Нарушение письменной речи у учащихся 3-4 классов
Заказать уникальную курсовую работу- 29 29 страниц
- 20 + 20 источников
- Добавлена 24.05.2023
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы нарушения письма у младших школьников 5
1.1 Психофизиологические основы процесса письма младшего школьного возраста 5
1.2 Классификация дисграфии 10
1.3 Причины и признаки дисграфии 14
Глава 2. Методики диагностики нарушений письменной речи у младших школьников 18
Глава 3. Рекомендации по коррекции дисграфии у младших школьников 22
Заключение 27
Список использованных источников 29
Разработка логопедической работы по преодолению дисграфии у школьников может осуществляться в нескольких методических подходах.Первый подход соответствует современной теории логопедии и основан на результатах логопедической диагностики детей с проблемами письма. В основе этого подхода лежит принцип преимущественного воздействия на «слабое» звено или звенья системы письма, их формирование с учетом зоны ближайшего развития ребенка и нормативных возрастных норм[6].Представим несколько ведущих (и традиционных) направлений работы[15]:1) улучшение фонематического различения звуков речи и усвоение их правильного буквенного обозначения на письме - коррекция дисграфии вследствие нарушения фонематического распознавания (или акустической);2) исправление ошибок фонетического произношения и улучшение фонематического различения звуков, усвоение их правильного буквенного обозначения на письме - при коррекции акустико-артикуляционной дисграфии;3) совершенствование способности произвольного речевого анализа и синтеза, умения воспроизводить на письме тонально-слоговую структуру слов и структуру предложений - при коррекции дисграфии на основе несформированного языкового анализа и синтеза;4) совершенствование синтаксических и морфологических обобщений, морфологического анализа словосочетания - при коррекции аграмматическойдисграфии;5) улучшение зрительного восприятия, памяти; пространственные представления; визуальный анализ и синтез; уточнение речевого обозначения пространственных соотношений - при коррекции оптической дисграфии.Второй подход к преодолению дисграфии может осуществляться в соответствии с масштабной коррекционно-развивающей работой школьного логопеда, проводимой по методическим рекомендациям Н.Н. Яковлевой [17].Такой подход имеет не только коррекционную, но и профилактическую направленность и позволяет школьному логопеду охватить большое количество учащихся. В работе одновременно надстраиваются все компоненты речевой системы - звуковая сторона речи на первом этапе, лексико-грамматический строй - на втором этапе и на третьем этапе - восполняются пробелы в формировании связной речи.В этом направлении автор выделяет следующие задачи: развитие речемыслительной активности и самостоятельности, формирование полноценных педагогических навыков и рациональных способов организации воспитательной работы, формирование коммуникативных навыков, профилактика или устранение дисграфии[17].Можно выделить и третий подход выделенный И.Н. Садовниковой. Этот подход, как и первый, основан на результатах логопедического обследования детей с дисграфией, что позволяет выявить дефектные связи в функциональной системе письма, изучить характер специфических ошибок письма, а также на основе этого установить руководящие направления логопедической коррекции[14].Среди ведущих И. Н. Садовникова выделяет следующие направления работы по коррекции дисграфии: развитие пространственно-временных представлений; развитие фонематического восприятия и звукового анализа слов; количественное и качественное обогащение словаря; улучшение слогового и морфемного анализа и синтеза слов; усвоение сочетаемости слов и осознанное построение предложений; обогащение фразовой речи учащихся путем ознакомления с явлениями полисемии, синонимии, антонимии, омонимии синтаксических конструкций и др. [14].Все вышеописанные подходы к коррекции дисграфии у младших школьников в первую очередь направлены на совершенствование устной речи и языковых навыков детей, формирование операционально-технологических средств, формирующих базовый организационный уровень определенного вида деятельности - письменной. Это соответствует традиционному пониманию дисграфии в логопедии как письменного отражения неполноценности лингвистического развития младших школьников[17].Корректирующие мероприятия при устранении дисграфии проводятся с использованием различных методов. Выбор и применение того или иного метода определяется характером нарушения письма, содержанием, целями и задачами коррекционно-логопедической работы, этапом работы, возрастом, индивидуально-психологическими особенностями ребенка и др. [10].