Профилактика девиантного поведения подростков средствами физической культуры
Заказать уникальный реферат- 22 22 страницы
- 0 + 0 источников
- Добавлена 24.05.2023
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
ГЛАВА 1. РАЗВИТИЕ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ПОДРОСТКОВ 4
1.1. Краткая характеристика пубертантного кризиса 4
1.2. Девиантное поведение в подростковом возрасте 7
ГЛАВА 2. ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ МЕТОДЫ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДЛЯ ПРОФИЛАКТИКИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ 12
2.1. Роль физической культуры в профилактике девиантного поведения 12
2.2. Особенности профилакти подростковых девиаций средствами физической культуры 14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 17
ЛИТЕРАТУРА 19
Для привлечения детей и подростков к занятиям спортом можно использовать различные методы. В первую очередь нужно пробудить интерес (рассказы о спорте, знакомство с характерными особенностями различных видов спорта). Когда появляется желание заниматься физической культурой и спортом, следует внушать чувство важности регулярного посещения тренировок, дисциплины и активного участия в соревнованиях. При сформированном интересе к регулярным тренировкам, через поощрение различных видов достижений, следует стимулировать подростка к дальнейшему достижению спортивных целей [18].Для того, чтобы заинтересовать имотивировать к занятиям спортом, педагог, психолог, тренер должны использовать индивидуальный подход, учитывать особенности личности подростка. Одни подростки предпочитают командные виды спорта (футбол, баскетбол), другим интересны бокс, единоборства.Нельзя забывать, что дети должны получать позитивные эмоции от занятий спортом, поэтому они должны быть интересными и разнообразными. Можно включать в тренировки игры и различные соревнования, которые будут приносить детям удовольствие, помогут поддерживать мотивацию и интерес к занятиям.Необходимо создавать дружескую и поддерживающую атмосферу на тренировках. Это поможет подросткам чувствовать себя комфортно и безопасно, что в свою очередь, повысит их мотивацию к занятиям спортом.Важно находить подход к каждому учащемуся, узнавать интересы и потребности, чтобы подобрать оптимальные методы и средства, которые помогут ему достичь лучших результатов.В целом нужно создать условия, которые будут способствовать развитию интереса и желания заниматься спортом. Это доступность спортивных секций (как территориальная, так и экономическая), организация зрелищных спортивных мероприятий, личный пример взрослых. Важно помнить, что занятия спортом должны быть не только полезными, но и интересными и веселыми, чтобы подростки умели удовольствие от этого процесса и продолжали заниматься спортом на протяжении всей жизни.ЗАКЛЮЧЕНИЕПодростковый период является очень сложным для ребенка по нескольким причинам. Во-первых, это время, когда происходит реструктуризация тела подростка, вызванная половым созреванием, что сопровождается «гормональной бурей», физическими изменениями и внутренними переживаниями.Во-вторых, это период, когда формируются социальные роли поведения, характерные для взрослых. Подростки стремятся к независимости и самостоятельности, однако они не всегда готовы к этому, и часто имеют недостаточный жизненный опыт и знания для принятия собственных решений.В-третьих, подростки часто сталкиваются с сложными межличностными отношениями, связанными с самоопределением, поиском себя и изменением социальных ролей. В этот период возникает множество конфликтов с родителями, сверстниками, учителями и другими людьми.Все это создает риск и приводит к различным проблемам, с которыми подростку очень сложно справиться. Так, повышенный уровень стресса может негативно сказаться на успеваемости и общем развитии, привести к конфликтам в школе и семье. Неумение управлять своими эмоциями и межличностными отношениями может привести к депрессии, тревоге, наркомании и др. Подросток попадает в замкнутый круг, где внутренние проблемы усугубляют внешние, и наоборот. При неблагоприятном сочетании условий (биологических, психических, социальных) у подростков возрастает риск ДП . ДПвсегда связано с несоответствием поступков, действий, видов деятельности установленным нормам, общепринятым правилам поведения, целевым установкам и ценностям. Риск развития ДП значительно снижается при: улучшении психологического климата в семье, социальной активности подростка, расширении круга интересов, занятиях спортом, успехах в какой-либо деятельности. Физическая культура играет важную роль в формировании здорового и гармоничного развития личности. Она оказывает многостороннее влияние на личность подростка, позволяет улучшить многие аспекты его жизни и уменьшить риск попадания в ДП:– Улучшение самооценки и уверенности в себе. Подростки могут чувствовать себя более уверенно, улучшать свою физическую форму и достигать своих целей, получать больше удовлетворения от жизни и.