивающих их интересы: опыт социологического исследования // Теория и практика общественного развития. – 2021. – №. 3 (157). – С. 25-29.
20. Карпук Н. О., Матафонова С. И. Социально-правовая защита детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в условиях центра помощи детям // Межведомственный подход к сопровождению личности, оказавшейся в трудной жизненной ситуации: теория и лучшие практики. – 2021. – С. 107-111.
21. Лунькова О.В., Скорик К.В. О некоторых разновидностях механизмов реализации социально-правовой защиты детей в России // Ленинградский юридический журнал. – 2017. – С. 78-83.
22. Ляпина Е. В., Мороз М. В. Инновационные формы постинтернатного сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей // Молодежь и государство: научно-методологические, социально-педагогические и психологические аспекты развития современного образования. Международный и российский опыт. – 2022. – С. 203-206.
23. Матвеев П. А. Административно-правовой статус органов опеки и попечительства по охране и защите прав приемных детей // Актуальные проблемы и перспективы административного и административно-процессуального права. – 2020. – С. 268-272.
24. Машковцева Е. С., Голиков О. В., Живаева Л. А. Особенности профессиональной адаптации и постинтернатного сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в СПБ ГБ ПОУ «Российский колледж традиционной культуры» // Академия профессионального образования. – 2018. – №. 8. – С. 35-43.
25. Мелешко И. В. Социальное сиротство: способ решения социально-педагогической проблемы // Старт в науке-2023. – 2023. – С. 67-74.
26. Меркуль И.А., Волчанская В.О. Актуальные проблемы социализации детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот // Психологическая наука и образование. – 2021. Том 26. – № 6. – C. 189-199.
27. Овчаренко Л. Ю., Дорошенко Т. Н. Психолого-педагогическое сопровождение замещающих, приемных и опекунских семей в школе // Человеческий капитал. – 2018. – №. 5. – С. 110-114.
28. Серова Н. А. Решение проблем постинтернатного сопровождения выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Кемеровской области // Образование. Карьера. Общество. – 2020. – №. 2 (65). – С. 13-16.
29. Татаринцева Е.А. Особенности правового статуса лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей // Социально-юридическая тетрадь. – 2020. – № 10. – С. 93-98.
30. Усолова А. А., Низова Л. М. Постинтернатное сопровождение как элемент психологической поддержки детей-сирот // Психологическое сопровождение образования: теория и практика. – 2017. – С. 369-373.
31. Ходусов А.А. О механизме защиты прав детей // Современное право. – 2018. – № 3. – С. 48-54.
32. Усыновление в Российской Федерации. Банк данных. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://xn--b1agisfqlc7e.xn--p1ai/children?page=1#undefined (дата обращения 03.04.2023).
33. Официальный портал Мэра и Правительства Москвы. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://dszn.ru/department/subordinate/1627 (дата обращения: 12.04.2023).
34. Выпускникам центров для детей-сирот помогают адаптироваться к взрослой жизни. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://dszn.ru/press-center/news/10258 (дата обращения: 12.04.2023).
35. Сергей Собянин: Число детей-сирот, переданных в семьи, увеличилось почти в 1,5 раза. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.mos.ru/mayor/themes/1299/7000050/ (дата обращения: 11.04.2023).
36. Сиротство в Москве. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://tochno.st/problems/orphanhood/regions/moskva (дата обращения: 11.04.2023).
37. Центр социальной адаптации помогает детям-сиротам. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.mos.ru/news/item/57846073/ (дата обращения: 11.04.2023).
Вопрос-ответ:
Каков правовой статус детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и на чем основывается их социальная защита?
Правовой статус детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, определен законодательством, в частности, семейным и гражданским кодексами. Социальная защита этих детей основывается на принципах конституционного права на защиту и благополучие, а также на международных нормах и соглашениях, включая Конвенцию ООН о правах ребенка.
Какой правовой статус имеют органы власти, которые занимаются защитой детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей?
Органы власти, осуществляющие защиту детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеют определенный правовой статус и функции, которые устанавливаются законодательством. Они могут быть как государственными, так и негосударственными организациями и учреждениями, и их деятельность направлена на обеспечение прав и интересов этих детей.
Какие теоретические основы лежат в основе социальной работы с детьми, оставшимися без попечения родителей?
Социальная работа с детьми, оставшимися без попечения родителей, базируется на различных теоретических основах. В первую очередь, это основы психологии и педагогики, которые позволяют понять особенности развития и взаимодействия таких детей. Также важными являются социальные и семейные теории, которые помогают разработать эффективные методы работы с детьми и их семьями.
Какая политика государства в области социального обеспечения и реабилитации детей сирот применяется в регионе 3?
В регионе 3 государство применяет политику социального обеспечения и реабилитации детей сирот, направленную на обеспечение их прав и благополучия. Она включает в себя различные меры поддержки, такие как предоставление домов-интернатов и приютов, организация психологической и медицинской помощи, а также обеспечение доступа к образованию и трудоустройству.
Какие права имеют дети сироты и дети оставшиеся без попечения родителей?
Дети сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, имеют ряд прав, включая право на семью, право на образование, право на здоровье и медицинскую помощь, право на социальное обслуживание, право на защиту от насилия и эксплуатации, право на участие в принятии решений, право на информацию и т. д.
Какие органы власти отвечают за защиту детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей?
За защиту детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, отвечают различные органы власти, включая органы опеки и попечительства, органы социальной защиты населения, образовательные учреждения, медицинские учреждения, правоохранительные органы и другие организации, занимающиеся поддержкой и защитой детей.
Каковы основные принципы политики государства в области социального обеспечения и реабилитации детей сирот?
Основными принципами политики государства в области социального обеспечения и реабилитации детей сирот являются: защита прав детей, обеспечение равных возможностей для развития и самореализации, создание условий для семейного воспитания, предоставление социальной поддержки и медицинской помощи, интеграция детей в общество и принятие решений с их участием.
Какие законодательные акты регулируют правовой статус детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей?
Правовой статус детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей регулируется рядом законодательных актов, включая: Конституцию Российской Федерации, законы о заботе о детях, о социальной защите, о системе образования, о правах ребенка и другие нормативные акты, разработанные на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.
Каковы основные принципы политики государства в области социального обеспечения и реабилитации детей сирот?
Основными принципами политики государства в данной области являются: системность, комплексность, приоритетность интересов ребенка, индивидуальный подход к каждому ребенку, континуитет и последовательность мер по социальной защите.
Какой правовой статус имеют дети сироты и дети оставшиеся без попечения родителей? Какими основными правовыми документами они защищены?
Дети сироты и дети оставшиеся без попечения родителей имеют особый правовой статус, который регулируется рядом правовых актов. Основными документами, защищающими их права, являются: Конституция Российской Федерации, Конвенция ООН о правах ребенка, Федеральный закон "О государственной помощи семьям с детьми", Федеральный закон "О социальном обслуживании граждан в Российской Федерации" и другие.
Каковы основные права и обязанности органов власти, осуществляющих защиту детей сирот и детей оставшихся без попечения?
Органы власти, осуществляющие защиту детей сирот и детей оставшихся без попечения, имеют ряд прав и обязанностей. Они должны обеспечивать социальную защиту, право на развитие и образование, здоровье и безопасность детей. Они также должны осуществлять контроль и надзор за условиями проживания и воспитания детей в учреждениях, предоставлять социальные услуги и помощь родителям, осуществлять профилактическую работу и т.д.