В методиках коррекции письма мы опираемся на психофизиологический уровень организации письменной речи.Метод схемы слова. Ребенку дается картинка с изображением предмета и готовой словесной схемой. Он называет предмет, изображенный на картинке, а затем звуки слова по порядку. Далее нужно каждый звук соотнести с буквой и записать слово[1].Метод соотнесения начальной буквы со словом и картинкой. Ребенку предлагается подобрать слово (слова) или картинку (картинки) на заданный звук и обозначить звук буквой.Метод Эббингауза (слова с пропущенными буквами). Даются отработанные слова, но с пропущенными буквами. Необходимо заполнить пропущенные буквы, прочитать слово, записать его[6].Метод исправления ошибок (зрительный). Даются слова с ошибками. Написанные слова соотносятся со звучащей моделью слова. Нужно найти и исправить ошибку, правильно написать слово[11].Структурный метод. Учащемуся предлагается слово, в котором необходимо определить количество согласных и гласных по очереди. Далее ребенок составляет схему к слову: согласный – заштрихованный кружок, гласный – контурный. Сначала работа ведется над односложными словами без слияния согласных, затем задача усложняется[16].Помимо использования различных методов работы с младшими школьниками с дисграфией, коррекционная работа должна включать в себя задания разного уровня, отрабатывающие следующие приемы[3]:Итак, на этапе работы с буквами можно предложить детям следующие задания[8]:1) правильно и зеркально назвать буквы, написанные на карточках;2)выкладывание букв из палочек, обращая внимание детей на расположение их элементов;3) ощупывание букв из картона или наждачной бумаги с закрытыми глазами, узнавание их, правильное размещение на столе, придумывание с ними слов;4) составление слов, содержащих определенную букву в определенной позиции.На уровне слогов учащиеся изучают[11]:1) ищут слова, содержащие определенный слог в определенной позиции (начало, середина, конец слова);2) формируют слоги из картинок (например, при изображении кота и облачка слог образуется из первых звуков этих слов «ко»);3) изменяют порядок звуков в слоге (получившийся слог записывают);4) выбирают из слогового ряда только те слоги, которые начинаются на гласный звук или заканчиваются гласным звуком и т.д.Работа со словами предполагает выполнение детьми следующих упражнений[13]:1) отгадывание ребусов и кроссвордов;2) разбиение слов на слоги с выделением ударного слога;3) подбор слов к звуко-слоговым схемам;4) составление из двух слов одно.Работа со словосочетаниями строится таким образом:1) проводят работу по согласованию прилагательных с существительными в роде и числе;2) изменяют глаголы в зависимости от лица;3) подбирают к конкретному глаголу с предлогом существительное;4) выбирают нужный глагол в зависимости от рода и числа существительного и т. д.Работа с предложением[5]:1) дети составляли предложения по схемам;2) обозначить границы предложений в тексте;3) соединить разорванные предложения;4) составлять предложения с определенным количеством слов и т. д.На этапе работы с текстами[17]:1) дети работают с деформированными текстами, в которых предложения с существительными заменены картинками или текст «кляксами»;2) с текстом, в котором нарушен порядок изложения;3) составляют два текста из ряда предложений;4) составляют и пишут рассказ по сюжетной картинке, по серии рисунков, по началу или концу текста, по ключевым словам и т. д.Таким образом, правильно выполненная работа позволит ребенку овладеть процессом звукоразличения, фонематическим слухом, слуховым вниманием, пониманием тесной связи между значением слова и составляющими его звуко-буквами, умением произвольно, осознанно писать слова. После этого можно переходить к формированию письма слов, предложений и текстов.ЗаключениеАктуальность проблемы коррекции нарушений письма у детей младшего школьного возраста не вызывает сомнения, так как письменная речь служит средством дальнейшего приобретения знаний учащимися, а на сегодняшний день количество детей, имеющих нарушения письменной речи, возрастает.В своей работе мы показали особенности письменной речи детей младшего школьного возраста, причины нарушений письменной речи, а также трудности, с которыми сталкиваются педагог и логопед в процессе обучения младших школьников.Дисграфия — частичное расстройство письма, проявляющееся стойкими повторными ошибками и обусловленное несформированностью высших психических процессов, участвующих в процессе письма.