– Уменьшение стресса и тревожности. Физическая активность помогает снизить уровень кортизола - гормона стресса, и увеличить уровень эндорфинов - гормонов счастья. Это улучшает настроение, уменьшает тревожность, стабилизирует психофизиологическое состояние. Развитие социальных навыков. Подростки учатся работать в команде, уважать других и соблюдать правила, что способствует лучше социальной адаптации.Снижение риска употребленияпсихоактивных веществ (табака, алкоголя, наркотиков). Принятие концепции здорового образа жизни и овладение новыми стратегиями совладания со стрессом вырабатывает отрицательное отношение к употреблению веществ, уменьшаетвероятность, что возникнет желание их попробовать. Таким образом, физическаякультура –сфера толерантного и гуманистического воспитания – заслуженно признана специалистами как эффективное направление профилактики ДП в подростковом возрасте. ЛИТЕРАТУРАВолков, Б.С. Психологияподростка: учебн. пособие. — М.: Академическийпроект, 2017. —240 с. – С. 96.Ерофеева, М. А. Психолого-педагогическиедетерминанты профи-лактикидевиантногоповедения несовершеннолетних / М.А.Ерофеева // Рос. девиантол. журн. – 2022. – № 2(2). – С. 236-242.Картавцева, Я. А. Девиантное поведениеподростков и его профилактика/ Я. А. Картавцева, К. М. Чистохина // Иннов. дискурс развит. соврем. науки и технол. – 2023. – С. 42-46.Комкин, А. В. Внешние факторы, провоцирующие отклоняющиеся поведение подростков //Проблемы профилактики социально опасного поведения. – 2019. – С. 267.Конева, А. С. Факторный анализ девиантного поведения подростков / А. С. Конева // Актуальные вопросы совр. образования: сб. статей III Междунар. науч.-практ. конф., – Петрозаводск, 2023. – С. 15-22.Корячкин, М. А. Физическаякультура испорт как профилактика пре-ступлений/ М. А. Корячкин // Научныеисследования в современноммире. Теория ипрактика : Сб. избр. ст. Всерос. (нац.) науч.-практ. конф., Санкт-Петербург, 10 мая 2022 г. – СПб.: ЧНОУ ДПО ГНИИ «НАЦРАЗВИТИЕ», 2022. – С. 92-94.Крайг Г. Психологияразвития / Г. Крайг, Д .Бокум — СПб.: Питер, 2005. — 940 сКутергина, А. Н. Коррекция девиантногоповедения студентовсред-ствами физическойкультуры испорта / А. Н. Кутергина // Международная науч.-техн. конф. молодых ученых БГТУ им. В.Г. Шухова, по-священная 300-летию Рос. акад. наук : Нац. конф. с междунар. участием, Белгород, 18–20 мая 2022 г. Т. Ч. 18. – Белгород: БелГТУ им. В.Г. Шухова, 2022. – С. 554-557.Маклакова Т. В. Профилактикадевиантного поведениясовременных подростков средствами физической культуры и спорта / Т. В. Макла-кова // Образование, воспитание и педагогика: традиции, опыт, инновации: сб. ст. II Всерос. науч.-практ. конф., Пенза, 30 апр. 2020 г. – Пенза, 2020. – С. 51-53.Машошина, Я. Д. Вовлечениенесовершеннолетних "группы риска" в занятиеспортом как условияпрофилактики девиации / Я. Д. Машо-шина, Т. Г. Созинова // Инновационныйй потенциал молодежи:cспорт, культура, образование : сб. науч. тр. – Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2022. – С. 328-332.Мегрикян И.Г. Методика проведения профилактических физкуль-турно-спортивных мероприятиййв целях нивелирования агрессив-ного поведения молодежи / И.Г. Мегрикян, Н.В. Иванова, К.Р. Са-акова // Физическая культура, спорт - наука и практика. - 2022. - №1. – С.96-101.Мужиченко, М. В. Исследование состояниявысшейнервноййдея-тельности школьниковв пубертатный период / М.В. Мужиченко // LogosetPraxis. –2008.– №2.- С. 157-152Мышева, Т. П. Рекомендации попрофилактике и коррекции девиант-ногоповедения подростков спомощью организации свободного времени (на примере занятиййспортом) / Т. П. Мышева, М. А. Диденко // Предупреждение и преодоление дезадаптациинесовершеннолет-них - центральная проблема социальной педагогики. – 2022. – С. 103.Панов, Е. В. Физическаякультура и спорткак средство минимиза-ции девиантногоповедения вподростковом возрасте / Е. В. Панов, В. А. Филиппович // Рос. девиантол. панорама: теория и практика : материалы междунар. науч.-практ. конференции.- СПб : Санкт-Петербургский университет МВД России, 2022. – С. 269-273.Ткаченко, Е. С. Физическая культура как средство профилактики негативных явлений в молодежной среде / Е. С. Ткаченко, М. В. Борисова, А. Ю. Мусохранов // Наука в современном мире: результаты исследований и открытий : сб. науч. тр. по материалам III Междунар. науч.-практ. конф., Анапа, 10 мая 2022 г. – Анапа, 2022. – С. 82-87.