Дисграфия связана с трудностями в реализации трех основных принципов русской орфографии: фонетического, морфологического и традиционного (исторического). Различают также три группы причин: конституциональные предпосылки (наследственность), энцефалопатические расстройства, вызванные вредными воздействиями во внутриутробном периоде, неблагоприятные социальные факторы внешней среды.Систематическая, специально организованная коррекционная работа по устранению дисграфических ошибок у младших школьников позволяет формировать все коммуникативные и речевые умения учащихся, направленные как на восприятие готового текста, так и на создание собственных.При коррекции дисграфии большое место занимают письменные упражнения, закрепляющие дифференциацию звуков. Большое внимание уделяется уточнению и дифференциации оптических образов смешиваемых звуков. Словарная работа играет важную роль в коррекциидисграфии. Уточнение и обогащение словаря происходит в основном в процессе обработки прочитанных слов, предложений и текстов.По результатам проведенной работы хотелось бы сказать, что очень важно вовремя выявить причины самых первых затруднений при письме, которые возникают у ребенка в период овладения им грамотой, чтобы уметь немедленно оказать ему целенаправленную поддержку. Однако гораздо важнее распознать признаки возможных трудностей с письмом до начала обучения чтению и письму (т.е. в дошкольном возрасте), чтобы своевременно предупредить эти трудности в процессе коррекции, так как процесс коррекции дисграфии требует больших усилий при ее устранении.Список использованных источниковАхутина, Т.В. Нейропсихологическая диагностика, обследование письма и чтения младших школьников / Т.В. Ахутина. - М.: Секачев В., 2019. - 344 c.Бурина, Е.В. Преодоление нарушений письма у школьников. 1-5 классы. Традиционные подходы и нестандартные приемы / Е.В. Бурина. - М.: Каро, 2020. - 462 c.Воронина, Т. П. Дисграфия, или почему ребенок плохо пишет? / Т.П. Воронина, Т.В. Попова. - М.: Феникс, 2019. - 663 c.Гайдина, Л.И. Логопедические упражнения. Исправление нарушений письменной речи. 1–4 классы / Л.И. Гайдина. - М.: ВАКО, 2018. - 632 c.Иншакова, О.Б. Нарушения письма и чтения: теоретический и экспериментальный анализ. / под ред. О. Б. Иншаковой. - Москва: НИИ шк. технологий: В. Секачев, 2008. - 140 с.Коваленко, О. М. Коррекция нарушений письменной речи у учащихся младших классов общеобразовательной школы / О.М. Коваленко. - М.: Астрель, АСТ, Транзиткнига, 2019. - 160 c.Крутецкая, В. А. 90 эффективных упражнений для исправления дисграфии / В.А. Крутецкая. - М.: ИД Литера, 2019. - 460 c.Кугач, А.Н. Играй с пользой и умом. Игровые программы для младших школьников / А.Н. Кугач. - М.: Феникс, 2011. - 829 c.Лалаева, Р. И. Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников / Р.И. Лалаева, Л.В. Венедиктова. - М.: Союз, 2018. - 224 c.Мазанова, Е. В. Коррекция аграмматическойдисграфии. Конспекты занятий для логопеда / Е.В. Мазанова. - М.: Гном, 2018. - 128 c.Мальм, М.В. Дисграфия. Учусь различать буквы. 1-4 классы. Учебно-практическое пособие. ФГОС / Мальм Марина Викторовна. - М.: Феникс, 2018. - 624 c.Мищенкова, Л.В. 50 развивающих занятий с младшими школьниками / Л.В. Мищенкова. - М.: Феникс, 2020. - 452 c.Резниченко, Т.С. Логопедическая энциклопедия для родителей младших школьников / Т.С. Резниченко. - М.: АСТ, 2019. - 139 c.Садовникова, И. Н. Дисграфия, дислексия. Технология преодоления / И.Н. Садовникова. - М.: Парадигма, 2018. - 280 c.Трубникова, Н.М. Коррекция нарушений звукопроизношения у младших школьников, страдающих детским перебральным параличом и олигофренией/ Н.М. Трубников. - Москва, 1988. - 198 с.Чистякова, О.В. 30 занятий по русскому языку для предупреждения дисграфии. 3-4 классы / О.В. Чистякова. - М.: Литера, 2018. - 199 cЯковлева, Н.Н. Коррекция нарушений письменной речи / Яковлева Надежда Николаевна. - М.: Каро, 2018. - 826 c.Ашева, О. Г. Программа логопедического сопровождения учащихся с нарушением письма и чтения «Классные гласные» / О. Г. Ашева, С. П. Дмитрачкова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 25 (315). — С. 377-381. — URL: https://moluch.ru/archive/315/66229/ (дата обращения: 22.04.2023).Деткина, Ю. А. Изучение нарушений письменной речи у детей в отечественной и зарубежной литературе / Ю. А. Деткина. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 25 (367). — С. 412-414. — URL: https://moluch.ru/archive/367/82448/ (дата обращения: 22.04.2023).Копрова, Т. П. Проблемы дисграфии в психолого-педагогической литературе / Т. П. Копрова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 3 (62). — С. 103-108. — URL: https://moluch.ru/archive/62/9639/ (дата обращения: 22.04.2023).
1. Ахутина, Т.В. Нейропсихологическая диагностика, обследование письма и чтения младших школьников / Т.В. Ахутина. - М.: Секачев В., 2019. - 344 c.
2. Бурина, Е.В. Преодоление нарушений письма у школьников. 1-5 классы. Традиционные подходы и нестандартные приемы / Е.В. Бурина. - М.: Каро, 2020. - 462 c.
3. Воронина, Т. П. Дисграфия, или почему ребенок плохо пишет? / Т.П. Воронина, Т.В. Попова. - М.: Феникс, 2019. - 663 c.
4. Гайдина, Л.И. Логопедические упражнения. Исправление нарушений письменной речи. 1–4 классы / Л.И. Гайдина. - М.: ВАКО, 2018. - 632 c.
5. Иншакова, О.Б. Нарушения письма и чтения: теоретический и экспериментальный анализ. / под ред. О. Б. Иншаковой. - Москва: НИИ шк. технологий: В. Секачев, 2008. - 140 с.
6. Коваленко, О. М. Коррекция нарушений письменной речи у учащихся младших классов общеобразовательной школы / О.М. Коваленко. - М.: Астрель, АСТ, Транзиткнига, 2019. - 160 c.
7. Крутецкая, В. А. 90 эффективных упражнений для исправления дисграфии / В.А. Крутецкая. - М.: ИД Литера, 2019. - 460 c.
8. Кугач, А.Н. Играй с пользой и умом. Игровые программы для младших школьников / А.Н. Кугач. - М.: Феникс, 2011. - 829 c.
9. Лалаева, Р. И. Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников / Р.И. Лалаева, Л.В. Венедиктова. - М.: Союз, 2018. - 224 c.
10. Мазанова, Е. В. Коррекция аграмматической дисграфии. Конспекты занятий для логопеда / Е.В. Мазанова. - М.: Гном, 2018. - 128 c.
11. Мальм, М.В. Дисграфия. Учусь различать буквы. 1-4 классы. Учебно-практическое пособие. ФГОС / Мальм Марина Викторовна. - М.: Феникс, 2018. - 624 c.
12. Мищенкова, Л.В. 50 развивающих занятий с младшими школьниками / Л.В. Мищенкова. - М.: Феникс, 2020. - 452 c.
13. Резниченко, Т.С. Логопедическая энциклопедия для родителей младших школьников / Т.С. Резниченко. - М.: АСТ, 2019. - 139 c.
14. Садовникова, И. Н. Дисграфия, дислексия. Технология преодоления / И.Н. Садовникова. - М.: Парадигма, 2018. - 280 c.
15. Трубникова, Н.М. Коррекция нарушений звукопроизношения у младших школьников, страдающих детским перебральным параличом и олигофренией / Н.М. Трубников. - Москва, 1988. - 198 с.
16. Чистякова, О.В. 30 занятий по русскому языку для предупреждения дисграфии. 3-4 классы / О.В. Чистякова. - М.: Литера, 2018. - 199 c
17. Яковлева, Н.Н. Коррекция нарушений письменной речи / Яковлева Надежда Николаевна. - М.: Каро, 2018. - 826 c.
18. Ашева, О. Г. Программа логопедического сопровождения учащихся с нарушением письма и чтения «Классные гласные» / О. Г. Ашева, С. П. Дмитрачкова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 25 (315). — С. 377-381. — URL: https://moluch.ru/archive/315/66229/ (дата обращения: 22.04.2023).
19. Деткина, Ю. А. Изучение нарушений письменной речи у детей в отечественной и зарубежной литературе / Ю. А. Деткина. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 25 (367). — С. 412-414. — URL: https://moluch.ru/archive/367/82448/ (дата обращения: 22.04.2023).