2.
3. Волков, Б.С. Психология подростка: учебн. пособие. — М.: Академический проект, 2017. —240 с. – С. 96.
4.
5. Ерофеева, М. А. Психолого-педагогические детерминанты профи-лактики девиантного поведения несовершеннолетних / М.А.Ерофеева // Рос. девиантол. журн. – 2022. – № 2(2). – С. 236-242.
6. Картавцева, Я. А. Девиантное поведение подростков и его профилактика/ Я. А. Картавцева, К. М. Чистохина // Иннов. дискурс развит. соврем. науки и технол. – 2023. – С. 42-46.
7. Комкин, А. В. Внешние факторы, провоцирующие отклоняющиеся поведение подростков //Проблемы профилактики социально опасного поведения. – 2019. – С. 267.
8. Конева, А. С. Факторный анализ девиантного поведения подростков / А. С. Конева // Актуальные вопросы совр. образования: сб. статей III Междунар. науч.-практ. конф., – Петрозаводск, 2023. – С. 15-22.
9. Корячкин, М. А. Физическая культура и спорт как профилактика пре-ступлений / М. А. Корячкин // Научные исследования в современном мире. Теория и практика : Сб. избр. ст. Всерос. (нац.) науч.-практ. конф., Санкт-Петербург, 10 мая 2022 г. – СПб.: ЧНОУ ДПО ГНИИ «НАЦРАЗВИТИЕ», 2022. – С. 92-94.
10. Крайг Г. Психология развития / Г. Крайг, Д . Бокум — СПб.: Питер, 2005. — 940 с
11. Кутергина, А. Н. Коррекция девиантного поведения студентов сред-ствами физической культуры и спорта / А. Н. Кутергина // Международная науч.-техн. конф. молодых ученых БГТУ им. В.Г. Шухова, по-священная 300-летию Рос. акад. наук : Нац. конф. с междунар. участием, Белгород, 18–20 мая 2022 г. Т. Ч. 18. – Белгород: БелГТУ им. В.Г. Шухова, 2022. – С. 554-557.
12. Маклакова Т. В. Профилактика девиантного поведения современных подростков средствами физической культуры и спорта / Т. В. Макла-кова // Образование, воспитание и педагогика: традиции, опыт, инновации: сб. ст. II Всерос. науч.-практ. конф., Пенза, 30 апр. 2020 г. – Пенза, 2020. – С. 51-53.
13. Машошина, Я. Д. Вовлечение несовершеннолетних "группы риска" в занятие спортом как условия профилактики девиации / Я. Д. Машо-шина, Т. Г. Созинова // Инновационныйй потенциал молодежи:cспорт, культура, образование : сб. науч. тр. – Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2022. – С. 328-332.
14. Мегрикян И.Г. Методика проведения профилактических физкуль-турно-спортивных мероприятиййв целях нивелирования агрессив-ного поведения молодежи / И.Г. Мегрикян, Н.В. Иванова, К.Р. Са-акова // Физическая культура, спорт - наука и практика. - 2022. - №1. – С.96-101.
15. Мужиченко, М. В. Исследование состояния высшей нервноййдея-тельности школьников в пубертатный период / М.В. Мужиченко // Logos et Praxis. –2008.– №2.- С. 157-152
16. Мышева, Т. П. Рекомендации по профилактике и коррекции девиант-ного поведения подростков с помощью организации свободного времени (на примере занятиййспортом) / Т. П. Мышева, М. А. Диденко // Предупреждение и преодоление дезадаптации несовершеннолет-них - центральная проблема социальной педагогики. – 2022. – С. 103.
17.
18. Панов, Е. В. Физическая культура и спорт как средство минимиза-ции девиантного поведения в подростковом возрасте / Е. В. Панов, В. А. Филиппович // Рос. девиантол. панорама: теория и практика : материалы междунар. науч.-практ. конференции.- СПб : Санкт-Петербургский университет МВД России, 2022. – С. 269-273.
19.
20. Ткаченко, Е. С. Физическая культура как средство профилактики негативных явлений в молодежной среде / Е. С. Ткаченко, М. В. Борисова, А. Ю. Мусохранов // Наука в современном мире: результаты исследований и открытий : сб. науч. тр. по материалам III Междунар. науч.-практ. конф., Анапа, 10 мая 2022 г. – Анапа, 2022. – С. 82-87.