20. Копрова, Т. П. Проблемы дисграфии в психолого-педагогической литературе / Т. П. Копрова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 3 (62). — С. 103-108. — URL: https://moluch.ru/archive/62/9639/ (дата обращения: 22.04.2023).
Вопрос-ответ:
Какие основные причины и признаки нарушения письменной речи у младших школьников?
Основные причины нарушения письменной речи у младших школьников могут быть связаны с плохой координацией движений руки, недостаточным развитием мелкой моторики, недостаточным опытом и практикой в письме. Признаки нарушения письменной речи могут включать нечеткое написание букв, неправильное расстановку пробелов, неравномерность размеров букв и неконсистентность в написании.
Какие методики используются для диагностики нарушений письменной речи у младших школьников?
Для диагностики нарушений письменной речи у младших школьников используются различные методики, такие как анализ письма, контрольные работы, задания на написание текстов, анализ ошибок и общая оценка уровня письменных навыков. Также могут применяться тесты на моторику руки и визуально-моторную координацию.
Какие рекомендации по коррекции дисграфии у младших школьников?
Рекомендации по коррекции дисграфии у младших школьников могут включать занятия по развитию мелкой моторики, тренировки по правильному написанию букв и слов, использование специальных упражнений и игр для улучшения письменных навыков, а также индивидуальная работа с ребенком, направленная на устранение конкретных ошибок и недочетов в письменной речи.
Какие психофизиологические основы процесса письма младшего школьного возраста?
Психофизиологические основы процесса письма младшего школьного возраста связаны с развитием моторных навыков и координации движений руки, а также с развитием внимания и памяти. В этом возрасте дети начинают осваивать письменные навыки, формируются нейронные связи, ответственные за письмо, и развивается мозговая активность, необходимая для успешного выполнения письменной работы.
Какие основные психофизиологические основы процесса письма у младших школьников?
Психофизиологические основы процесса письма у младших школьников включают в себя развитие моторики руки и пальцев, координацию движений, зрительное восприятие и концентрацию внимания. В этом возрасте дети только начинают осваивать навык письма, поэтому особенно важно создать для них подходящие условия и обеспечить необходимую практику.
Какова классификация дисграфии у младших школьников?
Дисграфия у младших школьников может быть разделена на два вида: дисграфия моторно-кинестетическая и дисграфия графическая. Дисграфия моторно-кинестетическая связана с нарушениями моторики руки, слабой координацией движений, затрудненным долговременным удержанием письма. Дисграфия графическая имеет отношение к нарушениям восприятия и воспроизведения графических образов.
Какие причины и признаки дисграфии у младших школьников?
Причинами дисграфии у младших школьников могут быть генетические факторы, задержка психомоторного развития, отсутствие навыков письма, недостаточная практика, нарушения в организации процесса обучения. Признаки дисграфии могут включать нечеткое и неровное письмо, плохую линию, трудности с написанием букв и слов, неправильные сочетания звуков и т.д.
Какие существуют методики диагностики нарушений письменной речи у младших школьников?
Для диагностики нарушений письменной речи у младших школьников используются различные методики, такие как «Анализ сензомоторных нарушений», «Тестирование письменного навыка», «Методика оценки качества навыка письма» и другие. Эти методики позволяют выявить особенности развития детей в области письма и определить необходимые коррекционные мероприятия.
Какие психофизиологические основы процесса письма у младших школьников?
У младших школьников психофизиологические основы процесса письма развиваются постепенно. В этом возрасте формируются мелкая моторика, координация движений, графическое восприятие и внимание. Однако, у некоторых детей могут возникать нарушения в этих процессах, что может привести к трудностям в овладении письменной речью.
Какие классификации дисграфии существуют?
Существует несколько классификаций дисграфии. Одна из них основывается на типе нарушения письма и включает дисграфию моторного типа, дисграфию сенсомоторного типа и дисграфию апрактического типа. Другая классификация основывается на причинах нарушений и включает органическую дисграфию, гравитационную дисграфию, сенсибилитивную дисграфию, эмоционально-волевую дисграфию и др.
Какие рекомендации по коррекции дисграфии можно предложить для младших школьников?
Для коррекции дисграфии у младших школьников можно рекомендовать использование специальных упражнений для развития мелкой моторики и координации движений. Также полезно проводить занятия по графическому восприятию и вниманию. Важно помнить о позитивном подходе к ребенку и поддержке его интереса к письму.